О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  27 сентября 2009 10:00:25

Автор: Бах

Иосиф Михайлович Миклашевский: портреты харьковского чудака

Иосиф Миклашевский фото 50-х гг. ХХ в.
Иосиф Миклашевский фото 50-х гг. ХХ в.

Среди архивных фондов Харьковской музыкально-театральной библиотеки им. К.С. Станиславского есть один, которым мог бы по праву гордиться любой из государственных архивов. Это эпистолярный архив профессора Харьковской консерватории Галины Александровны Тюменевой. Часть этого собрания выделена была в самостоятельный архив - это письма музыковеда Иосифа Михайловича Миклашевского [1].

Имя  Миклашевского, автора первой в СССР истории провинциального театра и музыки, было весьма известным и авторитетным в Москве и Ленинграде. Когда к знаменитому музыковеду Б. Асафьеву обращались за советом харьковчане, он недоумевал: “Что я вам могу сказать? Ведь у вас в Харькове есть Миклашевский!” Однако парадокс Миклашевского в том и состоит, что он был известен всем - и не известен никому. В этом автор данной публикации убедилась, разыскивая людей, которые могли бы рассказать об этом человеке…

Миклашевский, лично знавший всю семью Стасовых, Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Н.. Римского-Корсакова и С. Рахманинова, присутствовавший на похоронах А. Скрябина, -- просто не мог не стать легендой. В послевоенном Харькове его считали чудаковатым стариком, непонятным образом уцелевшим осколком ушедшей под воды времени неизвестной России-Атлантиды. Думается, он и сам понимал это, с достоинством и смирением принимая все испытания судьбы. А по смерти он стал человеком-мифом, ибо написано о нем немного -- несколько биографических статей в энциклопедиях и справочниках, пара статей в специальных журналах.

…Иосиф Михайлович Миклашевский родился 16 апреля 1882 г. в Петербурге. Как о нем пишут, известный музыковед, кандидат искусствоведения, автор диссертации “Музыкальная культура Харькова XVIII и 1-й половины XIX веков”, статей о творчестве русских и украинских композиторов и русско-украинских музыкальных связях, педагог, лектор... [2].

Мало кто из харьковских учеников и слушателей Миклашевского послевоенного времени подозревал о том, что вот этот седой старичок со старомодными привычками -- последний из своей ветви мощного малороссийского казацкого рода[3] .

Иосиф Михайлович Миклашевский: портреты харьковского чудака
Род Миклашевских был настолько многочисленным и разветвленным, что обладал не одним, а тремя гербами [4]. В дворянском звании род Миклашевских утверждался дважды, в 1839 и 1854 гг. [5]
Миклашевские берут свое начало от реестрового казака чигиринской сотни, жившего в 17 ст., Андрушко Миклошенко.

Иосиф Михайлович Миклашевский: портреты харьковского чудака
Наиболее известен сын Андрушко, Михайло Андреевич Миклашевский, войсковой товарищ, челядник и советник гетмана Демьяна Многогрешного, был гетманским посланником в Москве,  Глуховским городским атаманом, нежинским полковым есаулом, генеральным есаулом, Стародубовским полковником. По универсалам гетманов Самойловича и Мазепы владел многими селами Стародубовского уезда, Волокитинским стеклянным заводом, мельницами. В 1693 г. он получил от гетмана Мазепы с. Понуровку - последним ее владельцем стал Иосиф Михайлович Миклашевский.
Все мужчины его рода посвящали себя военной службе, традиционно - в Измайловском полку. Обнищание, сопровождавшее упадок большинства украинских казацких родов, привело к тому, что его представители, не достигая высоких должностей, предпочитали уходить в отставку, жить в имениях. Они часто служили на выборных должностях. Отец Иосифа, Михаил Иосифович Миклашевский (1827-1911), выпускник  Императорского училища правоведения, детьми обзавелся только в возрасте 55 лет, сделав карьеру и уйдя в отставку действительным статским советником. Его женой стала  Юлия Александровна Ширай.

...Как и отец, Иосиф Михайлович окончил Училище правоведения, а в 1905 г. юридический факультет Петербургского университета. В 1911 г. Иосиф, уже будучи взрослым, окончил Киевское музыкальное  училище по классу фортепиано у В. В. Пухальского, по теории музыки у  Е. Рыба.  Это стало возможным благодаря тому, что еще мальчиком Иосиф получил превосходное музыкальное образование сначала дома, у матери, ученицы Лешетицкого. Безусловно, влияние на мальчика оказал и стародубовский сосед Миклашевских, известный фольклорист А. Рубец, а позже - педагоги-музыканты в училище Правоведения. В 1913 г. Он за год заканчивает Петербургскую консерваторию (экстерном!). Готовясь к экзаменам, он брал уроки по фортепиано у проф. М. Н. Бариновой. После выпуска, в 1913-1918 гг.-- сразу оказался директором Петербургского (Петроградского) музыкального института, выступал как пианист, лектор.

Харьковский период жизни Иосифа Михайловича Миклашевского начался в 1919 г., когда он с сестрой вынужден был выехать из охваченной пламенем революции столицы. В Харькове Миклашевский преподавал фортепианную игру в музыкальной студии, читал публичные лекции о музыке, работал в Центральной Научной Библиотеке университета. В 1940 г. он стал зав. кабинетом истории музыки и преподавателем Харьковской консерватории, первым кандидатом искусствоведения...
 

Иосиф Михайлович Миклашевский: портреты харьковского чудака
...Искусство всегда окружало Иосифа Михайловича, где бы он ни находился. С детства он знал, что ему принадлежит дворец в Понуровке, построенный еще прадедом,  Михаилом Павловичем Миклашевским, знаменитым военачальником, участником суворовских походов, героем сражений при Рымнике и Фокшанах, позже гражданским губернатором Малороссии и Новороссии. Проект дворца был сделан замечательным архитектором Дж. Кваренги. Незадолго до революции в Понуровку приезжал Г.К. Лукомский, исследовавший исчезающие усадьбы России. Может быть, Иосиф Михайлович водил его по дому, представляя прибывшему гостю своих предков - стольника войска Запорожского Стародубовского полковника С. Миклашевского, изображенного на парадном портрете «с безусловно азиатским оттенком внешности», в одежде из дорогой парчи, в красных сафьяновых сапогах, с лицом таким серьезным, производящим «жутковатое» впечатление, сутуловатого и статного… Лукомский описал и другой портрет, уже конца 17 ст. --  образованного, во фраке со звездами, военного, с «европейски умным лицом и изысканной внешностью…». Конечно же, это был портрет Михаила Павловича Миклашевского, владельца Понуровки. Лукомскому запомнились и портреты Александра Благословенного с Государыней, подаренные венценосцами владельцу дворца в день приезда в Понуровку, портреты родственников - Бакуринских, Красно-Милашевских, канцлера Безбородко… Ученый старательно описал богатства Понуровского дворца, буквально набитого милыми вещицами - хрустальные жирандоли со вставками из цветного стекла, коллекцию часов, самую большую  в России коллекцию Волокитинского фарфора…[6]
Понуровка была настоящим родовым гнездом. Здесь был их прекрасный дворец, сказочно красивый парк и - семейное кладбище, на котором упокоились многие представители семьи. Революция отняла все это - и родной дом, и дворянское звание, и само будущее, казалось, навсегда определенное. Она не могла отнять только чести, достоинства и воспоминаний.

Чувствуя себя осколком уходящего мира, Иосиф Михайлович осознавал и смиренно принимал тот факт, что с ним и сестрой закончится род Миклашевских. И знал, что никаких близких родственников у него в России не осталось. В письме  к Галине Александровне Тюменевой от 17 декабря 1957 г. он отвечает, видимо, на записку о разыскивающем его родственнике: «Большое спасибо, что Вы не дали моего адреса этому с небес свалившемуся «родственнику». Никакой сестры Марфы у папы никогда не было; К тому же она по отчеству Михайловна, а папу звали Михаил Иосифович. Это я говорю Вам, а этому Ващинскому я просто написал, что «сестры Марфы у моего отца никогда не было», и что «отчество вашей матери и отчество моего отца совершенно разные, а потому они не могли быть брат и сестра, и написал, что он очевидно, принимает меня за кого-то другого, возможно, что за моего однофамильца Александра Мих. Миклашевского (бывш. профессора Петербургской консерватории.) с которым я ни в каком родстве не состоял…»

Образ Иосифа Миклашевского сохранили для нас фотографии и портреты - студийные фотографии, групповые снимки в Консерватории... Их сохранилось совсем немного, но на каждом из них запечатлен интеллигентный седой человек, явно артистической внешности, с прекрасными умными глазами в круглых старомодных очках. Словесный портрет Миклашевского дала одна из его учениц, музыковед Н.Б. Либероль: «…Пожилой человек невысокого роста, семенящей походкой спешащий из библиотеки в комнату кафедры истории русской музыки… Что-то в его облике и во взгляде было необычным и загадочным. В каком-то длинном пиджаке, похожем на старинный сюртук, он мог казаться одним из чеховских интеллигентов, или магом-волшебником из сказок Гофмана….»
Экстраординарная, яркая личность Миклашевского привлекала внимание художников. Сохранилось два портрета Иосифа Михайловича. Один из них находится в Харьковском художественном музее, второй - в Харьковском университете искусств.
 

Потрет Миклашевского, хранящийся сегодня в Харьковском художественном музее, -- работа художника М. Федорова их коллекции Георгия Степановича Мелихова [7]. О теплых, доверительных отношениях старого музыковеда и начинающего художника Мелихова свидетельствуют два сохранившихся в архиве ГСМТБ им. К. Станиславского его письма к Миклашевскому [8]. Мелихов, вынужденный в связи с реорганизацией Института, произошедшей в Харькове, заново поступать учиться в Киев, делился впечатлениями от города и его культурных богатств, выполнял просьбы Иосифа Михайловича, связанные с хлопотами по изданию его книги.
Письма эти стоит привести целиком.
Первое письмо без даты, но его можно датировать годом поступления Мелихова в Художественный институт (1934?).
«Без даты. От  Г. Мелихова.
Дорогая Вера Михайловна и Иосиф Михайлович!
Извините, что так долго не написал Вам, держал конкурсные испытания. Меня приняли и я теперь киевлянин. Киев - город хороший, красивый и есть что там посмотреть. Чудесных две картинных галереи, где в одной богатейшее собрание русских художников (особенно Врубеля) и в другой старые мастера во главе с Веласкесом (портрет инфанты). Побывал уже два раза в Кирилловской церкви, где есть стенная роспись ХІ и ХІІ века, на которой учился Врубель и фрески самого Врубеля. Побывал уже в Лавре. Очень интересно бродить по узким темным проходам пещер.
Возникают трудности с получением портрета обратно. Скоро вышлю занятые мною деньги.
Посылаю Вам мой сердечный привет.
Иван Вас.
Жорж.»

Из письма Мелихова ясно, что он занимался вовзращением какого-то портрета И. Миклашевского в Харьков, владельцу. Не понятно, что это был за портрет. Возможными представляются два варианта ответа: либо речь идет  о федоровском портрете Иосифа Михайловича, о котором мы расскажем чуть ниже, и, вероятно, побывавшем на одной из киевских выставок, или, вполне возможно, о портрете работы самого Мелихова, привезенном им в Киевский институт в качестве вступительной работы, и, таким образом, можно предположить существование еще одного портрета харьковского ученого и музыковеда Миклашевского.

Следующее сохранившееся письмо Мелихова датировано уже 1955 годом. Из него становится понятным, что оба адресата переписывались неоднократно, и Мелихов бывал ходатаем по делам Миклашевского в Киеве. За это время Мелихов вырос в большого художника, стал преподавателем, лауреатом Государственной премии СССР. Но с Миклашевским он ведет себя по прежнему, как младший друг, почтительно выполняет его поручения…
20. 10. 55
От Г.С. Мелихова.
Киев-30, ул. Ленина, 27, кв.18.
Дорогие Вера Михайловна и Иосиф Михайлович!
Привет Вам из Киева и от киевлян, которые Вас любят, но так неаккуратно отвечают на письма.
К счастью, я могу оправдаться перед Вами тем, что Вашу просьбу поговорить об издании Вашей книги, я смог выполнить только вчера вечером. До этого же Максим Фаддеевич Рыльский был в отъезде за границей, а после этого болел, а затем был в творческом отпуске в санатории Пуща-Водица и там, конечно, его неудобно было беспокоить.
И вот только теперь через посредника, мою куму (а не жену) вчера я смог ближе познакомиться с Максимом Фаддеевичем и за чаркой винца изложить ему свою просьбу в отношении Вас.
Я уверен, что он примет в издании Вашей книги самое горячее участие, т.к. он хорошо знает вас и к вам относится с большим уважением. Когда-то он был даже в числе ваших слушателей на популярных концертах. Тов. Довженко его подчиненный по Академии Наук, а в отношении нажима на директора издательства «Мистецтво», он сделает это через ЦК.
Я ему рассказал и о ходатайстве ученого Совета Вашей Консерватории в отношении присвоения Вам звания.
Максим Фадеевич просит Вас переслать ему лично или через меня копии всех документов по этому вопросу. Может и в самом деле и этот вопрос можно будет сдвинуть с мертвой точки. В ожидании результатов, вооружимся теперь терпением и надеждой, а через недельку-две я напомню ему о вчерашнем разговоре.
Как то я встречал Константина Николаевича и мы вспоминали Вас добрым словом. В Киеве недавно была конференция по научной работе и Константин Николаевич говорил на ней о Вас и о необходимости Вам помочь, т.к. ведя большую научную работу, Вы имеете в Консерватории мизерное количество часов, а отсюда вынуждены существовать от продажи книг своей библиотеки. Короче говоря, вопрос с Вами должен будет специально обсуждаться, где, точно не помню, как мне сказал Константин Николаевич.
И еще Константин Николаевич попросил передать Вам о его личном большом горе. У него умерла жена 10 июля с.г. Он очень тяжело пережил эту утрату.
О себе могу написать немного. Все еще работаю над картиной о Горьком и украинском народе, чтобы не ударить лицом в грязь, как это получилось с картинами о Щорсе и новаторах. О том, что обо мне мало пишут или даже не пишут вовсе, все это от неудач с вышеупомянутыми произведениями и от происков моих «друзей». С этого учебного года я опять начал преподавать в Художественном институте, т.к. произошла смена руководства института.
Домашние мои относительно благополучны, вот только доченька моя находится в больнице из-за скарлатины.
Крепко целую Вас, мои близкие, дорогие и желаю Вам всего самого хорошего.
Жорж…»

Дружба эта продолжалась около двадцати лет. О том, что Георгий Степанович Мелихов питал к Миклашевскому глубокую и искреннюю привязанность, свидетельствует портрет Иосифа Михайловича, сохранившийся в мелиховской коллекции Харьковского художественного музея. Принадлежит он кисти учителя Мелихова, знаменитого Митрофана Семеновича Федорова, одного из отцов-основателей Харьковского художественного училища и института, основателем Харьковского Товарищества художников, секретарем Художественно-промышленного музея [9].

 

Митрофан Федоров был учеником И.Е. Репина и слыл первоклассным портретистом, способным передать психологическое состояние портретируемого, его натуру. Художник Д. Митрохин, видевший работы Федорова на одной из выставок харьковских художников-новаторов, писал: «На «Весенней выставке» и краски свежее и гибче контуры рисунка. Намечаются искания, желания выбиться из трафарета и бесцельной зализанности. В этюдах есть намеки на солнечный свет, пронизывающий воздух. Пробуются разные манеры передавать видимое: от кропотливо-усидчивой до широкой. В иных этюдах - кое-что от импрессионизма… Не все удается, много неловкого, шероховатого, поверхностного. И преобладание пейзажных этюдов, совсем маленьких, незаконченных. Из портретов лучшие - М. Федорова, преподавателя местной художественной школы…»[10].


Портрет Миклашевского был создан Федоровым в 1929 г., когда его автор был преподавателем Художественного института.  написан в стиле парадных портретов XIX ст. Изображенный в пол-оборота, Иосиф Михайлович будто только что вернулся за кулисы после только что законченной лекции. Он в своем синем концертном костюме старомодного пошива, однако со щегольским разноцветным галстуком по моде 20-х. Музыковед смотрит на зрителя по-доброму - немного скептически, немного насмешливо и чуть отстраненно - мысли его еще там, на сцене, в мире звуков... Миклашевскому всего сорок семь, но выглядит он на портрете несколько старше своего возраста. Он мудр, умен, еще полон сил и идей. У него вид немного уставшего, но полностью удовлетворенного собою человека. Возможно, это впечатление художника, несомненно бывавшего на  лекциях-концертах Миклашевского, о которых до сих пор вспоминают старые харьковчане как о блестящих, феерических действах.


О том, какое неизгладимое впечатление производил Иосиф Михайлович на окружающих, свидетельствует сохранившаяся в архиве Г.А. Тюменевой записка к нему -- от студентки Художественного института Мирры Левиной:
«25. 05. 45. Преклоняюсь! Разрешите начинающей студентке художественного института желать при достижении хотя бы частичного Вашего мастерства написать Вас за инструментом.
Мирра Левина, студентка художественного института. После лекции-концерта «Фр. Шопен».
Скорее всего, записка эта имела продолжение, Иосиф Михайлович согласился позировать… Примерно к этому времени, концу 40-х, относится портрет, находящийся в Университете искусств. Он представляет образ Миклашевского -- кабинетного ученого и библиофила. Иосиф Михайлович изображен углубившимся в новое издание. У модели явно плохое зрение, т.к. книга об искусстве, которую с интересом читает Иосиф Михайлович, поднесена неестественно близко к глазам, несмотря на очки. Маленький слуховой аппарат в правом ухе -- деталь, характеризующая образ Миклашевского, его возраст и состояние здоровья. Точность, с которой художник подходит к деталям, убеждает нас в том, что портрет сделан в реальной обстановке, очевидно, дома у самого Иосифа Михайловича. Автор портрета явно симпатизирует этому высоколобому человеку, выписывая характерные залысины, морщины, сомкнутые губы, аккуратно подстриженные усы…
На обороте нет ни надписи, ни даты. Холст, использованный для портрета, уже был в употреблении, т.к. на нем просматривается смытая копия какой-то картины. На вопрос, кто же является автором этого портрета, многие пожимали плечами. Ответ пришел неожиданно, от музыковеда Л.Н. Трубниковой: «Кажется, это какая-то студентка Художественного института…».


Принимая во внимание, что все эти письма, относящиеся к упомянутым работам, бережно хранил Иосиф Михайлович, а позже сохранила в своем архиве Г.А. Тюменева, можно предположить, что оба они хранили эти письма как указание на авторство портретов. Можно с большой долей уверенности предположить, что авторство портрета в Харьковском университете искусств может принадлежит художнице Мирре Левиной.
Итак, портреты Иосифа Миклашевского писали в разные годы трое художников - Митрофан Федоров, его ученик Георгий Мелихов и студентка Мирра Левина. Местонахождение двух из них известно. О возможно существующем портрете Миклашевского работы Г. Мелихова, который упомянут в уцелевших письмах Мелихова, в Харькове ничего не известно: возможно, его так и не удалось вернуть из Киева - и, значит, стоит его поискать…

Примечания и литература:
1. Об И.М. Миклашевском см.: Тюменєва Г. [Передмова ]// Миклашевський Й.М. Музична і театральна культура Харкова кінця XVIII - першої половини  XIX ст.- К., 1967.- С.3-6; Тюменева Г.А. И.М. Миклашевский // Вопросы искусствознания.- Вып.1.- Х., 1969; Тюменєва Г.О. Й.М. Миклашевський // Музика.- 1982.- №5.- С.28; [Об И.М. Миклашевском]// Харьковский институт искусств имени И.П. Котляревского: 1917-1992.- Х., 1992.- С.63-64; Шубина Л.И. Кафедре истории музыки - 50: [В т.ч. об И.М. Миклашевском]// Аспекти історичного музикознавства: Дослідження і матеріали.- Х., 1998.- С.10; Публикации автора об И. М. Миклашевском: Родом из Серебряного Века // Аспекти історичного музикознавства: Дослідження і матеріали / Харк. держ. ін-т мистецтв ім. І.П. Котляревського.- Х.: Прапор, 1998.- С.24-30; Бібліографічна діяльність музикознавця Йосипа Михайловича Миклашевського // Бібліографічні читання пам'яті українського бібліографа Федора Максименка.- Х.: ХДАК, 2002.- С.91-115; Иосиф Миклашевский и Иосиф Шиллингер на перекрестках музыки и судьбы  // Новый Ковчег.- №1.: Лит.-худож. альманах.- Х.: Каравелла, 2002.- С.297-303.

2. Труды И. Миклашевского: Музична і театральна культура Харкова кінця XVIII - першої половини  XIX ст.- К., 1967 «Сказка о царе Салтане” // В мире искусств.-1908.-- № 1;  Що дав Жовтень музиці // Культура і побут.-1928.-- № 19, 20, 21;  Чайковський в Харкові // Рад. музика.-1940.-- № 3; Харьковский университет как центр музыкальной культуры Слободской Украины в первой половине XIX века //  Ученые записки Харьковского университета. Труды филологического факультета.-Х., 1956.-Т.3. и др.

3. Род Миклашевских внесен в VI ч. Родословной книги Черниговской губернии (Гербовник III, 105). Миклашевские Были в родстве с Полуботками, Кулябками, Гудовичами, Лизогубами, Юматовыми, Рославцами, Навроцкими, Шираями, Борозднами, кн. Гагариными, Полетиками, Дунин-Борковскими. По изд. Модзалевский В.Л. Малороссийский родословник.- К., 1912.- Т.3. Л - О.- С.475-512. См. также: Модзалевский В.Л. Миклашевские: [Из «Малороссийского родословника».-Т.3.-К., 1912.-С.475-512]// Поклонский Д.Р. Стародубская старина XI-XIX в.в.: Исторические очерки: В помощь изучающим историю родного края.- Клинцы, 2005.- Кн.3.- С. 157-196; Лазаревский А. Описание старой Малороссии: Материалы для истории заселения, землевладения и управления. Т. 1. Полк Стародубский. - Киев: Тип. К.Н. Милевского, 1888.- С. 28-34, 179, 440-441.

4. Герб Миклашевских принадлежал роду Остоя (Ostoia) - в красном поле два золотых полумесяца, обращенных рогами один влево, другой вправо; между ними меч, которого ручка имеет вид креста. Над шлемом три страусовых пера. Герб этот в 1069 г. королем Болеславом Смелым был пожалован витязю Остое за его мужество. Когда вместо меча сверху и снизу полумесяцев полагается по звезде, то герб называется “Орд”.  1. Герб премьер-майора Степана Антоновича Миклашевского (1785 г.): в щите на красном поле два золотых полумесяца, рогами обращенные к бокам щита, между ними серебряный меч, обращенный острым  концом вниз. Щит увенчан дворянским шлемом с короной и тремя страусовыми перьями, с красным наметом, подложенным золотом. 2. Герб Стародубского полковника Михаила Альбертовича Миклашевского (1790-1706). Щит рассечен на голубое и серебряное поля. В голубом поле опрокинутый меч с двумя золотыми полумесяцами с противообращенными рогами. В серебряном - опрокинутая подкова с двумя стрелами в андреевском кресте. На нашлемнике пять страусовых перьев. Два льва-щитодержателя. 3. Герб на печати Михайла Миклашевского (1694), бунчукового товарища Андрея Миклашевского (1741).  В голубом поле щита опрокинутая подкова и две стрелы, помещенные в андреевский крест, сопровождаемы внизу подковой По изд.: Лукомский Д.К., Модзалевский В.Л. Малороссийский гербовник с рисунками Егора Нарбута.- СПБ.: Сириус, 1914.- С.110-111.

5. Документы о вхождении в дворянское звание рода Миклашевских хранятся в Брянском объединенном краеведческом музее.

6. Лукомский Г. Понуровка, имение Миклашевских // Столица и усадьба. - 1914. - №4. - С. 6-10.

7. Мелихов Георгий Степанович (11 (24) мая 1908 г., Харьков - 22 апреля 1895, Киев), укр. живописец, нар. художник УССР с 1967, член-корреспондент Академии художеств ССР с 1979 г., профессор. Учился в 1932-1934 гг. в ХХИ, окончил в 1941 г. Киевский художественный институт (у  М. Федорова, С. Григорьева, Е. Елевы, П. Волокидина и Ф. Кричевского). Жил и работал в Киеве. Лауреат Гос. Премии СССР 1948 г.

8. Архивный фонд И. Миклашевского в ГСМТБ им. К. Станиславского.

9. Федоров Митрофан Семенович (1870 - 1942), живописец и педагог. Ученик И.Е. Репина. Окончил Петербургскую Академию художеств в 1901 г. В 1902 г. приехал в Харьков, где жил т работал ок. 30 лет. Работал в Харьковской рисовальной школе, затем в художественном техникуме (после 1917 г.), в 1927-1934 гг. - в Харьковском художественном институте. В 1934-1937 гг. - преподаватель Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

10. Митрохин Д. [О выст. Общества художников и «Весенней выставке» Товарищества художников]// В мире искусства.- 1907.- №7-8.- С.37.



 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 7722
Отредактировано: 28-09-2009 [09:52]
delete
Бах
Бах, Винница, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +13
Всего комментариев: 26, Всего рецензий: 11
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

10:25 27/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
отлично, очень интересно
Бах Винница
Дякую, Скіфе! smile
10:33 27/09/09
Скіф Донецк
так приятно читать, когда Вы выуживаете, казалось забытые страницы истории best bravo
10:40 27/09/09
Бах Винница
Правда, такие забытые, что превратились в Атлантиду, в мифы. smile
10:58 27/09/09
Скіф Донецк
smile CПАСИБО smile best bravo
11:14 27/09/09
10:49 27/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Спасибо, очень интересно. Еще бы на портреты посмотреть...
Бах Винница
Один портрет -- раб. Левиной есть в моей предыдущей публикации о Миклашевском.
Вообще загружала 5 фото, но ничего не вышло, что-то сайт колбасит. smile
Спасибо за высокую оценку, от Вас это тем более приятно, что Вы искусствовед-профессионал высокого уровня.
10:54 27/09/09
10:55 27/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Михаил Блатник Запорожье
Очень интересный материал и толково подан. Жаль, что нет снимка портрета. Было бы ещё лучше.
Бах Винница
Один портрет -- раб. Левиной есть в моей предыдущей публикации о Миклашевском.
Родом з Срібного віку: Йосип Миклашевський // http://h.ua/story/46813/.-- 2007.-- 20 июня.
Вообще загружала 5 фото, но ничего не вышло, что-то сайт колбасит. smile
Спасибо за оценки и комментарий!
11:01 27/09/09
Михаил Блатник Запорожье
wink sad Очень жаль, что не получилось дополнить материал фотографиями... sad
11:22 27/09/09
Бах Винница
Ничего, в другой раз опубликую, т.к. на сайте это бывает, лучше с утра в будний день публиковать, тогда он не очень загружен. Воскресенье не самый лучший день для публикаций с большим количеством фото.
11:25 27/09/09
12:40 27/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Край Днепра+ Днепродзержинск
Цікава стаття.
Бах Винница
Дякую!
19:02 27/09/09
14:41 27/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Красно дякую, Олю! smile
18:49 27/09/09
14:56 27/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Очень интересно...
Бах Винница
Спасибо за интерес к Миклашевскому.
18:49 27/09/09
16:52 27/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Дяка, Миколо!
18:48 27/09/09
17:05 27/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Вдумчивая, серьезная статья, с отличной подачей.
Бах Винница
Спасибо, Лариса, тронута Вашим вниманием! smile
18:48 27/09/09
Бах Винница
Спасибо, Сиринга! Спасибо, Светлана!
21:13 27/09/09
23:22 27/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
А де хоча б одне фото
Бах Винница
одне фото тут є, треба натиснути на напис зверху.
Моя публікація листів Миклашевського є в Московському виданні: Музыкальная академия.-- 2008.-- №4.
на ХВ:
Родом з Срібного віку: Йосип Миклашевський // http://h.ua/story/46813/.-- 2007.-- 20 июня. Тут є портрет роботи Левіної. Взагалі ХВ чомусь не схотів вантажити фото, їх було цілих 5.
08:02 28/09/09
Ви мабуть при завантаженні допускаєте якусь помилку.
Слід писати там де має бути фото...img-1, а далі по порядку 2.3...і т.д.
22:13 28/09/09
Бах Винница
Так і робила, пізніше завантажила інші, легші фото, та, мабуть, портрети важать більше, ніж треба.
14:44 30/09/09
Зменшіть їх обєм за допомогою фотошопу. smile
21:55 30/09/09
Бах Винница
мерсі. smile
07:24 02/10/09
10:42 30/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
На ХВ дошла очередь и до музыковедов!
Бах Винница
Благодарю Вас, Григорий, за оценки!
А о Миклашевском у меня несколько публикаций здесь...
14:41 30/09/09

Комментарии

Lu Киев
Шановна, стаття дуже цікава, дякую!! best !
А ось етнонім малоросійський нині вживати некоректно, окрім випадків цитування текстів документів столітньої давнини, а в інших випадках - грубою помилкою! Зверніть увагу на свій текст у цьому місці:
"Мало кто из харьковских учеников и слушателей Миклашевского подозревал о том, что вот этот седой старичок со старомодными привычками - последний из своей ветви мощного малороссийского казацкого рода" - справді, казати сіамці на тайландців зараз ніхто не стане чи ерзян котримись давнішими імперськими назвами??!!

І про Росію-Атлантиду було трохи кумедно, невже імперія колись любила своїх кращих синів і доньок, які їй віддано служили чи працювали благо людства??
10:11 27/09/09
Бах Винница
Род Миклашевских в родословниках империи записан как малороссийский. Это и обусловило употребление такого термина.
По поводу России-Атлантиды: Та Россия была навсегда утрачена для советского сознания, поэтому никто и не мог поверить, что скромный советский преподаватель Миклашевский - представитель ТОГО САМОГО рода, ведь все потомки дворянских родов были либо расстреляны, либо жили за границей. Тех же, кто остался, низвели до нищенского существования, запрещали им преподавать и получать высшее образование, содержали в лагерях. Миклашевский -- один из немногих уцелевших потомков казацкой элиты и высшего дворянского сословия.
10:21 27/09/09
Lu Киев
Рекомендує цей матеріал. Чому? Доля інтелігенції багата
10:12 27/09/09
Бах Винница
Дякую за коментар. Про Миклашевського це не перша моя публікація. Подивіться у моєму профілі, якщо цікаво. smile
10:23 27/09/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал. Почему? рекомендую
10:25 27/09/09
Бах Винница
Дякую, Скіфе! Цього місяця виповнилося 50 років від дня смерті Миклашевського.
10:33 27/09/09
Люба Василик Черновцы
Рекомендует этот материал. Почему? Дякую за таку публікацію та повернення імені маловідомого таланту - про Миклашевського варто знати більше (сама вперше прочитала). Рекомендую!
10:49 27/09/09
Бах Винница
Моя публікація листів Миклашевського є в Московському виданні: Музыкальная академия.-- 2008.-- №4.
на ХВ:
Родом з Срібного віку: Йосип Миклашевський // http://h.ua/story/46813/.-- 2007.-- 20 июня.
Дякую за добре ставлення!
10:57 27/09/09
Михаил Блатник Запорожье
Рекомендует этот материал. Почему? Стоит портрет поискать…
10:59 27/09/09
Рекомендует этот материал.
14:41 27/09/09
Бах Винница
Спасибо, Оля!
18:47 27/09/09
Рекомендует этот материал.
14:56 27/09/09
Бах Винница
Дякую, Надіє!
18:47 27/09/09
Рекомендует этот материал.
16:52 27/09/09
Бах Винница
Дякую за рекомендацію!
18:46 27/09/09
Рекомендует этот материал.
10:44 30/09/09
Рекомендует этот материал.
18:06 27/09/09
Бах Винница
Спасибо! smile
18:46 27/09/09
Флорестан Харьков
Рекомендует этот материал. Почему? Материал достоин НАИВЫСШЕЙ ПОХВАЛЫ!Низкий поклон АВТОРУ!!!
21:36 03/10/09
Бах Винница
Благодарю за рекомендацию! smile
21:14 27/09/09
Анна Усенко Харьков
Рекомендует этот материал. Почему? Очень интересные у Вас статьи!Спасибо огромное!
00:41 15/06/11
Рекомендует этот материал.
23:22 27/09/09
Бах Винница
Дякую!
07:59 28/09/09
Бах Винница
Спасибо, Анна, рада, если Вам интересно! Не пропадет сей "скорбный труд"...
07:59 15/06/11
Бах Винница
Спасибо за рекомендацию!
14:42 30/09/09

Live

1 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал ЛИСТИК

2 час. назад

Ишак Мельник комментирует материал Садюга

2 час. назад

Ишак Мельник комментирует материал Садюга

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Садюга

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Град Поля не Екатерины весь

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Перундень

2 час. назад

Ишак Мельник комментирует материал Страх перед місяцем... - там були подарунки від богів

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Страх перед місяцем... - там були подарунки від богів

2 час. назад

Ишак Мельник комментирует материал Первый снег рукой скупой нам брошен

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Первый снег рукой скупой нам брошен

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Две вершины

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Она была весны красивей

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Ах, сколько дураков на свете этом

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Правильність висновків...

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Англійська народна пісенька про Павучка Ітсі-Бітсі. ПЕРЕКЛАД З ВАРІАЦІЯМИ НА ТЕМУ

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал ЛИСТИК

4 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал ЛИСТИК

11 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью Англійська народна пісенька про Павучка Ітсі-Бітсі. ПЕРЕКЛАД З ВАРІАЦІЯМИ НА ТЕМУ

12 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал ЛИСТИК

12 час. назад

Белка Белкина комментирует материал ЛИСТИК

13 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал ЛИСТИК

13 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал ЛИСТИК