О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Религия  17 октября 2007 01:56:26

Русские головные уборы: кокошник, кичка, шапка, косынка

От символизма Мировой Уточки Макоши, сидящей на макушке-холке Велеса-Ваала, получил своё название и народный головной убор русских женщин – кокошник. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века.

* * *

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями [35]. Кокошник (кокуй, кокошко) исполняется в виде опахала или округлого щита вкруг головы, это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убраного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты [40]. Кокошник – не только женский головной убор, но и украшение на фасадах зданий в русском стиле.

Кокошники.

Рис. 6.3.6.3.1.2.1. Кокошники, слева направо: 1 – кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии, Русский Музей; 2 – русский кокошник; 3 – русский кокошник с изображением Макоши, стилизованным под пчелу; 4 – большой шлем из бронзы, Этрурия (7 век до н.э.), Национальный музей «Вилла Джулия», Рим.

Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка, кокиш – первые правильные перья гусиного крыла, для письма, кокоток – сустав перста, кокова – набалдашник, верхний наконечник, головка, резное украшенье на коньке избы, медные головки на санях, козлах повозок и пр. [40].

Развитие образа и символизма кокошника.

Рис. 6.3.6.3.1.2.2. Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 – славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 – египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 – царь Хафра (Хефрен) (середина 26 века до н.э.), Египет; 4, 5 – русские кокошники [35].

На рис. 6.3.6.3.1.2.2. представлено развитие образа и символизма русского кокошника. Сначала мы находим глубинную религиозную мифологию, скрытую в образе утки-Макоши, располагающейся на голове Велеса (см. п. 3.6.3.1. гл. VI). На изображении Велеса непосредственно утка сидит на голове у него. Далее мы видим египетскую богиню в головном уборе, сделанном из двух птиц. Одна из них распласталась по голове, начиная формировать задний полог кокошника – нарядную сороку (заметьте, и птичье название сохранилось). Другая птица в гнезде продолжает сидеть на голове. На изображении царя Хефрена первая птица превратилась уже в просто полог-сороку, а верхняя сползла ближе к загривку царя. На русских кокошниках (4 и 5) головной убор уже практически совсем утратил птичьи черты, но сам символизм остался. Осталась и форма гнезда, которую формирует шапочка-начельник. Силуэт утки напоминает сама передняя часть кокошника. На фрагменте 4 мы видим также, что верхняя часть кокошника напоминает птицу, распростёршую крылья вниз – на голову. Кокошники заканчиваются задней частью – сорокой.

* * *

Другой русский национальный головной убор – кичка – также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши (созвездие Плеяды), расположенной на голове (загривке) Велеса (созвездие Телец).

Развитие образа и символизма кички.

Рис. 6.3.6.3.1.2.3. Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 – Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 – египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 – на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 – русская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 – фрагмент узора; 7 – скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 – рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 – рогатая Макошь, русская вышивка; 10 – русская кичка [35].

На рис. 6.3.6.3.1.2.3. отчётливо видно развитие образа славянского бога Велеса, держащего утку-Макошь с гнездом на голове. На фрагментах 3 и 4 рога превращаются в перья (страуса), которые и символизируют египетскую Маат (русскую Макошь). На кичке (5) имеется узор, который в увеличенном масштабе представлен на фрагменте 6. Он полностью схож с египетскими двумя перьями и солнцем между ними. О датировке культа Макоши см. п. 5.3.3.1. гл. VI. Отметим лишь, что древнейшее скульптурное изображение Макоши датировано 42-ым тысячелетием до н.э. и найдено на Руси, в селении Костёнки, Воронежская область. Поэтому и зарождение, и развитие культа Макоши мы вправе отнести в Руси и к славянству, а Египетское использование этого славянского культа Макоши-Маат рассматривать, как его продолжение, принесённого в долину Нила проторусскими переселенцами. Проторусы принесли в Египет и культ славянского бога Велеса-Ваала, рога которого превратились в Египте в два пера (см. п. 3.7.3. и п. 5.3.3.1.4. гл. VI).

Именно такое, соответствующее славянской религиозной мифологии наполнение, нёсла кичка. Этот русский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины.

Отметим также, что в русских и др. славянских вышивках Макошь всегда изображалась и изображается рогатой. «Рогатыми» называют также и двух лосих-рожениц, её сопровождающих. Это Лада и Леля, отражающие космическую сущность славянства, они на звёздном небе – Большая и Малая Медведицы.

* * *

Всё вышесказанное касается и других русских головных традиционных уборов – шапки-ушанки, платка и косынки.

Развитие образа и символизма шапки-ушанки.

Рис. 6.3.6.3.1.2.4. Развитие образа и символизма шапки-ушанки (третья и четвёртая слова) и косынки (крайняя справа).

В частности, слово «платок» происходит от русского «поле», что является исходной вотчиной Макоши. Этимология слова «косынка» напрямую происходит от имени Макоши. Академик Б.А. Рыбаков производил имя этой богини от русского mokos, где первый слог обозначает «Мать», а второй – «жребий, рок, судьбу». Так как Макошь в себе содержи и Долю и Недолю, то косынка – диагональная часть целого платка-поля (платенце, полотенце) – соотносится с Долей и плодовитостью. Что в словаре В. Даля подтверждается этимологически, например, кося кур. жеребёнок [40]. К утке с косым крылом нас относит русское слово косоус – столярн. выкаченная гуськом полочка, карнизик [40].

* * *

Кока – так называют и в Твери неполный початок, веретено с початою пряжей, а коклюшкой называют точёную палочку для намотки ниток и плетенья поясков и кружев. Это вновь приводит нас к символизму Макоши, атрибутами которой является веретено, нитки и процесс плетения.

Помимо нити жизни, ассоциирующей с уткой и ей снесённым яйцом, Макошь также прядёт и нить смерти. Последнее значение также закреплено в словах с корнем кок: кокать, кокнуть что – бить или разбить, хлопнуть, ударить, кокошить кого – ниж. тамб. бить, колотить кулаками, кокшила – драчун, забияка, кокошать кого, кокшить – бить; убивать до смерти, лишать жизни, коковеть – остывать и твердеть, черстветь, мерзнуть, промерзать, коковень сиб. или кок-коковень – стужа, от которой все костенеет, коснеет, цепенеет [40].

Кстати, здесь мы пришли к этимологическому понятию значения слова кость – корень ко- + суфф. –сть = «Макошь/судьба/основа есть».

* * *

Таким образом, мы пришли к заключению, что головной убор на Руси, а также на других территориях распространения славянства (Европа, досемитические Греция, Шумер и Египет):

  • являлся славянским религиозным культовым предметом;
  • отражал космический символизм славянской религии, а именно, расположение созвездия Плеяд-Макоши-утки (покровительствовавшего Руси, в частности, Москве), на холке у Тельца-Велеса-быка;
  • символизировал фазу плодовитости славянских женщин;
  • если убор содержал элементы, похожие на рога, то они символизировали Велеса;
  • остальная часть головного убора символизировала утку-Макошь и её гнездо.

Такое назначение головных уборов в большинстве случаев сохраняется по сегодняшний день.

Русские головные уборы: кокошник, кичка, шапка, косынка

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 55085
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Андрей Тюняев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 6, Всего рецензий: 0
Читайте также

Українська делегація в ПАРЄ ініціює імпічмент Аграмунта, якщо він не складе повноваженьУкраїнська делегація в ПАРЄ ініціює імпічмент Аграмунта, якщо він не складе повноважень

Українська делегація має намір ініціювати зміни до регламенту Парламентської асамблеї Ради Європи для імпічменту глави асамблеї Педро Аграмунта, якщо ...

Во Львове директора похоронного бюро задержали на взяткеВо Львове директора похоронного бюро задержали на взятке

Во Львовском горсовете требуют объективного расследования ...

Вчені почали збір грошей для пошуку життя на екзопланетахВчені почали збір грошей для пошуку життя на екзопланетах

У лютому у NASA заявили про те, що міжнародна група вчених знайшла відразу 7 планет, схожих за розмірами із Землею. ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

Мне интересно. 5
18:02 17/10/07
Гiсть
швыдко!!! русские идут))
14:45 20/01/08
Скіф Донецк
‘best‘ 5
08:13 17/10/07
feodora
у меня есть своя версия кокошника.

Это старинная бейсболка,защита от солнца. Козырьком вверх,потому что женщины работали в поле,наклонившись. В таком положении тень от кокошника как раз и закрывает лицо.
23:02 04/02/10
интересно,что вы по этому поводу думаете,Андрей
23:43 04/02/10
Гость
А вам не приходило в голову, что "женщине работающей в поле наклонившись" солнце светить в лицо никак не может? smile
22:36 18/02/10

Live

1 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Медикаменти для Донбасу

1 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал Ru (пародия)

1 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал Ru (пародия)

1 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал По таре по зеленой… (пародия)

1 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал По таре по зеленой… (пародия)

2 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал ВОНИ

2 час. назад

antov рекомендует материал ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ Гл.6 ч.3

2 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ Гл.6 ч.3

2 час. назад

Politica публикует статью Ігор Шкробанець: "До створення госпітальних округів потрібно залучати експертів"

2 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал Прощение от Серафима.

2 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал ВОНИ

2 час. назад

Вікторія Івченко рекомендует материал Кто заправляет в судах Украины?

2 час. назад

Дмитрий Старицев рекомендует материал Кто заправляет в судах Украины?

3 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал Прощение от Серафима.

3 час. назад

antov комментирует материал МЕНЕДЖМЕНТ В ОСВІТІ : е-рішення як ключ до підвищення ЯКОСТІ ОСВІТИ Нотатки з презентації іноваційного проекту

3 час. назад

antov комментирует материал Медикаменти для Донбасу

3 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал ВОНИ

3 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал ВОНИ

3 час. назад

antov комментирует материал В любой экстремальной ситуации власть действует однотипно,

3 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал Ru (пародия)

3 час. назад

Джудит Алибабаевна рекомендует материал Ru (пародия)

3 час. назад

Khomiakltr комментирует материал МЕНЕДЖМЕНТ В ОСВІТІ : е-рішення як ключ до підвищення ЯКОСТІ ОСВІТИ Нотатки з презентації іноваційного проекту

3 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал По таре по зеленой… (пародия)