О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

Общество  24 декабря 2010 18:17:38

История еврейского местечка

 История любого еврейского местечка является свидетельством того, сколь велики были духовные ценности, на основе которых осуществлялось в нем нравственное воспитание людей

О сравнительно небольшом еврейс­ком местечке Бершади написано немало. В одной публикации не­возможно подробно рассказать о са­мом штетле и его истории, но попыта­юсь на примере Бершади показать, ка­кую роль играли местечки в формиро­вании известных личностей. Приведен­ными здесь примерами не исчерпыва­ется история Бершади, я мог бы назвать еще значительное количество людей, которые своими делами заслужили бла­годарную память современников и сле­дующих поколений. Показательно то, что многие из них формировались как личности под сильным влиянием хаси­дизма. Для нас, воспитанных в советс­кое время в духе атеизма, эта факты могут служить наглядным доказатель­ством того, сколь эффективными были еврейские традиционные методы вос­питания.
     Но сначала - краткая историческая справка. Бершадь, город с 1966 года, районный центр в Винницкой области Украины известен как поселение с 1459 года. В июне 1648 года в ходе восстания казаков под руководством Хмельницкого один из его кровожадных последователей Максим Кривонос и его бандиты захватили Бершадь, убив всехевреев и католиков. В 1765-м в Бершади проживали 438 евреев, в 1818 году еврейское население местеч­ка достигло уже 3370 человек.
  В начале XIX столетия Бершадь стала одним из центров хасидизма. Здесь жил известный хасидский раввин Рафаэль, ученик и последователь рабби Пинхаса из Корца. В 1900 году еврейское насе­ление местечка составляло 4500 из об­щей численности населения в 7000 че­ловек, при этом число еврейских ремес­ленников доходило до 500. К этому вре­мени в Бершади была одна синагога и шесть молитвенных домов. Местечко было известно в середине XIX века сво­ими еврейскими ткачами. Но к концу столетия спрос на их продукцию снизил­ся, в результате чего многие из ткачей эмигрировали в Америку.
Бершадь расположена среди ев­рейских местечек Подолья, с которыми в былые времена ее связывали плохие грунтовые дороги, труднопроходимые из-за грязи весной и осенью, очень пыльные летом, и заваленные зимой снегом. Тем не менее, связь между штетлами поддерживалась постоянно, и это­му не могли помешать ни плохие доро­ги, ни убогое материальное положение. Люди ехали в Бершадь к своим родственникам, познакомиться и сос­ватать невесту или жениха, по случаю рождения ребенка, на свадьбы или - не дай Б-г, - в связи с болезнью или кончи­ной кого-то из близких.
Бершадь пользовалась большим уважением среди близлежащих месте­чек, и это нашло отражение даже в прозвище, которое традиционно дава­лось каждому еврейскому местечку и его людям. Хотя обычно эти прозвища давались ради шутки, порой они вызы­вали обиду и споры. Евреев моего род­ного местечка Чечельник, расположен­ного в 25 километрах от Бершади, на­зывали "чечельницкие дураки". В ходу были прозвища - "тростянецкие козлы", "ободовские кожухи", "ворховские ко­зы" и т.д. Но жителей Бершади характе­ризовали почетным именем "бершадские талитники" - в знак уважения к той духовной идеологии, которая была свя­зана с уважаемым в народе хасидским  раввином Рафаэлем (Рефулом) Бершадским. Его имя было на слуху у жителей не только окрестных местечек, но и всей Украины, слава о нем в хасидских кругах была ничуть не меньше, чем у Нахмана Брацлавского. Влияние этого выдающегося хасида так сильно сказа­лось на репутации бершадцев, что же­нихам и невестам местечка отдавалось предпочтение, их очень охотно прини­мали в любой еврейской семье. Это по­читание Бершади и ее жителей исходи­ло от концепций раввина Рафаэля, бе­режно сохраняемых в сознании бер­шадцев в течение последующих поколе­ний.
Бершадцы отличались тем, что вели себя очень скромно, они не выпячивали свою родословную, даже если были из знатной семьи. Самого ребе Рафаэля отличала необыкновенная скромность, и в этом смысле он был достойным пос­ледователем Баал Шем-Това и его уче­ника Пинхаса Керцера, у которого Ра­фаэль учился. Пинхас Керцер умер в 1831 году в местечке Шепетовка Волы­нской губернии.
Еще одним качеством Рафаэля было то, что он никогда не лгал. Вслед за сво­им учителем он повторял: лучше погиб­нуть, чем сказать ложь. Его исключи­тельная правдивость и привела его к ги­бели. Есть свидетельства того, как это случилось. Речь шла о даче клятвы пе­ред судом об одном еврее, подозревав­шемся в контрабандной торговле - нуж­но было свидетельствовать, что он к этому не причастен. Но такую клятву Ра­фаэль дать не мог, поскольку не был уверен, что этот еврей не виноват. Он рыдал, понимая, что надо спасти еврея, но опасался своей возможной лжи. Ра­фаэль уже был стар и болен, сказались годы, проведенные им в бедности. Его больное сердце не выдержало это ис­пытания, и он умер. Даже противники хасидов - митнагдим, как и отошедшие от веры евреи, - признавали в нем великого праведни­ка. Его скромность, доброта, правди­вость проявлялись во всем, что он де­лал. Ему не хватало глубины восприя­тия, присущей Нахману Браславскому, темперамента Ицхака Бердичевского. Он не внес ничего нового в тот хасидизм, который пости­гал у своего учителя реба Пинхаса. Объяснить это мож­но только его скромностью и верностью тем идеям, основу которых заложил Баал Шем-Тов. Тем не менее, вокруг Ра­фаэля Бершадского всегда были верные последователи - "бершадские хасиды". После смерти цадика они не избра­ли для себя другого раввина. Как бершадские хасиды, так и последователи Рафаэля в Ободовке, Тростянце, Вархивке и других местечках Украи­ны с гордостью называли се­бя "бершадские хасиды". И те моральные принципы, кото­рые проповедовал бершадский праведник, передава­лись в этих местечках от от­цов к сыновьям.
Боясь обмануть кого-либо, бершадцы всегда говорили "мне кажется" или "мне дума­ется, что это так" вместо "это, конечно, так". Ребе ездил по другим местечкам, но деньги брал только на оплату проезда, а если у него появлялись какие-то лишние сум­мы, то он их раздавал беднякам. В тече­ние поколений в Бершади ощущалось влияние раввина Рафаэля, который жил и умер как святой.
Его влияние сказалось и на Михе-Иосифе Бердичевском (1865-1921), ро­дившемся в семье бершадского равви­на Моше Ааарона, ученика и последова­теля Рафаэля. Моше почитал Рафаэля как святого и в этом духе воспитывал сына. Вобрав в себя черты бершадско­го хасида, Миха отличался огненным темпераментом, не признающим отды­ха. После окончания ешивы он уехал учиться в Германию и Швейцарию, изу­чал еврейскую философию и иудаизм, окончил университет, получил звание доктора философии. В этот период он был приверженцем философии Ницше с его почитанием культа силы. Но позд­нее Миха Иосиф отвернулся от филосо­фии Ницше и приблизился к ценностям еврейской жизни, к идишкайту. Бердичевский в своих произведениях высоко чтил героев еврейской истории, тех, кто во всех поколениях вел борьбу за сво­боду и справедливость еврейского на­рода.
Он с большим уважением относился к движению Баал Шем - Това, видя в нем высокую мораль, целостность и выдер­жанность. В нем чувствовался дух бершадских хасидов, перенятый от отца. Миха Иосиф писал романы и рассказы, собирал и печатал еврейские народные легенды, публиковал критические и публицистические статьи на трех язы­ках - иврите, идише и немецком. Умер Бердичевский в 1921 году в возрасте 56 лет, его литературное наследие сос­тавило 25 томов на иврите и несколько книг на идиш. Он оказал значительное влияние на своих современников в кон­це XIX - начале XX столетия. Его смертьбыла вызвана трагической гибелью отца и брата во время страшного погрома в местечке Дубово Киевской губернии от рук банды украинского атамана Козакова. Отцу в момент гибели было 88 лет. Жизнь самого Михи Бердичевского оборвалась в момент, когда его твор­ческие силы достигли расцвета.
Одном из почитаемых уроженцев Бершади является герой еврейской самообороны в этом местечке в годы гражданской войны Моше (Моисей) Добровенский. Отряд под его командо­ванием действовал в Бершади с конца 1917 года по март 1919 года, он сумел предотвратить ряд погромов. Доброве­нский был выходцем из хасидской семьи, где сохранялись идеи раввина Рафаэля. Моше был физически очень крепким молодым человеком, из тех. кто ради своего народа готов был сра­жаться до последней капли крови. Му­жества и храбрости ему было не зани­мать. Гражданская война спровоциро­вала бегство многих еврейских семей, опасавшихся погромов, из соседних бо­лее мелких местечек в Бершадь, где собралось около 20 тысяч человек.
Моше предвидел, что надо готовить­ся к отпору от бандитских нападений. Он знал, что в селах настраивают крестьян против евреев, что везде появляются банды для сражений с советской властью и с целью погромов. Ему уда­лось сформировать отряд самообороны из юных еврейских парней и собрать в одном из молельных домов все, чем можно было пользоваться как оружием - от лопат и ножей до нескольких писто­летов. В день одной из ярмарок на ба­заре ему удалось обнаружить провока­тора, призывающего крестьян устроить еврейский погром. Он и его парни изби­ли того, а крестьяне, уже приготовивши­еся к погрому, разбежались.
Отряды самообороны содержали люди местечка, они на собрании приз­нали Моше ее руководителем. Через некоторое время возникла уг­роза захвата местечка банда­ми Петлюры - советская власть была в городе очень слабой. Моше удалось привлечь к сво­ей группе милиционеров, ох­ранявших местечко. Он также смог обзавестись пушкой несколькими небольшими пулеметами. Когда петлюровцы подошли к местечку, он с отря­дом самообороны и милицио­нерами выступили на его за­щиту. С такой силой можно бы­ло отбиться от петлюровских  казаков.
Но украинская милиция предала его группу и перешла  на сторону петлюровцев, в ре­зультате чего силы оказались неравными. В бою погиб единственный артиллерист. Когда стало ясно, что бит­ва проиграна, ребята из самообороны в попытке спастись покинули боевые по­зиции. Но Моше защищался до конца, стреляя из пулемета по казакам. Даже тяжелораненый, он продолжал стрель­бу. В этом бою он погиб как герой, по­гибли также восемь бойцов отряда са­мообороны. 14 марта 1919 года петлю­ровцам удалось захватить местечко.
В годы Второй мировой войны Бер­шадь оказалась в Транснистрии - в ру­мынской зоне оккупации. Сюда, поми­мо местных евреев, пригнали около 20 тысяч человек из Румынии и Бессара­бии. Несмотря на ужасающие условия гетто, дух многих людей был не сломлен. Бессарабии. В Бершади были подпольные группы, противостоящие оккупантам, многие медики делали все возможное, чтобы спасти людей. Эти факты нашли свое от­ражение в литературе по Катастрофе.
Особнякам стоит нравственный под­виг поэта из Бессарабии Якова Фрид­мана (1910-1972), который в условиях гетто вопреки всему писал на идише стихи. Его отец, раввин Иосиф Шалом, являлся потомком Дов - Бера, великого хасидского раввина из Мезрича. Мать была из рода раввина Нахума, основа­теля Чернобыльской династии. Стихи Фридмана, глубоко верующего челове­ка, написанные им еще до Второй миро­вой, несут на себе отпечаток предчув­ствий предстоящей Катастрофы, где по­эт описывает движение наших дедов и братьев в неизбежном пламени, каким стал Холокост.
В октябре 1941 года румынские войска начали депортацию евреев из Румынии и Молдавии в Приднестровье (Транснистрию). Фридман и его семья, жившие в это время в Черновцах, была на первом транспорте, отправленном 12 октября 1941 года. В переполнен­ных и закрытых вагонах для скота они были доставлены в город Маркулешти в Бессарабии. Оттуда их гнали пешком в холодную и дождливую погоду до пересечения  реки Днестр близ города Ямполя. Многие умерли на этом пути от голо­да, холода и слабости, другие были заст­релены охранниками. В ноябре 1941-го оставшиеся в живых достигли транзит­ного лагеря в Ободовке. Здесь они уз­нали о том, что по достижении реки Буг они будут переданы гестапо для прину­дительного труда и последующего унич­тожением. Семье Якова Фридмана уда­лось бежать ночью в Бершадское гетто, где люди дали им приют и спрятали.
В Бершади они заболели тифом, мать поэта умерла, а он сам страдал от лихорадки и высокой температуры. По мнению тех, кто знал его в Бершади, поэт не проявлял беспокойство из-за фи­зических потребностей, его жизнь была спасена только благодаря жене, посвя­тившей себя уходу во время болезни и ее усилиям, направленным на получе­ние пропитания. Его жена, по профес­сии преподаватель языков, смогла по­лучить работу в качестве переводчика в Департаменте лесного хозяйства, где требовалось знание румынского, не­мецкого, русского и украинского язы­ков. Ей давали пищу за переводческую работу, и, таким образом, удалось спас­ти от голодной смерти мужа и отца, ко­торые остались в живых после тяжелой зимы 1941-1942 годов. Ей также уда­лось пристроить своего мужа в группу, занимающуюся погрузкой древесины. Из стихотворений, написанных Яковом Фридманом на идише во время нахож­дения в гетто Бершади, только десять появились в журналах после войны, они были также напечатаны в первой книге Фридмана "Пастухи в Израиле" (1953), опубликованной на идише в еврейском государстве.
Другие стихи, написанные в Берша­ди, остались в рукописи, и только в 1998 году дочь поэта Ханна и ее муж Вениамин Брекманы передали эти ма­териалы доктору Элиягу Села Селдингеру. Итогом длитель­ной работы Селдингера была публикация в 2003 году книги "Из Транснистрии в Израиль", написанной на иврите, но со­держащей стихотворения поэ­та на идише и их перевод на иврит автором. Попутно отме­чу, что сам Элиягу, также бессарабец, был узником Бершадского гетто, попав туда в воз­расте 11 лет.
В стихах, написанных в гет­то Фридманом, воспевается гибель во имя веры. Поэт ука­зывает, что продолжение пог­ромов в течение поколений вылилось в нацистские звер­ства. В них звучат призывы к мести, в том числе им написа­ны в это время стихи, прослав­ляющие партизан. Надо отме­тить, что датировка этих сти­хов - 1941-1943 годы. Их ге­рои присоединяются к евреям, которые освящены святым именем на протяжении веков, борются во имя защиты своей веры и погибают как мученики или мстители. В то же время он избегает писать о жизни в гетто (пытках, ужасах, страхе смерти), и о минутах удачи (по­явления дров или нескольких картошек). Яков Фридман продолжал писать на мамэ - лошн, надеясь и молясь о том, что его стихи станут частью еврейского культурного наследия, если он погиб­нет. После освобождения Бершади Красной Армией в марте 1944 года семья вернулась в Черновцы. Получив разрешения на выезд в Румынию, они прибыли в Бухарест в апреле 1945 го­да. Затем, при попытке перебраться в Израиль, Фридманы были  интернированы англичанами на Кипре. В феврале 1949 года семья прибыла в недавно созданное Государство Израиль. Яков Фридман, один из крупных еврейс­ких поэтов, продолжал и здесь писать стихи только на идише вплоть до своей кончины...
История еврейского местечка
История еврейского местечка
История еврейского местечка

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 2769
Отредактировано: 24-12-2010 [20:31]
delete
Олександр ДРАГУН
Олександр ДРАГУН, Бершадь, свободный журналист "ХайВей"
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 1, Всего рецензий: 1
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

10:54 25/12/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Мендель 'Винница'
Интересное повествование, спасибо за проделанный труд!

Комментарии

Мендель Винница
Рекомендует этот материал.
10:54 25/12/10

Live

............

5 час. назад

ivp_paster рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

5 час. назад

ivp_paster рекомендует материал Ректор НМАУ віддав премії студентам!

.........

12 час. назад

viktor trigub публикует статью Планетарний бас Анатолій Кочерга отримав звання Почесного професора НМАУ

...

13 час. назад

Влочега рекомендует материал Ректор НМАУ віддав премії студентам!

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Реальнiсть....

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Рiзноманiття осенi

14 час. назад

Влочега рекомендует материал Украiна i я.....

14 час. назад

Влочега рекомендует материал ВТОМЛЕНИЙ ДЕНЬ...

14 час. назад

Влочега рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

...

16 час. назад

Горбатюк Микола публикует статью Мої передвиборчі обіцянки на уявних \"Біг-мордах\":

17 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

19 час. назад

viktor trigub публикует статью Ректор НМАУ віддав премії студентам!

...

1 дн. назад

Вікторія Івченко публикует статью \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"