О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

История  1 ноября 2006 21:05:37

Совсем не дикая степь

В бескрайних Донецких степях испокон веков не строили городов и не основывали поселений на долгое время. Гуляли по степи ветер да орды вольных кочевников, паслись на тучных травах табуны коней, и лишь изредка пролегала в высокой траве недолговечная колея от повозки, из которой глядели на огромный мир любопытные мальчишки и девчонки.

Иногда орды сталкивались друг с другом, не поделив пастбища или женщин (а может, мужчин...). Тогда в боях гибли воины (а может, воительницы...), и только со смертью получали жители степи свой первый и по­следний постоянный дом - погребальный курган.

На картах Горловки начала века мы видим множество курганов, и лишь некоторые из них имеют имена. На восточных окраинах известны Павловская, Верина, Бибикова, Длинная могилы и Государев курган. На южных - могилы Кудрявая, Острая, Терловатая, Еремина и Беева. Но еще больше вокруг Горловки и вообще в Донецких степях курганов безымянных, которые все еще хранят свои тайны, ожидая  исследователей.

 На территории Горловки  исследована только один курган - Беева могила...

Совсем не дикая степь

 

Гибель вождя

...Чужая орда налетела внезапно. Бой был горячим и коротким. Чужаки, не выдержав натиска, отошли к балке и скрылись в густом, высоком кустарнике. Можно было праздновать победу.

Но тут, когда вождь, высокий тридцатилетний мужчина, в порыве ликования и благодарности вскинул руки к Великому Светилу - вражеская стрела пропела свою погребальную песню. Она вонзилась ему прямо в глаз, и он упал замертво.

Крики отчаяния вырвались у людей. Вмиг были прочесаны заросли, предательски спрятавшие чужаков. Пленных не брали - всех добивали на месте, но радости это уже не принесло.

Великое Светило отвернулось от людей степи, забрав у них молодого и сильного вождя ...

Теперь надо было надолго остановиться, чтобы исполнить погребальный обряд. Так велели предки, которые испокон веков кочевали в этих благословенных степях. И никто не смел напасть на кочевье в это время. Мертвые не прощают, когда живые вмешиваются в церемонию последних проводов.

На высоком холме, который природа соорудила из песка и мела, вырыли широкую сухую яму: дом, в котором коротаешь вечность, должен быть надежным и удобным. Стены ямы укрепили, соорудив прочный сруб из бревен, доставленных, возможно, с берегов древнего Донца. Дно ямы выстлали сиреневым войлоком, изготовленным женщинами специально для этих целей.. Вождя, одетого в войлочные одежды, украшенные коричневыми, зелеными, желтыми, красными и черными рисунками, уложили на спину головой на запад, слегка повернув на левый бок и немного подогнув ноги. Руки  его сложили на груди.

Исступленно рыдали женщины. Они рвали на себе волосы, бились в конвульсиях и пели погребальные песни. Под звуки этих песен покойника снаряжали в последний путь.

Ему дали с собой три кремниевых ножа и семь наконечников стрел. Всякий вождь является еще и жрецом племени, поэтому в могилу положили его астроагалы - косточки овцы, которые использовались для гадания и… игры! У ног положили голову овцы, а ближе к голове вождя - голову только что убитого коня, уложенную в деревянный футляр, выстланный серым войлоком. Ноги коня тоже положили в могилу, а тушу сварили  для предстоящей тризны. Часть мяса поставили на деревянном блюде возле покойника, еще часть положили в глиняный сосуд с налепными валиками, который изготовили и наполнили специально для ублажения злых духов, жаждущих навредить искателю счастья в потустороннем мире. Потом все засыпали красной охрой и накрыли сверху еще одним войлочным покрывалом. Не один день засыпали могилу  взрослые мужчины племени.

А женщины продолжали свои прощальные песни. И все верили, что вождь, которого провожали с такими почестями, будет охранять живых и  обязательно родится заново, пройдя трудными путями  Мира Иного...

…Сверху была сделана еще одна насыпь высотою около двух метров. Эту насыпь укрепили плитами из светлого песчаника и уже поверх всего насыпали настоящий огромный курган, вершину которого облицевали белым песчаником.

И стал курган возвышаться над степью как гора, покрытая снегом.

Через много сотен лет в этом же кургане было похоронено еще два покойника, возможно, это были далекие потомки того же племени.

В наши времена могилу назвали Беевой, возможно, потому, что у местных жителей сохранилась память о том, что похоронен в ней вождь - бай или бей.

В 1980 году окрестные жители (а курган находится в районе Пантелеймоновки, мы можем видеть его остатки, когда едем по Донецкой трассе) разрушили вершину кургана и растащили верхнее погребение. Кто-то унес все, оставив только каменный ящик из песчаника и разбитый острореберный сосуд с остатками тризны. Древнее поверье гласит, что ничего хорошего грабителям подобные действия не сулят, в истории известны случаи, когда смерть настигала «гробокопателей» в самые неподходящие моменты. Но это никогда еще не останавливало искателей кладов, которые в угоду собственной алчности разграбили невероятное количество могил. Подобная же участь, разграбление,  в конце концов, постигла и среднее захоронение, от которого остался только ритуальный кубковидный сосуд.

Опасаясь полного разрушения памятника, в 1990 году горловский археолог-любитель  Вячеслав Цыганенко привлек к нему внимание Донецкого краеведческого музея, и курганом всерьез занялись археологи. Несколько лет тут работала археологическая экспедиция. Вячеслав Цыганенко тоже был  в ее составе.

Совсем не дикая степь

Все предметы из третьего - главного! - захоронения, в котором был похоронен  вождь и которое, к счастью, не успели разграбить любопытные кладоискатели,  хранятся теперь частью в краеведческом музее Донецка, а частью (к сожалению, значительно меньшей) в музее истории нашего города.

Кто же насыпал курган?

Установлено, что все три погребения были сделаны около 3700-3400 лет назад и принадлежат племенам так называемой срубной культуры, потому что погребальный обряд этих племен предусматривал захоронение покойников в ямах, укрепленных бревенчатыми срубами. Племена эти были потомками народов ямной культуры, то есть индоевропейцами, ариями.

Ученые полагают, что именно жизнь этих племен, их обычаи и традиции запечатлены в древнеиндийском эпосе «Ригведа», который был записан в Индии в середине второго тысячелетия до нашей эры (когда древние арии пришли туда из Приазовья). А  складывался еще в период единства этих племен на территории Северного Причерноморья и Приазовья в четвертом-третьем тысячелетиях до нашей эры.

Есть предположение, что срубники имели зачатки государства, умели строить дома из камня и глины, разводили скот, обрабатывали землю мотыгами и сеяли засухоустойчивое просо. Знакомы они были и с металлургией. Недалеко от Артемовска найдены древние разработки медной руды и остатки литейного производства тех времен - шлаки, древесный и каменный уголь, литейные формы.

 

А судьба Беевой могилы печальна: захоронения уничтожены. Древний  холм привлек внимание  предпринимателей, которые добывают тут песок и мел. Для историков экскаваторы на Беевом холме выглядят как пожиратели могил…

Совсем не дикая степь
Совсем не дикая степь

Уникальный памятник разрушен и сегодня больше не представляет исторической ценности. И только краеведы иногда еще водят сюда детей на экскурсии, показать, как мы разрушаем бесценное наследие веков…

 

 

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 65494
delete
Ірина Шевченко
Ірина Шевченко, Донецк, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 2, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

Ярко Велес Луганск
Ирина, историческая информация несколько неточная, но все-равно хорошо, что вы развиваете эту тему. Правда, вы правы, все уже утеряно.
00:00 03/11/06
Гость
Простоял курган тысячелетия, войны, стихии, ничто не могло его уничтожить... но нашлись уроды которым казначейская бумажка дороже истории - курган срыли на песок. Очень странно, рядом, через дорогу в 100 метрах, есть песчаный карьер - зачем было трогать курган. Есть поверье, те кто трогает захоронения погибают. Человек который первым в (1987 г) открыл верхнюю гробницу уже умер, в молодом возрасте (Петухов Игорь). Песок с могилы, используемый как строительный материал, добра не принесёт. Кто следующий? "Господа бизнесмены"?
12:40 19/06/10

Live

14 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

25 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

33 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

2 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

3 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

3 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Khomiaklit пишет рецензию на публикацию ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ЖИТТЯ НЕ ДЛЯ ВКРАЇНИ

4 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

4 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

4 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Перундень

4 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

5 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Достижения «Запорожстали» вошли в Книгу рекордов Украины

5 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Комбинат «Запорожсталь» подтвердил соответствие международным стандартам

5 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

5 час. назад

Ганка Гличка публикует статью Йде листопадова пора

5 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Запорожские дети поздравили металлургов с юбилеем «Запорожстали»

6 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Ростислав Шурма поздравил ветеранов с 85-летием «Запорожстали»