О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Интервью  11 мая 2007 15:25:55

Автор: Іссад Іссад

Makarenko uber alles!

 

Makarenko uber alles!
Сегодня наследие Макаренко, чей опыт воспитания в коллективе, по оценке ЮНЕСКО, пока что является непревзойденным в истории мировой педагогики, практически бесследно кануло в пучину ничем не оправданного нигилизма. Этот период - 20-30 е годы прошлого века - в истории Украины ассоциируется только с голодомором, террором, с кровавой работой НКВД и его карательных учреждений. Практически исчезли публикации о педагогике того времени со страниц периодики, бесперспективными называются исследования деятельности трудовых коммун в Украине.Тем удивительнее сегодня услышать имя Макаренко из уст профессора-иностранца.

Мой собеседник - Гётц ХИЛЛИГ (Goetz HILLIG), доктор философских наук, руководитель лаборатории «Макаренко-реферат» Марбургского университета, Германия

Как появился Макаренко в Вашей исследовательской деятельности?

 Возможно, я буду говорить странные для украинцев вещи, но все модели общинного воспитания, а в этом особенных успехов добился на украинской земле именно Макаренко – настоящая экзотика для сегодняшних моих студентов, изучающих педагогику, будь они родом из западной Германии, новых восточных земель бывшей ГДР или из Китая, Италии или пост-советских стран. Показательно, что такого рода попытки общинного воспитания вызывают у нынешней молодежи большой интерес вероятно еще и потому, что они в корне отличаются от хорошо знакомой им практики индивидуального воспитания и вообще от жизни детей в семье.

То есть они видят нечто экстремальное в макаренковской колонии, некую романтику коллективизма?Да, привлекает отличие жизни в коллективе от однообразного существования индивидуума! Для них мажор колонии им. Горького и коммуны им. Дзержинского в Харькове также в педагогическом отношении являются поучительным экспериментом. Поэтому на семинарских занятиях в Марбургском университете, которые я провожу уже много лет, мы рассматриваем, например, макаренковскую колонию им. М. Горького как один из примеров общинного воспитания наряду с двумя другими моделями. Речь идет о еврейских кибуцах а также о поселении гутеров («брудерхоф») – членов анабаптистской общины. Последние на протяжении более ста лет были поселенцами в Малороссии до того, как в 1874 – 1879 гг. они уехали в Америку. Впрочем, быт, хозяйствование, организация общежития и методы воспитания у гутеров и у Макаренко имеют определенное сходство с практикой кибуцев, основатели которых в большинстве своем были также выходцами из Российской империи.

 Кстати, постройки гутеров до сих пор сохранились в Запорожье, на территории окраинного поселка Верхняя Хортица – здание школы гутеров, например, до настоящего времени является школой…Это любопытно! Я думаю, можно было бы включить эти сооружения в возможный проект «Педагогическая Украина». Этот опыт когда-то обязательно будет изучаться и у вас. У нас, к примеру, кроме семинарских занятий для студентов Марбургского университета, мною организуются экскурсии в действующие коммуны в Германии, в которых жизнь и трудовая деятельность строятся по социалистическому принципу.

 Я так понимаю, что речь идет о наследии Германской Демократической Республики?В том-то и дело, что нет! Почти все эти общины расположены в западных землях ФРГ. Вообще прослеживается определенная закономерность… Например, переселенцев из стран СНГ в Израиле совершенно не интересует коллективизм и жизнь в кибуцах. И у «русских» в Европе, имевших за плечами опыт «реального социализма», эксперименты вроде кибуца или коммуны не вызвали особого интереса. Наоборот, они стремились окунуться, наконец, в реальный капитализм, который прежде был закрыт для них.

 Что в Ваших планах?До сих пор я опубликовал около 300 статей о Макаренко, являюсь составителем 8 томов двуязычного «Марбургского издания» Собрания сочинений педагога-писателя, а также 25 выпусков международной серии «Opuscula Makarenkiana», ряд из которых подготовлен вместе с украинскими исследователями наследия А.С.Макаренко.

 Я собираюсь продолжать мои исследования в области историко-биографического макаренковедения для написания биографии педагога-писателя.

Недавно мне было предложено возглавить проект по изданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на лицензионном компакт-диске, который мог бы стать основой для перевода на другие языки, прежде всего английский. Необходимость моего участия в таком проекте была обоснована лестной оценкой моего скромного труда, поступившей из постсоветской России, что меня, конечно же, не может не порадовать...

Я в принципе согласен принять участие в таком проекте, так как фундамент для будущего полного академического издания произведений А.С. Макаренко заложен. Учитывая безуспешные советские попытки опубликовать сочинения классика педагогики без цензорских купюр, так сказать, в неокрашенном виде, наше международное братство друзей А.С. Макаренко, без сомнения, может дать нам свое благословение в работе над столь необходимым материалом.

 Письмо от коллег-макаренковедов о роли Хиллига в будущем издании я получил по рассылке и имею полное право процитировать его: «... осуществить это (издание) можно, только используя колоссальные накопленные фонды Марбургской (ФРГ) лаборатории „Макаренко-реферат“, а также безграничные способности и эрудицию ее руководителя Гётца Хиллига. При этом следует учесть, что Гётц Хиллиг – уже немолодой человек: нам, мировому макаренковскому сообществу надо успеть взять от этого легендарного ученого и педагога все, что он может дать».                                                                                       

                                                                                 *    *    *

 Чтобы лучше понять причины кризиса, происходящего сегодня в среде молодежи, повальной криминализации общества, стоит обратиться к истории. Так как размеры и характер явления, которое называется «беспризорность детей и подростков», сегодня неизмеримо шире и глубже, чем тогда, в 20-е…

 Период конфронтации уже давно позади – впереди лишь перспектива плодотворного сотрудничества! Если мы не хотим, чтобы Антон Макаренко в ходе разрушения всего, что считается советским, был предан забвению в будущей Украине, следует объединить духовные и материальные ресурсы, и издать работы и достоверную биографию А.С. Макаренко, невзирая на политическую конъюнктуру. Только таким путем можно создать надежную основу для последующего научного анализа его вклада в историю педагогики.

 И все же как-то неловко, что биографию нашего земляка будет писать немецкий исследователь…

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 6329
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Іссад Іссад
Іссад Іссад, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 9, Всего рецензий: 1
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

07:23 20/02/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление

Комментарии

Потапов Киев
Цитата:
И все же как-то неловко, что биографию нашего земляка будет писать немецкий исследователь…

Очень даже ловко.Лишь бы польза была. В конце концов, неважно, кто откроет полюс, кто первым полетит в космос или кто реанимирует наследие педагогического гения - это будет иметь значение для всего человечества.
15:49 11/05/07
ДА, СОГЛАСЕН....тема очень актуальная...САм бы хотел ее более изучить
15:54 11/05/07
ОЛегу Сокольникову:
Рады будем принять в наше макаренковское сообщество!
17:21 11/05/07
Мендель Винница
Тема очень популярна и является предметом моих исследований. А что такое Макаренское братство?
17:52 25/02/08
Sveta Rybalko Харьков
Спасибо за статью. Макаренко, конечно, глыба. Но сегодня он нам самим, наверное, еще более нужен, чем немцам.
23:14 11/05/07
Потапов Киев
Макаренко - продукт своего времени. Большевистская революция дала мощный коллективистский толчок во всем, в том числе и в педагогике. Макаренко воспринял это и стал развивать с гуманистических позиций. Успех его был великолепен. Это был коллективизм содержания, сущностный колективизм. Но он в конце концов был подавлен коллективизмом формальным, полуказарменным, который и возобладал в СССР. И сегодняшний патологический индивидуализм - это во многом эмансипация от казармы прошлого.
Для реализации опыта Макаренко сегодня нужен новый коллективистский точок революционного характера. Иначе это будут островки в индивидуалистическом море, которые размоет волнами.
16:01 12/05/07
Рекомендует этот материал.
07:23 20/02/10
Друзья! Спасибо за гуманные отклики! С позволения г-на Потапова я использую его блестящий комментарий в ближайшем выпуске макаренковедческого братства?
А тка - очень тронут вниманием к столь непопулярной теме!
10:18 14/05/07

Live

5 час. назад

Larisa Potapova рекомендует материал Космические Боги с созвездий Большого пса и Ориона ч.7

5 час. назад

Larisa Potapova пишет рецензию на публикацию Космические Боги с созвездий Большого пса и Ориона ч.7

5 час. назад

lusi рекомендует материал Сводка новостей

5 час. назад

lusi рекомендует материал Идея власти неземной

5 час. назад

lusi комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

6 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

6 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Врождённый инстинкт

6 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Недра Украины ещё богаты!

7 час. назад

Гамаюн Исетский публикует статью Врождённый инстинкт

7 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Недра Украины ещё богаты!

8 час. назад

Элина Данилина рекомендует материал Идея власти неземной

8 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Про нову книгу Миколи Сядристого «Молох ленінізму. Ідеологія державного терору». Перший розділ.

8 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Идея власти неземной

9 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Сьогодні о третій... Юля і Саакашвілі. Короткі замальовки.

9 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Про нову книгу Миколи Сядристого «Молох ленінізму. Ідеологія державного терору». Перший розділ.

10 час. назад

Жиго публикует статью Я бачу дощ...

11 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Идея власти неземной

11 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Про нову книгу Миколи Сядристого «Молох ленінізму. Ідеологія державного терору». Перший розділ.

11 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

12 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Дуэли Великих Людей и нелепых путиноидов

12 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

15 час. назад

Петро Гоцуляк комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

15 час. назад

Петро Гоцуляк комментирует материал Чи варто нам підтримувати Міхо?