О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  6 августа 2009 02:37:08

Автор: social

Настоящие гении и звёзды музыки с «Банановых островов»

В далёком 1983 году мне было 17 лет. Мы заканчивали 10-й класс и играли в школьном ансамбле. Не имея нормальной аппаратуры, мы ухитрялись выжимать приличный концертный звук из 4-ватных КИНАПовских динамиков. Под ударами бас-гитары они дребезжали, как лопухи, но танцевальную часть программы обеспечивали сполна.
К тому времени я, воспитанный в недрах большого (около 100 человек) джазового ансамбля с хором, уже не испытывал никаких трудностей ни в любой сложности гармонии, ни в разных ритмах и размерах, ни в звукоизвлечении и даже в инженерии звука. И теперь перекладывал свои знания и умения на любимую мной гитару и вокал.
Кроме известных джазовых коллективов, моими единственными маяками в музыке являлись две группы – «Kraftweerk» и «Rockets». Теперь мало кто знает, что именно эти две групп дали начало тому, что сейчас называется «современная электронная музыка».
Так вот, в далёком 1983 году вышел в свет магнитоальбом «Банановые острова». Как только я услышал это произведение, то буквально впал в транс. В этом альбоме меня поразило буквально всё. И звуки, и идеальная аранжировка, и гениальные рифы гитар и синтезаторов, и почти механическая точность ритм-секции. Но особенно поразила партия бас-гитары – я, джазовый музыкант, свободно владеющий этим инструментом, казалось, не мог сыграть ни одной ноты из этого альбома. Точнее сказать, не то чтобы не мог сыграть, а играл, но слышал, что это совсем не то.
А то, что вытворял вокалист, вроде бы совершенно не умеющий петь, – было совсем не понятно. Просто никто не понимал, какую ноту он в данный момент берёт. Свобода, с которой вокал вплетался в музыку, поражала и никак не давала себя понять.
Только после того, как я узнал, что для записи альбома собрались лучшие музыкальные силы того времени я немного успокоился. А через два года я с радостью обнаружил, что на басу я выдаю не хуже. Мы играли хеви-металл, и нас троих – бас, барабаны и гитара – хватало на сцене с избытком. Я пел лирические баллады и быстрые песни на английском языке, которого никогда не знал. Не знаю и сейчас.
К 33-м годам я освоил и свободу владения вокалом. Не ту, мёртвую, которую впаривают классические школы, а ту, которой поёт весь мир супер-звёзд.
В благодарность вдохновительной деятельности «Kraftweerk»а я посвятил это группе композицию, которую и вы можете послушать:
[«kraft», 1998 – http://www.dazzle.ru/music/files/kraft.mp3 ]
* * *
А вот сегодня я наконец-то нашёл и группу «Банановые острова»! Которых тоже вдохновляли «Kraftwerk», в частности их песня «Я робот» была создана под впечатлением «The Robots» «Kraftwerk»а. О «банановых островах» этот небольшой рассказ.

«Динамик», 1982 год, слева направо: Юрий Чернавский, Юрий Китаев, Владимир Кузьмин, Сергей Рыжов
«Динамик», 1982 год, слева направо: Юрий Чернавский, Юрий Китаев, Владимир Кузьмин, Сергей Рыжов

Альбом «Банановые острова»:
•    Банановые острова
•    Зебра http://tempfile.ru/download/674f0b27d8a79c194c5c71871e129107
•    Здравствуй, мальчик Бананан!
•    Становитесь в очередь за мной! http://tempfile.ru/download/b2ef5aa60f553533caf4d69868434d80
•    Я сам
•    Мечта идиота
•    Робот http://tempfile.ru/download/0ee5a6d2b545f209ea9ca917eff7a26c
•    Я иду к тебе
* Ссылка на остальные композиции – http://musicmp3.spb.ru/album/25632/bananovye_ostrova.htm
* * *
Вот что рассказывает Александр Агеев. В 1983 году в советской музыкальной России состоялась грандиозная революция.
Но её свидетелями стали почти только истинные музыканты, которые положили служению музыке немало лет, и настоящие звёзды советской эстрады, уже блиставшие в то время.
В этот год в магнитофонной культуре появилось словосочетание «Банановые острова» и закрепилось, как символ этой, интеллектуально-технической революции. Которую произвёл в мозгах у огромного количества советских людей альбом с одноименным названием, альбом, задавший тон в отечественной поп-музыке на несколько лет и даже десятилетий вперед.
Массовая реакция на «Банановые острова» подчинялась важному закону: чем выше уровень – и музыкальный, и просто культурный – тем больше нравились «Банановые острова».
Этот альбом любили поп-звезды и рокеры, под него танцевали на дискотеках и в домах отдыха. На этом альбоме учились качественно записывать живой звук и звукооператоры, и саунд-инженеры.
«Все вокруг думали, что я затеял очередную лабуду, а когда «Бананы» шарахнули, это оказалось для многих полной неожиданностью», – вспоминает генератор этого проекта композитор-аранжировщик Юрий Чернавский.
Уже первые секунды «Банановых островов» показали, насколько велик гений Чернавского и как звукооператора, и как аранжировщика и музыканта. Будучи заядлым электронщиком, он из простеньких синтезаторов «Полимуг» и «Korg Polу 800» извлекал такие звуки, которым удивлялись сами синтезаторы!
Ёще в конце семидесятых, «когда появились первые синтезаторы, кому-то нужно было на них играть...» – вспоминает Чернавский. Ему даже удалось привести в шок клавишника группы «Boney М», который, оказавшись на репетиционной базе «Красных маков», не верил собственным ушам, слушая, какие звуки издаёт переделанный Чернавским немецкий синтезатор «Vermona».
Даже в подвале Чернавский умел так записывать эти космические звуки на узкопленочный двухканальный STM, что, спустя много лет, западные профессионалы с многолетним стажем отказывались верить тому, что «Банановые острова» записаны не на многоканальную технику.
«Я тогда не был ни звукорежиссером, ни звукооператором, – вспоминает Чернавский. – Просто я был фанатом студийной работы и к тому же много общался со звукоинженерами из «Мелодии», которые в этом разбирались».
Идея «Банановых островов» вынашивалась Чернавским давно – ещё со времен работы в «Красных маках», где Юрий делал аранжировки для песен Владимира Матецкого. Запись альбома стартовала осенью 82-го года на репетиционной базе «Весёлых ребят» в подвале ДК Свердлова, где Чернавский на основе магнитофонов STM, усилителя Roland и концертной аппаратуры «Весёлых ребят» собрал мини-студию.
Со всей Москвы собрали несколько синтезаторов – роландовские «Юпитер-4» и «Юпитер-8», «Полимуг», «Минимуг» – из которых впоследствии выжимались именно те звуки, которые Чернавский считал единственно верными и которые не устарели и через 26 лет.
Чернавский в два наложения (клавиши плюс саксофон) под ритм-бокс на магнитофон «Нота» записал демо-версию, которую раздал музыкантам «Весёлых ребят» для ознакомления. Часть клавишных партий на альбоме сыграл сам Чернавский, часть – клавишник «Весёлых ребят» Александр Буйнов. На гитарах играли Игорь Гатауллин и Алексей Глызин, а ритмический каркас создавался силами тандема Китаев – Рыжов.
«Еще выступая в составе «Динамика», мы почувствовали, как нам надоел рок-н-ролл, – рассказывает Юрий Китаев. – Нам хотелось побольше новой волны». Рок-н-ролл не может не надоесть, и вот уже изумительное качество записи альбома Чернавский объясняет не собственными звукорежиссерскими заслугами, а той великолепной формой, в которой находились Рыжов и Китаев: «Они составляли одну из лучших ритм-секций страны и играли так слаженно, как никто другой. Это была идеальная пара – с точной подачей, безукоризненным ритмом и отличным звукоизвлечением».
Китаев и Рыжов тратили на ежедневные репетиции не менее пяти часов. Они подолгу отстраивали инструменты и очень точно на них играли. Но еще больше времени уходило у самого Чернавского на запись огромного количества дублей. Из них выбирались лучшие куски, и затем делался кропотливый монтаж. Весь пол в студии был усеян обрезками пленки, а стены были утыканы гвоздями, на которых висели куски пленок с наиболее удачными фрагментами композиций.
Очень скоро стало понятно, что подготовленные Чернавским композиции слишком продвинуты и крутоваты для эстрадно-ориентированных «Весёлых ребят». Поэтому постепенно работа над альбомом превратилась в автономный проект, но всё же, осуществляемый при активной поддержке музыкантов ансамбля.
Так, гитарный рифф к песне «Мальчик Бананан» был сочинен Игорем Гатауллиным – под неописуемым давлением Чернавского, который не отставал от гитариста до тех пор, пока тот не придумал нечто действительно стоящее.
Аранжировку к песне «Я сам» сделал Александр Буйнов, который вместе со штатным барабанщиком «Весёлых ребят» Алексеем Тамаровым отыграл сдвоенное барабанное соло в середине этой композиции. «Тамаров и Буйнов стояли напротив друг друга, обложившись со всех сторон томами и бонгами и «мочили» по ним изо всех сил», – вспоминает звукорежиссер «Весёлых ребят» и «Аракса» Валерий Андреев, который выступил на данной сессии в роли ассистента Чернавского.
...Особые проблемы возникли у музыкантов при записи заглавной композиции «Банановые острова». Поскольку песня была длинной, ближе к её концу музыканты начинали заметно уставать, теряя первоначальный запал. Как гласит легенда, ситуацию спасла одна из поклонниц, находившаяся в тот момент в студии. Музыканты, выпив водки, попросили ее потанцевать под музыку – для повышения тонуса и поднятия настроения. «Девушка начала танцевать – все энергичнее и энергичнее, – вспоминает Китаев. – Мы тоже заиграли энергичнее. Затем она сбросила кофточку. Затем футболку. Затем бюстгальтер. И тут у группы попёр драйв».
В итоге «Мальчик Бананан» был рождён из двух дублей, в одном из которых более энергично была сыграна первая половина, а в другом – вторая. Затем эти фрагменты были склеены, а место склейки замаскировано реальным телефонным разговором, состоявшимся между Чернавским и его сыном Димкой.
…На исходную болванку фиксировалось живьём максимальное количество инструментов. Затем на плёнку ORWO записывался вокал. Предпоследним наложением Чернавский записывал саксофон, а последним – трески, свисты, дикие звуки и вторую партию вокала.
Насчёт кандидатуры вокалиста изначально существовало сразу несколько вариантов. Предполагалось, что Чернавский и Матецкий будут петь вместе или по очереди. Также рассматривался псевдобитловский проект, при котором каждый из участников записи должен был исполнять по одной композиции. К примеру, Сергей Рыжов – «Мальчика Бананана», Юрий Китаев – «Мечту идиота», а гитарист «Весёлых ребят» Алексей Глызин – слезливый финальный «медляк» «Я иду к тебе».
Был и другой вариант: все вокальные партии исполнит Александр Буйнов. Однако сам Буйнов петь «подобный абсурд» застеснялся и от роли ведущего вокалиста отказался наотрез.
В итоге все песни на альбоме исполнил Чернавский – после того, как была записана инструментальная часть фонограммы и музыканты уехали на очередные гастроли. При исполнении композиции «Робот» Чернавский пропускал голос через вокодер – чуть ли не единственный существовавший в Москве вокодер, которым пользовался Петр Подгородецкий.
«Я пел по ночам в полном одиночестве, параллельно крутя ручки магнитофонов, – рассказывает Чернавский. – Это была довольно интересная работа, где всё происходило на голом энтузиазме, и я сам был себе руководителем. Я хотел придать вокалу какой-нибудь необычный фасон, поскольку традиционная эстрадная манера пения или имитация шаманства под расстроенную гитару были мне не близки».
«Чернавский очень подолгу записывал вокал, пытаясь найти верную интонацию, – вспоминает Матецкий. – Юра никогда не был певцом, но тонко чувствовал настроение композиции и очень хотел петь, хотел быть первой фигурой».
* * *
После полугода студийного заточения работа над альбомом была завершена. Для названии альбома взяла версия Матецкого – «Банановые острова».
Немаловажным для проекта Чернавский-Матецкий являлось и то, что его идеологи были уже не юношами (Чернавский – 35 лет, Матецкий – 30) и людьми достаточно ортодоксальными. Поэтому вполне естественно, что их волновало официальное паблисити работы. «Бананы» были буквально на грани, в пяти минутах от того, чтобы оказаться «взятыми в колоду» средствами массовой информации, – считает Матецкий. – И кто знает, что бы случилось, выйди этот альбом на пластинке. Ему не хватило чуточку счастья».
Спустя несколько месяцев после окончания записи Чернавский с Матецким как «электронно-синтезаторный проект» выступили единственный раз – на съёмках новогодней телепередачи «Песня-83» с композицией «Робот». В эфир этот ролик не попал – в тот год страну развлекали Ротару с песней «Романтика» и Пугачёва с «Айсбергом».
* * *
Эпилог. «В связи с гастролями в составе «Веселых ребят» меня какое-то время не было в Москве, – вспоминает Чернавский. – Вернувшись домой, я зашёл в гости к Макаревичу и прямо с порога спросил: «Ну и чем дышит сейчас страна?» На что Макаревич, недолго думая, ответил: «Страна слушает «Машину времени», а «Машина времени» слушает «Банановые острова»».
Вся передовая часть страны, все самые лучшие музыканты слушали «Банановые острова», музыку которых «простые» граждане осилить так и не смогли…

Ещё пара моих электрических композиций:
•    «magnitude», 2000 – http://www.dazzle.ru/music/files/magnitude.mp3
•    «protuberance», 2000 – http://www.dazzle.ru/music/files/protuberance.mp3

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 3392
Отредактировано: 06-08-2009 [02:39]
delete
social
social, Xaghra, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +6
Всего комментариев: 19, Всего рецензий: 7
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

06:38 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
Браво!!!! Вот бы черновую запись "Песни 83" увидеть
social Xaghra
Спасибо, Скiф! Наверное, запись сохранилась в архивах. Но кто её даст?
11:41 06/08/09
Скіф Донецк
sad smile wink
11:43 06/08/09
social Xaghra
smile
11:49 06/08/09
07:26 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Alexey Rata Киев
Наконец-то!
social Xaghra
Спасибо, Алексей!
11:44 06/08/09
07:53 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Читала не отрываясь. Конечно все переслушаю.
Спасибо .
social Xaghra
Спасибо, Лариса, и за оценки, и за прекрасный букет! smile
11:44 06/08/09
09:56 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
«Страна слушает «Машину времени», а «Машина времени» слушает «Банановые острова»».
social Xaghra
Спасибо, Елена!
11:44 06/08/09
12:36 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
social Xaghra
Спасибо, Николай!
13:25 06/08/09
13:14 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
social Xaghra
Спасибо, Нестор!
13:26 06/08/09
20:00 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
100000000!!!!!!!!!!
social Xaghra
Спасибо! smile
20:26 06/08/09

Комментарии

"Здравствуй, мальчик Бананан" увійшла до фільму АССА
02:54 06/08/09
social Xaghra
Да, и в этом фильме тоже :)
03:11 06/08/09
social Xaghra
Помнится, ещё в каком-то фильме были. Но я уже не помню.
11:45 06/08/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал. Почему? РЕКОМЕНДУЮ
06:38 06/08/09
social Xaghra
Спасибо :)
11:45 06/08/09
Маліш Леся Львов
Рекомендует этот материал.
16:52 06/08/09
Скіф Донецк
smile best bravo
11:53 06/08/09
social Xaghra
smile
11:55 06/08/09
Рекомендует этот материал.
20:00 06/08/09
Alexey Rata Киев
Рекомендует этот материал. Почему? О настоящем в музыке!
07:27 06/08/09
social Xaghra
Спасибо :)
11:46 06/08/09
Рекомендует этот материал.
23:59 06/08/09
Рекомендует этот материал.
12:36 06/08/09
social Xaghra
Спасибо, Николай!
13:27 06/08/09
social Xaghra
Спасибо, Оленка!
20:26 06/08/09
social Xaghra
Спасибо, АС!
00:06 07/08/09
social Xaghra
Спасибо, Леся!
17:18 06/08/09

Live

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Роксолани

1 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Роксолани

1 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

1 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

1 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

1 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Роксолани

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Роксолани

1 час. назад

Назар Слюсар рекомендует материал Роксолани

2 час. назад

Сергей Павлюченко рекомендует материал Роксолани

2 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

2 час. назад

Родослав Корченюк удаляет комментарий к материалу Роксолани от Родослав Корченюк

2 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Роксолани

2 час. назад

Родослав Корченюк удаляет комментарий к материалу Роксолани от Родослав Корченюк

2 час. назад

Отхожий комментирует материал Роксолани

2 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал не йди

2 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал не йди

2 час. назад

Отхожий комментирует материал Роксолани

2 час. назад

Чачанидзе Владимир публикует статью Песня Донецкая Казацкая.

2 час. назад

Отхожий комментирует материал не йди