О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  23 июля 2007 22:09:05

И будет падать прошлогодний снег... (на смерть Александра Татарского)

И будет падать прошлогодний снег... (на смерть Александра Татарского)

В ночь на 22 июля в возрасте 56 лет скончался Александр Татарский. Можно долго говорить, какая это великая потеря для мультипликации и т.д. и т.п. Но в этом событии есть и моя маленькая личная-эгоистичная трагедия... Я давно хотел сделать цикл статей, посвященный культовым отечественным мультфильмам (это ничего, что слово Отечество для моего поколения ныне шизофренически двоится - родился-то Татарский в Киеве и профессию свою осваивал на замечательном "Киевнаучфильме"). Так вот - в моем цикле интервью с этим режиссером было запланировано одним из первых... И вот почему.

М-ф "Падал прошлогодний снег".
М-ф "Падал прошлогодний снег".

Я всегда сталкивался с большими трудностями, когда кто-нибудь просил назвать любимую книгу, картину или кинофильм. А вот с мультфильмами мне было почему-то просто - я безумно обожал "Падал прошлогодний снег" - историю про мужичка, которого жена послала за елкой. В этом мультике мне нравилось всё - и пластилиновый "дизайн", и гениальный сюжет (на грани Кэрролловского нонсенса), и даже удивительно контрастирующая с сатирической составляющей, пронзительная музыка в конце. Я уже не говорю о том, что текст "Прошлогоднего снега" (сценарий был написан Сергеем Ивановым) почти весь был растаскан мною на крылатые выражения: "Ницево не понимаю", "Ох, уж эти сказки, ох, уж эти сказочники", "Цего молчишь, зануда", "Отнесу-ка я его на базар. Там дураков, поди, много, а зайцев, поди, мало", "Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого?! Так я первый буду!", "Мы, бояре, народ работясий, такая уж наша боярская доля", "Да при таких свиньях как-то и сам становишься...", "Какой же я царь без пианины", "Маловато будет! О! Это мой размерцик!", "А дома - зена" (жена, в смысле), "Тетенька, отпустите меня! Я волсебное слово знаю - "Позалуста"...

Стилистику такого же легкого, искрящегося весельем и фантазией, абсурда мы можем увидеть и в других - не менее известных работах Татарского - "Пластилиновая ворона", "Обратная сторона Луны" (про поющих грузинов), «Крылья, ноги и хвосты», серия "Кубик-рубик" (помните, "Зайца не видали?"), "Следствие ведут Колобки" ("— Ой, шеф, а я вас вижу!— Аналогично!", "При звуках флейты теряет волю", "...Или что-то случилось или одно из двух!")... Плотность юмора и комических нюансов в этих мультах настолько велика, что для полноценного восприятия одного просмотра явно недостаточно. Кстати, знаменитую пластилиновую заставку к "Спокойной ночи, малыши" снял тоже Татарский. Разве только ролик про путч 1991 года, выпущенный по горячим следам, вызвал у меня неприятие - терпеть не могу политическую отзывчивость (да и любую политконъюнктуру в искусстве), пусть даже августовкий путч был действительно жалким и нелепым зрелищем .

М-ф "Следствие ведут Колобки".
М-ф "Следствие ведут Колобки".

Стиль Татарского не перепутаешь ни с чем (советская мультипликация с 1960-х вообще отличалась ярко выраженным разнообразием). В начале 1990-х, я с удивлением обнаружил, что режиссер приложил руку к немалому числу рекламных роликов.

Жаль, что я так и не увидел поздних мультфильмов Татарского - "Красные ворота Росемон" и "Гора самоцветов". Но ведь это-то я всегда успею - к счастью большинство мультиков режиссера находятся вне времени и их будут смотреть еще долго. А пока давайте вспомним "нерисованные" факты.

Заставка к телепередаче "Спокойной ночи, малыши".
Заставка к телепередаче "Спокойной ночи, малыши".

КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:Александр Михайлович Татарский родился 11 декабря 1950 года в Киеве, окончил киевский Государственный институт театра и кино по специальности драматург-киновед-редактор в 1974 году, параллельно учась на специализированных трехгодичных курсах художников-мультипликаторов Госкино УССР, которые окончил в 1975 году.

 Мультипликацией Александр Татарский занимался с 1968 года, когда он начал работать на студии "Киевнаучфильм". В 1980 году Александр Татарский был приглашен руководством Гостелерадио СССР на работу в Москву на должность кинорежиссера в мультстудию Т/О "Экран". В 1986 году А.Татарский выиграл международный тендер на право производства анимации для американского телеканала TBS (проект Тэда Тернера) и выполнил работу, которая имела в США большой успех.

В 1988 году Александр Татарский создает Московскую анимационную студию "Пилот" – первую в истории России независимую негосударственную киностудию. Все без исключения фильмы этой студии получили множество российских и международных фестивальных наград, включая две номинации на "Оскар", "Пальмовую ветвь" и первые награды многих других фестивалей.

М-ф "Обратная сторона Луны".
М-ф "Обратная сторона Луны".

В 1987 г. А.Татарский осуществляет новый творческо-производственный проект – создает первую в стране студию с уникальной в то время 3D-технологией компьютерной анимации реального времени – "Пилот ТВ". С 1996 года Александр Татарский – президент Открытого российского фестиваля анимационного кино. В 1998 году за цикл анимационных фильмов "Из личной жизни Братьев Пилотов" и детскую телепрограмму "Чердачок Братьев Пилотов" А.Татарский был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства. В 2000 году ему присуждено звание Заслуженного деятеля искусств РФ. В последние годы режиссер занимался проектом "Гора самоцветов", задуманным, как серия мультфильмов, снятых по мотивам сказок разных народов России.

 Интересные факты:

М-ф "Пластилиновая ворона".
М-ф "Пластилиновая ворона".

На создание мультфильма "Пластилиновая ворона" ушло около 800 кг советского пластилина, который из-за блёклых цветов пришлось раскрашивать красками.

Песня изначально должна была звучать в обычном темпе, однако на записи Татарский не проследил хронометраж звука, из-за чего вместо необходимых 5 минут для созданной анимации вышло 8 минут. Режиссер не знал, как быть, и пока не было решения, были записаны и голоса. В монтажной Татарский случайно услышал, как восстанавливалась граммофонная запись выступления Ленина — скорость звучания была то быстрее, то медленнее. Режиссер поинтересовался у реставратора, как это получается. Технология была проста — на бобину катушечного магнитофона наматывалась изоляционная лента, из-за чего пленка подавалась на воспроизводящую головку быстрее, и темп звучания также ускорялся. Поняв, что в этом выход из возникшей ситуации, Александр Татарский, заплатив реставратору 70 рублей, сжал 8-минутную запись до необходимых 5 минут, вследствие чего песня приобрела свое знаменитое «мультяшное» звучание.

«На сдаче «Снега» у меня было предынфарктное состояние, – вспоминал Татарский. – Мне заявили, что я неуважительно отношусь к русскому человеку: у вас всего один герой – русский мужик, и тот идиот!».

Имя Станислава Садальского, озвучивавшего шепелявого мужичка из "Прошлогоднего снега" (а в "Месте встречи..." актер сыграл такого же шепелявого карманника) не было указано в титрах. Незадолго до сдачи мультфильма актёр был задержан в ресторане гостиницы «Космос» с иностранной гражданкой, последовал донос председателю Гостелерадио С. Г. Лапину, и в качестве наказания за общение с иностранцами фамилию актёра убрали из титров.

Кстати, сперва за автора должна была читать Лия Ахеджакова, но в итоге обе роли пришлось озвучивать одному Садальскому.

Из интервью А. Татарского:

М-ф "Крылья, ноги и хвост".
М-ф "Крылья, ноги и хвост".

Я хотел снимать "Прошлогодний снег", а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом. Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: "Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина". Тут они напряглись: "Это что еще за мультфильм?" "Ну как, - говорю, - Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина - все обхохочутся". Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: "А можно не про Ленина?" - "Я известный режиссер, хочу про Ленина." Две недели ходил и требовал - хочу про Ленина! Еще потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел, - делай что хочешь - только не про Ленина! И я сделал "Прошлогодний снег".

Смена поколений у нас, с еврейским счастьем нашей страны, произошла в 90-е годы и совпала с полным развалом государства и полным развалом финансовой системы. Мы начинали делать фильм в одном государстве, а заканчивали – в другом, при другом учете денег и т.д. А анимация любит покой, это дело тонкое и уязвимое, музыка толстых, она не любит революций. Даже, если бы не было смены поколений, все равно 90-е ударили бы по мультипликации. Но именно в это время рухнули студии, и ушли на пенсию многие ведущие мастера. И в этот же момент происходит третий катаклизм – смена технологий. Заканчивается эпоха пленки, идет переход на компьютер с массой вытекающих отсюда сложностей. Каждый из этих факторов в отдельности мог бы дать под дых мультипликации. А у нас все эти три процесса идут одновременно.

...ведь мультипликация, чтобы вы поняли, всегда сначала делается руками, раньше на кальке, теперь - с появлением сканеров - просто на бумаге. И так во всем мире. То есть сам творческий процесс не изменился, как не изменился процесс написания романа с появлением пишущей машинки. Можно написать картину маслом, можно нарисовать ее на компьютере, - там ведь есть программа, которая имитирует масло очень ловко, да? - но это не означает, что тот, кто будет рисовать на компьютере, может позволить себе рисовать хуже, чем тот, кто пишет на холсте, это просто разные технологии. ...Так что современные машины дали очень много возможностей, но на творчество это принципиально не влияет, потому что компьютер сам не делает ничего. Но это очень и очень полезная штука, причем самое главное для мультипликации - возможность бесконечного редактирования, ведь на пленке, если ты что-то сделал не так, надо переделывать заново с самого начала. А в компьютере можно улучшать бесконечно.

"Зайца не видали" (из мультцикла "Кубик-рубик")
"Зайца не видали" (из мультцикла "Кубик-рубик")

Художник-мультипликатор – это то же самое, что актер в игровом кино, только еще более сложная и уникальная профессия, поскольку актер играет сам своим телом, голосом, мозгами и так далее, а мультипликатор – все то же самое, только еще должен блестяще рисовать. Это намного сложнее. Если Ульянов или Баталов – среднее звено, то пусть называют средним... Я люблю приводить такой пример: если бы сейчас пришли петлюровцы, взяли бы режиссера мультипликации, режиссера из игрового кино и сказали бы «игровику»: ты должен сделать мультфильм! А от анимационного режиссера потребовали бы снять игровой фильм!.(Черт знает, какие планы в голове у этих петлюровцев?) Мультипликатор игровое кино как-нибудь, да снимет, а вот «игровик» – скорее всего обкакается. Это значительно более тонкая, ювелирная профессия, требующая уникальных знаний, которых у того, скорее всего, нет.

Наши ребята работают не только в "Пилоте", но и за границей, в том числе в Голливуде - там целая команда наших "пилотов" трудится, причем успешно. Это и приятно, и больно. Я же в них вложил очень много сил, времени и знаний. Я за них, конечно, очень рад, но это в общем неправильно. Их я не осуждаю. Если собрать всех наших выпускников вместе - это будет лучшая студия мира. Надоело обогревать Вселенную. Мы их учим бесплатно, а потом они уезжают. Я же не уехал. А мне, наверное, одному из первых наших мультипликаторов предлагали всерьез Америку. Но мне туда не хотелось.

Замечено, что с какого-то возраста дети начинают стесняться, что они маленькие, стараются казаться взрослее. Так вот наше кино для тех, у кого нет комплекса быстрее вырасти.

И будет падать прошлогодний снег... (на смерть Александра Татарского)
Я делаю массу фильмов, это моя как бы беда, но и спасение, вы спросили, что я мало сделал за эти 12 лет - я столько фильмов сделал в голове, смоделировал, придумал... Это же - как стихи, их не обязательно публиковать, если я их придумал. У меня не было возможности, финансовой, технологической, их сделать, но я эти фильмы видел, такие хорошие! Поверьте мне...

 «Он и в третий раз ходил за елкой, и добыл ее... Но это было уже весной, и он отнес елку обратно». 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 14739
Отредактировано: 24-07-2007 [20:53]
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Сергей Курий
Сергей Курий, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 17, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Отличная статья, вот только лучше бы не было этого повода. Теперь буду смотреть его мультики немного с другим чувством.
23:52 23/07/07
Sandra Севастополь
спасибо за статью, хорошая работа, мульты захотелось пересмотреть сразу же...
а повод....от него не убежишь рано или поздно...
09:40 24/07/07
Скіф Донецк
5 спасибо
09:51 24/07/07
Прекрасна стаття про чудового митця. 555

Дякую за Ваше уміння знайти особливі теплі слова, щоб вшанувати красиву людину, яка пішла з життя.

Я дуже люблю його муьтфільми...

"У меня не было возможности, финансовой, технологической, их сделать, но я эти фильмы видел, такие хорошие! Поверьте мне... " - Ми віримо в це...
10:09 24/07/07
Bdjola Киев
5
10:14 24/07/07
5! Однозначно 5!
17:19 24/07/07
Только 5. Добрая, умная, интересная статья.5
18:29 24/07/07
Ему не хватило пластилина на Калининград и Сахалин. Пусть теперь спит спокойно.
01:29 05/08/07
Спасибо, ребята! Хотя это и не статья вовсе, а так... Коллаж по поводу. Статьи про таких личностей пишутся гораздо дольше. А насчет "рано или поздно" - это понятно, но 56 лет все-таки не возраст...
А мультиков Татарский, к сожалению, маловато снял. Но и "Вороны" со "Снегом" вполне бы хватило. "Когда жёлудь спелый - его каждая свинья слопает!"
20:03 24/07/07
Антон Цвях Винница
По плотности искрометного юмора на условный метр пленки Александр Татарский, пожалуй, останется недосягаемым очень долго. Жаль, що талант сгорел так рано. Сергею - спасибо! "Главное - хвост!"
01:20 25/07/07
отличные у него мультики, правда всегда какжется что такие люди должны жить вечно
12:38 25/07/07
Спасибо, Сергей!
И за хорошие слова о, пожалуй, лучшем мультипликаторе СССР. Жду серии про мульт-хиты (это, полагаю, будут "Ну, погоди", "Ёжик в тумане"? Очень хотелось бы также об "армянской" серии ("Ух ты, говорящая рыба" - вот это полный улёт )
Спасибо, что напомнили о "хвостах и ногах" (пойду искать в нете этот мультик - и себе, и дочке).
А о мульте о путче Вы всё же зря. Это тот, где Ельцин с синим носом путчистов слил в унитаз? По моему, хорошо. И ведь по сути - и о Ельцине, и о путчистах.
16:43 25/07/07
Цитата:
Жду серии про мульт-хиты


Эх, когда это всё писать... Я даже еще не про все культовые сказки написал. Если бы кто-то другой написал, а я бы с удовольствием читал. Но у нас больше любят про политику и прочий, как говорил Берджес, kal.
А насчет путчистов, кто спорит, мультик сделан профессионально и, насколько я помню, за три дня. Только вот про Ельцина, описывающего самолеты Татарский почему-то не рисовал. Ну не люблю я политики в искусстве, особенно на злобу дня.
19:14 25/07/07
Смотрел все мультфильмы "Горы самоцветов" - вот на чем детей воспитывать надо! Я, например, воспитался) Вкус, ребята, дело тонкое)
09:59 01/08/07
Рекомендує цей матеріал
12:06 07/12/07
Олег Ус Киев
Сергею - самое сердечное "благодарю"! Больше слов нет. Светлейший человек ушел!...
Мы были знакомы. Я откладывал "на потом" несколько вопросов к нему... Все.
01:26 05/08/07

Live

1 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

2 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

2 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

2 час. назад

Khomiaklit пишет рецензию на публикацию ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

2 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ЖИТТЯ НЕ ДЛЯ ВКРАЇНИ

3 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Перундень

3 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Достижения «Запорожстали» вошли в Книгу рекордов Украины

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Комбинат «Запорожсталь» подтвердил соответствие международным стандартам

4 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

4 час. назад

Ганка Гличка публикует статью Йде листопадова пора

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Запорожские дети поздравили металлургов с юбилеем «Запорожстали»

5 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Ростислав Шурма поздравил ветеранов с 85-летием «Запорожстали»