О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Свет погасшей Звезды Востока

"СВЕТ ПОГАСШЕЙ ЗВЕЗДЫ

 

Дата публикации: 14 08 2009

И сегодня творчество гениального пианиста Алексея Султанова не перестает волновать поклонников фортепьянной музыки из многих стран мира. Музыковеды говорили, что у него напор, как у Бетховена, он раним, как Шопен, и гениален, 
как Моцарт.
В эти дни ему бы исполнилось 40 лет, но он так и останется для нас навсегда Алешей, мальчишкой с непокорным характером, "маленьким принцем", играющим на далекой планете 
свою музыку.
Слушаю уникальную запись радиоинтервью А.Султанова, которое он дал во время своего приезда в Ташкент в 1999 году. Оно сопровождалось отрывками из его сольного концерта, прошедшего во Дворце "Туркистон". Под звуки Седьмой сонаты Прокофьева, одного из самых своих любимых произведений, пианист говорит: "Очень было приятно посетить свой родной город. Даст Бог, буду теперь приезжать каждый год. Я очень нервничал - в Ташкенте было одно из важнейших выступлений во всей моей жизни. Потому что здесь помнят, как я играл, когда был маленьким, и боялся разочаровать. Когда почувствовал поддержку зала, волнение прошло, и я стал получать удовольствие от взаимного человеческого и духовного контакта с публикой".
Вундеркинд из Ташкента
Алеша родился в семье преподавателей консерватории - виолончелиста Файлузхака Абдулхаковича и скрипачки Натальи Михайловны. Его дедушка - заслуженный артист республики Абдулхак Султанов - был первым исполнителем партии Фархада в опере "Фархад и Ширин".
Детская кроватка маленького Алеши стояла рядом с пианино. Едва научившись самостоятельно стоять, малыш протягивал ручки и нажимал на клавиши инструмента. В доме всегда было много студентов, с утра и до вечера звучала музыка, прослушивались записи.
В три года Алеша с восторженным криком: "Мамочка, я сочинил трио Бетховена!" на слух воспроизвел одну из сценок до-минорного трио. А когда отец репетировал к аспирантскому экзамену сложнейший Концерт Хиндемита для виолончели, словами: "Папа, неплавильно!" - пятилетний Алеша застал музыкантов врасплох. И оказался прав. Отец, обратившись к ранней редакции партитуры, увидел, что в нее закралась типографская ошибка.
В шесть лет мальчика привели в "Успенку" к замечательному педагогу Тамаре Афанасьевне Попович. Перед ней Алеша преклонялся всю жизнь и любя называл "инквизитором". Чтобы мальчик мог доставать до клавиатуры, ему подкладывали на сиденье три подушки, а две скамеечки ставили под ноги.
Талант вкупе с жестким музыкальным воспитанием и невероятными по сложности техническими упражнениями стал давать плоды - в семь лет на отчетном концерте А.Султанов уже играл Сонату Бетховена, в восемь - Концертное рондо Моцарта, а в девять - с оркестром Ташкентской филармонии под руководством З.Хакназарова исполнил Первый концерт Бетховена. С благословения Тамары Афанасьевны, учась в пятом классе, он попал на консультацию к знаменитому московскому педагогу Л.Наумову, который в дальнейшем станет его педагогом в консерватории. Когда он учился в Центральной музыкальной школе, иначе, как вундеркиндом из Ташкента, А.Султанова не называли.
Победы и разочарования
… В 1986 году на VIII Международный конкурс имени Чайковского в Москве собрались молодые одаренные исполнители со всех континентов мира. Среди участников - и самый юный, но успевший заявить о себе, как о блестящем музыканте с вдохновенной душой "демонического пианиста", 16-летний Алексей Султанов. Он фаворит конкурса.
За час до жеребьевки Алеша решил позаниматься и уронил крышку рояля на руку. Врач констатировал перелом пальца. Он принимает решение - бороться. Ему пришлось сделать невозможное - за кулисами врач вскрывал ампулы с хлорэтилом и брызгал на руку. Публика, узнав о случившемся, горячо поддерживала его все два тура и долго хлопала после выступлений. Но в жюри решили, что нельзя рисковать рукой и отстранили музыканта от финала.
Возможность взять реванш представилась скоро. Уже учась в Московской консерватории, он принял участие в престижнейшем среди музыкантов Международном конкурсе имени Вэна Клайберна и удостоился золотой медали. Сила его характера проявилась не только на конкурсе Чайковского, где юный музыкант нашел в себе силы играть с поломанным пальцем, но и здесь. Во время исполнения "Мефисто-вальса" Листа Алексей сорвал струну на рояле, что в музыкальной практике само по себе явление уникальное. Для восстановления инструмента требовалось время, которое вычиталось из времени выступления, и председатель жюри Д.Поллак дал Алеше возможность вместо целой Сонаты Прокофьева сыграть на выбор одну из ее трех частей. Понимая, что не сможет раскрыться полностью, Алексей поставил свои условия: "Или я играю все, или забираю документы". Члены жюри долго совещались и вынуждены были согласиться.
Контракт обязывал победителя провести за два года двести концертов. Это открыло для него лучшие концертные площадки мира.
Начались постоянные перелеты с континента на континент, перемена времени и постоянные стрессы. И тогда его жизнь, переломившись надвое, перенесла его в Америку.
В 1995 году он становится победителем Международного конкурса имени Ф.Шопена в Варшаве. А в 1998 году, будучи музыкантом, покорившим весь мир, принимает решение участвовать в XI Международном конкурсе имени Чайковского. Но первое, что предложили Алеше в Москве, - сыграть на отборочном туре. Ему, которому рукоплескала публика в Карнеги-холле, Ла Скала, Ла Роке… Он его прошел.
"Дерзкий союз романтизма со "шквальным", "апокалиптическим" пианизмом великолепно демонстрирует на конкурсе самый колоритный и ослепительно одаренный пианист Алексей Султанов, - пишет известный музыкальный критик Т.Грум-Гржимайло. - Интерпретатор огромного темперамента и стихийной силы. На первом туре его "Аппассионата" Бетховена - уже было чудо открытия. Тему судьбы - эти дьявольские стуки рока - он провел в самой контрастной и страстной форме. Он буквально разверзает душу каждого композитора. Энергетическая мощь дерзкого таланта Алексея Султанова невероятно заразительна, хотя и вызывает протесты "раздраженных" и "несогласных".
Публика неистовствовала, двадцать минут рукоплескала, не отпуская своего любимца. Точно так же, как и несколько ранее, на конкурсе имени Шопена, где председатель жюри был вынужден потребовать, чтобы зрители вышли из зала и продолжили овации за дверьми. И, вопреки всем законам природы, в Москве во время его выступления разразился ураган, который с корнями вырывал деревья.
В финал Алексея не допустили - результат конкурса был предрешен уже до его начала. Как писала "Литературная газета" в июле 1998 года: "Его бунтарская душа пронеслась под сводами конкурсного зала - в облике ли Шопена или Бетховена, Чайковского или Прокофьева, оставив гипнотический след музыкального инакомыслия и щемящую печальную мысль о том, что конкурс Чайковского уже никогда не назовет Султанова в числе своих победителей".
Музыковеды окрестили его демоническим пианистом с ангельским лицом. Его "демонизм" заключался лишь в том, что он отстаивал свое собственное видение, ощущение музыки.
- Сегодня все больше начинает цениться свобода стиля и вкуса у пианиста, - сказал в интервью А.Султанов. - И публике предоставлено решать более важные вещи, чем группе критиков и специалистов. Все зависит от реакции зала и от того, насколько тебя любят. В конце концов, мы же играем для людей.
Прощаясь с Ташкентом, Алексей рассчитывал на встречу через год, говорил о том, что талант должен "подпитываться всем укладом жизни родной земли. Ее историей, культурой, вековыми традициями. Ее людьми, которые думают так, а не иначе". Но ей не суждено было состояться - тяжелая болезнь спутала все планы.
Наперекор судьбе
Он очень любил жизнь, по натуре был максималистом и всегда шел наперекор судьбе. Он никогда не принадлежал к отряду рафинированных музыкантов, берегущих пальцы даже от дружеского рукопожатия. Он жил полной жизнью.
Еще в юности стал заниматься таэквондо, был обладателем черного пояса и каждый день по три часа делал упражнения, стоя на костяшках пальцев. Никогда не делил музыку на легкую и серьезную, в свободное время увлекался джазом и хард-роком, соулом и r&b.
После первого инсульта, который произошел в 1995 году, всерьез увлекся медициной, даже прошел специализированные курсы. Мало кто знает, но эти знания помогли ему спасти жизнь корейской девочки. Во время одного из перелетов в салон вошла стюардесса с вопросом: "Есть ли на борту врач?" Алексей умел брать на себя ответственность и ответил утвердительно. Осмотрев девочку, предположил диагноз - острый аппендицит, надо было срочно посадить самолет в ближайшем аэропорту. Прибывшие на борт медики подтвердили диагноз и поблагодарили "доктора Султанова".
Алексей Султанов был не только величайшим музыкантом, но и ярчайшей личностью. Имея титул пианиста-виртуоза, считал, что залог успеха - это чуть-чуть таланта и много труда. Поэтому порой просто брал себя "за шкирку" и заставлял работать, работать…
Чтобы помнили
В течение четырех лет он мужественно боролся с болезнью. А кроме того, рядом всегда была верный друг - супруга Даце. Даже страшно представить, что чувствовал музыкант, для которого вся жизнь - музыка, не имея возможности подойти к инструменту. Казалось, болезнь начала отступать. Вот Алексей смог сыграть одной рукой Даце на день рождения "Happy birthday". Они стали ездить с благотворительными концертами по колледжам, реабилитационным центрам и госпиталям для безнадежно больных людей, даря им веру и надежду. Алеша играл правой рукой, партию левой исполняла двумя руками Даце.
Еще в молодости он как-то сказал в шутку: "Я не проживу больше 35 лет". 30 июня 2005 года, за месяц и шесть дней до 36-летия, сердце музыканта перестало биться.
Листаю странички эссе, написанного Алексеем Султановым в 1997 году. В нем он сравнивает человеческую жизнь с волнами. "Главное - дать человеку возможность созидать то, для чего он был рожден, - пишет Алеша. - Люди должны понимать друг друга, мир должен быть самым главным их оружием.
Для того чтобы уметь жить на этом свете, нужно уметь умирать. А чтобы уметь умирать, надо уметь жить. Люди, которые это познают, рано уходят. Я не знаю, сколько мне осталось, но все, что я сделал, я посвятил жизни. Потому что мир и жизнь - это одно и тоже".
Снова и снова прокручиваю диктофонную запись, на которой звучит по-юношески задорный голос А.Султанова. Для многих он так и останется не успевшим повзрослеть Алешей - "маленьким принцем" из притчи Антуана де Сент Экзюпери. "И если ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. И когда ты утешишься, ты будешь рад, что знал меня когда-то. Как будто вместо звезд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов..." И звуки своей музыки."
Ирина Рибар.

        Мамяти пианиста Алексея Султанова

Гениален, что Моцарт, раним - как Шопен,
По Бетховенски прям и напорист всегда,
Он, буквально, с семи лет брал публику в плен
Шквальным нот романтизмом... Беда не беда,

Если с Богом в союзе и больше не с кем, -
Рвутся струны и пальцы... Неистов, блажен
Он был гением муз в толковании тем,
Не прощённый в "кулисах" судейства измен.

Волновался, - на "лучшем" рояле играл,
Мир Прокофьева дерзко, умело вскрывал
Гипнотический звук, знал всесилия шквал,
На Москву ураган "призывая"... на бал.

Эвересты познания выше заслуг:
Рафинировав стиль, "сберегая себя",
Не Земной исполнитель, незванный... - чей друг?
Высь Чайковского чтил пианист с "воробья".

Он, сегодня - в Японии, солнцем муз свят
"Вспоминает" Америку, стиль перемен...
Звёздный, гения Божий рассветный талант
Умертвили в Москве.., знают - Моцарт, Шопен.

 

Публикацию прочитали

ABC ABC,
Количество просмотров: 134
delete
Харламов Виктор Георгиевич
Харламов Виктор Георгиевич, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 1, Всего рецензий: 0
Читайте также

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Комментарии

В целом миграционная картина на Дальнем Востоке изменилась: на смену миграции из соседнего Китая пришла миграция из далеких Узбекистана и Таджикистана. По словам Габуева, на первое место в Дальневосточном регионе вышли гастарбайтеры из Средней Азии, затем идет Китай, а потом КНДР. Кто же именно прибывает на Дальний Восток вместо уезжающих россиян? Один из наиболее распространенных мифов гласит, что данные территории активно заселяют китайцы. Но факты говорят совсем иное.
«Это не китайские, а, скорее всего, среднеазиатские мигранты», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» московского Центра Карнеги Александр Габуев. Экономическая ситуация в Центральной Азии в последнее время ухудшается, а потому миграционный поток оттуда в Россию растет.

В целом миграционная картина на Дальнем Востоке изменилась: на смену миграции из соседнего Китая пришла миграция из далеких Узбекистана и Таджикистана. По словам Габуева, на первое место в Дальневосточном регионе вышли гастарбайтеры из Средней Азии, затем идет Китай, а потом КНДР. Эксперт говорит, что невооруженным глазом видно, что в регионе стало больше лиц гостей из Центральной Азии, хотя раньше их практически не было, в отличие, скажем, от Москвы и Петербурга. «По косвенным данным, большой приток из Узбекистана и Таджикистана», – указал собеседник. «Может быть, речь идет и о перераспределении миграционных потоков внутри России. Теперь больше едет туда, а не в Москву и Питер», – добавил он.

Зато количество китайцев на Дальнем Востоке сокращается, отметил Габуев. В качестве основной причины он называет экономический кризис в России и падение курса рубля. Кроме того, по его словам, в Китае идет «структурное старение»: сокращается население трудоспособного возраста, постепенно рабочие места в своей стране становятся гораздо привлекательнее, чем то, что можно найти в России.

А вот количество северокорейских мигрантов держится примерно на одном уровне, подчеркивает Габуев. В то же время объявленные в субботу санкции Совбеза ООН могут привести к остановке этого потока, поскольку он запретил принимать на работу новых гастарбайтеров из КНДР. Однако по мнению собеседника, еще непонятно, как они будут реализовываться. Габуев отметил, что мигранты из КНДР находятся в той же нише, что и из Узбекистана или Таджикистана. «Это дешевая дисциплинированная рабочая сила, которую могут нанимать местные частники и которую могут оформлять и на госстройки», – указал он. Китайцы же все же больше сейчас задействованы в проектах с китайским капиталом, в сельском хозяйстве, на стройках, отчасти в торговле, рассказал эксперт.

Приток мигрантов из Китая сокращается, соглашается с Габуевым и ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Ким Ен Ун.

На ваш взгляд
С какой общностью вы себя в первую очередь идентифицируете?
С государством, гражданство которого имею (всеми его гражданами)
С этносом, к которому принадлежу
С жителями населенного пункта (региона), в котором живу
Со своей семьей, друзьями и близкими
С коллегами по работе
Иной (указать в комментариях)
ОтветитьРезультатыОбсуждение: 159 комментариев
«Внутри Китая быстро растет спрос на рабочую силу. 10 лет назад ВВП КНР составлял 700 млрд долларов, а сейчас он в районе 13 трлн долларов. Чтобы производить такое количество продукции, нужны рабочие руки. Очень много людей, которые раньше искали работу за пределами Китая, находят ее внутри страны», – подчеркнул Ким Ен Ун газете ВЗГЛЯД.
Север-восток Китая, который как раз и граничит с Дальневосточным округом России, раньше считался проблемным, там отставало экономическое развитие, однако ситуация меняется, указал Ким Ен Ун. Все идет к тому, что через 15 лет там, наоборот, возникнет серьезная нехватка рабочей силы, полагает эксперт.

Эксперт не исключил, что часть нелегалов приезжает на Дальний Восток даже из Вьетнама. «Население там – уже больше 80 млн, рабочих мест для них не хватает. Многие предпочитают уезжать за рубеж», – указал Ким. По его словам, в Россию многие вьетнамцы едут по старой памяти, поскольку сохранились связи с советских времен.

Однако граждане КНР, КНДР или Вьетнама «не являются питательной средой для терроризма», – подчеркнул собеседник, отметив, что эта проблема скорее касается выходцев из мусульманских стран. Так Ким прокомментировал тезис Патрушева о том, что нелегальная миграция, сократить которую властям пока не удается, «по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности, является питательной средой для терроризма, трансграничной преступности, криминализирует экономические отношения», как сказал секретарь Совбеза, отметив как пример все более частые случаи использования мигрантами подложных документов, фиктивных постановок на учет.

Ранее уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова отмечала, что нелегальная трудовая миграция создает серьезное напряжение в обществе. Генпрокурор Юрий Чайка ранее сообщил, что центры для содержания нелегальных мигрантов переполнены из-за недофинансирования депортаций. Напомним, в конце прошлого года РБК сообщал, что прирост мигрантов, по официальным данным, вернулся на «докризисный» уровень 2012–2013 годов. Легально к началу этого года в России находились более 10 млн иностранцев, из которых каждый четвертый указал своей целью пребывания работу.

«На Дальнем Востоке, если брать федеральный округ, живет 6,2 млн человек. Сколько там мигрантов находятся на «постоянке» – большой вопрос, но 400 тыс. – это не та цифра, которая должна вызывать какое-то волнение,

– полагает Габуев. – Мне не кажется, что это вообще какая-то опасность». Рост нелегальной миграции, подчеркнул собеседник, это вопрос к миграционной и пограничной службе. Однако по его мнению, это выливается скорее в недополученные бюджетом налоги от работающих в теневом секторе мигрантов, чем в какое-то демографическое засилье иностранцев.

Что же касается оттока русскоязычного населения с Дальнего Востока, то это структурная проблема, к которой мигранты имеют только косвенное отношение. «Там просто структура экономики такая, что мало высокооплачиваемых рабочих мест, куда бы русский человек считал незазорным пойти», – подчеркнул Габуев. «Русские во Владивостоке улицы не метут и дороги не кладут, но при этом многие жалуются на отсутствие какой-либо работы», – подытожил собеседник.
19:48 12/11/17

Live

5 мин. назад

sheriff комментирует материал О патриотизме, продажности и лицемерии

8 мин. назад

Геннадий Москаль комментирует материал "Цинік, донощик та ідеологічний шахрай: ким насправді був Карл Маркс" - недавня публікація у газеті "Україна молода"

49 мин. назад

Ltna Prikolova комментирует материал О патриотизме, продажности и лицемерии

57 мин. назад

ivp_paster комментирует материал ТЕРОР! ЧИ ВЖЕ ЗАБУЛИ ПРО ШАТУНА? Частка 10

59 мин. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию ТЕРОР! ЧИ ВЖЕ ЗАБУЛИ ПРО ШАТУНА? Частка 10

1 час. назад

viktor trigub публикует статью Правда про секс-таємниці Катерини ІІ

1 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал "Цинік, донощик та ідеологічний шахрай: ким насправді був Карл Маркс" - недавня публікація у газеті "Україна молода"

1 час. назад

Вікторія Івченко удаляет комментарий к материалу "Цинік, донощик та ідеологічний шахрай: ким насправді був Карл Маркс" - недавня публікація у газеті "Україна молода" от Вікторія Івченко

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Еліта...хто це?

1 час. назад

Андрей Андре комментирует материал Еліта...хто це?

2 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал О патриотизме, продажности и лицемерии

2 час. назад

sheriff комментирует материал О патриотизме, продажности и лицемерии

2 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал О патриотизме, продажности и лицемерии

3 час. назад

sheriff комментирует материал О патриотизме, продажности и лицемерии

3 час. назад

sheriff комментирует материал О патриотизме, продажности и лицемерии

3 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Еліта...хто це?

3 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Еліта...хто це?

4 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Сепары Лугандонии освободили из тюрьмы Вадика Москвича - убийцу Щербаня

4 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "Заказали убийство Евгения Щербаня - самые богатые люди Донецка и Кунцевские.., Кобзона"

4 час. назад

Жиго публикует статью Я буду кричати пісню...

5 час. назад

Юрий Самсыка комментирует материал Про націоналізм

5 час. назад

Володимир Бровко публикует статью Космические Боги с созвездий Большого Пса и Ориона ч.3

6 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал О патриотизме, продажности и лицемерии