О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Жизнь журналиста  6 октября 2015 11:52:24

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

«А вы постарайтесь при случае вслушаться в то, что он говорит, как следует: не поверхностно, не мимоходом, нет, вы вслушайтесь всерьез, по-настоящему»
Франц Кафка

http://h.ua/story/422920/

http://microart.kiev.ua/publications/23-sentyabrya-2015-goda-gazeta-moskovskij-komsomolets

Сегодня вниманию читателей предлагаю статью журналиста Александра Саквы (газета «МК» в Украине», 23 – 29 сентября) об авторе всемирно известных микроминиатюр и творце редчайших микротехнологий НИКОЛАЕ СЯДРИСТОМ. Это - не просто журналистский материал. Здесь соединилось Мастерство представителей двух разных направлений. Рассказ о "выставке-реквиеме" в Музее микроминиатюр - еще одна поразительная грань данного повествования.  Николай Сергеевич годами собирал экспонаты, представленные на этой выставке, являющейся страшным свидетельством ГОЛОДА В УКРАИНЕ 1932-33 гг. Свидетельством колоссальной трагедии миллионов наших соотечественников, которые стали жертвами СТАЛИНСКОГО КОММУНО-ФАШИЗМА (термин, предложенный Н.Сядристым).

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

"Следствием встречи стало открытие: я знал биографию собеседника, его место в творческой элите, неоднократно поражался его мастерству. Но то, что услышал в разговоре с ним, было остро, неожиданно, страстно  и совершенно не вытекало из рода занятий".

– Знаете ли вы, Николай Сергеевич, какое чувство возникает у человека преклонных лет, вроде меня, когда он слышит имя Сядритый? Такое ощущение, что вы были всегда! Вот сколько себя помню, вы существуете в своем статусе и ремесле, в ореоле славы – о вас говорили по радио, приглашали на телевиденье, писали в прессе и отрывных календарях. В самом деле, в 1959 году – еще до полета Гагарина – у вас, 22-летнего парня, уже была персональная выставка в Харьковском музее изобразительных искусств Украины, в 1967-м – участие в ЭКСПО в Монреале! Как в столь юном возрасте можно было добиться признания в такой уникальной сфере творчества, как микроминиатюра? С чего вообще началось ваше увлечение этим делом?

– Помню, с некоторых пор стал я кряду встречать сообщения о мастерах Востока, выполняющих тонкие работы с различными материалами. И мне сразу захотелось попробовать себя. А надо сказать, что после художественного училища я в Харькове поступил в сельскохозяйственный институт имени Докучаева – а это было тогда легендарное заведение, не имеющее себе равных в Союзе. Через год, к слову, ему исполнится 200 лет. Институт переехал в Украину с Маримонти, пригорода Варшавы, и представлял сугубо европейское учреждение. Располагался в лучших зданиях города – с мощными зданиями, мрамором лестниц, простором Пажеского корпуса. Директорами «Докучаевки» были видные ученые, почвоведы, агрономы-селекционеры; его выпускники занимали руководящие посты в аграрной сфере по всей стране. В лабораториях вуза стояли потрясающие микроскопы с могучей оптикой, так что микроуровень для меня не составлял проблемы.

– Когда вас впервые удостоили титула «Левши современности»?

– Да с первой же работы, когда я подковал блоху. Тому изделию, кстати, скоро исполнится 60. Хотя с технической точки зрения эта задача примитивна: 2 ножки и 2 подковы по 3 гвоздя. Все. Но людей впечатляет и такое.

– А можете ли вы объяснить свой выбор профессии в принципе – ведь он, что ни говори, эксклюзивен?

– Человека пробуждает детство. В моем было одно раннее утро, когда я вышел к реке и обомлел от обступившей меня красоты. Непроглядные воды, на них белые линии, а хвостом к берегу в нереальном изобилии стоят щуки. Я иду вдоль берега и наблюдаю: в реке рыба стоит, уцепившись за два тростника, поет на лету какая-то птичка, яблоко закатилось в траву, вдали – заколдованный лес, и все как в сказке или в волшебном сне. Чары… Красота невыразимая, и я, ее дитя, на пиру природы. Это впечатление вошло в меня на всю жизнь, которая, напротив, учит нас благоразумию, скрытности, бегству от сильных чувств. Я знаю: мы умираем дважды. Сначала из нашей жизни уходит все ошеломительное, теряется интерес к Божьему миру. Природе же такой человек не нужен вовсе, и она его умерщвляет.

Вместе с тем встречаются седые академики, чудаки, непостижимым образом сохранившие в себе детство – они-то и есть подлинные ученые, открытые миру и познанию. Все решается там, в детстве, и ничем это потом не перебить. Вот, скажем, есть у Грина рассказ – «Корабли в Лиссе». Он был написан в 1922 году. Еще не создан СССР, а писатель чувствует – что-то не то, не так. Как это выразить, если глаз цензурного Главлита бдителен и карающ? Грин прибегает к лирическому отступлению (цитирует наизусть): «Как печальны летние вечера! Ровная полутень их бродит, обнявшись с усталым солнцем, по притихшей земле; их эхо протяжно и замедленно-печально; их даль – в беззвучной тоске угасания. На взгляд – все еще бодро вокруг, полно жизни и дела, но ритм элегии уже властвует над опечаленным сердцем. Кого жаль? Себя ли? Звучит ли неслышный ранее стон земли? Толпятся ли в прозорливый час вокруг нас умершие? Воспоминания ли, бессознательно напрягаясь в одинокой душе, ищут выразительной песни… но жаль, жаль кого-то, как затерянного в пустыне». Как по мне, писатель здесь отпел советскую власть, передав тоску и неясную тревогу в связи с насильственным забвением прошлого и насаждением казарменной жизни. Ибо в пустыне совдепии потерялся он сам. На что же полагается тут чуткий Грин? На то, что у его читателей было детство, сохранившее душу и отзывчивость. И я спустя полвека создаю трехмачтовый фрегат – чтобы напомнить людям о гриновских алых парусах, Зурбагане, Гель-Гью, бегущей по волнам – о том, что рождено зыбким воображением, но является не менее реальным, чем скалы Гурзуфа. Этот фрегат прекрасен – он состоит из 337 деталей, а при его создании использован  объемный монтаж, недостижимый никому по сию пору. А толщина его оснастки в 400 раз тоньше человеческого волоса.

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

– Честно говоря, осознать степень миниатюрности ваших работ невозможно. Вот я читаю: вы создали самое крошечное в мире сборное (!) изделие – работающий золотой замок, который в 50 000 раз меньше, чем головка шпильки. Он имеет дужку, замыкающий валик, ключик – это еще куда ни шло. Но дальше: «В одном кубическом миллиметре можно вместить 50 тысяч таких замков». Ни разум, ни воображение представить такое не в состоянии – а как вы это делаете?

– Прежде всего надо исчерпывающе знать материалы. Природу, свойства, сопромат металлов – золота, платины, серебра, как и стекла, пластмассы, дерева, бумаги, сахара… Как их можно обрабатывать, как они ведут себя при шлифовке, нагреве, заморозке, старении, как они ломаются, колются, кристаллизуются. Я над ними всевластен, подчиняя себе, как тиран толпу. Но это для меня – задача второго порядка. Первая – решить проблему аналитически. Я долго готовлюсь, размышляю, полностью определяю весь технологический цикл. И когда готов – уединяюсь. Не выхожу на улицу, отключаю телефон, ни с кем не общаюсь. Работаю в среднем месяц, пока не закончу. Собранно, сверхвнимательно. Я как бы замираю, у меня даже пульс замедляется. Мне ведь нужно успеть нанести линию или совершить воздействие на материал между ударами сердца – пульс сбивает движение, и вот в таком режиме проходят дни. Впрочем, я эту страницу своей жизни давно перевернул.

– А инструменты? Какие они, скажем, по отношению к тем, которыми офтальмологи оперируют глаз?

– Их хирургические средства по сравнению с моими подобны совковым лопатам против скальпелей. У меня же 14-й класс чистоты и  точности. Я, к слову, в 1960-х посоветовал будущему академику Федорову, с которым дружил, не стоять во время операций с микроскопом, а сидеть – так достигается совсем иной уровень точности. И Святослав Николаевич совершил в офтальмологии революцию, преодолев наследие пироговской военно-полевой хирургии, где руки-ноги резали стоя. И был признан светилом.

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

А продолжая отвечать на ваш вопрос, я бы инструментами того же Федорова не смог выполнить ни одной своей работы. Вот мне нравится мой арабский сервиз на крупице сахара. Ножки у рюмочек выточены резцом сатанинской остроты, ведь рюмочка в это время вращалась, да к тому же была полой. Поверьте, эта степень микроработ недостижима современной технике – какая там офтальмология! Или посмотрите мои механические часы в голове стрекозы – они же идут, если я их завожу! Там шестеренки – ни Патеку, ни Бреге не по зубам!

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

– А вот к вопросу о вашем музее. Точнее – его местонахождении. Ведь он в известном смысле – гимн возможностям человека. А в Лавре полагается восхвалять едино Бога. Восторг от творческих способностей смертного здесь – ересь. Разве не так?

– Ничто не делается без Его воли. Однако вот что при этом надо иметь в виду. Да, Господь вездесущ. Но картинка Вседержца, сидящего в Эмпирее, свесивши ноги, вульгарна. Я-то считаю, что Бог обитает в малом. Микромир бесконечен, в нем таится энергия, соразмерная Божеской. Отсюда и моя сверхзадача – возвратить человеку первичное преклонение перед сущим, потрясти человека заново. Причем на уровне микромира. Вот, скажем, пришел ко мне во Франции на выставку Эдуард Балладюр и говорит: «До вашей экспозиции я считал, что величие нации – в больших проектах, а теперь понял – оно может таиться в бесконечно малых творениях». Разве это не хвала непостижимости Бога? Да у меня самого как-то написались строки: «На празднике Космической игры // Я видел в малом целые миры: // На паутинке чья-то жизнь держалась, // Или скала от капли разрушалась».

http://microart.kiev.ua/publications/23-sentyabrya-2015-goda-gazeta-moskovskij-komsomolets

На фото:

             1. Пам'яті Олександра Гріна. Довжина фрегата 3,5 мм товщина оснастки 0.003 мм (що в поперечному зрізі в 400 разів тонще людської волосини). Модель складається з 337 деталей. В цій роботі продемонстровано різнобічні методи обробки матеріалу, а також витримано об'ємний монтаж, рівень якого недосяжній для сучасних технічних засобів. Збільшено

         2. Зустріч Композиція виготовлена із золота і розміщена на крупиці цукру. Збільшено.

                         3. Час. Найменший в світі діючий механічний годинник, який розміщено у голівці золотої бабки. Мотор і годинник складаються із 130 деталей. Матеріал: золото, скло. Збільшено.

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1917
Отредактировано: 14-10-2015 [22:15]
delete
Вікторія Івченко
Вікторія Івченко, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 4, Всего рецензий: 1
Читайте также

Под ВР проходит митинг с требованием принять необходимые для децентрализации законыПод ВР проходит митинг с требованием принять необходимые для децентрализации законы

Возле центрального входа в здание Верховной Рады Украины проходит акция с требованием принять необходимые для развития местного самоуправления закон ...

EY проведе аудит ПриватбанкуEY проведе аудит Приватбанку

Про це розповіло джерело в банку. ...

Обама пообіцяв повернутися до активного політичного життя після річної перервиОбама пообіцяв повернутися до активного політичного життя після річної перерви

Президент США Барак Обама пообіцяв повернутися до активного політичного життя після річної перерви. Про це він заявив в ході останньої прес-конференці ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

10:57 11/10/15
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
 

Комментарии

Рекомендует этот материал. Почему? не оскудеет земля наша талантами, своей энергией возрождающими жизнь и её наполненность - ведь земля жива многогранностью своего наполнения...
12:31 06/10/15
Дякую за рекомендацію!
22:29 06/10/15
Рекомендует этот материал.
12:53 16/11/15
Дякую Вам!
23:11 16/11/15

Live

13 мин. назад

Влочега рекомендует материал Влад Мороко: З історії Українських Добровольчих Батальйонів

21 мин. назад

Евгений Вермут комментирует материал О ГРУСТНОМ

21 мин. назад

Евгений Вермут комментирует материал О ГРУСТНОМ

24 мин. назад

Нина Черкасова рекомендует материал О ГРУСТНОМ

25 мин. назад

Нина Черкасова комментирует материал О ГРУСТНОМ

46 мин. назад

Влочега комментирует материал Восстановить доступ к Хайвей

54 мин. назад

Евгений Вермут комментирует материал Настроение

55 мин. назад

Евгений Вермут комментирует материал О ГРУСТНОМ

57 мин. назад

Евгений Вермут комментирует материал Настроение

57 мин. назад

Дмитрий Старицев рекомендует материал О ГРУСТНОМ

1 час. назад

Дмитрий Старицев комментирует материал Настроение

1 час. назад

Константин Руднев пишет рецензию на публикацию Посольство в США створене для сміху

1 час. назад

Дмитрий Старицев комментирует материал Восстановить доступ к Хайвей

1 час. назад

Евгений Вермут публикует статью О ГРУСТНОМ

1 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Ірина Фаріон для читачів ХВ

1 час. назад

Влочега рекомендует материал Зимовий настрій (англійською та українською)

4 час. назад

viktor trigub публикует новость Влад Мороко: З історії Українських Добровольчих Батальйонів

6 час. назад

viktor trigub публикует статью Похвалити Мінкульт: в США програли. Але, боролися красиво!

10 час. назад

lusi пишет рецензию на публикацию Ірина Фаріон для читачів ХВ

10 час. назад

lusi рекомендует материал Ірина Фаріон для читачів ХВ

11 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Ірина Фаріон для читачів ХВ

11 час. назад

Вікторія Івченко рекомендует материал Ірина Фаріон для читачів ХВ

11 час. назад

Димитров Д комментирует материал Россия и Европа сливаются