О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Наука  5 апреля 2013 17:47:57

Автор: social

Астрономические драконы на Руси

2.1.2. Дракон – зодиак

Существуют описания дракона, имеющего атрибуты остальных 11 знаков китайского 12-летнего цикла. Так, дракон имеет усы крысы, рога вола, когти и зубы тигра, брюхо кролика, тело змеи, ноги лошади, бороду козла, находчивость обезьяны, гребень петуха, уши собаки, морду свиньи. Китайские драконы имеют 117 чешуек (треть дней в году). Из них 81 чешуйка янская (мужская), 36 – иньские (женская). Оба числа кратны 9, а именно: 9 х 9 = 81 – это число узловых точек квадрата Мокоши (9), умноженное на девять; 4 х 9 = 36 – число малых квадратов (4), полученных внутри девяти узловых точек в квадрате Мокоши, умноженных на девять; 9 – число Мокоши. Мужские «узловые» точки представляют собой семена, а женские «квадратные» точки представляют собой места для засеяния. Всё вместе составляет собой новую жизнь.

img=1

По представлениям китайцев, убить дракона можно особой железной иглой. Эти обстоятельства напоминают древнерусского Кощея, который обладает аналогичными «цифровыми» возможностями, а игла, булавка в народной культуре является предметом-оберёгом, в котором, тем не менее, содержится смерть Кощеева.

Кощей связан со стихией воды – вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесённые ему Дажьбогом54, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Мары55. В былинах и русских народных сказках воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри56 и действительно получали от этого силу [Афанасьев, 1957]. В сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство – подобно Медузе Горгоне. В сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею. В сказке «Царевна Лягушка» наказывает царевну, надевая на неё мощным заклятием лягушачью кожу57, 58. И, наконец, в некоторых сказках Кощей выступает в образе Огненного змея.

Кощей может оборачиваться иголкой. Отсюда установилось, что смерть Кощея – в игле, которую для этого надо переломить. Типичный пример описания смерти Кощея в сказке: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». В некоторых вариантах сказок упоминается ещё и игла. А.К. Байбурин называет такой принцип «матрёшкой», а Н. Кротова уточняет, что такой принцип «характерен для изображения смерти, а его наглядной иллюстрацией является гроб в доме (дом в доме). То есть в подобной структуре явно присутствует символика смерти (ср. древнеегипетский погребальный обряд, для которого характерно помещение мумии в несколько вложенных друг в друга саркофагов)»59. Добавим, что название «матрёшка» происходит от русского имени Матрёна, то есть Мара (имя богини смерти).

Но ни один из вариантов сказок не говорит о погребении тела Кощея в земле. В карельских, в коми и др. сказках упоминаются «сонные иголки», которые соотносятся с русской сказкой о спящей красавице, уснувшей, уколовшись веретеном (как и игла, это тоже орудие женского рукоделия). Отсюда черпают свою почву и китайские верования в чудодейственность иглоукалывания, а также в секретные точки на теле, втыканием игл в которые можно человека обездвижить.

pic-116.jpg
Рис. 2.1.2.1. Изображения Кощея (слева направо): игольник, орнаментированный телом дракона Кощея (кость, резьба, первая половина 13 в.); фибула с иглой, украшенная двумя драконами (бронза, начало 13 в.); заколка для волос в форме двух змеев: один – по кругу, другой – поперёк (бронза, Армения).

В русской народной традиции кремнёвые наконечники называли громовыми или перуновыми стрелами. Многочисленные загадки про иголку и нитку выявляют связь иглы с идеей движения, контакта с «иным миром». А иголка, которая обеспечивает движение «путеводной нити», «выступает инверсией» всё того же «мирового древа». Б.А. Рыбаков считал, что место нахождения смерти Кощея соотнесено с моделью Вселенной – яйцом – и подчёркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). Напомним, дуб символизирует «мировое древо».

Ввиду своей древности и с учётом поздних христианских искажений имя Кощея вызывает этимологические трудности. Имя КОЩЕЙ родственно названиям плетёных или слоёных предметов: КОШ – «рыболовный снаряд, корзина конической формы»; КОШЕЛЁК – «мешочек, чаще кожаный, для ношения денег»; КОШНИЦА – «корзина»; КОШОЛКА – «корзина, кузов», или плотно составленным: КОШМА – «большой кусок войлока, или многорядный плот из мелкого леса (на Волге)»; КОЧАН – «головка капусты, состоящая из плотно прилегающих друг к другу листьев в форме шара». При этом элементы плетёных предметов переплетены НАИСКОСОК. КОСЁК – твер. пск. «долонь, искосина, перекосина, черта с угла на угол, диагональ», например, «солнце восходит КОСВЕННО, неотвесно к небосклону, наискось», или «солнце КОСИТСЯ, арх. сворачивает с полудня на закат».

КОСОПЛЁТ – «заплётка прутьев, тесёмок, полосок решёткой наискось», например, «плетень плетут впрямую, либо в косоплет». Такой же плетёной является КОШАРА – «овечий загон». Обнесённый плетнём ko – «лагерь, стоянка», др.-русс. кошь – «стан, обоз», укр. кіш – «стан, поселение», белор. КАШЕВАЦЬ – «раскинуть стан», КОШЕВОЙ – «старшина, начальник коша» и т.д. КОСЯКом называется «гурт кобыл с одним жеребцом; стая рыб, птиц и других животных», а КОСЯЧНИК – «вост. табунщик, конепас». В курской области КОСЯ (конь, косяк) – «жеребёнок». В украинском языке КОСЯ – «лошадка». КОСУЛЯ, косушка – «дикая коза семейства оленевых». КОТ – «самец кошки». КОЧЕТ – «петух». KUH – немец. «корова». Англ. OX и немец OCHS – «бык»60.

Все перечисленные животные составляли в древности понятие «богатство». Они приводят нас к термину, обозначающему царя, – ОКСАЙ61 (вспомним сыновей древнерусского царя Таргитая: Липоксай, Арпоксай и Колоксай). С богатством Кощея связывает КОШТ – «расходы на содержание», а на чистоту намерений указывает КОШЕРНЫЙ62 – «очень чистый». А КОСЯК – «мера веревки в 12 сажен», или вообще «целый круг веревки», вят. «поземельная мера в два или три переезда, считая по 1600 квадратных сажен», приводит нас к окончательному пониманию 12-ти цепей, держащих Кощея, злата, над которым он чахнет и его царского статуса.

Б.А. Рыбаков обращает внимание интересный момент сказки «Марья Моревна» (Аф. № 159). Ивану царевичу (Дажьбогу) удаётся дважды увезти с собой похищенную Кощеем возлюбленную (Мару)63. Время, допустимого отсутствия пленницы вещий конь Кощея определяет так: «…Можно пшеницы насеять… сжать её, смолотить… в муку обратить…». То есть время пребывания женщины вне «кощьного» царства равно длительности сезона полевых работ64. Объяснение этого сюжета очень простое и состоит в следующем. Царевна Марья – это образ богини смерти Мары. Царевич Иван – это образ Дажьбога-Солнца. Кошей – это один астрономический год. 22 марта65 на комоедицу (масленицу) Солнце сжигает66 МАРУ на КОСТРЕ (то есть Дажьбог похищает МАРЬЮ у КОЩЕЯ). После этого – до ноября, месяца Скорпиона с жалом – ядовитой иглой на конце люди успевают проделать все полевые работы, а в ноябре в образе Зимы вновь приходит Мара.

Мара и Дажьбог являются прабабкой и прадедом русского народа (дед – Богумир, бабка – Славуня). Свадьбы на Руси игрались весной67, на Красную горку (не христ.) – в мае. В это же время происходило зачатие. Дети рождались в феврале, то есть в то время, когда правила Мара. Кстати, месяц май назван именем древнерусской богини Майи – матери Крышня (Кришны) и жены Сварога, древнейшей богини, которая вышила Солнце, звёзды, Месяц. Всё это – персонажи астральных мифов, мифов о созвездиях, звёздах, планетах, история которых тесно связана с судьбой наиболее ранних представлений русского народа о звёздном небе.

Кощей – это астральная персонификация комического КОСТРА, ПЕРЕКРЕСТИЯ астрономического года, состоящего из четырёх праздников: КОМОЕДИЦА (масленица), КУПАЛА, ОВСЕНЬ, КАРАЧУН. Это две перекрещенные оси звёздного колеса. Кощей – это царь года, царь звёздного хоровода, царь небесных чертогов, в которых представлены другие древнерусские боги – отождествлённые со знаками Зодиака. Это более поздние, развитые представления о Кощее, а изначально, ещё во времена ранних культур крашеной керамики имя КОЩЕЙ обозначало Король-Змей, то есть Главный Змей. А имя Мокоши – Мать-Королева-Змей. Обильный массив древних предметов и изображений двух переплетённых змей – это и есть сюжет Кощей (астрономический год) + Мокошь (Вселенная).

Поскольку изображения созвездий, в частности, Плеяд, на территории Русской равнины известны с верхнепалеолитического времени (30 – 20 тыс. л.н.), то к этому времени и следует относить рождение астрономических знаний. Сформировавшиеся ещё в верхнем палеолите астрономические знания (см. материалы стоянки Сунгирь), получили развитие и в эпоху мезолита, а далее, перешли в неолит. В типологически ранней группе астральных мифов звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги лося, а три звезды ковша этого созвездия – как охотник (или три охотника). Малая Медведица предстаёт как телёнок лося68.

Характерная черта астральных мифов – наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12) созвездий посредством астральных мифов, в которых выступает такое же число животных – вспомним 12 цепей кощеевых. На этих цепях построена система соответствий между 12 созвездиями и таким же числом персонажей и предметов – ЗОН69 (русск, зона, англ. zone, немец. Zone, франц. zone, итал. zona, исп. zona, греч. «зона» и др.). Распространённым мотивом астральных мифов является представление о древнерусских богах, отождествлённых с тем или иным созвездием.

Например, созвездие Плеяд – чертоги Мокоши, созвездие Тельца – чертоги Велеса и т.д. Из приведённой В.И. Далем русской поговорки «весною солнце как раз лицо сварит» (т.е. обожжёт) Н.М. Гальковский пришёл к выводу: «Из этого мы заключаем, что Сварог был олицетворением неба, дающего тепло и соединяющего с землею, т.е. Сварог – это небесный свод, украшенный теплотворным солнцем и опирающийся на землю – горизонт. Итак, Сварог – это видимое небо, твердь с обычными принадлежностями – солнцем и горизонтом. Дети Сварога – огонь и солнце».

Следует отметить, что данный корень с весьма близким кругом значения перешёл путём заимствования и в язык южных соседей славян. В румынском языке слова svarog, sfarogi означает «сушиться», «жарить на жаровне», от них образовано прилагательное sfaroage «сухощава» (о человеке), существительное sfara «удушливый чад, копоть». Весьма показательно, что данное понятие использовалось применительно и к религиозной сфере и П. Сырку даже приводит выражение 19-го века «дела церковные находятся в хорошем состоянии; они не расстроены и сухи (т.е. тверды), как сфарог». Связь между Сварогом и Дажьбогом отмечена ещё автором Ипатьевской летописи и повторена разными славянскими авторами.

На наш взгляд, Сварог – это Сфера небесная, а Дажьбог – это Солнце. Астрологический (астрономический) год на Руси называют «Коло Сварога», из чего обнаруживается связь Сварога с небом. В Архангельской губернии «ваража – всякое созвездие, яркая куча звёзд»70, «что говорит о том, что и на Руси звёздное небо этимологически связано со Сварогом. Вносимый зодиакальными созвездиями порядок в расположение звёзд на небе естественным образом перекликается и с тем порядком, который Сварог, согласно отечественной мифологии, установил и в славянском обществе… О связи этого бога с небосводом свидетельствует и показательный параллелизм в географических названиях Каринтии: рядом с местом Saurachberg, т.е. Саврах(г)ова или Сварах(г)ова гора непосредственно соседствуют Himmelberg, т.е. Небесная гора»71.

И в завершение А.Н. Афанасьев приводит чёткие этимологические данные: «Небо у древних славян олицетворялось в мужском образе Сварога. Название это, по значению своему, равносильно имени Dyus; оно происходит от снк. sur – блистать (sura – бог, т.е. блистающий, светлый = dwa, dues); через поднятие звука r в ar явилась форма suar=svar – небо (т.е. светлое, блестящее), и в более тесном смысле: зодиак72, солнечный путь; в Mater verborum др.-чешское zuor (svor) объяснено также словом: zodiacus»73.

pic-117.jpg
Рис. 2.1.2.2. Образы Кощея (слева направо): «круг» на злаковом поле, изображающий дракона, кусающего свой хвост; кошелёк с изображением дракона с крыльями (кожа, 14 в.); кошелёк с изображением дракона с крыльями (кожа, 14 в.).
pic-118.jpg
Рис. 2.1.2.3. Диск Би с двумя драконами – Кощеем и Сварогом (Восточное Чжоу, Китай).

То, что «греческий» ЗОДИАК – это древнерусский СВАРОГ, не только подтверждается вышеприведёнными лингвистическими, мифологическими и письменными данными, но и не противоречит археологическим данным, обнаруженным на территории Русской равнины. Таким образом, Кощей – это бог-дракон, раскинувшийся на звёздном небе и сплетший из своего тела структуру для нахождения (заточения) других древнерусских звёздных персонажей. По пределам этой структуры раскинул своё тело другой дракон – Сварог, который является ВАРОМ, ВРАГОМ74, то есть оберегателем пространства Зодиака.

2.1.3. Дракон – календарь

В Китае почитается Лунму (Лун Му), Мать Драконов – она вырастила пять драконов и позже была обожествлена. Легенда о Матери Драконов рассказывает, что Лунму была земной женщиной. Её звали Вэнь Ши ( – тёплый, греть, ласковый, нежный; ). Она родилась в 290 г. до н.э.75 в провинции Гуандун, недалеко от Сицзян , Западной реки. Ёе семья происходила из уезда Тэн в соседней провинции Гуанси. Вэнь Ши была второй из трёх дочерей, её отца звали Вэнь Тяньжуй , а мать – Лян Ши .

Вэнь Ши76 часто ходила на реку рыбачить и стирать бельё. Однажды на берегу реки77 она нашла большой гладкий белый камень. Она решила взять его домой78. Но камень оказался яйцом, из которого вылупились пять змеёнышей. Змеи выросли и превратились в пять могущественных драконов. Драконы – это духи воды, имеющие власть над погодой. Поэтому, когда случилась засуха, Вэнь Ши просила своих детей-драконов вызвать дождь79 на её деревню. Дождь пришёл, и засуха закончилась, а благодарные крестьяне дали Вэнь Ши имя Лунму – Мать Драконов и называли её божественной. Когда Вэнь Ши умерла, драконы долго оплакивали её и приняли человеческий облик. Они похоронили Вэнь Ши на северном склоне гор Чжушань (Жемчужных гор).

Матери Драконов посвящён праздник, который проводится в первую неделю пятого месяца по китайскому лунному календарю. На Руси есть аналог этому празднику – русалии. Они проводятся в июне, в первую неделю после летнего солнцестояния – праздника Купалы. Сопровождается играми, гаданиями, завиванием венков. В русальских обрядах и маскарадах участвовали мужчины и женщины, они сопровождались музыкой, пением и ритуальными плясками. Русалии можно приравнять к западноевропейским карнавалам. Подобные обряды были известны и у древних римлян («rosalia») и ряда других народов80.

Китайские месяцы начинают отсчёт с февраля. Вообще Русалии – одни из святок, которые на Руси проводятся четыре раза в год – по неделе после Комоедицы, 21/22 марта (масленичная неделя), неделя после Купалы, 21/22 июня (собственно, Русалии), неделя после осеннего солнцестояния, 21/22 сентября и неделя после Карачуна, 21/22 декабря (Колядки). В древности календари наносились на жезлы. Один такой найден в Сибири. Его развёртка представляет собой двух свитых змеев (см. рисунок 2.1.3.1).

pic-119.jpg
Рис. 2.1.3.1. Древний календарь (Россия, стоянка Мальта, 18 тыс. до н.э.).

В корейской мифологии царь драконов Ёнсин (др.-кор. мири) жил в подводном дворце. Он – хозяин водной стихии, главный из мулькеисинов. Генетически связан с Лунваном. Изображения дракона – атрибуты сана правителя, особенно в период Корё (нач. 10 – кон. 14 вв.). В корейском народном календаре 5 день 1-й луны называют «днём дракона» (ённаль); считалось, что если в этот день зачерпнуть воды в колодце, в котором дракон накануне откладывает яйцо, в течение всего года в доме будет благополучие. На Руси с колодцами связана Мокошь, и её день – пятница.

2.1.4. Этимология термина «дракон»

Этимология термина «ДРАКОН» из словаря М. Фасмера проявляется такая: драгун – «драгун», название кавалериста, произошедшее от имени носителей стяга в виде дракона (dragon). Русское дражить (раздражать), дразнить, дрожать; голл. drijver – «двигающий, гонящий»; англ. driver – то же; драить – «закручивать, затягивать, начищать»; голл. draaien – «крутить»; русск. арханг. дрог, дрок – «канат для поднятия паруса или реи»; дрога – «брус, соединяющий переднюю и заднюю оси телеги», отсюда дрожки – «лёгкая повозка»; укр. дрожка, польск. dorozka – «повозка»; др.-исл. draga – «тянуть»; англос. dragan – то же; норв. drag – «вид паруса», связано с держать; и, наконец, пракельт. *drogon – «колесо»; ирл. droch, польск. droga – «дорога».

Все эти значения, а также учёт других, позволяют сделать следующий этимологический вывод: ДРАКОН – это змей, охраняющий, берегущий дыру, а также свернувшийся вокруг неё колесом, по которому, как по дороге, двигается ось Северного полюса мира. Именно поэтому драконы всегда изображались свернувшимися в кольцо, кусающими свой хвост и кусающими друг друга по кольцу. По-немецки дракон – Drache, Drachen – «(бумажный) змей», а Drachenfels – «места матерей (на бале)» говорит о том, что женщины располагаются вокруг места, на котором непосредственно танцуют.

А дальше из этой этимологии происходит следующее: дракон – у Максима Грека непосредственно из греч. , лат. drac – то же, драка, драхма – греч. монета dracm, нем. Drachme, русск.-цслав. драгъма, ст.-слав. драгъма. То есть и драхма, и драгоценность – это вид сбережений и аккумулирование оборотного капитала торговли. Поэтому первые деньги были изготовлены в виде дракона, свернувшегося кольцом. После деньги превратились шейную гривну, ожерелье, а потом в монисту, исполненную из отдельных монет, а потом и монеты стали выполняться в виде диска с дыркой (отверстием) в центре.

pic-120.jpg
Рис. 2.1.4.1. Дреговичи: 1 – изображение дракона «луница»; 2 – дракончик-«коник»; 3 – стилизация календаря; 4 – реконструкция антропологического типа; 5 – изображение Перуна; 6, 7, 8 – мелкая пластик в виде змея, «кусающего» свой хвост.

Одно из древнерусских племён – дреговичи81 – получило своё название от имени Дракона, потому что дреговичи были расселены вдоль Оси Мира, которая является мифологическим драконом Яже (Ось, Ас, Уж). Вдоль этой оси находится территория Перуна. Ось Мира – это отображение Звёздной Дороги.

Андрей Тюняев, фрагмент книги "Русский Китай: экспорт цивилизации" (2013) http://www.organizmica.ru/archive/804/rk2.shtml#1.2

Астрономические драконы на Руси

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 5913
delete
social
social, Xaghra, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +4
Всего комментариев: 5, Всего рецензий: 4
Читайте также

"Касперський" відкриє вихідний код своїх програм"Касперський" відкриє вихідний код своїх програм

"Лабораторія Касперського" має намір надати вихідний код своїх продуктів для аналізу незалежним експертам. ...

В Британии танкер вместе с якорем поднял на борт торпедуВ Британии танкер вместе с якорем поднял на борт торпеду

Нефтехимический танкер Skaw Provider зацепил якорем лежащую на дне моря торпеду. На лапе якоря, которой был пробит корпус торпеды, неразорвавшийся сна ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

20:05 05/04/13
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Все очень интересно! И давно вы уважаемый у нас не появлялись!
social Xaghra
Спасибо!
21:52 06/04/13
23:00 05/04/13
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
ivp_paster Тернополь
Велика і масштабна, актуальна і цікава, позитивна праця.
social Xaghra
Спасибо!
21:52 06/04/13
ivp_paster Тернополь
Приємне будь-ласка!
15:28 07/04/13
23:39 05/04/13
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно, информативно, логично, ёмко!
social Xaghra
Спасибо!
21:52 06/04/13
02:30 06/04/13
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
viktor trigub Киев
Не пойму, почему с Доком из Зарубежом в конфликте?
social Xaghra
Спасибо!

Док, наверное, что-то недопонимает, вот и русет себе чудовищ.
А, может, он на Ольмерта работает - кто его знает.

(А есть что-то свежее с его стороны?)
21:53 06/04/13

Комментарии

Рекомендует этот материал. Почему? Цікаво.
19:56 05/04/13
Рекомендует этот материал. Почему? Как пример работы с альтернативной историей!
20:05 05/04/13
ivp_paster Тернополь
Рекомендует этот материал. Почему?
Рекомендую!
23:01 05/04/13
Рекомендует этот материал.
23:39 05/04/13
Янаш Законец Винница
Спасибо!статью загнал в закладки smile -надо перечитать,поскольку у меня есть мысли как понимали "оппозицию"=жизнь-смерть.
Можно ли пояснить,что кощей=kostey оказался вне костей=костяк=остов-гены-адам....
В Библии определена оппозиция АДАМ-ЕВА=несокрушимое-эволютивое

Одна из потрясающих вековых глупостей,прижившихся на украинском поле,что политические партии в рамках одного государства могут быть оппозиционными!!!
Потрясающая ДУРЬ=разрешить законом фрагментировать Украинский народ на враждующие части,когда с помощью психополитологии эти части доводят к биологической несовместимости(а это уже генетическая часть биополитики,заложенной в наши мозги)! sad
Помогли! бы разобраться народу,как жить в Ладу при Владе,да не допускать
финт-политикам разрушать единство в народе,підсунув нам чуже слово"нація",которое наплодило на нашей Земле своих деток(всяких национальных)=прожорливых и без совести по отношению к нам,поскольку мы для них чужие,даже варвары!!!нецивилизованные,которых надо прибрать к рукам и установить над нами господство.
Вот этому "дракону экзотивному" служат политические партии,которые установили нашему народу
партийно-политический режим демократии. cry
15:55 07/04/13

Live

27 мин. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Наказание

48 мин. назад

Писатель77 комментирует материал Наказание

59 мин. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Наказание

1 час. назад

Писатель77 комментирует материал Наказание

1 час. назад

Писатель77 комментирует материал Наказание

1 час. назад

Писатель77 комментирует материал Наказание

2 час. назад

Писатель77 комментирует материал Наказание

2 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Наказание

2 час. назад

Морік Моральна Потвора публикует статью ЛЕГЕНДИ СТЕПІВ: Вершник і дракон(продовже
ння) Частина 2

2 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Путина танки и "Грады"

2 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Евтушенко Евгений - этюд В.Новодворской

2 час. назад

Nataliya Shevchenko публикует статью Нардеп Володимир Парасюк знищує українське кіно на замовлення росіян

2 час. назад

Марк Львович комментирует материал Наказание

2 час. назад

Марк Львович комментирует материал Наказание

3 час. назад

Марк Львович рекомендует материал Наказание

3 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Наказание

3 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Наказание

3 час. назад

Писатель77 комментирует материал Наказание

3 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Восьмерка

4 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Восьмерка

4 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Наказание

4 час. назад

Жиго публикует статью Не вір мені.

4 час. назад

Антон Кучко комментирует материал Наказание