О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Биография  20 января 2010 12:23:47

Автор: Бах

Исаак Дунаевский: От Домашнего Скрябина до Красного Моцарта Часть 3. Гимназия и Студия

 

Дунаевский-гимназист
Дунаевский-гимназист
По настоянию отца было решено отдать Бориса и Исаака в гимназию… Так написано во всех биографиях Исаака Дунаевского. В связи с этим возникает неразрешимый пока вопрос с датами. С одной стороны, братья Дунаевские приехали в Харьков в 1910 г. и сразу стали учиться в Музыкальном училище. А в 1912 г. они стали учиться в частной мужской гимназии «Общества 2-й группы преподавателей» в пер. Подольском, 2 (ныне ул. Гамарника). Борис поступил в пятый класс, Исаак – в третий…
Кнорринг и Дунаевский среди консерваторцев
Кнорринг и Дунаевский среди консерваторцев
Это значит, что братья окончили четвертый – Борис и второй класс – Исаак не в Харькове. Значит, в Лохвице? Действительно, в книге Дм. Минченка есть маленькая фотография Исаака в гимназической форме и подпись: ученик Лохвицкой гимназии… Это может означать то, что с 1910- по 1912 г. братья жили в Харькове непостоянно? Если учились в Лохвице… Или оба мальчика все же учились в Харькове, готовились с частным педагогом и сдали экзамены экстерном в Лохвице…
В общем, пока ситуация не прояснена.
История же учебы Дунаевского в Харьковской гимназии 2-й группы преподавателей довольно подробно изложена в всопоминаниях его брата Бориса и директора гимназии.
... Даже по меркам Харькова учебное заведение это было необыкновенное! В большинстве  своем преподаватели были молодые, порядки довольно свободные, несколько отличные от гимназий казенных. Учредители имели право выбирать преподавателей и администрацию, устанавливать программы и распорядок занятий.
В гимназии была очень демократическая обстановка, повлиявшая на формирование мировоззрения обоих мальчиков. Преподавали в гимназии педагоги университета, будущие выдающиеся ученые, профессора и академики – лингвист Леонид Булаховский, историк античности Владислав Бузескул, литературоведы Александр Белецкий, Михаил Самарин, историк Валентин Рожицын и другие.
Директором был Николай Николаевич Кнорринг, музыкант-любитель, который уделял эстетическому развитию своих учеников львиную долю своего свободного времени. Он руководил струнным оркестром, работали литературно-музыкальный, театральный, философо-эстетический кружки, издавались даже рукописные журналы – «На ступенях» и «Гимназист».
гимназические журналы "На ступенях" и "Гимназист"
гимназические журналы "На ступенях" и "Гимназист"
Драматический кружок назывался «Огонек» и именно занятия в нем зажгли в сердце гимназиста тот негасимый огонь любви к театру, который всю жизнь будет согревать и питать творчество композитора. Гимназическому «Огоньку» обязан Дунаевский и дружбой с будущим известным советским чтецом Эммануилом Каминкой.
В одном из номеров журнала «На ступенях» за 1915 год – музыка юного Исаака  к мелодекламации «Серыми тучами небо покрытое» в тональности си минор. Смысл названия журнала его участники сконцентрировали в начале редакционного кредо: «Мы на первых ступенях сознательной жизни…». И «Гимназист» интересен для нас тем, что на его страницах также опубликованы музыкальные сочинения Дунаевского. В 1916-17 г. №1 журнала «Гимназист» даже вышел с именем издателя на обложке: Исаак Дунаевский.
Занятия в гимназии, кружки и вправду были для братьев Дунаевских первыми ступенями в осознание себя творческими людьми. Борис выступал как пианист и декламатор, Исаак играл на скрипке как участник трио, квартета, струнного оркестра. В квартете участвовали оба брата Дунаевских, Н.Н. Кнорринг, на виолончели часто играл ученик второй казенной гимназии и Харьковского музыкального училища В.И. Чернов, позже заслуженный деятель искусств Киргизской ССР. В репертуар квартета входили Вальс из оперы В. Ребикова «Елка», Ноктюрн из Второго квартета А. Бородина. Именно здесь были исполнены и первые робкие сочинения гимназиста Дунаевского.
Кнорринг был добр и снисходителен. Дм. Минченок, автор беллетризованной биографии Дунаевского, описал случай, когда директору донесли, что кто-то из еврейских мальчиков (а их в гимназии, как и учителей-евреев, было немало) обозвал русского Бога сволочью. Тот, кого призвали к ответу, не отпирался, лишь сказал, что он обозвал не Бога, а только дощечку. В результате нарушитель был назван будущим философом и отпущен без наказания.
ул. Карповская, дом 8, где жил Кнооринг
ул. Карповская, дом 8, где жил Кнооринг
ул. Карповская, дом 8 крыльцо дма
ул. Карповская, дом 8 крыльцо дма
Жил Николай Николаевич Кнорринг  на Карповской, 8 – узенькой уличке за Холодногорским мостом, проходящей по самой кромке бывшего Карповского сада. Сад во времена Дунаевского уже не существовал, его весь поглотила железная дорога. Кнорринг  часто приглашал учеников к себе. Позже старый педагог Дунаевского   вспоминал: «На моих глазах развертывалось музыкальное дарование Исаака. При его способностях можно было ждать, что из него выработается прежде всего скрипач-виртуоз… Но Исаака тянуло к творчеству… Его опыты в области композиции уже стали обращать на себя внимание. Я помню, с каким интересом мы прослушали однажды его вариации на тему «Чижика», в которых особенно любопытна была по ритму медленная часть. Он писал пьесы, пробуя себя в различных формах, до сонатной включительно. Я очень любил его импровизацию: когда он забегал ко мне по какому-нибудь делу, я усаживал его за пианино и заставлял играть что-нибудь свое… Помню, мне очень понравился его романс «Засвистали на небе кречеты», написанный на стихи его брата Бориса.
Как-то я показал Исааку, тогда ученику 7 класса, мое юношеское стихотворение «Недопетая песня», напечатанное в свое время в казанской газете «Волжский вестник». Ему стихи очень понравились, и он написал к ним музыку. Начинался романс так:
Около заводи тихой,
Где серебрятся березы,
Тесно сплетясь с ежевикой,
Выросла дикая роза… »
П. Кравцов с учениками
П. Кравцов с учениками
Иногда в гимназии проводились общественные диспуты и «суды». Исаак блестяще выступил адвокатом на суде над Борисом Годуновым -- и русский самозванный царь был оправдан. Премиями Исааку за учебу и общественную деятельность бывали оперные клавиры, другие ноты. Уже окончив гимназию, молодой композитор иногда работал в ней, замещая на уроках хорового пения известного доктора и музыканта Петра Ивановича Кравцова.
Композитор Ребиков
Композитор Ребиков
Кравцов был личностью удивительной и легендарной. Еще в 1896 году врач по специальности, музыкант по призванию, П. И. Кравцов организовал музыкальный кружок по распространению музыкальных знаний среди рабочих, просуществовавший более пятнадцати лет. В его организации и концертах принимал самое активное участие композитор Ребиков, в 1905 г. силами учащихся была поставлена его детская опера «Елка», после чего некоторые номера из нее регулярно исполнялись учениками гимназии в концертах. 
Репетиции и спектакли проходили в стенах Харьковского народного Дома, где благодаря Кравцову были созданы симфонический оркестр, оркестры народных инструментов (мандолинистов, балалаечников, рабочие хоры.
Н.Н. Кнорринг: «У Кравцова всегда в классе пели под аккомпанемент рояля. Хоровые ансамбли разучивались тщательно и тонко. Впоследствии заместителем Кравцова стал Исаак Дунаевский – уже студент университета… Таким образом связь его с гимназией не прерывалась…»
Талантливые ученики приглашались и на дом к директору – на домашние концерты. Позже в своих воспоминаниях Н.Н. Кнорринг напишет: «…особенно дорога мне память о вечерах, когда обычно под воскресенье, братья Дунаевские являлись ко мне домой со своими инструментами… и мы с наслаждением предавались музицированию…» Партию первой скрипки исполнял Исаак, второй скрипкой был Н.Н. Кнорринг, виолончели – школьный приятель Кнорринга. В.В. Каврайский, позже контрадмирал, профессор Ленинградского университета, лауреат Государственной премии.
Н.Н. Кнорринг: «Играть с Исааком было большое удовольствие, помимо красивого тона и изящества, в его игре было много непосредственного чувства и увлечения, которые он по-детски не скрывал. И, возвращаясь из зала в физический кабинет, который служил нам артистической комнатой, часто можно было заметить в лице Исаака еще не остывшие следы его исполнительских переживаний…»
Исаак  Дунаевский окончит гимназию в 1918-м – с золотой медалью и, уже учась в консерватории, поступит на юридический факультет Харьковского университета.
Дальнейшая судьба любимого Николая Николаевича Кнорринга сложится трагически. Дворянин Кнорринг вместе с семьей в ноябре 1919 г. покинет Харьков, а в 1920 г. и Россию, отплыв на корабле «Генерал Алексеев» из Севастополя в Бизерту (Тунис), в составе Морского корпуса. В Бизерте Николай Николаевич станет преподавать историю детям русских моряков, пережив вместе с ними все унижения и тяготы изгнания. Летом 1925 г. им удастся переехать во Францию. Семейство Кноррингов обосновалось в Париже. Кнорринг приобрел известность как историк, журналист и член правления Тургеневской библиотеки. Дунаевский будет звать учителя назад в Россию, но он вернется уже после смерти дочери-поэтессы Ирины в оккупированном Париже -- вместе с мужем Ирины, поэтом Юрием Софиевым. Ни в столицах, ни в родном Харькове им жить не позволят, но определят местом жительства далекую Алма-Ату…
Стихи Ирины Кнорринг, которая была шестью годами младше Исаака, вероятнее всего остались композитору не известны, как и вообще незавидная, трагическая судьба многих беженцев, покинувших родину не по своей воле…
Зачем меня девочкой глупой,
От страшной, родимой земли,
От голода, тюрем и трупов
В двадцатом году увезли?!..
В 1947 г., приняв решение вернуться на родину, старый учитель Кнорринг напишет знаменитому советскому композитору Дунаевскому, бывшему своему ученику: «Дорогой мой Исаак! Ты, вероятно, будешь поражен, получив это письмо… Думаю, что ты меня все же помнишь, хотя если бы ты меня сейчас увидел, то едва ли узнал – я стал совсем седой старик, много переживший за эти четверть века… Тебя я не только не забыл, но, насколько это было возможно, следил за твоей музыкальной карьерой, и некоторые твои вещи знаю очень хорошо и одобряю (в частности, «Веселых ребят» и другие песенки, которые весь Париж распевает)…»
В ответ Дунаевский тепло ответил: «Дорогой Николай Николаевич! … конечно я не забыл Вас, и не мог забыть чудесных воспоминаний моей гимназической юности. Наших музыкальных вечеров, путешествий к Вам на Карповку… Наши обратные путешествия от Вас на Грековскую улицу, когда полные музыкальных впечатлений, наперебой распевали на ночных улицах Харькова любимые темы, невольно ускоряя или замедляя темп шага…
Могли ли бы Вы тридцать пять лет тому назад думать, что маленький музыкант, поклонник Бетховена и Чайковского, Брамса и Бородина, сможет стать мастером «легкого жанра»? Впрочем именно моя солидная музыкальна закваска помогла мне и помогает творить легкую музыку серьезными средствами…. »
           Еще одно письмо Кнорринга, датированное 19 сентября 1947, написанное еще в Париже, перед возвращением в СССР сохранило эмоциональное состояние старого учителя: "Дорогой Исаак. Спасибо тебе на добром слове. Буду откровенничать. С первых же строк твоего письма я так разволновался, что не мог читать -- письмо читала Мария Владимировна, а я... плакал. Больше всего меня тронуло твое признание, что ты обо мне сохранил хорошую память не только как о человеке, но и как об учителе. Сейчас, когда жизнь моя пришла к своему концу и когда я вспоминаю всю свою короткую по времени деятельность, то останавливаюсь только на этом моем харьковском периоде учительства, которому я отдал всю свою душу... опять убеждаюсь, что наша гимназия, при всех ее недостатках, была для своего времени передовой и мне нечего стыдиться моих начинаний. Ведь чего только у нас не было: и кружки, и музыка, и выставки, и журналы, и это мною установленное... участие учеников в педагогическом совете... И мне... это чрезвычайно приятно -- значит, я все-таки не даром прожил эти десять лет (!) моей настоящей педагогической деятельности..." И далее: "Что касается твоей музыки. Между прочим. я оперетку очень люблю, но не в этом дело. Что из тебя не вышел Чайковский -- об этом жалеть бесполезно, но что из тебя вышел -- "Дунаевский" -- это очень хорошо... Эх, поиграл бы я с тобой в квартетах, -- в этом деле я все же достаточно набил себе руку и между прочим очень полюбил альт..."
 
Кнорринг переживет своего ученика и напишет яркие воспоминания о его гимназических годах, с горечью окончив их словами: «Смерть Исаака больно ударила мне в сердце… Его «песня» осталась недопетой…».
 
Чтец Эммануил Каминка, гимназический соученик Дунаевского
Чтец Эммануил Каминка, гимназический соученик Дунаевского
  Еще в гимназии Исаак Дунаевский познакомился с замечательным организатором искусства Павлом Ивановичем Ильиным, занимавшим скромную должность преподавателя русского языка в одной из женских гимназий Харькова. Вокруг Ильина было весело и интересно, он собирал молодые юные дарования в свою творческую студию, которую называл по средневековой традиции – цехом, или попросту – Студией. (1914-1918). Ильин был наделен фантастическим нюхом на талант. Это из его студии вышел знаменитый чтец, рассказчик русских народных сказок, Дмитрий Орлов – тогда просто чиновник харьковской акцизной палаты, талантливый, рано погибший пианист Борис Сапожников. А Дунаевского Ильин нашел… через окно госпожи Дерковской: через него доносились импровизации юного композитора. Борис Дунаевский опишет это: «… мы случайно познакомились с преподавателем русского языка и словесности… Павлом Ивановичем Ильиным…, знаю, что он беззаветно любил искусство, которому посвятил свою жизнь.   П.Ильин был своеобразным «ловцом» молодых способных актеров, музыкантов, певцов… »
Вскоре и Исаак, и его брат Борис стали студийцами.
Исаак сразу был зачислен на должность помощника «мастера» при театральном отделении цеха. От него требовалось музыкальное оформление любительских спектаклей-миниатюр. Так впервые он стал работать для театра… Позже, в 1918-м, именно Ильин даст Дунаевскому первые заказы на фортепианные импровизации и сценические фрагменты для эстрадного театра миниатюр, а в 1924 г. именно Ильин «вытащит» Дунаевского из Харькова в театр «Эрмитаж». С этим театром будет связан и первый оглушительный успех Дунаевского в Москве, и первые интриги, и первое бегство – назад, в Харьков. Ильина же судьба сделает сперва режиссером московского театра комедии и драмы, а затем -- основателем одного из самых известных музыкальных коллективов СССР – Ансамбля красноармейской песни и пляски во главе с А. Александровым…
А пока в феврале 1916 года был поставлен спектакль, который назывался «Студия», составленный из отдельных сценок, объединенных в одно целое конферансом и балетными номерами. В программу вошли «Фантазия» К. Пруткова, «Триумф» И. Крылова, «Ссора» А. Белого, пародии на постановки Шекспира, «Вильзар», «Ракеты» М. Кузмина, инсценировка рассказов Джерома, миниатюра «Птичка божия не знает» по рассказу Амфитеатрова, «Добрыня» Пергамента, «Виктор Поликарпович» Фальстафа, «История смеха» Радакова, «Открытие Америки» В. Князева (муз. А. Е. Шмундака).
Брат композитора,Б.Дунаевский так подытожит их детскую игру в театр: «Так накапливался первый опыт театрального композитора. Этот опыт очень пригодился Исааку в дальнейшем…»
img-L9   Грустно, что давно уже нет этого дома, принесшего в жизнь маленького Исаака столько тепла и радости! Еще в 1915 г. подле гимназии началось строительство большого дома, и сегодня на углу улиц Кооперативной и Гамарника (бывших Рыбной и Подольского переулка) находится Харьковский гидрометеорологический техникум. И кто знает, какой будущий гений сегодня ходит по его коридорам...
  (продолжение следует)
угол Кооперативной и Гамарника, на месте Третьей гимназии - Гидрометеорологический техникум
угол Кооперативной и Гамарника, на месте Третьей гимназии - Гидрометеорологический техникум

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 3933
Отредактировано: 07-02-2010 [17:43]
delete
Бах
Бах, Винница, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +14
Всего комментариев: 28, Всего рецензий: 10
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

13:24 20/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Замечательно, беру в библиотеку!
Бах Винница
Спасибо!
14:54 20/01/10
14:21 20/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Кочубей Ніна Прилуки
Чудова публікація.
Бах Винница
Дякую!
14:54 20/01/10
22:39 20/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Larisa Potapova Днепропетровск
Бах Винница
Спасибо,что читаете!
22:58 20/01/10
Larisa Potapova Днепропетровск
read best smile
23:03 20/01/10
23:44 20/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Chieko Owaki Tokyo
Бах Винница
00:02 21/01/10
00:09 21/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Спасибо!
07:31 21/01/10
00:16 21/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!!!
Бах Винница
Спасибо, рада видеть!
07:32 21/01/10
09:33 21/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Грунтовно опрацьований фактаж і цікава подача матеіалу. З цікавістю переходжу до продовження!
Бах Винница
Дякую, Назаре!
12:59 21/01/10
10:53 21/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
55555555
Бах Винница
Дякую!
12:58 21/01/10
Бах Винница
Спасибо! Рада видеть!
13:14 21/01/10
14:47 21/01/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
С огромным удовольствием читаю.
Бах Винница
Рада очень, что это вам близко!
14:51 21/01/10

Комментарии

Retliff Киев
Рекомендует этот материал. Почему? Спасибо, Бах! Ваши произведения очень светлые и человечные! Жду продолжения!
13:17 20/01/10
Бах Винница
Ждите, скоро будет еще!
14:55 20/01/10
Sveta Rybalko Харьков
Рекомендует этот материал.
13:24 20/01/10
Бах Винница
Спасибо!
14:55 20/01/10
Кочубей Ніна Прилуки
Рекомендует этот материал. Почему? Доторкнутися до зовсім іншого, ніж наша заполітизована дійсність життя. Це як ліки від бруду, що спостерігаємо сьогодні.
14:23 20/01/10
Бах Винница
Дякую, якщо Вам цікаво - мені приємно. Дійсність і тоді була заполітизована, просто ми звикли дивится у один бік, і нервуємося, коли всі нарізно. З цим треба навчитися жити і залишатися людиною. Європейці і американці живуть таким чином двісті років, і це є демократія.
14:58 20/01/10
Кочубей Ніна Прилуки
Згодна.
21:47 20/01/10
Бэндзайтен Донецк
Рекомендует этот материал. Почему? при хорошем стиле подачи, интересная информация
16:29 20/01/10
Бах Винница
Спасибо!
17:21 20/01/10
Флорестан Харьков
Рекомендует этот материал. Почему? бесценный материал!Огромный труд!И агромаднейший укор всем вместе взятым музыковедам Харькова и не только...
20:57 20/01/10
Бах Винница
Спасибо за рекомендацию, Юрий Леонидович!
А музыковедам работы и так хватает, я же просто популяризую Дунаевского и даю возможность познакомиться с памятными местами в Харькове.
22:45 20/01/10
Рекомендует этот материал. Почему? Ваш комментарий к оценке (по желанию)...
00:10 21/01/10
Бах Винница
Дякую за рекомендацію!
07:34 21/01/10
Рекомендует этот материал.
00:16 21/01/10
Бах Винница
Спасибо, Светлана!
07:34 21/01/10
Рекомендует этот материал.
14:30 21/01/10
Рекомендует этот материал. Почему? Історію творять Великі люди!
09:34 21/01/10
Олег Нестайко Луганск
Рекомендует этот материал. Почему? А почему вы не называете ЛЮДЕЙ своими настоящими именами. ВОт такими:

Отец: Цали Симонович, еврей, служащий банка

Мама: Розалия Исааковна, набожная еврейка.

Сестра одна: Зинаида родилась в 1898 г., музыкант.

Братьев 4 и все тоже музыканты:

1. Бецалев Борух (Борис) Иосиф родился в 1896, дирижёр.

2. Бецалев Беру Исаак Иосиф родился в 1900 году, музыкант-виртуоз и композитор Исаак Дунаевский

3. Семён (Симха) Бецалев Иосиф, родился в 1906 г, дирижёр, хормейстер, народный артист РСФСР

4. Зиновий, родился в 1908 г. композитор, автор песен и эстрадной музыки.

Такая семейка из местечка (штетл) Лохвица Полтавского уезда.
10:42 21/01/10
Бах Винница
Немного я написала в части 1.
12:58 21/01/10
Рекомендует этот материал.
14:47 21/01/10
Рекомендует этот материал. Почему? 5555555
10:53 21/01/10
Бах Винница
спасибо!
12:39 21/01/10
Helen PES Киев
Рекомендует этот материал.
07:51 17/02/10
Helen PES Киев
Очень интересно и легко читается!!! С теплом, Елена. best bravo bravo bravo
07:52 17/02/10
Бах Винница
Спасибо!
13:14 21/01/10
Бах Винница
Спасибо!
14:50 21/01/10
Бах Винница
Спасибо!
14:51 21/01/10
Бах Винница
smile
08:36 17/02/10

Live

1 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

2 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

2 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

2 час. назад

Khomiaklit пишет рецензию на публикацию ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

2 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ЖИТТЯ НЕ ДЛЯ ВКРАЇНИ

3 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Перундень

4 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Достижения «Запорожстали» вошли в Книгу рекордов Украины

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Комбинат «Запорожсталь» подтвердил соответствие международным стандартам

4 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

4 час. назад

Ганка Гличка публикует статью Йде листопадова пора

5 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Запорожские дети поздравили металлургов с юбилеем «Запорожстали»

5 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Ростислав Шурма поздравил ветеранов с 85-летием «Запорожстали»