О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

01:00

 

Авто  7 февраля 2011 17:42:50

«Таврия» уходит в историю… Какой была самая украинская легковушка?

«В конце января 2011 года с заводского конвейера сошел последний автомобиль марки «Славута». Теперь украинский автопром будет заниматься исключительно сборкой иностранных «легковушек».» Источник: lenta.ru.

 

 Да, закончилась эпоха… Эпоха украинского автомобиля.  Чисто украинского.

 

Давайте вспомним, как это было.

Прототипом для создания самого популярного украинского автомобиля («Таврии», а потом и «Славуты») стала машинка, которая была «слизана» с английской Астин Мини  (Austin Mini), машины конца 60-х, которую рекламные проспекты называли «внутри она больше чем снаружи». Примечательно, что этот маленький автомобильчик обогнал на ралли таких именитых конкурентов, как FIAT Abarth 600, Volkswagen 1200L и даже Porsche 911!

 
  А тем временем (шел тогда 1963 г.) на украинском заводе «Коммунар» работал талантливый и любознательный инженер Владимир Стешенко предложил создать и на родном заводе маленький переднеприводный автомобиль. Кто не помнит, это было время, когда  первые образцы «Запорожцев» ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 только ставились на заводской конвейер. Естественно, начальство инциативу не одобрило, но работа над «Перспективой», «бабушкой» сегодняшней «Славуты» уже началась. На общественных началах, урывками, почти подпольно. Атомобиль был полностью разработан только к 1978 г. Однако, заводское начальство, посчитавшее, что и «Запорожцев» выпускается недостаточно, на новую разработку своих конструкторов никак не отреагировало.

 

И вот, услышал Бог молитвы конструкторские. В том же 1978 г. союзный Минавтопром выдал заводу "Коммунару" задание спроектировать совершенно новую переднеприводную модель ЗАЗ-1102. Союзные чиновники были немало удивлены тем, что уже через несколько месяцев «коммунарцы» выдали опытный образец, который прошел испытания и в песках пустыни Каракум, и сибирских снегах.

 

Производство ЗАЗ-1102 решено было запустить в 1981 г. Но очень скоро поступает другая команда: скопировать «гайка в гайку» только вышедший на западный автомобильный рынок «Форд Фиеста» (Ford Fiesta). Тупо копировать не стали, доработали опытный образец так, что он превзошел  по своим характеристикам эту самую «Фиесту». 1982 г. Приёмка госкомиссией прошла успешно. Но… Буржуи и здесь сработали быстрее, выбросив на рынок итальянский «Фиат Уно» (FIAT Uno), затем английский (Mini Metro), затем  французкие (Peugeot 205 и Renault 5). Украинским конструкторам приходилось переделывать «Перспективу» в соответствии с новыми  требованиями партии и правительства. Машинку назвали ЗАЗ-1106. А дальше… Все лучшие силы советского автопрома были брошены на доработку автомобиля «Спутник» (ВАЗ 2108).

 

Итак, на конвейер модель ЗАЗ-1102 была поставлена в 1988 г. Про более совершенную модификацию, на которую  было потрачено столько сил и ресурсов, уже никто и не вспоминал. Назвали машинку звучным именем «Таврия», древним названием Крымского полуострова. Модель постоянно совершенствовалась, обновлялась иногда несколько раз в году.

img-1

Интересный исторический факт. Автомобилю «Таврия» был посвящён советский рекламный ролик, который завоевал в Каннах «Бронзового льва» (номинация «торговая реклама). Водитель заправлял «Таврию» из своей зажигалки «Зиппо», чтобы подчеркнуть экономичность данной модели автомобиля.

 

1994 г. Начато производство пятидверной «Таврии», модели «Дана» ЗАЗ-1105. Я лично узнал об этой машине из приложения к российскому ежедневнику «Аргументы и факты. Статья называлась «Пятёрка пятерке». Название уж очень запомнилось. Основные изменения коснулись в основном кузова. Да и салон побогаче. Примечательно, что была «пятёрка» даже с правым расположением руля.

img-2

 

С обретением Украиной незалежности, поток денег и других ресурсов на Запорожский автомобильный завод практически прекратился.  Производство практически встало. Инвестиции пришли откуда не ждали, от корейской фирмы «Деу» (Daewoo). На корейские деньги была запущена модернизированная «Таврия-Нова».

img-3

По сравнению с классической моделью в конструкцию машины было внесено более трёх сотен изменений. Заводская система качества получила международный сертификат ISO 9001. Невысокая цена, маневренность, экономичность и высокая для своего класса вместимость позволили Таврии» найти свою рыночную нишу в то непростое время. Примерно 40% машин этой модели экспортировались за рубеж, в  Россию, Белоруссию, Молдову, Казахстан, Сирию, Грецию.

 

Ну, а рукастые владельцы, которыми всегда славился наш народ, дорабатывали свои «Таврии», ставя топливный фильтр, который почему-то не был предусмотрен конструкцией, выводили на панель тумблер включения вентилятора, датчик включения которого часто ломался, использовали дорогие импортные масла. Ну и тюнинг, конечно, куда ж без него.

 

Последняя модернизации «Таврии» — ЗАЗ-1103 «Славута». Выпускалась с 1999 г. и по конец января 2011.  Кузов редкой модификации, псевдоседан или лифтбек. По сравнению с классической «Таврией». Множество мелких технических доработок, например, полностью обновлённая тормозная система.11 лет на конвейере!

img-4

 

Кроме моделей ЗАЗ-1103 «Таврия», ЗАЗ-1105 «Дана», ЗАЗ-1103 «Славута», Запорожский автозавод выпускал грузовые (ЗАЗ-110260 и ЗАЗ 110267) и грузопассажирские модели (ЗАЗ-110240 и ЗАЗ-110427). Специально для людей с ограниченными возможностями — ЗАЗ-110270 и ЗАЗ-110280. Выпускалась даже «Супертаврия» ЗАЗ-1122 с двигателем от вазовской «восьмёрки».

img-5

Всего выпускалось 13 (число-то какое мистическое!) моделей «таврического» семейства.

 

Но, как было сказано ещё задолго до нас «Всё проходит». Прошла  и время «Таврии». А последняя машина «таврического семейства» будет продана 10 февраля 2011 на Интернет-аукционе. Итоговою цену не знаю, пишу эту статью 5 февраля.

 

Всё проходит. Вот только на душе как-то… не очень.

Прощай, «Таврия».

Автор: Груздев Михаил.
Mailto: [email protected]
rich-smeet.blogspot.com/

Фотографии взяты с сайта

www.avtomir.com

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 9014
Отредактировано: 08-02-2011 [16:12]
delete
Михаил Груздев
Михаил Груздев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +9
Всего комментариев: 9, Всего рецензий: 8
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

00:31 08/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
viktor trigub 'Киев'
Колись були бабки - для чогось купмв аж 3Таврії... Ідіот!
11:29 08/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
16:00 08/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
"начальство инциативеу" - опечатка!
Бесспорно для бюджетного автомобиля "Таврия" заняла свою достойную нишу на рынке, однако почему-то в плане комфорта никто не делал мало-мальски существенных поползновений. Видимо по этой причине и закончился не долгий век украинского автомобиля...
23:05 08/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
На "Таврию" следовало установить пяти сантиметровые бронированные листы и поставить два пулемёта...дабы считались с этим приведением на дороге... Хотя, многим эта машинка по-душе.
23:26 08/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
"... на конвейер модель ЗАЗ-1102 была поставлена в 1988 г. Про более совершенную модификацию, на которую было потрачено столько сил и ресурсов, уже никто и не вспоминал. Назвали машинку звучным именем «Таврия», древним названием Крымского полуострова"
02:47 09/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
yarina 'Киев'
Но, как было сказано ещё задолго до нас «Всё проходит». Прошла и время «Таврии». А последняя машина «таврического семейства» будет продана 10 февраля 2011 на Интернет-аукционе. Итоговою цену не знаю, пишу эту статью 5 февраля.
12:41 11/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Леся Одинець 'Тернополь'
Водитель заправлял «Таврию» из своей зажигалки «Зиппо», чтобы подчеркнуть экономичность данной модели автомобиля. - расскажу мужу, пусть знает! Мы когда познакомились, он "рассекал" на славуте:)Смешно вспоминать.
20:25 21/02/11
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
все становится историей...

Комментарии

Live

1 дн. назад

Юлия Юрьевна Соболенко комментирует материал Finita...

1 дн. назад

Баргузин комментирует материал Пророк

1 дн. назад

Баргузин комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"