О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  19 августа 2009 22:33:07

Под псевдонимом С. Свириденко. (Часть 1.)

Григорий Ганзбург

Под псевдонимом С. Свириденко. (Часть 1.)
  Когда говорят о неизвестных или забытых именах в истории культуры, почти всегда речь идет о малых величинах, о фигурах локального значения, которые представляют интерес не столько для искусствознания или литературоведения, сколько для краеведения. Однако в данном случае дело обстоит по-другому. Когда наследие С. Свириденко сделается доступным для общественности, станет очевидным, что ее творчество — одно из самых крупных и важных явлений в культуре первой четверти ХХ века.
Я натолкнулся на эту фигуру почти случайно, когда занимался изучением музыки Роберта Шумана. Среди немногочисленных русскоязычных книг о композиторе привлекла внимание книга С. Свириденко «Шуман и его песни» (СПб., 1911). Та книга была настолько своеобразна, что захотелось прочесть и другие работы ее автора. Большинство из них оказались о Вагнере. Таким образом, С. Свириденко привела меня своими книгами к Вагнеру и вагнероведению, и когда я там осмотрелся, стал читать современных вагнероведов (а с некоторыми из них и общаться лично), то с удивлением обнаружил, что почти никто из них не знает трудов Свириденко — автора семи книг и девяти статей вагнеровской тематики (в это число входят лишь изданные работы). Но писательница эта настолько основательно забыта, что даже те музыковеды, которые занимаются Вагнером и хорошо ориентируются в литературе о нем на русском языке, не всегда знают о существовании ее работ.


Другим стимулом моего интереса к Свириденко стала занимавшая меня новая научная дисциплина, изучающая творчество либреттистов и переводчиков либретто и названная мною либреттологией. Либреттология — наука о словесном компоненте музыкального произведения. В качестве особой музыковедческой дисциплины либреттология была впервые названа мною в докладе 1976 года, а статус и терминология — кратко определены в статье "О либреттологии" . На этот раз С. Свириденко снова попала в поле зрения, но теперь — как выдающаяся переводчица вокальных текстов. 


Чтобы понимать произведения того или иного автора, бывает важным иметь определенное представление и о нем самом. Пришлось приложить некоторые усилия, чтобы доискаться сведений о С. Свириденко, а потом сделать эти сведения и само имя писательницы известным другим исследователям и читателям. Работая в архивах Петербурга и Москвы, я нашел документы, связанные со Свириденко, некоторые из них впервые опубликовал. Публикаций по данной теме я сделал не много, поскольку занимался ею как бы между делом, в свободное от основных занятий время. Два письма С. Свириденко к И. В. Ершову впервые опубликованы мною в 1988 году в московском журнале «Литературное обозрение», рассказ «Колдун» — в харьковской газете «Зеркальная струя» в 1997 году, перевод Баллады Ф. Дана «Песнь Валькирии» и фрагменты писем — в московском журнале «Музыкальная академия» и в киевском научном сборнике «Українсько-німецькі музичні зв'язки минулого і сьогодення» в 1998 году . Две статьи о Свириденко, написанные по моей просьбе харьковским музыковедом Еленой Рощенко включены в сборники, издававшиеся Институтом музыкознания под моей редакцией в 1995 и 1997 годах. Четырежды я выступил с докладами о творчестве С. Свириденко — на международных научных конференциях в Киеве «Украинско-немецкие музыкальные связи прошлого и настоящего (1997), «Рихард Вагнер и современность» (1998), в Харькове на специальном заседании Вагнеровского общества (1999) и в Москве на конференции «Украинская диаспора в России» (2001).


Сведения о личности и судьбе С. Свириденко

С. Свириденко — поистине трагическая фигура. При жизни она была по разным причинам гонима, время и обстоятельства ее смерти неизвестны . Большая часть ее наследия утрачена. Из уцелевшей части наследия главные работы до сих пор не опубликованы. Изданных ее работ сегодняшний читатель не знает и зачастую даже не подозревает об их существовании. (При том, что за свою жизнь она успела напечатать более десяти книг и несколько десятков статей.)


Происхождением и некоторыми фактами творческой биографии С. Свириденко связана с Украиной. Сфера ее профессиональных интересов имеет отношение в основном к Германии и скандинавским странам. А жила она в России и сочинениями своими обогатила литературу на русском языке. Вот что она пишет об особенностях своего национально-культурного самосознания: «На Россию я все-таки смотрю извне. Русского патриотизма во мне нет. Мое тройное происхождение оставило мне атавистически тройное национальное чувство: украинское — еврейское [...] — немецкое [...]. Но это все относится к чувству национальному; а на первом плане для меня просто человеческое». 
Сведения о судьбе этой писательницы скудны и фрагментарны. Не всегда просто бывает идентифицировать ее публикации, подписанные псевдонимами или инициалами. Нужно учитывать, что родилась она и прожила первую половину жизни под именем Софии Александровны Свиридовой, писала под псевдонимом С. Свириденко (или Святослав Свириденко), а после перехода в католичество приняла новое имя — Жильберта. 


С. А. Свиридова родилась в 1882 г. в Петербурге, ее отец был крупный чиновник, к концу службы он носил генеральский чин (действительный статский советник). Семья, имевшая украинские корни, сохраняла связи с интеллигенцией Украины, например, поддерживала переписку с семьей Ивана и Панаса Рудченко (соавторы романа «Хіба ревуть воли, як ясла повні?», известные под псевдонимами Ивана Билыка и Панаса Мырного), а сама С. Свириденко в ранние годы печаталась в газетах Полтавы, одну из работ опубликовала в Киеве .
Была она поэт, прозаик, переводчик-эквиритмист, музыковед, музыкальный критик, ученый в области истории, филологии и… оккультизма; знала 15 языков, была автором книг и статей о творчестве Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Листа, Й. Брамса, исторических повестей, поэтических переводов, сотрудничала в «Большом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», в журналах «Русское богатство», «Мир Божий», «Родник», «Современный мир», «Солнышко», в «Русской музыкальной газете», газетах «Новости», «Полтавщина» и др. В разные годы с нею творчески соприкасались А. Блок, М. Шагинян, академики И. Гревс и Ф. Браун.


Человеком она была весьма необычным: намеренно создавала себе мужской имидж (этому служил и псевдоним Свириденко, не обозначающий пола), глубоко знала мистические учения, и, по некоторым сведениям, научилась преодолевать пределы обычных психических возможностей человека. В этой части ее биографии много таинственного и даже пугающего.
После Октябрьской революции С. Свириденко, лишившаяся всего, бедствовала, несколько лет была на грани голодной смерти. В этот период она писала о себе так: «Для меня вовсе не важнейшее значение имеет поддержание физического существования. Я живу не изо дня в день с главною заботою, как бы прокормиться — у меня своя поставленная цель в жизни, путь бытия, намеченный вполне ясно и дающий мне большое счастье и такой безусловный покой, что для меня имеет очень второстепенное значение — приходится ли мне идти этим путем сытому или голодному, босиком или обутому» .
Что же это за своя цель в жизни? Если не касаться мистической стороны, связанной с практикой оккультизма, а рассматривать только творческую — научную и литературно-художественную — сторону ее деятельности, то центральной сферой творческих интересов С. Свириденко, насколько можно об этом судить по оставшимся материалам, была северогерманская мифология и отражение ее в искусстве. Поэтому главным объектом искусствоведческих штудий С. Свириденко был Рихард Вагнер. Она стремилась воссоздать на русском языке «Эдду», а также основанные на эддических мотивах либретто опер Вагнера и Баллады Феликса Дана.

 

 (Продолжение следует)

http://h.ua/story/219883/

http://h.ua/story/220165/

 

Пимечания

1.    Ганзбург Г.И. О либреттологии //Советская музыка [M.].-1990.-№2.-С.78-79. См. также: Мышкис Е.Д., Ганзбург Г.И.. Об одном способе самостоятельного изучения иноязычных либретто (структура учебного пособия) //Особенности преподавания иностранных языков в вузах искусств. Сборник научных трудов. - Л., Изд. ЛОЛГК, 1990.-С.135-141.; Ганзбург Г.И. Либреттология и специальные аспекты изучения вокальных произведений Ф. Шуберта и Р.Шумана //Шуберт и шубертианство. Сборник материалов научного музыковедческого симпозиума. - Харьков, 1994.- С.83-90.; Ганзбург Г.И. Шубертоведение и либреттология //Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы Международной научной конференции.- М.: Прест, 1997.-С. 111-115. ; Ганзбург Г.И. Пушкинистика и либреттология //Вісник Харківського університету № 449. Серія Філологія. Пушкін наприкінці ХХ століття. - Харків, 1999. - С. 261-266.
 


2. Умерла не ранее 1928 г. Эта дата устанавливается на основании записки Б. Шпаро к П. С. Когану от 25.05.1928.- РГАЛИ, ф.237, оп.1, №145.-Л.1.


3. РНБ, ф.273, №130, лл.8-10. (Полностью этот документ впервые публикуется в приложении к настоящему очерку.)


4. Памяти И. Я. Рудченка. Очерк. //Отд. оттиск из журнала "Киевская Старина". - К., 1906.


5. РНБ, ф.273,№30.-С.2-3.





 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1875
Отредактировано: 24-08-2009 [21:02]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +11
Всего комментариев: 27, Всего рецензий: 8
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Спасибо. Завтра опубликую еще продолжение.
12:05 20/08/09
07:57 20/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
очень интересно....
СПАСИБО!!!
Благодарю.
12:59 20/08/09
Скіф Донецк
smile best
14:58 20/08/09
09:12 20/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Спасибо, Григорий! Ваша статья -- образец правильного, вдумчивого отношения к историческому материалу, которое всегда расширение сферы знания о предмете до максимума возможного.
Савсибо, приятно...
22:02 20/08/09
09:43 20/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Віталій Тараненко Хмельницкий
Хорошо!
Благодарю.
21:34 20/08/09
10:49 20/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно.
Спасибо.
22:58 20/08/09
11:14 20/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Михаил Блатник Запорожье
Как мало знаем мы о тех людях, которые так много сделал для культуры, музыки, искусства...
Благодарю.
23:03 20/08/09
15:30 20/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Кочубей Ніна Прилуки
Спасибі за цікаву публікацію про таку творчу і багатогранну особистість.
Дякую.
08:46 21/08/09
22:12 21/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Цікаво і повчально
Дякую.
13:53 22/08/09

Комментарии

Рекомендует этот материал. Почему? Як не є - землячка все таки:-))
02:10 20/08/09
Дякую.
10:10 21/08/09
Спасибо.
20:03 21/08/09
Григорий, искренное спасибо, за столь интересный материал о столь нестандартной личности. best
07:50 20/08/09
Благодарю! Смотрите продолжение.
16:57 23/08/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал. Почему? рекомендую
07:57 20/08/09
Благодарю.
01:13 30/08/09
Бах Винница
Рекомендует этот материал. Почему? Интересная статья о забытом авторе.
09:12 20/08/09
Благодарю.
09:22 30/08/09
Віталій Тараненко Хмельницкий
Рекомендует этот материал.
09:43 20/08/09
Спасибо.
09:52 30/08/09
Люба Василик Черновцы
Рекомендує цей матеріал. Чому? Виявляється, не завжди забуті імена - суто локальне явище
10:00 20/08/09
Дякую.
10:16 30/08/09
Рекомендует этот материал.
10:49 20/08/09
Благодарю.
11:50 30/08/09
Бах Винница
smile
21:02 20/08/09
Михаил Блатник Запорожье
Рекомендует этот материал. Почему? Человеком она была весьма необычным...
11:15 20/08/09
Рекомендует этот материал. Почему? "...у меня своя поставленная цель в жизни, путь бытия, намеченный вполне ясно и дающий мне большое счастье и такой безусловный покой, что для меня имеет очень второстепенное значение — приходится ли мне идти этим путем сытому или голодному, босиком или обутому»
22:06 20/08/09
Спасибо.
14:05 30/08/09
Рекомендует этот материал.
22:12 21/08/09
Кочубей Ніна Прилуки
Рекомендует этот материал. Почему? "... а на первом плане для меня просто человеческое».
15:33 20/08/09
Благодарю.
20:43 30/08/09
Бах Винница
Автору от благодарного читателя...

20:05 20/08/09
Благодарю.
21:37 30/08/09
Спасибо.
21:43 30/08/09
Ооооооооооо!
Вот это да!
Спасибо!
20:59 20/08/09

Live

5 час. назад

Писной Андрей комментирует материал Я БУДУ ПЕРВОЙ

13 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

14 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

14 час. назад

Влочега комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

15 час. назад

Khomiaklit комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

15 час. назад

Khomiaklit комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

17 час. назад

Жиго публикует статью Навіщо, пані, Вам планета?

17 час. назад

Писной Андрей публикует статью ГОЛОС

18 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

18 час. назад

Влочега рекомендует материал Загадки Мавринского майдана ч.1

18 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

18 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

18 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

18 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

18 час. назад

Влочега рекомендует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

19 час. назад

Влочега рекомендует материал Не будь юрбою!

19 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

19 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

19 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

19 час. назад

Khomiaklit публикует статью Підсумки року з подачі штатної соціології

19 час. назад

antov рекомендует материал Загадки Мавринского майдана ч.1

19 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию Загадки Мавринского майдана ч.1