О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Наука  14 августа 2012 22:34:32

Почему графологию считают лженаукой, и что действительно можно узнать по почерку?

Почему графологию считают лженаукой, и что действительно можно узнать по почерку?

Какие только методы не придумывало человечество, чтобы проникнуть в тайны личности! Где только ни искало зашифрованные черты характера – и в положении звезд на небе, и в линиях на ладони, и даже в шишечках на черепе! На фоне этих сомнительных попыток графологический метод кажется куда более убедительным. На первый взгляд.

Как же обосновывают свои методы современные графологи?
То, что почерк индивидуален и неповторим, как отпечатки пальцев, хорошо известно всем (особенно криминалистам). Но отпечатки пальцев даны от рождения и о Вашем характере вряд ли что-либо расскажут. А вот почерк напрямую связан с деятельностью мозга.
Как бы ни учила нас учительница правильно выводить буквы в прописи, надолго школьная однотипность почерка не задерживается. Постепенно почерк становится беглым и обретает у каждого свои неповторимые черты. Подделать почерк, конечно, можно, но грамотный эксперт почти всегда установит подделку. Ведь индивидуальный стиль написания текста чаще всего воспроизводится нами неосознанно и эту неосознанность даже талантливый мошенник не в силах воспроизвести на 100 %. Скорость его письма либо замедлится (и это сразу заметит опытный глаз), либо потеряет какие-то особенности оригинала.

Так вот, графологи считают: раз мозг подсознательно «руководит» рукой пишущего, то значит между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна присутствовать связь. Следовательно, при развитии и изменении характера почерк тоже меняется.
В работе с почерком графологи оценивают форму, размер, слитность и наклон букв, направление строк, силу нажима и даже поля, оставленные на листке. Правда, оценивают они их по старому средневековому принципу подобия. Буквы маленькие – писавший бережлив или скуп, большие – щедр или расточителен. Строки взмывают вверх – писал оптимист, понуро сползают вниз – пессимист. И далее в том же духе.

Правда, современные графологи осторожно уточняют, что нельзя делать вывод, рассматривая каждую деталь почерка отдельно от остальных, ведь каждый элемент сам по себе не имеет жесткой связи с какой-то чертой характера. Необходим комплексный синтезирующий подход, когда выявляется «синдром» написания – то есть устойчивое сочетание элементов почерка. Недаром графологи говорят, что их отрасль – не только наука, основанная на графологических таблицах, но и искусство, основанное на опыте и интуиции.
Также они предупреждают, что почерк не может дать точного ответа на вопросы о половой принадлежности, возрасте и семейном положении пишущего. Ведь он отображает психологию, а психологически мужчина вполне может быть женственным, а старец – молод душой.

Несмотря на всё вышесказанное, ученые убеждены, что графология вообще не является наукой, ее методы изначально ложны, а если она и искусство, то это искусство сознательного или неосознанного обмана.

Во-первых, они просят не путать графологов с экспертами почерковедения (даже если в прессе и тех и других именуют одинаково). Именно эксперты официально состоят в службе криминалистики и их цель более прозаична – установить подлинность того или иного документа. Специалисты по научной экспертизе документа должны в совершенстве знать виды бумаги и чернил, а также разнообразные стили написания. Конечно, они, как и графологи, скрупулезно изучают завитушки и наклон почерка, но лишь для того, чтобы установить – вот это писал Вася, а это – не Вася. А вот установить по почерку характер Васи, его склонности и таланты, они благоразумно не берутся. И вот почему.

«Безусловно, почерком управляет мозг, – говорят ученые, и даже уточняют – Не весь мозг, а в основном моторный центр, располагающийся под верхушкой черепа. А вот характер человека такой жесткой локализации в мозге не имеет, поэтому ни о какой связи между оптимизмом и ползущими вверх строчками быть не может».
Конечно, кое-что об особенности психомоторики человека почерк сообщить может, но это только общие показатели, недостаточные для характеристики особенностей личности. Давно подмечено, что при некоторых психических болезнях почерк приобретает специфические черты. Например, почерк шизофреников часто отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью.

О чем же действительно может рассказать почерк?

1) о состоянии органов зрения (допустим, часто с ухудшением зрения размер букв увеличивается, что вовсе не говорит о том, что человек из интроверта вдруг превратился в экстраверта);

А. Ваксберг «Преступник будет найден»:
«Один московский следователь рассказывал мне такой случай. Грабитель на месте преступления оставил дерзкую циничную записку, бахвалился, что не будет разыскан. Записку дали прочитать криминалисту-почерковеду. Изучив ее, эксперт заявил, что у писавшего нет левого глаза: этот дефект зрения выдавали своеобразные неправильности письма. Столь важная улика значительно облегчила розыск преступника. В процессе исследования вывод эксперта полностью подтвердился. Сильно вытянутые в длину, в ширину или наискось буквы, сдвоенные штрихи и некоторые другие особенности выдают человека, страдающего астигматизмом — серьезной болезнью глаз. По этой детали удалось однажды в течение двух суток найти опасного преступника: глазные больницы дали сведения о всех больных астигматизмом, и круг подозреваемых сильно сузился».


2) о строении костно-мышечного аппарата руки и степени его подвижности;

3) об общих особенностях нервной системы и состоянии пишущего (так можно отличить почерк спокойного человека от почерка нервозного);

4) о прилежности и аккуратности (безусловно, безобразный текст на заляпанном жиром листе об аккуратности не свидетельствует, хотя лично я вполне могу представить неряшливого в быту профессора, пишущего тем не менее каллиграфически аккуратными буковками);

5) о системе обучения, иногда – о профессии (допустим, почерк чиновников XIX века отличался особой вычурностью и помпезностью);

6) о частоте писания (лично мной подмечено, что крайне «детский» почерк зачастую свидетельствует лишь о том, что люди просто редко пишут);

7) об условиях, в которых приходится писать;

8) о пишущих средствах.

А вот всё остальное, как говорится, от лукавого.

Скептики словами не ограничились и провели несколько «дискредитирующих» экспериментов.
Так директор психофизиологической лаборатории в Сорбонне А. Бине разослал некоторым известным графологам несколько рукописей, написанных мужчинами и женщинами, профессорами и бандитами. Результаты экспертиз его изрядно повеселили. Например, крупный французский ученый-физиолог был охарактеризован как человек посредственного ума, лишенный ясного мышления. А вот серийный убийца женщин получил следующую характеристику: «Сердце преобладает над остальным, отсюда альтруистичность натуры».

Похожий эксперимент провели Кинг и Кёлер из Канады. Только в роли "подопытных" были не графологи, а самые обычные люди. Им дали образцы почерков и психологические портреты знаменитых писателей, которым они, якобы, принадлежали (на самом деле "пары" подбирались случайно). Когда испытуемых попросили найти связь между почерком и личностью, они тот час стали работать, как заправские графологи, пользуясь тем же принципом подобия: почерк неровный - настроение неровное, почерк стремительный - характер энергичный и т.д.

Еще одну проверку провел и известный криминалист, профессор научной полиции Лозаннского университета А. Рейсе. На этот раз он разослал образцы почерков мужчин и женщин как графологам, так и обычным людям с просьбой установить, какого пола писавшие. Так вот у дилетантов «точных попаданий» оказалось даже больше, чем у мастеров графологии! Недаром графологи сейчас обязательно пишут, что реальный пол и возраст они установить по почерку не могут (мол, могут только «психологический»). То есть выходит, что точные проверяемые факты они определить не берутся, зато субъективные «обтекаемые» – пожалуйста!

Конечно, верить или не верить графологии, решать Вам, уважаемые читатели. Вера – вещь нерациональная.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 7215
delete
Сергей Курий
Сергей Курий, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +6
Всего комментариев: 9, Всего рецензий: 4
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

10:48 15/08/12
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
12:11 15/08/12
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Цікавий матеріал, написаний з гумором...
16:00 15/08/12
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Интереснная тема, приведены различные точки зрения, материал изложен интересно и обстоятельно.
10:30 17/08/12
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Очень хорошая и интересная статья.

Комментарии

Айдын Тарик Симферополь
Увы, Сергей, на вас это не похоже. Видно, вы впряглись в какую-то лямку, гоните килобайты текста. Эта заметка у вас вышла очень поверхностной и циничной. Прежде писать вам надо было ознакомиться с предметом. Теряете марку.
22:38 14/08/12
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал. Почему? рекомендую
10:38 15/08/12
Рекомендует этот материал.
10:48 15/08/12
посмотрите ниже на мой коммент, там об этом.
12:51 15/08/12
На самом ли деле почерк отражает внутреннее состояние человека и его характер? Еще в 90-е годы XIX века несколько крупнейших европейских ученых доказали справедливость этой догадки, подойдя к проверке графологических данных со стороны экспериментальной психопатологии. Они провели ряд интереснейших опытов по изменению личности, а в связи с этим и почерка, под влиянием гипнотического внушения. В этих опытах были проверены многие законы графологии. Например, испытуемого приводили в гипнотическое состояние, внушая ему, что он хитрый, скрытный и т.п., в то же время заставляя писать под диктовку. В каждом случае почерки получались разными, совсем не похожими на почерк данного субъекта в его нормальном состоянии. Скажем, признаки решительности, инициативы и предприимчивости появлялись, если человеку внушали, что он — Наполеон.

Один из исследователей приводит любопытный пример: «У меня на столе детские каракули моей пациентки. Ей сейчас 25 лет. Делаю внушение: «Вам теперь только шесть лет. Как вас зовут?» Ее лицо мгновенно меняется, появляется детское выражение, наивно-приветливая улыбка, округляются глаза. Она вопросительно смотрит на меня и отвечает: «Аня». Я прошу написать это имя. Она берет карандаш, долго слюнявит его и вертит, укладывая в руку, и, медленно выводя палочку за палочкой, чертит буквы. На все про все у нее уходит целых десять минут. Она очень устала, но в то же время довольна и хлопает в ладоши. Я забираю у нее листок и сравниваю два почерка — они идентичны».

Используя установленные графологами-эзотериками связи между почерком и внутренним миром человека, вы и сами можете по особенностям написания им адреса на конверте, прописных букв, расположения полей и т.д. выявить те или иные скрытые свойства личности. Для этого достаточно взять письмо, рукопись, документ с подписью и заглянуть в соответствующий раздел этой статьи.

АДРЕС НА КОНВЕРТЕ

• Если имя и фамилия расположены ближе к левой стороне конверта, то человек, пославший вам письмо, отличается осторожностью, осмотрительностью, проницательностью и хитростью.
• Если имя и фамилия расположены в правой стороне конверта, ваш абонент, скорее всего, бесхарактерен, неряшлив и не склонен к бережливости.
• Когда последние буквы отчества сжаты и опускаются вниз, это говорит о том, что у человека слабый характер, к тому же он еще и распущен.
• Вы получаете послание, адрес на котором написан посередине красивым и уверенным почерком? Это значит, что письмо написал человек, отличающийся изяществом, кокетством и щегольством.

ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ

• Вы изучаете текст. Видите: прописные буквы крупные, написаны каллиграфическим почерком. Это означает, что автор текста отличается бесхарактерностью, несамостоятельностью, упрямством.
• Если буквы узкие и витиеватые, то он тяготеет к сдержанности, умеренности, тщеславию, изяществу и фантазии.

ПОЛЯ

Узкие слева: автор бережлив и мелочен.
Широкие слева: деятелен, широкая натура.
Очень широкие поля с любой стороны говорят о щедрости и хвастливости.
Если поля слева и справа неодинаковой ширины, то этот человек отличается беспечностью и расточительностью.
Бывает так, что левый край постепенно сужается или расширяется. В первом случае это признак эгоизма, бережливости, скупости. Во втором — щедрости и расточительности.

Тот, кто старается заполнить строчками весь лист и не оставляет полей, обычно не оставляет в своей жизни места для других людей.

НАПРАВЛЕНИЕ СТРОК

Все пишут по-разному: одни выстраивают строки ровно, другие задирают их вверх, третьи опускают вниз. О чем это говорит?
Прямые строки: спокойствие, уверенность, сила воли, рассудительность, доверчивость.

«Задранные» вверх: честолюбие, сила воли, храбрость, доверчивость, искренность, самоуверенность, оптимизм.
Идущие книзу: апатия, неуверенность в себе, сентиментальность, меланхоличность.

Если строки волнообразные — это говорит о хитрости, изворотливости и даже бессовестности автора письма.
Некоторым людям свойственно начинать каждое следующее слово выше или ниже предыдущего. И текст становится похож на очень длинную лестницу. Опыт изучения связи почерков и характеров показывает, что первому типу авторов присущи активность, неуверенность, сильно развитое чувство долга, второму — осторожность, честолюбие, выдержка, уверенность, рассудительность.

РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ СЛОВАМИ

Когда промежутки между словами примерно одинаковые и кажутся вам нормальными (не маленькими и не слишком большими), значит, у автора все в порядке в жизни.
Если же расстояние между словами слишком большое, скорее всего писавший письмо человек испытывает трудности в общении. Он хочет занять все возможное пространство, тесня других.

НАКЛОН БУКВ

Некоторые люди пишут так, что буквы словно стремятся лечь на строку. О таких можно сказать, что они невыдержанны, вспыльчивы, обидчивы и сентиментальны.

У иных, напротив, буквы стоят вертикально, как солдаты в строю. Продумывая ответ на письмо или готовясь к встрече с его автором, имейте в виду: у него сильная воля, он отличается самообладанием, сдержанностью, холодностью, нравственностью.
Для большинства людей, по крайней мере пишущих на русском языке, характерен наклон букв вправо. Однако встречаются оригиналы, у которых буквы «смотрят» влево. Им обычно присущи упрямство, сдержанность, хитрость, скрытность, недоверчивость.
У некоторых авторов буквы в строке, точно пьяные, наклонены то влево, то вправо. Это свидетельствует о капризности, неуверенности, нерешительности, развитом чувстве юмора.

Если наклон букв незначителен (не более 30 градусов), об авторе написанных строк можно сказать, что по натуре он сердечен, участлив, отличается логичностью мышления.

Встречается и такой почерк, для которого характерен обычный наклон вправо, но вот одна или несколько последних букв в слове написаны вертикально, словно отсекают его от других или ставят преграду. Людям с такой особенностью свойственны осторожность, сдержанность, капризность, критическое отношение к своим поступкам.

А если почерк косой и к концу слов буквы «ложатся» на строку и, кроме того, все они разной величины, значит, хозяин такого почерка обладает развитой силой воли, чувством долга, очень активен, но в то же время нервозен и испытывает постоянное чувство внутреннего беспокойства.

ФОРМА БУКВ

Она тоже может немало рассказать о характере вашего корреспондента.
Мелкие буквы: наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, честолюбие.
Круглые: гордость, самолюбие, предприимчивость, деятельность, решительность.
Широкие: ум, энергия, беззаботность.
Узкие: сдержанность, скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, педантизм.
Стремительные и округлые: легкий, общительный характер.
Все буквы в словах связаны между собой как бы в одну сплошную линию: хорошо развитое логическое мышление.

СИЛА НАЖИМА

Если у автора письма сильный нажим, то, скорее всего, этот человек отличается усидчивостью, строгим взглядом на жизнь, прилежанием, неповоротливостью.
Если слабый, он бесхарактерен, нерешителен, чувственен и уступчив.

БЕГЛОСТЬ ПОЧЕРКА

Витиеватый почерк говорит о тщеславии, неудовлетворенности, любви к внешнему блеску.
Медленный и спокойный — о невозмутимости, уравновешенности, сдержанности вашего корреспондента.
Дрожащий, угловатый — о нервозности, трусости, неуверенности и нерешительности.
Красивый каллиграфический — признак бесхарактерности, несамостоятельности.
Беглый и размашистый указывает на предприимчивость, активность, любознательность, ловкость, веселый нрав.
Если же буквы в словах отделяются одна от другой, автору лежащего перед вами текста присущи развитая интуиция, мечтательность, рассеянность.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Точка:

"жирная — приземленность, чувственность, развитое животное начало
"малозаметная — робость, нежность, боязливость
"похожая на запятую — любопытство
отсутствие точки — покорность, бесхарактерность.

Запятая:

"короткая и толстая — сила воли, осторожность
"длинная и тонкая — мечтательность, слабость натуры
далеко отстоящая от слова — малодушие, бесхарактерность.

ПОДПИСЬ

Достаточно взглянуть на стоящую внизу документа «закорючку», чтобы уже кое-что сказать о человеке.
"Так, витиеватая подпись говорит о сумасбродстве и горячности
http://planeta.moy.su/blog/sekrety_pocherka/2012-08-15-27078
12:50 15/08/12
Рекомендует этот материал.
13:01 15/08/12

Рекомендую. Якщо б графологію визнавали псевдонаукою, то її б не вивчали у психодіагностиці і криміналістиці. Без графології нинішня криміналістика є неповноцінною. Графологія це наука про людину, її характер, її можливості і навіть про її поступки в майбутньому.

21:42 15/08/12
Рекомендует этот материал.
10:30 17/08/12
Спок Сумы
Рекомендует этот материал. Почему? Интересно.
01:17 20/08/12

Live

4 мин. назад

Khomiaklit рекомендует материал ПРАВДА, люди знають, Є ОДНА!!!

6 мин. назад

Khomiaklit пишет рецензию на публикацию ПРАВДА, люди знають, Є ОДНА!!!

54 мин. назад

кмета олег публикует статью Подготовка велосипеда к велопоходу в Украине

1 час. назад

Назар Слюсар публикует статью Чи варто нам підтримувати Міхо?

1 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью "Неверная жена" (стих Ф. Г. Лорки)

1 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью День начинается с любви

1 час. назад

ITSalesCamp публикует статью Воркшоп: Успешный профиль в linkedin.com

1 час. назад

AirAdvisor публикует статью С декабря плата в 80 долларов уйдет в прошлое, эксперты ждут роста турпотока.

1 час. назад

Славiк публикует статью Все одно

10 час. назад

Белка Белкина рекомендует материал Перестройка в РПЦ МП ч.4

10 час. назад

Белка Белкина рекомендует материал МОСТ

10 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Уймись Киев путиноидов, Грузия его уже изгнала и желает суда над Михо!

11 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

11 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Я — зомби

12 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Про українську політику

12 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Сьогодні о третій... Юля і Саакашвілі. Короткі замальовки.

13 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Я — зомби

14 час. назад

Владимир Некрасов публикует статью СНОВА ЗДОРОВО, ГРАЖДАНЕ?

15 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Уймись Киев путиноидов, Грузия его уже изгнала и желает суда над Михо!

15 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "ГИТАРА" Федерико Гарсиа Лорка

15 час. назад

Жиго публикует статью Благословенний день...

16 час. назад

Писной Андрей публикует статью МОСТ

17 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "ГІТАРА" Federiko Harsia Lorka