О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Жизнь журналиста  6 октября 2015 11:52:24

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

«А вы постарайтесь при случае вслушаться в то, что он говорит, как следует: не поверхностно, не мимоходом, нет, вы вслушайтесь всерьез, по-настоящему»
Франц Кафка

http://h.ua/story/422920/

http://microart.kiev.ua/publications/23-sentyabrya-2015-goda-gazeta-moskovskij-komsomolets

Сегодня вниманию читателей предлагаю статью журналиста Александра Саквы (газета «МК» в Украине», 23 – 29 сентября) об авторе всемирно известных микроминиатюр и творце редчайших микротехнологий НИКОЛАЕ СЯДРИСТОМ. Это - не просто журналистский материал. Здесь соединилось Мастерство представителей двух разных направлений. Рассказ о "выставке-реквиеме" в Музее микроминиатюр - еще одна поразительная грань данного повествования.  Николай Сергеевич годами собирал экспонаты, представленные на этой выставке, являющейся страшным свидетельством ГОЛОДА В УКРАИНЕ 1932-33 гг. Свидетельством колоссальной трагедии миллионов наших соотечественников, которые стали жертвами СТАЛИНСКОГО КОММУНО-ФАШИЗМА (термин, предложенный Н.Сядристым).

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

"Следствием встречи стало открытие: я знал биографию собеседника, его место в творческой элите, неоднократно поражался его мастерству. Но то, что услышал в разговоре с ним, было остро, неожиданно, страстно  и совершенно не вытекало из рода занятий".

– Знаете ли вы, Николай Сергеевич, какое чувство возникает у человека преклонных лет, вроде меня, когда он слышит имя Сядритый? Такое ощущение, что вы были всегда! Вот сколько себя помню, вы существуете в своем статусе и ремесле, в ореоле славы – о вас говорили по радио, приглашали на телевиденье, писали в прессе и отрывных календарях. В самом деле, в 1959 году – еще до полета Гагарина – у вас, 22-летнего парня, уже была персональная выставка в Харьковском музее изобразительных искусств Украины, в 1967-м – участие в ЭКСПО в Монреале! Как в столь юном возрасте можно было добиться признания в такой уникальной сфере творчества, как микроминиатюра? С чего вообще началось ваше увлечение этим делом?

– Помню, с некоторых пор стал я кряду встречать сообщения о мастерах Востока, выполняющих тонкие работы с различными материалами. И мне сразу захотелось попробовать себя. А надо сказать, что после художественного училища я в Харькове поступил в сельскохозяйственный институт имени Докучаева – а это было тогда легендарное заведение, не имеющее себе равных в Союзе. Через год, к слову, ему исполнится 200 лет. Институт переехал в Украину с Маримонти, пригорода Варшавы, и представлял сугубо европейское учреждение. Располагался в лучших зданиях города – с мощными зданиями, мрамором лестниц, простором Пажеского корпуса. Директорами «Докучаевки» были видные ученые, почвоведы, агрономы-селекционеры; его выпускники занимали руководящие посты в аграрной сфере по всей стране. В лабораториях вуза стояли потрясающие микроскопы с могучей оптикой, так что микроуровень для меня не составлял проблемы.

– Когда вас впервые удостоили титула «Левши современности»?

– Да с первой же работы, когда я подковал блоху. Тому изделию, кстати, скоро исполнится 60. Хотя с технической точки зрения эта задача примитивна: 2 ножки и 2 подковы по 3 гвоздя. Все. Но людей впечатляет и такое.

– А можете ли вы объяснить свой выбор профессии в принципе – ведь он, что ни говори, эксклюзивен?

– Человека пробуждает детство. В моем было одно раннее утро, когда я вышел к реке и обомлел от обступившей меня красоты. Непроглядные воды, на них белые линии, а хвостом к берегу в нереальном изобилии стоят щуки. Я иду вдоль берега и наблюдаю: в реке рыба стоит, уцепившись за два тростника, поет на лету какая-то птичка, яблоко закатилось в траву, вдали – заколдованный лес, и все как в сказке или в волшебном сне. Чары… Красота невыразимая, и я, ее дитя, на пиру природы. Это впечатление вошло в меня на всю жизнь, которая, напротив, учит нас благоразумию, скрытности, бегству от сильных чувств. Я знаю: мы умираем дважды. Сначала из нашей жизни уходит все ошеломительное, теряется интерес к Божьему миру. Природе же такой человек не нужен вовсе, и она его умерщвляет.

Вместе с тем встречаются седые академики, чудаки, непостижимым образом сохранившие в себе детство – они-то и есть подлинные ученые, открытые миру и познанию. Все решается там, в детстве, и ничем это потом не перебить. Вот, скажем, есть у Грина рассказ – «Корабли в Лиссе». Он был написан в 1922 году. Еще не создан СССР, а писатель чувствует – что-то не то, не так. Как это выразить, если глаз цензурного Главлита бдителен и карающ? Грин прибегает к лирическому отступлению (цитирует наизусть): «Как печальны летние вечера! Ровная полутень их бродит, обнявшись с усталым солнцем, по притихшей земле; их эхо протяжно и замедленно-печально; их даль – в беззвучной тоске угасания. На взгляд – все еще бодро вокруг, полно жизни и дела, но ритм элегии уже властвует над опечаленным сердцем. Кого жаль? Себя ли? Звучит ли неслышный ранее стон земли? Толпятся ли в прозорливый час вокруг нас умершие? Воспоминания ли, бессознательно напрягаясь в одинокой душе, ищут выразительной песни… но жаль, жаль кого-то, как затерянного в пустыне». Как по мне, писатель здесь отпел советскую власть, передав тоску и неясную тревогу в связи с насильственным забвением прошлого и насаждением казарменной жизни. Ибо в пустыне совдепии потерялся он сам. На что же полагается тут чуткий Грин? На то, что у его читателей было детство, сохранившее душу и отзывчивость. И я спустя полвека создаю трехмачтовый фрегат – чтобы напомнить людям о гриновских алых парусах, Зурбагане, Гель-Гью, бегущей по волнам – о том, что рождено зыбким воображением, но является не менее реальным, чем скалы Гурзуфа. Этот фрегат прекрасен – он состоит из 337 деталей, а при его создании использован  объемный монтаж, недостижимый никому по сию пору. А толщина его оснастки в 400 раз тоньше человеческого волоса.

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

– Честно говоря, осознать степень миниатюрности ваших работ невозможно. Вот я читаю: вы создали самое крошечное в мире сборное (!) изделие – работающий золотой замок, который в 50 000 раз меньше, чем головка шпильки. Он имеет дужку, замыкающий валик, ключик – это еще куда ни шло. Но дальше: «В одном кубическом миллиметре можно вместить 50 тысяч таких замков». Ни разум, ни воображение представить такое не в состоянии – а как вы это делаете?

– Прежде всего надо исчерпывающе знать материалы. Природу, свойства, сопромат металлов – золота, платины, серебра, как и стекла, пластмассы, дерева, бумаги, сахара… Как их можно обрабатывать, как они ведут себя при шлифовке, нагреве, заморозке, старении, как они ломаются, колются, кристаллизуются. Я над ними всевластен, подчиняя себе, как тиран толпу. Но это для меня – задача второго порядка. Первая – решить проблему аналитически. Я долго готовлюсь, размышляю, полностью определяю весь технологический цикл. И когда готов – уединяюсь. Не выхожу на улицу, отключаю телефон, ни с кем не общаюсь. Работаю в среднем месяц, пока не закончу. Собранно, сверхвнимательно. Я как бы замираю, у меня даже пульс замедляется. Мне ведь нужно успеть нанести линию или совершить воздействие на материал между ударами сердца – пульс сбивает движение, и вот в таком режиме проходят дни. Впрочем, я эту страницу своей жизни давно перевернул.

– А инструменты? Какие они, скажем, по отношению к тем, которыми офтальмологи оперируют глаз?

– Их хирургические средства по сравнению с моими подобны совковым лопатам против скальпелей. У меня же 14-й класс чистоты и  точности. Я, к слову, в 1960-х посоветовал будущему академику Федорову, с которым дружил, не стоять во время операций с микроскопом, а сидеть – так достигается совсем иной уровень точности. И Святослав Николаевич совершил в офтальмологии революцию, преодолев наследие пироговской военно-полевой хирургии, где руки-ноги резали стоя. И был признан светилом.

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

А продолжая отвечать на ваш вопрос, я бы инструментами того же Федорова не смог выполнить ни одной своей работы. Вот мне нравится мой арабский сервиз на крупице сахара. Ножки у рюмочек выточены резцом сатанинской остроты, ведь рюмочка в это время вращалась, да к тому же была полой. Поверьте, эта степень микроработ недостижима современной технике – какая там офтальмология! Или посмотрите мои механические часы в голове стрекозы – они же идут, если я их завожу! Там шестеренки – ни Патеку, ни Бреге не по зубам!

«Злу не прощая за его добро…» Часть І О Мастере микроминиатюры Николае Сядристом

– А вот к вопросу о вашем музее. Точнее – его местонахождении. Ведь он в известном смысле – гимн возможностям человека. А в Лавре полагается восхвалять едино Бога. Восторг от творческих способностей смертного здесь – ересь. Разве не так?

– Ничто не делается без Его воли. Однако вот что при этом надо иметь в виду. Да, Господь вездесущ. Но картинка Вседержца, сидящего в Эмпирее, свесивши ноги, вульгарна. Я-то считаю, что Бог обитает в малом. Микромир бесконечен, в нем таится энергия, соразмерная Божеской. Отсюда и моя сверхзадача – возвратить человеку первичное преклонение перед сущим, потрясти человека заново. Причем на уровне микромира. Вот, скажем, пришел ко мне во Франции на выставку Эдуард Балладюр и говорит: «До вашей экспозиции я считал, что величие нации – в больших проектах, а теперь понял – оно может таиться в бесконечно малых творениях». Разве это не хвала непостижимости Бога? Да у меня самого как-то написались строки: «На празднике Космической игры // Я видел в малом целые миры: // На паутинке чья-то жизнь держалась, // Или скала от капли разрушалась».

http://microart.kiev.ua/publications/23-sentyabrya-2015-goda-gazeta-moskovskij-komsomolets

На фото:

             1. Пам'яті Олександра Гріна. Довжина фрегата 3,5 мм товщина оснастки 0.003 мм (що в поперечному зрізі в 400 разів тонще людської волосини). Модель складається з 337 деталей. В цій роботі продемонстровано різнобічні методи обробки матеріалу, а також витримано об'ємний монтаж, рівень якого недосяжній для сучасних технічних засобів. Збільшено

         2. Зустріч Композиція виготовлена із золота і розміщена на крупиці цукру. Збільшено.

                         3. Час. Найменший в світі діючий механічний годинник, який розміщено у голівці золотої бабки. Мотор і годинник складаються із 130 деталей. Матеріал: золото, скло. Збільшено.

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 4451
Отредактировано: 14-10-2015 [22:15]
delete
Вікторія Івченко
Вікторія Івченко, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 4, Всего рецензий: 1
Читайте также

Nasdaq задіє блокчейн для зберігання даних про активиNasdaq задіє блокчейн для зберігання даних про активи

Біржовий оператор Nasdaq подав патентну заявку до Відомства з патентів і товарних знаків США (USPTO), в якій описав застосування технології розподілен ...

У Молдові референдум про відставку мера Кишинева визнаний таким, що не відбувсяУ Молдові референдум про відставку мера Кишинева визнаний таким, що не відбувся

У Молдові референдум про відставку мера столиці країни Кишинева Доріна Кіртоаке, звинуваченого в корупції і перевищенні повноважень, був визнаний таки ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

10:57 11/10/15
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
 

Комментарии

Рекомендует этот материал. Почему? не оскудеет земля наша талантами, своей энергией возрождающими жизнь и её наполненность - ведь земля жива многогранностью своего наполнения...
12:31 06/10/15
Дякую за рекомендацію!
22:29 06/10/15
Рекомендует этот материал.
12:53 16/11/15
Дякую Вам!
23:11 16/11/15

Live

6 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Б’ємо огорожею можновладців!

6 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Барви осіннього настрою

6 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Я буду кричати пісню...

6 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Барви осіннього настрою

6 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Б’ємо огорожею можновладців!

6 час. назад

viktor trigub пишет рецензию на публикацию Барви осіннього настрою

6 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Хто навчить нас друг-і-братству
?

7 час. назад

antov комментирует материал ТЕРОР! ЧИ ВЖЕ ЗАБУЛИ ПРО ШАТУНА? Частка 8

7 час. назад

antov удаляет комментарий к материалу ТЕРОР! ЧИ ВЖЕ ЗАБУЛИ ПРО ШАТУНА? Частка 8 от antov

7 час. назад

Ярослава Слободянюк рекомендует материал КОТАМ закон не писаний!

7 час. назад

Ярослава Слободянюк рекомендует материал КАК НИЗКО ВОРОВАТЬ СТИХИ

7 час. назад

Ярослава Слободянюк рекомендует материал Вдячність !!!

7 час. назад

Ярослава Слободянюк рекомендует материал Олигархи – убийцы Украины

7 час. назад

Ярослава Слободянюк рекомендует материал Майданівець повертається до Музею в Пирогові!

7 час. назад

Ярослава Слободянюк рекомендует материал ТАК КАКАЯ АРМИЯ? КОНТРАКТНАЯ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я?

8 час. назад

Саньков Сергей публикует статью ТАК КАКАЯ АРМИЯ? КОНТРАКТНАЯ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я?

8 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Манафорт - Ахметов - Дерипаска (РФ) - Янукович

8 час. назад

Ярослава Слободянюк публикует статью Барви осіннього настрою

9 час. назад

Белка Белкина рекомендует материал Політика очима Жори Ключника

10 час. назад

viktor trigub пишет рецензию на публикацию Космические Боги с созвездий Большого Пса и Ориона ч.3

10 час. назад

viktor trigub пишет рецензию на публикацию Б’ємо огорожею можновладців!

10 час. назад

наталья иванченко рекомендует материал Правда про секс-таємниці Катерини ІІ