О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  16 августа 2017 21:54:24

Ченстохов. Раздумья

Все фото Показать все 5 фото
Ченстохов. Раздумья Ченстохов. Раздумья Ченстохов. Раздумья Ченстохов. Раздумья

Многое из нашего советского прошлого оказалось из цикла: «Никогда не мог и подумать». Например, школьником, дочитывая «Потоп» Генрика Сенкевича, на тот момент, признаюсь, не самую интересную для меня часть романа, представить себе не мог, что когда-нибудь побываю в этих местах. А тогда уж слишком религиозно-пафосно звучал для меня финал, собственно так оно и есть, только я, конечно же, не подозревал, что именно этот пафос возвышает в глазах поляков оборону скромного монастыря. Вся религиозная подоплека у меня - советского школяра, перечеркивалась фразой Маркса в обработке Остапа Ибрагимовича Бендера: «Почем опиум для народа?!».

И вот я стою под стенами этого монастыря и воочию вижу влияние «опиума». Католический народ со своими знаками и значками бодро распевает религиозные песни, прям на манер протестантских. Не менее бодро стремятся к вершине холма, к монастырю, группы на «роверах», сиречь велосипедах. Это настоящая польская фишка - паломничество на великах. Возможно, в память о юном Войтыле, спортсмене-любителе, а впоследствии «польском папе» всего католического мира - Иоанне Павле ІІ. Все три дня я буду наблюдать эти группы «роверов», под палящим солнцем и проливным дождем, во главе со священником (конечно же, на «ровере») в сутане или без оной, спешащих к «Матке Боске Ченстоховской».

Ченстохов - заштатный городок польской славы. Башенные часы на колокольне бывшей ратуши вызванивают «Мазурку Домбровского», гимн, начинающийся словами «Еще Польша не погибла…». Здесь почитают веру в силу и силу веры, то и другое олицетворяют два памятника - Пилсудскому и Павлу ІІ. Между ними и дальше до Ясной гуры (горы) протянулась нить главной улицы-аллеи. Более, чем зримый символ. Два столпа веры, которые крепятся сильным национальным польским государством. Без него, действительно, остается надеяться на чудо, тем более, оно здесь, рядом, за стенами монастыря.

По аллее дефилирует вся местная экзотика: группы туристов и паломников, а также мирные ченстоховские алконавты, то ли местные, то ли гастролеры, также подтягивающиеся ближе к Святыне.

Здесь же концентрируются все культурные события, например, наш приезд совпал с приятным фестивалем Ретро-музыки. Запомнилась милая и непосредственная певица, как для самодеятельности, весьма в образе и в голосе польских 1960-х. На вид ей лет тридцать, но ее слушатели почти все «после сорока». С такими у нас есть общие отголоски, пускай даже в имени Эдита Пьеха.

Что же, сказано столько слов, и почти ничего о Святыне. Правильно, о Святынях всегда непросто говорить, приходиться нанизывать мысли, щелкать этими четками раздумий, проборматывать речитативом.

Еще дважды (кроме «Потопа») до нашей встречи, Святыня давала о себе знать, предсказывала.

В фильме «Знахарь» польского классика Ежи Гофмана о ней вспоминали скорее всего наши, украинцы, впрочем так и не названные таковыми, и неопознанные мной в детстве. Это уж совсем взрослым, историком, я смотрел фильм снова и понимал, что речь идет об окраинных «кресах» польско-украинского пограничья.

И второй раз она возникла в вычитанной приговорке, вроде бы бытовавшей среди кадетов-поляков, стремившихся пополнить ряды российского офицерства ради чинов и славы, но в своем кругу фрондирующих: «Спаси нас, Матка Боска Ченстоховска, а москалей, як хцеш».

Но в эти минуты ничего такого я не вспоминал. Как это со мной бывает, я оказался захвачен атмосферой места, с общей молитвой, обращенной к Ней, со всеми милыми, местами наивными, как всё подлинное, эпитетами, идущими долгой строкой, нестройно звучащей в эхе прихожан.

Её лицо со следами ударов, вроде бы гуситских, сабель, её печальные задумчивые глаза, привычный жест руки, обнимающей сына. Что может быть более антимилитарным, всеобщим.

И только люди способны сотворить обратное: символ польской славы на последней линии обороны.

Ченстохов держал эту оборону не только в годину Потопа образца 17-го века. Куда более железный Потоп накрыл Польшу в 1945. Советская «армия-освободительница» пришла и не ушла. Осталась, как новый поработитель. А Ченстохов стал последним официальным пунктом Армии Крайовой. Той самой, хозяйничавшей в восточных «кресах». При всей болезненности или, наоборот, по причине таковой, оставим сейчас тему взаимной украино-польской резни образца 20-го века. Я о другом - о борьбе памятей.

Как обычно в стороне от центральной аллеи, от Ясной гуры, а стало быть и проторенных паломническо-туристических путей, стоит в Ченстохове кафедральный собор Святого семейства. Исполнилось ему в 2017 ровно сто лет. За столетие собор действительно собрал в себе разное. От старого иконостаса до современного витража. В дальнем углу - мозаика явно столетней давности - польские солдаты, не вернувшиеся с Первой мировой. В окнах-витражах сцены, похоже, из жития Павла ІІ, еще подростка, с теннисной ракеткой в руках. А на входе - памятная доска бойцам Армии Крайовой. Ничего из этого поляки вычеркивать не собираются, и правильно.

Зато другим предлагают избавиться от памяти об УГА или УПА; огульно назвать тысячи украинских патриотов - националистами, а сотни реальных националистов также огульно и поголовно считать негодяями. И подчеркнуть (перечеркнуть) страшным кровавым росчерком - «резня».

Или нам, в ответ, предложить демонтировать памятную доску Армии Крайовой в соборе Святого семейства? И многие из украинцев предлагают, пусть не это, но подобное…

И кто вспомнит, что Божья Мать, называемая ныне Ченстоховской, пришла с тех самых «спорных» земель, как охранительница, как щит от врагов куда более чужедальних и сильных. Забыть об этом, значит обречь себя на вечную соседскую свару, повторять только о чужести и враждебности, о желании дальнейшего кровопускания.

Спаси и сохрани нас - поляков и украинцев от такого - Божья Матерь Ченстоховская. Она - слышит. Увы, глухими бывают люди, а не Святыня.

Р.S. Уже после написания основного текста, улочки Ченстохова ответили на мои раздумья. В разных местах я увидел мемориальные доски офицеру Армии Людовой, расстрелянному фашистами в 1944 и офицеру Армии Крайовой, замученному «большевиками» в 1948. А очередной поворот улочки неожиданно привел меня к «еврейской Лете», заиленной ченстоховской речушке, протекающей по некогда еврейскому району, от которого, видимо, сохранился последний дом-развалюха, стоящий неподалеку. На берегу скромный мемориал, напоминающий о 40 тысячах уничтоженных в годы Второй мировой ченстоховских евреях. Это тоже общая история для всех поляков, должна быть таковой. 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 408
delete
Андрей Марин
Андрей Марин, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 3, Всего рецензий: 3
Читайте также

Норвегия достигла нового невероятного экономического показателяНорвегия достигла нового невероятного экономического показателя

Суверенный фонд Норвегии превысил триллион долларов ...

Російська делегація залишила зал Генасамблеї ООН перед промовою ГрібаускайтеРосійська делегація залишила зал Генасамблеї ООН перед промовою Грібаускайте

У своїй промові президент Литви нещадно критикує зовнішню політику РФ. ...

Аравійський принц сплатив шахраю півмільйона доларів за українську землюАравійський принц сплатив шахраю півмільйона доларів за українську землю

Загалом аферист сподівався видурити вп'ятеро більше. ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

22:55 16/08/17
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
 
11:46 17/08/17
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Разные точки зрения не просматриваются; подобран фактаж больше предвзято, чем объективно; цитаты, фотографии, информационные справки практически отсутствуют; насколько комплексно освещена тема - слабовато! Такое мое мнение...
"Советская «армия-освободительница» пришла и не ушла. Осталась, как новый поработитель"... "...как новый поработитель" и в кавычках «армия-освободительница» - сильная претензия, но, безусловно, для многих читателей не очевидная! Я бы не советовал автору в дальнейшем так легкомысленно бросаться словами! Тем более, что в отношении темы взаимной украино-польской резни образца 20-го века буквально два слова и не больше, как же, эта тема не способствует укреплению дружбы между украинцами и поляками, а что касается русских, то... "як хцеш". Читая эту статью, я думал о том, что нечто подобное можно и нужно было бы написать об отношениях украинцев и русских, которые в последние годы сильно, скажем так, поржавели...
17:42 18/08/17
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Влочега Львов
Все ОК!

Комментарии

Рекомендует этот материал.
22:55 16/08/17
Андрей! Я думаю хорошим дополнением к вашей работе будет и моя
http://h.ua/story/259292/ статья по истории этой иконы!
22:58 16/08/17
Благодарю!
11:50 17/08/17

Live

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Кібер клініка Спіженко обманює онкхворих, видаючи себе за ізраїльський «Лісод»

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Алексей Заднипровский – Новый лжепастор

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал На конференции МАГАТЭ в Вене обсудили вопросы безопасности и соблюдения международных соглашений в области информирования общественности

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал В Запорожской области у моря пенсионеры танцуют твист и танго

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Гармония, дробящая мозги….

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Росія на шляху до Третього Рейху

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал На Чернігівщині діє товариство українсько-крим
ськотатарської дружби «Бірлік»

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Коли "Запоріжсталь" стане раєм?

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Велика мандрівка Україною. 7 перлин Тернопілля

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал АРТЕМ ЯКОВЕНКО НЕ УБИВАЛ АДВОКАТА ЮРИЯ ГРАБОВСКОГО

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Смерч по имени Михо

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Дивакам, яким вдається поєднувати совєтолюбіє і печерний антисемітизм

2 час. назад

Лада Лузвольхв удаляет комментарий к материалу Ессе.Відьма. от Лада Лузвольхв

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал А провокації навіщо?

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Подарунок для командира дивізії РПЦ ФСБ ?

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Путін готує Україні "абхазький сценарій"

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Приколы нашего городка или «Самая народная из народных»

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал ИЗ ЗАПИСОК ШТАФИРКИ. ИЛОВАЙСК. Предварительные
замечания.

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал ИЗ ЗАПИСОК ШТАФИРКИ. ИЛОВАЙСК. Первая из сторон троицы войны, которая «обращена больше к народу».

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Заложники стариков

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Чем полнится информационное пространство Украины перед Генассамблеей ООН?

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал З КОНФЛІКТАМИ ЙДЕМО В ЄВРОПУ

2 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Росія намагається змінити логістику "гумконвоїв". Їх планують відправляти через Білорусь