О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Для СМИ  24 августа 2009 20:56:10

Под псевдонимом С. Свириденко. (Часть 3.)

Григорий Ганзбург

Под псевдонимом С. Свириденко. (Часть 3.)
Продолжение. Начало см.:

Часть 1-я:    http://h.ua/story/219471/

Часть 2-я:    http://h.ua/story/219883/

 

Эту часть публикации помещаю в 5-м разделе, поскольку тут не мои авторские тексты, а документы из архивов.

ПИСЬМА  С.Свириденко

1. Письмо И. В. Ершову


На случай моей смерти

Дорогой Друже Иван Васильевич!
Это просьба посмертная, и я знаю, что отказу не будет.
Прошу денежной помощи, чтобы сразу же можно исполнить то, что мне всего важнее: скорейше отслужить заупокойную мессу — полную, с пением и органом — лучше бы всего в Церкви Св. Екатерины на Невском. Если епископ O. M. Lagrange в живых и в городе — попросить его, хоть он верно и не помнит меня, но просьбу исполнит по своей святой доброте.
Имя мое, прошу не забыть, Gilberta. А мессу служить по двум усопшим зараз (другой умер давно; Епископу известно дело из моей исповеди, ноэто все равно). Так что имена:
Gilles et Gilberte
Messe funebre, avec chant et orgue.

Вы человек верующий, Иван Васильевич, и я спокойно поручаю Вам эту заботу о своей душе: тут знаю что могу на друга положиться.
Не решаюсь просить, чтобы сами для меня попели Requiem, как для Ционглинскаго... Ну, а помолитесь за меня ведь и без просьбы, правда?
Возьмите себе мои ноты, картину и шашку — больше нечего оставить на память другу.
До свидания в ином мире, куда отойду с надеждой и радостью! И спасибо за все хорошее, мне оказанное.
Храни тебя Господь, дорогое, родное существо. Живи счастливо и верь! Как любимаго брата целую тебя крепко и благодарю за светлую дружбу твоей большой хорошей души.
В жизни и в смерти, всегда и навеки —
твой любящий друг
Жильберта Свиридова.

19 13 20
  XI

Вспоминаю: 13 ноября — почти годовщина (16е!) нашего знакомства.
1903-1920. Почти 17 лет!
Ну, еще раз до свидания, друже. Храни Господь тебя и твоих близких.
Привет!



2. Письмо И. В. Егорову .

Утилизую бессонную ночь, чтобы написать Вам послание — и сообщить кое-какия о себе данныя.
Пора Вам все-таки приблизительно знать, кого Вы кормите и кого в сотрудники приобретаете.
Вероятно Вам и то уже приходило в голову, слушая как я говорю о разных Категориях лиц — и всё в третьем лице («там-то озлобление — там-то надежды — etc», и всё в третьем лице, они, те, и эти) — приходило на ум: «А да ты-то, милый человек, из каких же?»
Иоффе не знает меня вовсе. Ида Иос. искренне думает, что «спасла человека, катившагося по наклонной плоскости — по счастью, еще не было поздно...» (ея собственныя выражения) и вероятно я кажусь ей чудовищем неблагодарности — либо она считает меня настолько измученным и отупевшим от голода, что с меня требовать нечего — раз я не проявляю безумнаго восторга по поводу устройства моих дел. После того, как более полу-года человек жил — больше всего подаянием (ничего позорящаго я-то в этом не вижу), затем продажею последняго своего белья и посуды — получить обеспеченное существование... уж просто тот факт, что вот 3 дня подряд я ем, и доже досыта, а этого со мною не бывало не только за последние полгода, но вот уже более 3х лет, ни разу — в лучшем случае, доводилось быть сытым на один день, и несовсем голодным на следующий... Ей непонятно, что я не ликую, когда совершился такой переворот в существовании.
Я не попытаюсь втолковать ей, что переворот вовсе не так велик и важен для меня. Ибо я-то себя погибавшим человеком отнюдь не считаю. Для меня вовсе не важнейшее значение имеет поддержание физическаго существования. Я живу не изо дня в день с главною заботою как бы прокормиться — у меня своя поставленная цель в жизни, путь бытия, намеченный вполне ясно и дающий мне большое счастье и такой безусловный покой, что для меня имеет очень второстепенное значение — приходится ли мне идти этим путем сытому или голодному, босиком или обутому. На «наклонной плоскости» я нахожусь, и по-моему; только подвигаюсь по ней не вниз, а вверх. Начат этот мойпуть лет 9 назад — и продолжается для меня независимо от всего, что творилось за эти 9 лет — и вокруг меня, и со мною лично тем паче.
Да и перемена — что бы ни говорили — в моем существовании, пока не очень-то существенная.
Прежде меня прокармливали из милости Акулина, Антон, X, Y, Z — теперь кормите Вы, а мною еще ничего не сделано, чтобы заслужить этот прокорм.
Но вот мне не хотелось бы, чтобы Вы сомневались в моей охоте это сделать — если только силы позволят; попросту, если выживу.
Для большинства моих знакомых дело крнечно просто: «С голоду не только к коммунистам, к чертям наймешься, лишь бы накормили».
У меня оно так не обстоит.
К коммунизму причислиться — даже и умирая с голоду — я не найду для себя возможным, уже по религиозным убеждениям. В Коммунизм политически я не верю.
Многаго не приемлю и в идеале, теоретически; то, что приемлю — не считаю существенным в здешних условиях и с теми людьми, кот[ор]ым поручено осуществление. Еще менее верю в возможность скораго установления благополучнаго порядка (совершенно все равно, кем; теперь, здесь его никто создать не может ни через 2, ни через 3 года, ни через 7 лет...).
Идейный коммунизм глубоко уважаю как всякий идейный подвиг, но — «ой, братцы, мало вас; голубчики, не много!» — И — слишком я хорошо историю знаю. Да и многое иное. — —
Но есть причины, по кот[оры]м я все-таки гожусь для вашего дела и оно для меня приемлемо в известном виде.
По совсем иным мотивам, чем социалистич[еск]ая теоретика — но я в ряде основных убеждений держусь взглядов, совпадающих с крайними социалист[ически]ми программами: я не признаю неравенства между людьми и для меня — действительно единственно, для всего существа моего — столь же может быть близким или чужим, дворник Евген как покойный Конст[антин] Конст[антиович] «К.Р.» И настолько это во мне сильно, настолько в плоть и кровь вошло, что во всех моих сношениях с «демократическими» элементами, — без всякого притворства и подлаживания с моей стороны, NB! — никто никогда не подозревал, что тоже «из антилигентов»!
... На рынках (и на теперешних подспудных торжищах) меня часть моих знакомых считает вдовой солдата, другие женой рабочаго с Путиловскаго завода (почему именно оттуда — не знаю!) — чем угодно, но только не из господ. И костюм тут нипричем. Попадаются среди уличных продавцев «баре» гораздо более оборванные (честное слово! хоть это и трудно вообразить) нежели я. И их признать можно с перваго взгляда... Иногда, разговорившись в аптеке и услыхав, что у меня удостоверение из Книгоиздательства — спрашивали: «А ты там чем же у них? на кухне?» — «Нет, — говорю, — в рассыльных.» И это удивляло — как слишком высокая должность.
Для меня во всех есть только люди — с людьми я говорю, и людям хочу пользу приносить. Это одно. —
Другое: я считаю благом уничтожение частной собственности. У человека не должно быть личнаго имущества. Никакого. На этот счет мой взгляд «крайнее», чем у многих коммунистов (хотя и [неразб.] из совсем иных оснований — но выводы совпадающие).
Наконец: далеко не считая Советскую власть идеалом правительства, я не верю, с другой стороны, чтобы от ея свержения в России вышло бы (особенно теперь) нечто хорошее. Тем более не жажду захвата поляков.
Правда: все это во мне не остро, потому что на Россию я все-таки смотрю извне. Русскаго патриотизма во мне нет.
 Мое тройное происхождение оставило мне атавистически тройное национальное чувство: украинское — еврейское — (как ни курьезно, но это так. «Бог Израэля владеет до 7го колена», и вместе с прекрасным выговором и на жаргоне и на древне-еврейском у маня врожденное чувство своих относительно «жидков» какого нет к великоруссам. И, между прочим, евреи это отлично чувствуют. В тех заботах, какие проявляют ко мне Левин и прочие еврейские друзья — и, долгое время, только они одни — сказывается бессознательно эта племенная еврейская черта: выручать своих. Я думаю, что Иоффе, вопреки всем рассуждениям о моих личных добродетелях, на самом деле заботятся обо мне следуя бессознательно этому же инстинкту...)
Третье чувство племенной принадлежности — и самое сильное, ибо тут еще и связь с наиболее мне близкою культурою, поэзией, музыкой — это, конечно, — немецкое. Любой немец мне a priori, сразу и во всем, понятнее и ближе любого славянина. И никогда относительно немца не бывало у меня того глубокаго недоумения, кот[ор]ое зачастую вызывают славяне, — в частности великоруссы — когда я, как перед загадкою, изумляюсь поступкам и психике совершенно для меня непостижимой, либо понятной только со стороны — как нечто глубоко чуждое. —
Но это все относится к чувству национальному; а на первом плане для меня просто человеческое. И человечески, для меня мои предполагаемые будущие ученики матросики — все понятны и близки, гораздо ближе и роднее, чем госпожа... как бишь ея? собирающаяся обучаться у меня французскому языку.
И раз мне ваше правительство дает возможность этим людям принести пользу — я за то возьмусь охотно, и думаю, что хлеб свой есть буду недаром... только бы опять-таки хватило сил.

Пока послание кончу, прибавивши еще одно. Я преспокойно принимаю тот факт, что Вы меня кормите, потому что надеюсь получить возможность возместить то, что для меня делается. Потерпите только, пока я свое отболею: если и на этот раз выживу — от меня еще получите много проку. Право.
А для меня поведение Кельпи — порука, что Вы нас обоих приютили и питаете без всякой задней мысли и вполне от души... результат: ведем себя пренахально оба. Сознаю и за то прощенья прошу.
G.S.  

3. Записка И.В.Егорову .

Сотруднич.: «Нива», «Совр. мир», «Русск. муз. Газ.», «Больш. Энц. ловарь Брокгауза и Эфрона».
Газеты: «Новости (пр. Нотовича), «Полтавщина» и др.

Языки знаю:

вполне (как родные)
 немецк., франц., итальян., украинск.
довольно хорошо
 испанск., латинск., древн. скандинавск.
читать и переводить со словарем могу с
 шведск., норвежск., датск., польскаго, португальск.

Писать на машине и на руках. Перевод. Корреспонденц.
——
По новой нелепой орфографии писать в случае надобности могу вполне.
 

(Опубликовано в составе статьи: Ганзбург Г. Очерк творчества С.Свириденко // З музично-педагогічного та дослідницького досвіду: Збірка статей. Вип 2. / Упорядник Г.І.Ганзбург, загальна редікція А.С.Зареченської – Харків: Сага, 2008. – С. 118-190. ISBN 978-966-2918-71-7) 

Продолжение следует

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1649
Отредактировано: 24-08-2009 [20:58]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +5
Всего комментариев: 13, Всего рецензий: 0
Читайте также

Русский треш: "Бурановские бабушки" перепели заставку из Mortal KombatРусский треш: "Бурановские бабушки" перепели заставку из Mortal Kombat

Артистки перепели заглавную тему из видеоигры, перефразировав ее на русский язык ...

Май в Национальной опере: спектакль с народным юмором, гала-концерт и драма ПуччиниМай в Национальной опере: спектакль с народным юмором, гала-концерт и драма Пуччини

До конца месяца ценители оперы смогут наслаждаться постановками   ...

Белый дом опубликовал список достижений Трампа за первые 100 дней работыБелый дом опубликовал список достижений Трампа за первые 100 дней работы

Трамп смог еще дальше изолировать РФ и Сирию путем договоренностей с Китаем ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Комментарии

Скіф Донецк
Рекомендует этот материал. Почему? как срез жизни
21:55 24/08/09
Бах Винница
19:45 25/08/09
Благодарю.
22:00 24/08/09
Рекомендует этот материал.
23:53 24/08/09
Спасибо.
00:28 25/08/09
Спасибо.
00:56 11/10/09
Бах Винница
Рекомендует этот материал. Почему? Читать Свириденко полезно
от слабоумья болезней.
А музыкальной теории
научит вас Ганзург. Григорий.
19:41 25/08/09
Правильно! Потому что слабоумье происходит от недостатка музыки в духовной пище. (с)
21:03 25/08/09
Рекомендует этот материал.
01:12 11/10/09
Бах Винница
smile
21:17 25/08/09

Live

5 час. назад

Володимир Олівець рекомендует материал Я рилом не вийшов…

5 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал Маргарита

5 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

5 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

5 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Весенний малыш: первые прогулки с новорожденным

6 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Мораль свою не осуждаю (пародия)

6 час. назад

I.Htoz`ivsalo рекомендует материал ненормальная

6 час. назад

I.Htoz`ivsalo рекомендует материал Маргарита

6 час. назад

I.Htoz`ivsalo рекомендует материал Мораль свою не осуждаю (пародия)

7 час. назад

viktor trigub комментирует материал ненормальная

7 час. назад

Александр Белоус публикует статью Я привязан к земному — надёжным канатом!..

7 час. назад

Александр Белоус публикует статью Ищи настроенье!

8 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал Маргарита

8 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

8 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

8 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал Маргарита

8 час. назад

Восстановление Донбасса публикует статью В любой экстремальной ситуации власть действует однотипно,

8 час. назад

Чачанидзе Владимир публикует статью Спесивый апельсин.

8 час. назад

Viktor Pashenko публикует статью Кто заправляет в судах Украины?

9 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал ненормальная

9 час. назад

Жиго публикует статью Ще мить, ще крок

9 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал ненормальная

9 час. назад

Сергей Власов комментирует материал Український Нобель: Як завоювати розуми і серця людей в усьому світі?