О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  5 августа 2007 18:40:12

Мориц Корнелис Эшер- I: И тайное станет явным...

"Звезды".
"Звезды".

Когда я учился в первом классе, знакомый директор школы подарил мне болгарский журнал. В журнале меня поразили две вещи: схожесть болгарского языка с русским и обложка, на которой были нарисованы жутковатые хамелеоны в тисках правильного многоугольника. Спустя время, к этой обложке добавилась другая (по-моему, с журнала "Знание-сила"), на которой цепочка муравьев свершала свой бесконечный путь по знаменитой ленте Мебиуса. И лишь гораздо позже выяснилось, что у этих зоогеометрических фантасмагорий один и тот же автор - Мориц Корнелис Эшер. Так для меня открылась новая Страна Чудес.

Слева - Эшер на плоском фото, справа - его автопортрет, отраженный в сфере. Интересно, что писал художник правой рукой, а рисовал левой.
Слева - Эшер на плоском фото, справа - его автопортрет, отраженный в сфере. Интересно, что писал художник правой рукой, а рисовал левой.

Тяга к падению и идеальный бутерброд

 "Если бы вы только знали, какие видения посещают меня в ночной тьме... Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума. По сравнению с этими мыслями каждая отдельная гравюра или рисунок - это полная неудача, только мельчайшая частица необъятного целого". (М.К.Эшер)

"Вавилонская башня".
"Вавилонская башня".

Голландский мальчик Мориц Корнелис Эшер с детства был немного странным. Бесцветный, замкнутый и заикающийся, он плохо учился и был подвержен двум маниям. Первую можно назвать "тягой к падению" - все вертикальные, устремляющиеся ввысь формы, имели для парня пугающую и одновременно восхитительную притягательность. Вторую манию можно назвать построением "безупречного бутерброда". Один из однокашников будущего художника вспоминал, как тщательно укладывал Мориц на хлеб кусочки сыра и колбасы с целью получить "идеальное покрытие". Все эти геометрические мании закончились тем, что отец Морица однажды обнаружил рисунок своего сына, на котором был изображен... квадратный круг.

Юношу послали учиться на архитектора, но вскоре тот перевелся в класс графического дизайна.  Основной художественной формой Эшера впоследствии станет гравюра.

По окончании учебы Эшер отправляется путешествовать по Италии и Испании, чтобы познакомиться с работами великих мастеров. Кстати, первые гравюры Эшера были вполне натуралистичны, но и они полны гармонической красотой и настоящей магией ("Три мира", "Капля росы", "Лужица" и др.). К Италии Эшер настолько прикипел, что, женившись, решает поселится в Рим. Уже в те времена талантливый голландец пользуется популярностью - так на крестинах сына Эшера присутствовали король Эммануэль и сам "дуче" Муссолини. Впрочем, когда по велению "почетного гостя" итальянских детей начали заставлять вступать в фашистскую организацию, художник не выдержал.

"Три мира".
"Три мира".

В 1935 году его семья переезжает в Швейцарию, а с началом войны - в Голландию. Кроме расставания с любимой Италией, война принесла художнику и личное горе: в концлагере гибнет его учитель - еврей Самуэль Мескит. Когда Эшер прибежал в его дом, то обнаружил только одну картину, на которой остался отпечаток солдатского сапога. Это творение учителя, "дорисованное" войной, художник хранил до конца своих дней...

В 1938 году Эшер практически перестает рисовать натуру. Его целиком захватывают странные "внутренние" картины, являющиеся к нему в озарениях и снах.

 Еще в 1936 году, посещая в Гранаде дворец Альгамбра, построенный еще арабами, художник был до глубины души потрясен мусульманскими мозаиками и орнаментами, их "колоссальной сложностью и математическо-художественного смыслом". И Эшер с той же энергией и фантазией, с которой когда-то складывал "идеальный бутерброд", переходит к составлению бесчисленных мозаик и орнаментов. Известно, что в мусульманском искусстве запрещено изображать образы живых существ. Возможно именно поэтому весь художественный потенциал арабского мира выплеснулся в головокружительных узорах-арабесках, витиеватость которых подчинялась строгой симметрии и периодичности. Эшер мусульманином не был (он вообще был атеистом), поэтому его мозаики заполнили, непостижимо слитые в единое целое, повторяющиеся фигурки демонов и ангелов, рыб и птиц. Никто до Эшера не осмеливался на столь сложный и дерзкий эксперимент! Сам художник называл деление плоскости "самым богатым источником своего вдохновения".

 

Эти искаженные образцы мозаик Эшера имеют трех-, четырех- и шестинаправленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.
Эти искаженные образцы мозаик Эшера имеют трех-, четырех- и шестинаправленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.

 "Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением. Они словно сами избирают, в каком виде им появиться... Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию, и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства". (М.К.Эшер)

 Брат Морица, геолог по профессии, увидел в этих мозаиках наглядный материал для кристаллографии (наука о строении и симметрии кристаллов). Эшер решил подкрепить свою интуицию теорией, и в 1960-м году его лекциям по кристаллографии уважительно внимали профессора Кембриджа. А спустя пять лет Международный союз кристаллографов даже издает книгу "Симметрические аспекты периодических рисунков М. К. Эшера", где на 41-ом орнаменте демонстрируются все плоские кристаллографические группы.

"Балкон".
"Балкон".

Второй эксперимент Эшер решил проделать над... пространством. И добился не менее восхитительных и пугающих успехов. Падение прекрасно, ужасно приземление. И художник делает мир, в котором падение может длиться бесконечно. С пространством на его картинах творятся самые настоящие чудеса: оно вспухает, причудливо изгибается и замыкается на самом себе. По лестницам Эшера можно спускаться (или подниматься) бесконечно, его водопад, падая вниз, тем не менее идет по кругу, в его квадрате можно сразу увидеть и внешнюю и внутреннюю сторону, его миры могут существовать рядом, но никогда не встречатся. Если нарисованные на двумерной плоскости фигуры мы способны воспринимать трехмерными, то почему бы трехмерное пространство не изобразить так, как будто мы смотрим на него из четвертого измерения? Можно ли изобразить невозможное? Эшер мог. Если итальянские мастера Возрождения изобрели перспективу, то голландский художник довел ее до абсурда. Дивные безумные пространственные построения, вспыхивающие в мозгу Эшера, воплощались, сводя с ума теперь его зрителей.

 Математические видения двоечника Эшера

"Он слишком умозрителен, слишком философичен; этому молодому человеку не присущи порывы и спонтанные движения, он - художник в очень незначительной степени". (докладная записка одного из учителей Эшера)

"...Он показывает совершенно новые отношения между точками, поверхностями и пространством, между причиной и следствием, возникающими в его гравюрах, хотя и странными, но, по-видимому, вполне возможными, мирами". (А. Флокои)

Меня с детства вводило в недоумение распространенное противопоставление разума и чувств, фантазии и реальности, науки и искусства, "физиков" и "лириков". Какое может быть противопоставление, если всё это не только легко уживалось в моей голове, но и взаимодействовало, подпитывая друг друга? Рождение ребенка, казалось мне не меньшим чудом, чем хождение по воде, а математические и физические теории оказывались порою причудливее самой изощренной фантазии.

"Метаморфозы". Это самая большая из его картин (19 Х 390 см).
"Метаморфозы". Это самая большая из его картин (19 Х 390 см).

Строгие и умозрительные работы Эшера нередко вызывали критику у искусствоведов в сухости, просчитанности и излишней интеллектуальности. Еще тесть художника шутил, что у зятька лучше всего получаются чертежи складских помещений.

"Чарльз Сноу отметил поистине странный факт, что искусство XX века так мало усвоило достижения науки XX века. Это наблюдение дало ему еще одно доказательство того, что наша цивилизация распалась на две различных культуры. Так же, как ранее Леонардо да Винчи, Эшер своим особым способом пытается уменьшить этот разрыв, и в этом, вероятно, главная причина его популярности не только среди молодых, но также и среди вполне уже зрелых ученых и инженеров. И когда критик с раздражением заявляет, что он ни во что не ставит Эшера, ему можно напомнить подпись под одной забавной карикатурой: "Они все идут туда! Надо бы и мне поторопиться, поскольку я их лидер" (Корнелиус Ван Шаак Рузвельт)

"Я часто ощущаю большую близость к математикам, чем к коллегам-художникам. ...Я играл, выражая себя в образах, учитывающих возможности представления. Все, что есть на моих картинах, - сообщения о моих открытиях ...Все мои произведения — это игры. Серьезные игры. Я пpосто пытаюсь сложить маленьких звеpушек вместе - я не нахожу, что это легко, но я получаю невеpоятное удовольствие, находя способ соединить их. Меня забавляют все вопpосы, котоpые возникают когда я pаботаю.Эти вопpосы дpазнят меня, и мое самое большое удовольствие - это понять о чем они, а затем найти ответы на них. Потом я делаю оттиск, чтобы дpугие смогли pазделить мою pадость. Вы называете Это математикой?". (М.К.Эшер)

 Надо отметить, что Эшер никогда и не отвергал интеллектуальность своего творчества. Тем не менее, его постоянно сравнивали с сюрреалистами, а молодежь 1960-х вообще посчитала настоящим психоделликом (ROLLING STONES даже хотели поместить одну из гравюр эшера на обложку пластинки, но автор, не любивший поп-музыку, им отказал).

"Однажды мне позвонила одна дама: "Господин Эшер, я очарована вашим искусством. В ваших "Рептилиях" представлена реинкарнация". Я ответил: "Мадам, если вы это видите, пусть это будет так". (М.К.Эшер)

"Порядок и хаос". Эшер всегда был неравнодушен к красоте правильных многогранников.
"Порядок и хаос". Эшер всегда был неравнодушен к красоте правильных многогранников.

Эшер не раз заявлял, что никакого отношения к сюрреализму не имеет, его задача не загадывать неразрешимые загадки, а разгадывать их. И действительно, даже в самых причудливых картинах художника есть своя логика и гармония. Логика - это тоже искусство.

Не удивительно, что особый ажиотаж творчество Эшера вызвало именно в математических кругах. Математика всегда стояла особняком от других - "естественных" - наук, ибо, как и философия, имела дело с идеальными и абстрактными категориями (помните надпись на дверях платоновской Академии - "Негеометр да не войдет сюда"). Ну, скажите, где Вы видели в жизни ПРАВИЛЬНЫЙ многоугольник, настоящую точку (объект, не имеющий размеров), или искривленное трехмерное пространство? В результате Эшера вознесли на пьедестал почета именно математики.

Всемирная слава голландца началась в 1951 году после публикации его работ в трех журналах: "Time", "Life" и "Studio". А в 1954 году выставку Эшера приурочили к Международному математическому конгрессу. Нобелевский лауреат Чен Нин Ян с помощью гравюры "Всадник" даже пытался объяснять принцип симметрии в квантовой механике. Такая любовь математиков и физиков весьма озадачила Эшера, так как он считал себя в этих науках полным профаном. Когда геометр Г. Кокстер пригласил художника на свою лекцию о глубоком математическом смысле эшеровских рисунков, тот почти ничего в ней не понял...

"Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен. ...Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней". (М.К.Эшер)

Слава Эшера росла, как снежный ком. Он получает королевскую награду, его посвящают в рыцари, в 1971 году выходит книга "Мир Эшера"... Но слава и деньги практически не меняют ни характер самого художника, ни его, более чем скромного, образа жизни. Он по прежнему живет затворником в голландском городке Баарн. В 1968 году его жена покидает нелюбимую Голландию и возвращается в Швейцарию. Но художник уже стар и болен, он почти ни с кем не общается и его ждет только одно путешествие... Последним видением явленным в мир стала картина "Змеи" (1969 г.). В 1972 году в одной из лютеранских больниц дух Морица Корнелиса Эшера покидает наш евклидовый мир и исчезает в самой непостижимой бесконечности.

"Рисующие руки".
"Рисующие руки".

P.S.: На этом наше знакомство с творчеством Эшера не заканчивается, а только начинается. О некоторых картинах художника я расскажу вам во второй части статьи - "Галерея".

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 14103
Отредактировано: 05-08-2007 [21:42]
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Сергей Курий
Сергей Курий, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 17, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

спасибо!
Должен сообщить, что впервые выложил в один и тот же день вторую часть статьи.
Причины две. Во-первых, читать первую часть и не видеть самых известных работ, это как-то неправильно. Во-вторых, я ухожу послезавтра в отпуск и уезжаю в места, где вряд ли буду иметь доступ к И-нету. Так что, если кому-то не отвечу на вопросы, не серчайте.
19:09 05/08/07
Яна Дашковская Черкассы
Рекомендує цей матеріал
Чому? Потому что это стоит почитать...и посмотреть!
19:18 05/08/07
Яна Дашковская Черкассы
Спасибо за статью, Сергей! Классно вышло ‘best‘ Эшер - гений, которым можно только восхищаться.

Вот это предложение не понравилось: "Впрочем, когда по велению "почетного гостя" итальянских детей начали заставлять вступать в нацистскую организацию, художник не выдерживал". Слово нацизм неприменимо к Италии, это немецкое явление... итальянское явление - фашизм. Между нацизмом и фашизмом есть различия.
19:22 05/08/07
Яна Дашковская Черкассы
Кстати, желаю приятного отдыха! ‘smile‘
19:28 05/08/07
Цитата:
Слово нацизм неприменимо к Италии, это немецкое явление... итальянское явление - фашизм.


В принципе, правильно. Спасибо! Изменил. ‘smile‘ А вот разве немцы себя фашистами не называли?
19:48 05/08/07
Яна Дашковская Черкассы
Цитата:
А вот разве немцы себя фашистами не называли?


Чего не знаю того не знаю: с немцами, жившими в то время не общалась. Фашизм как явление возник в Италии. Немци взяли какие-то элементы, но также и внесли много своего. В принципе, можно сказать фашизм немецкой модели, но никак не просто фашизм, имея ввиду Германию.
19:58 05/08/07
Sveta Rybalko Харьков
Спасибо за интересную и статью и хорошего отдыха!
11:15 06/08/07
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Сергей, просто здорово! ‘best‘ Я заметил, что отношение к Эшеру либо восторженное либо неприязненное. Можно, наверное, даже диагностировать психотип человека, выслушав его мнение о творчестве Эшера - слишком уж он цепляет за что-то глубинное в нашем мировосприятии.
11:59 06/08/07
Цитата:
Я заметил, что отношение к Эшеру либо восторженное либо неприязненное.


Из моих знакомых Эшер почему-то восхищает всех, даже людей, далеких от живописи. Наверное, дело в иезуитском мастерстве и поразительном искажении привычного мира. Как я уже писал, этот художник сумел показать, что и геометрия и логический подход вообще может быть НАСТОЯЩИМ искусством. Недаром Эшер говорил о "саде", в который не могут войти математики. Так войти в него мог только ХУДОЖНИК, что бы там не писали обвинители Эшера о чрезмерной просчитанности и разумности его картин. Мастера Возрождения тоже многое писали с помощью геометрии и своей головы.
Кстати, жаль, что не удалось привести достаточное количество более реалистичных гравюр Эшера. Они не менее замечательны. Приведенный "Третий мир" чисто эстетически мне гораздо больше нравиться, чем тот же раскрученный "Бельведер" (я даже распечатал его для себя).
19:11 06/08/07
Никита Катков Новая Каховка
‘bravo‘
22:14 06/08/07
Одна из задач журналистики - просветительство. Многие об этом забывают. А Вы помните, и это здорово. И у Вас получается! ‘best‘
08:10 08/08/07
Нацизм, фашизм, классическая математика, Эшер.... Знаете, то, что это рисовал Эшер - я не знал, то что человек с еврейским построением имени и фамилии был не евреев, я не знал, но то, что Эшер мог пить свою графику из капли воды - очевидно... Эшер скорее по сути своей графический йог, пьющий все свои ассоциативные знания и восприятия из метаморфоз самого пространства... Зачем споритть о проклятых оежимах... Пол Пот или Сталин, Дуче или фюрер... Пигмеи... Следует восхищаться геометрически-йогической графикой Эшера...
07:58 07/08/07
‘best‘ ‘best‘ ‘best‘ очень понравилось!
11:49 07/08/07
Елена Чебодаева
wow Я в шоке от творчества Эшера, но к сожалению пока я не подключила интернет я почти ничего о нем  не знала,огромное спасибо за интерессный материал! best
19:20 12/01/09
Спасибо! Для того и писалось.:)
09:50 13/01/09

Live

7 мин. назад

Жабон Педарастиков рекомендует материал Дама с зонтиком.

17 мин. назад

ГЕЙ де ЖАБОН КРЫСЮК рекомендует материал Дама с зонтиком.

24 мин. назад

Жабон Хуйкис комментирует материал Дама с зонтиком.

26 мин. назад

Жабон Хуйкис рекомендует материал Дама с зонтиком.

38 мин. назад

antov комментирует материал НЛО

47 мин. назад

Лена Веселова публикует статью Дама с зонтиком.

4 час. назад

Жабон Хуйкис рекомендует материал Тільки зірка зійшла,

4 час. назад

Жабон Хуйкис рекомендует материал У пустелі Атакама...