О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

История  10 октября 2017 05:26:50

Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов

Все фото Показать все 11 фото
Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов

Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов

Как заблуждаются те, кто думают, что все уже увидел и испытал в своем родном городе. Вот и мы так наивно считали, пока не полагали в киевскую Аптеку - музей, которая находится на Притиско – Никольской улице возле самых ворот старинного Фроловского женского монастыря, что на Подоле. Здесь мы увидели комнату алхимика, хату знахарки, косметику прошлого века, узнали, как в старину лечили вином, и многое, многое другое.

Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов

Аптека – лучшее средство против ведьм

Аптека- музей со старинным деревянным забором, который примыкает к стене Фроловского монастыря, призывно отворяет перед нами свои двери. Аптека появилось тут не случайно. Ее построили вы центре своеобразного треугольника находится из трех православных храмов. С одной стороны - Фроловский монастырь, на противоположной стороне улицы находился мужской Петропавловский монастырь, а неподалеку церковь св.Николы Притиска.

Появлением первых аптек в Киеве мы обязаны Петру Первому и его реформам, а также ветру перемен, который подул через знаменитое окно, прорубленное им, с ухоженных западноевропейских равнин на поросшую дремучим лесом Московию. Впрочем, Киев, так или иначе, всегда в Европе и находился, но это реформатора не смутило. В «окошко» по приглашению и без стали массово эмигрировать в Российскую империю немцы, голландцы и французы, столь любимые герром Питером. В их числе были и немцы – аптекари.

Царь решил одним командирским решением расправиться с антисанитарией и засильем ведьм и знахарей на киевских базарах. Несанкционированная торговля лекарствами на рынках была указом самодержца запрещена, на нарушителей налагался крупный штраф. Слава Богу, костры инквизиции на киевских горах не горели! Первая аптека открылась при киевском губернаторе князе Дмитрии Голицыне. Император издал соответствующий указ, датированный 18 февраля 1715 года. Музей расположен в здании, где размещалась первая частная аптека немца Иоганна Гейтера, открытая в 1718 году (по другим данным, в 1728-м). После его смерти дело унаследовал зять - Георг Бунге, положивший начало знаменитой династии киевских аптекарей. Помимо работы в аптеке Георг Бюнге являлся основателем лютеранской общины. Он работал и аптекарем, и лекарем, вел приём больных при аптеке, оказывал помощь, выезжая на дом. В аптеке был представлен один из наиболее обширных ассортиментов лекарств в Киеве – более 960 наименований. Здесь функционировали два отдела и, соответственно, два отдельных реестра лекарств: для бедных киевлян и для богатых клиентов. Цены тоже отличались. К примеру, корова в то время стоила 3 рубля, а хорошие лекарства стоили в два или три раза дороже. В музее хранятся исторические документы, в числе которых рукописи Николая Закревского, Максима Берлинского, найденные в ленинградских архивах в 1970 году. В этих документах говориться, что аптека носила название «Киево – подольская вольная каменная аптека». Вольной она стала именоваться потому, что это первая аптека, которая обслуживала население города. До нее в Киеве функционировали только военные аптеки, которые обслуживали армию. Подол в 18 веке был по большей части деревянным, каменные дома можно было пересчитать на пальцах. Во время пожара в 1811 году сгорел практически весь Подол, у аптеки Бюнге сгорела крыша, но здание сохранилось. В том же году аптеку восстановили. В 1839 году усадьба, в которой размещалась аптека, была продана. Впоследствии дом перепродавали еще несколько раз, пока он не перешел в государственную собственность. С 1980 года в здании велись восстановительные и реставрационные работы. В 1988 открыли Аптеку - музей.

Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов

Тост за хозяев – немцев

   Экспозиция музея насчитывает более 2 тысяч экспонатов, которые были собраны с разных уголков Украины. Например, старинную аптечную мебель завезли в музей с западных регионов страны. Таким образом, заходя в музей, попадаешь в атмосферу настоящей украинской аптеки конца 18 начала 19 века. В связи с тем, что тогда аптекарь выполнял функции и фармацевта, и доктора, как правило, под одной крышей размещались приемная, магазин и лаборатория. В музее 12 залов, несколько расположены в подвале.

     В музее хранятся фотографии сыновей Георга Бунге. Старший сын, Александр был исследователем севера. Христиан Бунге был известным эпидемиологом. Его сын Николай Бунге был талантливым экономистом, трижды избирался ректором киевского Университета им. Св. Владимира, а потом стал министром финансов Российской империи. Позже эта аптека перешла к младшему сыну Андрею Бунге. Он тоже занимался аптекарским делом. Еще он был известен тем, что основал огород, на котором произрастали в обилии лекарственные травы.Хорошо изучив свойства этой травы он разработал красители, которые окрашивали льняные ткани в темно – синий цвет. Красители эти были нужны для того, что бы конная жандармерия была в форме синего цвета. Импортные красители были дорогими и не очень качественными. В музее можно увидеть фотографии первых киевских аптек. В начале 19 века в городе было 6 аптек, в конце  того же века уже 37. Первые аптеки находились на Подоле, Печерске и Крещатике. Владельцами этих аптек были немцы.

Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов

С каждого гада по лапке

 Проходим первый зал, где идет бойкая торговля и стоит старинный кассовый аппарат, а так же находится сейф, которому уже более ста лет. В нем хранились яды. Бутылочки из цветного стекла штанглас с черной этикеткой содержали в себе эти деликатнейшие продукты, которые в малых дозах использовали при изготовлении лекарств. Дабы подобные препараты не стали достоянием преступников и маньяков они находились на строгом учете, и давались только под расписку.  Использовали аптекари и наркотики, в частности опий. Наркотические вещества применялись как обезболивающие, снотворные, возбуждающие средства. В первом и во втором зале вдоль стен шкафы с различными бутылочками и колбочками из цветного стекла -штангласа, который позволял светочувствительным лекарствам лучше сохранятся. Сильнодействующие препараты хранились в бутылочках с красными этикетками. А вот над старинным шкафом возвышается огромный засушенный омар. Это своеобразный рекламный щит тех далеких времен. Над входом в старинную аптеку могло красоваться чучело птицы, рептилии, скажем, дракона, в нашей традиции – Змея Горыныча (не путать со змием зеленым – эта тварь скорее подходит для рекламы царских кабаков).  Господи, а из чего, а точнее из кого только не готовили в старину лекарства. Помимо растений (в том числе и и ядовитых), в ход шли части тел почти всех доступных человеку видов земноводных и млекопитающих. В бутылках красуются различные заспиртованные гады, из органов которых готовили лекарства - крабы, змеи, ужи. Лекари, шаманы и знахари не брезговали ничем. В ход шли морские коньки, ящерицы, а также насекомые - пауки, пчелы, осы, тараканы. Личинки мух использовались для лечения гниющих ран. На одном из шкафов музея висит чучело летучей мыши. Знаете ли вы, что в медицине разных времен и народов использовали практически все органы и ткани этого зверя, начиная с крыльев, кожи, костей, панциря и заканчивая… половыми органами. И это не взирая, но то, что согласно библейским традициям летучая мышь считалась животным нечистым.

  Чего вы в музее только не увидите. В изобилии здесь красуются предметы для дробления и измельчения различных веществ - ступки, мельницы, дробилки из разного материала, фарфоровые, металлические, деревянные – на любой вкус. Потом к измельченному сырью добавляли основы и изготовляли мази, сложные порошки, бальзамы, эликсиры, горчичники, таблетки и пилюли. Еще в аптеках можно было купить кондитерские изделия, семена, лаки, краски, чернила (их изготовляли на месте) и предметы гигиены. Вам покажут и флакончики, в которых хранились духи, бальзамы, чернила, пудры. Можно увидеть пудру – книжечку с разовыми листочками. Ее использовали уже в 19 веке.

Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов

Скифы и Панацея

  Далее так называемый античный зал, посвященный истории медицины. На символическом панно изображены столпы медицины разных эпох, а также древнегреческие боги их на сей подвиг вдохновившие. На символическом панно с левой стороны современные художники изобразили людей, которые жили в разное время и в разных местах, но их объединяет то, что все они имели прямое отношение к медицине. Ученые, философы, лекари. В центре на вершине колонны греческий бог здоровья Апполон Фармак исцеляющий. С правой стороны от него изображен его первый ученик, бог медицины Асклепий и две его дочери Гигиея и Панацея. Ниже основательница педиатрии Астазия и царица Клеопатра, открывшая множество методов лечения, известная как основательница косметики и, конечно же, древнегреческий врач Гиппократ. Справа от Апполона изображены скифы. Женщина в окружении двух мужчин своего племени держит в руках змею. Скифская медицина славилась по всей Ойкумене. Скифы принимали яд змей в малых дозах, таким образом, вырабатывали против него иммунитет. Научились получать эфирные масла, делать операции. Кожу барана применяли в качестве шин при переломах. Использовали бинты из пальмовых листьев и конопли. Такие бинты оказывали не только нейтрализующие, но и заживляющие действие на раны. Листья конопли – прекрасный антисептик и обезболивающие. Скифы лечили травами все известные им болезни. Корень солодки голой издавна считался панацеей. В тибетской медицине солодка входила в состав почти 98% сборов. Целители древней медицины Гиппократ, Гален называли его "скифским корнем». Выдающийся врач средневековья Авиценна обогатил медицину рецептами, в которых использовался корень солодки. Скифы могли легко обходиться без пищи 12 дней, питаясь исключительно корнем солодки и сыром из кобыльего молока.

  Главный постулат как древней, так и современной медицины, прежде чем лечить тело человека нужно исцелить его душу. Поэтому людей исцеляли монахи, и первые больницы на Руси функционировали при монастырях. На иконостасе музея изображены монахи – целители Киево – Печерской лавры. Это Демиан, Агапий, Алипий, Лаврентий, Григорий и Прохор.

Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов

Алхимик, который исполняет желания

    Зал посвященный народной медицине стилизован под хату знахарки. Знахари лечили молитвами, травами, заговорами, могли снять порчу и большое внимание уделяли лечению водой. Они хорошо знали свойства трав, знали в какое время их собирать. Обращались к травам как живым существам, просили прощения у Бога за то, что их срывали ( в лучших традициях кастанедовского Дона Хуана). Травы высушивали, измельчали в жерновах, в ступах, а потом в пористой посуде из глины в печи готовили отвары. Поили больного и выгревали на печи. Печь тоже имела лечебные свойства. Золу, деготь, уголь, мел принимали вовнутрь и прикладывали к больным местам. Держали свои знания в строгой тайне, чувствовали, кому их можно передать.  Наиболее яркий экспонат этого зала большая деревянная ступа -  летательный аппарат ведьм.

Киевская Аптека-Музей: тайны лекарей, алхимиков и монахов

 В следующем зале на картине девушки – травницы. Они собирали травы, доставляли их в аптеку и здесь происходила переработка сырья. Однако это было неудобно, потому, что при перевозке на большие расстояния, травы теряли свои целебные свойства. Поэтому по указу Петра Первого стали создавать специализированные сады поблизости аптек. При военных аптеках тоже были свои аптекарские огороды. Большой аптекарский сад нашей аптеки находился на склоне Андреевской горы. Аптекарский сад занимал обширную площадь между нынешним фуникулером и десятинной улицей. Маленький аптекарский огород существовал и самой усадьбе Бунге.

Комната алхимика
Комната алхимика

  Наверно, самый интересный и популярный объект экспозиции — это инсталляция под названием комната алхимика. Здесь можно увидеть алхимическую печь – атанор, многочисленные реторты, другую алхимическую кухню, ступу из камня и даже человеческий череп. Посередине комнаты статуя сидящего над ретортой алхимика, а рядом на столе масса вполне современных монет. Говорят, если бросить алхимику монетку и загадать желание оно обязательно исполнится.

  В подвале музея - винная аптека 15 века. В таких условиях (подвал) работали первые аптекари. В 19 веке здесь находились винные погреба. Потому, что некоторые вина тоже входили в состав аптекарских рецептов, готовили настои из трав на винах и даже лечили вином ослабленных болезнями людей. В ассортименте присутствовало белое, красное, хинное, железное, кагор, мадера. Винами даже лечили раны, изготовляя повязки. С помощью вина в то время лечили малярию, малокровие, даже онкозаболевания лечили с помощью вина. С разными результатами, но тем не менее.

  Кроме того, в музее – аптеке можно приобрести мыло ручной работы изготовленное по старинному рецепту. Последним нововведением стало открытие в музее фито-бара, в котором готовят напитки по рецептам настоек самого Бунге.

АЛЕКСЕЙ ГУСАК

 

 

 

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 470
Отредактировано: 11-10-2017 [10:15]
delete
Алексей Гусак
Алексей Гусак, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 0, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

Live

45 мин. назад

Геннадий Майборода комментирует материал НАШІ ІМЕНА... ЧИ РІДНІ ВОНИ НАМ?

50 мин. назад

Геннадий Майборода комментирует материал НАШІ ІМЕНА... ЧИ РІДНІ ВОНИ НАМ?

51 мин. назад

Геннадий Майборода комментирует материал НАШІ ІМЕНА... ЧИ РІДНІ ВОНИ НАМ?

51 мин. назад

Геннадий Майборода комментирует материал НАШІ ІМЕНА... ЧИ РІДНІ ВОНИ НАМ?

53 мин. назад

Геннадий Майборода рекомендует материал НАШІ ІМЕНА... ЧИ РІДНІ ВОНИ НАМ?

54 мин. назад

Геннадий Майборода комментирует материал То яке ж справжнє призначення церкви?

57 мин. назад

Геннадий Майборода комментирует материал То яке ж справжнє призначення церкви?

1 час. назад

Геннадий Майборода рекомендует материал То яке ж справжнє призначення церкви?

1 час. назад

Дмитрий Соловьев рекомендует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

3 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал На Різдво ялинки у хатах ставили ще у 17 - му сторіччі, а зірка була - Віфліємська!

8 час. назад

Любавка комментирует материал То яке ж справжнє призначення церкви?

8 час. назад

Любавка комментирует материал То яке ж справжнє призначення церкви?

8 час. назад

Любавка комментирует материал То яке ж справжнє призначення церкви?

8 час. назад

Любавка комментирует материал То яке ж справжнє призначення церкви?

8 час. назад

Любавка комментирует материал НАШІ ІМЕНА... ЧИ РІДНІ ВОНИ НАМ?

8 час. назад

Любавка комментирует материал НАШІ ІМЕНА... ЧИ РІДНІ ВОНИ НАМ?

8 час. назад

Любавка комментирует материал НАШІ ІМЕНА... ЧИ РІДНІ ВОНИ НАМ?

9 час. назад

antov рекомендует материал Перестройка в РПЦ МП ч.6-2

9 час. назад

antov рекомендует материал Перестройка в РПЦ МП ч.6

9 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию Перестройка в РПЦ МП ч.6

9 час. назад

antov рекомендует материал Перестройка в РПЦ МП ч.5

9 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию Перестройка в РПЦ МП ч.5

10 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью На Різдво ялинки у хатах ставили ще у 17 - му сторіччі, а зірка була - Віфліємська!