О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Проза  5 марта 2018 08:52:10

В СВЕТЕ УЛИЧНЫХ ФОНАРЕЙ

ХРОНИКИ ЗАПИСНОГО ПЕНСИОНЕРА

Зарисовка с натуры

 

 Вечер, ноябрь, город. Ты стоишь на пересечении пока еще оживленных улиц и ждешь человека. Часы на мобильном телефоне показывают половину восьмого, и ты уже порядком замерз потому, что по старой укоренившейся еще в юности привычке пришел на встречу заблаговременно, а с шарфиком не угадал. Шарф ты оставил дома случайно, а вот кепку не взял намеренно. Кепка подчеркивает и без того немолодой возраст и этот мало приятный факт тяжелым бременем ложится на плечи. Собственно говоря, ты отчетливо понимаешь, что давно уже не мальчишка и, тем не менее… тем не менее, как и раньше считаешь себя молодым.

Но… и еще раз, но…

На улице холодно, сыро, ветрено. Короткая не по сезону легкая куртка не спасает от промозглого осеннего ветра и желание зайти в супермаркет или укрыться от непогоды в кафе с каждой минутой становится все более отчетливым и навязчивым. Вынужденное топтание на месте раздражает. Но человек, которого приходится ожидать опаздывает и ты, пытаясь увидеть его в толпе, внимательно вглядываешься в лица прохожих. Ты так увлечен, что не замечаешь, как неожиданно, словно материализовавшись из воздуха, прямо перед тобой появляется хлипкий, трясущийся то ли с похмелья, то ли от холода мужичок. Он жалобно заглядывает в глаза и что-то невнятно бормочет. Непроизвольно и в то же время брезгливо отшатнувшись от привидения в человеческом облике, ты мысленно выхватываешь детали и перво-наперво обращаешь внимание на худое с землистым оттенком лицо, старомодный замызганный временем и грязными руками «петушок» надвинутый на кустистые черные брови. Видишь судорожно дергающийся, выпирающий острым углом небритый кадык и пустые, бездонные глаза до предела несчастного, давным-давно спившегося человека.

 Машинально, лишь бы скорей отделаться, практически не задумываясь, запускаешь руку в карман, но у мужичка вдруг прорезается голос:

– Пожалуйста, не давайте мне денег. Не надо! – Он говорит так тихо, что слова его едва различимы. Он заискивающе переминается с ноги на ногу и недвусмысленно посматривает в сторону освещенных витрин.

– Лучше купите мне что-то поесть! – Выдавливает он из себя.

Но ты не готов к этой просьбе и уж тем более не представляешь, как вдруг поведешь этого мужика… Да! Именно этого, до невозможности грязного, дурно пахнущего человека в ближайший ларек, а может, кафе и будешь чем-то его кормить. Неважно чем! Вот ведь какое дело, даже в дурном сне ты не сможешь увидеть что-то подобное. На вас будут смотреть люди. О чём подумают они, заприметив вас вместе? Кое-кому будет стыдно! И всё же…

Сразу же позабыв о мольбе попрошайки, снова лезешь в карман и даешь ему денег! Торопливо и суетно протягиваешь ему всю мелочь, что скопилась за прожитый день… рублей пятьдесят, может, сто… не больше. Просто даешь ему денег и чтобы скорей отделаться говоришь… Нет! Ты словно робот, запрограммированный на истерику, повторяешь несколько раз:

– Я не могу отсюда уйти. Я не могу отсюда уйти. Понимаешь, я не могу отсюда уйти!

Как заезженная пластинка, как заведенная кем-то кукла, повторяешь это снова и снова и стыдливо отворачиваешься от побирушки.

Ты ждешь человека, который опаздывает на встречу, и мысленно его проклинаешь!

Мужичок, так же неожиданно, как и появился, растворяется в пространствах и времени и где-то уже в шагах пяти за спиной слышится его слабеющий, дребезжащий от холода голос, его молитва:

– Сейчас я куплю себе какой ни будь пирожок и съем. Сейчас…

 

Человек, которого ты так долго и настойчиво ждал, наконец-то изволил прийти. Но почему-то изволил прийти не один, и если бы это случилось минут пятнадцать назад, до встречи с голодным, трясущимся от холода мужичком, ты обязательно высказал бы ему все, что думаешь по поводу опозданий и все, что думаешь по поводу незапланированных встреч с незнакомыми и ненужными при личном общении людьми.

Но, что-то в тебе сломалось!

Вместо этого, как само собой разумеющееся, делаешь дорогой вид, протягиваешь руку и приветливо здороваешься с незнакомцем. Ты само обаяние, луч света в темном проеме улиц. И никаких обвинений, никаких оправданий. Подумаешь, опоздал, с кем не случается. Общество не терпит зануд!

 

Продолжая обмениваться любезностями, вы наконец-то идете в кафе, что находится в двух шагах. Вы сдаете свои пальто, куртки, зонты и присаживаетесь за столик, расположенный в дальнем углу небольшого уютного зала. Непринужденно и весело улыбаясь, вы разговариваете о милых известных каждому обывателю мелочах. Через какое-то время за ваш столик подсаживаются другие, опять же незнакомые люди и вы снова здороваетесь и опять улыбаетесь: фальшиво, натянуто, криво. Все, как всегда! Всё, как десять, как двадцать… как сотни давно уже прожитых не тобой лет прошлого тысячелетия.

Ты отстраненно листаешь меню и так же бездумно и отстраненно поддерживаешь беседу. Не осязаемый фотограф блуждающих мыслей бесстрастно фиксирует мелочи жизни. Он фиксирует скуку зала!

Вот лысый жизнерадостный бодрячок, что с упоением уплетает какую-то пасту. Вот полная девушка с полной тарелкой салата. Вот молодой человек с трясущейся в такт музыке головой. Вот кофе «Эспрессо», что поставили в центре стола. Ни чем не примечательная кофейная чашка с парой капель бурды на самом её донышке. Или, если быть точным, двойной «Эспрессо» по сто пятьдесят рублей за каждую каплю «нефти».

 

Ты старый придурок. Ты черный дряхлеющий ворон, что смотрит не в том направлении.

 

Слегка повернув голову и поглядывая в сторону вестибюля, ты с неподдельным интересом и вниманием наблюдаешь воображаемую, но вполне театральную сценку. Видишь, как рука об руку с уличным попрошайкой заходишь в кафе, как на тонких, невообразимо длинных вихлявых шпильках, растерянно и боязливо спешит вам на встречу молодая особа-администратор. Незаметно, но в то же время внимательно рассматривая посетителей, примечаешь, как удивленно вскинулись брови у лысого добрячка, как перестав закусывать, брезгливо поморщилась полная девушка и чувствуешь руку охранника, что глыбой легла на плечо.

 

– Я Ксения!

Непроизвольно реагируя на голос, ты медленно, с задержкой в пару секунд, быть может, выходишь из состояния прострации и поворачиваешься к высокой привлекательной женщине, которая приветливо улыбаясь, традиционно и в то же время кокетливо протягивает кончики пальцев для рукопожатия. Женщина молода и красива и гораздо правильнее было бы называть её девушкой. Скорее всего, за столик она подсела совсем недавно и, поглощенный своими мыслями ты просто не успел обратить на неё внимание.

– Я, Ксения, повторяет девушка! Давайте знакомиться, как Вас зовут?

И всё уже в норме, ты уже выбрался из забытья и пытаешься определить дату её рожденья.

– Лет 35, не больше… не вариант! –  наметанным, приобретенным за долгие годы взглядом, отмечаешь про себя её сравнительно молодой возраст, и так же легко и традиционно протягивая руку, называешь свое имя.

– Очень приятно! – продолжая улыбаться, говорит девушка.

 

Несколько ничего не значащих минут вы обмениваетесь ничего не значащими фразами. Вы говорите о музыке и тех парнях, что сегодня на сцене пытаются что-то играть. А, что они, собственно говоря, играют? Ты совсем не разбираешься в музыке и парни, конечно же, не виноваты, что не пришлись ко двору. И наконец-то поняв очевидное, без сожалений и свойственных некоторым особенно сентиментальным и чувственным людям всевозможного рода сомнений, сразу же теряешь к ним интерес, и теряешь интерес к девушке. Она слишком молода для изрядно потасканного, избитого жизнью, но бывшего когда-то в фаворе у женщин, старого волокиты.

 

К тому же, сегодня ты слишком расстроен тем фактом, что оставил человека голодным. Подумаешь, дал ему денег. Тех денег не хватит даже на кофе, к которому, кстати, никто так и не притронулся.

 

Виолончель, ударник, труба, скрипки.

– Я хочу спеть тебе песню, я хочу спеть тебе песню, я хочу спеть тебе песню, – надрывается виолончелист, но музыка неожиданно обрывается и разбитой тарелкой падает к ногам посетителей.

– Всё! Перекур! – Выкрикивает вспотевший донельзя музыкант и кладет на пюпитр смычок.

– Всё! Я пошел! – Говоришь ты и направляешься в сторону выхода. Почти по-английски: без лишних расшаркиваний и извинений! Привычно обмениваешь в гардеробе пластмассовый номерок на куртку и с облегчением выходишь на улицу. На мгновенье, задержавшись в дверном проеме, расправляешь плечи, вдыхаешь холодный осенний воздух и лезешь в карман за долгожданной порцией никотина. Дурная привычка изрядно мешает жить, но…

 

На улице сыро, ветрено, одиноко. Легкая синяя куртка не спасает от промозглого осеннего ветра, и, пытаясь согреться сигаретным дымом, ты с наслаждением делаешь первую глубокую затяжку.

Непроизвольно вздрагивая и поеживаясь от холода, торопливо идешь домой и вдруг вспоминаешь о малознакомой женщине, которую оставил в компании незнакомых людей. А следом так же неожиданно приходит понимание, что угрызения совести в данном случае совсем неуместны. Ты позабыл о женщине, которая опоздала на встречу и к тому же пришла с мужчиной.

Глупо всё это, нелепо, смешно… почти, как в известном фильме про большую любовь в российской глубинке. Но…

 

«Кузнец» нам уж точно не нужен и, кажется, ты опять что-то не

правильно понял. Кроме того, что ты интроверт. Что кое-кому опять не свезло с женщиной, а одиночество, если хорошенько подумать, не так уж и плохо, особенно когда к нему привыкаешь. Ты странная личность и кажешься странным даже себе. И, тем не менее… тем не менее жизнь продолжается.

 

В свете уличных фонарей ты идешь по пустынной аллее домой. Кутаясь в воротник не по сезону легкой и слишком короткой куртки, думаешь, ежишься, куришь. Всё, как всегда… как тысячу лет назад! И…

 

Осень заигрывает с тобой. Она треплет светлые, слегка подернутые пеплом волосы. Она лезет холодной рукой за ворот рубашки и устилает перед ногами желтым ковром разбитый, потрескавшийся асфальт аллеи. Но тебе не до игр. День почему-то не задался и ты считаешь шаги, чтобы не думать, чтобы не вспоминать навязчивый «петушок» человека без определенного места жительства, которого вполне осознанно, следуя неписанным правилам жизни, променял на посредственный кофе в дешёвой полупрозрачной пробирке. К тому же…

 

Сигарета почти истлела. В поисках ближайшей урны ты слегка приподнимаешь голову и чуть поодаль, в ярком пятне света, замечаешь людей сидящих на мокрой, оплаканной осенними дождями лавочке. В центре компании, в обнимку с неряшливо одетыми особами женского рода, мерещится мужичок в «петушке» и ты ускоряешь шаг, чтобы приблизиться, чтобы скорей убедиться в своей ошибке. Быстро подходишь почти вплотную и видишь раскрасневшиеся, подогретые алкоголем, обветренные, истерзанные  непогодой лица. С отвращением примечаешь беззубый, широко открытый в пьяной улыбке рот уличного Казановы и с облегчением выдыхаешь, и снова прибавляешь шаг, и радуешься тому, что ошибся.

 

– Эй, дядя! Угости сигареткой даму. – Слышится глухой невыразительный и совсем не похожий на женский, голос одной из пьянчужек.

 

–Деньжонок отсыпь на бухло! – Вдогонку кричит вторая.

 

И слышится смех…

 

Но ты уже далеко в другом мире, другой реальности. Сегодня ты дико до дрожи на кончиках пальцев устал и хочешь залечь на дно, хочешь уткнуться в подушку и спать. События дня наслоились один на другой и смешались, где третий упал на пятый, четвертый на первый, а черное, каким-то странным невообразимым образом, стало вдруг белым. Ты хочешь что-то понять, хочешь увидеть нечто неведомое, обязательно доброе, но неизбежно ускользающее в суматохе обыденных дней. Хочешь проснуться на утро другим. Стать немного моложе, возможно умнее и чуть человечней сегодняшнего себя. Но что-то пошло не так, что-то вышло из строя, потому, что…

 

Ты старый придурок. Ты черный дряхлеющий ворон с перебитыми крыльями за спиной.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 280
delete
Ростислав Иванов
Ростислав Иванов, Саратов, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 1, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

_Надежда_ Кировоград
Рекомендует этот материал.
19:48 05/03/18

Live

42 мин. назад

Koshka комментирует материал Шаман (основано на реальных событиях)

45 мин. назад

Александр Шмыго рекомендует материал Чому перемовини Волкера і Суркова можуть не відновитися

47 мин. назад

Александр Шмыго комментирует материал Повертаючись до витоків

49 мин. назад

Александр Шмыго комментирует материал Цугцванг Порошенко

59 мин. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Випросити у Долі

1 час. назад

Жиго публикует статью У когось душа – оркестр...

1 час. назад

antov рекомендует материал Шаман (основано на реальных событиях)

1 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Цугцванг Порошенко

2 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Цугцванг Порошенко

2 час. назад

antov рекомендует материал Чому перемовини Волкера і Суркова можуть не відновитися

2 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию Чому перемовини Волкера і Суркова можуть не відновитися

2 час. назад

Вікторія Івченко пишет рецензию на публикацию Українські музеї час рятувати від неадекватного злочинного керівництва!

2 час. назад

Вікторія Івченко рекомендует материал Українські музеї час рятувати від неадекватного злочинного керівництва!

4 час. назад

sdv публикует статью Чому перемовини Волкера і Суркова можуть не відновитися

5 час. назад

antov комментирует материал Випросити у Долі

5 час. назад

antov рекомендует материал Випросити у Долі

5 час. назад

antov рекомендует материал Міжнародна туристично-інфо
рмаційна компанія ТripАdvisor про діяльність Народного художника України Миколи Сядристого

5 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию Міжнародна туристично-інфо
рмаційна компанія ТripАdvisor про діяльність Народного художника України Миколи Сядристого

6 час. назад

antov комментирует материал Повертаючись до витоків

6 час. назад

antov комментирует материал Повертаючись до витоків

6 час. назад

Геннадий Балашов публикует статью Цугцванг Порошенко

6 час. назад

antov рекомендует материал Повертаючись до витоків

6 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию Повертаючись до витоків