О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

Культура  31 марта 2008 18:50:27

Трамвай «Желание» Теннеси Уильямса

«Текст пьесы – лишь тень спектакля, к тому же довольно нечеткая.… То, что напечатано в книге, не более чем эскиз здания, которое еще не возведено либо уже построено и снесено… Печатный текст – лишь набор формул, по которым должен строиться спектакль. Цвет, изящество, легкость, искусная смена мизансцен, быстрое взаимодействие живых людей, прихотливое, как узор молнии в тучах, - вот что составляет пьесу». «Я романтик, неисправимый романтик…»

Теннеси Уильямс

Photo-1

В середине XX века в американской культуре сложилась нетерпимая ситуация. В то время как на литературных и кинематографических просторах созревал богатый урожай, с драматургией дело обстояло «из рук вон» плохо. Эта нива оказалась худородной, одаренные люди «пыжились» изо всех сил, но их творения были жалкими слепками из русских, английских и французских оригиналов. Театры оставались последними бастионами европейской культуры, над которыми необходимо было водрузить звездно-полосатый флаг. Страна ждала своего героя – своего Шекспира, своего Чехова, а он все не появлялся. И вот в конце сороковых вакантное место было, наконец, занято. Молодого драматурга, переломившего ситуацию коренным образом, звали Теннеси Уильямс – самая мощная сила современной американской драматургии, без которой нет понятия «театр США».

Пьесы Теннеси Уильямса постоянно идут в театрах многих стран и сегодня. По самым известным пьесам поставлены фильмы, причем иногда несколько. Самый известный из них – фильм Элиа Казана «Трамвай «Желание» с Вивьен Ли и Марлоном Брандо. Фильм получил несколько Оскаров и считается лучшей экранизацией Уильямса. Позже была снята еще одна версия, где главную роль исполнила голливудская «звезда» Джессика Ланж. Пьеса «Кошка на раскаленной крыше» была экранизирована в 1958 году с Элизабет Тейлор и Полом Ньюманом в главных ролях. Пола Ньюмана вообще много связывает с творчеством Уильямса. В 1962 году он сыграл главную роль в экранизации пьесы «Сладкоголосая птица юности», а в 1987 поставил фильм «Стеклянный зверинец». В последние годы пьесы Теннеси Уильямса поставил, наверное, каждый второй театр в России, чего не скажешь о нашей с вами родине, где делались лишь жалкие попытки подобных постановок. Произведения Уильямса очень сценичны, красивы и необычны, но при этом сложны для постановки. Каждая премьера очередного спектакля по Уильямсу – это либо громкий провал, либо успех. Наиболее известная постановка пьесы Теннеси Уильямса - «Татуированная роза» режиссера Романа Виктюка с Ириной Мирошниченко в главной роли во МХАТе им. Чехова (существует телеверсия спектакля), которая идет уже более 20 лет.

***

Томас Ланьер Уильямс, впоследствии известный нам как Теннеси Уильямс, родился 26 марта 1911 года в городе Колумбусе, штат Миссисипи. В 1929 году Теннеси поступил в Миссурийский университет в штате Колумбия на факультет журналистики, откуда скоро был отчислен. В последующие годы он учился в Вашингтонском университете и в университете штата Айова. В эти годы Теннеси начал серьезно писать, говорим серьезно, так как первые пробы пера Уильямс делал еще в 14 лет. После окончания учебы, взяв имя Теннеси, он переехал в Новый Орлеан, который стал его любимым городом. Первый настоящий успех пришел к молодому драматургу, когда пьеса «Стеклянный зверинец» была удостоена премии театрального сезона 1944/45 года, присуждаемой Нью-йоркским кружком театральных критиков.

В период с конца 40-х по начало 60-х были написаны самые лучшие и известные пьесы Уильямса. Следующая пьеса «Трамвай Желание» (1947) получила Пулитцеровскую премию. Затем появились "Татуированная роза" (1951), "Лето и дым" (1952), "Кошка на раскаленной крыше" (1955 - вторая Пулитцеровская премия), "Сладкоголосая птица юности" (1959), "Ночь Игуаны" (1961 - премия Нью-йоркского кружка театральных критиков). В 60-е годы у драматурга Уильямса начался творческий кризис. Он начал пить и принимать наркотики. В последующие годы ему удалось выйти из кризиса и продолжить писать пьесы и рассказы, но они уже не имели такого шумного успеха. В прессе часто муссировались подробности из его частной жизни - как известно, Теннеси Уильямс был геем и не делал из этого секрета. 25 февраля 1983 года Теннеси Уильямса нашли мертвым в занимаемом им люксе отеля "Элизе" в Нью-Йорке. Предположительно смерть наступила оттого, что он поперхнулся пластиковой крышечкой от средства против насморка.

Первая пьеса Уильямса, поставленная профессиональным театром, называлась «Битва ангелов». Писатель закончил ее в конце 1939 года. На страницах «Мемуаров» он вспоминает: «Спектакль, который должен был пойти на Бродвее, сняли во время пробного прогона в Бостоне, и какую же щедрость проявила при этом фирма нью-йоркских продюсеров, в то время самая преуспевающая в американском театральном мире и самая почитаемая… Фирма, о которой идет речь, - Тиэтр гилд, спектакль – «Битва ангелов», время действия – накануне рождества 1940 года. Пьеса чересчур «опередила» свое время. Одна из допущенных мною тактических ошибок была в том, что чрезмерная религиозность сочеталась в героине с истерической сексуальностью. Критика и полицейская цензура усмотрели в спектакле нечто вроде бубонной чумы, внезапно обнаружившейся в их городе, точнее – ее театральный эквивалент. Меня вызывали в апартаменты отеля «Риц-Карлтон», расположенного в Бостонском парке. Там собрались все заправилы Тиэтр гилд, за исключением Джона Гасснера, который уговорил их поставить мою пьесу и теперь по понятным причинам отсутствовал…». Уильямсу было предложено 100 долларов, чтобы уехать куда-нибудь и переработать пьесу.

«Битва ангелов» так никогда и не была поставлена. В пятый раз переделанная она превратилась в драму «Орфей спускается в ад». Но то был 1957 год, Теннеси Уильямс уже был назван «величайшим драматургом века». Позади уже были триумфы и абсолютное признание. Впереди – провалы и неудачи.

В 1957 году в Бостоне сняли во время пробного прогона пьесу «Красное, дьявольское, батарейное клеймо». Но автор считал свою пьесу первой политической, которая принадлежала, по его мнению, к четырем лучшим из всех им написанных. Уильямса упрекали в вольном обращении с фактами американской истории после убийства президента Кеннеди. Только в начале 1976 г. спектакль был поставлен Францем Шафранек – учеником Бертольда Брехта (его всегда ценил Уильямс).

Затем в 1977 г. после семи показов пьесы Уильямса «Старый квартал» в театре «Сент-Джеймс» на Бродвее (постановщик Артур Алан Зейделман), она была снята. Это был очередной провал.

В 1963 году умирает от рака возлюбленный Уильямса Фрэнк Мерло. Брат Уильямса Дакин вспоминает об их четырнадцатилетних взаимоотношениях так: «Помимо интимной жизни, которой они оба были довольны, и подлинной привязанности, которую они испытывали друг к другу, эти двое дополняли друг друга, пожалуй, лучше большинства пар мужчин и женщин. Мерло был сведущ и ловок во всех тонкостях будничной жизни, в чем Теннеси был беспомощен. Мерло водил машину, готовил, упаковывал вещи, закупал необходимое, - делал все, освобождая Теннеси от всего, кроме литературы».

Смерть Мерло стала для Уильямса серьезным потрясением. Уильямс не находил в себе сил писать, одновременно развивалась все большая зависимость от кофе, наркотиков и алкоголя, помогавшая подстегнуть воображение. Много времени он проводил в клинике доктора Якобсона, где лечиться у знаменитого психиатра Леви. Но именно в это время Уильямс написал богатую символами современную аллегорию «Царствие земное».

А в лучшие свои времена (1947 г.) была написана самая сильная и глубоко психологическая драма «Трамвай «Желание».

Пьеса Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание» стала первой «серьезной» американской драмой, получившей мировое признание. Как во всяком классическом произведении, с годами в пьесе открываются новый смысл и значение, чего не скажешь о такой популярной сегодня «легкой литературе». Пьеса стала и обошла все сцены мира. Именно она определила на долгие годы вперед темы, мысли и идеалы автора. «Трамвай «Желание» - классика американского театра. «Если бы у нас был национальный репертуарный театр, - писал в 1948 г. Гарольд Клермен, - то эта пьеса, без сомнения, была бы среди тех немногих, которые достойны занять в нем постоянное место. Сила ее воздействия особенно велика потому, что это, по существу, единственная пьеса, которая говорит и о личности, и об обществе и целиком является порождением нашей сегодняшней жизни».

За прошедшие годы многое изменилось в обществе, литературе, театре Америки. Неизменным осталось одно – величие драмы Уильямса. «Нет сегодня пьесы, которая хоть бы отдаленно могла сравниться с масштабом «Трамвая «Желание», да, и не было написано ничего подобного на Западе за всю вторую половину XX века», - писал американский критик Джон Саймон.

В этой пьесе схвачена драма смятенного человека, порожденная всем укладом жизни в обществе. На убогую окраину огромного города, в дом к Стэнли Ковальскому приезжает сестра его жены – Бланш Дюбуа. Для нее дом Ковальских – последнее пристанище. В прошлом – бестолковая, трудная, несчастная жизнь. Когда-то была «Мечта» - родовое поместье. Стелла, ее сестра, в свое время уехала в Нью-Орлеан искать свою судьбу. Бланш осталась в поместье и боролась за существование. Позади – неудачное замужество (муж оказался гомосексуалистом, покончил с собой, узнав, что Бланш раскрыла его тайну); потеря честного имени; в отчаянии Бланш приезжает к сестре. Надежды на устройство личной судьбы почти нет. Стелла стала чужой. Когда сестра уезжает в родильный дом, Стэнли насилует Бланш, и Бланш сходит с ума…

Уильямс ясно проводит мысль о том, что одиночество Бланш не результат ее сексуальной распущенности, а следствие социальных условий. Представительница выродившейся южной аристократии, Бланш Дюбуа не приемлет мир Стэнли Ковальского. Автор не случайно делает своих героев наследниками южных плантаторов. В современной Америке аристократия Юга составляет незначительную часть общества. Она давно не формирует ни мнений, ни вкусов. Уильямс свободен от «комплекса южанина» - печали по прошлому «величию» рабовладельческой аристократии. Он не идеализирует Юг и не противопоставляет его современному миру как совершенное по своей организации общество. Но в аристократке с рождения, южанке Бланш Дюбуа Уильямс находит воплощение идеала духовной изысканности, изощренности. Бланш не только не приемлет мир Стэнли, она теряется в нем. Ей нет места в современном американском обществе: время южной аристократии истекло, и она гибнет. Но дело не только в том, что Бланш – тонкое, чуткое существо, предрасположенное к разладу со средой; Бланш обречена на катастрофу. Тонкость чувств (как и ее испорченность) делает ее нежелательной гостьей в мире «среднего человека». Культура, утверждает Уильямс, обречена на гибель перед лицом появившегося жизнеспособного, вульгарного «массового человека», подчиненного всякого рода регламентациям, но уверенного в себе. Для Уильямса Бланш и Стэнли – социальные символы.

Как точно пишет Г. Клермен, «Стэнли – воплощение животной силы, жестокой жизни, не замечающей и даже сознательно презирающей все человеческие ценности…. Он – тот маленький человек, о которого разбиваются все попытки создать более разумный мир, к которому должны привести нас мысль, сознание и более глубокая человечность…. Его интеллект создает почву для фашизма, если рассматривать последний не как политическое движение, а как состояние бытия».

Ведущее место в художественном строе драмы «Трамвай «Желание» занимает проблема существования в реальности идеала утонченной духовной красоты, разбивающейся вдребезги от натиска иного жизненного уклада и бессердечия. Элиа Казан, знаменитый американский режиссер, первым поставивший пьесу в 1947 году, – чутко уловил тему крушения хрупкой внутренней человеческой красоты и ее несовместимости с жестоким ординарным миром «массового человека». И подчинил свой замысел авторской мысли.

Уильямс начал писать пьесу зимой 1944/1945 года в Чикаго. Тогда он закончил только одну сцену о том, как Бланш в одиночестве просиживает у окна в свете луны, ожидая красавца, который придет и увезет ее с собой из этого душного южного города. Сцена называлась «Бланш в лунном свете».

«Потом я прекратил писать потому, что находился в невероятно подавленном состоянии, трудно работать, когда мысли далеко. Я решил не пить кофе и устроил себе отдых на несколько месяцев и, действительно, скоро пришел в себя. В те дни у меня была сильная воля, теперь – нет, и я был счастлив в ту зиму в Чикаго», - вспоминал Уильямс.

Над пьесой он работал с утра до вечера, запоем, потом уехал в Нью-Орлеан и там продолжал писать. Летом 1946 года рискнул прочесть ее своим друзьям – Марго Джонс (помощнице режиссера при постановке «Стеклянного зверинца») и ее приятельнице. Пьесу назвал «Покерная ночь». Друзья были в восхищении. Но Уильямс поглядывал на листы писчей бумаги и в тишине небольшого номера отеля «Ла-Конча» в местечке Ки-Уэст вновь стал переписывать пьесу.

Летом 1947 года он приехал в Нью-Йорк и попал на премьеру драмы Артура Миллера «Все мои сыновья» в постановке Элиа Казана. Режиссер привел его в восторг. Он умолял своего театрального агента Одри Вуд и продюсера Айрин Селзник пригласить Казана на постановку «Трамвая». Помогла Молли Дей Течер, жена режиссера. Она прочла пьесу и убедила мужа. Так началось содружество Теннеси Уильямса и Элиа Казана. Но драматург понимал, что успех зависит, прежде всего, от исполнителей ролей Бланш и Стэнли. Их искали долго и безуспешно.

Уильямс рассказывал: «И вдруг я получил телеграмму от Казана о том, что он открыл молодого актера, по его мнению, талантливого, и он хочет, чтобы тот прочел мне роль Стэнли. Мы прождали два дня или три, но молодой человек по имени Марлон Брандо не появился. Я уже перестал ждать, и тогда он приехал вечером с молоденькой девушкой, почти ребенком. Удивившись, что в квартире темно – не было света, - он немедленно починил электричество – думаю, просто опустил пенни в световой предохранитель. Тогда это был очень красивый молодой человек из тех, что редко встречаешь в жизни… Он сел в углу и начал читать роль Стэнли. Я подавал ему реплики. Не прошло и десяти минут, как Марго вскочила и закричала: «немедленно звони Казану, это величайшее чтение, какое я когда-либо слыхала, иначе я уеду из Техаса». Брандо, кажется, слегка улыбнулся, но не показал никакой приподнятости, во всяком случае, той, что мы чувствовали. Роль Ковальского была первой большой ролью, сыгранной им на сцене, все остальные – на экране. Жаль, потому что у Брандо на сцене есть то волшебство, что напоминает дар Лоретты Тейлор, с ее властью над залом.… Почему-то Брандо был со мной всегда застенчив. На следующее утро он не проронил ни слова, и в молчании мы вернулись назад. Итак, на роль Стэнли Ковальского актер был найден. Надо было найти Бланш. Меня вызвали в Нью-Йорк послушать Маргарет Саливен. Мне казалось, она не подходит, почему-то она мне запомнилась с теннисной ракеткой в руке, я сомневался, что Бланш когда-либо играла в теннис. Она прочла еще раз, и сколько раз она ни читала, теннисная ракетка незримо стояла передо мной. Маргарет была прелестным существом, но актрисой без своего «я». Айрин пришлось передать ей, что мы глубоко благодарны, но. … Потом я услышал имя актрисы, которая была мне совсем неизвестна, - Джессика Тэнди. Она прославилась на побережье в моей одноактной пьесе «Портрет Мадонны»… Как только я ее увидел, мне стало ясно, что Джессика – это Бланш».

Премьера состоялась в Театре «Этель Бэрримор» в Нью-Йорке 3 декабря 1947 года. Спектакль прошел 855 раз. Среди бесчисленных исполнителей на сценах Европы и Америки критика всегда выделяла англичанку Джессику Тэнди как непревзойденную исполнительницу роли Бланш. Роль адской трудности и создана, как говорится, для «больших актрис». Правда, не многим из них выпала удача сыграть такую роль.

Наступил 1951 год – знаменательная дата в истории американского кино. В этом году закончилось долголетнее противостояние Голливуда и телевидения. Голливуд признал свое поражение в борьбе за зрителя и полностью капитулировал перед своим молодым и удачливым конкурентом, к которому питал глубокую и непоколебимую неприязнь. Настала эра нежнейшей дружбы и взаимовыгодного сотрудничества.

И именно в 1951 году на экраны вышел фильм «Трамвай «желание» (права на экранизацию фильма купила компания «Уорнер бразерс»), поставленный Элиа Казаном, с Марлоном Брандо и знаменитой Вивьен Ли в роли Бланш. Абсолютного признания в этой роли актриса не получила, хотя ее очарование и трагический стиль всегда были дороги сердцу Уильямса. По его мнению, Вивьен Ли с удивительной естественностью раскрыла напряженный душевный мир своей героини. Выбор актрисы на роль Бланш был определен тем, что Вивьен Ли – английская актриса, – снискавшая любовь и восторги американцев в образе Скарлетт О’Хары, сыграла в пьесе Теннеси Уильямса на лондонской сцене. Спектакль поставил ее муж – знаменитый Лоуренс Оливье. Ему самому пьеса не понравилась. Он находил ее скучной и грубой. Его прельстил легко прогнозируемый коммерческий успех, поскольку вокруг пьесы разгорелась полемика. Палата общин признала ее «низкой и отвратительной», а подобные заявления, как правило, разжигают зрительский ажиотаж. Лоуренс Оливье оказался провидцем. Спектакль шел при переполненных залах. Критики, бросавшие упреки в аморальности, раздули невиданное пламя общественного интереса.

Несмотря на протесты из-за океана, Вивьен Ли переосмыслила образ своей героини. Она превратила героиню в жертву обстоятельств, затравленного зверька, который повсюду просит защиты и видит лишь алчные глаза хищников. Лондонская пресса окрестила постановку «Трамвай «Вивьен», намекая, что актриса «тянет одеяло на себя» и в ее тени не видно других актеров.

Поначалу фильм хотели сделать точной копией спектакля Элиа Казана. И это бы удалось, если бы у Вивьен Ли не было иных ланов. Она сумела убедить режиссера, что ее трактовка образа Бланш намного интереснее, а главное человечнее. Казан согласился с этим не без внутренней борьбы. Но Вивьен была столь убедительна, доказывая свою правоту, и играла с такой самоотдачей, что режиссер пошел на попятную.

Пьеса Теннеси Уильямса оказалась судьбоносной и для Марлона Брандо. «Трамвай» довез его от Бродвея до Голливуда – критики назвали его игру блистательной. По их мнению, 23-летний юноша с бронзовым бюстом и могучими бицепсами идеально смотрелся в образе эгоцентричного самца Стэнли Ковальского. Брандо говорил, что просто играл себя в предлагаемых обстоятельствах. Это не было проявлением скромности. Это была первая демонстрация характера. Он с вызовом заявил, что вовсе не играл свирепое, неконтролируемое животное, способное разнести все вокруг. Он просто был этим животным.

На съемочной площадке между Вивьен Ли и Марлоном Брандо сложились отношения, которые можно было определить как «вооруженный нейтралитет». Оба играли страстно, но, когда съемка заканчивалась, расходились по домам, холодно кивнув, друг другу на прощание. Взаимную антипатию актеры не выставляли напоказ, но не могли преодолеть или хотя бы скрыть от окружающих. Картина Элиа Казана была выдвинута на соискание премии американской киноакадемии по 12-ти номинациям. «Оскары» получили: Вивьен Ли как лучшая актриса года, Карл Молдэн и Ким Хантер как лучшие актеры второго плана.

Со дня премьеры прошли десятилетия. За эти годы об Уильямсе спорили в печати, его восхваляли, уничтожали, называли гением, хоронили заживо. Все было, и только «Трамвай «Желание» с его тревожной романтикой и горькой реальностью катился по подмосткам мира, лишь слегка замедляя ход в 60-е годы, чтобы ворваться в 70-е с грохотом и шумом. Драматург вновь заполонил сцены Америки и Европы. Похоже, что Бланш навсегда поселилась на сцене. Позже в США ее сыграли Розмари Харрис, Ширли Найт.

Феномен Уильямса в его произведениях, которые поглощают своего читателя, зрителя целиком и полностью, заставляя задумываться о окружающем и переосмысливать жизнь…

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 41224
delete
Наталья Костылева
Наталья Костылева, Киев, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +3
Всего комментариев: 4, Всего рецензий: 8
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

21:29 31/03/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Спилберг 'Киев'
Спасибо, Наталья, снова радуете нас просто потрясным чтивом. Узнал очень много нового. Побольше бы таких глубоких материалов на ХВ!
00:09 01/04/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Наталия, очень-очень интересно... честно говоря, не жалею того времени, что потратила не на сон... и оформление, и сама начинка материала...просто - блеск...
09:50 01/04/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Муза Лисичка 'Винница'
О Вильямсе знают многие, но очень мало, он так и остался терра инкогнита в нашей стране. Спасибо, что подняли эту непередаваемо интересную тему. Прочитав сегодня многое на ХВ считаю, что это лучший материал на сегодня и по информативности, и по стилю выклада. Не могу ничего советовать, но редакция могла бы учесть умение автора делать потрясные материалы(((
13:33 01/04/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Неимоверно интересный материал... должен признаться, что почерпнул массу нового для себя...
18:14 01/04/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Столько нового! И пишете отлично!
19:23 01/04/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
Тщательно выписанный материал со своеобразным настроением.
03:33 03/04/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
04:10 03/04/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
lavra 'Киев'
Мимо этого материала нельзя пройти. Успехов вам.Супер!

Комментарии

Спилберг Киев
Рекомендує цей матеріал
Чому? Материал заслуживает высшей похвалы!
21:30 31/03/08
Муза Лисичка Винница
Рекомендує цей матеріал
Чому? Самый интересный материал дня(
09:50 01/04/08
Рекомендує цей матеріал
Чому? Очень интересно!
18:14 01/04/08
emilpick Луганск
Не дают пятерки поставить, но мне надо тоже отметиться, хотя мой стриткар дизайэр проехал - я ведь тоже подготовил материал, но не успел...
Поздравляю, хорошо, но для полного ОТЛИЧНО я бы урезал до 1,5 стр. через один интервал... Браво автору и долой редакторов с ножницами!
11:27 02/04/08

Live

............

8 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал Не найшвидший, але найстійкіший

8 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал Лучше по-честному

...............

1 дн. назад

Kanareyka публикует статью Сбыть или не сбыть: судьба предприятий ОРДЛО

1 дн. назад

Алекс Скиталец публикует статью Поразмышлял о "томосе" в письме другу Сергею Лебедеву

......

1 дн. назад

Вікторія Івченко публикует статью ВЕЗУВІЙ НАРОДНОГО ГНІВУ

......