О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  30 января 2010 20:03:02

К 80-летию Марка Карминского


Григорий Ганзбург

К 80-летию Марка Карминского

 


 

К 80-летию Марка Карминского

 

 

Уже в пятнадцатый раз день рождения композитора мы отмечаем без него. В 1995 году М.В. Карминскому было 65 лет, и все восприняли его уход как трагически раннюю смерть. Никому Карминский не казался человеком пожилым, тем более старым. Таково наше сегодняшнее восприятие возраста. С каждой эпохой оно меняется, и мы парадоксальным образом представляем композиторов разных столетий, проживших одинаковое число лет, как людей разного возраста. Размышляя, например, о судьбе Баха, мы думаем о человеке, умершем в почтенной старости. А жил Бах 65 лет. Весьма пожилым, успевшим состариться кажется нам Б.Сметана, который умер в 60. Самый разительный пример связан в истории поэзии с Т.Шевченко, которого большинство почитателей представляют человеком преклонных лет, а было ему 46...

Совершенно особое значение имеет возраст для композитора. По биографиям и хронографам творчества известно, что сочинения, созданные после 50-ти, после 60-ти,— это почти всегда лучшие вещи автора (если, конечно, ему выпало дожить до таких лет). Теодор Адорно даже полагал, что только поздний период творчества композитора позволяет верно судить о его стиле. Именно поэтому ранние кончины, например, Перселла (36), Березовского (32), Моцарта (35), Шуберта (31), Мендельсона (38), Бизе (37),Шопена (39) — воспринимаются нами как культурно-исторические катастрофы.

В судьбе М.В. Карминского было много счастливых свершений, но были и стороны трагические. Случилось так, что его сочинения последних лет, вещи самые важные, мудрые, созданные на вершине мастерства (и, добавлю в скобках, созданные из последних сил среди мучений смертельной болезни),— оказались наименее известны.

Достаточно давно Карминский был оценен как крупная фигура в современном музыкальном театре. Для театра — оперного, драматического — он чрезвычайно активно работал в молодые и зрелые годы, став автором четырех опер (среди них “Десять дней, которые потрясли мир”, “Иркутская история” — с успехом поставлены во многих театрах Украины, России, Чехии, Германии), музыки к многочисленным постановкам в украинском, русском, еврейском театрах. Всенародную славу композитору принесли 5 авторских грампластинок (наиболее популярная из них — запись мюзикла “Робин Гуд” с участием Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Валентины Толкуновой, Евгения Леонова — стала любимой пластинкой уже не одного поколения детей). Музыка Карминского достаточно много издавалась и имела широкий резонанс в прессе.

И вот настал тот самый, поздний период (по Адорно — лучший и важнейший), но... совпал с известным всем нам периодом, когда обанкротившиеся музыкальные издательства прекратили печатать ноты, звукозаписи — только коммерческие, филармонии едва дышали. Карминский тяжко переживал все те новые препятствия, которые возникли для профессиональной жизни музыкантов из-за экономических причин. Но одновременно он был счастлив тем духовным раскрепощением, тем глотком свободы, которые подарила ему новая эпоха, годы ослабления и разрушения тоталитарной системы.

Карминский всегда не терпел идеологической, интеллектуальной несвободы. Сегодня я, без боязни кого-либо подвести, могу вспомнить хотя бы такой штрих: радиоприемник в его доме многие годы был настроен на волну радиостанции “Свобода”. Карминский был, наверно, одним из самых ревностных и благодарных радиослушателей, его осведомлённость по этой части заставляла думать, что он находится у приемника круглосуточно. Помню, как не раз он переносил на другое время телефонный разговор, поскольку в тот момент что-то важное передавала “Свобода”...

В творчестве композитора эти годы ознаменовались сочинениями для струнного оркестра (в их числе, например, сюита “Лики барокко”), композициями для хора без слов (“Лакримоза”, “Поминальный плач по отцу Александру Меню”) и на стихи Б. Пастернака, М. Цветаевой, В. Ходасевича, Д. Мережковского, связанными с традициями духовной музыки.

Последние пять лет М.В.Карминский был непременным участником крупнейшего в Украине Международного музыкального фестиваля “Харьковские ассамблеи”, инициатором и художественным руководителем которого является пианистка и певица Татьяна Веркина — музыкант, высоко ценимый Марком Вениаминовичем. Многим памятны премьеры его новых сочинений в фестивальных концертах. Последнее при жизни автора исполнение его музыки также состоялось на этом фестивале всего за несколько дней до кончины. Марк Карминский выступил и как музыкальный писатель. Он опубликовал в ежегоднике “Харьковские ассамблеи” яркие, содержательные литературные эссе о композиторах-романтиках Франце Шуберте, Феликсе Мендельсоне и Роберте Шумане.

В июне 1995 года в Харькове вышли в свет два последних прижизненных издания произведений мастера — хоровой сборник “Дорога к храму” и “Еврейская молитва” для скрипки соло. Эти издания были подготовлены к печати Институтом музыкознания, научным сотрудником которого М.В. Карминский оставался до последних дней жизни. В его планах были научно-публицистические книги “Новеллы о композиторах и людях искусства”, “Композиторы и музыковеды в симпатиях и антипатиях”, он планировал написать историческое исследование о роли еврейских музыкальных деятелей в мировом художественном процессе. Эти замыслы остались нереализованными, как и намерение зафиксировать в мемуарном очерке события, связанные с кампанией борьбы против космополитизма, в частности историю преследований харьковского композитора Дмитрия Клебанова, запрета его Первой симфонии, посвященной жертвам “Бабьего Яра”.

Чрезвычайно плодотворной была общественная активность композитора в эти последние годы и даже месяцы: музыка М.В.Карминского составила программу беспрецедентного детского хорового фестиваля, проходившего в Харькове в 1993 году, при его участии был создан благотворительный Фонд поддержки молодых дарований (и в последний год жизни Карминский — активный член Правления этого фонда, вместе с поэтом Борисом Чичибабиным, пианисткой Татьяной Веркиной, тогдашним мэром Харькова Евгением Кушнаревым). С энтузиазмом участвовал он и в создании объединения творческой интеллигенции “Круг”, которым руководит Ирина Слета.

Все эти стороны его деятельности нашли отражение в книге «Воспоминания  Марке Карминском», вышедше в 2000 году в Харькове. Авторы этого сборника рисуют в основном светлые стороны, а жизненный облик человека — всегда сочетание, игра светотеней. Ни один живой человек не состоит только из достоинств, ни один не бывает всегда и во всем прав, безупречен, справедлив... Теневые стороны так же важны для портрета, как и светлые. Человеческая натура неповторимо проявляется и в неудачах, ошибках, заблуждениях, слабостях. Я помню тысячи разных выражений лица Карминского в разные моменты общения с ним. Выражение лица — как мгновенно исчезающий рисунок души. И лишь один раз мне показалось, что я увидел душу Карминского ясно и глубоко. Это был неожиданный и очень неловкий момент при обсуждении в Союзе композиторов какой-то из премьер. Гостья из Киева (музыковед, занимающая влиятельную должность), высказываясь хотя и не грубо, но более резко, чем это обычно делают щадящие самолюбие друг друга харьковчане, покритиковала новое сочинение Карминского. Речь шла о незадолго перед тем прозвучавшей сюите; премьера имела успех, автор пережил эйфорию, и вдруг критик говорит об этой музыке как о примитивной и не имеющей художественной ценности... Когда киевлянка произносила свою речь, я как раз смотрел на лицо Карминского, ставшее похожим на лицо плачущего ребенка. Такое выражение не может быть описано словами, и я не уверен, что даже фотосъемка успела бы ухватить момент этого мимолетного страдания. То был короткий миг, когда человек не контролировал выражение лица и можно было увидеть обнаженную душу. В моменты успеха, когда принимают поздравления и похвалы, таких душевных глубин не увидеть...

Когда-то в 20-е годы существовало понятие “советизация оперного репертуара”. Тот процесс, который совершался в последние пять лет жизни Карминского, можно назвать “десоветизацией репертуара” (и не только оперного, процесс затронул все музыкальные жанры): никакие “Красные галстуки” (так называлась одна из его популярных песен) не могли оставаться в живом, реальном музицировании. Карминский, как большинство интеллигентов, всегда был в душе оппозиционером, но жизнь со своими неожиданными переменами оказалась значительно радикальнее, чем прогнозы оппозиционеров... Марк Вениаминович оставался динамичен: он чутко наблюдал, тонко анализировал, в чем-то менялся, чему-то внутренне противился; у него были и моменты растерянности, и моменты гнева по поводу глупого, бездумного разрушения того, что в культуре жизнеспособно и плодородно.

Сейчас некоторые ранее популярные произведения отошли в историю, другие, наоборот, приходят из небытия. Главный труд позднего Карминского — балет “Рембрандт” — пока никому не известен, рукопись не опубликована. Никто не видел еще тех ценностей, которые хранит эпистолярный архив композитора. Постепенно эти и другие материалы будут приходить к слушателям, зрителям, читателям. Общественная значимость личности Карминского, интерес к нему в будущем, вероятно, станет возрастать.

М.В.Карминский (Фото Юрия Щербинина)
М.В.Карминский (Фото Юрия Щербинина)

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 3243
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +13
Всего комментариев: 31, Всего рецензий: 12
Читайте также

Русский треш: "Бурановские бабушки" перепели заставку из Mortal KombatРусский треш: "Бурановские бабушки" перепели заставку из Mortal Kombat

Артистки перепели заглавную тему из видеоигры, перефразировав ее на русский язык ...

Май в Национальной опере: спектакль с народным юмором, гала-концерт и драма ПуччиниМай в Национальной опере: спектакль с народным юмором, гала-концерт и драма Пуччини

До конца месяца ценители оперы смогут наслаждаться постановками   ...

Белый дом опубликовал список достижений Трампа за первые 100 дней работыБелый дом опубликовал список достижений Трампа за первые 100 дней работы

Трамп смог еще дальше изолировать РФ и Сирию путем договоренностей с Китаем ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

01:30 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Retliff Киев
Очень интересная и профессионально написанная статья!
Но у меня к Вам просьба! Любые обобщения, как мне кажется, не правомерны. Из одного абзаца Вашей статьи можно сделать вывод о деликатности и интеллигентности ВСЕХ харьковчан. А киевляне (ВСЕ) - грубые и резкие! Смею Вас заверить - это не так!
С уважением. Retliff
Спасибо. Разумеется, Вы правы: нельзя делить человечество на киевлян и харьковчан.
09:25 31/01/10
Retliff Киев
Спасибо Вам!!! smile smile smile
13:12 31/01/10
02:13 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Спасибо за замечательную статью, за память о Карминском.
На одном из концертов в Харькове слышала исполнение какой-то части из "Рембрандта" - очень хочется услышать весь балет.
Благодарю. Лп, "Рембрандт" еще проявится и займёт свое место. Пока играют только фортепианные партиты на материале этого балета.
10:02 31/01/10
02:15 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Влада Киев
Спасибо.
10:28 31/01/10
03:55 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
yarina Киев
Общественная значимость личности Карминского, интерес к нему в будущем, вероятно, станет возрастать.
Благодарю.
12:37 31/01/10
08:53 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Спасибо.
13:33 31/01/10
Благодарю.
14:38 31/01/10
10:52 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Lu Киев
Багато важливих спостережень, асоціацій, паралелей!
Дякую!
17:45 31/01/10
10:59 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Полезная ,нужная статья!"Никто не видел еще тех ценностей, которые хранит ...архив композитора..."
Спасибо.
23:59 31/01/10
11:17 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересный материал.
Благодарю.
12:49 01/02/10
17:27 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Спасибо.
12:55 01/02/10
17:40 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Флорестан Харьков
Отличный материал!Достойный личности прекрасного ЧЕЛОВЕКА,КОМПОЗИТОРА,истинного ПРАВОЗАЩИТНИКА в искусстве и жизни!!!И видимо не случайно жизненные пути Марка Карминского и Бориса Чичибабина тесно соприкоснулись в мирской жизни и навеки остались рядом на погосте.А музыка незабвенного Марка Вениаминовича жила,живет и будет долго жить в сердцах тех.кто хоть раз прикоснется к этому живительному источнику ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ и МУДРОСТИ!!!
Спасибо за отзыв и за предоставленные для публикации фотопортреты М.Карминского!
13:04 01/02/10
20:03 31/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Спасибо Вам за Марка Вениаминовича! Вижу его, помню, словно все происходило вчера. А скольких нет уже. Редеет круг...
Спасибо. Непривычно много читателей зашло за один день на страницу с этой статьёй. Значит, помнят его имя.
13:32 01/02/10
Бах Винница
А сколько людей не знали о нем -- а теперь благодаря Вам познакомились! карминского в Интернете должно быть МНОГО, и должны быть ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СЛОВА, а не отчеты о том, что где-то кто-то в очередной раз содрал его музыку на диск, даже не побеспокоившись об авторском праве, принадлежащем его семье.
16:59 01/02/10

Комментарии

Retliff Киев
Рекомендует этот материал.
01:30 31/01/10
Благодарю.
09:53 31/01/10
Рекомендует этот материал.
08:53 31/01/10
Спасибо.
17:20 31/01/10
Рекомендует этот материал.
09:10 31/01/10
Благодарю.
09:15 05/02/10
Люба Василик Черновцы
Рекомендує цей матеріал. Чому? "Карминский всегда не терпел идеологической, интеллектуальной несвободы"
10:13 31/01/10
Спасибо.
09:22 05/02/10
Lu Киев
Рекомендує цей матеріал. Чому? уважно до творчості
10:52 31/01/10
Lu Киев
Ваш портрет на початку статті та в анонсі прямого ефіру трохи збив з пантелику, оскільки сприйняла як частину публікації wow wow wow
Варто залишити лише фото героя, а з автором усі охочі на його сторінці мають змогу познайомитися smile smile smile
10:54 31/01/10
Дякую! Маєте рацію. Але тепер вже нічого не вдієш. Бо ніколи не буде другого шансу справити перше враження.
17:23 31/01/10
Рекомендует этот материал.
10:59 31/01/10
Спасибо.
14:03 01/02/10
Рекомендует этот материал.
11:17 31/01/10
Благодарю.
14:25 01/02/10
Larisa Potapova Днепропетровск
Рекомендует этот материал.
17:13 31/01/10
Спасибо.
18:23 01/02/10
Larisa Potapova Днепропетровск
read Извините не там ответила. smile
18:35 01/02/10
Larisa Potapova Днепропетровск
smile
18:33 01/02/10
Бах Винница
А про архив -- так приходите...
20:05 31/01/10
Рекомендует этот материал.
17:27 31/01/10
Благодарю.
18:48 01/02/10
Бах Винница
smile bravo
11:50 02/02/10
Флорестан Харьков
Рекомендует этот материал. Почему? Не проходите мимо!Это очень интересно!
17:40 31/01/10
Точно! Спасибо.
19:25 01/02/10
Рекомендует этот материал.
00:46 13/02/10
Бах Винница
Рекомендует этот материал.
20:03 31/01/10
Благодарю.
06:16 13/02/10
Спасибо, приду. Мне нужна его переписка с Бернандтом, она у Вас в Библиотеке?
22:46 02/02/10
Благодарю.
03:58 02/02/10

Live

5 час. назад

Володимир Олівець рекомендует материал Я рилом не вийшов…

5 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал Маргарита

5 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

5 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

5 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Весенний малыш: первые прогулки с новорожденным

6 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Мораль свою не осуждаю (пародия)

6 час. назад

I.Htoz`ivsalo рекомендует материал ненормальная

6 час. назад

I.Htoz`ivsalo рекомендует материал Маргарита

6 час. назад

I.Htoz`ivsalo рекомендует материал Мораль свою не осуждаю (пародия)

7 час. назад

viktor trigub комментирует материал ненормальная

7 час. назад

Александр Белоус публикует статью Я привязан к земному — надёжным канатом!..

7 час. назад

Александр Белоус публикует статью Ищи настроенье!

8 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал Маргарита

8 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

8 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

8 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал Маргарита

8 час. назад

Восстановление Донбасса публикует статью В любой экстремальной ситуации власть действует однотипно,

8 час. назад

Чачанидзе Владимир публикует статью Спесивый апельсин.

8 час. назад

Viktor Pashenko публикует статью Кто заправляет в судах Украины?

9 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал ненормальная

9 час. назад

Жиго публикует статью Ще мить, ще крок

9 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал ненормальная

9 час. назад

Сергей Власов комментирует материал Український Нобель: Як завоювати розуми і серця людей в усьому світі?