О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  6 августа 2009 02:37:08

Автор: social

Настоящие гении и звёзды музыки с «Банановых островов»

В далёком 1983 году мне было 17 лет. Мы заканчивали 10-й класс и играли в школьном ансамбле. Не имея нормальной аппаратуры, мы ухитрялись выжимать приличный концертный звук из 4-ватных КИНАПовских динамиков. Под ударами бас-гитары они дребезжали, как лопухи, но танцевальную часть программы обеспечивали сполна.
К тому времени я, воспитанный в недрах большого (около 100 человек) джазового ансамбля с хором, уже не испытывал никаких трудностей ни в любой сложности гармонии, ни в разных ритмах и размерах, ни в звукоизвлечении и даже в инженерии звука. И теперь перекладывал свои знания и умения на любимую мной гитару и вокал.
Кроме известных джазовых коллективов, моими единственными маяками в музыке являлись две группы – «Kraftweerk» и «Rockets». Теперь мало кто знает, что именно эти две групп дали начало тому, что сейчас называется «современная электронная музыка».
Так вот, в далёком 1983 году вышел в свет магнитоальбом «Банановые острова». Как только я услышал это произведение, то буквально впал в транс. В этом альбоме меня поразило буквально всё. И звуки, и идеальная аранжировка, и гениальные рифы гитар и синтезаторов, и почти механическая точность ритм-секции. Но особенно поразила партия бас-гитары – я, джазовый музыкант, свободно владеющий этим инструментом, казалось, не мог сыграть ни одной ноты из этого альбома. Точнее сказать, не то чтобы не мог сыграть, а играл, но слышал, что это совсем не то.
А то, что вытворял вокалист, вроде бы совершенно не умеющий петь, – было совсем не понятно. Просто никто не понимал, какую ноту он в данный момент берёт. Свобода, с которой вокал вплетался в музыку, поражала и никак не давала себя понять.
Только после того, как я узнал, что для записи альбома собрались лучшие музыкальные силы того времени я немного успокоился. А через два года я с радостью обнаружил, что на басу я выдаю не хуже. Мы играли хеви-металл, и нас троих – бас, барабаны и гитара – хватало на сцене с избытком. Я пел лирические баллады и быстрые песни на английском языке, которого никогда не знал. Не знаю и сейчас.
К 33-м годам я освоил и свободу владения вокалом. Не ту, мёртвую, которую впаривают классические школы, а ту, которой поёт весь мир супер-звёзд.
В благодарность вдохновительной деятельности «Kraftweerk»а я посвятил это группе композицию, которую и вы можете послушать:
[«kraft», 1998 – http://www.dazzle.ru/music/files/kraft.mp3 ]
* * *
А вот сегодня я наконец-то нашёл и группу «Банановые острова»! Которых тоже вдохновляли «Kraftwerk», в частности их песня «Я робот» была создана под впечатлением «The Robots» «Kraftwerk»а. О «банановых островах» этот небольшой рассказ.

«Динамик», 1982 год, слева направо: Юрий Чернавский, Юрий Китаев, Владимир Кузьмин, Сергей Рыжов
«Динамик», 1982 год, слева направо: Юрий Чернавский, Юрий Китаев, Владимир Кузьмин, Сергей Рыжов

Альбом «Банановые острова»:
•    Банановые острова
•    Зебра http://tempfile.ru/download/674f0b27d8a79c194c5c71871e129107
•    Здравствуй, мальчик Бананан!
•    Становитесь в очередь за мной! http://tempfile.ru/download/b2ef5aa60f553533caf4d69868434d80
•    Я сам
•    Мечта идиота
•    Робот http://tempfile.ru/download/0ee5a6d2b545f209ea9ca917eff7a26c
•    Я иду к тебе
* Ссылка на остальные композиции – http://musicmp3.spb.ru/album/25632/bananovye_ostrova.htm
* * *
Вот что рассказывает Александр Агеев. В 1983 году в советской музыкальной России состоялась грандиозная революция.
Но её свидетелями стали почти только истинные музыканты, которые положили служению музыке немало лет, и настоящие звёзды советской эстрады, уже блиставшие в то время.
В этот год в магнитофонной культуре появилось словосочетание «Банановые острова» и закрепилось, как символ этой, интеллектуально-технической революции. Которую произвёл в мозгах у огромного количества советских людей альбом с одноименным названием, альбом, задавший тон в отечественной поп-музыке на несколько лет и даже десятилетий вперед.
Массовая реакция на «Банановые острова» подчинялась важному закону: чем выше уровень – и музыкальный, и просто культурный – тем больше нравились «Банановые острова».
Этот альбом любили поп-звезды и рокеры, под него танцевали на дискотеках и в домах отдыха. На этом альбоме учились качественно записывать живой звук и звукооператоры, и саунд-инженеры.
«Все вокруг думали, что я затеял очередную лабуду, а когда «Бананы» шарахнули, это оказалось для многих полной неожиданностью», – вспоминает генератор этого проекта композитор-аранжировщик Юрий Чернавский.
Уже первые секунды «Банановых островов» показали, насколько велик гений Чернавского и как звукооператора, и как аранжировщика и музыканта. Будучи заядлым электронщиком, он из простеньких синтезаторов «Полимуг» и «Korg Polу 800» извлекал такие звуки, которым удивлялись сами синтезаторы!
Ёще в конце семидесятых, «когда появились первые синтезаторы, кому-то нужно было на них играть...» – вспоминает Чернавский. Ему даже удалось привести в шок клавишника группы «Boney М», который, оказавшись на репетиционной базе «Красных маков», не верил собственным ушам, слушая, какие звуки издаёт переделанный Чернавским немецкий синтезатор «Vermona».
Даже в подвале Чернавский умел так записывать эти космические звуки на узкопленочный двухканальный STM, что, спустя много лет, западные профессионалы с многолетним стажем отказывались верить тому, что «Банановые острова» записаны не на многоканальную технику.
«Я тогда не был ни звукорежиссером, ни звукооператором, – вспоминает Чернавский. – Просто я был фанатом студийной работы и к тому же много общался со звукоинженерами из «Мелодии», которые в этом разбирались».
Идея «Банановых островов» вынашивалась Чернавским давно – ещё со времен работы в «Красных маках», где Юрий делал аранжировки для песен Владимира Матецкого. Запись альбома стартовала осенью 82-го года на репетиционной базе «Весёлых ребят» в подвале ДК Свердлова, где Чернавский на основе магнитофонов STM, усилителя Roland и концертной аппаратуры «Весёлых ребят» собрал мини-студию.
Со всей Москвы собрали несколько синтезаторов – роландовские «Юпитер-4» и «Юпитер-8», «Полимуг», «Минимуг» – из которых впоследствии выжимались именно те звуки, которые Чернавский считал единственно верными и которые не устарели и через 26 лет.
Чернавский в два наложения (клавиши плюс саксофон) под ритм-бокс на магнитофон «Нота» записал демо-версию, которую раздал музыкантам «Весёлых ребят» для ознакомления. Часть клавишных партий на альбоме сыграл сам Чернавский, часть – клавишник «Весёлых ребят» Александр Буйнов. На гитарах играли Игорь Гатауллин и Алексей Глызин, а ритмический каркас создавался силами тандема Китаев – Рыжов.
«Еще выступая в составе «Динамика», мы почувствовали, как нам надоел рок-н-ролл, – рассказывает Юрий Китаев. – Нам хотелось побольше новой волны». Рок-н-ролл не может не надоесть, и вот уже изумительное качество записи альбома Чернавский объясняет не собственными звукорежиссерскими заслугами, а той великолепной формой, в которой находились Рыжов и Китаев: «Они составляли одну из лучших ритм-секций страны и играли так слаженно, как никто другой. Это была идеальная пара – с точной подачей, безукоризненным ритмом и отличным звукоизвлечением».
Китаев и Рыжов тратили на ежедневные репетиции не менее пяти часов. Они подолгу отстраивали инструменты и очень точно на них играли. Но еще больше времени уходило у самого Чернавского на запись огромного количества дублей. Из них выбирались лучшие куски, и затем делался кропотливый монтаж. Весь пол в студии был усеян обрезками пленки, а стены были утыканы гвоздями, на которых висели куски пленок с наиболее удачными фрагментами композиций.
Очень скоро стало понятно, что подготовленные Чернавским композиции слишком продвинуты и крутоваты для эстрадно-ориентированных «Весёлых ребят». Поэтому постепенно работа над альбомом превратилась в автономный проект, но всё же, осуществляемый при активной поддержке музыкантов ансамбля.
Так, гитарный рифф к песне «Мальчик Бананан» был сочинен Игорем Гатауллиным – под неописуемым давлением Чернавского, который не отставал от гитариста до тех пор, пока тот не придумал нечто действительно стоящее.
Аранжировку к песне «Я сам» сделал Александр Буйнов, который вместе со штатным барабанщиком «Весёлых ребят» Алексеем Тамаровым отыграл сдвоенное барабанное соло в середине этой композиции. «Тамаров и Буйнов стояли напротив друг друга, обложившись со всех сторон томами и бонгами и «мочили» по ним изо всех сил», – вспоминает звукорежиссер «Весёлых ребят» и «Аракса» Валерий Андреев, который выступил на данной сессии в роли ассистента Чернавского.
...Особые проблемы возникли у музыкантов при записи заглавной композиции «Банановые острова». Поскольку песня была длинной, ближе к её концу музыканты начинали заметно уставать, теряя первоначальный запал. Как гласит легенда, ситуацию спасла одна из поклонниц, находившаяся в тот момент в студии. Музыканты, выпив водки, попросили ее потанцевать под музыку – для повышения тонуса и поднятия настроения. «Девушка начала танцевать – все энергичнее и энергичнее, – вспоминает Китаев. – Мы тоже заиграли энергичнее. Затем она сбросила кофточку. Затем футболку. Затем бюстгальтер. И тут у группы попёр драйв».
В итоге «Мальчик Бананан» был рождён из двух дублей, в одном из которых более энергично была сыграна первая половина, а в другом – вторая. Затем эти фрагменты были склеены, а место склейки замаскировано реальным телефонным разговором, состоявшимся между Чернавским и его сыном Димкой.
…На исходную болванку фиксировалось живьём максимальное количество инструментов. Затем на плёнку ORWO записывался вокал. Предпоследним наложением Чернавский записывал саксофон, а последним – трески, свисты, дикие звуки и вторую партию вокала.
Насчёт кандидатуры вокалиста изначально существовало сразу несколько вариантов. Предполагалось, что Чернавский и Матецкий будут петь вместе или по очереди. Также рассматривался псевдобитловский проект, при котором каждый из участников записи должен был исполнять по одной композиции. К примеру, Сергей Рыжов – «Мальчика Бананана», Юрий Китаев – «Мечту идиота», а гитарист «Весёлых ребят» Алексей Глызин – слезливый финальный «медляк» «Я иду к тебе».
Был и другой вариант: все вокальные партии исполнит Александр Буйнов. Однако сам Буйнов петь «подобный абсурд» застеснялся и от роли ведущего вокалиста отказался наотрез.
В итоге все песни на альбоме исполнил Чернавский – после того, как была записана инструментальная часть фонограммы и музыканты уехали на очередные гастроли. При исполнении композиции «Робот» Чернавский пропускал голос через вокодер – чуть ли не единственный существовавший в Москве вокодер, которым пользовался Петр Подгородецкий.
«Я пел по ночам в полном одиночестве, параллельно крутя ручки магнитофонов, – рассказывает Чернавский. – Это была довольно интересная работа, где всё происходило на голом энтузиазме, и я сам был себе руководителем. Я хотел придать вокалу какой-нибудь необычный фасон, поскольку традиционная эстрадная манера пения или имитация шаманства под расстроенную гитару были мне не близки».
«Чернавский очень подолгу записывал вокал, пытаясь найти верную интонацию, – вспоминает Матецкий. – Юра никогда не был певцом, но тонко чувствовал настроение композиции и очень хотел петь, хотел быть первой фигурой».
* * *
После полугода студийного заточения работа над альбомом была завершена. Для названии альбома взяла версия Матецкого – «Банановые острова».
Немаловажным для проекта Чернавский-Матецкий являлось и то, что его идеологи были уже не юношами (Чернавский – 35 лет, Матецкий – 30) и людьми достаточно ортодоксальными. Поэтому вполне естественно, что их волновало официальное паблисити работы. «Бананы» были буквально на грани, в пяти минутах от того, чтобы оказаться «взятыми в колоду» средствами массовой информации, – считает Матецкий. – И кто знает, что бы случилось, выйди этот альбом на пластинке. Ему не хватило чуточку счастья».
Спустя несколько месяцев после окончания записи Чернавский с Матецким как «электронно-синтезаторный проект» выступили единственный раз – на съёмках новогодней телепередачи «Песня-83» с композицией «Робот». В эфир этот ролик не попал – в тот год страну развлекали Ротару с песней «Романтика» и Пугачёва с «Айсбергом».
* * *
Эпилог. «В связи с гастролями в составе «Веселых ребят» меня какое-то время не было в Москве, – вспоминает Чернавский. – Вернувшись домой, я зашёл в гости к Макаревичу и прямо с порога спросил: «Ну и чем дышит сейчас страна?» На что Макаревич, недолго думая, ответил: «Страна слушает «Машину времени», а «Машина времени» слушает «Банановые острова»».
Вся передовая часть страны, все самые лучшие музыканты слушали «Банановые острова», музыку которых «простые» граждане осилить так и не смогли…

Ещё пара моих электрических композиций:
•    «magnitude», 2000 – http://www.dazzle.ru/music/files/magnitude.mp3
•    «protuberance», 2000 – http://www.dazzle.ru/music/files/protuberance.mp3

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 3462
Отредактировано: 06-08-2009 [02:39]
delete
social
social, Xaghra, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +6
Всего комментариев: 19, Всего рецензий: 7
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

06:38 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
Браво!!!! Вот бы черновую запись "Песни 83" увидеть
social Xaghra
Спасибо, Скiф! Наверное, запись сохранилась в архивах. Но кто её даст?
11:41 06/08/09
Скіф Донецк
sad smile wink
11:43 06/08/09
social Xaghra
smile
11:49 06/08/09
07:26 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Alexey Rata Киев
Наконец-то!
social Xaghra
Спасибо, Алексей!
11:44 06/08/09
07:53 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Читала не отрываясь. Конечно все переслушаю.
Спасибо .
social Xaghra
Спасибо, Лариса, и за оценки, и за прекрасный букет! smile
11:44 06/08/09
09:56 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
«Страна слушает «Машину времени», а «Машина времени» слушает «Банановые острова»».
social Xaghra
Спасибо, Елена!
11:44 06/08/09
12:36 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
social Xaghra
Спасибо, Николай!
13:25 06/08/09
13:14 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
social Xaghra
Спасибо, Нестор!
13:26 06/08/09
20:00 06/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
100000000!!!!!!!!!!
social Xaghra
Спасибо! smile
20:26 06/08/09

Комментарии

"Здравствуй, мальчик Бананан" увійшла до фільму АССА
02:54 06/08/09
social Xaghra
Да, и в этом фильме тоже :)
03:11 06/08/09
social Xaghra
Помнится, ещё в каком-то фильме были. Но я уже не помню.
11:45 06/08/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал. Почему? РЕКОМЕНДУЮ
06:38 06/08/09
social Xaghra
Спасибо :)
11:45 06/08/09
Маліш Леся Львов
Рекомендует этот материал.
16:52 06/08/09
Скіф Донецк
smile best bravo
11:53 06/08/09
social Xaghra
smile
11:55 06/08/09
Рекомендует этот материал.
20:00 06/08/09
Alexey Rata Киев
Рекомендует этот материал. Почему? О настоящем в музыке!
07:27 06/08/09
social Xaghra
Спасибо :)
11:46 06/08/09
Рекомендует этот материал.
23:59 06/08/09
Рекомендует этот материал.
12:36 06/08/09
social Xaghra
Спасибо, Николай!
13:27 06/08/09
social Xaghra
Спасибо, Оленка!
20:26 06/08/09
social Xaghra
Спасибо, АС!
00:06 07/08/09
social Xaghra
Спасибо, Леся!
17:18 06/08/09

Live

39 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

40 мин. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Открытое письмо к настоящим авторам!

41 мин. назад

Александр Шмыго комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

42 мин. назад

дария публикует статью МЕНІ ТАК ХОЛОДНО БЕЗ ТЕБЕ

42 мин. назад

дария публикует статью МЕНІ ТАК ХОЛОДНО БЕЗ ТЕБЕ

42 мин. назад

Роман Доля публикует статью Как Бильчук с Коломойским обыграли государство

44 мин. назад

Александр Шмыго комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

47 мин. назад

Александр Шмыго комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

47 мин. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Открытое письмо к настоящим авторам!

51 мин. назад

Владимир Липилин комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

51 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

51 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

52 мин. назад

Владимир Липилин комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

52 мин. назад

Владимир Липилин рекомендует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

56 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

59 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

59 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Кто скажет, что сей Змий подлец?

1 час. назад

дария комментирует материал Открытое письмо к настоящим авторам!

1 час. назад

дария рекомендует материал Открытое письмо к настоящим авторам!

1 час. назад

Геннадий Балашов публикует статью Получайте паспорта, не стесняйтесь!