О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Общество  25 августа 2017 12:14:32

Донбасс «на Украине»

Донецкий "Курінь" в начале 1990-х Мой прадед - Данила Кихтенко "Курінь" отмечает свой юбилей в Донецке С сыном Ярославом в селе Прелестном Славянского района Донецкой области (конец 1990-х)

1990 год. На Запорожье многотысячное украинское сообщество отмечает 500-летие казачества. Наш молодежный донецкий «Курінь» где-то в середине длиннющей колонны, которая движется по самому центру Запорожья. Мы скандируем только что придуманную речевку: «Без донецького вугля потікають всі з Кремля!». «Не «вугля», а «вугілля» - поправляет чей-то суровый осуждающий голос. Оборачиваемся, позади мужчина лет около сорока. «Але так в риму - отшучиваемся мы - Нічого, нам простять, ми з Донецьку». «І що, я сам в Донецьку живу вже 10 років і не забув рідної мови» - не успокаивается тот, что сзади. «Хлопці, а, ну, ще покричіть, здорово у вас виходить!» - это уже с другой стороны просит кто-то из колонны….

 

Почему-то запомнилось. Может потому, что те, кто родился или в раннем детстве оказался в Донецке, на самом деле не «рождался», а «становился» украинцем в тогдашней «столице донецкого края». Хотя, как там не крути, а в начале была, конечно, семья. Часто смешанная, как в моем случае.

Не сильно вникая в родственные связи, с детства я знал, что мой папа из Ленинграда, а вот девичья фамилия мамы - Кихтенко, украинская фамилия. Её сестра, моя тётя, любила цитировать стихи Шевченко и особенно байки Степана Руданского. Большой донецкий род Кихтенкив, как называли его в нашей семье, стал для меня моделью настоящего, а не идеологически срежиссированного советского общества.

Все в этом роду говорили по-русски, но с хорошо слышимыми признаками «южного говора». Знал я и то, что Кихтенки в прошлом были украинскими крестьянами-хлеборобами, которые при промышленном освоении Донбасса, в начале ХХ века перебрались в «местечко Юзовка» и стали мещанами. На каждой родовой посиделке, а собиралось нас много, фирменной семейной песней была украинская «Кура щебетура». И, хотя, «столицей нашей родины», большой и советской, была Москва, но жили мы «на Украине».

Это обязательно «выяснялось» при каждой поездке за пределы тогдашней союзной республики, а иногда и по возвращении. Как, например, на остановке в Харькове по пути следования поезда «Москва - Донецк». Остановка долгая, из душного летнего «плацкарта» пассажиры высыпали на перрон, глотнуть кислорода. «Ну, вот, в хохляндию въехали…» - с московским акцентом кинул фразу своему напарнику проводник нашего вагона. «Ишь, баре, какая мы им - хохляндия!…» - осуждающе прокомментировала моя другая тётя. Она и поныне живет в Донецке, в свете последних событий ее можно назвать пропутинской. Но вот та давняя фраза и реакция на неё, оказалась одним из немногих кирпичиков, которые создавали из меня украинца, потомка «гречкосеев» Кихтенко.

Словам и фразам, особенно идущим в разрез с официозом, в советское время придавали большое значение, и в памяти они засели крепкими «занозами». Как и поездка школьником, в целом поездном составе донецких сверстников, по «профсоюзной путевке» на Западную Украину. 1980 «олимпийский» год. Я впервые в жизни оказался в номере гостиницы-высотки, и навсегда осталось в памяти раннее утро, когда, подойдя к окну, увидел перед собой оживающую картинку из книги сказок - панораму крыш старого центра Львова с куполами соборов. А дальше Карпаты, особый говор, неслышанные раньше песни, поход на полонину. С крайнего востока Украины на крайний запад, большая она - наша Украина. Моменты тогда еще не осознаваемой до конца гордости. Это вам, не какая-то «хохляндия»… И тут же, взбудораживший, непонятный мне эпизод. Ожидание на местном полустанке в Карпатах. Рядом с нашей группкой пацанов появились местные малолетние «вышибалы». Два на вид совсем тщедушных, но вполне гоноровых «шибздика»:

- Курити є?

- Нет

- А звідки ви?

- С Донецка.

- А, москалі… - протянул тот, что постарше.

- Нет, мы не москвичи, мы из Украины, с Донецка, - попытался растолковать я этим, на мой взгляд, двоечникам, которые не знают географических границ Украины.

- Москалі. - уже окончательно констатировал старший.

- А ты - кто?! - не выдержал я.

- Гуцул - с ударением на первый слог гордо провозгласил он и удалился, словно английский лорд в фуфайке.

Уже дома, вклеивая и подписывая в новый фотоальбом свежие снимки из поездки, я задумался над своим «портретом» в «кептарике» и с гуцульским топориком-барткой. Такие фото были одним из «аттракционов» поездки в Карпаты. В голове всплыли строки из любимого «Запорожца за Дунаем», осталось только слегка переделать: «Теперь гуцул я, не москаль, здається добре одягнувся». «Документ» этот, в виде фотоальбома и подписи за 1980 год, сохранился. Правда, украинцем, после этого я стал еще очень не скоро.

«Внутренняя Украина» во мне прорастала робкими неуверенными побегами, полная зигзагов, как весь это период «развитого», но как оказалось впоследствии «загнивающего» социализма. В голове и душе сплошная мешанина, при этом в ней никогда не пропадали украинские нотки. Воспользуюсь штампом - «соткан из противоречий».

Поскольку я не блистал здоровьем и отметками в школе, мама «освободила» меня от уроков украинского языка и литературы, написав соответствующее заявление на имя директора. Таково массовое поветрие середины 1970-х, видимо как проявление завершающей фазы построения единого сообщества «советский народ», в моем классе почти под тридцать человек, таких «освобожденцев» набралось не менее трети.

В то же время в нашей домашней библиотеке хватало книг на украинском, которые я читал, абсолютно свободно переключаясь с одного языка на другой. Более того, учитывая тотальный дефицит, в том числе книжный, многие вещи «повышенного спроса», например «Маугли», а чуть позже сфивтовского Гулливера, я читал сразу именно на украинском. Были в моем личном списке и Вишня, и Тулуб и Загребельный. Аналогично с книгами фантастики и приключений, которые, лишь бы достать, неважно на каком из двух языков, которыми я овладевал в большей мере самостоятельно, чем на школьных уроках.

Собственно, так во всем. На гастролях в Донецке я смотрел спектакли театра МХАТ с ведущими актерами, бывал на творческих встречах со звездами советского театра и кино, при этом, пожалуй, единственный украиноязычный спектакль, увиденный в детско-юношеские годы, правда, неоднократно, это упомянутый «Запорожец за Дунаем». Зато яркие впечатления оставили донецкие выступления ансамбля имени Вирского в театре оперы и балета и позже трио Мареничей в известном дворце спорта «Дружба», знаменательно сгоревшем при ДНР. Кстати, встречалось мне, причем у нескольких «патриотических» деятелей, утверждение, мол, ерунда, все эти украинские коллективы и выступления при советах, только замыливание глаз и «подачка» затаившейся интеллигенции. Даже если и так, то ерундой подобные выступления никогда не были, а уж песни из репертуара Мареничей надолго пополнили наш родовой кихтенковский «хор». И как приятно в Донецке было слушать поутру знакомые позывные, а следом: «Говорить радіостанція «Промінь», увидеть лица украинских киноактеров, особенно в фильмах «всесоюзного» проката. Мелочевка, фрагментики, но именно они постоянно напоминали мне советскому школьнику, что живу я в Донбассе «на Украине».

Повезло мне и с университетскими друзьями-товарищами Димкой Белым и Вадей Задунайским. Они, правда, сейчас, не Димка и Вадя, а уже давно доктора исторических наук и…переселенцы после 2014. Оба потомки других украинских «переселенцев», на Кубань и Задунайскую сечь (не зря же я всё детство слушал оперу Гулака). И, не скажу, что мы сразу же сошлись на украинской тематике. Отнюдь. Правдивей, да и показательней, что Диму в это время больше задевала история «белого движения», а Вадика - «красные» и «белые» кавалерийские полки, и то и другое, конечно, в связи с казачеством. Во всяком случае, они с воодушевлением считали себя потомками казаков, и, как я понимаю, тогда это была их личная «внутренняя Украина».

И хотя окончательная осознанная «украинизация» завершилась у меня именно в университетские донецкие годы, о ней я писал в отдельном очерке, посвященном созданию молодежного «Куріня», поэтому повторяться не буду.

Здесь, собственно, и заканчиваются мои небольшие воспоминания, которые я хочу посвятить сотням тысяч украинцев Донбасса, который для меня с детства и всегда был Украиной. Уверен, что и для них - тоже.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 5217
delete
Андрей Марин
Андрей Марин, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +4
Всего комментариев: 5, Всего рецензий: 4
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

19:07 25/08/17
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Дякую!
Дуже цікаво.
22:44 25/08/17
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
viktor trigub Киев
Це один з найрозумніших авторів ХВ. І не тільки... Спасибі!
23:15 25/08/17
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
 
23:15 25/08/17
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
ivp_paster Тернополь
Донбас - це Україна.

Комментарии

Rostin Threelips Киев
Рекомендует этот материал. Почему? Важливо!
14:20 25/08/17
Petro Boriwiter Запорожье
Рекомендует этот материал. Почему? Донбас - Україна. Але без всякого статусу, так, як Україна - унітарна держава. Тому і Крим, якщо ми його повернемо швидко, має бути частиною унітарної України, а не автономним анклавом Бог знає чого.
19:04 25/08/17
Рекомендует этот материал.
19:07 25/08/17
viktor trigub Киев
Рекомендует этот материал. Почему? Клас
22:44 25/08/17
Радий, що сподобалось
22:52 25/08/17

Live

4 мин. назад

Элина Данилина рекомендует материал ЕДУ В ЕС

6 мин. назад

Элина Данилина рекомендует материал Пятый день

1 час. назад

antov комментирует материал У питанні миротворців на Донбасі Кремль тримає паузу. Демонструє, що остаточне слово за ним

1 час. назад

antov рекомендует материал У питанні миротворців на Донбасі Кремль тримає паузу. Демонструє, що остаточне слово за ним

1 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию У питанні миротворців на Донбасі Кремль тримає паузу. Демонструє, що остаточне слово за ним

6 час. назад

Леонид Жмурко публикует статью Пятый день

7 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Театр имени экс - зека януковича вэ фэ и его кукловоды

7 час. назад

Виктория Ковальчук публикует статью ЕДУ В ЕС

10 час. назад

Nataliy Glinskay рекомендует материал Коли утечу я із міста...

10 час. назад

Nataliy Glinskay рекомендует материал Як ви там, люди із іншого світу?

10 час. назад

Nataliy Glinskay рекомендует материал Бруківка. Вечір.

11 час. назад

Москаль Геннадий рекомендует материал Куда спешить Варфоломею?

11 час. назад

Москаль Геннадий рекомендует материал И крестики, и нолики... из школы

11 час. назад

Москаль Геннадий комментирует материал cc

11 час. назад

Москаль Геннадий комментирует материал Часть 4. «ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ»

11 час. назад

antov публикует статью ПАТРІОТИ, СОРОКИ І КЛОНИ…

11 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал У питанні миротворців на Донбасі Кремль тримає паузу. Демонструє, що остаточне слово за ним

12 час. назад

Жиго публикует статью Бруківка. Вечір.

12 час. назад

sdv публикует статью У питанні миротворців на Донбасі Кремль тримає паузу. Демонструє, що остаточне слово за ним

13 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал И крестики, и нолики... из школы

14 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Куда спешить Варфоломею?

14 час. назад

Кагановский В комментирует материал cc

14 час. назад

Кагановский В комментирует материал Часть 4. «ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ»