О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  8 августа 2007 03:17:54

Автор: Sveta Rybalko

Струй рокочущие струны. Часть 1

Все фото Показать все 8 фото
Дом Весталок с бассейном во внутреннем дворе.Рим.2 в.н.э. Современное состояние. Термы Каракаллы.Рим. 3 в.н.э. Современное состояние Термы Каракаллы.Рим.3 в.н.э. Реконструкция Термы Тита на старинном изображении позволяют увидеть, какими услугами пользовались посетители бань

В это жаркое лето кто не стремился оказаться поближе к воде – уж если не к морю (в командировку и в июле), то хотя бы к городскому фонтану – вдохнуть влажный воздух и снова почувствовать вкус к жизни… Под раскаленным солнцем как-то по-новому начинаешь оценивать городское пространство, вдруг задаешься вопросом – а сколько вообще в городе фонтанов, и в каком они состоянии? Друзья – счастливые владельцы домов и дачных участков вдруг начинают одолевать просьбами помочь идеями по аквадизайну в их владениях, и мало-помалу, вода становится темой дня. Отсюда и возникла мысль о создании ретроспективной картинки, позволяющей суммировать опыт различных культур в отношениях «человек и вода».

Давным-давно…

С незапамятных времен вода была объектом религиозного поклонения у многих народов. Она играла важную роль и в магических обрядах у язычников, и в монотеистических религиях. Не случайно, вода стала одним из центральных образов Рая в Библии и Коране. Однако, ее активное включение в среду, окружающую человека, требовало решения сложных инженерно-технических задач. Достаточно вспомнить знаменитый проект Садов Семирамиды, реализация которого потребовала поистине титанических усилий: сотни рабов целый день вращали огромное подъемное колесо, которое черпало воду из Евфрата и подавало ее наверх, откуда вода сбегала ручейками и водопадиками вниз, по зеленым террасам.. .1

 Сады погибли, а миф остался, продолжая волновать воображение. Всевозможные истории о сказочном богатстве восточных царей непременно содержат упоминания о целых озерах во дворцах, являющихся прямым доказательством их могущества наряду с несметными сокровищами.2 Так, например, среди устных повествований о Соломоне и царице Савской есть интересный эпизод, рассказывающий о находчивости царя, пожелавшего узнать, так ли прекрасны ноги красавицы, как она сама. С этой целью он повелел устроить прием в павильоне, построенном из стекла. “Показалось царице, что царь не стеклом, а водою окружен – и безотчетным движением подняла она края одежд, до колен своих, обнажив ноги свои.”3 Вопрос, конечно, не в ножках царицы Савской, а в том, с какой легкостью она приняла стекло за водную гладь водоема, что возможно лишь при довольно развитой традиции оборудования общественных сооружений бассейнами.

Внесли свою лепту в художественное освоение воды и древние греки. Мозаичные полы в термах – далеко не единственное решение темы. Греческий дух “эвриканства” более всего проявился в истории постройки храма Зевса Олимпийского. По сохранившимся сведениям, это было монументальное сооружение, где особенно потрясала воображение современников двенадцатиметровая статуя Зевса, выполненная скульптором Фидием.4 Однако, свет, льющийся из проемов между колоннами позволял обозревать только нижнюю часть колосса, верхняя его часть скрывалась в полумраке. И тогда, как рассказывают источники, многомудрый мастер нашел весьма оригинальный выход из положения: в бассейн, расположенный у подножия статуи он приказал налить оливковое масло. Блестящая масляная пленка, тотчас покрывшая поверхность воды стала превосходным отражателем света, создав, таким образом, естественную подсветку…

Империя воды

Если греки включали воду в свои интерьеры, то римляне прославились созданием интерьеров для воды. Водоснабжение было одним из “пунктиков” римской администрации. На это отчислялись огромные средства, а архитектор – он же инженер, создатель акведуков – пользовался почетом и привилегиями, в отличие от художников, которые в глазах римлян мало чем отличались от рабов.

 Доведя систему водоснабжения до совершенства, римляне достигли впечатляющих результатов: в 1 в.н.э. на одного жителя империи приходилось 900 л воды (для сравнения: в Петербурге в начале ХХ века – 200 л). Теперь-то стало возможным мыться по-человечески, что с точки зрения римлян означало создание огромных комплексов — терм, занимавших несколько десятков гектаров, включавших, помимо купален стадионы, библиотеки, крытые галереи для променада.5

Со временем требования к интерьерам терм чрезвычайно возросли. Так, Сенека – знаменитый философ 1 в.н.э. в письме к Луцилию отмечает: “…Любой сочтет себя убогим бедняком, если стены вокруг не блистают большими драгоценными кругами, если александрийский мрамор не оттеняет нумидийские наборные плиты, если их не покрывает сплошь тщательно положенный и пестрый, как роспись, воск, если кровля не из стекла, если фасийский камень, прежде — редкое украшение в каком-нибудь храме, не обрамляет бассейнов, в которые мы погружаем похудевшее от пота тело, если вода льется не из серебряных кранов. Но до сих пор я говорил о термах  для плебеев, а что если я возьму бани для вольноотпущенников? Сколько там изваяний, сколько колонн, ничего не поддерживающих и поставленных для украшения, чтобы дороже стоило! Сколько ступеней, по которым с шумом сбегает вода! Мы до того дошли в расточительстве, что не желаем ступать иначе, как по самоцветам… Теперь называют тараканьей дырой ту баню, которая устроена не так, чтобы солнце целый день проникало в широченные окна, не так, чтобы в ней можно было мыться и загорать сразу, чтобы из ванны открывался вид на поля и море.”6

Культ воды оказал существенное влияние и на планировку жилищ. Если в древности римляне довольствовались скромным имплювием – небольшим бассейном, расположенным в центре атриума и выполнявшим функцию водосборника, то в 1 в.н.э. в домах знатных граждан вода становится одним из основных элементов оформления интерьера. Плиний Младший, описывая свою “скромную” виллу в Этрурии упоминает несколько вариантов водоемов, устроенных по его замыслу: “ расположенный в спальне маленький ключ, вода которого с очень приятным рокотом падает через множество трубочек в чашу ”; водоем в большой комнате, где “струя воды, низвергаясь сверху, падает вся в белой пене в мраморное вместилище”; прохладный бассейн в соседней комнате и, наконец, особая гордость хозяина – беседка с мраморной белой полукруглой скамьей, из которой “словно под тяжестью возлежащих, по трубочкам течет в каменную чашу вода; чаша вделана в изящную мраморную доску стола; вода, регулируемая скрытым механизмом, наполняет ее, никогда не переливаясь через край. Посуду с кушаниями тяжелыми ставят по ее краям; легкая плавает кругом на игрушечных корабликах и птичках”.7 А в комнате, напротив, — не унимается автор письма, — фонтан, “вода в котором то появляется, то исчезает”…

Как видим, римляне в решении интерьеров успешно использовали все физические и эстетические свойства воды. Не менее ценился и ее шумовой эффект, во всяком случае, открытое отверстие в куполе знаменитого Пантеона,8 пропускавшее не только солнечные лучи, но и струи дождя, воспринималось как одно из достоинств сооружения. Вода, разбивающаяся о мраморный пол, привносила особый эффект в восприятие храма.

Ближний Восток: поэтика фонтанов

Как бы ни впечатлял имперский размах римлян, традиция использования воды в интерьере у исламизированных народов представляет целый спектр оригинальных решений. Вода, как элемент мусульманского ритуала, довольно рано получила свое эстетическое осмысление. Источники, где верующие могли совершить омовение, получали архитектурное обрамление с обязательным включением изречения из Корана. Строительство внутренних мечетей при дворцах правителей требовало разработки интерьерных фонтанов. Классические образцы таких фонтанов сохранились в Ханском дворце в Бахчисарае и заслуживают особого внимания.

 Знаменитый “Фонтан слез” стал своеобразной визитной карточкой этого уникального музейного комплекса. Его архитектурно-скульптурное оформление кажется простым: мраморная плита, встроенная в массив известняковых блоков; внутри плиты -- стрельчатая ниша. В ее верхней части расположен пятилепестковый цветок лотоса – исток, он же – символ творящей силы, плодородия, процветания, долголетия, жизненной энергии, чистоты и духовности. Вода медленно перемещается в ритмической системе чаш, которые в мусульманской традиции мыслятся как вместилище божественного, дарующего жизнь. Завершает композицию крупная чаша внизу, украшенная спиралевидным орнаментом, изображающим улитку и двух змей (знаки-обереги, символы мудрости).

Над мраморной плитой расположен рельеф с растительными мотивами: ваза с виноградом, окруженная ветвями – изобразительная метафора рая, божественной сути миров, уподобляющая весь фонтан райскому источнику. Об этом свидетельствует и настоящее название фонтана “Сельсебиль” (райский источник), запечатленное в надписи, венчающей сооружение. Здесь же содержится памятная запись: “ Слава Всевышнему! Лицо Бахчисарая опять улыбнулось, милость великого Крым-Гирея славно устроила! Неусыпными его стараниями вода напоила страну, а при помощи Божией он успел бы сделать и более. Он тонкостью ума нашел воду и устроил прекрасный фонтан, кто хочет повторить пусть придет. Мы сами видели Сирию Багдад. О, шейхи! Кто будет утолять жажду, тому кран языком своим скажет хронограмму: приди, пей воду чистую, она приносит исцеление. 1176 гиджры”.9

Вместе с тем, в надписи надлежит понимать нечто большее, чем текстовое сообщение. Каллиграфическое начертание позволяет рассматривать фонтан как страницу Корана, как фонтан-книгу, понимаемую посвященными.

Сегодня турист, посещающий Ханский дворец, видит знаменитый Сельсебиль с обязательными двумя цветками розы. Конечно, в замысле резчика Омера – автора замечательного фонтана, их не было. Но зато тут был почти четыре столетия спустя Александр Пушкин, нашедший дворец и фонтан в чрезвычайном запустении. Романтическая картинка вдохновила его на написание поэмы «Бахчисарайский фонтан», где поэт, не боясь обвинений в графоманстве, нарифмовал «розы-грезы-слезы», и с тем покинул сии края. В советские времена, с их культом классики и, в частности, А.Пушкина, после реставрационных работ и придания дворцу статуса музея, розы заняли почетное место в чаше фонтана, и с тех пор не одно поколение сентиментальных барышень окропило слезами это чудо татарской архитектуры малых форм…

У входа во внутреннюю мечеть расположен “Золотой фонтан”, стилистика которого соответствует культовому значению источника. По своим формам и пространственной ориентации он напоминает михраб – нишу в мечети, символизирующую направление Мекки. В орнаменте фонтана — уже знакомые мотивы райского сада, символы древа жизни и ханской власти, каллиграфический текст, восхваляющий хана Каплан-Гирея и его родителей.

Иного плана фонтан, расположенный в летней беседке. Он представляет собой пластический объем с боковыми отверстиями, из которых струится вода. Из резного венчика, завершающего композицию, бьет мощная струя, символизирующая радость человеческой жизни. Яркий свет, струящийся сквозь цветные стекла витражей, преломляется в брызгах воды, придает всему интерьеру утонченно-орнаментальный характер. Гедонистическая концепция фонтана заключается и в повышенной экспрессии падающей воды, нарушающей безмятежную гладь водоема: “Только у глупца зеркало жизни бывает спокойным…”— гласит народная мудрость…10 В то же время, в отличие от медитативного Сельсебиль, шелест воды в летней беседке создавал легкий шумовой фон, позволявший вести тихие беседы без боязни быть услышанным соседями…

Продолжение следует

Примечания:

1 Остатки знаменитых садов Семирамиды были обнаружены археологом Робертом Кольдевеем. Сегодня иракские зодчие воссоздали уменьшенную модель уникального сооружения на территории столичного парка «Аз-заура».

2 Согласно легендам, в гробнице китайского императора Цинь Шихуанди располагался бассейн, заполненный ртутью, имитировавший серебряную гладь озера.

3 Агада. Сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей / Пер. С.Г.Фруга.—М.: Раритет, 1993.—С.121.

4 Фидий – древнегреческий скульптор У в.до н.э.

5 Посещение терм – было одним из излюбленных времяпрепровождений римских граждан. Потому их сооружение стало одним из средств завоевания «электората». Начиная с 1 в.н.э. императоры будто соревновались между собой в щедрости, изобретательности и техническом совершенстве возводимых банных комплексов. Так первые термы подарил городу при Августе ближайший его соратник Вписан Гриппа, в 64 г. построил свои термы Нерон, в 68 г. – Веспасиан, в 75 г. – Тит, в 110 г. – Траян, в 120 г. – Адриан, в 188 г. – Коммод, в 217 г. – Каракалла, в 230-м – Александр Север, в в 272-м – Аврелиан, в 295-м – Диоклетиан, в 324-м – Константин. Сегодня известно более трехсот римских терм по всем провинциям импери.

6 Сенека. Нравственные письма к Луцилию. LXXXVL, ч.8 / Пер. С.А.Ошерова.// Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность.—М.: Искусство, 1986.—С.45.

7 Письма Плиния младшего.—М.: Наука, 1984.—С. 85-87.

8 Пантеон – «храм всех богов» , перестроен в 120 г.н.э. при императоре Адриане архитектором Аполлодором Дамасским.

9 Борзенко А.А. Бахчисарайские арабские и турецкие подписи // ЗООИД.—Одесса, 1850.—Т.11.

10 Безчинский А.Путеводитель по Крыму.—М.: Т-во И.И.Кушнароев и К, 1905.—С. 85.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 2531
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Sveta Rybalko
Sveta Rybalko, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +7
Всего комментариев: 30, Всего рецензий: 1
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

10:12 09/09/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Цікаво!
Sveta Rybalko Харьков
Дякую, приємно, що завітали!
10:28 09/09/10

Комментарии

viktor trigub Киев
‘bravo‘ ‘read‘ Як завжди красиво! В Стамбулі бачив щось подібне... Приємно читати! А чому не спите? ‘confused‘
04:14 08/08/07
‘read‘ ‘best‘ ,5
08:56 08/08/07
Sveta Rybalko Харьков
Дякую Оресте, Вікторе. То до четвертої ранку намагалась опублікувати матеріал так, щоб фото були в тексті -- нічого не вийшло, якісь глюки в системі...
10:46 08/08/07
Влада Киев
очень интересно! ‘bravo‘ ‘read‘ 5
11:58 08/08/07
Влада Киев
Рекомендує цей матеріал
11:58 08/08/07
Bdjola Киев
‘bravo‘
14:07 08/08/07
‘read‘ ‘clever‘ та й написано жваво. До бібіліотеки!
18:18 08/08/07
Бах Винница
Люблю фонтаны я, но странною любовью...
Фонтаны слов и снов, подкрашенные новью
Свободных мыслеформ, торжественных и ярких
Рожденных разумом профессорки Рыбалко...
‘bravo‘ ‘best‘ ‘best‘ ‘best‘
19:09 08/08/07
Бах Винница
Рекомендує цей матеріал
Чому? Написано интересно и качественно, свой взгляд на воспетый Пушкиным фонтан.
19:10 08/08/07
Sveta Rybalko Харьков
Андрій, Бджолка, дякую.
Бах: ‘bravo‘
19:44 08/08/07
Анатолій Мельник Ивано-Франковск
Рекомендує цей матеріал
Чому? пізнавальний
21:38 08/08/07
Sveta Rybalko Харьков
Дякую, Анатолій.
22:00 08/08/07
5! ‘best‘ ‘bravo‘ Як завжди красиво і що не менш важливо пізнавально!
22:14 08/08/07
Умница Света, но это уже слишком!.. Что же вы делаете с нами, скромными творческими рабами ХайВея, да еще осчастливленными жить в нынешней "тараканьей дыре времени"... Вспомнил, как много лет тому назад, став жить "в Одессе пыльной, чтоб не сказать Одессе грязной" (А.С. Пушкин), аз грешный, идя на поводу у своей страсти, первым делом отправился исследовать местные общедоступные терм... О, простите, городские бани. Вот тогда в здешней очень партийной облгазете вдруг появился фельетон, в котором объекты Каракаллы и Веспасиана сравнивались с коммунальными банно-прачечными предприятиями на Ришельевской и Провиантской. Совковая "провинция у моря" забурлила страстями плебса, понявшего свою обездоленность! А ведь народные баньки, да еще с "тепидариями" (парилочками) тогда все-таки работали. (А не вытащить ли на свет Божий тот фельетон?..) Одной баньки уж нет, а другая пытается ремонтировать то, что было построено в 1861 году для помывки раскрепощенных царевых солдатиков...
Впрочем, что это я нарушаю вашу великую, историческую и даже эротическую красоту Единства Человека и Воды. Продолжайте, Светлана. Обязательно продолжайте!..
23:15 08/08/07
Рекомендує цей матеріал
Чому? В надежде, что струящаяся в очерках Светланы Рыбалко историческая красота Единства Человека и Воды сделает и нас, грешных чище, лучше...
23:20 08/08/07
Anton GonG Харьков
Отлично о воде и совсем мало "воды" :-)))
А фото Ваши все ?
А вот в Баден Бадене(ФРГ) в каракаллах снимать запрещают :-(((
23:47 08/08/07
OK Львов
Вот что бы читать и перечитывать! Если не поехать первым же рикшей (это кули такие)...
Так приходится чистить подворотню интернета и дихлофосить "коричневых" тараканов.
Модных - у душевной безликости и умственной немощи. Вы посмотрели бы, как воспрял один пигмей на теоретическом форуме Дашковской для ублюдков.

Дай Вам бог пронести сквозь аморальное безвременье эту спасительную медитацию! Меня же воспрявшее плебейство удручает до творческого бесплодия.
Некогда даже выгрузить старые поделки.
‘read‘ ‘read‘ 9,5
02:44 09/08/07
Володимир Ящук Радывылив
‘best‘ Дуже гарно ‘bravo‘
12:58 09/08/07
5! Супер! ‘wink‘ ‘bravo‘
15:08 09/08/07
ПОТРЯСАЮЩЕ!!! спасибо Скифу, что я ЭТО не пропустила!
иду читать вторую часть! браво, Света!
с Вашего разрешения - автора в любимые! ‘wink‘

‘bravo‘
08:39 11/08/07
Рекомендует этот материал
Почему? НЕнудно,НЕнавязчиво... Потрясающе в общем ;)
08:40 11/08/07
Sveta Rybalko Харьков
Всем-всем спасибо за внимание!
20:49 11/08/07
ааааааааа.. Бахчисарай!!!!!!!!!!!!! обожаю его!! буду там снова на следующей неделе!! потрясающее место.. беру в библиотеку :)))
20:52 11/08/07
Так. Ну что, теперь будем почитывать Вас!
Доходчиво и доступно написано.

С уважением,
12:07 02/10/07
Sveta Rybalko Харьков
Спасибо, Кайрат, на добром слове. Приходите, всегда рада.
15:30 02/10/07
Света, мне очень понравилось! Сожалею, что раньше не увидела. Это одна из любимых мною тем. Статью забираю в библиотеку.
16:01 02/10/07
Жду! Более благодарного читателя Вы врядли найдете.
Давно имею задумку относительно настоящей термы и ношусь с нею уже пару лет, поэтому такого рода информацию приму на "ура"!
11:50 07/10/07
Sveta Rybalko Харьков
София, рада, что в тему! Надеюсь написать 3 часть о японских фонтанах.
18:27 02/10/07
Рекомендует этот материал.
10:12 09/09/10
Sveta Rybalko Харьков
Дякую за рекомендвцію
10:29 09/09/10

Live

7 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал "Кіборги" проти української. Хто кого?

7 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Лежачая стена

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Дуэли Великих Людей и нелепых путиноидов

9 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал "Кіборги" проти української. Хто кого?

9 час. назад

lusi комментирует материал Как военная прокуратура Украины, "ломает" добровольцев

9 час. назад

Петруха Гивчик комментирует материал Интересные факты о Египетских пирамидах

10 час. назад

Антон Кучко комментирует материал "Кіборги" проти української. Хто кого?

10 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Романс о сумасшедшей Любви

10 час. назад

Антон Кучко комментирует материал Интересные факты о Египетских пирамидах

10 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал "Кіборги" проти української. Хто кого?

10 час. назад

AirAdvisor публикует статью Интересные факты о Египетских пирамидах

10 час. назад

Оксана Михайлова публикует статью Украинцы признали лифты завода «Евроформат» лучшими в стране

11 час. назад

Саньков Сергей публикует статью ПРОГУЛКИ ПО ЛОНДОНУ. Образ женщины в экспозиции Tate Britain – London

11 час. назад

Чачанидзе Владимир публикует статью Огонь,горящий у стены...

11 час. назад

Жиго публикует статью Далеко-далеко, за краєм Землі...

11 час. назад

Петруха Гивчик комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

11 час. назад

Антон Кучко комментирует материал Крым-это яйца меж ног России

11 час. назад

Петруха Гивчик рекомендует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

11 час. назад

Петруха Гивчик рекомендует материал Как военная прокуратура Украины, "ломает" добровольцев

11 час. назад

Петруха Гивчик рекомендует материал Крым-это яйца меж ног России

11 час. назад

Петруха Гивчик рекомендует материал "Кіборги" проти української. Хто кого?

11 час. назад

Антон Кучко комментирует материал "Кіборги" проти української. Хто кого?

11 час. назад

Антон Кучко рекомендует материал "Кіборги" проти української. Хто кого?