О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

Религия  21 января 2013 01:32:27

НИКОПОЛЬ-ДНЕПРОПЕТРОВСК: РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

10 июня 2009 г. Главой областного совета Ю. Вилкулом в г. Днепропетровске была утверждена «Программа развития туризма в Днепропетровской области на 2009—2012 гг.» № 549—19/У [http://www.oblrada.dp.ua/decisions/7/277]. А ныне, на основании распоряжения мэра г. Никополя от 28.11.2011 г. № 309 и на основании поставленных заданий Стратегического плана развития г. Никополя на период 2012—2020 гг., осуществляются мероприятия по созданию программы «Первая Гетманская столица», которые включают комплекс мероприятий по развитию в городе туризма и современной туристической инфраструктуры. По заявлению газеты Репортер, на реализацию данной программы выделено 60,1 млн. грн. [http://reporter-nikopol.net/material.php?st=2431].
Никополь — это старейший город Днепропетровской области, он расположен в юго-восточной её части на высоком правом берегу Каховского водохранилища, в 121 км от Днепропетровска. Научно-обоснованный год основания города — 1639 введен в информационный простор Украины и Европейской цивилизации, отмечен в Национальном Атласе Украины (К.: «ДНВП, Картография, 2007, Карты 24) и внесен в энциклопедию Украины официальной публикацией (К.: 2005, Научная мысль Т3, С.271). В ХVІІ в. Никополь стал военно-общественным и духовным центром Запорожского Казачества, а в 1648 г. — Гетманской столицей Национального Украинского Государства, — колыбелью современной государственности Украины. Здесь казаки избрали Гетманом Войска Запорожского и всей Украины Богдана Хмельницкого. Он и возглавил Национально-освободительную войну украинского народа против Речи Посполитой.
Но город замечателен не только своей богатой историей Казачества и царскими скифскими курганами. Он в не меньшей мере богат и своей духовной культурой, своими старинными православными церквями и храмами, множественными парахристианскими конфессиями и еврейскими общинами, о которых в данной статье и будет идти речь.
Нынешний Никополь современен. Сегодня здесь соблюдаются 34 и 35 статьи Конституции Украины, согласно которым каждый вправе иметь свободу мысли и слова, вольно выражать свои взгляды и убеждения, вправе иметь свободу мировоззрения и вероисповедания и исповедовать любую религию по собственному выбору [http://www.president.gov.ua/content/chapter02.html]. Ни одна из религий здесь не преподается в школах, так как церковь отделена от государства, а школы от церкви. И это правильно, поскольку вера, сопровождающаяся внешними действиями (делами) человека, базируется на его индивидуальном понимании Бога. А поскольку понимание зависит от индивидуального уровня интеллекта, являющегося частью или potentia человеческой души, а не телесного органа — мозга (по мнению Ф. Аквинского [http://philosophy.ru/iphras/library/wealtrue/akvin1.htm] и Арестотеля [http://www.psylib.ukrweb.net/books/arist01/index.htm]), то и понимание Бога у всех разное. Хотя базируется у всех на классических канонах: Библии (ветхом и новом заветах), Торе, Коране ... В современном Никополе ни одна из религий не позволяет себе мономании, о которой прекрасно рассказал австрийский писатель Стефан Цвейг в своей книге «Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина» [http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=62826]. И ни один из толкователей Слова Божьего не имеет исключительного права считаться единственным, кто познал истину. А потому современный Никополь есть открытым для туристов различных вероисповеданий и конфессий, для туристов, интересующихся духовной культурой города в познавательных целях.
И первое с чем смогут познакомиться приезжие гости, это, конечно же, с историей духовной культуры города. До революции 1917 года в Никополе действовало восемь церквей и одна синагога. Но за годы атеизма эти прекрасные архитектурные сооружения один за другим были уничтожены: Покровский собор, церковь Великомученицы Варвары, Николаевская церковь, Кресто-Воздвиженская церковь. Свидетельства очевидцев и документальная хроника рассказывают о том, как люди плакали, когда большевики разоряли храмы. Люди выхватывали из огня иконы и прятали их. И плоды тех жестоких разрушений ощутимы до сих пор. Вот уж, правда: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах — оскомина». Но на исходе ХХ в. руководство страны, увидев, что «слепой» народ приблизился к бездне, начало реконструировать прежние храмы и приспосабливать помещения под церкви. И теперь для прихожан открыты Спасо-Преображенский собор, церковь Рождества Богородицы, Кресто-Воздвиженская церковь и церковь Знамения Пресвятой Богородицы. А иконы, чудом спасенные, вновь украшают Никопольские храмы. И, кажется, что вовсе и не было тех мучительных 70 лет безбожной власти, того атеистического гонения и расстрела священников, сбрасывания колоколов на землю и бросания в костер икон. Кажется, все осознали, что правильно жить без Бога невозможно. Ведь именно религия есть причиной создания искусства, литературы и всего, что было великого. Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности.
Самым удивительным храмом Духа, который рекомендуется посетить приезжим туристам,  есть Спасо-Преображенский собор (рис. 1, 2). Его история необычайна и уходит далеко в прошлое. К сожалению, доподлинных документов, связанных с постройкой этого храма не сохранилось. Но из поколение в поколение от отцов к детям передается предание, что на месте, где сейчас величается грозный собор, когда-то был обычный зеленый пустырь. И местные девченки и мальчишки пасли здесь скотину. Но однажды маленькие пастухи заметили седобородого старца с посохом в руке, который, судя по всему, был странником, пришедшим из далека. Этот дивный старик усердно молился на зеленом поле, кладя земные поклоны на все стороны. И изумленные детишки заговорили с ним, а тот сказал им, «что на этом — необычайном месте будет построен величественный храм, который будет стоять до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа». Вот прошли годы, и предсказание старца сбылось. В 1898 году здесь был возведен храм в честь славного Преображения Господа Иисуса Христа.
img-1
img-2
Сегодня Спасо-Преображенский собор — один из красивейших и наиболее посещаемых храмов города. В праздники божественные литургии проходят здесь при большом стечении народа. А при соборе открылась воскресная школа с бесплатным обучением. И каждый желающий может прослушать программу катехизиса.
Еще одним драгоценным хранилищем Духа, который смогут увидеть гости, является памятник архитектуры национального значения — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (рис. 3). Это одновременно и старейшее здание города, и один из красивейших храмов Никопольского благочиния Криворожской епархии, которым не стыдясь могут хвалиться никопольчане. Храм интересен сразу по нескольким причинам: во-первых, в интерьере сохранились росписи ХІХ в., выполненные выдающимся русским поэтом и художником М. Волошиным; во-вторых, современный иконостас церкви выполнен известным и замечательным никопольским художником Марком Проданом; и в третьих, дата основания, указанная на охранной табличке: 1812, — это важная веха в русской истории. Драгоценному архитектурному строению вот уже 200 лет! Но оно мужественно выдержало все капризы двухвековой истории, прекрасно сохранилось, функционирует и охраняется государством как памятник национального значения.
Этот Храм сооружен в стиле классицизма. Кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане, с полукруглой апсидой и пристроенной с запада прямоугольной колокольней, одноглавый, четырехскатный. Отличается компактностью масс, приземистым силуэтом. На северном, южном и западном фасадах — четырехколонные дорические портики, стены опоясаны раскрепованным карнизом. В интерьере делится на три нефа, в западной части расположены хоры. На парусах и конхе — апсиды. Колокольня — двухъярусная, второй ярус прорезан арками, завершена куполом [http://sobory.ru/article/?object=12722].
img-3
Но самой любимой церковью никопольчан, чувства к которой прошли испытание временем, является Крестовоздвиженский Храм (рис. 4). У него особая и неповторимая история. Эта церковь единственная, которую горожане не оставляли даже в периоды самых жестоких гонений. А попыток повесить на церковь амбарный замок было не счесть. История её возникновения уходит корнями в ХІХ столетие. А в 1930-х годах здание Храма было до основания разрушено. Но вера прихожан оказалась сильней. И даже в лютые годы Отечественной войны люди продолжали собираться вместе для проведения Богослужений. А в 1944 г., когда Никополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, никопольчанка Агафья Степановна Занудько подарила сильной духом общине свою собственную сельскую хату. И талантливые трудолюбием прихожане-умельцы своими руками соорудили из хаты Храм. Вымостили внутренний двор, воздвигли каменную ограду, перекрыли кровлю, изготовили и установили купол с крестом. Вот так в 1944 г. был создан не просто исторический памятник культуры, а дом сердечной духовной молитвы Богу.
img-4
Еще одной изюминкой города с необычной и неповторимой историей является Никопольский Храм в честь иконы "Знамение Пресвятой Богородицы", построенный в 1921 г. купцом Гусевым (рис. 5, 6). Это была его семейная купеческая церковь, которая отличалась от других православных храмов и была единственной старообрядческой церковью на всю Никопольщину. При удивительных обстоятельствах, церковь и в дальнейшем не переставала быть в некотором роде семейной для многих поколений маленьких никопольчан. В 1955 году её здание отдали под спортивный зал школе. Это было не этично, но ребятишки-школьники с удовольствием приняли такой невероятный и чудесный подарок. Теперь Храм отреставрировали и при нем открыли воскресную школу, где уже нынешние детишки учат Закон Божий и занимаются хоровым пением и рукоделием. И с каждым годом церковь все больше обновляется и благоукрашается. Ныне здесь выстроена новая колокольня из красного кирпича, сделан новый иконостас и настенные росписи, а из Воронежа привезены семь колоколов. Их сладкий малиновый звон слышен теперь по всей округе. Сама же церквушка стоит почти у самого берега Каховского моря и сверкает на солнышке своим красивым позолоченным куполом.
img-5
img-6
Но наряду с вышеназванными правослаславными Храмами и их верующими прихожанами, в Никополе существуют и другие парахристианские конфессии: Церковь Свидетелей Иеговы, Церковь Христиан Пятидесятников, Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня и Церковь Евангельских Христиан Баптистов. Основным отличием этих конфессий является то, что они почти не используют в своих Богослужениях икон, которые в православии являются предметом особого почитания, и считают поклонение перед иконами — нарушением первых двух заповедей, данных людям Богом через Моисея. Но все из названных здесь ветвей христианства уверенно считают Иисуса Христа сыном Единого Бога (кн. Второзаконие 6:4).
Сейчас в Никополе с каждым годом воздвигаются новые храмы и кладутся фундаменты новых церквей. И уже открыты для прихожан Храм Трех Святителей, Свято-Николаевский Храм, Свято-Троицкий Храм, Храм в честь иконы Божьей Матери «Целительница», Храм в честь преподобного Иоанна Дамаскина, Храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радосте», Храм в честь прп. Иова Почаевского, Иоанно-Предтеческий Храм. И словно грибы после дождя растут новые часовни. Одной из таких является чудесная часовня Покрова Пресвятой Богородицы (Заступницы) (рис. 7). Она удивительна своим месторасположением — поставлена в сквере на ул. Никитинской против памятника В.И. Ленину и символизирует собою миг стретения двух великих эпох истории: атеистического социализма и свободного в этических взглядах капитализма.  
img-7
Также в Никополе есть и еврейские общины: Никопольское отделение Еврейского Агенства «Сохнут», которое с 1998 г. сотрудничает с благотворительной организацией «Хесед Элиягу» [http://www.bizslovo.org/content/index.php/ru/istoriya-nikopolya/139-zagalni-vidomosti/464-obschina.html], и Мессианская община «Бейт Эль», образованная в1994 г. [http://beitel.in.ua/ , http://vk.com/club27505806]. Следует сказать, что в нынешнее время отмечается повышенный интерес к духовной культуре и традициям еврейского народа, который большей частью вызван высокой организованностью евреев, созданием их независимого государства Израиль в 1948 г. и чередой арабо-израильских конфликтов в последние годы. Но общины Никополя не так многолюдны, а потому не имеют собственной хоральной синагоги. Их штабы размещены в небольших помещениях — культурных центрах, которые занимаются, в основном, оказанием материальной благотворительной помощи евреям пожилого возраста и инвалидам, обучают еврейских детей и молодежь родным традициям, языку, истории и заботятся об их всестороннем культурном развитии. А потому гостям Никополя, совершающим религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности, для лучшего знакомства с духовными традициями еврейского народа рекомендуется посетить удивительную жемчужину города Днепропетровска — Хоральную Синагогу «Золотая Роза».
Вершины этого невероятно красивого строения с мелодичным фольклорным названием видны еще с Екатеринского проспекта в центре Днепропетровска (рис. 8). Но настоящее название синагоги звучит как «Турей Захав», — в честь произведения раввина и галахиста Давида бен Шмуэля ха-Леви  (1586-1667), создавшего ритуальный кодекс для верующих евреев, который, по существу, является комментарием к кодексу Шулхан арух [http://www.eleven.co.il/article/11357]. Настоящее значение названия синагоги со временем забылось и его стали произносить как «Турей Рейзл» («Золотая Роза»).
img-8
Проходя по улочке Шолома Алейхема невозможно не заметить красивое здание с формой фасада в виде конической крыши и звездой Давида в её центре, украшенного четырехколонными дорическими портиками. Это и есть синагога «Золотая Роза» (рис. 9). Её история — три разных жизни. С 1852 до 1929 гг. здесь был молитвенный дом общины иудеев. С 1929 г. здание было передано союзу швейников для организации рабочего клуба и до 1996 г. выполняло функции просветительского центра, но уже в новом, социалистическом смысле. А после реставрации, в 2000 г. здесь был торжественно открыт многофункциональный культурный комплекс, в котором теперь расположены: синагога, общественный центр, музейно-исторический комплекс (музей Холокоста), библиотека, благотворительные заведения и прочие учреждения  [http://realnest.com.ua/information/articles/173]. Тогда в церемонии открытия принимали участие руководители города и области, чрезвычайный и полномочный посол Израиля в Украине Анна Азари, председатель днепропетровской общины Г. Боголюбов, народный артист и почетный гражданин города Днепропетровска Иосиф Кобзон, а также другие известные деятели. Из Иерусалима специально доставили свиток торы.
img-9
Холл здания синагоги украшают великолепные золотые розы, а над центральным входом в молитвенный зал  сделана надпись: «Слушай, Израиль, Господь — Б-г наш, Господь один» (рис. 10). Но есть особенная деталь: центральный вход предназначен только для мужчин, так как места моления женщин и мужчин в синагоге отделены.
img-10
Для женщин здесь построен отдельный балкон-зал (рис. 11). Он находится двумя этажами выше. И только взойдя на него, женщины могут понаблюдать сверху за ходом богослужений, поучиться законам Бога, листая странички Торы, и тихонько почитать молитвы (рис. 12). Правом проведения богослужений в синагоге наделены только мужчины.
img-11
img-12
Во дворе размещен культурный центр «Менора», что состоит из семи высотных башен, символически представляющих собой подобие Храмового семисвечника. И на одном из его этажей находится библиотека еврейского общинного центра имени Мери Клиоц (рис. 13). Библиотечный фонд здесь насчитывает сотни книг по истории еврейского народа и еврейской общины. Одной из таких является книга «Євреї Дніпропетровщини: історія та сучасність» автора О. Ю. Ростовцева, на первой странице которой содержится обращение председателя Днепропетровской областной государственной администрации, господина А.Ю. Вилкула.
img-13
А если спросить классику еврейской литературы, то вежливый библиотекарь предложит следующие книги: «Время неприкаянных» (автор — лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель), «Страсти» (автор — известный еврейский писатель Исаак Башевис Зингер) и книгу интеркомедий еврейского автора-юмориста Аркадия Иосифовича Хайта (рис. 14). Но, кроме того, на всякий случай, книгу Эфраима Севела «Продай свою мать», автор которой учит другие народы и нации не доверять свои душу и сердце евреям. В этой книге затрагивается важный вопрос: «что значит кровная мать в судьбе еврея?». В ней речь о том, что у народов мира нет обязательных законов, регулирующих национальную принадлежность. Но у евреев он есть и существует столько веков, сколько существуют они. Этот закон прописан в Торе, в книге Дварим (7:3.4), в Талмуде, в трактате Кидушин 68, его устанавливает Шульхан Арух, раздел Эвен Хаэзер, гл. 8, закон 5, а также о нем говорит Соломон в книге Притчей: «Не оставляй Тору матери своей…» (Мишлей, 1:8, в толковании Псахим, 50б). И гласит этот закон следующее: евреем является тот, кто рождён от матери еврейки. Таким образом, еврей — это не национальность в обычном понимании, а статус принадлежности к национальности, которым наделяются исключительно по роду кровной мамы. Таким образом, дети, рожденные от еврея-отца и не еврейки-матери, евреями не считаются.  
img-14
Развитию детей и молодежи еврейская община уделяет особое внимание. Для них в центре работают различные клубы и кружки, проводятся досуговые и семейные программы. Малыши занимаются уроками музыки и рисования, оттачивают технику чтения и грамматику (рис. 15, 16). А молодежь посещает школу искусств, шахматный клуб, школы танцев и актерского мастерства, киностудию [http://www.djc.com.ua/obchina/project/?id=7795]. А летом для них открыты оздоровительные лагеря в Крыму и на берегу Азовского моря [http://www.djc.com.ua/obchina/project/?id=7786].
img-15
img-16
Община синагоги «Золотая Роза» представляет собой иудейское религиозное движение Хабад-Любавич (с ивр. " означает — мудрость, понимание, знание), которое является любавическим хасидизмом. Основателем данного движения в 1772 году стал ребе Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (1745—1813) — каббалист, основатель хасидского движения Хабад. Но настоящим лидером для общины ныне является любавический ребе Менахем-Мендл Шнеерсон (1902-1994), — один из виднейших еврейских деятелей XX века, выпускник Сорбонны, ученый, владеющий несколькими европейскими языками, благодаря которому Хабад начал приобретать выраженный мессианский характер. Теперь Мендл Шнеерсон объявлен лидером (главой) поколений [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B4 , http://djc.com.ua/rebe].
Сущность учения хасидизма любавический ребе объяснил в своей речи 19 Кислева 5726 года (декабрь 1965) так. Сущность хасидизма заключается в привлечении к миру нового Света Эйн Софа Баруг Гу то есть глубокой и непознаваемой Сущности Бога, которая не поддается определению, в отличие от тех проявлений Бога по отношению к сотворенному, о которых мы все же можем высказать некоторые суждения. Например, таких как Всемогущий, Милосердный и тому подобное. То есть имеется в виду возобновление и усиление Божественного влияния по принципу «пробуждение снизу вызывает пробуждение сверху». И кроме того, сущность учения хасидизма можно вывести из сущности Машиаха (Мессии). От быстроты распространения в мире хасидизма зависит и быстрота приближения дня прихода Машиаха. А Его приход ознаменует собою такие важные события: 1) еврейский народ наконец-то освободится от наказания изгнания; 2) станет возможным всеобщее достижение мудрости и таким образом постижение Творца; 3) изменится облик всего мира, так как произойдут глубинные изменения в его основах; 4) станет возможным раскрытие Божественности на ступени, стоящей выше связи с природой, по причине того, что во всем существующем будет ощутимо проявляться Божественное Имя «Я был, есть и буду» (одновременно), - не ограниченное временем и пространством [http://chassidus.ru/inyono/inyono_shamir.htm#_ftn14].
Таким образом, еврейская община Днепропетровска не считает Иисуса Христа сыном Единого Бога и ожидает пришествие другого Машиаха (Мессии), а все христианские движения, существовавшие и существующие доныне, считает философской ошибкой. Знакомство с данными основами хасидизма заставит туристов-христиан серьезно задуматься над основами христианского учения, провести инвентаризацию всех своих знаний и подумать над вопросами: «почему иудеи не приняли Иисуса как Мессию?» и «почему Новый Завет Иисуса за короткий период времени смог оказать сильнейшее влияние на сознание стольких людей планеты?». Это станет серьезной проверкой их знаний и веры.
Нельзя не отметить искренних настроений евреев Днепропетровска, проявляющихся в неформальном общении. Они считают, что быть евреем сегодня — модно, а время, когда это было опасно, — в прошлом. Быть евреем из Иерусалима — престижно, а евреем из Днепропетровска — непревзойденно. И, наверное, для подобных настроений есть веские основания. Ведь к 1897 году евреи Екатеринослава (ныне Днепропетровска) составляли более 36% городского населения. А еврейским промышленникам тогда принадлежало около четверти предприятий всей губернии, которые выпускали продукцию почти во всех сферах деятельности. Да и сегодня масштаб еврейского возрождения в Днепропетровске удивляет всех. Из 50 тысяч днепропетровских евреев 40% принимают посильное участие в общественной жизни [http://dnepr.info/news/region/photo-menoradnepr]. А любавические хасиды при этом мудро улыбаются и говорят: «А как может быть иначе! Ведь Днепропетровск — город Ребе!» [http://nash-dnepr.livejournal.com/1640.html]. С нескрываемым удовольствием они называют город Днепропетровск еврейской столицей в Украине (рис. 17).
img-17
Наряду с синагогой «Золотая роза» действует и старая синагога по ул. Миронова, 9, где также проводятся культурные мероприятия (рис. 18). Например, в августе 2012 г. был проведен женский фарбренген (хасидское застолье) [http://djc.com.ua/news/view/new/?id=490], в честь Дня памяти глав поколений раби Леви-Ицхака Шнеерсона (1878—1944) и раби Менахема-Мендела Шнеерсона (1902—1994). Был показан документальный фильм из цикла «Звезды в ночи», где речь шла о людях, соблюдавших традиции своих отцов даже в самые трудные годы еврейской истории. Основными тезисами вечера были: 1) еврей без веры в Бога — не еврей, — ошибка; 3) доброй памяти достоин каждый умерший человек, не только еврей; 3) наивысшая жертва еврея во времена Холокоста — умереть за Бога, а наивысшая жертва еврея сегодня — жить для Бога добродетелями. И все же, нераскрытым остался вопрос: почему главами поколений (коллективной душой, искрой души) считаются ребе, в то время как знания Торы и статус "еврей" они получают от мамы (Мишлей, 1:8, в толковании Псахим, 50б)?
img-18
Конечно же, фарбренген, посвященный даже такому печальному событию, как скорбной памяти о великих ребе, не вправе был завершиться грустно. Ведь все дела ребе — во имя Бога и счастья будущих поколений. А потому он завершился радостью — дружным танцем еврейских женщин под удивительную мелодию песни (рис.19). Возможно, Baruj Ata Adonai Eloheinu.
 
 
img-19
 
Религиозный туризм маршрутом Никополь-Днепропетровск:
1.Спасо-Преображенский собор (г. Никополь, ул. Преображенская, 113, в 500-х метрах от Никопольского районного исполнительного комитета). 
2.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (расположена в западной части Никополя по ул. Войкова, 36, на выезде из города в направлении Херсона и Кривого Рога).
3.Крестовоздвиженский Храм (г. Никополь, район Лапинский, ул. Чехова, 39).
4.Храм в честь иконы "Знамение Пресвятой Богородицы" (старая часть города Никополя, ул. Шевченко, 6).
5.Никопольские Храмы: Храм Трех Святителей (район города "Северный поселок"); Свято-Николаевский Храм (район города "Новопавловка"); Свято-Троицкий Храм (возле районной больницы); Храм в честь иконы Божьей Матери «Целительница» (район 1-й горбольницы); Храм в честь преподобного Иоанна Дамаскина (район Лечебно-Диагностического Центра); Храм в честь прп. Иова Почаевского (микрорайон "Трубник-2"); Иоанно-Предтеческий Храм (микрорайон Жуковского).
6.Часовня Покрова Пресвятой Богородицы (Заступницы) (старая часть города Никополя, сквер по ул. Никитинской).
7.Парахристианские конфессии: Церковь Христиан Пятидесятников (г. Никополь, ул. Усова, Городской Дом культуры); Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня (г. Никополь, ул. Никитинская, 37/1); Церкви Евангельских Христиан Баптистов (г. Никополь, ул. Кольцова, 19; ул. Усова, 36-а; ул. Тельмана, 2); Церковь Свидетелей Иеговы (г. Никополь, ул. Головко, 2).
8.Хоральная Синагога «Золотая Роза» (г. Днепропетровск, площадь Демьяна Бедного, ул. Шолом Алейхама, 4).
 
Список источников информации:
  1. Рішення обласної ради Про програму розвитку туризму в Дніпропетровській області : [Електронний ресурс] / Сайт Дніпропетровської обласної ради / Режим доступу : http://www.oblrada.dp.ua/decisions/7/277
  2. Кучегуркова Ольга. Историю Никополя хотят сделать козырной картой : [Електронний ресурс] / Никопольская городская газета «Репортер» / Режим доступу : http://reporter-nikopol.net/material.php?st=2431
  3. Стаття 34, 35 Конституції України - Розділ II. Права, свободи та обов'язки людини і громадянина : [Електронний ресурс] / Сайт Адмiнiстрацiї Президента України / Режим доступу : http://www.president.gov.ua/content/chapter02.html
  4. Фома Аквинский. О единстве интеллекта против авероистов : [Електронний ресурс] / Электронная библиотека http://philosophy.ru / Режим доступу : http://philosophy.ru/iphras/library/wealtrue/akvin1.htm
  5. Аристотель. О душе. : [Електронний ресурс] / Электронная библиотека http://www.psylib.ukrweb.net / Режим доступу : http://www.psylib.ukrweb.net/books/arist01/index.htm
  6. Стефан Цвейг. Совесть против насилля: Кастелио против Кальвина : [Електронний ресурс] / Электронная библиотека http://www.e-reading-lib.org / Режим доступу : http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=62826
  7. Никополь. Церковь рождества пресвятой Богородицы : [Електронний ресурс] / Народный каталог православной архитектуры / Режим доступу : http://sobory.ru/article/?object=12722
  8. Гросман Х.Н. Община : [Електронний ресурс] / Бібліотечно-інформаційний центр «Слово» / Режим доступу : http://www.bizslovo.org/content/index.php/ru/istoriya-nikopolya/139-zagalni-vidomosti/464-obschina.html
  9. Никопольская еврейская мессианская община Бейт Єль : [Електронний ресурс] / Официальный сайт общины / Режим доступу : http://beitel.in.ua/
  10. Никопольская еврейская мессианская община Бейт Єль : [Електронний ресурс] / Социальная сеть «В контакте» / Режим доступу : http://vk.com/club27505806
  11. Давид бен Шмуэль ха-Леви : [Електронний ресурс] / Электронная еврейская энциклопедия / Режим доступу : http://www.eleven.co.il/article/11357
  12. Три жизни Золотой Розы : [Електронний ресурс] / Сайт газеты realnest.com.ua / Режим доступу : http://realnest.com.ua/information/articles/173
  13. Культурная жизнь Еврейской Общины Днепропетровска : [Електронний ресурс] / Сайт Днепропетровской еврейской общины / Режим доступу : http://www.djc.com.ua/obchina/project/?id=7795
  14. Социальные программы Еврейской Общины Днепропетровска: [Електронний ресурс] / Сайт Днепропетровской еврейской общины / Режим доступу : http://www.djc.com.ua/obchina/project/?id=7786
  15. Хабад : [Електронний ресурс] / Википедия, свободная энциклопедия / Режим доступу : http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B4
  16.  Седьмой любавический Ребе, раби Менахем Мендел Шнеерсон : [Електронний ресурс] / Сайт Днепропетровской еврейской общины / Режим доступу : http://djc.com.ua/rebe
  17. Сущность учения хасидизма : [Електронний ресурс] / Сайт «Хасидус по-русски» / Режим доступу : http://chassidus.ru/inyono/inyono_shamir.htm#_ftn14
  18. В начале 2012 года в Днепропетровске откроется еврейский центр : [Електронний ресурс] / Единый информационный портал dnepr.info / Режим доступу : http://dnepr.info/news/region/photo-menoradnepr
  19. Днепропетровск — город Ребе! : [Електронний ресурс] / Блоги на Днепропетровском городском портале / Режим доступу : http://nash-dnepr.livejournal.com/1640.html
  20. Женский фарбренген в честь Дня памяти раби Леви-Ицхака Шнеерсона : [Електронний ресурс] / Сайт Днепропетровской еврейской общины / Режим доступу : http://djc.com.ua/news/view/new/?id=490

 

Количество просмотров: 7795
Отредактировано: 18-05-2013 [22:00]
delete
Галина Самойленко
Галина Самойленко, Днепропетровск, свободный журналист "ХайВей"
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 8, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

Рекомендує цей матеріал. Чому? Це не вірне визначення - релігійний туризм. Є паломництво по святим місцям, і є просто туризм, хай навіть і по релігійним обєктам. Бо при паломництві обовязковою є участь в Божественній літургії. В туризмі - просто огляд старовини.
20:27 21/01/13
Галина Самойленко Днепропетровск
Микуло, визначення «релігійний туризм екскурсіно-пізнавальної спрямованості» брали з новітнього довідника, в якому докладно тлумачаться різновиди туризму. А в розробці програми круглого столу, присвяченого темі туризму на Дніпропетровщині (його різновидам), приймали участь два кандидати наук, один з яких співпрацює з відділом культури і туризму і є виконавцем певних програм міського рівня.

Та я, начебто, стилістично витримала статтю відповідно до визначення «релігійний туризм».

Ось тут: http://tourlib.net/books_ukr/vt3-6.htm є роз’яснення чим відрізняється релігійний туризм від паломництва.

А ось фрагмент визначення: «У релігійному туризмі ексурсійно-пізнавальної спрямованості основною формою подачі матеріалу є екскурсія, а для його розвитку велике значення мають ЕКСКУРСІЙНІ РЕСУРСИ (пам'ятники культової архітектури і скульптури; РЕЛІГІЙНІ СВЯТА, ТРАДИЦІЇ, ЗВИЧАЇ, ОБРЯДИ; виставки, музеї при монастирях) і інформаційні ресурси (дані Інтернету, ЛІТЕРАТУРНИХ І ХУДОЖНІХ ТВОРІВ, наукова інформація, НАРОДНИЙ ЕПОС, МІФИ, ПЕРЕКАЗИ). Зробити їх доступними для іноземних туристів - завдання організаторів цих поїздок. Це досягається шляхом використання рідної мови іноземців при проведенні екскурсій, РОЗПОВІДЕЙ ПРО цікаві пам'ятки, ТРАДИЦІЇ ТА ОБРЯДИ, ПОРІВНЯННЯ З ОБРЯДАМИ, ЗВИЧАЯМИ ТА ТРАДИЦІЯМИ ВИХІДЦІВ З ІНШИХ КРАЇН».

---------
Я Вам вдячна за рекомендацію.
22:54 21/01/13
Я не хочу з вами вести полеміку на цю тему. Тільки не вірте ви кандидатам з більшовицькою свідомістю і довідникам, що написані ворогами Бога - не вірте. Туристів від релігії не існує, а є паломники і є прості туристи, прості, а не релігійні. Бо ті що вірять Богу і подорожують з метою відвідати святі місця здійснюють паломництво. І це в усіх релігіях так, і в християнстві, і в ісламі, і в іудаїзмі, та й в інших багаточисельних релігіях такі подорожі називаються паломництвом, а не туризмом.
20:24 22/01/13
Галина Самойленко Днепропетровск
Добре, Микуло, нехай буде по-Вашому. Вірю, Ви більш досвідчений в питаннях релігії. І, мабуть, краще знаєте різницю між Біблією і Кораном, між Торою й Писаннями пророків і Старим Заповітом.
23:46 22/01/13
Дякую Галино за порозуміння. Просто коли пишете на релігійну тематику слід звертатися за розясненням саме до церкви, а не до світських тлумачів, та ще й таких, що є непримиримими атеїстами.
19:51 23/01/13
Larisa Potapova Днепропетровск
Рекомендует этот материал.
21:39 21/01/13
Галина Самойленко Днепропетровск
Я щиро Вам вдячна, Ларисо.
22:57 21/01/13
Larisa Potapova Днепропетровск
19:45 23/01/13

Live

............

6 час. назад

ivp_paster рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

6 час. назад

ivp_paster рекомендует материал Ректор НМАУ віддав премії студентам!

.........

13 час. назад

viktor trigub публикует статью Планетарний бас Анатолій Кочерга отримав звання Почесного професора НМАУ

...

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Ректор НМАУ віддав премії студентам!

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Реальнiсть....

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Рiзноманiття осенi

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Украiна i я.....

14 час. назад

Влочега рекомендует материал ВТОМЛЕНИЙ ДЕНЬ...

15 час. назад

Влочега рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

...

17 час. назад

Горбатюк Микола публикует статью Мої передвиборчі обіцянки на уявних \"Біг-мордах\":

17 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

19 час. назад

viktor trigub публикует статью Ректор НМАУ віддав премії студентам!

...

1 дн. назад

Вікторія Івченко публикует статью \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"