О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  15 мая 2018 13:30:49

АЛЕКСЕЙ ГУСАК: Интервью с Александром Афанасьевым

 

АЛЕКСЕЙ ГУСАК: Интервью с Александром Афанасьевым

Александр Афанасьев: "Я пытаюсь рисовать свои песни"

Источник:  http://stolica-ua.com/2018/02/aleksandr-afanasev-ya-pytayus-risovat-svoi-pesni/

«Столице» посчастливилось побывать в гостях у замечательного киевского певца, поэта, композитора, писателя и телережиссера Александра Афанасьева.

Побывать в гостях у настоящего поэта, согласитесь, доводится не каждый день. В его квартире даже время течет по-другому, а по комнатам, словно привидения, бродят, шелестя невидимыми одеждами, герои песен, стихов и рассказов. Итак, вдалеке хлопают крыльями нездешние птицы, на часах бьет полночь, а из динамика доносится глубокий голос хозяина, исполняющего пропитанную запахом дождя песню под названием «Однажды» … Сцена готова! Свет в студию! Встречайте: Александр Афанасьев!  

 

 Отказ в признании, как безотказный стимул

— Когда тебя потянуло сочинять стихи?
— К тому времени, когда я возомнил себя поэтом, (лет этак в 15), я уже немного страдал «звёздной болезнью»: пел в Хоре Радио и Телевидения Украины солистом младшей группы, выступал в Филармонии и Консе на авторских вечерах детских композиторов, подавал большие надежды как виолончелист, и даже показывался по ящику… Словом, в тот факт, что во мне якобы открылся ещё один талант, я уверовал сразу и легко (смеётся).
Вообще, я всегда много читал. Как прозу, так и стихи. В то время, как мои сверстники играли в футбол или т.п., я или таскал на занятия виолончель, или погружался в содержимое двух маминых тетрадок со стихами. Она выписывала Лучших. Так я познакомился с прекрасной лирикой Асадова. Конечно, в списке предпочтений были и Пушкин, Лермонтов, и Тютчев, и  Шекспир…
Я пытался что-то кропать им всем в подражание. И считал, что получалось неплохо. Основание было весомым: одноклассницам нравилось… Когда набралось несколько десятков «шедевров», я задумался о признании. И  отправил свою писанину во все тогдашние крупные союзные издания: «Смена», «Студенческий меридиан», «Ровесник», …, даже в «Работницу»… И с олимпийским спокойствием стал ждать результатов, чувствуя, что уже в полушаге от всемирной славы.


— Каковы были результаты?
— В течение 2-х недель мне ответили все 20-25 журналов и газет, куда я «стучался». Правда, их ответы меня потрясли не так, как я надеялся. Большинство отказало в признании сухим и официальным языком на конторских бланках. Как обычно. Но нашлись трое редакторов, которые позволили себе выпустить пар и раздражение моими поэтическими опусами лично, и честно, не пожалев время, собственными словами написали всё, что они думают о пятнадцатилетнем «гении» из Киева. Помню один убийственный фрагмент: «Молодой человек! Вы так же далеки от литературы, как и от здравого смысла! Не поленитесь прочитать классиков. Посмотрите, КАК выражают свои чувства они. Потом перечитайте себя. И Вы сразу же поймёте: Вам не стоит и даже категорически запрещается писать! Не пишите! Читайте! В конце концов, это тоже — дар!».


— Как ты пережил такой удар наотмашь!
— Неделю, наверное, пребывал в глубочайшей депрессии. Уныло перебирал конверты с отказами, жалел себя и ненавидел весь мир. Потом аккуратно повесил все отзывы на стену своей комнаты напротив кровати. В окружении аморальных картинок из «Плейбоя»…

— Это можно назвать периодом мазохизма?
— Без сомнений! Каждое утро я начинал со взгляда на стену с отказами. Это придавало злости. Я стал методично изучать стихосложение, пытаясь понять, как люди пишут, в чём секрет. На протяжении трёх лет я никому свои достижения не показывал. Молча, учился на классиках. Сидел и считал гласные в строках… Ведь в стихах обязательна математика и чувство ритма. А отказы висели на стене, желтея от никотина и времени, пока в студенческой газете моего вуза не появилась, наконец, моя первая поэтическая публикация. Вот это и было начало.


 — Кажется, ты благодарен редакторам, поставившим тогда крест на тебе, как на поэте?

— Точно! Никакой обиды, только благодарность.
Если бы меня тогда, в 15 лет, напечатала бы хоть одна газета, вряд ли я вообще что-то продолжил писать. Мои первые произведения были откровенным, вопиющим кошмаром… Они и сейчас порой далеки от совершенства (смеется). И Чистым поэтом, именно Поэтом я никогда не был. Я — поэт-песенник. Характер, настроение, ритм будущего текста диктуют мне уже готовые мелодии, (или же отдельные фразы рождаются вместе с аккордами).

Знаешь, многие из нас проходят этот возрастной этап, многие пробуют себя, например, в поэзии. Чтобы потом легко забросить и переключиться на что-то иное. Вот и я бы тоже забросил стихи, как радиокружок или секцию бокса. Наверное,.. Если бы меня вдруг не пнули и не распяли. А гордость и упрямство – это не всегда плохие попутчики.

—  В 2003-м году в издательстве «Нора-Друк» вышла твоя книга рассказов «Однажды».  Сейчас ты продолжаешь писать прозу?
— Да,  потихоньку пишу. То ли роман, то ли сценарий фильма, сам пока не понял.

 

АЛЕКСЕЙ ГУСАК: Интервью с Александром Афанасьевым

Творчество по обе стороны баррикад 

— Кстати, о фильмах и ТВ. У тебя за плечами работа на «Интере», ТРК «Киев», создание собственных телепрограмм. Как это сочетается с музыкой и стихами?
— Иногда сочетается. В 1996-ом вместе с оператором Михаилом Лебедевым я снял три клипа на свои песни. Выступил там и режиссером, и продюсером. При отсутствии особых связей, опыта и денег клипы удалось очень неплохо раскрутить на всю страну.  Практически по всем каналам. В этом огромная заслуга, конечно, была и моих друзей, и Лебедева, но в первую очередь, партнёра по проекту, —  Тамары Ватажко.   

— В клипах «Немой поэт» и «За чертой» вы с ней снимались вместе?
— Да, тогдашний проект «Наваждение» был  вообще нашим совместным детищем. Как успехом, так и остановкой на распутье с непониманием, что делать дальше. О концертно-гастрольной деятельности мы тогда ничего не знали, нужных людей не нашли…. И потому в развитии замерли.  А в это время мне как раз предложили работу музыкального редактора на «Интере». И я согласился.

— Чтобы из человека, который приносит на канал клипы, стать человеком, к которому другие приходят с клипами, а он ставит их в эфир?
— Именно,  я оказался по ту сторону баррикад. И мне это быстро наскучило. Хотелось большей свободы. Хотелось своих авторских программ. Я уже умел самостоятельно монтировать, создавать спецэффекты, разве что сам за камеру не брался…  Поэтому и появилась спустя пару лет совместная с Анной Ясной программа «Реальное чудо» на 5-ом канале о медицине. Затем много рекламных роликов, телефильмов. А потом наступили нервные будни главного режиссёра на ТРК «Киев».   

 
— И в эфире появился «Мир кино с Ольгой Сумской»?

— Этот проект  в первую очередь родился благодаря Тамаре Беляковой. Её журналистскому таланту, фантазии и десятилетнему опыту работы на «Интере».  Она стала шеф-редактором и душой проекта. И вообще команда подобралась у нас отличная. А Оля Сумская – это просто мега-умница и труженица, с которой работать оказалось комфортно и легко.  А вот то, что программа «Мир кино» по качеству за всю историю ТРК «Киев» была и осталась пока самой яркой, — пожалуй, да, — в этом моя заслуга.    
Тогда же появилось и еженедельное ток-шоу «Резус-конфликт» (шеф-редактор Екатерина Поповская).  И «Четверта влада» с Дмитрием Корчинским.  И многое другое…

— А тебе удавалось писать песни в это время?

— Ни одной песни. Ни одного стихотворения за полтора года. Это было самое нервное и сумасшедшее время, зато и огромный опыт. Как в телевизионном плане, так и в человеческом.  Например, как работать в бреду, или как выживать при постоянных форс-мажорах. 

Форс-мажор, как катализатор вдохновения

— Поговорим немного собственно о поэзии. Поэт как-то соприкасается с иной реальностью?

— Я не верю людям, которые говорят, что писать стихи, в частности тексты для песен это трудно. На самом деле, погружаясь в этот процесс, ты должен быть счастлив, потому, что стихи выходят изнутри легко и быстро. Конечно, можно годами искать одну рифму или строчку, но обычно все происходит очень динамично. Это удовольствие, а не тяжелый изнурительный труд. Ты всего лишь дешифровщик того, что тебе посылается из иных сфер. И твоя задача, как поэта, — проста: услышать и правильно записать послание. А если чего-то не расслышал – додумать. Это чушь, что стихи пишутся только благодаря вдохновению. Когда-то я наивно верил, что могу писать песни только под лампой с желтым абажуром у себя на кухне. Казалось, нужна обязательно черная ручка и тетрадка в клеточку. Ерунда…
Когда у моей бабушки случился инсульт и мне срочно нужны были деньги, чтобы перевести ее в нормальную палату, стояла  задача написать три песни, и со мной сразу должны были расплатиться. В итоге я написал три вещи, которые и по сей день считаю одними из самых удачных, при чем в этот момент, сам понимаешь, было не до лампы и прочих сантиментов. Это белогвардейский цикл – огромная веха в моем творчестве. Да, творческим людям нужны форс-мажоры. Зачастую, только в критической ситуации мы можем хорошо и искренне написать. Причем, если форс-мажора по-жизни нет, то умный автор его сам себе устроит.


— Большинство песен у тебя с сюжетом. Почерк?
—  Мне нравится, когда рассказана история. История, вроде бы пережитая только тобой, но фрагментарно понятная и близкая абсолютному большинству окружающих. Мне нужно, чтобы песни были похожи на слайдовые картинки: чтобы их увидеть, не обязательно смотреть клипы на эти композиции. Я пытаюсь рисовать свои песни словами. И разрисовывать.  

— В поэзии всегда существует элемент мистики…
— У меня был довольно долгий период мистицизма в творчестве и песня «Наваждение» 1996-го года —  как раз оттуда.  Чёрный китель, свечи, полночь…. Слава Богу, это всё уже пережито в молодости. Сегодня я научился писать важные вещи простыми словами. Избегая в текстах излишнего пафоса или надуманной сложности. В этом отношении я невольно равняюсь на тексты  Игоря Талькова или Александра Розенбаума. Тех, чьё творчество я искренно люблю и уважаю.


— Твоя композиция «Тот, кто идет вслед за солнцем» не была ли навеяна творчеством незабвенных The Beatles, у которых был хит с похожим названием?

— Нет, битлы тут совсем не причем. Эту вещь мы сделали совместно с Серго Чантурией. Когда-то я приехал на студию звукозаписи и там сидел Серго, выступавший в качестве композитора одной молодой певицы. Он попросил, мол, Саша, нужно срочно написать текст к песне. Я отвечаю, давай музыку, и я тебе дня через три напишу….  А он, — нет, певица приедет в шесть часов на студию и ей уже надо что-то петь! Сегодня! А было где-то уже два часа дня. В итоге он меня уговорил. Студия находилась в каком-то НИИ. Я сел на стул в коридоре мрачного холла и стал писать текст на музыку, которую слышал всего несколько раз. Пришла уборщица, посмотрела на меня, ссутулившегося над листиками, злорадно хмыкнула и выключила свет. И я пошел вслед за солнцем, написав эту песню где-то возле туалета. Так и родился припев, мол, я иду вслед за солнцем! И главное, — место написания никоим образом не сказалось на качестве текста. До сих пор вспоминаю этот случай с улыбкой.  

Парадоксы судьбы    

— Когда ты познакомился с Ириной Сказиной?
—  Это было в 1999 году. Поначалу я предложил ей несколько песен, которые писал для себя. Понравились. Я изменил местоимения с мужского на женский в песнях «Его губы пахнут манго» и «Обними меня». На самом деле, это было не страшно для песен. Ведь когда пишешь искренно о самом главном, стираются противоречивые грани между Мужским и Женским, текст всё равно остается, понятен и близок обоим полам….
Ира выпустила целый альбом под одноименным названием «Его губы пахнут манго», состоявший из десяти моих композиций. Позже я написал для неё еще 30 песен. Получил как автор три награды от фестиваля «Шлягер Года» в 1999-м, в 2000-м и в 2001-ом годах.  Вообще, я обожаю Иру. И как Певицу, и как Личность. И мне нравится быть её автором. Это — удовольствие.

Но, к сожалению, часто песни становятся заложниками или жертвами в отношениях между исполнителем и продюсером. Так случилось и с большей частью моих работ для Сказиной. Они были куплены её продюсером, Владимиром Орловым. И после того, как певица и продюсер расстались в силу ряда обстоятельств, Орлов наложил категорический запрет на исполнение моих песен Ирой. Таких «зависших» в пустоте песен, которые ещё не дошли до своего слушателя в исполнении Сказиной около 20-ти. Ещё две песни, купленные тем же продюсером для певицы Натальи Волковой, постигла та же участь безмолвия. Но я не отчаиваюсь. Однажды люди их обязательно услышат.

— Что происходит сегодня? Кому ещё пишешь?
— Сегодня я никому свои песни не предлагаю. Кто знает, тот знает. Сейчас я записываю альбом Тамары Ватажко. А аранжировщик все тот же, — любимый и талантливый Валерий Тишлер.  Я верю в успех песен этого альбома. Верю в Тамару. Она особенная.
Что ещё важно, — в прошлом году я начал доделывать свой собственный альбом. Хочешь узнать, почему Афанасьев нынче снова решил запеть сам? Меня достали так называемые лжеавторы, а точнее плагиатчики.

Омар Хаям или баллада о подмене     

— О ком идет речь?
— Дело в том, что все мои песни, естественно, зарегистрированы в агентстве по авторским правам.  И всё же я не разрешал близким и друзьям выкладывать стихи и записи без моего согласия в Интернете.  Но, увы, один товарищ не удержался, и в 2008-ом в соцсетях выдал несколько моих стихотворений каким-то барышням, производя впечатление. Он не делал этого из злого умысла, я понимаю. Он просто не подумал о последствиях. Среди текстов песен была и «Подари мне, Бог, эту женщину».

— Он подписал, что автор – ты?
— Да, но девочки, делясь в сети, по-видимому, забыли о таких мелочах, и стихотворение ушло от них уже без авторства. И с ошибками. Оно было опубликовано на рекордном количество ресурсов, в том числе на сайтах знакомств, на сайтах, связанных с религией,  даже на форумах, куда пишут заключенные… Какой-то человек догадался вставить это стихотворение на сайте «Стихи. ру» в некий тематический сборник «Дух Хаяма». Откуда позже московская писательница Юлия Шилова, даже не разобравшись, собственно Хаям это или нет, в 2009-ом году скопировала мое стихотворение в свой роман за подписью… Омар Хаям. Стихотворение опять появилось в соцсетях, но уже в качестве творения великого Хаяма. Честно говоря, я воспринял эту ситуацию с юмором. И не рассматривал в ответ какие-то судебные войны. Даже поднимал порой трубку телефона, произнося: «Хайям слушает!».
Но когда в 2013-ом году поющий депутат московской гордумы Андрей Ковалев  пооткусывал рифмы, украл идею и выпустил свою версию под тем же названием «Подари мне, Господь, эту женщину», я действительно взбесился и позвонил давним друзьям-музыкантам.  «Всё, работаем! Хватит писать в стол!».  И сейчас я завершаю работу над альбомом, со старыми и новыми вещами.  Часть уже можно послушать на моей странице в ФэйсБуке. Приглашаю.


P.S. Во избежание разночтений приводим оригинальный текст песни «Подари мне, Бог, эту женщину»

Подари мне, Бог,
Эту женщину,
И не дай никогда ей опомниться.
Я за каждый вздох,
С нею скрещенный,
Заплатил тебе больше, чем сторицей.
Одолжи мне, Бог,
Её горести,
Если станут они неизбежностью,
Чтобы мог финал 
Её повести
Я украсить заботой и нежностью.
Укажи мне, Господь,
Грусти трещины
На душе её слишком доверчивой.
Я люблю, я хочу
Эту женщину.
Вот и всё, — больше мне просить нечего….
Помоги мне, Бог,
Стать единственным,
Пусть не первым, но Лучшим и стоящим
Её нежных губ,
Глаз таинственных,
Поцелуев её, как сокровища.
Подскажи ей, Бог,
Что я – суженный,
Её брат, её муж, её копия.
Не случайный друг,
Не отдушина,
Не ночей одиноких утопия….
Укажи мне, Господь,
Грусти трещины
На душе её слишком доверчивой.
Я люблю, я хочу
Эту женщину.
Вот и всё, — больше мне просить нечего….
Я давно мог стать,
Без сомнения,
Настоящим отцом её дочери….
Дай хоть сил нам ждать,
Дай терпения!
Ведь длинна к тебе, Господи, очередь….
Я смогу исцелить
Грусти трещины
На душе её слишком доверчивой.
Подари мне, Господь,
Мою женщину!
Вот и всё, — больше мне просить нечего!



             

 

 

 

Количество просмотров: 796
Отредактировано: 15-05-2018 [13:34]
delete
Алексей Гусак
Алексей Гусак, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 0, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

Live

7 час. назад

Чачанидзе Владимир публикует статью Поэтический Олимп.

7 час. назад

Чачанидзе Владимир публикует статью Букеты алых роз...

15 час. назад

глядач цирку комментирует материал From my Library of Jazz Romances / Star Dust

18 час. назад

глядач цирку комментирует материал Тимошенко и Коломойский: новый курс со старыми друзьями. Выдержит ли Украина…

18 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "Діва - Обида" /Євген Маланюк/

18 час. назад

Остап Бендер комментирует материал Тимошенко и Коломойский: новый курс со старыми друзьями. Выдержит ли Украина…

19 час. назад

Khomiaklit комментирует материал From my Library of Jazz Romances / Star Dust

19 час. назад

Лакей изобретателя наждачки от геморроя рекомендует материал Ни в зуб мудрости

19 час. назад

Лакей изобретателя наждачки от геморроя рекомендует материал Тимошенко и Коломойский: новый курс со старыми друзьями. Выдержит ли Украина…

19 час. назад

Геннадий Москаль рекомендует материал Тимошенко и Коломойский: новый курс со старыми друзьями. Выдержит ли Украина…

21 час. назад

Геннадий Балашов публикует статью Чиновники-патри
оты

21 час. назад

Наша Версия публикует статью Представляете, как может себя чувствовать в тюрьме гражданин Украины в чужой стране – бесправный и беззащитный?! – Олег Володарский

1 дн. назад

Белка Белкина комментирует материал Ни в зуб мудрости

1 дн. назад

Алекс Скиталец комментирует материал Как Нашей ракетой сбить Наш самолет вместо Нашего

1 дн. назад

Светлана Андреева публикует статью Тимошенко и Коломойский: новый курс со старыми друзьями. Выдержит ли Украина…

1 дн. назад

Светлана Андреева публикует статью Тимошенко и Коломойский: новый курс со старыми друзьями. Выдержит ли Украина…

1 дн. назад

Светлана Андреева публикует статью Тимошенко и Коломойский: новый курс со старыми друзьями. Выдержит ли Украина…