О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Интервью  24 октября 2013 16:34:45

Дмитрий Соколов-Митрич: «Хороший репортер – это неприметный шибздик…»

Один из лучших репортеров России считает, репортаж — это драматургия. «Репортаж — это драка с читателем, — поясняет он. — С первых же строк – «в табло» и не давать опомниться ни на секунду. Как только он опомнится — тут же перестанет читать ваш текст».

Итак, известный российский репортер, блогер, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич побывал в Симферополе с мастер-классом по репортажу. Он не только раскрыл коллегам секреты своего мастерства, но и пояснил, почему сотрудников «РР» называют пришельцами из Космоса и чем Крым интересен Москве?

- Дмитрий, вы когда-нибудь мечтали о том, что будете давать профессиональные мастер-классы?

- У меня, конечно, как и у любого нормального человека, были амбиции, я предполагал, что достигну успеха в какой-то области,… но том, что это будет журналистика, репортерство,  и подумать не мог. Скорее, мыслил себя поэтом. (Улыбается). Репортаж – это особый жанр журналистского творчества. И, как и в любом творческом деле, для того, чтобы достичь хорошего, а главное, продолжительного результата – не просто случайно написать одну гениальную книгу и потом всю жизнь быть гениальным писателем, а чтобы из месяца в месяц, из года в год забивать «творческие голы», нужно уметь сдерживать свое самолюбие. И это не какое-то нравоучение - либо ты размениваешься на лавры и «звездишь», либо ты занимаешься делом. Кстати, именно поэтому не очень люблю давать мастер-классы, потому что, в общем-то, это самолюбие. (Улыбается). Кроме здоровых амбиций должна быть некоторая нацеленность на долгосрочные усилия. Есть хорошая поговорка: если хочешь всего и сразу, получишь ничего и постепенно. Можно разменяться на большие деньги и легкие жанры, а нужно нацелиться на то, что ты не сразу чего-то достигнешь, но уж если достигнешь, то прочно.

- Желающих строчить репортажи – множество. Но кто, по-вашему, способен создать хороший текст?

- То, что репортер должен быть дерзким и нахальным – это миф. Скорее, он шибздик. Почему? Потому что люди эдакого актерского типа, которые становятся центром внимания, больше заточены на то, чтобы привлекать его к себе, нежели быть внимательными по отношению к другим. Ну а, как правило, более внимательны и наблюдательны люди тихие. Но это отнюдь не значит, что человеку, от природы артистичному и громкому, нужно заткнуться. Нет, ему просто нужно выбрать какое-то другое занятие. Хотя, знаете, у нас в отделе есть исключении Егор Мастащуков – пишет хорошие репортажи, так что моя теория вполне может быть ошибочной. Но большинство репортеров – это все-таки ходячие тени, потому что репортаж – это самый сложный жанр журналистики, который, для воплощения своих задач, требует от личности способности бороться с собственным «я».

- Кстати, местоимение «я» в тексте - когда оно оправдано и терпимо?

- Репортаж – это не литературный жанр, а, скорее, сценический. И чтобы он лучше получился, нужно представить, что пишешь не повесть, а сценарий к фильму. А сценаристы не якают. Есть у нас автор Андрей Молодык  - он закончил ВГИК, и это очень хорошо видно – у него тексты с минимумом «я» и все предельно по делу.

- Пожалуй, той степени творческой свободы, которая есть у сотрудников вашего издания, позавидует любой журналист – в «РР» тексты в 20-30 тысяч знаков. А можно ли воплотить жанр репортажа в рамках 5-6 тысяч знаков?

- Я ведь не так сразу попал в «Русский репортер». Работая, например, в «Известиях», написал немало небольших репортажей. Однажды меня отправили на выставку похоронных принадлежностей и гробов… написал оттуда репортаж на четыре тысячи знаков. Конечно, за два часа работы раскрыть какую-то сложную тему невозможно, а вот отработать митинг или выставку – вполне. У нас в редакции есть люди, которые работают над материалом очень долго, просто не могут иначе, и делают его прекрасно. А есть те, кто не может работать медленно – им нужно быстро сфокусироваться и выдать нетленку. И вообще, «кирпич» – это не размер, а структура и скучная подача, можно «написать» кирпич и на пять тысяч знаков. Кстати, когда меня позвали в «РР», то я поначалу был уверен, что этот проект не сработает. Почему? Да сколько работал - и в «Известиях», и в «Общей газете», столько и говорили о том, как привлечь молодую аудиторию? Как заставить сограждан читать? Мол, у людей развилось «клиповое сознание» - они не любят длинные тексты, желают, чтобы буквы были покрупнее, а картинок побольше. Однако, «РР» своим существование опроверг этот тезис. И, более того, мы не целились на молодую аудиторию, но она к нам пришла - стала совершенно неожиданным «побочным эффектом», говорящим о том, что смысловые, сущностные тексты, если их писать хорошо, нескучно и по существу, очень даже занимают молодежь.

- Журналистов «РР» часто обвиняют в том, что он, приезжая в какой-нибудь регион страны, смотрит на все так, будто они из космоса. Будто автор никогда прежде не видел ни людей из глубинки, ни образа их жизни.

 - Признаю тот факт, что такие тексты у нас попадаются, мы с этим явлением постоянно боремся.  И слово «космос» здесь очень угадано (улыбается), согласно нашей внутренней терминологии, это означает «писать про инопланетян, а не о согражданах». Но я не согласен с тем, что это основной тренд журнала. Да, невозможно знать все, невозможно изучить жизнь во всех ее проявлениях, но важно уметь относительно быстро погружаться в очередную какую-то реальность. Мастерство в умении погрузиться и понять. Мне кажется, что одна из задач репортерской профессии – это постоянно увеличивать так называемый фонд познания. Каждый раз, трудясь над темой, должно понимать, что ты в этот момент работаешь на будущее. Исходя из того, что ты успел понять и почувствовать сейчас, ты сможешь лучше узнать и почувствовать в будущем. Текст – это как решение сложной математической задачи: абсолютно непредсказуемой до самого конца.

- Дмитрий, случалось ли вам своим текстом нарушить принцип «не навреди»?

- Случало, что после моего репортажа человеку становилось хуже, но не могу сказать, что это произошло из-за того, что я что-то приписал ради красного словца. Но бывало, что герой осознанно пошел на некий риск, чем-то со мною делясь, но я честно предупреждал, что в результате того, что мы напишем, может случиться то-то и то-то. Вообще, стараюсь соблюдать принцип добровольности. И уже давно понял, что бессмысленно пытаться  помочь герою своей публикации. Когда в какой-то момент, при контакте с реальностью, жизненные установки разбиваются, понимаешь, что они, в общем-то, и не нужны. У меня, скорее, человеческая позиция, а не гражданская – я считаю, что любого человека нужно попытаться понять – любой достоин понимания и сожаления. Увы, не всегда получается. Но стараюсь. На мой взгляд, нет плохих людей, есть люди, совершающие плохие поступки, запутавшиеся в себе. Помните христианский принцип: грех и грешник – не одно и то же. Конечно, в репортаже невозможно избежать акцентов, однако следует пытаться не выносить приговоров, быть снисходительным и самоироничным. А если пишешь о положительном герое, то он тексте не должен быть глянцевым. Куда лучше, когда он показан со всеми морщинками и прыщиками. В идеал никто не верит.

- Как скоро вымрут бумажные газеты? Ваши прогнозы.

- Меня, по большому счету, вопрос, на чем именно будет распространяться содержание, волнует в последнюю очередь. Если не на бумаге, а на электронных носителях, даже лучше, потому что не пострадает природа. Но абсолютно уверен, что спрос на высококачественную, профессиональную журналистику будет расти, ведь одна из фундаментальных потребностей человечества – знать и понимать, что происходит. И, в той или иной степени, люди готовы за это платить. И эта услуга будет предоставляться. Да, шершавая бумага может умереть, но глянец (не путать с гламуром). Вообще, журналы в меньшей степени отомрут, потому что изначально их функция в том, чтобы не только информировать и формировать общественное мнение, но и давать ясность. Для многих «РР» – часть самоидентификации, например.

- Некого стиля…

- Да, мол, ты читаешь «РР», и мы уже понимаем, на каком языке с тобой разговаривать. Мне очень нравится словосочетание – «социальный навигатор», наш журнал - типичный социальный навигатор. Нет, это не проводник по жизни, а некий инструмент познания окружающей действительности.

- Это ощущение некой миссии и груз ответственности не гнетет?

- Миссия сейчас не в том, чтобы отобрать у человека свободную волю и наполнить его голову своим содержанием, а в том, чтобы сформировать в России слой активных, ответственных граждан, которые знают, ради чего живут и ради чего нужна страна. Мы не берем на себя ответственность за этих людей, а наоборот, объясняем, что на них, на каждом из нас, лежит ответственность себя и свою жизнь.

- Дмитрий, в Крым профессиональные командировки часто бывают?

- Раньше часто. У меня в Феодосии друзья жили, приезжал к ним. Но в последний раз я был здесь где-то в 2006-м, когда говорили о конфликтах с крымскими татарами.

- То есть, Москве Крым интересен, но только если здесь «оранжевая революция» и конфликты с крымскими татарами?

- Нуууу…. Да, о Крыме действительно в последнее время отчего-то очень мало пишут в России, хотя Крым всегда был для россиян эдаким потерянным раем. Лично мне Крым нравится даже больше, чем наше кавказское побережье, потому что здесь какой-то собственный мир. Все регионы этого небольшого полуострова абсолютно отличаются друг от друга: Севастополь – одно, Ялта – другое, Феодосия – третье, а Бахчисарай – четвертое. Несколько миров в одном. Так что для меня, и для многих моих соотечественников, это - потерянный рай. Ну а что касается молодежи, то она эту трагедию утраты Крыма воспринимает как-то не особо. Для них это уже некая давность. Но, в принципе, Крым как информационный бренд, работает вполне.

СПРАВКА:

Дмитрий Владимирович Соколов-Митрич родился в 1975 году в Гатчине, вырос в подмосковном городе Электросталь. Окончил факультет журналистики МГУ. В юности писал стихи, в 1997 году выпустил книгу стихов «Конверт»; отказался от поэтического творчества, хотя стихи Соколова по-прежнему вызывают интерес у СМИ. В 2007 году написал книгу «Нетаджикские девочки. Нечеченские мальчики». Это была первая в российской журналистике попытка преодоления догматического восприятия проблемы ксенофобии в парадигме «дискриминирумое меньшинство – дискриминирующее большинство». Книга стала для одних откровением, для других вызовом, но никого не оставила равнодушным.

Автор трёх документальных фильмов и шести книг, лауреат премий «Искра», «Гонг», «Правый взгляд», премии правительства Москвы. Ведёт публицистические колонки в газете «Вечерняя Москва», на портале «Взгляд», в православном журнале «ФОМА».

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 6648
Отредактировано: 24-10-2013 [17:32]
delete
Ирина Ковалёва
Ирина Ковалёва, Симферополь, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 3, Всего рецензий: 1
Читайте также

Землетрус у Мексиці: число жертв перевищило 40 осібЗемлетрус у Мексиці: число жертв перевищило 40 осіб

Кількість жертв землетрусу в Мексиці, за попередніми даними, перевищила 40 осіб. Про це повідомив губернатор постраждало від підземних поштовхів штату ...

Дума заинтересовалась реформой образования в УкраинеДума заинтересовалась реформой образования в Украине

В Госдуме России планируют обратиться во многие институции ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

21:41 24/10/13
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Будто и общеизвестные вещи вещает герой материала, но... повторение - мать ученья)))
Хорошо подготовлен материал - по структуре, изложению, оформлению. Разве что не хватило фото героя интервью.

Комментарии

Sveta Rybalko Харьков
Рекомендует этот материал.
21:42 24/10/13

Рекомендує цей матеріал. Чому? Справжній репортер має вміти бути в потрібному місці в потрібний час і головне не хвалитися.

22:14 24/10/13
Юрій Гай Киев
Рекомендует этот материал.
22:33 28/10/13

Live

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Кібер клініка Спіженко обманює онкхворих, видаючи себе за ізраїльський «Лісод»

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Алексей Заднипровский – Новый лжепастор

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал На конференции МАГАТЭ в Вене обсудили вопросы безопасности и соблюдения международных соглашений в области информирования общественности

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал В Запорожской области у моря пенсионеры танцуют твист и танго

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Гармония, дробящая мозги….

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Росія на шляху до Третього Рейху

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал На Чернігівщині діє товариство українсько-крим
ськотатарської дружби «Бірлік»

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Коли "Запоріжсталь" стане раєм?

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Велика мандрівка Україною. 7 перлин Тернопілля

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал АРТЕМ ЯКОВЕНКО НЕ УБИВАЛ АДВОКАТА ЮРИЯ ГРАБОВСКОГО

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Смерч по имени Михо

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Дивакам, яким вдається поєднувати совєтолюбіє і печерний антисемітизм

1 час. назад

Лада Лузвольхв удаляет комментарий к материалу Ессе.Відьма. от Лада Лузвольхв

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал А провокації навіщо?

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Подарунок для командира дивізії РПЦ ФСБ ?

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Путін готує Україні "абхазький сценарій"

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Приколы нашего городка или «Самая народная из народных»

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал ИЗ ЗАПИСОК ШТАФИРКИ. ИЛОВАЙСК. Предварительные
замечания.

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал ИЗ ЗАПИСОК ШТАФИРКИ. ИЛОВАЙСК. Первая из сторон троицы войны, которая «обращена больше к народу».

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Заложники стариков

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Чем полнится информационное пространство Украины перед Генассамблеей ООН?

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал З КОНФЛІКТАМИ ЙДЕМО В ЄВРОПУ

1 час. назад

Антон Перваков рекомендует материал Росія намагається змінити логістику "гумконвоїв". Їх планують відправляти через Білорусь