О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Экономика  10 марта 2010 15:31:55

Автор: Роман C

Павел Штутман: Украина должна быть машиностроительной державой

    Согласно данным Госкомстата, в 2009 году объемы производства украинского машиностроения упали на 46%. Специально для УНИАН ситуацию комментирует председатель Наблюдательного совета ЗАО «Гидросила ГРУП» Павел Штутман.

    - Падение машиностроения в Украине на 46% - это катастрофа для всей украинской экономики. Например, в Европе или США снижение показателей ВВП в пределах одного или чуть больше процентов считается серьезным спадом производства. А ведь Украина традиционно считалась государством машиностроительным, и страшно наблюдать, как шаг за шагом мы теряем наши позиции, на мой взгляд, по субъективным причинам.

    Что же спровоцировало такую ситуацию в отрасли?

    Во-первых, проблемы экономического характера. Когда наступил финансово-эконоческий кризис, мы все испытали определенный шок. На складах предприятий скопилось много нереализованной продукции и большинство из них стали практически неплатежеспособны. Все развитые страны в этой ситуации пошли по пути увеличения доступности финансовых ресурсов, то есть снижения их стоимости, чтобы поддержать промышленность. Украина же почему-то пошла противоположным путем. Если Федеральная резервная система США сегодня установила ставку рефинансирования – 0,25%, Европа – 1%, то Нацбанк Украины установил - 10,25%. Вместо того, чтобы удешевить финансовые ресурсы для производителей, их сделали дорогими и редкими. Ставка по кредитам в гривне в коммерческих банках сегодня составляет 25-30%. В долларах - около 17%, притом что денег в реальности нет. Экономика осталась обескровленной.

    Во-вторых, огромный удар по экономике нанесла девальвация национальной валюты, ее удешевление на 60%. С одной стороны, девальвация имела объективный характер, с другой, судя по сообщениям в прессе, была связана с серьезными злоупотреблениями власть имущих. В кризис, в условиях падения продаж и высокой конкуренции, когда повышать цены на продукцию было бы губительно для компаний, они получали убытки и теряли реальные оборотные средства. В тяжелейшей финансовой ситуации оказались компании, которые осуществляли заимствование средств в евро и долларах.

    Третий фактор - инфляция, которая достигла 12%. В условиях падения производства – это нонсенс. В Европе, Америке в подобных ситуациях мы наблюдали, наоборот, дефляционные процессы. Компании ввиду перепроизводства, как правило, снижают цены. И если бы политика Правительства и Нацбанка Украины была правильной, и так называемые антикризисные инструменты соответствовали обычным в таких случаях – удешевлению кредитных средств, повышению их доступности, стабильности национальной валюты, на сегодняшний день мы имели бы падение отрасли гораздо меньше. Инфляция в Украине – очевидно, следствие внутренних процессов.

    Есть еще ряд факторов, которые способствовали снижению объемов производства в Украине. Это отношение государства к экспорту. При таком несистемном, хаотичном и коррумпированном возврате НДС, экспорт для малого и среднего бизнеса практически невозможен. Только крупный бизнес каким-то образом в состоянии лоббировать возврат НДС, поэтому экспортная составляющая Украины весьма ограничена.

    Следующий вопрос – инвестиционная политика. Один кризис сменяется другим, и сегодня абсолютно не секрет, что наши технологии в машиностроении отстают от ведущих зарубежных производителей. Чтобы удержать Украину как машиностроительную державу, необходимо стимулировать инвестиции в закупку промышленного оборудования, технологий, разработку конкурентноспособных видов продукции. А государство обязано стимулировать инвестиционную деятельность компаний. Но если судить по налоговой и тарифной политике, то Украина не заинтересована в модернизации и повышении конкурентоспособности своей продукции. Вот один из примеров – при импорте промышленного оборудования надо заплатить 20% НДС. Механизм его возврата достаточно проблематичный. Фактически происходит удорожание инвестиций. В то время как в период кризиса, чтобы конкурировать с мировыми производителями, которые ищут новые рынки сбыта, в том числе и в Украине, закупка нового оборудования нам просто необходима.

    Огромное недоумение, несмотря на вступление в ВТО, вызывает такой дестимулирующий фактор как пошлина на целый ряд ввозимого в Украину промышленного оборудования, которая в большинстве случаев доходит до 5% – на современные металлорежущие обрабатывающие центры, покрасочные комплексы, машины для лазерного раскроя металла и т.д. Фактически, это пошлина на ввозимые новые технологии, пошлина на инвестиции. Возникает вопрос: зачем нужна эта пошлина? Притом, что готовая техника для сельского хозяйства, в основном, не облагается такой пошлиной, облагаются только технологии. Неужели мы осознанно хотим затормозить развитие отечественного машиностроения и отдать наши рынки компаниям из тех стран, правительства которых умеют лоббировать интересы своих производителей?

    Я глубоко убежден, что уровень развития машиностроения определяет уровень развития экономики государства в целом. Поэтому если пошлина - это политическое решение, то, видимо, можно говорить о том, что машиностроение в Украине уничтожается целенаправленно. Или же люди, которые управляют экономикой, не понимают, что они делают? Я все же склоняюсь к той мысли, что это не международный заговор, а попытка ручного управления экономикой в сверхкраткосрочном периоде. Но экономика – это не рулетка в казино. Люди, попадающие в зависимость, в том числе от игры в экономику, могут опустошить любую казну. Поэтому мы и имеем сегодня падение ВВП - 15%, машиностроения – 46%, реальные доходы населения сократились на 10%. И для того, чтобы вернуться на прежний уровень, нам, возможно, потребуется 3-5 лет.

    Надеемся, что промахи ставшего статистикой 2009 года будут учтены новым правительством, и в 2010-м году будут созданы все условия для развития отечественного машиностроения, появления новых рабочих мест, повышения жизненного уровня граждан Украины.

    Для справки: В структуру ЗАО «Гидросила ГРУП», крупнейшего на территории стран СНГ производителя гидравлических силовых машин и гидроаппаратуры для сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, входят ОАО «Гидросила НШ» (Кировоград, крупнейший производитель насосов шестеренных), «Гидросила АПМ» (Кировоград, выпускает аксиально-поршневые машины), также ОАО «Гидросила МЗТГ» (Мелитопольский завод тракторных гидроагрегатов, крупнейший производитель в СНГ гидрораспределителей для сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники), ЗАО «Гидросила ЛЕДА» (Кировоград, производитель рукавов высокого давления), и ООО «Гидросила ТЕТИС» (Мелитополь, производитель гидроцилиндров).

См.также:
Рейтинг 200 самых богатых людей Украины. Журнал "Фокуса"
Павел Штутман: Собственник «Червоной зирки»
Павел Штутман. Досье / Люди. "Деловая столица"
Павел Штутман отмечен государственной наградой. "Народные блоги"
Павел Штутман: Кризис не мог не охватить Украину

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 2686
Отредактировано: 20-06-2011 [11:35]
delete
Роман C, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 3, Всего рецензий: 2
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

16:54 10/03/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Украина должна быть машиностроительной державой и быть на европейском рынке!
17:15 10/03/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление

Комментарии

Рекомендует этот материал.
16:54 10/03/10
Закрив завод у Вінниці і все коментує, коментує...
03:31 11/03/10
Рекомендует этот материал. Почему? Полностью поддерживаю. Хочу отметить: блокирующие пошлины и налоги на новые технологии - это еще и попытка удержать на внутреннем рынке монополию старых технологий, по которым работают прихваченные предприятия. Зачем им конкуренты, которые обесценят прихваченное?

Гидравлика начала уступать электроприводам: КПД гидравлики ниже... например, в подъемниках - в 2 раза. Это, кстати говоря, тоже нужно учесть.
03:41 11/03/10

Live

1 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

2 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

2 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

2 час. назад

Khomiaklit пишет рецензию на публикацию ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

2 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ЖИТТЯ НЕ ДЛЯ ВКРАЇНИ

3 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Перундень

3 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Достижения «Запорожстали» вошли в Книгу рекордов Украины

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Комбинат «Запорожсталь» подтвердил соответствие международным стандартам

4 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

4 час. назад

Ганка Гличка публикует статью Йде листопадова пора

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Запорожские дети поздравили металлургов с юбилеем «Запорожстали»

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Ростислав Шурма поздравил ветеранов с 85-летием «Запорожстали»