Религия  17 октября 2007 01:56:26

Автор: Андрей Тюняев

Русские головные уборы: кокошник, кичка, шапка, косынка

От символизма Мировой Уточки Макоши, сидящей на макушке-холке Велеса-Ваала, получил своё название и народный головной убор русских женщин – кокошник. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века.

* * *

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями [35]. Кокошник (кокуй, кокошко) исполняется в виде опахала или округлого щита вкруг головы, это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убраного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты [40]. Кокошник – не только женский головной убор, но и украшение на фасадах зданий в русском стиле.

Кокошники.

Рис. 6.3.6.3.1.2.1. Кокошники, слева направо: 1 – кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии, Русский Музей; 2 – русский кокошник; 3 – русский кокошник с изображением Макоши, стилизованным под пчелу; 4 – большой шлем из бронзы, Этрурия (7 век до н.э.), Национальный музей «Вилла Джулия», Рим.

Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка, кокиш – первые правильные перья гусиного крыла, для письма, кокоток – сустав перста, кокова – набалдашник, верхний наконечник, головка, резное украшенье на коньке избы, медные головки на санях, козлах повозок и пр. [40].

Развитие образа и символизма кокошника.

Рис. 6.3.6.3.1.2.2. Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 – славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 – египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 – царь Хафра (Хефрен) (середина 26 века до н.э.), Египет; 4, 5 – русские кокошники [35].

На рис. 6.3.6.3.1.2.2. представлено развитие образа и символизма русского кокошника. Сначала мы находим глубинную религиозную мифологию, скрытую в образе утки-Макоши, располагающейся на голове Велеса (см. п. 3.6.3.1. гл. VI). На изображении Велеса непосредственно утка сидит на голове у него. Далее мы видим египетскую богиню в головном уборе, сделанном из двух птиц. Одна из них распласталась по голове, начиная формировать задний полог кокошника – нарядную сороку (заметьте, и птичье название сохранилось). Другая птица в гнезде продолжает сидеть на голове. На изображении царя Хефрена первая птица превратилась уже в просто полог-сороку, а верхняя сползла ближе к загривку царя. На русских кокошниках (4 и 5) головной убор уже практически совсем утратил птичьи черты, но сам символизм остался. Осталась и форма гнезда, которую формирует шапочка-начельник. Силуэт утки напоминает сама передняя часть кокошника. На фрагменте 4 мы видим также, что верхняя часть кокошника напоминает птицу, распростёршую крылья вниз – на голову. Кокошники заканчиваются задней частью – сорокой.

* * *

Другой русский национальный головной убор – кичка – также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши (созвездие Плеяды), расположенной на голове (загривке) Велеса (созвездие Телец).

Развитие образа и символизма кички.

Рис. 6.3.6.3.1.2.3. Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 – Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 – египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 – на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 – русская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 – фрагмент узора; 7 – скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 – рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 – рогатая Макошь, русская вышивка; 10 – русская кичка [35].

На рис. 6.3.6.3.1.2.3. отчётливо видно развитие образа славянского бога Велеса, держащего утку-Макошь с гнездом на голове. На фрагментах 3 и 4 рога превращаются в перья (страуса), которые и символизируют египетскую Маат (русскую Макошь). На кичке (5) имеется узор, который в увеличенном масштабе представлен на фрагменте 6. Он полностью схож с египетскими двумя перьями и солнцем между ними. О датировке культа Макоши см. п. 5.3.3.1. гл. VI. Отметим лишь, что древнейшее скульптурное изображение Макоши датировано 42-ым тысячелетием до н.э. и найдено на Руси, в селении Костёнки, Воронежская область. Поэтому и зарождение, и развитие культа Макоши мы вправе отнести в Руси и к славянству, а Египетское использование этого славянского культа Макоши-Маат рассматривать, как его продолжение, принесённого в долину Нила проторусскими переселенцами. Проторусы принесли в Египет и культ славянского бога Велеса-Ваала, рога которого превратились в Египте в два пера (см. п. 3.7.3. и п. 5.3.3.1.4. гл. VI).

Именно такое, соответствующее славянской религиозной мифологии наполнение, нёсла кичка. Этот русский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины.

Отметим также, что в русских и др. славянских вышивках Макошь всегда изображалась и изображается рогатой. «Рогатыми» называют также и двух лосих-рожениц, её сопровождающих. Это Лада и Леля, отражающие космическую сущность славянства, они на звёздном небе – Большая и Малая Медведицы.

* * *

Всё вышесказанное касается и других русских головных традиционных уборов – шапки-ушанки, платка и косынки.

Развитие образа и символизма шапки-ушанки.

Рис. 6.3.6.3.1.2.4. Развитие образа и символизма шапки-ушанки (третья и четвёртая слова) и косынки (крайняя справа).

В частности, слово «платок» происходит от русского «поле», что является исходной вотчиной Макоши. Этимология слова «косынка» напрямую происходит от имени Макоши. Академик Б.А. Рыбаков производил имя этой богини от русского mokos, где первый слог обозначает «Мать», а второй – «жребий, рок, судьбу». Так как Макошь в себе содержи и Долю и Недолю, то косынка – диагональная часть целого платка-поля (платенце, полотенце) – соотносится с Долей и плодовитостью. Что в словаре В. Даля подтверждается этимологически, например, кося кур. жеребёнок [40]. К утке с косым крылом нас относит русское слово косоус – столярн. выкаченная гуськом полочка, карнизик [40].

* * *

Кока – так называют и в Твери неполный початок, веретено с початою пряжей, а коклюшкой называют точёную палочку для намотки ниток и плетенья поясков и кружев. Это вновь приводит нас к символизму Макоши, атрибутами которой является веретено, нитки и процесс плетения.

Помимо нити жизни, ассоциирующей с уткой и ей снесённым яйцом, Макошь также прядёт и нить смерти. Последнее значение также закреплено в словах с корнем кок: кокать, кокнуть что – бить или разбить, хлопнуть, ударить, кокошить кого – ниж. тамб. бить, колотить кулаками, кокшила – драчун, забияка, кокошать кого, кокшить – бить; убивать до смерти, лишать жизни, коковеть – остывать и твердеть, черстветь, мерзнуть, промерзать, коковень сиб. или кок-коковень – стужа, от которой все костенеет, коснеет, цепенеет [40].

Кстати, здесь мы пришли к этимологическому понятию значения слова кость – корень ко- + суфф. –сть = «Макошь/судьба/основа есть».

* * *

Таким образом, мы пришли к заключению, что головной убор на Руси, а также на других территориях распространения славянства (Европа, досемитические Греция, Шумер и Египет):

  • являлся славянским религиозным культовым предметом;
  • отражал космический символизм славянской религии, а именно, расположение созвездия Плеяд-Макоши-утки (покровительствовавшего Руси, в частности, Москве), на холке у Тельца-Велеса-быка;
  • символизировал фазу плодовитости славянских женщин;
  • если убор содержал элементы, похожие на рога, то они символизировали Велеса;
  • остальная часть головного убора символизировала утку-Макошь и её гнездо.

Такое назначение головных уборов в большинстве случаев сохраняется по сегодняшний день.

Русские головные уборы: кокошник, кичка, шапка, косынка

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 44531
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Андрей Тюняев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Зарегистрироваться
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 6, Всего рецензий: 0
Сьогодні ЄС і Україна підпишуть угоду про виділення Києву 1,6 млрд євроСьогодні ЄС і Україна підпишуть угоду про виділення Києву 1,6 млрд євро

Сьогодні ЄС і Україна підпишуть угоду про виділення Україні 1,6 млрд євро макрофінансової допомоги, - ван Ромпей ...

Путін пропонує Заходу поділити Україну - The Washington PostПутін пропонує Заходу поділити Україну - The Washington Post

The Washington Post: Путін пропонує Заходу поділити Україну ...


Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

||

Рецензии

||

Комментарии

Мне интересно. 5
Согласен? + -
18:02 17/10/07
Гiсть
+0 | -3
швыдко!!! русские идут))
Согласен? + -
14:45 20/01/08
Скіф Донецк
+2 | -4
‘best‘ 5
Согласен? + -
08:13 17/10/07
feodora
+0 | -2
у меня есть своя версия кокошника.

Это старинная бейсболка,защита от солнца. Козырьком вверх,потому что женщины работали в поле,наклонившись. В таком положении тень от кокошника как раз и закрывает лицо.
Согласен? + -
23:02 04/02/10
+0 | -0
интересно,что вы по этому поводу думаете,Андрей
Согласен? + -
23:43 04/02/10
Гость
+2 | -0
А вам не приходило в голову, что "женщине работающей в поле наклонившись" солнце светить в лицо никак не может? smile
Согласен? + -
22:36 18/02/10
Новости, загрузка...

Live

57 сек. назад

Мирика Родионова рекомендует материал РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

3 мин. назад

Юрий Пелих комментирует материал Прогулянка у ботанічному саду.

4 мин. назад

Юрий Пелих комментирует материал Огірки з медом

6 мин. назад

Liding комментирует материал Порошенко готовится сдать Донбасс?

6 мин. назад

Мирика Родионова комментирует материал Крыла Психеи истончились

21 мин. назад

Larekka комментирует материал «Миллионер» Балашов христарадничает
и просит подать ему миллион ?

22 мин. назад

Гарри Гаррич комментирует материал УКРАЇНСЬКИЙ ГЕРОЙ - МАРК ГРЕГОРИ ПОСЛАВСЬКИЙ

23 мин. назад

Liding комментирует материал Порошенко готовится сдать Донбасс?

40 мин. назад

Петро Осипенко комментирует материал «Миллионер» Балашов христарадничает
и просит подать ему миллион ?

44 мин. назад

Liding комментирует материал СТВОРЮЮТЬ СМЕРШ… НАРЕШТІ!

45 мин. назад

Вла Рин комментирует материал Огірки з медом

46 мин. назад

Вла Рин комментирует материал Огірки з медом

51 мин. назад

Liding рекомендует материал СТВОРЮЮТЬ СМЕРШ… НАРЕШТІ!

1 час. назад

надия мацкая олейник рекомендует материал ВІДБОЛІЛО ЛІТО, ОСІНЬ ЗАДОЩИЛА...

1 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Пора разобраться с врагами Украины.

1 час. назад

Вла Рин рекомендует материал РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

1 час. назад

Алексей Лупоносов комментирует материал «Миллионер» Балашов христарадничает
и просит подать ему миллион ?

1 час. назад

Алексей Лупоносов комментирует материал «Миллионер» Балашов христарадничает
и просит подать ему миллион ?

1 час. назад

Лилит комментирует материал Прогулянка у ботанічному саду.

1 час. назад

Юрий Пелих рекомендует материал Прогулянка у ботанічному саду.

2 час. назад

Юрий Пелих рекомендует материал Огірки з медом

2 час. назад

Вла Рин комментирует материал ЛЮБОВ ДО НАУКИ

2 час. назад

Вла Рин комментирует материал ЛЮБОВ ДО НАУКИ

 


Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянської журналістики. Інтернет-видання ХайВей.

Усі права застережно © 2005-2014 ХайВей. | Статьи партнёров |

Передрук матеріалів дозволяється з посиланням на ХайВей.

ХайВей не несе вiдповiдальностi за матерiали, опублiкованi журналiстами видання.

Матеріали рубрик БІзнес повідомляє та Світ політики публікуються на правах реклами. ХайВей не несе відповідальностІ за їхній зміст.

i.ua Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100