О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  15 июня 2016 23:03:24

Музейный галоп (часть 4)

Все фото Показать все 8 фото
Музейный галоп (часть 4) Музейный галоп (часть 4) Музейный галоп (часть 4) Музейный галоп (часть 4)

26-27-е. Мадрид – город контрастов.

 

Беспочвенно ожидая увидеть мавританскую архитектуру, получил – «франкистскую». По всему центру какой-то монументальный имперский стиль с привкусом тоталитаризма. Похоже, что Мадрид переплюнул даже Вену, хотя она, бывшая столица неслабой империи.

Кроме тоталитарной эклектики, на слизистую носа обрушивается море запахов, от элементарной вони до приторной сладости, причем приторно-фруктовые запахи настолько устойчивы, что начинаешь высматривать замаскированные тайные аэрозоли. Но таковых нет, а запашная какофония, видимо, порождена моющими средствами, которыми там и сям чистят асфальт, тем не менее, не отличающийся «свежестью». В результате, через несколько часов я уже испытывал слабый приступ аллергии.

Зато каждый будний день Прадо объявляет два часа бесплатного входа. Надо ли объяснять, где нас нужно искать в Мадриде с шести до восьми вечера. Оказалось, что не только нас. Явившись около шести, мы прошли вдоль километровой очереди, и уже за нами так же стремительно стал отрастать «хвост». Счастье в том, что запускают в музей очень быстро, хотя на входе и стоит «рамка». Итак, кто удивил.

****

Во-первых, «достал» Эль Греко. Не сразу, и не в Барселоне, а в Мадриде, благодаря очень гуманной развеске, когда к полотну есть доступ практически вплотную, без стекла и без средств электронной защиты, как, например, в Италии. Есть возможность рассмотреть структуру письма, текстуру грунта, мазок, т.е. работу художника.

Так вот у Эль Греко поразила экспрессивность письма, рваный мазок, напоминающий импрессионистов. Вблизи, кажется, как будто это работал художник конца 19 – начала 20 века, кисть скачет, взбивая форму, как бисквит. А отойдешь, и перед тобой грековский монументализм, мощь и воспарение.

****

И снова Гойя, опять Гойя, Гойя, как начало начал испанской живописи, растущей из фольклора, из фаблио, наива, чувственного и отчасти инфернального. В то же время, кроме общеизвестного влияния на Гойю итальянской школы живописи, открывается не менее сильное влияние живописи Нидерландской. Если вдуматься, вполне естественное состояние взаимовлияний «метрополии» и «колонии».

Знаменитый групповой портрет королевской семьи это, по сути, та же «крестьянская картина», где под позументами и орденами скрывается «естественный человек». Думаю, за это умение соединять внешнюю пышность с естественностью, естеством портретируемых, Гойю ценили заказчики.

Наконец-то добрался к «темным картинам» времени депрессии художника. И, даже зная, что это копии 19 века из «Дома Глухого», едва справляешься с этой пучиной морока, где разум не просто спит, но во сне заходит непозволительно далеко на темную сторону мира.

Неожиданно монументальный «Расстрел повстанцев», словно продолжение борьбы темной и светлой сторон, когда наив способен выразить то, что неподвластно ни неоклассицизму, ни реализму.

И Пикассо, и Дали etc, все вышли из Гойи, художника крестьян и королей.

****

Веласкес. Обратная сторона. Да, он мастер. Да, его «Менины», наверное, небывалая по масштабам жанровая сценка, для написания которой пришлось сшивать три огромных вертикальных холста. Но эта монументальность как будто поглощает художника, замысел довлеет, пространство распадается на персонажей, среди которых самой выразительной оказывается карлица.

Еще один казус. Знаменитый портрет инфанты в Прадо, почти хрестоматийный, и числящийся таковым во многих источниках, был написан зятем Веласкеса Жаном Мазо, отличным рисовальщиком и копиистом. И как теперь понять, чья же инфанта «висит» в Киеве?

 

****

И очистился взор, и омылось сердце. Рогир Ван дер Вейден. «Снятие с креста» то, что принято называть симфонией, где все гармонично, где глубокий голубой и приглушенный золотистый, где оплакивание горестно и благородно, где монументализм не в размере, а в чувстве.

….И рядом в зале, Робер Кампен с его замечательными «детальками», говорящими «мелочами», вроде заполненного томами книжного шкафчика за спиной Марии в сцене Благовещения. Книги ценны, поэтому хотя сейчас шкафчик приоткрыт, но он закрывается на ключ и вся эта связка «доброй ключницы», голландской Марии, несомненно рачительной хозяйки, прописана с такой же тщательностью и любовью, как всё на полотнах Кампена.

(Продолжение будет всенепременно)

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1776
delete
Андрей Марин
Андрей Марин, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 3, Всего рецензий: 3
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

23:41 15/06/16
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Зато каждый будний день Прадо объявляет два часа бесплатного входа. Надо ли объяснять, где нас нужно искать в Мадриде с шести до восьми вечера. Оказалось, что не только нас. Явившись около шести, мы прошли вдоль километровой очереди, и уже за нами так же стремительно стал отрастать «хвост». - я завдяки Вам у віртуальному "хвості".) Пишете цікаво і гарно. Дякую
12:34 16/06/16
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
viktor trigub Киев
 
21:12 16/06/16
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Цікавий маршрут, цікаві думки, спостереження... Смачний текст, гарні фото. навіть з Прадо)

Комментарии

Рекомендует этот материал. Почему?
Чудова серія, написана майстерно!
23:43 15/06/16
Sveta Rybalko Харьков
Рекомендует этот материал.
21:13 16/06/16

Live

57 мин. назад

Koshka публикует статью Шаман (основано на реальных событиях)

1 час. назад

Александр Шмыго комментирует материал Повертаючись до витоків

1 час. назад

Александр Шмыго комментирует материал Повертаючись до витоків

2 час. назад

Александр Шмыго рекомендует материал Повертаючись до витоків

3 час. назад

Александр Белоус публикует статью Ивушка – дубравушка.

3 час. назад

Александр Белоус публикует статью Племянничек.

3 час. назад

Писной Андрей комментирует материал СТАРЫЙ ПЁС

3 час. назад

Писной Андрей комментирует материал СТАРЫЙ ПЁС

3 час. назад

Писной Андрей комментирует материал СТАРЫЙ ПЁС

4 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Українські музеї час рятувати від неадекватного злочинного керівництва!

4 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Повертаючись до витоків

4 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал "Добрый" стрелок

6 час. назад

Вікторія Івченко рекомендует материал В столиці фермер з Херсонщини М. Мартиновець представив революційний «Фермерський антирейдерський
законопроект»

9 час. назад

viktor trigub пишет рецензию на публикацию Повертаючись до витоків

14 час. назад

Алексей Гусак публикует статью В столиці фермер з Херсонщини М. Мартиновець представив революційний «Фермерський антирейдерський
законопроект»

14 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью Міжнародна туристично-інфо
рмаційна компанія ТripАdvisor про діяльність Народного художника України Миколи Сядристого

15 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Випросити у Долі

16 час. назад

Alex Vahnij публикует статью Повертаючись до витоків

17 час. назад

Сергей Павлюченко комментирует материал Сказка о подружках и братишке для детей и взрослых.

17 час. назад

Сергей Павлюченко рекомендует материал СТАРЫЙ ПЁС

17 час. назад

viktor trigub публикует статью Українські музеї час рятувати від неадекватного злочинного керівництва!

18 час. назад

Белка Белкина комментирует материал СТАРЫЙ ПЁС

18 час. назад

Жиго публикует статью Спасибі, люди, вам за те...