О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  17 декабря 2014 18:17:18

КОД АКСИНИНА

КОД АКСИНИНА

Или концептуальный интеллектуализм.

На память от ВиК
На память от ВиК

«Все они останутся в памяти, но каждый будет велик относительно своего ожидания. Один стал велик через ожидание возможного, другой — через ожидание вечного, но тот, кто ожидал невозможного, стал самым великим из всех.»

                                                                                                                                          Серен Кьеркегор

 

Толчком для написания эссе послужили… глазастые израильские гидранты, о которых написала рассказик «Скульптура ненароком» ( http://h.ua/story/412060/  ). Исследователь творчества А. Аксинина и хранитель коллекции Игорь Введенский прислал мне в ответ на ссылку две фотографии, где гидранты были сфотографированы в окружении Аксининских офортов, причём резкость была наведена на гидранты. Желание получше рассмотреть гравюры подвигло меня обратиться к И. Введенскому с просьбой выслать в качественном формате офорты, которые Игорь любезно предоставил.

021012 (День рождения А.А.) - 2 октября 2012 г. в Тель-Авиве прошла акция в честь Дня рождения
021012 (День рождения А.А.) - 2 октября 2012 г. в Тель-Авиве прошла акция в честь Дня рождения
                                       
...
...

Мгновения, секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы, столетия… вечность - названия, имена для времени, но вечность – время ли? Кануть в лета – исчезнуть, раствориться, не быть?

Человек уходит, и через год, десять лет, век его забывают – тонкий след на оконном стекле времени тает окончательно. А бывает по-иному: жил, творил, и мало кто слышал-знал имя его, а умер – острая молния блеснула из ущелья вечности, зажгла пожар, осветила небольшие куски бумаги с филигранью линий, паутиной символов и знаков. Мир созданный мыслью, воображением, рукой художника ожил, словно вновь родился…

ДАО Ø9,9. Офорт, акварель, цв.тушь
ДАО Ø9,9. Офорт, акварель, цв.тушь

Если полотна Рубенса, Рембрандта, Гейнсборо (беру наугад) раскрываются зрителю, подобно театральной сцене, образы их выходят к нам навстречу; они экстравертны, вывернуты наружу, заполняют весь мир вокруг, то офорты Аксинина интровертны, подобно воронкам водоворотов втягивают в мир иной, потусторонний. Неискушенному зрителю мало что понятно на картинках, но странное воздействие кружочков, самодостаточных штрихов, таинственных значков гипнотизируют и не отпускают память. Даже махнув скептически рукой, любитель классики и реализма, не забудет тёмные квадратики, прямоугольники, ромбы в офортах художника. Не сочтите меня кощунницей, но для яркого примера приведу древнерусскую икону с её обратной перспективой, плоскостным решением пространства и фигур. Икону недаром называют окном в мир горний! Икона «интравернтна», она не раскрывается на зрителя. Тоже самое происходит и при разглядывании работ Аксинина – это окна, но не в мир горний, это окна в мир художника; спуски и подъёмы по лабиринтам сознания, с многими тупиками и ловушками. Здесь кроется секрет неусыпного интереса к работам художника – ведь познание самого себя приближает к познанию мира. Захватывающее и одновременно опасное для души человеческой путешествие.

Паспортов не надо, виз и подавно. Чтобы отправиться в психострану под названием Аксинин необходимы лишь интерес к искусству и человеку, как созданию Божию.

Александр Аксинин. Алекс Акс. А. А. Почти, как в нумерологии – 1000 лет равны 1. 1 – Абсолют. Человек, если не стремится к Абсолюту, рискует остаться в клетке времени. Мгновения властвуют над нами! Помните крылатое – Остановись мгновение!

А. А. желал, стремился к свободе. Жёсткие конструкции сверхпрочных сплавов рационализма крепко, жёстко, немилосердно сковывали хрустальную льдистость его души. Он медитировал, царапая тонкой иглой шоколадную, битумную кожицу лака, тонко обтягивающую цинковую или медную пластину. А. А. был графиком по сути своей, подсознательно ассоциировал пластину со своим естеством, и, царапая офорт, он царапал, резал свою душу: «Ущипну себя до крови, чтобы понять – я есть!»

СССР был страной для многих, но не для одиночек. Одиночка – интеллектуал, книжник, протестант, неформал, не в состоянии вписаться в какую-либо систему. А. А. был одиночкой, но эстетика дюн из серебра, серый шёлк северных морей и матовое золото янтаря – солнечного диска согревали взгляд и сердце, даровали новые импульсы для творчества. Он любил Прибалтику, а прибалты-художники находили в нём родственную душу.

АПРЕЛЬ – МАЙ. Лист 1 цикла "ДВА МЕСЯЦА". 12,5×13,5.
АПРЕЛЬ – МАЙ. Лист 1 цикла "ДВА МЕСЯЦА". 12,5×13,5.

Но вопреки логике, именно горячие израильтяне – выходцы из Советского Союза, с энтузиазмом, в 70-е, 80-е покупали офорты А. А., а затем под знойным 40°-м солнцем, в окружении горячих песков и грациозных пальм вешали в рамочках на стены своих домов и квартир. Прохладное дыхание работ привносили в новый быт не только ностальгическую нотку, но и вибрацию мира философии, загадочность древних символов и мистических знаков.

А. А., как большинство из нас, живущих в клетке времени попадал под «бомбёжку» моды и временных увлечений. Ум пытливый, не ограниченный аскезами веры, подобно рыбке ловится на крючки страстей и эмоций. Но, если большинство неформалов лишь скользили по поверхности субкультур, на лету попадая в плен марихуаны, так и не узнав суть происходящего, то А. А. погружался с головой в систему экзотических ценностей, будь то буддизм, индуизм или Дао. Его не «цепляла» внешняя атрибутика, он постигал азы и глубину учений не из любопытства и любви к приключениям в мире духовных практик, он жаждал освобождения через познание сути вещей, самого себя.

Не буду оригинальной, если скажу, что А. А. всю свою недолгую жизнь (35 лет) рисовал, царапал, резал ТОЛЬКО СВОЙ ПОРТРЕТ.

- Какая невидаль? – скажут. – Художники ухитряются даже в пейзажах изобразить себя… Но А. А. рисовал путь своей мысли, напряжённую экзистенцию мозга, интеллектуальную программу заданную только ему. Мастеру удалось глубоко нырнуть в бездну своего Я, где беззастенчиво ярко действовал закон аналогий, где планеты и солнца, галактики и чёрные дыры пульсировали и мерцали подобно мирам в глазке телескопа удачливого астронома.

Взвешивать и сравнивать интеллектуальный груз – задача не простая, но и мало эффективная. Есть загадочная незнакомка, под тёмной вуалью прячущая проницательный взгляд – интуиция, на неё и положусь, анализируя один из офортов размещённых рядом с гидрантами на фото.

ИКАР 9,7×8.
ИКАР 9,7×8.

 

ИКАР 

Икар склеил перья воском и, сделав крылья, взлетел к солнцу…

Каждое слово символично, ёмко, но зависимо одно от другого, чтобы не нарушить главный, основной символ заложенный в мифе – победить время, стать свободным, слиться с Абсолютом. Чтобы взлететь нужно вырастить крылья, где каждое перо символизирует праведность, святость, иначе… Вдруг добродетели склеены не смирением, любовью, милосердием… Вдруг в ароматный воск чистоты и целомудрия примешана зловонная капля гордыни, смертоносная искра тщеславия… Падение неизбежно. Уже сосуд бытия застлан поминальною скатертью. Твоя горькая выпита до дна, Икар! В гранёных стаканах оковитая судеб человечества, у каждого свой стакан: не допитый, только начатый, глоток остался, наполовину выпитый…

Там в глубине бесконечности светится тускло треугольник, образованный тремя линиями-отрезками, которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки – небо, Земля, человек; тело, душа и дух; отец, мать, дитя; Природа всего Сущего. Для Аксинина геометрия, математика близка, число – знак, символ любимы (А. А. окончил львовскую среднюю математическую школу №52). Треугольник самая «сильная» фигура, устойчив, способен «раскалывать» препятствия. Это и гора восхождения, присутствие Б-га.

Стакан Икара пуст, но он так и не смог стать свободным. Даже взлетая с надеждой, Икар скован конусообразной клеткой времени прошлого и настоящего.

Маленький тёмный квадрат офорта вместил всю философскую антропологию, философию существования…

 

Как заметила исследователь творчества художника филолог Илюхина Л. М. в статье «Графический метаязык Александра Аксинина»: «… у него нет простых предметов, а есть знаки, символы, мысли – и любую мысль можно представить в графической форме.»

Аксинин был моностатиком (термин В. К.). Основные путешествия совершал, читая книги, погружаясь в свой мир. Ему был сродни город в котором родился, учился и жил. Львов тоже был погружён в себя, в свою историческую память. Город отторгал уравниловку и советское мещанство, что позже стало обозначаться неоднозначным словом «совок». Собирание хрусталя, золотых украшений и книг только потому, что всё это в дефиците, было чуждо Аксинину и городу. Художник не злобствуя, не осуждая, ушёл в «пустыню» интеллектуальных игр. «Игра в бисер» Г. Гессе стала подушкой ночных сновидений, странствий по подземной реке, разделяющей мир живых и мёртвых.

Львов пестрел многонациональным разноцветьем – идеология интернационализма открывала шлюзы национальных каналов и канальчиков, застоявшаяся вода которых вольно несла информацию в океан всемирной культуры. Аксинин по национальности был львовянином, дух вычурных сецессионных силуэтов и линий подспудно обитал в его работах.

70-е годы во Львове в области искусства – триумф графики, во всех её проявлениях. С лёгкой руки В. Демьянишина (львовский график) художников этого жанра прозвали графинями и графами. Литографская мастерская – почти священное место для графиков в эти годы. Здесь творили шедевры Г. Левицкая, Ю. Чарышников, В. Пинигин, Е. Суевалова, Я. Нечай и др. Одновременно скоблили, шлифовали, травили, вдыхая испарения ядовитых кислот, царапали под оком десятикратной линзы В. Демьянишин (Дем), В. Струтинский, В. Иванов, А. Аксинин. В очках, с внешностью математиков интеллектуалов они образовывали некий круг, подобный секте, где поклонялись искусству, как божеству. В атеистической державе такая подмена понятий и смыслов была возможна.

Художники живут интуициями, вдохновениями. Не ново подчеркнуть, что тонкое восприятие действительности, острое ощущение бытия поздно или рано приводит художника к Отцу, Творцу, Дарителю.

Аксининский интеллектуализм не отпускал в «вольное плавание» душу художника. Он рисовал пленение разумом в виде клети, осознавая свою зависимость от него.

А. А. был в пути, но авиакатастрофа прочертила последний штрих в его судьбе на бесконечной пластине неба. Подруга художника Таничка Сипер приняла монашеский постриг, ушла в монастырь, чтобы молиться за Александра… (В своей иронично-лаконичной автобиографии он называл себя православным. Смотри, читай http://h.ua/story/380809/ ).

Александр не оставил после себя наследников, у него не было детей. Офорты, как белые птицы с чёрными отметинами разлетелись по миру вещая…

P.S. Для себя стиль А. Аксинина определила, как концептуальный интеллектуализм.

(В эссе включены офорты А. Аксинина сфотографированные с гидрантами)

Сайт художника -  www.aksinin.com

БИ [гексаграмма 22]. МАЙЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ. Лист 4 цикла "И ЦЗИН". 11,3×8.
БИ [гексаграмма 22]. МАЙЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ. Лист 4 цикла "И ЦЗИН". 11,3×8.

Биографическая справка (составлена И. Введенским)

Аксинин Александр Дмитриевич родился 2 октября 1949 года в г. Львове. Рисовал с детства, был учеником вечерней художественной школы. В 1972 г. окончил Львовский полиграфический институт по специальности «Графика, художественное оформление и иллюстрация книги». Пять лет (с 1972 по 1977 год) работал художественным редактором в издательстве, служил в армии, работал художником-конструктором в проектном бюро, а с 1977 года занимался только собственным творчеством. До 1974 года работал в технике тушь-перо, акварель. В 1974 году сделал первый офорт, и с тех пор техника офорта стала для него основной формой творческого самовыражения. При жизни было несколько персональных выставок – в Таллинне, Лодзи, Варшаве; дважды награждался почетной медалью на Международных выставках «Малые формы графики» (Лодзь – 1979, 1985).

Жизнь Александра Аксинина трагически оборвалась в 35 лет в авиакатастрофе над Золочевом (недалеко от Львова) 3 мая 1985 года. Чуть дольше, чем у Лермонтова и чуть меньше, чем у Пушкина.

 

На сторожі авторського права стоїть Закон і Юридична компанія "ЛоКрафт" http://lawcraft.com.ua/ 

 

 

 

 

 

 

БЛАГАЯ ВЕСТЬ. EX LIBRIS CHRISTIAN SELLE. 10,6×8.        По мотивам картины К.Кривелли
БЛАГАЯ ВЕСТЬ. EX LIBRIS CHRISTIAN SELLE. 10,6×8. По мотивам картины К.Кривелли "Благовещение", 1486 г.
ГУАНЬ [гексаграмма 20]. НАТАШЕ МАРТЫНЮК. Лист 3 цикла
ГУАНЬ [гексаграмма 20]. НАТАШЕ МАРТЫНЮК. Лист 3 цикла "И ЦЗИН". 11×7,8.
E[X]L  ЛАРИСЫ И ВИКТОРА СИНЮКАЕВЫХ. 10,7×8.
E[X]L ЛАРИСЫ И ВИКТОРА СИНЮКАЕВЫХ. 10,7×8.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1975
Отредактировано: 17-12-2014 [19:02]
delete
Виктория Ковальчук
Виктория Ковальчук, Львов, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +3
Всего комментариев: 19, Всего рецензий: 2
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

22:49 17/12/14
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Цікава й професійна розповідь про унікальний і своєрідний стиль та напрямок творчості митця.
На жаль, не усі гідні уваги автори однаково добре відомі людям. Хоча індивідуалістична, інтровертна творчість ніколи й не буває розрахованою на широку аудиторію. Таку творчість дійсно сприймають-відчувають, як ікону, наодинці.

Знову-таки, не залишають байдужими й історико-світоглядні паралелі, проведені автором статті.
Спасибі й за прекрасний ілюстративний матеріал. що поєднує в одне ціле й доповнює розповідь про митця.
00:17 19/12/14
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Читая статью автора, вспоминал то время, когда бродил по Третьяковке, приобщаясь к прекрасному и отчасти непонятному искусству. Интересно, ныне молодежь на ЭТО обращает внимание?
Статья оставила хорошее впечатление.

Комментарии

Рекомендует этот материал. Почему? Цікавий творчий матеріал, вартий вдумливого прочитання й уваги.
22:50 17/12/14
Агато, дякую за розлогий аналіз. Вдумливих, я би сказала не формальних аналізів так не вистачає зараз. Взагалі мистецтвознавці мовчать і художники беруться писати "самі для себе", бо і мистецтво зараз мало хто розуміє і любить. Дякую!
22:58 17/12/14
Знову процвітає лише кон'юнктура (( Поезія, проза, музика, образотворче мистецтво, -- якщо їх представники хочуть кудись пробитися. -- мають творити "на злобу", мають штампувати лубки "на потребу", а про їх мистецьку якість не йдеться...
таке враження, що зараз формується покоління бездуховності й примітиву..
23:13 17/12/14
Мистецтвознавці сидять на грантах, або чекають, коли ж художник-письменник-поет "засвітиться", проб'ється... О-о, тоді з захватом щось напишуть. Мені дуже подобається писати про колег, це, дійсно, захоплююча подорож, де на тебе чекають відкриття, справжні, не висмоктані з пальця. Вам теж це близьке, Агато, зрозуміла з ваших артикулів. А кон'юктура... Вона була і буде поки будуть продажні писаки, говорю це без злостивості, але з скепсисом. Комерціалізація мистецтва відбулася вже давно.
23:32 17/12/14
Отож... копірайт, навіть не графоманія, витісняє мистецтво. Хоча хто хоче творити і все ж має таку можливість, робить це. Без особливої надії, що це продасться зараз чи зустріне шалений захват у широких верств. Творить, бо інакше просто не може. Людина має виконати своє призначення на цій землі. І ті, на кого покладено цей талант -- творити -- їм завжди важче...
Певно, й над Ван Гогом свого часу могли підсміюватися, навіть зловтішатися й казати про "нереалізованість" ;)) І де зараз вони, а де Ван Гог? ))
23:52 17/12/14
"Творить, бо інакше просто не може."
Агато, визнання відбувається не тільки у часі, але й у просторі. Час - відносна величина. Скажу фантастичну думку - є світ де часу немає. Визнання теж відносна величина.
00:17 18/12/14
Цікаво... коли немає часу, чим вимірюється буття у такому світі? Со-твореним? )))
00:09 19/12/14
Є речі, що заворожують своєю незбагненністю. Там де Бог, там немає часу, відчуваю це не тому, що прочитала у філософів, а інтуїтивно
00:42 19/12/14
бо у філософів щодо цього були суперечливі думки ;)) і істина -- у кожного своя )
13:14 19/12/14
Коли писала есе відчула - вічність не час!
15:13 19/12/14
Це правда, Ларекка read
15:15 19/12/14
Чекатиму clever
15:40 19/12/14
У ноосфері усе поряд ) і не тільки там ;)
15:23 19/12/14
Міні-виставка. Плюс дуже добра, цікава, а одночасно професійна мистецтвознавча стаття, яких зараз не вистачає.
00:11 18/12/14
Дякую за визнання.
00:17 18/12/14
ко ко Одесса
С тех пор, как Малевич намалевал интеллектуальную "черную дыру", столько интеллектуалов от искусства появилось..многие любят, признают и покупают за бешеные деньги их сложно-интеллектуальные произведения, я же люблю просто искусство, от которого мое куриное сердце замирает, а потом начинает биться сильнее...но должна отдать должное Вам, Виктория, написано просто искусно и художник тоже сложно искусный))
21:17 18/12/14
Милое ко ко, спасибо. Буду стараться. bravo
22:46 18/12/14
Рекомендует этот материал. Почему? Міні-виставка. Плюс дуже добра, цікава, а одночасно професійна мистецтвознавча стаття, яких зараз не вистачає.
20:00 25/12/14
Дякую Віто, дякую.
23:21 25/12/14

Live

19 мин. назад

Геннадий Гентус комментирует материал Путешествие Нанны в Ниппур

20 мин. назад

Геннадий Гентус рекомендует материал Путешествие Нанны в Ниппур

26 мин. назад

Геннадий Гентус комментирует материал В споре должна рождаться истина!

29 мин. назад

Геннадий Гентус комментирует материал философия души

30 мин. назад

Геннадий Гентус рекомендует материал философия души

31 мин. назад

Геннадий Гентус комментирует материал философия души

46 мин. назад

Boriwiter Petro комментирует материал В споре должна рождаться истина!

47 мин. назад

Boriwiter Petro комментирует материал В споре должна рождаться истина!

48 мин. назад

Сергей Кувалда комментирует материал На воре Путине и кокошник горит!

58 мин. назад

Сергей Кувалда комментирует материал На воре Путине и кокошник горит!

59 мин. назад

Сергей Кувалда комментирует материал На воре Путине и кокошник горит!

1 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал В споре должна рождаться истина!

1 час. назад

Александр Шмыго комментирует материал Роман со смертью (главы 1-4)

1 час. назад

Koshka комментирует материал Роман со смертью (главы 1-4)

1 час. назад

Александр Шмыго комментирует материал Роман со смертью (главы 1-4)

1 час. назад

Александр Шмыго рекомендует материал Роман со смертью (главы 1-4)

2 час. назад

Koshka публикует статью Роман со смертью (главы 1-4)

2 час. назад

Белка Белкина комментирует материал философия души

2 час. назад

Лена Веселова рекомендует материал Похвальное слово Христианским языкам

2 час. назад

Лена Веселова рекомендует материал Храм

2 час. назад

Лена Веселова комментирует материал философия души