О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  30 января 2010 20:03:02

К 80-летию Марка Карминского


Григорий Ганзбург

К 80-летию Марка Карминского

 


 

К 80-летию Марка Карминского

 

 

Уже в пятнадцатый раз день рождения композитора мы отмечаем без него. В 1995 году М.В. Карминскому было 65 лет, и все восприняли его уход как трагически раннюю смерть. Никому Карминский не казался человеком пожилым, тем более старым. Таково наше сегодняшнее восприятие возраста. С каждой эпохой оно меняется, и мы парадоксальным образом представляем композиторов разных столетий, проживших одинаковое число лет, как людей разного возраста. Размышляя, например, о судьбе Баха, мы думаем о человеке, умершем в почтенной старости. А жил Бах 65 лет. Весьма пожилым, успевшим состариться кажется нам Б.Сметана, который умер в 60. Самый разительный пример связан в истории поэзии с Т.Шевченко, которого большинство почитателей представляют человеком преклонных лет, а было ему 46...

Совершенно особое значение имеет возраст для композитора. По биографиям и хронографам творчества известно, что сочинения, созданные после 50-ти, после 60-ти,— это почти всегда лучшие вещи автора (если, конечно, ему выпало дожить до таких лет). Теодор Адорно даже полагал, что только поздний период творчества композитора позволяет верно судить о его стиле. Именно поэтому ранние кончины, например, Перселла (36), Березовского (32), Моцарта (35), Шуберта (31), Мендельсона (38), Бизе (37),Шопена (39) — воспринимаются нами как культурно-исторические катастрофы.

В судьбе М.В. Карминского было много счастливых свершений, но были и стороны трагические. Случилось так, что его сочинения последних лет, вещи самые важные, мудрые, созданные на вершине мастерства (и, добавлю в скобках, созданные из последних сил среди мучений смертельной болезни),— оказались наименее известны.

Достаточно давно Карминский был оценен как крупная фигура в современном музыкальном театре. Для театра — оперного, драматического — он чрезвычайно активно работал в молодые и зрелые годы, став автором четырех опер (среди них “Десять дней, которые потрясли мир”, “Иркутская история” — с успехом поставлены во многих театрах Украины, России, Чехии, Германии), музыки к многочисленным постановкам в украинском, русском, еврейском театрах. Всенародную славу композитору принесли 5 авторских грампластинок (наиболее популярная из них — запись мюзикла “Робин Гуд” с участием Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Валентины Толкуновой, Евгения Леонова — стала любимой пластинкой уже не одного поколения детей). Музыка Карминского достаточно много издавалась и имела широкий резонанс в прессе.

И вот настал тот самый, поздний период (по Адорно — лучший и важнейший), но... совпал с известным всем нам периодом, когда обанкротившиеся музыкальные издательства прекратили печатать ноты, звукозаписи — только коммерческие, филармонии едва дышали. Карминский тяжко переживал все те новые препятствия, которые возникли для профессиональной жизни музыкантов из-за экономических причин. Но одновременно он был счастлив тем духовным раскрепощением, тем глотком свободы, которые подарила ему новая эпоха, годы ослабления и разрушения тоталитарной системы.

Карминский всегда не терпел идеологической, интеллектуальной несвободы. Сегодня я, без боязни кого-либо подвести, могу вспомнить хотя бы такой штрих: радиоприемник в его доме многие годы был настроен на волну радиостанции “Свобода”. Карминский был, наверно, одним из самых ревностных и благодарных радиослушателей, его осведомлённость по этой части заставляла думать, что он находится у приемника круглосуточно. Помню, как не раз он переносил на другое время телефонный разговор, поскольку в тот момент что-то важное передавала “Свобода”...

В творчестве композитора эти годы ознаменовались сочинениями для струнного оркестра (в их числе, например, сюита “Лики барокко”), композициями для хора без слов (“Лакримоза”, “Поминальный плач по отцу Александру Меню”) и на стихи Б. Пастернака, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Д. Мережковского, связанными с традициями духовной музыки.

Последние пять лет М.В.Карминский был непременным участником крупнейшего в Украине Международного музыкального фестиваля “Харьковские ассамблеи”, инициатором и художественным руководителем которого является пианистка и певица Татьяна Веркина — музыкант, высоко ценимый Марком Вениаминовичем. Многим памятны премьеры его новых сочинений в фестивальных концертах. Последнее при жизни автора исполнение его музыки также состоялось на этом фестивале всего за несколько дней до кончины. Марк Карминский выступил и как музыкальный писатель. Он опубликовал в ежегоднике “Харьковские ассамблеи” яркие, содержательные литературные эссе о композиторах-романтиках Франце Шуберте, Феликсе Мендельсоне и Роберте Шумане.

В июне 1995 года в Харькове вышли в свет два последних прижизненных издания произведений мастера — хоровой сборник “Дорога к храму” и “Еврейская молитва” для скрипки соло. Эти издания были подготовлены к печати Институтом музыкознания, научным сотрудником которого М.В. Карминский оставался до последних дней жизни. В его планах были научно-публицистические книги “Новеллы о композиторах и людях искусства”, “Композиторы и музыковеды в симпатиях и антипатиях”, он планировал написать историческое исследование о роли еврейских музыкальных деятелей в мировом художественном процессе. Эти замыслы остались нереализованными, как и намерение зафиксировать в мемуарном очерке события, связанные с кампанией борьбы против космополитизма, в частности историю преследований харьковского композитора Дмитрия Клебанова, запрета его Первой симфонии, посвященной жертвам “Бабьего Яра”.

Чрезвычайно плодотворной была общественная активность композитора в эти последние годы и даже месяцы: музыка М.В.Карминского составила программу беспрецедентного детского хорового фестиваля, проходившего в Харькове в 1993 году, при его участии был создан благотворительный Фонд поддержки молодых дарований (и в последний год жизни Карминский — активный член Правления этого фонда, вместе с поэтом Борисом Чичибабиным, пианисткой Татьяной Веркиной, тогдашним мэром Харькова Евгением Кушнаревым). С энтузиазмом участвовал он и в создании объединения творческой интеллигенции “Круг”, которым руководит Ирина Слета.

Все эти стороны его деятельности нашли отражение в книге «Воспоминания  Марке Карминском», вышедше в 2000 году в Харькове. Авторы этого сборника рисуют в основном светлые стороны, а жизненный облик человека — всегда сочетание, игра светотеней. Ни один живой человек не состоит только из достоинств, ни один не бывает всегда и во всем прав, безупречен, справедлив... Теневые стороны так же важны для портрета, как и светлые. Человеческая натура неповторимо проявляется и в неудачах, ошибках, заблуждениях, слабостях. Я помню тысячи разных выражений лица Карминского в разные моменты общения с ним. Выражение лица — как мгновенно исчезающий рисунок души. И лишь один раз мне показалось, что я увидел душу Карминского ясно и глубоко. Это был неожиданный и очень неловкий момент при обсуждении в Союзе композиторов какой-то из премьер. Гостья из Киева (музыковед, занимающая влиятельную должность), высказываясь хотя и не грубо, но более резко, чем это обычно делают щадящие самолюбие друг друга харьковчане, покритиковала новое сочинение Карминского. Речь шла о незадолго перед тем прозвучавшей сюите; премьера имела успех, автор пережил эйфорию, и вдруг критик говорит об этой музыке как о примитивной и не имеющей художественной ценности... Когда киевлянка произносила свою речь, я как раз смотрел на лицо Карминского, ставшее похожим на лицо плачущего ребенка. Такое выражение не может быть описано словами, и я не уверен, что даже фотосъемка успела бы ухватить момент этого мимолетного страдания. То был короткий миг, когда человек не контролировал выражение лица и можно было увидеть обнаженную душу. В моменты успеха, когда принимают поздравления и похвалы, таких душевных глубин не увидеть...

Когда-то в 20-е годы существовало понятие “советизация оперного репертуара”. Тот процесс, который совершался в последние пять лет жизни Карминского, можно назвать “десоветизацией репертуара” (и не только оперного, процесс затронул все музыкальные жанры): никакие “Красные галстуки” (так называлась одна из его популярных песен) не могли оставаться в живом, реальном музицировании. Карминский, как большинство интеллигентов, всегда был в душе оппозиционером, но жизнь со своими неожиданными переменами оказалась значительно радикальнее, чем прогнозы оппозиционеров... Марк Вениаминович оставался динамичен: он чутко наблюдал, тонко анализировал, в чем-то менялся, чему-то внутренне противился; у него были и моменты растерянности, и моменты гнева по поводу глупого, бездумного разрушения того, что в культуре жизнеспособно и плодородно.

Сейчас некоторые ранее популярные произведения отошли в историю, другие, наоборот, приходят из небытия. Главный труд позднего Карминского — балет “Рембрандт” — пока никому не известен, рукопись не опубликована. Никто не видел еще тех ценностей, которые хранит эпистолярный архив композитора. Постепенно эти и другие материалы будут приходить к слушателям, зрителям, читателям. Общественная значимость личности Карминского, интерес к нему в будущем, вероятно, станет возрастать.

М.В.Карминский (Фото Юрия Щербинина)
М.В.Карминский (Фото Юрия Щербинина)

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 3279
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +13
Всего комментариев: 31, Всего рецензий: 12
Читайте также

Генпрокуратура показала ще одне відео з ГужвоюГенпрокуратура показала ще одне відео з Гужвою

Генеральна прокуратура оприлюднила ще одне відео зустрічі головного редактора інтернет-видання "Страна.ua" Ігоря Гужви зі співрозмовником щодо непублі ...

Украинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксуУкраинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксу

В финале наш боксер победил англичанина Кларка ...

Лавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущемЛавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущем

Российские войска уйдут из Республики после учений "Запад-2017", уверяет глава МИД РФ ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

01:30 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Retliff Киев
Очень интересная и профессионально написанная статья!
Но у меня к Вам просьба! Любые обобщения, как мне кажется, не правомерны. Из одного абзаца Вашей статьи можно сделать вывод о деликатности и интеллигентности ВСЕХ харьковчан. А киевляне (ВСЕ) - грубые и резкие! Смею Вас заверить - это не так!
С уважением. Retliff
Спасибо. Разумеется, Вы правы: нельзя делить человечество на киевлян и харьковчан.
09:25 31/01/10
Retliff Киев
Спасибо Вам!!! smile smile smile
13:12 31/01/10
02:13 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Спасибо за замечательную статью, за память о Карминском.
На одном из концертов в Харькове слышала исполнение какой-то части из "Рембрандта" - очень хочется услышать весь балет.
Благодарю. Лп, "Рембрандт" еще проявится и займёт свое место. Пока играют только фортепианные партиты на материале этого балета.
10:02 31/01/10
02:15 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Влада Киев
Спасибо.
10:28 31/01/10
03:55 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
yarina Киев
Общественная значимость личности Карминского, интерес к нему в будущем, вероятно, станет возрастать.
Благодарю.
12:37 31/01/10
08:53 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Спасибо.
13:33 31/01/10
Благодарю.
14:38 31/01/10
10:52 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Lu Киев
Багато важливих спостережень, асоціацій, паралелей!
Дякую!
17:45 31/01/10
10:59 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Полезная ,нужная статья!"Никто не видел еще тех ценностей, которые хранит ...архив композитора..."
Спасибо.
23:59 31/01/10
11:17 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересный материал.
Благодарю.
12:49 01/02/10
17:27 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Спасибо.
12:55 01/02/10
17:40 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Флорестан Харьков
Отличный материал!Достойный личности прекрасного ЧЕЛОВЕКА,КОМПОЗИТОРА,истинного ПРАВОЗАЩИТНИКА в искусстве и жизни!!!И видимо не случайно жизненные пути Марка Карминского и Бориса Чичибабина тесно соприкоснулись в мирской жизни и навеки остались рядом на погосте.А музыка незабвенного Марка Вениаминовича жила,живет и будет долго жить в сердцах тех.кто хоть раз прикоснется к этому живительному источнику ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ и МУДРОСТИ!!!
Спасибо за отзыв и за предоставленные для публикации фотопортреты М.Карминского!
13:04 01/02/10
20:03 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Спасибо Вам за Марка Вениаминовича! Вижу его, помню, словно все происходило вчера. А скольких нет уже. Редеет круг...
Спасибо. Непривычно много читателей зашло за один день на страницу с этой статьёй. Значит, помнят его имя.
13:32 01/02/10
Бах Винница
А сколько людей не знали о нем -- а теперь благодаря Вам познакомились! карминского в Интернете должно быть МНОГО, и должны быть ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СЛОВА, а не отчеты о том, что где-то кто-то в очередной раз содрал его музыку на диск, даже не побеспокоившись об авторском праве, принадлежащем его семье.
16:59 01/02/10

Комментарии

Retliff Киев
Рекомендует этот материал.
01:30 31/01/10
Благодарю.
09:53 31/01/10
Рекомендует этот материал.
08:53 31/01/10
Спасибо.
17:20 31/01/10
Рекомендует этот материал.
09:10 31/01/10
Благодарю.
09:15 05/02/10
Люба Василик Черновцы
Рекомендує цей матеріал. Чому? "Карминский всегда не терпел идеологической, интеллектуальной несвободы"
10:13 31/01/10
Спасибо.
09:22 05/02/10
Lu Киев
Рекомендує цей матеріал. Чому? уважно до творчості
10:52 31/01/10
Lu Киев
Ваш портрет на початку статті та в анонсі прямого ефіру трохи збив з пантелику, оскільки сприйняла як частину публікації wow wow wow
Варто залишити лише фото героя, а з автором усі охочі на його сторінці мають змогу познайомитися smile smile smile
10:54 31/01/10
Дякую! Маєте рацію. Але тепер вже нічого не вдієш. Бо ніколи не буде другого шансу справити перше враження.
17:23 31/01/10
Рекомендует этот материал.
10:59 31/01/10
Спасибо.
14:03 01/02/10
Рекомендует этот материал.
11:17 31/01/10
Благодарю.
14:25 01/02/10
Larisa Potapova Днепропетровск
Рекомендует этот материал.
17:13 31/01/10
Спасибо.
18:23 01/02/10
Larisa Potapova Днепропетровск
read Извините не там ответила. smile
18:35 01/02/10
Larisa Potapova Днепропетровск
smile
18:33 01/02/10
Бах Винница
А про архив -- так приходите...
20:05 31/01/10
Рекомендует этот материал.
17:27 31/01/10
Благодарю.
18:48 01/02/10
Бах Винница
smile bravo
11:50 02/02/10
Флорестан Харьков
Рекомендует этот материал. Почему? Не проходите мимо!Это очень интересно!
17:40 31/01/10
Точно! Спасибо.
19:25 01/02/10
Рекомендует этот материал.
00:46 13/02/10
Бах Винница
Рекомендует этот материал.
20:03 31/01/10
Благодарю.
06:16 13/02/10
Спасибо, приду. Мне нужна его переписка с Бернандтом, она у Вас в Библиотеке?
22:46 02/02/10
Благодарю.
03:58 02/02/10

Live

3 мин. назад

yarina рекомендует материал "Море – у сні – незвичайне..."

4 мин. назад

Pavel Gandyara комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 мин. назад

Marchuk Nadia пишет рецензию на публикацию Мой безвизовый дебют

7 мин. назад

Cawka комментирует материал Конец эры смартфона?

13 мин. назад

Pavel Gandyara пишет рецензию на публикацию Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

45 мин. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

47 мин. назад

Жиго публикует статью Сусідка

48 мин. назад

Жиго комментирует материал Голосять про пустку відстані...

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Мой безвизовый дебют

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

2 час. назад

Володимир Бровко публикует статью ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ Кн.2 гл.5 ч.4-4

3 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью "Море – у сні – незвичайне..."

4 час. назад

Марк Львович рекомендует материал Знай наших!

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Похоже, я — из свежих роз!..

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Всепожирающая страсть!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Имя Твое.

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Знай наших!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Мой безвизовый дебют