О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Общество  26 февраля 2011 20:24:55

Метаморфозы школьного образования-2

Начало темы – http://h.ua/story/310880/  

 

«Замечаю, что большинство школ не учат детей ни зарабатывать деньги, ни мыслить позитивно, ни свободно переучиваться и быть мобильными, ни давать волю своему воображению. А в мире упор делается именно на это… Как разорвать замкнутый круг?» (вопрос читателя газете)

Недавно я взяла в руки знаменитый бестселлер Спока и с удивлением обнаружила в нём главу «Школа». Глава эта начиналась так:

«Главное, чему учит школа, - как найти своё место в жизни. Различные предметы, которые дети проходят в школе, являются лишь средствами для достижения этой цели» (1).

Оказывается, велосипед давно изобретён, рецепт благополучной школьной жизни открыт! Не нужно ничего изобретать! Знания сами по себе – не цель, а средство.

Проблема одна: как открыть глаза на этот рецепт тем, кто составляет программы, тем, кто  учит ребёнка в школе, и тем, кто его туда водит.

*

Вчера я вступила в спор с двумя мамами, которые решали, отдавать ли им ребёнка в школу нового типа. Школа нового типа, по их мнению, - это та школа, в которой сложная программа, и английский с первого класса. Я сказала, что, по моему мнению, школа нового типа – это та, куда ребёнок ходит с радостью. «А где вы видели такие школы?» - спросили меня.

Поскольку меня тоже занимал вопрос выбора школы, я задумалась и вывела для себя три составляющих, три принципа успешного обучения: комфорт, авторитет учителя, интерес.

Комфорт.

Комфорт включает в себя и желание ребёнка идти в школу, и здоровый моральный микроклимат, и физическую безопасность, и хорошее питание, и весёленькие занавески на окнах; но у разных родителей разные требования к комфорту. Для кого-то важнее занавески, для кого-то – безопасность. Практика показывает, что обычно в школе с симпатичными занавесками и с безопасностью всё в порядке, но бывают и другие варианты. Посещая школу, не лишне обратить внимание на состояние туалетов, на перила и ступеньки, на наличие в школе охраны, на состояние школьного дворика, на то, отделена ли средняя школа от начальной, побеседовать с дежурным, который сидит школьном вестибюле, и так далее. Конечно, школа – это храм знаний, но это ещё и дом, в котором ребёнку должно быть удобно; очень часто взрослые недооценивают те страдания, которые приходится испытывать ребёнку в неудобном туалете или при общении с грубой тётей, которая встречает их «на вахте».

Но комфортные условия пребывания всё же мало связаны с обучением. Сейчас появились частные школы, которые, делая пребывание там детей достаточно комфортным, тем не менее, не могут гарантировать им высокий уровень знаний. По крайней мере, статистика моего города показывает, что по результатам независимого тестирования, выпускники частных школ стабильно оказываются на последних местах. То же самое происходит во многих «обычных» среднеобразовательных школах: не предъявляя ученику слишком высоких требований, школа приучает их к тому, что безделье и отсутствие дополнительных нагрузок – это норма, и ребёнок очень болезненно реагирует на попытки родителей перевести его в школу более высокого уровня.

Авторитет учителя.

Дети есть дети, они ещё мало способны к сознательной дисциплине и самоорганизации, то есть им нужен Вожак. К сожалению, истинных Лидеров сейчас в школах мало, и поэтому дети сбиваются в стаю. Причин падения авторитета школьного учителя несколько. Это и низкая зарплата, и пренебрежение роли учителя обществом, и «отсталость» учителей, не знакомых с новыми методиками, с новинками техники и т. д. Но главное в том, что люди по-настоящему позитивные и успешные сейчас редко идут работать в школу. Вспоминая свои школьные годы, я с удивлением отмечаю, что наибольший след в душе оставили не самые умные и знающие (предмет можно было выучить и по книжке), а интересные, увлекающиеся, с нестандартным подходом учителя. К сожалению, они в школе обычно долго не задерживались. Школа приучает к порядку ради самого порядка, но именно нестандартность мышления движет прогрессом.

Поэтому очень многие родители ищут не школу, а Учителя. Учитель в уравнении с тремя неизвестными – самая важная величина.

Интерес.

Многие родители, заставляя детей учиться, прибегают к следующей мотивации:

1)      Нужно ходить в школу, потому что все ходят в школу.

2)      Нужно ходить в школу, потому что это хорошая школа, за которую я плачу деньги.

3)      Если ты будешь хорошо учиться, ты станешь большим человеком.

Проблема в том, что многие родители сами не знают, зачем ребёнку ходить в школу. Они ходили в школу без интереса и побуждают так же ходить своих детей: так нужно. Но 11 лет в жизни ребёнка – это огромный срок, и побуждать ребёнка 11 лет учиться без интереса –  по меньшей мере негуманно.

Когда мой ребёнок учился читать, я заметила, что ему неинтересно читать про какую-то незнакомую Машу, которая не съела кашу, но когда я вместо Маши подставила в текст его подружку Маринку, дело пошло значительно веселей. Ребёнок был совершенно безразличен к тому, что какая-то Маша сидит голодной, иное дело – Маринка. За Маринку он очень переживал. Поэтому текст прочитывался легко. Раз школа не в состоянии сделать интересной школьную программу, придётся взяться за это нам с вами. Но в любом случае не стоит говорить ребёнку, что нужно учиться ради самой учёбы, такая постановка вопроса детям совершенно непонятна. Не нужно также говорить, что, не выучив урок, ребёнок не получит прогулки, компьютерной игры, шоколадки, что он подведёт учителя, маму и папу… этот вариант работает до определённых пределов, а учиться 11 лет, не забывайте. Нужно постараться совместить школьную программу с практическими интересами ребёнка. Поэтому школа «с уклоном» - это хороший вариант, при условии, что «уклоны» школы и ребёнка совпадают.

*

Выслушав все советы по взаимодействию ребёнка и школы, родители задавали Споку резонный вопрос: где же нам найти те школы, о которых вы говорите? Разве они есть у нас? Тот же вопрос задали мне две спорившие мамы. Что можно ответить? Школам нынче очень трудно, и приходится им помогать. Но не деньгами. В первую очередь им нужно помогать своим интересом и активной жизненной позицией, неравнодушием к интересам ребёнка. Нужно регулярно интересоваться успехами своих детей, задавать вопросы, теребить директора, методиста, психолога; возможно даже спорить, отстаивая свои взгляды на обучение. Ребёнок должен видеть, что он нужен, что к его судьбе неравнодушны.  Нужно организовывать «боеспособные» родительские комитеты, которые будут не только контролировать расход денег, но и (допустим) организовывать посещениепредприятия, на котором работает кто-то из родителей, посещение выставок, музеев (тех, которые интересны детям!), ботанического сада. Поскольку всё равно нам с вами придётся выполнять большую часть домашних заданий, нужно проявить интерес к этим занятиям, подумать над тем, как увязать их с вашими реальными делами.Ну а для начала нужно просто взять в руки книгу Спока и перечитать главу «Школа». Слов в ней немного, но каждое, уверяю вас, достойно того, чтобы быть услышанным.

*

«Некоторым людям, - писал Спок, - не нравится мысль, что школьную программу можно сделать интересной. Они считают, что ребёнок должен научиться делать неприятное и трудное. Но если вы оглянетесь вокруг, вы увидите, что наиболее преуспевают в жизни те, кто любит свою работу…» (1).

Эти слова было бы неплохо написать большими буквами и повесить в каждом доме и в каждом классе, причём так, чтобы их видели не только ученики, но и учителя. Возможно, некоторые учителя, вникнув в смысл этих слов, заберут свои вещи и уйдут из школы тотчас же. Может, так поступят и те дети, которым родители навязали свой выбор «хорошей школы», но у ребёнка к ней душа не лежит.  Тем лучше. «Наиболее преуспевают в жизни те, кто любит свою работу…»


Советую прочитать:

1) Бенджамин Спок «Ребёнок и уход за ним» - любое издание. 

2) Назар Скалюк «Метаморфози шкільної освіти» - http://h.ua/story/19554

3) Школьные годы ужасные. – Газета «Аргументы и факты в Украине». - № 5, 2011 г.

4) Марина Бердичевская «Школа ответственности» – «АиФ в Украине», № 51, 2010.

 

 

Фото Игоря Губарева.

 

Метаморфозы школьного образования-2

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 2307
Отредактировано: 27-02-2011 [11:17]
delete
Ирина Дорошенко
Ирина Дорошенко, Запорожье, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +14
Всего комментариев: 35, Всего рецензий: 13
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

04:21 27/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
yarina Киев
Конечно, школа – это храм знаний, но это ещё и дом, в котором ребёнку должно быть удобно; очень часто взрослые недооценивают те страдания, которые приходится испытывать ребёнку в неудобном туалете или при общении с грубой тётей, которая встречает их «на вахте».
Ирина Дорошенко Запорожье
Дякую, Яринко. smile
07:41 27/02/11
08:44 27/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
"Раз школа не в состоянии сделать интересной школьную программу, придётся взяться за это нам с вами"
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо за рецензию. smile
11:25 27/02/11
08:51 27/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Кочубей Ніна Прилуки
Аргументовано і добросовісно. Публікація не тільки цікава, а й корисна. Є над чим замислитись і батькам і вчителям. Правда, в школі стільки всього "навішано" на вчителя, що для творчого польоту думки, мабуть, уже не вистачає сили. Хоча, може щось і змінилося за останній час? Не знаю, треба гарно "проваритись" в шкільних буднях, щоб судити.
Ирина Дорошенко Запорожье
Щиро дякую за увагу, пані Ніно. smile

Так я ж і кажу: треба школі допомагати... smile
11:25 27/02/11
11:27 27/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Правильна думка про зростання ролі батьків у навчально-виховному процесі у школі.
Ирина Дорошенко Запорожье
Дякую за розуміння. smile
14:50 27/02/11
14:43 27/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Автор сознательно и самостоятельно сделала вывод о практицизме обучения, о прикладной педагогике - это то, что крайне важно для современной школы.
16:39 27/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
не те нычне школы, но и дети другими стали...
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо за рецензию.
17:29 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Дякую.
13:51 05/03/11
19:43 27/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Считаю, что должна быть золотая середина - если школа будет слишком "мягкой" - то её выпускника жизнь закатает в бетон на первых годах самостоятельной жизни, если слишком жёсткой - то будет общество садистов и моральных уродов.
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо, Наташа. smile
21:06 01/03/11
Larisa Potapova Днепропетровск
С ПРАЗДНИКОМ !!!
15:24 07/03/11
20:06 27/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Larisa Potapova Днепропетровск
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо. И Вас - с праздником. smile
21:36 07/03/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо, Лариса. smile smile
19:30 04/03/11
Larisa Potapova Днепропетровск
smile smile smile
12:24 08/03/11
18:44 28/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Віктор Марініч Энергодар
Чудово! Ось тільки не зрозумів, кого це Ви вмовляєте? Часом не Табачника? Щодо українців йому завдання поставив іще Адольф Гітлер. Він його старанно виконує.
"Після 3-х вже пізно" - так сказав видатний японець, на якого я посилався у статті "В шаге от бездны". Це і є дороговказ для тих, хто має сумніви.
Ирина Дорошенко Запорожье
Щиро дякую за рецензію.

"Після 3-х вже пізно" - це надзвичайно гарний художній образ. Насправді змінити своє життя ніколи не пізно. smile
19:01 01/03/11
Віктор Марініч Энергодар
Ви не зрозуміли. Хотів виправити ситуацію, але не знаю як. Зайшов у Ваш профіль і спробував особистим листом відправити Вам файл Ібуки "Після 3-х вже пізно". Це 60 сторінок, від яких не можна відірватись!
Але чомусь цей об*єм інформації не відсилається.
Можливо знайдете у Інтернеті.
19:44 01/03/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Відправте ще раз, будь ласка: [email protected] smile Це дуже цікава тема. smile
20:55 01/03/11
18:54 28/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Аргументована і виважена публікація.
Ирина Дорошенко Запорожье
Та чи корисна? wink

Дякую. smile
19:26 28/02/11
23:18 28/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо. smile smile
19:01 01/03/11
19:09 01/03/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Надо, чтобы подобных публикаций было больше. Потому что многим родителям самим впору учиться тому, как нужно учить детей и учиться вместе с ними.
Ирина Дорошенко Запорожье
Проблема в том, что родители-то как раз учиться не хотят!


Спасибо за внимание. smile
19:14 01/03/11
И с каждым годом качество учить и уситься родителей ухудшается...

Вижу по школе, что под моим домом...
20:12 01/03/11
Ирина Дорошенко Запорожье
"Вижу по школе, что под моим домом..."

В ВУЗе тоже не лучше.
21:07 01/03/11
19:17 05/03/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Отличная статья - актуальная. хорошо собран и изложен материал. Сегодня это первый материал, который есть смысл читать, а то уж в отчаянье впала...

Все 5, хотя вопросов в такой теме больше, чем ответов. Я со всем согласна. только не могу понять, почему меня тоже учили на рассказике про ту самую Машу, мне было страшно скучно и я почти спала, пока папа не стукнул кулаком по столу и я поняла, что мне придется читать самой - и я по сей день не мыслю себя без чтения, а мои дети, у которых книжки были красивущие и все мы чуть не летку-енку танцевали вокруг - а они читают мало и хорошо себя при этом чувствуют? Почему к нам применялись ненавистные мне методы советскй школы (ученик должен... и этим все сказано) и уровень образованности моих одноклассников значительно выше сегодняшних выпускников, которым все упрощают программу, носятся с ними, репититоров нанимают...

Почему японцы не заморачиваются проблемой "интересно ли ученикам" а только думают о том, не многовато ли свободного времени у ребенка (ибо по их твердому убеждению, свободное время для ребенка - яд). И результаты у них хорошие.

Относительно тезиса Спока я бы согласилась, да только с одним уточнением. Да, только то что нравится можно делать хорошо и с удовольствием и быть счастливым. Но только этот тезис имеет смысл тогда, когда ребенок научен работать и умеет сам неинтересное делать интересным. Иначе с этим тезисом получим неумеек с барскими замаками...
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо за развёрнутый комментарий – неравнодушного думающего читателя тоже в Сети встретишь нечасто. smile

*
«только не могу понять, почему меня тоже учили на рассказике про ту самую Машу…»

Я тоже думала над этим. Мне кажется, причин несколько. Во-первых, советское образование – это была система. В системе ты хочешь не хочешь – будешь учиться, как все. Школьный класс – это был коллектив, сплочённый не только целью учиться, но и другими интересами. Учитель – был практически единственным источником информации. Не то, что теперь.

А самое главное, престиж образования был высок. Люди со знаниями были в почёте. Возможно, они не слишком выигрывали материально, но это были действительно уважаемые люди, которые получали моральное удовлетворение от своей образованности. И когда Ваш папа стучал по столу, он тоже верил в престиж образования. Сейчас папы по-прежнему стучат, но у них уже нет той уверенности, что раньше. Они кричат на ребёнка, но сами-то знают, что образованные люди сейчас никому не нужны, если они не могут принести сиюминутную быструю выгоду.

Дети прекрасно видят, какие качества на самом деле сейчас ценятся обществом, и, кричи не кричи, а к учёбе у них интереса нет.

*
«Относительно тезиса Спока я бы согласилась, да только с одним уточнением…». Я совершенно согласна с этим замечанием и, наверное, я чего-то не учла, если у читателя осталось впечатление, что интерес в учёбе – это самая главная величина. (На самом деле, интерес у меня на третьем месте smile )Я поэтому настойчиво советую прочитать главу Спока целиком, так как, если вырвать фразу из контекста, действительно, может остаться впечатление, что учитель должен на задних лапках прыгать перед учениками, а тот ничего не должен. smile

Ещё лучше (и раньше) Спока главные принципы воспитания детей сформулировал Макаренко:
http://h.ua/story/260278/
confused smile
11:15 06/03/11
Роман К Запорожье
уровень образованности моих одноклассников значительно выше сегодняшних выпускников, которым все упрощают программу, носятся с ними, репититоров нанимают...

Спрощують?)) Не знаю, може, з якихось предметів і спрощують, а з історії особисто я багато чого б викинув)) Про шкільні підручники я взагалі мовчу - це повний абзац((
15:42 07/03/11

Комментарии

yarina Киев
Рекомендує цей матеріал. Чому? Мудро,актуально і цікаво. Читайте!
04:22 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Дякую. smile
07:41 27/02/11
Рекомендует этот материал. Почему? Как пробудить интерес к школе?
08:45 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо. smile
11:26 27/02/11
Кочубей Ніна Прилуки
Рекомендует этот материал. Почему? Гарна, добротна публікація.
08:51 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Дякую. smile
11:25 27/02/11
Севгилим Черкассы
Рекомендует этот материал.
09:25 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо за рекомендацию. smile
15:25 27/02/11
Рекомендует этот материал. Почему?
Примушує замислитись, як кожен з нас може долучитися до шкільного життя власних дітей.
11:28 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Дякую.
14:51 27/02/11
Рекомендует этот материал. Почему? Читайте Макаренко - Спок подождёт...
14:44 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Макаренко the best. smile smile smile
17:27 27/02/11
Рекомендует этот материал. Почему?
«Наиболее преуспевают в жизни те, кто любит свою работу…»
15:07 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Да. Но это не я написала...

Спасибо за внимание. smile smile
15:25 27/02/11
Ну, писали – не писали, а это является лейтмотивом Вашей статьи. Хорошей статьи.
smile
17:22 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Ой! Какие Вы слова умные знаете! smile wink

Наверное, в школе отличником были... smile clever


За добрые слова - спасибо. smile smile
17:31 27/02/11
«Наверное, в школе отличником были...»

Не совсем… С орфографией и пунктуацией всегда состояли в «контрах»… :)
smile
17:40 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
"С орфографией и пунктуацией всегда состояли в «контрах»…"

У мужчин это часто бывает. smile Зато именно из них получаются первоклассные писатели. smile
19:27 28/02/11
«…именно из них получаются первоклассные писатели…»

Увы, из меня получился всего лишь неплохой инженер…
smile
19:34 28/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Не расстраивайтесь! smile Инженеры нам нужны больше, чем писатели! smile smile
20:07 28/02/11
Рекомендует этот материал.
21:55 27/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Дякую щиро. smile
13:52 05/03/11
будь ласка
18:54 05/03/11
Рекомендует этот материал.
19:07 01/03/11
Віктор Марініч Энергодар
Рекомендует этот материал.
18:44 28/02/11
Рекомендует этот материал.
18:54 28/02/11
kolyabandit Ковель
Рекомендует этот материал.
18:58 05/03/11
Ева Светина Донецк
Рекомендует этот материал. Почему? полезная информация для родителей и педагогов
20:12 28/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо, друг. smile
18:55 01/03/11
Ева Светина Донецк
smile smile smile
08:18 02/03/11
Рекомендует этот материал.
23:18 28/02/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Спасибо за рекомендацию.
19:42 08/03/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Дякую. smile
10:52 06/03/11
Ирина Дорошенко Запорожье
Дякую. smile
19:29 04/03/11

Live

9 мин. назад

Володимир Бровко рекомендует материал Чи діждеться Україна гетьмана обох берегів?

9 мин. назад

Володимир Бровко комментирует материал Чи діждеться Україна гетьмана обох берегів?

44 мин. назад

Андрей Андрей комментирует материал ЇХ ПРАВДА – ЦАР та ПЕРЕМОГА

51 мин. назад

Boriwiter Petro комментирует материал Чи діждеться Україна гетьмана обох берегів?

57 мин. назад

Boriwiter Petro комментирует материал Чи діждеться Україна гетьмана обох берегів?

1 час. назад

Boriwiter Petro рекомендует материал Чи діждеться Україна гетьмана обох берегів?

1 час. назад

Белка Белкина рекомендует материал Чи діждеться Україна гетьмана обох берегів?

1 час. назад

Анатолий Бабенко комментирует материал Чи діждеться Україна гетьмана обох берегів?

4 час. назад

ЗвитяжнийЛ публикует статью Чи діждеться Україна гетьмана обох берегів?

4 час. назад

ЗвитяжнийЛ публикует статью Чи діждеться Україна гетьмана обох берегів?

4 час. назад

наталья иванченко публикует статью Выставка для настоящих женщин

12 час. назад

Алексей Гусак публикует статью Наталья Середа: Как распределить семейные обязанности

12 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Маленька прогулянка Естонським музеєм просто неба у Таллінні

14 час. назад

Алексей Гусак публикует новость Аквариум. Время N. 21-22 червня, Caribbean Club

14 час. назад

Барон комментирует материал Про первое взрослое лето.

14 час. назад

Просто Юрий комментирует материал Про первое взрослое лето.

14 час. назад

Просто Юрий комментирует материал Про первое взрослое лето.

14 час. назад

Просто Юрий комментирует материал Про первое взрослое лето.

15 час. назад

Анатолий Бабенко комментирует материал Сказка про Выборы президента-2019

15 час. назад

Барон комментирует материал Про первое взрослое лето.

15 час. назад

Анатолий Бабенко комментирует материал Памяти поэта Ивана Драча

15 час. назад

lusi комментирует материал Моя книга "Чужі скарби" на Книжковому арсеналі

15 час. назад

Анатолий Бабенко комментирует материал Про первое взрослое лето.