О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

Общество  25 июня 2007 16:47:48

НЕГРИТЮД – ОБЪЕКТИВНОСТИ РАДИ… Черный расизм?!

 

Представители старшего поколения сенегальской интеллигенции, противники политики ассимиляции, еще в довоенные годы стали разрабатывать теорию НЕГРИТЮДА, основу которой составляют идеи об уникальности черной расы и ее вкладе в мировую цивилизацию. Среди широко известных гуманитариев и политиков значатся: историки Шейх Анта Диоп и Ли Абдулайе, политоголи Мамаду Диа и Маджмут Диоп, поэты Леопольд Седар Сенгор и Давид Диоп, писатели Абдулай Саджи, Усман Сосе, писатель и фольклорист Бираго Диоп. Первым из сенегальских литераторов добился международной известности писатель Сембен Усман, позднее он стал плодовитым кинорежиссером. Многие считают его отцом африканского кинематографа. Ювелиры-волоф славятся своими золотыми и серебряными изделиями. В стране сохраняются песенные и танцевальные традиции, вобравшие элементы популярной западной музыки.

История. Ранняя история Сенегала отмечена постепенной миграцией волоф и серер с северо-востока на юго-запад. Похоже, что такие перемещения были вызваны давлением берберов на севере и сонинке – на востоке. Тукулёры появились в долине р.Сенегал в 9 в. и основали там государство Текрур, которое в 10–14 вв. занимало территорию современных Сенегала и Мали со столицей на месте современного города Подор. Берберы, которые в 10 в. обосновались на острове в низовьях р.Сенегал, обратили часть тукулёров в ислам. В конце 11 в. тукулёры-мусульмане под руководством берберской династии Альморавидов участвовали в разгроме государства Гана. В 14 в. началась территориальная экспансия в западном направлении государства Мали, где правила исламизированная династия Кейта. Малийцы захватили Текрур, а в период наивысшего расцвета своего государства контролировали верховья рек Сенегал и Фалеме. Экспансия Мали вынудила немусульман серер отойти в район Каолака, где они живут по сей день. Начиная с 15 в. важная роль в распространении ислама принадлежала маврам, жителям северных областей Сенегала. В середине 15 в. сын тукулёрского священнослужителя Н’Диадиань Н’Дьяй возглавил борьбу волоф против захватчиков-тукулёров и объединил области между р.Сенегал и мысом Альмади в государство Джолоф. Начавшееся в 17 в. соперничество между отдельными частями этого государства (Волоф, Кайор, Баол и Вало) привело к его распаду. В 18–19 вв., пользуясь раздробленностью среди волоф, на них нападали воинственные маврские эмираты, расположенные на севере Сенегала. В 15–18 вв. происходило временное укрепление власти тукулёрских правителей, бывших вассалами той или иной чужеземной династии, но распад государства Джолоф означал конец существования в этом регионе крупных государственных образований, созданных на племенной основе.

19 в. ознаменовался французской колониальной экспансией и совпавшим с ней по времени оживлением ислама и его распространением на территории современного Сенегала. В середине 19 в. тукулёр аль-Хадж Омар начал религиозную войну в северо-восточных областях, но после столкновения с французами был вынужден перенести военные действия далее на восток. Своеобразной формой защиты от французов стал массовый переход западных волоф в ислам, а после захвата страны французскими колонизаторами примеру волоф последовало и население Казаманса.

С появлением в 15 в. португальцев началось проникновение европейцев в прибрежные районы Сенегала. За португальцами последовали голландцы, англичане и французы. Конец 17 в. и весь 18 в. были отмечены англо-французским соперничеством за контроль над побережьем Сенегала. Европейцы вывозили оттуда главным образом гуммиарабик и рабов. В начале 19 в. главной и прибыльной статьей экспорта стал арахис. До середины 19 в. контроль французов ограничивался в основном Сен-Луи, Горе и Рюфиском. Во времена Второй французской империи в период пребывания на губернаторском посту генерала Луи Федерба (1854-1865 гг.), а затем на протяжении первых 30 лет существования Третьей республики французы, действуя силовыми методами, значительно увеличили площадь своих колониальных владений. В 1895 г. Сенегал был провозглашен колонией Франции, а впоследствии включен в состав Французской Западной Африки, административным центром которой с 1902 г. стал город Дакар.

В то время как подавляющее большинство африканского населения Сенегала было лишено элементарных человеческих прав, коренные жители городов Сен-Луи, Горе, Рюфиск и Дакар, которые получили статус коммун, стали объектом французской политики «ассимиляции». Населению этих городов были предоставлены права французских граждан, в том числе право участвовать в выборах депутата во французский парламент, которым оно пользовалось в 1848-1852 гг., а затем постоянно с 1871 г. Первым депутатом-африканцем Национального собрания Франции стал Блез Диань, который в 1914-1934 гг. представлял интересы Сенегала. В 1879 г. для городов-коммун был создан выборный генеральный совет. Его значимость уменьшилась, когда в 1920 г. в его состав были включены вожди из внутренних районов Сенегала, а сам он был переименован в колониальный совет. Несмотря на подчиненность французской колониальной администрации, в межвоенный период этот орган сыграл важную роль в воспитании кадров местных политиков. Так, один из сенегальских политиков, дакарец Ламин Гей, который в 1945 г. был избран депутатом французского парламента, сумел добиться отмены принудительного труда и различия в статусе жителей городов-коммун и остального населения страны.

В 1946-1958 гг. Сенегал, как и другие французские колонии Западной Африки, имел статус «заморской территории» Франции с собственным территориальным собранием и депутатом во французском парламенте, причем постепенно все больше сенегальцев наделялось избирательным правом. Поскольку число избирателей росло, ЛЕОПОЛЬД СЕДАР СЕНГОР с 1948 г. развернул политическую работу в сельских районах и создал новую политическую партию, которая с 1951 г. под разными названиями доминировала в политической жизни страны. Позиции другого видного политического деятеля того времени Ламина Гея, который опирался главным образом на население городов-коммун, оказались подорванными.

В 1958 г., после прихода к власти Шарля де Голля, Сенгор призывал население Сенегала высказаться на референдуме в поддержку деголлевской конституции и проголосовать за статус автономии в рамках Французского Сообщества. Его левые оппоненты безуспешно агитировали сограждан голосовать против автономии и за немедленное предоставление независимости. В начале 1959 г. Сенегал совместно с бывшим Французским Суданом образовал Федерацию Мали, которая в июне 1960 г. стала независимой в рамках Французского Сообщества. В августе того же года Сенегал вышел из состава федерации и был признан суверенным государством.

В декабре 1962 г., после ареста премьер-министра Мамаду Диа по обвинению в подготовке государственного переворота, Л. Сенгор ввел в стране президентскую форму правления. На протяжении своего президентского правления Сенгору нечасто приходилось сталкиваться с организованными действиями оппозиционных сил. В 1968 г. ему удалось нейтрализовать всеобщую забастовку под руководством Национальной конфедерации трудящихся Сенегала. Позже это крупнейшее профсоюзное объединение было поставлено под контроль правящей партии. 31 декабря 1980 г. Сенгор ушел в отставку. Его преемником на посту президента стал Абду Диуф, который с 1970 г. был премьер-министром. В июле 1981 г. Диуф направил сенегальские войска в Гамбию для подавления попытки государственного переворота. Вскоре после этого между обоими государствами было достигнуто соглашение о создании конфедерации Сенегамбия, которое вступило в силу в феврале 1982 г. В 1989 г. это соглашение было расторгнуто.

Хотя А. Диуф и Социалистическая партия Сенегала добились значительных успехов на президентских и парламентских выборах 1983 и 1988 гг., оппозиционные группировки заявили о злоупотреблениях соперников в ходе избирательной кампании, а выборы 1988 г. сопровождались крупными беспорядками. В 1989 г. правящая партия пошла на ряд уступок оппозиции, однако противники правящего режима продолжали борьбу за право доступа к государственным средствам массовой информации. Хотя в 1991 г. были внесены поправки в конституцию и пересмотрен закон о проведении выборов, президентские выборы 1993 г. вновь сопровождались общественными беспорядками. Тем не менее, на очередной семилетний срок президентом был переизбран А. Диуф. На парламентских выборах 1998 г.большинство мест получила правящая Социалистическая партия Сенегала (93 места), за ней следовали оппозиционная Демократическая партия Сенегала (23 места) и Движение демократического обновления (11 мест). В целом Сенегал проводит миролюбивую межгосударственную и внутреннюю политику и прилагает усилия, направленные на финансовое оздоровление страны и ликвидацию внешней и внутренней задолженности.

ЛЕОПОЛЬД СЕДАР СЕНГОР

"Пусть мне будет дано научиться жить,

Жить до того последнего мига, когда я нырну

В высокую глубь забвенья…", Л. Сенгор " Ночь на берегах Сины"

Человек – легенда, человек – эпоха, ушел из жизни в завидном для африканцев возрасте, 95 лет. Ему удалось перешагнуть через тысячелетие и на века оставить свое имя в летописи истории. В память о нем президент Франции Жак Ширак сказал, что "поэзия потеряла наставника и учителя, Сенегал – государственного деятеля, Африка – прорицателя, а Франция – друга".

Первый президент Республики Сенегал, ученый-философ, социолог, публицист, поэт и критик; первый африканский доктор наук по классической филологии и французской лингвистике, лауреат многочисленных международных премий, член французской Академии наук, почетный президент 37 учебных заведений мира, Леопольд Седар Сенгор по праву занял достойное место в плеяде выдающихся личностей минувшего столетия. Им одновременно восхищались и ненавидели, упрекая в профранцузском политическом курсе. Многие видели в нем просто "черного" француза. Но, Сенгор, как истинный ученый, относился к этому по-философски, сохраняя при этом всегда человеческое достоинство. Для Сенгора-политика или для Сенгора-литератора превыше всех ценностей был сам человек, с его повседневными заботами и переживаниями. Так, в видных государственных деятелях – де Голле, Дж. Кеннеди, Марио Соареше, с которыми он встречался не только в официальной обстановке, Сенгор прежде всего ценил высокую культуру и порядочность.

Будущий поэт-президент родился в 1906 г. в портовом рыбацком городке Жоаль, неподалеку от Дакара. Его мать Г’Нилань Бахум нарекла своего совсем крохотного, едва способного к жизни ребенка, Седаром, что на языке серер означает "Никогда не стыдящийся перед людьми", как бы бросая вызов природе и одновременно оберегая своего сына от недоброжелателей. Второе европейское имя Леопольд ему дали при крещении, поскольку это было необходимым условием церкви. Однако мальчика называли не иначе как Седар сын Г’Нилани, поскольку у племени сереров, к которому принадлежало их семейство, полигамия удивительным образом сочеталась с матриархатом. Позже, Сенгор напишет в своих трудах, что "брак у племени серер не означал ни создания новой семьи, ни интегрирования женщины в семью мужа. И в случае вдовства женщина, со всем своим скарбом возвращалась в свой клан".

Сразу же после рождения Сенгора увезли в небольшое местечко Джилор, где он и провел первые годы своей жизни. Отец Седара, Базиль Дьогуйе, что в переводе с языка серер означает "Лев", был богатым человеком и принадлежал к местной аристократии. В его хозяйстве насчитывалось порядка тысячи голов коров, быков и верблюдов, более 40 ослов и около 15 лошадей. Как и его предки, он занимался торговлей. В обмен на добытые нелегким трудом рис, просо и арахис он приобретал для своей торговой лавки сахар, ткани и разного рода безделушки, которые доставляли радость населению близлежащих деревень. Базиль считал такой вид торговли наиболее безопасным, поскольку дед Сенгора погиб, защищая торговый караван от грабителей. Маленькому Сенгору не раз доводилось наблюдать и "крупные" коммерческие сделки между европейскими купцами и местными торговцами. Вспоминая свое детство, Сенгор писал: "Они обменивались загадочными для меня вещами, которые доставлялись вьючными животными с золотыми колокольчиками на шее: это были ценные шкуры, соляные слитки, золото буров и Бунду". Сенгор гордился отцом, ведь сам король Кумба Ндофен Диуф, последний король государства Син, приветствовал его при посещении их деревни.

Первыми "учителями" Сенгора были его кормилица Нга и дядюшка Токо Вали, родной брат матери. Именно он посвятил Сенгора в таинства природы, мир невидимого и загадочного. От него он узнал о священном дереве Мбиссель, вызывающем видения, и о беспощадном змее Симале, прообразе нашего Змея Горыныча. По традиционному религиозному верованию сереры – анималисты, и суть их религии состоит в том, что окружающие предметы, как и живые существа, имеют душу. Может быть поэтому, для Сенгора были важнее тростинка или животное, нежели космическое мироздание? Однако отец, похоже, из-за ревности не приветствовал встречи сына с их родственником и в "наказание" отправил семилетнего Сенгора в католическую миссию в Жоаль. Именно здесь, вместе с первыми навыками в изучении родного языка, юный Сенгор получил первые уроки французского языка.

Через год, в 1914 г. он поступает в интернат Нгазобил (дословно – колодец из камня). Скучные на первых порах занятия латынью у святого отца Дуарона, пробудили в нем жажду познания. Оказалось, что мир, окружающий юношу, это не только девственный лес его детства. Жизненные устои монахов воспитали в нем глубокую религиозность, и он стал мечтать о карьере священника. "Я обязан отцам в Нгазобиле трем вещам: рассудительности, выдержке и обязательности" – писал он.

С 1922 г. Сенгор продолжает учебу в колледже-семинарии Либерманна в Дакаре. Но чтобы привыкнуть к жизни в городе с населением в 20 000 жителей, ему явно не хватает опыта и знаний. Необходимо было узнать что-то еще совсем ему наведанное. Здесь думали и рассуждали иначе, чем у него в деревне. Офранцузившиеся жители города были совсем другими. А отец Лалузу, возглавлявший колледж, стремился сделать из своих воспитанников "французов с черной кожей". Уже тогда Сенгор упорно отстаивал "собственную культуру", уже видимо тогда у него зарождались идеи будущей теории "негритюда". В колледже Либерманна он усиленно занимался философией, много читал, а среди других воспитанников выделялся прилежанием и терпением. Теперь он уже хочет стать учителем. В 1928 г., благодаря учителю греческого языка господину Прату, его направляют учиться во Францию.

И вот, юный, в душе все еще "дитя природы", Сенгор отбывает на корабле "Меди II" в милую его сердцу Францию, которую он хорошо знал по книгам. Он ехал в страну "колонизаторов", на родину своих учителей. Все мысли юноши были уже в Париже. Он ехал его завоевывать. "Столица мира" на долгое время вытеснит картинки его детства, но он к ним вернется, напишет стихи, сочинит поэмы и до конца своих дней будет вспоминать "Королевство своего детства":

"Вспоминаю дни моих предков, дийлорские вечера,

И поднебесный отсвет ночей на вечерней нежной земле:".

" Я прибыл в Париж в серый октябрьский день в 1928 г., – будет вспоминать Сенгор. – И хотя я уже много знал об этом городе, он меня поразил. Благодаря встрече с преподавателем Сорбонны М. Эрну я стал студентом лицея Людовика Великого". Да, Сенгор был действительно удивлен, точнее разочарован, поскольку знаменитые памятники, о которых он столько слышал, показались ему тусклыми и совсем неприглядными под холодным осенним дождем. Но это были лишь первые впечатления. Через 40 лет, вспоминая о своем прибытии во Францию, он напишет, что теплый прием парижан, их приветливые улыбки и вежливое обхождение навсегда овладели его разумом и сердцем.

В лицее Людовика Великого, хранившего строгий "наполеоновский" дух дисциплины, он сразу обзавелся друзьями. Это были умные, талантливые молодые люди, будущие знаменитости Франции. Среди них – писатель Андре Жид, позднее лауреат Гонкуровской премии, Жорж Помпиду, будущий президент Французской Республики, а также автор антологии французской поэзии, который впоследствии ни раз будет помогать своему "черному" другу преодолевать жизненные невзгоды. Париж был не только центром европейской культуры, но также и центром по изучению Черной Африки. Вместе с открытием европейской цивилизации Сенгор стал по-новому смотреть на свою родную Африку. "Открывая Метрополию, – говорил Сенгор, – я открываю самого себя". Первый раз сенегальский студент признал, что он "черный", что он принадлежит к обществу и цивилизации, отличной от той среды, в которой он находился. Он гордился этим и одновременно осознавал свое расовое отличие.

Оказавшись среди литературной и художественной элиты, Сенгор знакомится с творчеством Марселя Пруста, а вместе с ним с "вечным поиском потерянного времени и детства", изучает экзотизм бодлеровского стиха, символизм Артура Рембо. Сенгор пытается анализировать, искать истоки зла в обществе, где подавляется человеческое достоинство. Сблизившись с группой таких же молодых, как и он, антильских и африканских поэтов, Сенгор вместе с ними проникается идеями кубизма, который, по словам историка Мезю Окешикву, стал "крестным отцом" африканского искусства. В Гийоме Апполинере, теоретике кубизма, Сенгор видит "первого и самого пылкого проповедника негритянского искусства". Идеи сюрреалистов также становятся созвучными с бунтарским духом студентов. Но настоящей "библией" антильцев становятся труды Лео Фробениуса4, немецкого ученого начала ХХ в., предпринявшего девять экспедиций в Африку, который писал, что идея негра-варвара – это изобретение европейцев, что именно колонизаторы узаконили политическую и экономическую зависимость Африки. Период с 1928 по 1931 гг. был очень важным для Сенгора. Позже он скажет, что именно в это время были заложены основы его интеллектуального образования, выработалась необходимая "методика" мыслить и жить. Он сумел найти и утвердить свое "я", утвердиться как личность.

Следует отметить, что Сенгор попал в Европу, переживавшую эпоху интеллектуального кризиса, который пришел вслед за застоем в мировой экономике. Появились декадентские произведения типа "Закат Европы Деманжона, "Закат Запада" Освальда Спенглера, "Декаденс французской нации" Роберта Арона. У интеллектуальной элиты образовался вакуум, который заполнила африканская тема. В то время как Сенгор заканчивал чтение "Сумерков Запада" Лабриолы, волна негрофилов захлестнула Париж. Джаз и негритянские танцы проникали во все кварталы города.

Развитию этой темы способствовала также и колониальная выставка, прошедшая в Венсэне в 1931 г. Она произвела ошеломляющее впечатление на французов, а студенты из колоний испытывали большую гордость, осознавая принадлежность к африканцам. У Сенгора она вызывала восхищение еще и потому, что одним из организаторов этой знаменательной выставки был Блез Диань, его друг, земляк, по этнической принадлежности, также как и он, серер. Будучи первым представителем от Сенегала в Палате депутатов Франции, Диань был уже достаточно известным политиком. Выставку называли самой замечательной "книгой с картинками". Она действительно напоминала живые картинки. Прекрасно выполненные макеты камбоджийских храмов и суданских мечетей покоряли воображение неискушенных зрителей. Организаторы выставки стремились развеять стереотип о колониях, который веками складывался у жителей метрополии. Отчасти им это удалось. Если раньше колонии для французов были явлением непонятным, а иногда даже внушали ужас и отвращение, то теперь появился длинный список приверженцев африканской культуры, увлекшихся негритянской темой. Это были художники – Пикассо, Дерен, Матисс, Вламинк, Модильяни, писатели и поэты – Апполинер, Бретон, Кокто, Элюар и многие другие. Помимо этого, колониальная выставка вселила в сознание французов важность зависимости заморских земель от их страны. Возникли теории типа Еврафрики и Великой имперской политики, ставшие благоприятной почвой для создания различного рода обществ, сторонников или противников чужих цивилизаций. Сенгор также не остается в стороне от событий. Он пишет стихотворение "Негритянская маска", которое посвящает Пабло Пикассо.

Активизируется и деятельность "Антильцев". С ноября 1931 г. они начинают издавать "Журнал Черного мира", а через два года вместе с членами Ассоциации западноафриканских студентов Леоном Дама и Эме Сезэром Сенгор выпускает журнал "Черный студент", в котором проповедовалась духовная деколонизация и особенности негро-африканского искусства.

После 16-летнего пребывания во Франции Сенгор на время каникул едет на родину. Вновь перед ним предстают картины детства. Вечерами, сидя на берегу моря, он напевает лирические африканские мелодии, которые подсознательно переплетаются с французскими романсами.

"Жоаль!

Я вспоминаю

Я вспоминаю синьяр-красавиц в зеленой тени веранд

И глаза их неправдоподобные, словно сиянье луны

На морском берегу…"

После окончания колледжа Людовика Великого Сенгор становится настоящим денди. На нем элегантный серый костюм, фетровая шляпа, кожаные перчатки цвета "сливочного масла", два томика Пруста под мышкой. Образованный, элегантный, приветливый, обаятельный, общительный, – таковым стал итог неустанной работы ума этого выдающегося человека!

Сенгор намерен учиться и дальше, но для этого ему необходимо стать французским гражданином. Эта формальность быстро улаживается, и он готовит свою докторскую диссертацию на филологическом факультете в Сорбонне. В 1935 г. он становится первым африканским доктором наук по грамматике французского языка. Его мечта стать учителем сбылась.

Октябрьское утро 1935 г. Лицей Декарта в Туре. Начало нового учебного года. Лицеисты не верят своим глазам. Их преподаватель латыни – черный! Здесь в Туре встреча с африканцем – событие особенно редкое. Но вскоре удивление сменяется любопытством, а оно в свою очередь симпатией. Родители учеников спокойны. Их преподаватель – надежный человек, прекрасный педагог. Сенгор не забывает и о стихах. Они сами ложатся на бумагу. Он продолжает вставать в 4 часа утра, делает гимнастику и с опьяняющей любовью полностью отдается поэзии. Сенгор полюбил Тур, но ему все же хотелось перебраться в столицу. Благодаря Жоржу Помпиду он получает назначение в лицей Марселена-Бертело в Сен-Мор-де-Фоссэ в пригороде Парижа. Он устраивается в местечке Ламбарди неподалеку от Венсенского леса. Здесь в тиши и уединении рождается одна из его значительных поэм "Песни в сумраке".

Во второй половине 30-х гг. Сенгор формируется как поэт. Основным тезисом его поэтического творчества становится самобытный образ Африки, проявляющийся в даре образного видения мира, недоступного "белым". Сенгор воспевает духовные ценности Африки, противопоставляя ее "расчетливой и лицемерной Европе", В первых своих поэмах – "Черная женщина", "По призыву сабейской крови", "Пусть мне вторят коры и балафонги", он прославляет красоту Африки с ее ритмами, песнями и танцами. Последняя из них примечательна тем, что в ней Сенгор впервые употребил слово "негритюд". Этот неологизм был введен в оборот Эме Сезэром в 1939 г., и уже с этого момента споры вокруг него не утихают и по сей день.

В 1939 г. Европа была охвачена войной с Гитлером. Первые дни немецкого наступления подтвердили, что руководители Франции не собираются вести с Германией иной войны, кроме "странной". Когда же немецкие войска прорвали фронт у Седана, во Франции началась паника. "Из окон второго и третьего этажей Министерства иностранных дел выбрасывали как попало связки документов и папки, из которых при ударе о землю, разлетались листы бумаги. Сторожа и служащие охраны складывали все это в кучи на траве и поджигали...". Сенгор, являясь французским гражданином и военнообязанным, прикомандировывается к третьему полку колониальной пехоты и вместе с остальными призывниками зерзнет в казарме Клинанкура. В июне 1940 г. при обороне моста под Шарите-сюр-Луар Сенгор попадает в плен к немцам.

Даже в лагерях, а их было 7, по его воспоминаниям, он не перестает совершенствовать свои знания, в частности, немецкого языка, перечитывает Гете. Ну а античных классиков Сенгор предпочитал читать на их родном языке. Однажды в лагере близ Бордо Сенгор погрузился в чтение на греческом языке. Проходивший мимо удивленный немец спросил:

– Арабский?

– Нет греческий…

– А ну переведи!

После чего ариец стал уважать его и почтительно называть "Герр доктор". В лагере он пишет стихии тайно через друзей передает их на волю. "…Европа меня распластала пушечным мясом под слоновыми ножищами танков…, – писал он из фронтового лагеря, значившегося под цифрой 230. Во время войны Сенгор участвовал в движении Сопротивления, стал активно заниматься политической деятельностью.

После освобождения Франции в 1944 г. Сенгор преподавал в Национальном институте заморских территорий на кафедре африканской лингвистики. А в 1945 г. по просьбе известного сенегальского деятеля Ламина Тея согласился участвовать в выборах в Национальное собрание Франции. С этого момента Сенгор стал совмещать общественно-политическую деятельность с поэзией, литературной критикой, публицистикой. В 1945 г. Сенгор опубликовал свой первый сборник "Песни в сумраке", а в 1948 г. – "Антологию негритянской и мальгашской поэзии" на французском языке. Вместе они были опубликованы в 4-х томнике под названием "Свобода" и принести Сенгору всемирную известность.

В 1946 г. Сенгор женился на Жиннет, дочери Феликса Эбуэ. Личность генерал-губернатора Чада, на территории которого формировались воинские части "Свободной Франции", была тогда одной из самых популярных во Франции. От этого брака у него родились двое сыновей. Старший Франсис стал музыкантом. Младший Ги – философом и литератором. Однако, по инициативе жены, этот брак был расторгнут и Сенгор вскоре женился на красавице Колетт Юбер, принадлежащей старинному нормандскому роду де Бетвиль.

ТЕОРИЯ НЕГРЮИДА

В 40-50-е гг. Сенгор выдвигает и обосновывает теорию "негритюда" - учения о неповторимом и совершенно особом характере негро-африканской цивилизации и культуры. "Теория негритюда, – говорил Сенгор, – ставит проблему в плане взаимообмена и диалога, а не в плане противопоставления или расовой ненависти…". И хотя понятие "негритюд" мы связываем, в первую очередь, с именем Сенгора, сам он утверждал, что эта идея родилась раньше самого слова "негритюд". В США негритюд воплотился в движении за возрождение негров – "негроренессанс" (20-е гг. ХХ в.), на Антильских островах – в движении "Гаитянская школа" (в период между двумя войнами), а в англоязычной Африке – в движении "африканская личность" (первая половина ХХ в.).

Теория негритюда – это сложная философская концепция, которая на протяжении времени менялась, совершенствовалась, приобретала новые грани. В основу негритюда легли утверждения об исключительности негро-африканской цивилизации. Его сторонники провозгласили особую роль негроидных народов в духовном развитии человечества, в возрождении единства человека и окружающего мира. Сначала эта теория отражала протест угнетенных народов против колониализма и расовой дискриминации, выступала против приоритета европейских духовных ценностей.

По словам Сенгора. "гордость за свою расу – вот первое условие негритюда!"5. Позднее негритюд приобрел другую окраску. В нем стали прослеживаться мотивы расовой исключительности. Расовое сознание негритюда противопоставлялось классовому. Научный социализм рассматривался не иначе как "творение белой расы". В период завоевания рядом африканских стран политической независимости теоретики негритюда стали подходить более лояльно к европейской культуре, поскольку вопрос о дальнейшем пути развития не мог рассматриваться вне уже существовавших систем. Возникла концепция третьего пути развития, так называемого "африканского социализма".

Получив первоклассное французское образование, вобрав в себя европейскую культуру, Сенгор никогда не забывал о своей стране и народе. С 1948 г. Сенгор занимал пост директора ведущей сенегальской партии – Демократический блок Сенегала, который позднее преобразовался в Прогрессивный союз Сенегала, а с 1976 г. стал называться Социалистической партией Сенегала. Сенгор становится самым авторитетным политическим лидером страны. 20 августа 1960 г. Сенегал был провозглашен республикой в составе Французского Сообщества, и Сенгор становится первым ее президентом, переизбираясь на этот пост в 1963, 1968 , 1973 и 1978 гг. Как государственный и политический деятель Сенгор был немногим среди тех, кто выступал за политический плюрализм. С момента независимости Сенегал стал многопартийным государством, что нашло свое отражение также и в конституции страны. При Сенгоре, как и при его последователях, свободно действовала оппозиция, активно работала свободная печать.

В 1963 г. Сенгор получает Большую международную премию и золотую медаль французской Академии за творчество в области поэзии. Поэт и политик, Сенгор – в центре внимания телевидения, прессы, международных организаций. Он ведет обширную переписку, поддерживает отношения с лидерами многих стран, включая и Советский Союз. В 1966 г. Сенгор написал для журнала "Азия и Африка сегодня" статью, в которой благодарил редакцию журнала за специальный выпуск, посвященный культуре Сенегала.

31 декабря 1980 г., в возрасте 74 лет Сенгор добровольно подал в отставку, уступив президентское кресло политическому лидеру Абду Диуфу, которому всегда оказывал доверие. С 1981 г. он становится почетным председателем Социалистической партии Сенегала, и полностью посвящает себя культурной деятельности. Сенгор часто говорил, что политика – для него была случайной, что его настоящее призвание – это образование и культура. Его международная и литературная деятельность не знает границ. Он становится почетным доктором университетов, включая Сорбонну, университеты Страсбурга, Лувена, Бордо, Гарварда, Оксфорда, Вены, Монреаля, Франкфурта : С июня 1983 г. он избирается членом французской Академии наук, занимая 16 почетное кресло. Сенгор издает около 20 сборников в поэтической форме, рассказов, критических статей, лингвистических и политических исследований. В последнем своем произведении "Свобода 5", опубликованном в 1992 г. в издательстве "Сей", Сенгор рассматривает диалог культур как борьбу, которую надо вести в ХХI в.

Примечательным для Сенгора был 1990 г. 4 ноября в Александрии был открыт Международный университет французского языка имени Леопольда Седара Сенгора. На открытии университета вместе с Сенгором присутствовали главы государств Египта, Сенегала, Франции, Республики Конго (Заир), Бельгии. Идея создания подобного университета зародилась в 80-е годы во время переговоров между президентом Сенегала Леопольдом Сенгором и министром иностранных дел Египта Бутрос Бутросом-Гали, получив свое дальнейшую поддержку на встрече в верхах в Квебеке в 1987 г. и во французской Академии наук.

Последние 20 лет жизни Сенгор провел в Версоне. Этот небольшой городок в Нормандии с населением в 3 100 человек всегда будет помнить светлое имя Леопольда Седара Сенгора.

В день его кончины 20 декабря 2001 г. архиепископ Дакара Теодор Адриен Сар заявил о духовном завещании Сенгора похоронить его на кладбище Бель-Эр близ Дакара, где покоится прах его сына Филиппа, трагически погибшего в 1981 г. Ежедневная газета Кот д’Ивуар "Фратернитэ матэн" сравнила Сенгора с мощным баобабом, " который, погибая, всегда оставляет вокруг себя проросшие всходы".

ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Власти он предпочел судьбу поэта… Вот уже не первый год 20 марта под руководством кафедры французской филологии ЯГУ отмечается международный день Франкофонии. В словаре Пети Ларус слово "франкофония" определяется как содружество франкоязычных стран. Идею создания совещания на высшем уровне глав франкоязычных стран предложит в 1986 г. Леопольд Седар Сенгор.

Леопольд Седар Сенгор – личность поистине легендарная. Великий поэт и философ Африки. Член очень изобретательной, придирчивой, мало предсказуемой Французской академии по обеим номинациям. После Второй мировой войны -- руководитель депутатской группы "заморских территорий" и колоний, вице-спикер Национального собрания Франции. Католик с прекрасным теологическим образованием, ставший первым президентом Республики Сенегал, страны с подавляющим преобладанием мусульманского населения.

В канун 1981 г. Сенгор обратился к парламенту с просьбой оставить ему пост президента страны, чтобы, как он изящно выразился, "надоевший дипломатический паркет" не мешал ему посвятить остаток насыщенной событиями жизни занятиям философией, поэзией, теоретической деятельностью в рамках созданного им Африканского социалистического интернационала.

Получившему образование африканцу с развитой от природы интуицией и рефлексией доступны оба духовных мира: свой и "западный". В поэтических произведениях Сенгора выделяют и, в первую очередь, его лиризм, где находят отражение как одиночество изгнанника, оказавшегося в центре "белого города", так и тоска о "черной стране", затем, позднее – тревоги человека на склоне лет. В каждом сборнике произведений – тема любви, которая является одной из главных в его произведениях. Я хотела бы, чтобы читатели познакомились с одним из самых проникновенных его произведений.

Поэзия Леопольда Седара Сенгора

ЧЕРНАЯ ЖЕНЩИНА

Женщина нагая, черная женщина.

Одета в тот цвет, который жизнь,

Облеченная в формы, которые красота!

Я рос в твоей тени;

Нежность твоих рук касалась моих глаз.

И вдруг в середине лета и в середине полудня я тебя открыл,

Страна обетованная, с высоты иссушенного перевала

И твоя красота меня поразила прямо в сердце, как удар орла.//

Женщина нагая, темная женщина.

Зрелый плод в твердой мякоти, мрачный экстаз черного вина,

Уста, которые сделали вдохновенными мои уста.

Саванна до чистого горизонта,

саванна, которая содрогается от горячих ласк Восточного Ветра.

Резной тамтам, напряженный тамтам, который рокочет под пальцами победителя.

Твой низкий голос контральто – это духовная песнь Любимой.//

Женщина нагая, темная женщина.

Масло, которое не колышет никакой ветермасло, незаметное на боках атлета, на боках князей Мали.

Газель с небесными привязанностями,

Капли пота – это звезды на ночи твоей кожи.

Наслаждение игрой ума,

Отблеском красного золота на коже, которая светится.

В тени твоих волос становится ясной моя тоска

по будущим солнцам в твоих глазах.//

Женщина нагая, черная женщина.

Я воспеваю твою красоту, которая проходит, твои черты, которые я останавливаю в Вечности.

Пока завистливая Судьба не обратит тебя в прах, чтобы питать корни жизни.

(Перевод с французского Августа МУРАНА.)

ЛИТЕРАТУРА

А.ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ СЕНГОРА:

1. "Песни в, сумраке", стихи (1945)

2. "Песни для Наэтт", стихи (1949)

3. Африканский социализм, N. Y. - L., 1964

4. В русских переводах:

5. Драматическая поэма"Чака" (1949)

6. Дух цивилизации и законы африканской культуры, 1956

7. Избранная лирика, (предисл. М. Ваксмахера), М., 1969.

8. Негритюд - это гуманизм XX века, Дакар, 1971

9. Негритюд и германизм, 1965

10. Негро-африканская эстетика, 1964

11. Песнь ночи и солнца, (послесловие М. Малышева), М., 1965

12. Поэтический цикл"Чёрные жертвы" (1948)

13. Стихотворения. P., 1974;

В. УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ О НЕМ:

1. Ernest Milcent et Monique Sordet. Leopold Sedar Senghor. P, 1969

2. Guibert A., L. S. Senghor, P., 1962 ("Poetes d’aujourd’hui")

3. Leusse Н. de, L. S. Senghor, l’Africain, P., 1967

4. Mezu S. O., L. S. Sengbor..., P., 1968 (лит. с. 207-29).

5. Okechukwu Mezu. Leopold Sedar Senghor et la defense et illustration de la civilisation noire. P., 1968, p. 34

6. Андрей Полонский. Девять жизней Леопольда Сенгора. Газета "1 сентября", №19-2001

7. Кашин Ю.С. Сенегал. М., 1973

8. Кузнецов Л.М. На самой западной точке Африки. Дакар. М., 1980

9. Леопольд Седар Сенгор. Избранная лирика, М., 1969

10. М. Ю. Френкель. Негритюд. Африка. Энциклопедический словарь, М., 1987, с.232

11. Материалы африканских и французских газет по сети Интернет.

12. Н.Д.Ляховицкая. Леопольд Седар Сенгор. М., 1995.

13. Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, М., 1968

14. Современные литературы Африки, М., 1973-74

С. ССЫЛКИ:

1. http://109.com.ua/info/strani118.htm

2. http://nikolaevtimes.info/index.php?option=com_content&task=view&id=500&Itemid=45

3. http://www.africana.ru/lands/Senegal/Sengor_index.htm

4. http://www.explan.ru/adeks/magazin/0302/person.htm

5. http://www.sitc.ru/smi/gazeta/yakutia/n29323/22-45.htm

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 16610
Отредактировано: 25-06-2007 [22:16]
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Веле ШТИЛВЕЛД
Веле ШТИЛВЕЛД, Киев, свободный журналист "ХайВей"

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 4, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

OK Львов
18:31 25/06/07
Во! Теперь намного интереснее! 5
17:28 25/06/07
Здесь даны все ссылки... Это подборка ЧУЖИХ материалов и выборка ссылок по даной проблематике... Делал срочно... Для любителей черного апартеида... Мне важнее был эффект семинара... Очень много ЗЛА ЧЕРНОСОТЕННОГО НА ХВ пригреблось... материал не для оценки, а для понимания той ПРОБЛЕМЫ, которую ЗАВТРА попробуем начать решать снизу, от сохи... Можно смело ставить СНЯТО С ГОЛОСОВАНИЯ, уточнять терминологию, но дать в лоб ЧЕРНОСОТЕННОЙ РОТЕ очень хотелось... Показать срез иного понимания межрасовых проблем ИНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РАСОЙ... Сегодня ТРИ ПОДАЧИ, и только одна толком по галереи Пинчука... Писали бы красиво о культурологии, но тут плакаты через весь КРЕСТ с обнаженными Савиком Шустером, Ириной Билык, Тиной Кароль.... И объяснения, что проведения Марша уже срывали в марте и апреле этого года... Значит тухлый номер... Сейчас будут говорить ноги... Они молча пойдут к администрации Президента... И ксенофобия начнет чуток кукожится, как ей и надлежит во всём ПОРЯДОЧНОМ МИРЕ. Мир Вашему дому, а штыл андер вельт! Мы никогда не скажем: кто не с нами - тот против нас! И тех, для кого это цель и смысл жизни, попросим примолкнуть... Хоть на несколько месяцев... Нельзя же тах пиарить очередных этноукраинских эсесманов... Не по совести НАРОДНОЙ это... Не по человечески... За нашей баталией уже наблюдае до 300 человек... И это главное...
22:07 25/06/07
Бах Винница
Иртересно. Но что значит последняя фраза: Я хотела бы... Веле стал -- ОНА?
18:20 25/06/07

Live

............

5 час. назад

ivp_paster рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

5 час. назад

ivp_paster рекомендует материал Ректор НМАУ віддав премії студентам!

.........

13 час. назад

viktor trigub публикует статью Планетарний бас Анатолій Кочерга отримав звання Почесного професора НМАУ

...

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Ректор НМАУ віддав премії студентам!

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Реальнiсть....

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Рiзноманiття осенi

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Украiна i я.....

14 час. назад

Влочега рекомендует материал ВТОМЛЕНИЙ ДЕНЬ...

14 час. назад

Влочега рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

...

16 час. назад

Горбатюк Микола публикует статью Мої передвиборчі обіцянки на уявних \"Біг-мордах\":

17 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

19 час. назад

viktor trigub публикует статью Ректор НМАУ віддав премії студентам!

...

1 дн. назад

Вікторія Івченко публикует статью \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"