О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Общество  13 февраля 2011 17:09:29

АКЦЕНТЫ 21-го столетия

 

АКЦЕНТЫ ХХІ столетия

 

                                                                «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чём

                                                                не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен и

                                                                жалок, и нищ, и слеп, и наг»

                                                                                                                         (Откр. Ин., 3,17)

 

         Просмотрела несколько остросюжетных роликов из сериала Валерии Гай-Германики «Школа», и прослушала комментарий к нему, президента Владимира Путина, отметившего, что сериал скорее вреден, чем полезен. В ответ возник образ большой многодетной семьи, где одно дитятко косоглазо. Конечно, отцу семейства неприятно, что всё время ему об этом напоминают, он ведь о проблеме знает и, про себя, решил подсобрать деньжат на лечение любимого чада. Даст Бог, изъян будет устранён.

         Я расспросила знакомых молодых людей, какие у них воспоминания о школе. Львовские школы оказались ни чуть не лучше российских. Володя П. – компьютерщик, дизайнер, смотревший почти все серии, отметил, что его опыт даже более негативный, чем это показано в фильме. Он так и сказал: «Для меня школа – это воспоминания об аде …»

         Но дело не в сравнении российских и украинских школ. Понимая, что школа, как зеркало отражает мир окружающий: вкусы толпы, чаяния и проблемы общества, семьи, - заметила, что прошло уже целое десятилетие ХХІ века! С каким огромным багажом мы живём, сколько опыта накоплено – трудно объять … А маленький человек всё равно плывёт по течению, барахтается, суетится, чтобы выжить; ему невдомёк, что за глубинные течения несут его вперёд и вперёд в будущее, настойчиво заглядывающее в настоящее …

 

         Совсем недавно мировой социум готовился пафосно, с шиком встречать Миллениум. В Новогоднюю ночь 2000 года по голубому шарику, затерянному в просторах Вселенной, прокатилась сверкающая, гудящая волна грандиозных шоу, посвящённых иллюзорной, но впечатляющей дате. Волне не удалось смыть наши проблемы, но она оголила остов цивилизации, которая за руку с человечеством неожиданно предстала в новом амплуа технократического общества. Тысячелетиями мы плавали, барахтались, носились в электро-магнитных, гравитационных, биополях. До последнего механического ХІХ века колесили по дорогам Земли на телегах, бричках, каретах, дилижансах, и, неожиданно даже для себя самих понеслись, помчались, вознеслись в ракетах, самолётах ввысь, на автомобилях, электропоездах вдаль, в стратостатах, в подлодках нырнули в пучины морские … Сломя голову ворвались в нами же созданное информационное поле, где нас с распростёртыми объятиями встретила виртуальная реальность с гималайскими хребтами спама – информационного мусора … Человечество захлебнулось от восторга, провозглашая век нанотехнологий, генной инженерии, фетальной терапии. Как избалованное дитя оно требует от нового бога-технократа бессмертия и продления молодости, сытости и довольства.

         Когда-то в прошлом столетии записала в дневнике: «Почему, почему человек пошёл путём создания костылей, протезов для летания, передвижения по воде и суше, общения на расстоянии, а не путём усовершенствования своей природы внешней и внутренней. На примере святых мы видим, что даётся человеку, побеждающему свои несовершенства: и хождение по водам, и ясновидение, и целительство, и премудрость, и дар любви, и мир сердца». Звучит наивно и грустно – точку отсчёта, увы, мы уже проскочили на скоростях гигабайтов.

 

         Воспитание, образовывание нового человека невозможно без анализа реалий настоящего времени, духовные и материальные вещи в нашей жизни очень сильно переплетены, отдельно они не живут.

         Невероятный рост законодательства. Казалось бы свобода – непреходящая ценность для каждого из нас, символ демократии, девиз написанный кровью на скрижалях истории. И в тоже время пересчитывать сегодня нормативные акты разных уровней можно уже тоннами. Право вмешивается во все сферы человеческих отношений, замещая собой мораль и естественное поведение.

         С одной стороны мир благодаря засилью права становится более нормированным и прогнозированным, с другой – общество теряет свободу выбора, так как алгоритмы поведения прописаны в нормативных актах. Раньше люди следовали нормам морали, теперь юридическим нормам.

         Следующий акцент – пренебрежение прошлым, исторический нигилизм. Мы концентрируемся на настоящем, его проблемах. Мало кто интересуется историей, культурными пластами прошлых столетий, цивилизаций, биографиями выдающихся личностей. Человечество, словно, хочет приспать совесть, обиды, но вместе с этим забывает и свои корни. Либеральное отношение к миграции способствует явлению «безбилетной личности», такому себе «перекати полю» - людей, которые никто и неоткуда.

         Релятивизация правды. Теперь каждый может иметь свою правду. Даже трудно поверить, что когда-то диспут был эффективным способом поиска истины. Бессмысленность «релятивной правды» очень метко изобразил Ларс фон Триер в фильме «Мандерлей». Там община с помощью голосования решает вопрос установки точного времени.

         Утрата сенса жизни. Так называемый Западный мир (Галицию тоже отношу к этому миру) вышел на такой уровень материального достатка, который никогда не знали наши предки. Однако нам всего мало. Имели бы больше – счастья не прибавилось бы. Ведь оно не в вещах и обстоятельствах, а в нас самих. Да и в счастье ли дело? «Миф об обществе потребления как ОБЩЕСТВЕ ИЗОБИЛИЯ. О каком таком изобилии может идти речь, если подавляющее большинство его членов ощущает вечный, неутолимый голод потребителя (выделено В.К.), ведь нужно непременно купить то и то, съездить туда и туда, быть в курсе того и того, чтобы «соответствовать», то есть быть конкурентоспособным и успешным в обществе, а не лохом, лузером, отстоем, «селом»» (В.Бондаренко «Знаки изобилия: заметки на будущее»).

         Нет сенса жить – люди в богатых странах и благополучных семьях употребляют наркотики, пьют и часто-густо совершают самоубийства. Раньше пили с горя, теперь от бесцельности существования.

         Секуляризация и потеря ценностей. Постхристианская Европа всё время глаголет про какие-то «общечеловеческие ценности». Но будем объективны – ведь их вообще не существует. У европейца, араба, индуса, африканца разные культуры, мировоззрения, а с позиции модного, господствующего в Европе релятивизма – ещё и разная правда.

         Если же касаться общеевропейских ценностей, то акцент поставлен более 2000 лет тому назад. Это христианские ценности, которые столетиями, путём проб и ошибок, прививались европейцам. Знакомый художник сказал: «Сегодня речь идёт о переоценке ценностей». Не могу согласиться, следует акцентировать, что сегодня происходит утрата ценностей, их забвение. Образно выражаясь «за булку с колбасой (икрой, балыком, осетриной и т. д.) мы теряем чело-вечность, а такие черты как скромность, целомудрие, добропорядочность, правдолюбие воспринимаются скорее, как смешной, никчемный анахронизм. Время Маленького Принца, жертвенной любви, христианских добродетелей давно прошло, но их флер ещё ощущается в Европе по инерции! Насколько его хватит?

         Культ рационализма. Мой сын – докторант Варшавского университета, экономист, поделился своими впечатлениями о наступившем времени: «Мир стал тотально прагматичным. Имеем дело с Культом рационализма. Его особенно ощущаешь в США. Необходимо рационально питаться, рационально заниматься спортом, рационально воспитывать детей, рационально вести себя с окружающими людьми и т. д. в том же духе. В таком обществе человек «обезвоживается», достигая относительных материальных благ, лишает себя иррациональных радостей бытия.

         А если считать рациональным то, что американские и европейские семьи проводят субботние вечера в подсчётах где лучше-дешевле купить молоко, например, в «Кауфмане», а яблоки скорее в «ВолМарте», то можно утверждать: рационализировать все свои действия не-ра-ци-о-наль-но!»

         Подумалось: столько веков человечество боролось за свободу, проповедовало социальную справедливость, воспевало красоту, а в итоге взрастило цивилизацию потребления, коммерциализацию отношений между людьми. На место Иисуса Христа приходит Дэвид Карнеги и учит, как всем понравиться; богомольность обмена – дай на дай, корыстный рационализм.

         Общество потребления. В конце 90-х, путешествуя по Европе, обратила внимание на парадокс – с одной стороны величие руин Рима, королевский шик Вены, фарфоровое изящество Венеции, но всё это – пласты прошедших времён, а с другой - современная Европа с супермаркетами набитыми со вкусом разноцветными «лахами», кулинарные изощрения и … стильные, дизайнерские туалеты! Такое впечатление, что нынешний гений современная Европа положила на усовершенствование унитаза. Непревзойдённая КЛОЗЕТНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ!

         И ещё один яркий образ возник, навеянный обществом потребления: если раньше человек кушал только ртом, а глаза его смотрели, видели, любовались, наблюдали, а уши слушали, внимали. То сегодня и глазки кушают, и ушки чамкают, глотают, давятся, потому что некогда вникать, любоваться, осмыслять, любить… Успевай лишь потреблять, «хавать», не пережёвывая и не переваривая подаваемые бесконечные блюда под соусом новостей, телевизионных шоу, киноиндустрии, разнообразных зрелищ, представлений, хэппенингов и т. п. Даже церковь общество жаждет превратить в удобно поглощаемый приятный продукт! Общество – этакий огромный рот, жующий, чавкающий, урчащий от удовольствия.

         Тысячелетиями человек трудился над формой гармоничной и соразмерной, содержательной, освящённой мудростью, пережитым опытом. Руками создавались драгоценные миниатюры, боговдохновенные тексты, произведения живописи, скульптуры, возводились дворцы и культовые сооружения необычайной красоты, сочинялись возвышенные симфонии, песни, будившие сознание…

         Интересно с чем войдёт ХХІ век в историю человечества, чем будут восхищаться поколения через тысячу лет?

         Компьютер и интернет. Мы создали компьютер, всемирную сеть, революционно насытили ноосферу громадами информации. Техника может всё! Или почти всё! А человек? Тот маленький человек из гоголевских, чеховских миров, из настоящего, пьющий по утрам жиденький кофеёк, и находу застёгивающий потёртый на локтях пиджак, спешащий на работу … Он что может? По вечерам садится за компьютер или телевизор, и устало жуёт  приготовленную кем-то видиожвачку …

         Современные техноновшества  нивелируют способность мыслить! Мы лишь потребляем готовый и разжеванный  информационный продукт, и, причём в большинстве своём ви-зу-аль-но. Мы не читаем, не листаем страницы, не вдыхаем запах бумаги и типографской краски, немного слушаем, но постоянно смотрим, смотрим, смотрим … В первую очередь -  телевизор. Но и газеты, журналы, текстовые материалы в интернете не часто читаем. В основном просматриваем, кидаем глазом. Большие аналитические статьи редакции газет не очень-то жалуют, как раз по этой причине, что народ не хочет и уже не может долго концентрировать внимание на какой-либо теме. А ведь «знание, добытое без личного усилия, без личного напряжения, - знание мёртвое. Только пропущенное через собственную голову становится твоим достоянием» (Л. Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик»).

         Мы знаем, что важной тренировкой для мышления есть общение. Но живое, непосредственное общение вытесняется общением через интернет. Он не только вместе с компьютером становится посредником в этом процессе, но, думаю, в скором времени будет и наибольшим участником. Вот как пишет об этом Юлия Вознесенская в своём романе «Путь Кассандры или приключения с макаронами» (Москва, 2005).

         «Я собралась уже вернуться в пиршественный зал, как вдруг прозвучал сигнал срочного вызова на мой персоник. Я сняла с головы золотую корону, тут же превратившуюся в обыкновенный пластмассовый обруч с датчиками …»

         «Окончив школу, я пошла в колледж, избрав трудную, но уважаемую профессию декоратора РЕАЛЬНОСТИ (выделение В. К.). Как известно, многие люди, выбрав для своего существования Реальность (выделение В. К.), часто совершенно не имеют представления о том, как эта Реальность должна выглядеть. Мы декораторы, создаём декорации на фоне которых наши клиенты могут проживать свою Реальность в соответствии со своими желаниями».

         Есть такая шутка, в которой больше горькой правды, чем юмора: «Васи нет дома, он в интернете». Человек, погрузившийся в сеть, действительно куда-то уходит. Удивительно свойство этой машины, поисковые системы, формулы и чаты завораживают настолько, что их действие вполне сопоставимо с действием наркотиков химических. На своём опыте ощутила засасывающую воронку системы – сажусь на часок, а отрываюсь от монитора под утро. Друг моего сына – заядлый компьютерщик. Когда у него что-то сломалось в компьютере, он места себе не находил, сразу «подсел» на телевизор. Без интернета уже и жизнь свою не мыслит. Впрочем, интернет заслуживает особого разговора.

      

         Мы уже шагнули, выскочили, вырвались из механической цивилизации в технократическое общество. Благодаря новым технологиям и технике приблизились к запредельному, но одновременно стали зависеть от них. Возьмём мобильный телефон, недавняя роскошь на пространствах бывшего СССР, а сегодня чрез-вы-чай-ная  необходимость. Без мобилки ни дня, ни минуты. На ум приходит книга Стивена Кинга «Зона покрыття» или в русском варианте «Мобилка» - сигнал через сотовый телефон превращает обычных людей в запрограммированных убийц.

         Наука чем-то напоминает магию, она использует расчёты и законы, как магия – заклинательные формулы, чтобы вызвать из недр земли неведомые силы и энергии, поработить их и заставить служить себе.

         Но Фауст может вызвать Мефистофеля, а отослать его назад уже не в силах. «Господин на час» сделался «рабом на вечность», поэтому многие люди уже ощущают, что технократическая цивилизация – это не удобное кресло, в котором будет сидеть человечество … Не могу удержаться, чтобы не процитировать пророчество Мартина Бубера (своё детство он провёл во Львове): «… кочегары ещё подбрасывают уголь, но те, кто стоит у руля, лишь делают вид, что они управляют бешено мчащимися машинами. И в тот самый миг, когда ты говоришь мне всё это, тебе, как и мне, слышен непривычный гул, который начинают издавать рычаги управления экономикой; мастера снисходительно улыбаются тебе, но в их сердцах обитает смерть. Они объясняют тебе, что они приспособили действие аппарата к современным условиям, но ты замечаешь, что отныне они могут разве что сами приспосабливаться к нему, пока он ещё позволяет им это. (Мартин Бубер. Два символа веры)

         Наука должна развиваться, но акценты необходимо расставить по приоритетам: человек - его духовный мир, воспитание, гуманитарное образование.

 

         Искусство. Очень важно научиться конкретизировать свои желания, устремления, формулировать мысль, идею, предвидеть последствия их реализации. Вспомните комнату желаний в фильме А. Тарковского «Сталкер»: добрался до неё с трудом герой, вошёл, вернулся домой, разбогател и … повесился.

         Постмодернизм – веяние времени? Всё чаще, посещая выставки современного искусства, вслед за сорванцом из сказки Г. Х. Андерсена хочу кричать: «А король-то голый!» Когда покупают рояль стоимостью в один миллион долларов и бросают с небоскрёба, одновременно всё это снимая и показывая публике как искусство, закричать хочется ещё громче. В книге Вальдемара Лысяка «Столетие вранья» описывается такой эксперимент. Обученный слон, держа в хоботе кисть, вмакивая её в подставленные банки с краской «намалевал» с десяток «картин». Эти произведения были выставлены в одной из европейских галерей под именем известного художника. Публика валом валила на выставку, ажиотаж подогревали «не слабые» цены на картины «художника»! Для современного человека важнее не понимать, а овладевать, потреблять. Чем острее ощущения, тем ярче искусство!

         Я рисую яблоко яркое, сочное, вобравшее ароматы лета, солнечную благодать, икону плода … Подписываю «Яблоко». Затем перекручиваю через мясорубку это же яблоко, рисую то, что с него получилось и тоже подписываю «Яблоко». Почему мы учимся разрушать гармонию, целостное, дарованное?

         Ведь искусство – это, прежде всего, способность сопереживать, посредством построения художественного образа. В этом ракурсе мне близкий советский лозунг: «Искусство принадлежит народу». Заходя на художественные выставки, акакии акакиевичи пусть ощутят любовь через гармонию форм, участие в красоте, тепло в позитивной мотивации творения. «Только слово за душою энтропии вопреки», - повторяю за поэтом упрямо.

         Фундаментальный принцип постмодерна – это отказ от истины, так как считается, что в искусстве ничего принципиально нового сказать уже нельзя. Пастиш (пародия, за которой не стоит понятие о норме) – единственный инструментарий постмодерна, претендующего на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, моды, даже науки, экономики, политики. Сами адепты этого направления признают, что постмод. своего рода подготовка хаоса. Приведу небольшую цитату из культового рассказа Томаса Пинчона «Энтропия»: «Скажи девушке: «Я люблю тебя». С местоимениями никаких проблем, это замкнутая цепь. Только «ты» и «она». Но грязное слово из пяти  букв (люблю) (выделения В. К.) – то самое, чего следует опасаться. Двусмысленность. Избыточность. Иррелевантность, в конце концов. Размытость. Это всё шум. Шум глушит твой сигнал и приводит к неполадкам в цепи». Любовь – это шум?!

         Самое настораживающее в происходящем – это, прежде всего, смешение и смещение морально-нравственных координат; мы уже теряем ощущение реальности – чёрное для нас белое, сумерки – рассвет, а зло уже вовсе и не зло …

         «Итак, наша культура (западная – В. К.) превратилась в производство отходов. Она производит огромное количество отбросов, превратившихся в настоящую меновую стоимость. Люди становятся отбросами своих  собственных отбросов – вот характерная черта общества, равнодушного к своим собственным ценностям, общества, которое самое себя толкает к безразличию и ненависти». (Жан Бодрийяр «Город и ненависть»)   

         Конечно, постмодернизм это детище взращённое нигилистическими идеями ХІХ века, вскормленное движениями битников и хиппи, когда миссия Нового Времени Тимоти Лири вместе с Аланом Гинсбергом мечтали с помощью ЛСД и психотропных растений создать новую расу, сверхлюдей, как и все подобные течения дряхлеют, стареют, скучнеют. Могу утверждать, что эпоха постмодернизма проходит, и не без нашего с вами участия.

         Понимаю, что художнику трудно быть не заангажированным, но есть черта – красная ватерлиния, за которую нельзя переступать, там начинается разрушение души. Ведь искусство это сфера, что граничит с духовным миром и есть проявлением нашего общения с невидимым. Мне очень близка трактовка средневековых схоластов - искусство есть отображение Божественного в человеческой реальности, сознании. Как здорово!

         Подтверждение тому прошедший осенью 2009 года, уже ставший традиционным, фестиваль православного кино «Покров», проходящий в Киеве. Как заметила Ольга Стукалова, кандидат педагогических наук, что самое интересное, высокое, нужное можно встретить, увидеть на незаметных, не громких фестивалях. Это веяния времени фильмы Киры Муратовой «Мелодия для шарманки», Рутема Абдрашева «Подарок Сталину», Александра Прошкина «Чудо» … Перечислять, слава Богу, можно достаточно долго. Знаменитая лужа отражает небо, и нам стоит это заметить вновь.

         Несколько лет назад мне довелось преподавать в Украинской Академии Дизайна во Львове. Предмет, который я читала – основы композиции и специальная композиция. Роскошный предмет, своеобразная основа мировоззрения всякого художника, будь то литератор, график, режиссер, актёр, скульптор. Львиную долю времени мы проводили на выставках и в залах художественных галерей, а потом обсуждали увиденное не только с позиций композиционных схем и конструкций, а прежде всего эмоционального, эстетического восприятия. Ориентировала ребят на позитивную инспирацию, на обозначение коэффициента моральной целесообразности, подчёркивая при этом, что даже самые простые негативные эмоции кодируют человека, моральность и праведность – это не внешние действия (фарисейство, лицемерие), главная суть этих черт – удержание своего внутреннего мира.

         На больших переменах, да и во время практических занятий я заваривала чай и делилась с ребятами своими взглядами на жизнь, на яркие и драматические события истории и настоящего, прочитанного и увиденного. Мне близки и понятны слова Жана Бодрийяра: «У ненависти нет истории, она характерна для конца социальности и конца истории». На примерах жизни людей и собственного опыта старалась раскрыть эту фразу, проецировала её на художественное творчество.

  

         В связи с написанием статьи прослушала и просмотрела ролики с Сергеем Шнуровым. Есть хорошие песни, острые, цепляющие, но удивил язык грязный, паскудный. Мне, живущей далеко от России, в необычном городе Львове, больно и нестерпимо слушать сквернословие и брутальность. Хотя понимаю, что, наверное, там, в Москве, Питере такой способ творчества адаптирован и привычен, как снег и дождь в природе. Но своих учеников терпеливо учила и учу отличать белое от чёрного, «грубеем и тихо гробеем» - приводила как аргумент, строчки любимого Хлебникова. Прочитала комментарий поклонника Шнурова: «Шнуров – талант! (Не спорю – В.К.) Говорит, что думает, а не как интеллигенция _(следует не цензурное слово), живёт в _овне, но всё о высоком … Серёга – воплощение того народа, который в 17-м году перевернул Россию. Вот и пожинай плоды, пролетариат, ты этого хотел». Нет, любезный сударь, я буду говорить о высоком, потому что не мыслю жизни без высокого, во-вторых, в мире слишком много низкого, и пролетариату, поверьте, высокое нужно не меньше, чем интеллигенции.

         Память подарила образ: наша история напоминает огромный пёстрый ковёр длинною … Один Бог знает! Мы поколения 60-х, 70-х годов заложили рисунок узора, и детишки, родившиеся в конце прошлого, в начале этого века будут его расцвечивать и обогащать. А может, распустят заданное, и создадут совершенно новый, необыкновенный узор жизни. Но основа, на которую они нанижут разноцветные нити, на все времена остаётся одна и та же, дарованная нам людям с любовью …

 

Ковальчук В.В., Львов   

 

                                      

АКЦЕНТЫ 21-го столетия

АКЦЕНТЫ 21-го столетия

АКЦЕНТЫ 21-го столетия

АКЦЕНТЫ 21-го столетия

АКЦЕНТЫ 21-го столетия

АКЦЕНТЫ 21-го столетия

АКЦЕНТЫ 21-го столетия
 

 

                                                                                                                                                                                        

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1346
delete
Виктория Ковальчук
Виктория Ковальчук, Львов, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +3
Всего комментариев: 3, Всего рецензий: 2
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

20:46 13/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Была одна страна, сейчас судя по системе образования - разные планеты и параллельные миры...
23:08 13/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
"Память подарила образ: наша история напоминает огромный пёстрый ковёр..."

Комментарии

Спок Сумы
Рекомендует этот материал.
19:36 13/02/11
Рекомендует этот материал.
19:36 13/02/11
Рекомендует этот материал.
23:08 13/02/11

Live

1 час. назад

Виченд Тутс комментирует материал Велика подяка

1 час. назад

Наталія Безсонова комментирует материал Велика подяка

1 час. назад

Наталія Безсонова рекомендует материал Велика подяка

1 час. назад

Наталія Безсонова пишет рецензию на публикацию Велика подяка

2 час. назад

Виченд Тутс публикует статью Велика подяка

3 час. назад

_Надежда_ рекомендует материал Чекаю слово, наче осінь літо

5 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал КАК ЖЕ РАДОСТНО С МАРИЕЙ НАМ С СЕРЕГОЙ ГОВОРИТЬ

15 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Назар Слюсар рекомендует материал Роксолани

15 час. назад

Сергей Павлюченко рекомендует материал Роксолани

15 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

15 час. назад

Родослав Корченюк удаляет комментарий к материалу Роксолани от Родослав Корченюк

15 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани