О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Религия  17 октября 2007 01:56:26

Русские головные уборы: кокошник, кичка, шапка, косынка

От символизма Мировой Уточки Макоши, сидящей на макушке-холке Велеса-Ваала, получил своё название и народный головной убор русских женщин – кокошник. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века.

* * *

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями [35]. Кокошник (кокуй, кокошко) исполняется в виде опахала или округлого щита вкруг головы, это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убраного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты [40]. Кокошник – не только женский головной убор, но и украшение на фасадах зданий в русском стиле.

Кокошники.

Рис. 6.3.6.3.1.2.1. Кокошники, слева направо: 1 – кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии, Русский Музей; 2 – русский кокошник; 3 – русский кокошник с изображением Макоши, стилизованным под пчелу; 4 – большой шлем из бронзы, Этрурия (7 век до н.э.), Национальный музей «Вилла Джулия», Рим.

Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка, кокиш – первые правильные перья гусиного крыла, для письма, кокоток – сустав перста, кокова – набалдашник, верхний наконечник, головка, резное украшенье на коньке избы, медные головки на санях, козлах повозок и пр. [40].

Развитие образа и символизма кокошника.

Рис. 6.3.6.3.1.2.2. Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 – славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 – египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 – царь Хафра (Хефрен) (середина 26 века до н.э.), Египет; 4, 5 – русские кокошники [35].

На рис. 6.3.6.3.1.2.2. представлено развитие образа и символизма русского кокошника. Сначала мы находим глубинную религиозную мифологию, скрытую в образе утки-Макоши, располагающейся на голове Велеса (см. п. 3.6.3.1. гл. VI). На изображении Велеса непосредственно утка сидит на голове у него. Далее мы видим египетскую богиню в головном уборе, сделанном из двух птиц. Одна из них распласталась по голове, начиная формировать задний полог кокошника – нарядную сороку (заметьте, и птичье название сохранилось). Другая птица в гнезде продолжает сидеть на голове. На изображении царя Хефрена первая птица превратилась уже в просто полог-сороку, а верхняя сползла ближе к загривку царя. На русских кокошниках (4 и 5) головной убор уже практически совсем утратил птичьи черты, но сам символизм остался. Осталась и форма гнезда, которую формирует шапочка-начельник. Силуэт утки напоминает сама передняя часть кокошника. На фрагменте 4 мы видим также, что верхняя часть кокошника напоминает птицу, распростёршую крылья вниз – на голову. Кокошники заканчиваются задней частью – сорокой.

* * *

Другой русский национальный головной убор – кичка – также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши (созвездие Плеяды), расположенной на голове (загривке) Велеса (созвездие Телец).

Развитие образа и символизма кички.

Рис. 6.3.6.3.1.2.3. Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 – Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 – египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 – на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 – русская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 – фрагмент узора; 7 – скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 – рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 – рогатая Макошь, русская вышивка; 10 – русская кичка [35].

На рис. 6.3.6.3.1.2.3. отчётливо видно развитие образа славянского бога Велеса, держащего утку-Макошь с гнездом на голове. На фрагментах 3 и 4 рога превращаются в перья (страуса), которые и символизируют египетскую Маат (русскую Макошь). На кичке (5) имеется узор, который в увеличенном масштабе представлен на фрагменте 6. Он полностью схож с египетскими двумя перьями и солнцем между ними. О датировке культа Макоши см. п. 5.3.3.1. гл. VI. Отметим лишь, что древнейшее скульптурное изображение Макоши датировано 42-ым тысячелетием до н.э. и найдено на Руси, в селении Костёнки, Воронежская область. Поэтому и зарождение, и развитие культа Макоши мы вправе отнести в Руси и к славянству, а Египетское использование этого славянского культа Макоши-Маат рассматривать, как его продолжение, принесённого в долину Нила проторусскими переселенцами. Проторусы принесли в Египет и культ славянского бога Велеса-Ваала, рога которого превратились в Египте в два пера (см. п. 3.7.3. и п. 5.3.3.1.4. гл. VI).

Именно такое, соответствующее славянской религиозной мифологии наполнение, нёсла кичка. Этот русский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины.

Отметим также, что в русских и др. славянских вышивках Макошь всегда изображалась и изображается рогатой. «Рогатыми» называют также и двух лосих-рожениц, её сопровождающих. Это Лада и Леля, отражающие космическую сущность славянства, они на звёздном небе – Большая и Малая Медведицы.

* * *

Всё вышесказанное касается и других русских головных традиционных уборов – шапки-ушанки, платка и косынки.

Развитие образа и символизма шапки-ушанки.

Рис. 6.3.6.3.1.2.4. Развитие образа и символизма шапки-ушанки (третья и четвёртая слова) и косынки (крайняя справа).

В частности, слово «платок» происходит от русского «поле», что является исходной вотчиной Макоши. Этимология слова «косынка» напрямую происходит от имени Макоши. Академик Б.А. Рыбаков производил имя этой богини от русского mokos, где первый слог обозначает «Мать», а второй – «жребий, рок, судьбу». Так как Макошь в себе содержи и Долю и Недолю, то косынка – диагональная часть целого платка-поля (платенце, полотенце) – соотносится с Долей и плодовитостью. Что в словаре В. Даля подтверждается этимологически, например, кося кур. жеребёнок [40]. К утке с косым крылом нас относит русское слово косоус – столярн. выкаченная гуськом полочка, карнизик [40].

* * *

Кока – так называют и в Твери неполный початок, веретено с початою пряжей, а коклюшкой называют точёную палочку для намотки ниток и плетенья поясков и кружев. Это вновь приводит нас к символизму Макоши, атрибутами которой является веретено, нитки и процесс плетения.

Помимо нити жизни, ассоциирующей с уткой и ей снесённым яйцом, Макошь также прядёт и нить смерти. Последнее значение также закреплено в словах с корнем кок: кокать, кокнуть что – бить или разбить, хлопнуть, ударить, кокошить кого – ниж. тамб. бить, колотить кулаками, кокшила – драчун, забияка, кокошать кого, кокшить – бить; убивать до смерти, лишать жизни, коковеть – остывать и твердеть, черстветь, мерзнуть, промерзать, коковень сиб. или кок-коковень – стужа, от которой все костенеет, коснеет, цепенеет [40].

Кстати, здесь мы пришли к этимологическому понятию значения слова кость – корень ко- + суфф. –сть = «Макошь/судьба/основа есть».

* * *

Таким образом, мы пришли к заключению, что головной убор на Руси, а также на других территориях распространения славянства (Европа, досемитические Греция, Шумер и Египет):

  • являлся славянским религиозным культовым предметом;
  • отражал космический символизм славянской религии, а именно, расположение созвездия Плеяд-Макоши-утки (покровительствовавшего Руси, в частности, Москве), на холке у Тельца-Велеса-быка;
  • символизировал фазу плодовитости славянских женщин;
  • если убор содержал элементы, похожие на рога, то они символизировали Велеса;
  • остальная часть головного убора символизировала утку-Макошь и её гнездо.

Такое назначение головных уборов в большинстве случаев сохраняется по сегодняшний день.

Русские головные уборы: кокошник, кичка, шапка, косынка

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 50117
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Андрей Тюняев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 6, Всего рецензий: 0
Читайте также

"Украинские силовики строго соблюдают условия Минских договоренностей", - штаб АТО"Украинские силовики строго соблюдают условия Минских договоренностей", - штаб АТО

Минувшей ночью силы противника значительно реже обстреливали позиции украинских силовиков, о чем сообщают в пресс-центре АТО. Несмотря на это, некотор ...

Как самый скандальный топ-клуб России стал самым унылымКак самый скандальный топ-клуб России стал самым унылым

Весной раскисший «Локомотив» не смог забить тульскому «Арсеналу» и «Мордовии» – статистика говорит, что команда разучилась продуктивно атаковать. ...

Что обсудили во время встречи конгрессмены США и ДемчишинЧто обсудили во время встречи конгрессмены США и Демчишин

Стороны обговорили ход реформ в энергетической сфере, в частности в рамках сотрудничества Украины с МВФ. ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

Мне интересно. 5
18:02 17/10/07
Гiсть
швыдко!!! русские идут))
14:45 20/01/08
Скіф Донецк
‘best‘ 5
08:13 17/10/07
feodora
у меня есть своя версия кокошника.

Это старинная бейсболка,защита от солнца. Козырьком вверх,потому что женщины работали в поле,наклонившись. В таком положении тень от кокошника как раз и закрывает лицо.
23:02 04/02/10
интересно,что вы по этому поводу думаете,Андрей
23:43 04/02/10
Гость
А вам не приходило в голову, что "женщине работающей в поле наклонившись" солнце светить в лицо никак не может? smile
22:36 18/02/10

Live

10 мин. назад

Александр Богатырь рекомендует материал А далі була війна

22 мин. назад

nmv комментирует материал Теперь уже сама Россия просит скидки на газ для Украины

26 мин. назад

Александр Богатырь рекомендует материал Теперь уже сама Россия просит скидки на газ для Украины

44 мин. назад

Петро Осипенко публикует статью Дядьки! Якщо “дряхліє” тіло - їжте зелений горошок!

47 мин. назад

nmv комментирует материал Теперь уже сама Россия просит скидки на газ для Украины

51 мин. назад

nmv публикует новость Международная организация труда посчитала украинских безработных

53 мин. назад

Диана Спенсер рекомендует материал Чи вмієте ви...

59 мин. назад

Диана Спенсер рекомендует материал На линии бикини

1 час. назад

Диана Спенсер комментирует материал БЕСЕДА О ДОПУСТИМОСТИ РЕСТАВРАЦИИ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В УКРАИНЕ

1 час. назад

Наталя Святокум публикует статью А далі була війна

1 час. назад

Диана Спенсер комментирует материал БЕСЕДА О ДОПУСТИМОСТИ РЕСТАВРАЦИИ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В УКРАИНЕ

1 час. назад

Диана Спенсер комментирует материал Орёл и осёл (злая басня)

1 час. назад

Петро Осипенко комментирует материал Теперь уже сама Россия просит скидки на газ для Украины

1 час. назад

nmv комментирует материал "Циничный бандера" Порошенко и его новая форма

1 час. назад

Диана Спенсер комментирует материал без мата

1 час. назад

nmv публикует новость Теперь уже сама Россия просит скидки на газ для Украины

1 час. назад

Петро Осипенко комментирует материал Як слово давніх друзів допомогло бійцям АТО АБО українське телебачення – це повна х...ня

1 час. назад

Юрий Мельник комментирует материал без мата

1 час. назад

Петро Осипенко комментирует материал "Циничный бандера" Порошенко и его новая форма

1 час. назад

Larekka комментирует материал "Циничный бандера" Порошенко и его новая форма

1 час. назад

Юрий Мельник комментирует материал БЕСЕДА О ДОПУСТИМОСТИ РЕСТАВРАЦИИ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В УКРАИНЕ

1 час. назад

Юрий Мельник комментирует материал БЕСЕДА О ДОПУСТИМОСТИ РЕСТАВРАЦИИ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В УКРАИНЕ

2 час. назад

Петро Осипенко комментирует материал На основі народних знань про трави