О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Интервью  11 мая 2007 15:25:55

Автор: Іссад Іссад

Makarenko uber alles!

 

Makarenko uber alles!
Сегодня наследие Макаренко, чей опыт воспитания в коллективе, по оценке ЮНЕСКО, пока что является непревзойденным в истории мировой педагогики, практически бесследно кануло в пучину ничем не оправданного нигилизма. Этот период - 20-30 е годы прошлого века - в истории Украины ассоциируется только с голодомором, террором, с кровавой работой НКВД и его карательных учреждений. Практически исчезли публикации о педагогике того времени со страниц периодики, бесперспективными называются исследования деятельности трудовых коммун в Украине.Тем удивительнее сегодня услышать имя Макаренко из уст профессора-иностранца.

Мой собеседник - Гётц ХИЛЛИГ (Goetz HILLIG), доктор философских наук, руководитель лаборатории «Макаренко-реферат» Марбургского университета, Германия

Как появился Макаренко в Вашей исследовательской деятельности?

 Возможно, я буду говорить странные для украинцев вещи, но все модели общинного воспитания, а в этом особенных успехов добился на украинской земле именно Макаренко – настоящая экзотика для сегодняшних моих студентов, изучающих педагогику, будь они родом из западной Германии, новых восточных земель бывшей ГДР или из Китая, Италии или пост-советских стран. Показательно, что такого рода попытки общинного воспитания вызывают у нынешней молодежи большой интерес вероятно еще и потому, что они в корне отличаются от хорошо знакомой им практики индивидуального воспитания и вообще от жизни детей в семье.

То есть они видят нечто экстремальное в макаренковской колонии, некую романтику коллективизма?Да, привлекает отличие жизни в коллективе от однообразного существования индивидуума! Для них мажор колонии им. Горького и коммуны им. Дзержинского в Харькове также в педагогическом отношении являются поучительным экспериментом. Поэтому на семинарских занятиях в Марбургском университете, которые я провожу уже много лет, мы рассматриваем, например, макаренковскую колонию им. М. Горького как один из примеров общинного воспитания наряду с двумя другими моделями. Речь идет о еврейских кибуцах а также о поселении гутеров («брудерхоф») – членов анабаптистской общины. Последние на протяжении более ста лет были поселенцами в Малороссии до того, как в 1874 – 1879 гг. они уехали в Америку. Впрочем, быт, хозяйствование, организация общежития и методы воспитания у гутеров и у Макаренко имеют определенное сходство с практикой кибуцев, основатели которых в большинстве своем были также выходцами из Российской империи.

 Кстати, постройки гутеров до сих пор сохранились в Запорожье, на территории окраинного поселка Верхняя Хортица – здание школы гутеров, например, до настоящего времени является школой…Это любопытно! Я думаю, можно было бы включить эти сооружения в возможный проект «Педагогическая Украина». Этот опыт когда-то обязательно будет изучаться и у вас. У нас, к примеру, кроме семинарских занятий для студентов Марбургского университета, мною организуются экскурсии в действующие коммуны в Германии, в которых жизнь и трудовая деятельность строятся по социалистическому принципу.

 Я так понимаю, что речь идет о наследии Германской Демократической Республики?В том-то и дело, что нет! Почти все эти общины расположены в западных землях ФРГ. Вообще прослеживается определенная закономерность… Например, переселенцев из стран СНГ в Израиле совершенно не интересует коллективизм и жизнь в кибуцах. И у «русских» в Европе, имевших за плечами опыт «реального социализма», эксперименты вроде кибуца или коммуны не вызвали особого интереса. Наоборот, они стремились окунуться, наконец, в реальный капитализм, который прежде был закрыт для них.

 Что в Ваших планах?До сих пор я опубликовал около 300 статей о Макаренко, являюсь составителем 8 томов двуязычного «Марбургского издания» Собрания сочинений педагога-писателя, а также 25 выпусков международной серии «Opuscula Makarenkiana», ряд из которых подготовлен вместе с украинскими исследователями наследия А.С.Макаренко.

 Я собираюсь продолжать мои исследования в области историко-биографического макаренковедения для написания биографии педагога-писателя.

Недавно мне было предложено возглавить проект по изданию полного собрания сочинений А.С. Макаренко на лицензионном компакт-диске, который мог бы стать основой для перевода на другие языки, прежде всего английский. Необходимость моего участия в таком проекте была обоснована лестной оценкой моего скромного труда, поступившей из постсоветской России, что меня, конечно же, не может не порадовать...

Я в принципе согласен принять участие в таком проекте, так как фундамент для будущего полного академического издания произведений А.С. Макаренко заложен. Учитывая безуспешные советские попытки опубликовать сочинения классика педагогики без цензорских купюр, так сказать, в неокрашенном виде, наше международное братство друзей А.С. Макаренко, без сомнения, может дать нам свое благословение в работе над столь необходимым материалом.

 Письмо от коллег-макаренковедов о роли Хиллига в будущем издании я получил по рассылке и имею полное право процитировать его: «... осуществить это (издание) можно, только используя колоссальные накопленные фонды Марбургской (ФРГ) лаборатории „Макаренко-реферат“, а также безграничные способности и эрудицию ее руководителя Гётца Хиллига. При этом следует учесть, что Гётц Хиллиг – уже немолодой человек: нам, мировому макаренковскому сообществу надо успеть взять от этого легендарного ученого и педагога все, что он может дать».                                                                                       

                                                                                 *    *    *

 Чтобы лучше понять причины кризиса, происходящего сегодня в среде молодежи, повальной криминализации общества, стоит обратиться к истории. Так как размеры и характер явления, которое называется «беспризорность детей и подростков», сегодня неизмеримо шире и глубже, чем тогда, в 20-е…

 Период конфронтации уже давно позади – впереди лишь перспектива плодотворного сотрудничества! Если мы не хотим, чтобы Антон Макаренко в ходе разрушения всего, что считается советским, был предан забвению в будущей Украине, следует объединить духовные и материальные ресурсы, и издать работы и достоверную биографию А.С. Макаренко, невзирая на политическую конъюнктуру. Только таким путем можно создать надежную основу для последующего научного анализа его вклада в историю педагогики.

 И все же как-то неловко, что биографию нашего земляка будет писать немецкий исследователь…

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 6081
Посмотреть оценки Посмотреть оценки
delete
Іссад Іссад
Іссад Іссад, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 9, Всего рецензий: 1
Читайте также

Россия опять проигралаРоссия опять проиграла

Третье поражение при Черчесове. ...

В Киеве появится "Муниципальная стража"В Киеве появится "Муниципальная стража"

В Киеве идет процесс создания двух правоохранительных общественных формирований: "Муниципальной стражи" с полномочиями для поддержания общественного п ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

07:23 20/02/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление

Комментарии

Потапов Киев
Цитата:
И все же как-то неловко, что биографию нашего земляка будет писать немецкий исследователь…

Очень даже ловко.Лишь бы польза была. В конце концов, неважно, кто откроет полюс, кто первым полетит в космос или кто реанимирует наследие педагогического гения - это будет иметь значение для всего человечества.
15:49 11/05/07
ДА, СОГЛАСЕН....тема очень актуальная...САм бы хотел ее более изучить
15:54 11/05/07
ОЛегу Сокольникову:
Рады будем принять в наше макаренковское сообщество!
17:21 11/05/07
Мендель Винница
Тема очень популярна и является предметом моих исследований. А что такое Макаренское братство?
17:52 25/02/08
Sveta Rybalko Харьков
Спасибо за статью. Макаренко, конечно, глыба. Но сегодня он нам самим, наверное, еще более нужен, чем немцам.
23:14 11/05/07
Потапов Киев
Макаренко - продукт своего времени. Большевистская революция дала мощный коллективистский толчок во всем, в том числе и в педагогике. Макаренко воспринял это и стал развивать с гуманистических позиций. Успех его был великолепен. Это был коллективизм содержания, сущностный колективизм. Но он в конце концов был подавлен коллективизмом формальным, полуказарменным, который и возобладал в СССР. И сегодняшний патологический индивидуализм - это во многом эмансипация от казармы прошлого.
Для реализации опыта Макаренко сегодня нужен новый коллективистский точок революционного характера. Иначе это будут островки в индивидуалистическом море, которые размоет волнами.
16:01 12/05/07
Рекомендует этот материал.
07:23 20/02/10
Друзья! Спасибо за гуманные отклики! С позволения г-на Потапова я использую его блестящий комментарий в ближайшем выпуске макаренковедческого братства?
А тка - очень тронут вниманием к столь непопулярной теме!
10:18 14/05/07

Live

15 мин. назад

Евгений Вермут комментирует материал ДРЯХЛОСТЬ

16 мин. назад

Джудит Алибабаевна рекомендует материал ДРЯХЛОСТЬ

22 мин. назад

Евгений Вермут публикует статью ИВАНОВСКОМУ ВИТЕ (еще с "гражданки")

22 мин. назад

Petro Boriwiter комментирует материал ЩАСТЯ ЗНАЙДЕ ТЕБЕ

27 мин. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал ПОСЛЕСЛОВИЕ (блокнот)

28 мин. назад

Топал-паша комментирует материал Евровидение по-донецки?

29 мин. назад

Топал-паша комментирует материал Евровидение по-донецки?

30 мин. назад

Евгений Вермут публикует статью ДРЯХЛОСТЬ

35 мин. назад

Сергей Власов комментирует материал Евровидение по-донецки?

40 мин. назад

Евгений Вермут комментирует материал Евровидение по-донецки?

40 мин. назад

antov комментирует материал ЩАСТЯ ЗНАЙДЕ ТЕБЕ

41 мин. назад

Евгений Вермут комментирует материал Евровидение по-донецки?

47 мин. назад

Топал-паша комментирует материал Евровидение по-донецки?

47 мин. назад

Топал-паша комментирует материал Евровидение по-донецки?

50 мин. назад

Топал-паша комментирует материал Евровидение по-донецки?

51 мин. назад

Топал-паша комментирует материал Евровидение по-донецки?

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал НІКЧЕМИ ВСІХ ЧАСІВ

1 час. назад

Володимир Бровко публикует статью ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ ч.5. гл.3.

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал ЩАСТЯ ЗНАЙДЕ ТЕБЕ

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Лірична історія

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Ангельське

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Путінське охвістя в прокуратурі м. Києва

1 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал ДОРОГА В НЕБО