О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  8 августа 2016 15:20:02

К. А. СОМОВ. Пленник времени (Записки из блокнота)

 

К. А. СОМОВ. Пленник времени

(Записки из блокнгта)

1

Купальщицы
Купальщицы

   - Константин Андреевич, скажите, как вы находите нашу жизнь?

   - Мне всё знакомо, Виктория, в 17-ом году прошлого века было намного хуже. Но я брал кисти, краски и уходил в Мир искусства. Это не башня из слоновой кости, это мир красоты и покоя.
   Смотрим: К. А. СОМОВ, «Купальщицы», 1899. Бумага на холсте, масло.75 х 104 см. (Государственная Третьяковская галерея).
   Пейзаж написан словно с высоты птичьего полёта. Разогретая жарким солнцем земля дышит ароматами трав, хвои, речной воды. Но тени похожие на гигантскую ладонь тянутся к реке раскрытыми веером пальцами - солнце клонится к закату. Тишину предвечерья нарушает лишь небольшая компания молодых женщин с ребёнком, расположившихся у самой воды на небольшой полянке, в тени деревьев. Солнечный свет сквозит в их листьях и ажурных ветвях. Мир солнца, покоя и любви.

2

Летний пейзаж
Летний пейзаж

   - Расскажите про свой "Летний пейзаж". В нём, в отличие от "Купальщиц", нет тех тишины и покоя, той летней неги и солнечного света.
   - Было интересно написать скромный летний пейзаж на основе неба и стены зелени, похожей на ограду. Я заметил ажурный просвет, так напоминающий калитку или даже ворота, ведущие в некое загадочное пространство. Отсюда и ощущение напряжения и тревоги - что там за стеной кустов и деревьев?.. Наверное, уже тогда в 1900 году, когда писал этот небольшой этюд чувствовал нечто тревожно-витающее в воздухе, навевающее грусть, несмотря на лето.
   Смотрим: К. А. СОМОВ, «Летний пейзаж»", 1900. Холст, масло. 33 х 51 см. (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

3

Сумерки в старом парке
Сумерки в старом парке

   - Константин Андреевич, мирискусники противостояли натурализму передвижников и "идеологии" в искусстве. Из того мира, где вы сейчас обитаете, можно судить о современном искусстве, как свободном проявлении человеческого духа?
   - О какой свободе может идти речь, сударыня, если весь ваш, так называемый свободный мир продаётся и покупается. То, что идеологи соцреализма называли декадансом-упадком, в действительности было правдивым и искренним желанием освободиться от социальных пут в искусстве. Мы провозгласили: "Искусство для искусства!", не для того, чтобы противопоставить художника обществу, а чтобы, наконец, утвердить аксиому - художественное творчество само в себе несёт высшую ценность и не нуждается в идейных предписаниях со стороны.
   - Вы были романтиком, Константин Андреевич. Сейчас художник зависит от агента, менеджера, рынка, а в целом от денег... Но вернёмся к вашим произведениям...
   - Которые сейчас, Виктория, в вашем мире называют продуктом! -смеётся художник.
   К. А. СОМОВ. "Сумерки в старом парке", 1897 г. Бумага, акварель, пастель, гуашь. 46 х 64 см. (Государственная Третьяковская галерея) 

   Меланхолия этого пейзажа сродни осени, но на картине мы видим победу зелени, трав, сочной, всепоглощающей листвы. Серебристое пасмурное небо клином отражается в пруде, а почти призрачные фигуры женщин, сидящих на скамейке в глубине, ещё больше подчёркивают меланхолию пейзажа. О чём грустит парк? А может, следуя эстетике Мира искусства, это грустит сам художник ...

4

Опушка леса. Лигово
Опушка леса. Лигово

   В этом году лето на Украине как никогда жаркое, засушливое. Смотрю «летние картины» Сомова и отдыхаю телом и душой.
   К. А. СОМОВ. "Опушка леса. Лигово". 1894 г. Бумага, гуашь, по другим версиям каталога - масло. 48 х 66 см (Частная коллекция)

   Этот простенький пейзаж, хотя и причисляется к загадочному направлению "символизм", но для меня остаётся живым, реалистическим этюдом, написанным с настроением свободной кистью, не ведающей ограничений и влюблённой в оттенки летней зелени. Композиционно картина состоит из двух взаимодополняющих треугольников - опушки и леса с выбежавшими навстречу к художнику незамысловатыми кустарниками, и эллипсовидной чашей серенького, как выцветший ситец, неба. Если б не было этой диагонали покрытой густым "подшерстком" травы позднего лета, может быть, было бы скучновато. Но мне так и хочется поваляться на этой траве, а затем, обходя кустарники, уйти к виднеющимся соснам - бродить без мыслей и тревог по лесу... Меланхолия - характерная эмоция пейзажей Сомова, тем неожиданней его карнавалы и костюмированные балы с арлекинами и нарумяненными барышнями в кринолинах. Ох!

5

В детской
В детской

   - В коллекции ваших работ я нашла две - тематических близнецов, написанные, как модно сейчас говорить - 2 в одном, объединившие композиционно разные жанры.
   - Виктория, при чём в первой, ранней работе можно заметить и групповой портрет, - улыбнулся Сомов.
   Смотрим: К. А. СОМОВ, "В детской", 1898 г. Гуашь, акварель, графит. каран., бумага. 33 х 37,9 см (Государственная Третьяковская галерея, Москва).

   Мирискусники любили изображать зеркала, что символизировали мир иной, отражающий прошлое или будущее. Сомову было 29 лет в то время и детство ушло не так далеко. Натюрморт из игрушек, словно забытых и брошенных, освещён скользящим светом из раскрытого окна, там сияет летний день наполненный запахами сада. Второе окно - зеркало, в нём отражён мужчина с двумя маленькими детьми на коленях - то ли воспоминание зеркала о прошедшем, то ли реальная картинка жизни... Лёгкая грусть, подобная кисее занавесей на окне, сквозит в пространстве этой небольшой живописной работы - время уходит, куда - неизвестно, часы на стене напоминают об этом.

Окно - дверь - пейзаж (открытая дверь в сад)
Окно - дверь - пейзаж (открытая дверь в сад)
  

К. А. СОМОВ, "Окно - дверь - пейзаж (открытая дверь в сад)", 1934 г. Холст, масло. 64 х 54 см (Частное собрание).

   Два плана, два мира - натюрморт и пейзаж летнего сада выжженного солнцем. На столе непрочитанное письмо и флаконы не то с духами, не то с алкоголем, светящиеся цветными топазами в скользящем свете жаркого дня, и снова часы, лежащие на столе и напоминающие об уходящем времени. Жизнь Сомова катилась к закату далеко от родины. Солнечные блики не согревали, но напоминали о великом празднике жизни, шумящем за окном. Веточки самшита и цветок цикория, стоящие в вазочке - может быть символ судьбы художника, корни которого остались далеко от солнечной Франции. 

Справка       

Константин Андреевич Сомов — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын учёного-искусствоведа А. И. Сомова.  

Родился30 ноября 1869 г., Санкт-Петербург, Россия

Умер6 мая 1939 г., Париж, Франция

ОбразованиеИмператорская Академия художеств

К. А. Сомов испытывал влияние стиля модерн («Дама в голубом платье», 1897—1900). Для его творчества характерны неоромантизм, гротеск и ироническая стилизация сценок дворянского быта XVIII — начала XIX в. («Вечер», 1900—1902), островыразительные портреты («А. А. Блок», 1907), наполненные солнцем пейзажи («Прогулка после дождя», 1896; «Осмеянный поцелуй», 1908), рафинированная отточенность графических иллюстраций (к «Книге маркизы» Ф. Блей и Сомов, 1907-1908).

 

Виктория Ковальчук, лето 2016, Львов

 

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 622
delete
Виктория Ковальчук
Виктория Ковальчук, Львов, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 3, Всего рецензий: 1
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

20:39 08/08/16
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
"Солнечные блики не согревали, но напоминали о великом празднике жизни, шумящем за окном."

Комментарии

Рекомендує цей матеріал. Чому?
Погляд відпочиває, дивлячись на картини і читаючи рядки
20:41 08/08/16
Лилит Киев
Рекомендует этот материал. Почему? Интересный материал. Спасибо)
22:53 08/08/16
Дякую всім небайдужим!
13:12 09/08/16

Live

3 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Чекала все життя

5 час. назад

Вікторія Івченко рекомендует материал Микола Сядристий: Між Леніним, Муссоліні та Гітлером − жодної різниці немає!

5 час. назад

Вікторія Івченко пишет рецензию на публикацию Микола Сядристий: Між Леніним, Муссоліні та Гітлером − жодної різниці немає!

6 час. назад

Феликс Пресман Москаль комментирует материал "Я не поэт..." но лезу в ЛитСалон

6 час. назад

Феликс Пресман Москаль рекомендует материал Чекала все життя

8 час. назад

Белка Белкина комментирует материал "Народний голос" - нова премія для журналістів з'явиться в Україні

8 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Языковые квоты в СМИ – это вопиющее нарушение свободы слова! - считают европейские журналисты

8 час. назад

Белка Белкина комментирует материал В Украине нужно спасать остатки свободы слова

8 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Савченко поддержала создание журналисткой премии «Народный голос»

8 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Чекала все життя

8 час. назад

Белка Белкина рекомендует материал Чекала все життя

8 час. назад

Гануся публикует статью Представники ЄС урочисто відкрили Європейський тиждень сталої енергії 2018 у Чернівцях

8 час. назад

Жиго публикует статью Під променями давньої звізди...

10 час. назад

Виченд Тутс комментирует материал Чекала все життя

10 час. назад

Олександра Адамчук публикует новость Савченко поддержала создание журналисткой премии «Народный голос»

10 час. назад

Олександра Адамчук публикует новость В Украине нужно спасать остатки свободы слова

11 час. назад

Олександра Адамчук публикует новость Языковые квоты в СМИ – это вопиющее нарушение свободы слова! - считают европейские журналисты

11 час. назад

Олександра Адамчук публикует статью "Народний голос" - нова премія для журналістів з'явиться в Україні

12 час. назад

Дмитрий Соловьев публикует статью ИСПОВЕДЬ БЫВШЕГО «ВАТНИКА» . Предисловие. Часть первая.

13 час. назад

Геннадий Балашов публикует статью Зачем нужны парады ЛГБТ

13 час. назад

amareestlex2505 рекомендует материал Чекала все життя

13 час. назад

amareestlex2505 рекомендует материал "Я не поэт..." но лезу в ЛитСалон