Экономика  25 сентября 2009 18:50:16

Автор: Николай Сухомлин

Энергоэффективность или энергосбережение?

 

Николай СУХОМЛИН, Харьков/Киев

Энергоэффективность или энергосбережение?
Вот уж который год подряд украинцы встречали заморозки в хо­лодных квартирах. Однако сей факт, несмотря на клятвенные обещания перемен, не побуждает наших лидеров к решительным действиям по защите своего населения от абсурда замерзания на виду у Европы. Мы часто говорим о наличии собственных энергоресурсов и необходимости их разработки, но воз проблем и ныне там. Абсурдно, в этой связи, сравнивать Украину с европейскими странами, где почти нет теневой экономики, энергоемкие секторы отличаются высокой энергоэффективностью, а громадная часть совокупного продукта создается неэнергоемкими отраслями. Но даже щадящее сравнение Украины со странами СНГ влечет к прискорбным умозаключениям. Наличие закона «Об энергосбережении», ГОСТов в сфере энерго- и ресурсоиспользования и специальных структур государственной власти, призванных обеспечивать эффективное использование энергоресурсов, увы, еще мало влияет на рост энергоемкости продукции и показателя расхода энергоресурсов на душу населения.

В чем же дело? За ответом на этот вопрос, находясь в Киеве, я обратился к президенту Инновационной палаты Украины Василию Шепелю.

— Василий Иванович, как вы расцениваете текущую ситуацию в сфере энергосбережения Украины?

Энергоэффективность или энергосбережение?
— Давайте вначале определимся с терминологией. «Энергосбережение» в дословном своем понимании не является целью: никто не жаждет сидеть в затемненных квартирах, умываться холодной водой или останавливать производственные процессы. Речь должна идти об эффективном энергопотреблении, об энергоэффективности как таковой, вопросы обеспечения которой в Украине закономерно обретают все большую актуальность, ибо напрямую связаны с энергобезопасностью страны. Положение здесь, увы, не внушает оптимизма. Законодательные инициативы, реальные попытки экономических и социальных преобразований в этой области (политический пиар — не в счет) поныне еще единичны. Большое число технических решений, чья польза доказана на практике в передовых государствах планеты, у нас остается на бумаге. При рассмотрении широкого спектра отечественных научных разработок, назначением которых является эффективное использование энергоресурсов и, как следствие, минимизация загрязнения окружающей среды, складывается, не скрою, впечатление намеренного игнорирования решения существующих острых проблем теми, кто призван решать их по долгу службы.

— Какие причины чаще всего называют ваши оппоненты при отказе от внедрения апробированных энергоэффективных технологий?

Энергоэффективность или энергосбережение?
— Основным аргументом, приводимым в оправдание таких действий, является дефицит финансирования. Так-то оно и есть: на внедрение новых разработок отсутствуют средства. Даже очевидность их возмещения за счет внедренческой экономии не влечет ощутимых сдвигов. Вызванная крайней экономической нестабильностью политика предприятий направлена на извлечение максимального дохода «здесь и сейчас». Такой подход попросту исключает принятие перспективных решений. При детальном рассмотрении выясняется даже, что в промышленности эффективность энергоиспользования вообще не рассматривается как важная составная бизнеса, определяющую роль в чем играют так называемые «субсидии», позволяющие предприятиям компенсировать чрезмерное или непродуктивное использование энергоресурсов за счет государства.

Не секрет, что широкое внедрение инновационных разработок ведет к перераспределению финансовых потоков. К сожалению, в Украине политикой и бизнесом занимаются одни и те же люди, и кому как не им знать: снижение потребления газа за счет повышения эффективности его использования ведет к уменьшению прибылей от его продажи. К тому же результату приводит его замена на более дешевые энергоносители.

— Приведите конкретные примеры имеющихся научных новшеств, способных серьезно изменить ситуацию к лучшему.

Энергоэффективность или энергосбережение?
— Их немало. Известно, что 30% энергозатрат государства приходится на его коммунальное хозяйство. Рассмотрим эффективность использования газовых ресурсов в этой сфере. Подаваемый для сжигания в ТЭЦ газ неоднороден; кроме того, при сжигании част недостаток кислорода, приводящий к избытку потребления газа. На основе научных разработок предложен аналитический прибор, регулирующий подачу газа. Сегодня прибор внедрен на десяти ТЭЦ. Проведенные испытания показали, что ввод в действие этого новшества позволяет сэкономить газ, необходимый коммунальному хозяйству, на 7%: цифра громадная, если учесть, что в Украине порядка полутора тысяч ТЭЦ.

Другим продуктивным новшеством являются отражатели лучистой энергии, устанавливаемые в бытовые твердотопливные котлы, переведенные на газовое топливо. Такие котлы могут работать с любым топливом, что немаловажно для жителей сельской местности, где перебои с газоснабжением случаются особенно часто. Однако КПД таких котлов при сжигании газа составляет 40-45%. Отражатели позволят увеличить эту цифру почти вдвое. При необходимости работы с другим топливом излучатель легко убирается. Суммарная годовая экономия от его применения составит более 2,5 млрд. м3 газа.

— Есть ли научные разработки, позволяющие уйти от использования газа?

Энергоэффективность или энергосбережение?
— Важнейшим сырьевым ресурсом в нашей стране является уголь. Однако разработка высококалорийного угля становится проблематичной из-за большой глубины залегания пластов, что делает добычу дорогостоящей и опасной. Незаслуженно малым вниманием пользуется низкокалорийный уголь. А между тем, есть исследования, свидетельствующие, что измельчение такого угля до частиц в 1-7 микрон позволяет увеличить его энергоотдачу в 2-3 раза. Ввод в действие технологии дробления угольных частиц до этих размеров позволит совершить настоящую революцию в угольной отрасли и всем, что так или иначе к ней относится: наладить почти что безотходное угольное производство, ликвидировать терриконы, поднять упадочные районы, создав необходимое количество рабочих мест. Став дешевым, уголь послужит Украине долго: она сможет пользоваться им на протяжении ближайших четырехсот лет.

— Какие разработки позволят снизить себестоимость этого продукта?

— Предложений много. К примеру, разработана особая смазка для подшипников «Диставик», позволяющая увеличить срок их службы в 3-4 раза. Это позволит значительно реже менять вагонетки, что кардинально уменьшит объемы работ по их замене.

— Какие еще инновации интересны промышленным предприятиям на предмет внедрения?

— Много лет ведется обсуждение чернобыльской ситуации. Места захоронения радиоактивных веществ внушают многим законные опасения. Есть предложения по покрытию могильников вторым слоем бетонного панциря, однако это громадный объем работ и гигантские денежные затраты. Для решения этой проблемы украинскими учеными разработан специальный пенистый изоляционный материал карбоизол, способный заполнить пустоты под имеющимся панцирем. Это радикально снизит возможность радиоактивного излучения и предохранит от разрушения существующее покрытие. Кроме того, карбоизол рекомендовано использовать в строительстве как утеплитель: по теплоизоляционным свойствам слой этого материала в 10 см эквивалентен 1,5 м кирпичной кладки. При современном дефиците качественных минераловатных утеплителей это предложение весьма актуально, тем более что срок службы нового утеплителя значительно превышает известные эксплуатационные нормы.

— Нет сомнений, внедрение передовых энергоэффективных технологий актуально не только для Украины. Как решается эта проблема в других государствах — в той же России, например?

— Отличительная черта нашей страны — полное отсутствие венчурных предприятий: предприятий, обладающих возможностью вкладывать деньги в рисковые проекты. Обычно созданию таковых способствуют государственные структуры. Что же касается России, то там внедрение инноваций предусмотрено государственным бюджетом, притом объем вложений в этот сегмент постоянно растет. Так, в наступившем году вложение бюджетных средств в инновационные технологии планируется увеличить в семь раз!

Энергоэффективность или энергосбережение?
В нашей стране много талантливых ученых, не счесть перспективных предложений. Убежден, что реализация даже половины их в рамках государственной программы позволила бы вывести экономику Украины из бедственного состояния. Но в сложившихся условиях внедрение энергосберегающих инноваций влечет за собой уменьшение прибылей негосударственных предприятий, давно прибравших к рукам торговлю энергоресурсами. Вспомним классическое определение: «Энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, она только переходит из одной формы в другую в эквивалентных соотношениях». Тому же закону подчиняются финансовые потоки. И если то, что выгодно государственной казне, стране и тысячам ее граждан, чревато убытками бизнесменам при власти, законен вопрос: а не противоречит ли политическая ситуация законам физики? И не влекут ли наблюдаемые нами ежедневно попытки сохранения у власти бизнесменов страну — на свалку истории, а народ украинский — к гибели не фигуральной, а прямой? 

Энергоэффективность или энергосбережение?
Энергоэффективность или энергосбережение?

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1783
delete
Николай Сухомлин, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Зарегистрироваться
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +20
Всего комментариев: 51, Всего рецензий: 12
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

||

Рецензии

Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Цікаво!
20:01 25/09/09
Дякую!
Согласен? + -
20:11 25/09/09
Таня Бідзіля Тернополь
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
21:07 25/09/09
Вельми вдячний bravo bravo
Согласен? + -
21:32 25/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
00:37 26/09/09
Вельми вдячний!
Согласен? + -
13:30 26/09/09
+0 | -0
smile
Согласен? + -
21:43 26/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Справедливо.
01:10 26/09/09
Благодарю!
Согласен? + -
13:30 26/09/09
Alexey Rata Киев
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Комплексно, внятно, объективно, интересно.
08:55 26/09/09
Спасибо bravo
Согласен? + -
13:30 26/09/09
Ирина_Цапенко Харьков
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
очень интересная статья, актуальная тема, профессиональная подача материала!
13:14 26/09/09
Благодарю!
Согласен? + -
13:29 26/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
"Мы часто говорим о наличии собственных энергоресурсов и необходимости их разработки, но воз проблем и ныне там. Абсурдно, в этой связи, сравнивать Украину с европейскими странами, где почти нет теневой экономики, энергоемкие секторы отличаются высокой энергоэффективностью, а громадная часть совокупного продукта создается неэнергоемкими отраслями..." Из нас кому-то очень выгодно соорудить сырьевой придаток, не боле... Плюс наша собственная неповоротливость.
14:16 26/09/09
И ленивость...
Согласен? + -
14:53 26/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
14:33 26/09/09
Дякую гречно, Несторе!
Согласен? + -
14:52 26/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
20:57 26/09/09
Благодарю best best
Согласен? + -
21:12 26/09/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
«…законен вопрос: а не противоречит ли политическая ситуация законам физики?»best
23:56 26/09/09
read bravo bravo
Согласен? + -
15:30 27/09/09
Пётр Потапов Тегусигальпа
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
За кордоном більше опікуються альтернативними джерелами енергії,чим в України!
15:34 27/09/09
read best best best
Согласен? + -
15:39 27/09/09
Пётр Потапов Тегусигальпа
+2 | -0
smile
Согласен? + -
15:42 27/09/09
Михаил Блатник Мелитополь
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Актуальное интервью!!!
14:55 28/09/09
Благодарю!
Согласен? + -
16:09 28/09/09
Михаил Блатник Мелитополь
+0 | -0
wink smile best
Согласен? + -
17:58 28/09/09
||

Комментарии

Analitik Ужгород
+2 | -0
Рекомендует этот материал.
Согласен? + -
19:16 25/09/09
Благодарствую bravo bravo
Согласен? + -
19:22 25/09/09
+2 | -0
Рекомендует этот материал.
Согласен? + -
20:02 25/09/09
Дякую bravo bravo
Согласен? + -
20:10 25/09/09
Таня Бідзіля Тернополь
+3 | -0
Рекомендує цей матеріал. Чому? Ідея ефективного енергозбереження.
Согласен? + -
21:08 25/09/09
Дякую bravo bravo
Согласен? + -
21:32 25/09/09
Таня Бідзіля Тернополь
+2 | -0
smile
Согласен? + -
23:07 25/09/09
+2 | -0
Рекомендует этот материал. Почему? Хороший материал.
Вот только когда читал: "К примеру, разработана особая смазка для подшипников «Диставик», позволяющая увеличить срок их службы в 3-4 раза. Это позволит значительно реже менять вагонетки, что кардинально уменьшит объемы работ по их замене", невольно вспомнилась реклама о том, что для того, чтобы экономить деньги на потерблении воды, хозяйке нужно потратиться сначала на посудомоечную машину, а потом к этой машине еще и "Калгон" покупать...
Человек бросается словами, но ведь не известно, сколько стоит "Диставик", а сколько стоит ремон вагонетки... Ведь вполне возможно, что 3-4 дополнительных ремонта вагонеток обходятся дешевле, чем систематическое применение этого "суперсредства"...
Согласен? + -
21:26 25/09/09
read read
Согласен? + -
21:32 25/09/09
Дякую, Павле smile
Согласен? + -
13:29 26/09/09
+2 | -0
Рекомендует этот материал.
Согласен? + -
00:37 26/09/09
Гречно дякую, Андрію best best
Согласен? + -
13:29 26/09/09
+2 | -0
Дуже добре написано. Це я оцінюю, як професійний енергетик. smile
Согласен? + -
21:23 26/09/09
Дякую smile
Согласен? + -
15:30 27/09/09
+2 | -0
Рекомендует этот материал.
Согласен? + -
01:10 26/09/09
Спасибо, Оля best best
Согласен? + -
13:29 26/09/09
Alexey Rata Киев
+3 | -0
Рекомендует этот материал. Почему? О насущном!
Согласен? + -
08:55 26/09/09
Благодарю bravo bravo
Согласен? + -
13:28 26/09/09
Alexey Rata Киев
+2 | -0
Спасибо Вам за профессионализм и мастерское исполнение материалов, разнообразие и глубину тем.
Обратите внимание, как они рифмуются!!
bravo bravo bravo
Согласен? + -
00:14 27/09/09
+1 | -0
Рекомендует этот материал. Почему? Тему подняли, можно сказать, злободневную. Здесь, кстати, есть еще одно обстоятельство. Взять те же вагонетки. Ведь кто-то занимается их ремонтом и получает с этого деньги, а с этих денег, в свою очередь, аккуратнейше выплачивает откатик руководству шахты. Таким образом, чем дольше срок службы, тем меньше откаты. Вот вам и "Дистовик".
Также нужно отметить, что "отчет" о новых разработках поданный вам г-ном Шепелем тоже выглядит весьма подозрительно. Хорошо, если хотя бы половина из перечисленных им изобретений не являются, на самом деле, откровенной фальсификацией или же научно-техническим плагиатом.
Согласен? + -
10:19 26/09/09
read read bravo bravo best
Согласен? + -
13:28 26/09/09
Виктор Зайбер Полтава
+2 | -0
Рекомендует этот материал. Почему? Нові технології в енергетиці та спрямованість фінансових потоків на розвиток цієї галузі через усунення приватних безінвестиційних інтересів бізнесменів ради тільки власного збагачення є запорукою розцвіту України. Ця зростаюча тенденція характерна для всіх галузей економіки
Согласен? + -
12:54 26/09/09
best best
Согласен? + -
13:27 26/09/09
Ирина_Цапенко Харьков
+5 | -0
Рекомендует этот материал.
Согласен? + -
13:14 26/09/09
Вельми вдячний bravo bravo
Согласен? + -
13:27 26/09/09
Ирина_Цапенко Харьков
+2 | -0
smile best wink
Согласен? + -
13:30 26/09/09
wink best best
Согласен? + -
14:52 26/09/09
Рекомендует этот материал. Почему? АКТУАЛЬНО. ЗЛОБОДНЕВНО.
Согласен? + -
14:16 26/09/09
" не влекут ли наблюдаемые нами ежедневно попытки сохранения у власти бизнесменов страну — на свалку истории, а народ украинский — к гибели не фигуральной, а прямой?"
Согласен? + -
14:17 26/09/09
read read вполне.
Согласен? + -
14:52 26/09/09
Спасибо!
Согласен? + -
14:52 26/09/09
Рекомендует этот материал.
Согласен? + -
20:57 26/09/09
Благодарю, Света best best
Согласен? + -
21:12 26/09/09
Рекомендует этот материал.
Согласен? + -
23:56 26/09/09
bravo bravo
Согласен? + -
15:30 27/09/09
pcns Киев
+2 | -0
Что тут скажешь!
Что важнее: энергосбережение или энергоэффективность& Думаю и то и другое.
Можно, конечно, не кушать пирожок, и он со временем заплесневеет или зачерствеет. Но гораздо выгоднее кушать пирожок спокойно, при этом не давиться, зная что пирожок большой, чувствовать момент когда следует остановиться и не лопнуть от ожирения. Эффективно использовать пирожок для питания. Это уже более разумно и экономически оправдано.
Так и в энергетике.
А бизнесмены недаром платят за мандат депутата, причем на всех уровнях власти, большие деньги, иногда по 10 млн.зеленых, чтобы законодательно закрепить и приумножить личные прибыли. Но за счет кого будут обеспечены эти прибыли? Известно за счет кого. Мы сами заложники ситуации. Нет у народа права контроля власти. Есть право об этом праве говорить, а инструментария по его применению нет. Вот на то чего нет и реакции власти нет. Поэтому и живем как живем. А нужно бы жить лучше. И выходит, что пассивное отношение к управляемому хаосу и беспределу политиков-бизнесменов оборачивается тем, что жить становится напряжно и дорого. Не идет речь у политиков снижать затраты, идет речь любой ценой подымать прибыли, (ВВП им в дышло..). Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь...

Свободный журналист ХайВей, pcns
Согласен? + -
12:20 27/09/09
read read
Согласен? + -
15:29 27/09/09
AkMurza Киев
+3 | -0
Рекомендує цей матеріал. Чому? Энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно...
Согласен? + -
17:10 27/09/09
pcns Киев
+2 | -0
Рекомендует этот материал. Почему? Благодарность автору.
Если таких статей в ХайВей будет хотя бы треть, то будет "рычаг" страну сдвинуть в нужном для народа направлении. Это говорю вам как практик.

Плечо к плечу и руки вместе,
вершим судьбу свою Мы вместе.

Свободный журналист ХайВей, pcns
Согласен? + -
12:27 27/09/09
Благодарю!
Согласен? + -
15:29 27/09/09
+2 | -0
Рекомендует этот материал.
Согласен? + -
08:53 28/09/09
Пётр Потапов Тегусигальпа
+2 | -0
Рекомендует этот материал.
Согласен? + -
15:35 27/09/09
bravo bravo bravo
Согласен? + -
15:39 27/09/09
Пётр Потапов Тегусигальпа
+2 | -0
smile
Согласен? + -
15:41 27/09/09
Благодарю!
Согласен? + -
09:36 28/09/09
Михаил Блатник Мелитополь
+4 | -0
Рекомендует этот материал. Почему? а не противоречит ли политическая ситуация законам физики? - Уже 18 лет никому нет дела до экономии энергоресурсов!
Согласен? + -
14:54 28/09/09
askold.uaix Киев
+2 | -0
Рекомендует этот материал. Почему? познавательно.
Согласен? + -
16:41 27/09/09
Благодарю!
Согласен? + -
16:45 27/09/09
read best
Согласен? + -
17:40 27/09/09
Благодарю!
Согласен? + -
09:29 28/09/09
read read
Согласен? + -
16:09 28/09/09
Напишите, пожалуйста, нам, если Вы считаете, что это - плагиат
Это плагиат!

Live

1 мин. назад

Елена Курская рекомендует материал Аллергия

8 мин. назад

I.Htoz'ivsalo комментирует рецензию на публикацию Духовой оркестр в парке, лимонад или как нам жилось в СССР

10 мин. назад

Alexey Rata комментирует рецензию на публикацию ЛЮБОВНИК И ЗАВОЕВАТЕЛЬ. ЭССЕ

11 мин. назад

Alexey Rata комментирует материал ЛЮБОВНИК И ЗАВОЕВАТЕЛЬ. ЭССЕ

11 мин. назад

Айдын Тарик комментирует рецензию на публикацию Духовой оркестр в парке, лимонад или как нам жилось в СССР

11 мин. назад

Alexey Rata комментирует материал ЛЮБОВНИК И ЗАВОЕВАТЕЛЬ. ЭССЕ

11 мин. назад

Alexey Rata комментирует материал ЛЮБОВНИК И ЗАВОЕВАТЕЛЬ. ЭССЕ

12 мин. назад

Alexey Rata комментирует материал ИЗ... ДО БОЛИ

17 мин. назад

Земляк рекомендует материал АФГАН ПРИХОДИТ В СНАХ

20 мин. назад

Sveta Rybalko комментирует материал Духовой оркестр в парке, лимонад или как нам жилось в СССР

21 мин. назад

Земляк комментирует рецензию на публикацию Перегони...

21 мин. назад

Земляк комментирует материал Духовой оркестр в парке, лимонад или как нам жилось в СССР

23 мин. назад

Константин Руднев пишет рецензию на публикацию Гагаузия спускает молдавский флаг

25 мин. назад

Айдын Тарик комментирует материал Духовой оркестр в парке, лимонад или как нам жилось в СССР

29 мин. назад

Влочега комментирует рецензию на публикацию Туманные перспективы прагматичной Украины: вариант первый (реальный).

29 мин. назад

Надежда Индис рекомендует материал Духовой оркестр в парке, лимонад или как нам жилось в СССР

29 мин. назад

Надежда Индис пишет рецензию на публикацию Духовой оркестр в парке, лимонад или как нам жилось в СССР

31 мин. назад

Константин Руднев комментирует рецензию на публикацию О Надуманном статусе русского языка и объединении с Россией!

32 мин. назад

Ирина Опря публикует статью Відвідавши прес-ланч в офісі Омбудсмена Валерії Лутковської

33 мин. назад

Sveta Rybalko комментирует материал Духовой оркестр в парке, лимонад или как нам жилось в СССР

36 мин. назад

Переверзев О.Ю. комментирует рецензию на публикацию Туманные перспективы прагматичной Украины: вариант первый (реальный).

36 мин. назад

Славiк комментирует материал Вот теперь в мои сны приходить тебе тоже не следует

36 мин. назад

Переверзев О.Ю. комментирует рецензию на публикацию Туманные перспективы прагматичной Украины: вариант первый (реальный).

 

Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянської журналістики. Інтернет-видання ХайВей.

Усі права застережно © 2005-2012 ХайВей.

Передрук матеріалів дозволяється з посиланням на ХайВей.

ХайВей не несе вiдповiдальностi за матерiали, опублiкованi журналiстами видання.

Матеріали рубрик БІзнес повідомляє та Світ політики публікуються на правах реклами. ХайВей не несе відповідальностІ за їхній зміст.

i.ua Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100