О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Проза  13 августа 2007 18:30:18

Стилистические фигуры синтаксиса или литературный ликбез

Стилистические фигуры семасиологии я выбрала первыми, потому что они мне нравятся больше всех: они – самые сложные!

Как видите, я решила не следовать известному закону педагогики – от простого к сложному. Правила созданы для того, чтобы их нарушать, или, по крайней мере, выходить за их рамки. Если бы никто не выходил за рамки, значит, не было бы развития. В том числе и литературы.

Возьмем, к примеру, жанр детектива. Можно ли представить современную литературу без него? Конечно, нет, особенно если учесть постмодернистские тенденции смешения жанров элитарной и массовой литературы – «Имя розы» Умберто Эко, «Парфюмер» Зюскинда тому доказательство. И все это стало возможным благодаря тому, что когда-то Эдгар Алан По вышел за рамки и написал первые детективные истории «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842) и «Украденное письмо» (1845).

Или жанр фэнтези – были бы, столь популярные ныне, романы Толкина, если бы когда-то шотландский писатель Джордж Макдональд не написал первый роман этого жанра «Фантазеры», и не попадись он в руки тому же Толкину?

Убедившись, что входить за рамки полезно, вернемся к нашим баранам, то есть к стилистическим фигурам. Сегодня мы коснемся стилистических фигур синтаксиса – фигур, которые возникают только на уровне предложения или целого текста. Примеры продолжаю брать из «Улисса» – энциклопедии писательства, конкретно из эпизода «Эол», посвященного риторике.

ЭЛЛИПСИС (др.-греч. «недостаток») – намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто – для усиления смысла и эффекта.

Например:

Иисус Марио с нарумяненными щеками, в камзоле и тонконогий. Прижал руку к сердцу. В «Марте» (Эол).

Эллипсис также часто употребляется в диалогах – для более реалистичной передачи «живого» разговора:

- А где это было, Майлс? - спросил Нед Лэмберт, задумчиво разглядывая носки своих башмаков.

- В Огайо! - крикнул редактор (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

- Что это? – спросил Волк.

- О.… Это слезы феникса. Они целебные и лечат болезнь.

- Любую? – удивился он.

- Да. (Богдан Слутий, Сказка про лето (Часть 3).

АПОСИОПЕЗА (др.-греч. «замалчивание») – незавершенность, перерыв во фразе, вызванный сильными эмоциями, нежеланием или невозможностью ее закончить. Например:

- Он бы уже давно восседал в судьях, - сказал профессор, - если бы не... Ну ладно, не будем (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

- Я грустная, потому что… Моя птица, Феникс… Он сгорел.… В него попал луч луны (Богдан Слутий, Сказка про лето (Часть1).

БЕССОЮЗИЕ ИЛИ АСИНДЕТОН – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Эта фигура придает речи динамичность и насыщенность. Например:

Они смотрели как исчезают из глаз колени, ноги, башмаки (Эол).

МНОГОСОЮЗИЕ ИЛИ ПОЛИСИНДЕТОН – избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Например:

И потом ягненок и кошка и собака и палка и вода и мясник. А потом ангел смерти убивает мясника а тот убивает быка а собака убивает кошку (Эол).

УДВОЕНИЕ – повторение одного или нескольких слов либо в целях усиления речи, либо ради возбуждения сострадания». Например:

Стук. Стук машин (Эол).

Мистер Блум, поглядев вверх и наискось от устроенного им креста, увидел землистое лицо фактора, похоже у него легкая желтуха, а за ним послушные барабаны, пожирающие нескончаемые ленты бумаги. Лязг. Лязг. Мили и мили ненамотанной (Эол).

АНАДИПЛОСИС (др.-греч. «удвоение») – повтор заключительного созвучия, слова или словосочетания в начале следующей фразы или стихотворной строки. Например:

И услышал я слова его, и значение их открылось мне. Открылось мне, что только доброе может стать хуже, если бы это было абсолютное добро или вовсе бы не было добром, то оно не могло бы стать хуже (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Однако Учительница была невиновна в мучениях Почтальона, она сама являлась безвинной жертвой безнадежной страсти к Бакалейщику. Бакалейщик был парень огромного роста с ручищами-кувалдами и невысоким лбом (Андрей Марин, Сага о любви).

ИНВЕРСИЯ (лат. «переворачивание, перестановка») – изменение нормального порядка слов или словосочетаний как стилистический прием. Например:

И был праздник пасхи (Эол).

Это мы можем (Эол)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (др.-греч. «расположение рядом, соположение») – стилистическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Например:

Дуй сюда. Дуй отсюда (Эол).

Пример из «Хай-Вея»:

Не подойдёт сюжет.

Не светит хэппи-энд (Маргарита Ротко, Неподходящий сценарий, или «по вечным мотивам»).

ХИАЗМ (др.-греч.«крестообразный») – вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке. Например:

Ломовики в грубых тяжелых сапогах выкатывали с глухим стуком бочки из

складов на Принс-стрит и загружали их в фургон пивоварни. В фургон

пивоварни загружались бочки, с глухим стуком выкатываемые ломовиками в

грубых тяжелых сапогах из складов на Принс-стрит (Эол).

Или как в известной поговорке:

Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

АНАФОРА (др.-греч. «возвращение») – стилистическая фигура, состоящая в повторении слова или группы слов в начале нескольких рядом стоящих предложений или в начале каждой части одного предложения, разделённого паузой. Прием увеличения эмоциональности. Например:

Ве-е-рнись моя утрата, (Эол).

Ве-е-рнись моя любовь

Пример из «Хай-Вея»:

Рожки Поматии безжизненно опустились. Рожки Хеликса покрылись красными пятнами (Яна Дашковская, Улитка).

ЭПИФОРА (др.-греч. «добавление, повторение») – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же же слов в конце смежных отрезков речи. Противоположностью эпифоры является анафора. Например:

По лицу вижу. По глазам вижу (Эол).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который дает ответ сам спросивший. В любом случае вопросительное высказывание подразумеваюет вполне определенный, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчеркивания) той или иной фразы. Его характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, ее не требуют.

Например:

Мое я сидит здесь с ясеневым жезлом жреца, в заемных сандалиях, днем возле свинцово-серого моря, незримо, в лиловой ночи движется под эгидою загадочных звезд. Я отбрасываю от себя эту оконеченную тень, неотменимый антропоконтур, призываю ее обратно. Будь бесконечна, была бы она моей, формой моей формы? Кто здесь видит меня? Кто прочтет где-нибудь и когда-нибудь слова, что я написал? Значки по белому полю (Протей).

Пример из «Хай-Вея»:

Зачем искать, нашедши вновь утерянную грусть..? (Мендель, Простота…)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (лат. «частица») – фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например:

Машины. Перемелют человека на атомы если попадется туда. Правят миром сегодня (Эол).

А еще можно написать любимому:

Я. Тебя. Люблю.  

Правда, так выразительней?

 

Продолжение следует…

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 11743
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Яна Дашковская
Яна Дашковская, Черкассы, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 1, Всего рецензий: 1
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

22:09 09/12/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
КТО ХОЧЕТ ПОУМНЕТ? ЧИТАТЬ!:-)

Комментарии

Рекомендует этот материал.
22:09 09/12/09

Live

23 мин. назад

Виченд Тутс комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

37 мин. назад

Khomiaklit комментирует материал НОВІ ПАРАДИГМИ, або нові слова із старим пустозвонством

57 мин. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

1 час. назад

Виченд Тутс комментирует материал Книголюби

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Концерти Ігоря Завадського "ФЕНІКС" та "ФЕНІКС. Продовження" у столичному Будинку актора. Відродження задля Нового.

3 час. назад

Влочега публикует статью Група "22 Січня": Ми відповідаємо на терор ОПГ консолідацією всіх патріотичних сил

3 час. назад

Влочега публикует статью НЕ МОЖЕМО ЇХ БІЛЬШЕ ТЕРПІТИ! УКРАЇНЦІ ПОПРОСИЛИ США ВВЕСТИ САНКЦІЇ ПРОТИ УКРАЇНСЬКИХ ОЛІГАРХІВ

3 час. назад

Марина Шамсутдинова публикует статью Самолёт Буран

3 час. назад

Дмитрий Шилин публикует новость В Запорожье дети рисунками напомнили родителям, что ждут их дома

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Из Запорожья вслед за сладостями к детям в зону АТО поехало пианино

10 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

10 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

10 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

10 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

11 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

11 час. назад

Геннадий Москаль пишет рецензию на публикацию Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

11 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

11 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

11 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

12 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью Концерти Ігоря Завадського "ФЕНІКС" та "ФЕНІКС. Продовження" у столичному Будинку актора. Відродження задля Нового.

13 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Это было 28 лет назад. 20 января 1990 года.

13 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Гройсман или не понимает, или врёт

13 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Про парадокси війни у законі про реінтеграцію