О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  2 августа 2009 18:24:28

Автор: Бах

Неизвестный Борис Косарев

Неизвестный Борис Косарев

 

Тетяна Павлова, Валентина Чечик. Борис Косарев: 1920-ті роки. Від малярства до теа-кіно-фото.-К.: Родовід, 2009.- 288 с.
 

Не так давно издательство «Родовід» выпустило интереснейшую монографию, посвященную  творчеству одного из самых загадочных художников украинского авангарда - Бориса Васильевича Косарева. Личность этого художника долго оставалась малоизвестной широкому кругу любителей искусства, о нем еще в 70-е годы было выпущено единственное исследование М.Черновой -- и более ничего, кроме мелких статей, тогда как, безусловно, его творческое наследие заслуживает самого серьезного изучения.
 

У новой книги два автора - два кандидата искусствоведения, представители Харьковской академии дизайна и искусств, Т. Павлова и В. Чечик. Восемь разделов исследования посвящены разным сторонам творчества Б. Косарева - его театральным, живописным, графическим и фотографическим работам.
В разделе «Борис Косарев: ракурсы театрального конструктивизма» В. Чечик значительно дополняет и расширяет представления о театральных работах Косарева, ранее исследованных М. Черновой, полнее раскрывает творческую лабораторию художника. Исследовательница анализирует сценографические произведения Косарева через решаемые художником проблемы - цвета, целостность композиции, акценты, декоративные приемы, новизну, своеобразную «переплавку приемов» -- соединение авангардистских формальных принципов с традицией иконописания («Бранд», 1918). Творчество художника В. Чечик рассматривает в рамках своеобразия всех членов «Союза Семи», в который входил Косарев. Раздел представляет интерес также в связи с опкбликованніми многочисленными сведениями о членах «Семерки»,  которая заслуживает отдельного внимания. В частности  интересны материалы о творчестве мало упоминаемого в искусствоведческой литературе Вл. Бобрицкого. Здесь же читатель найдет не публиковавшиеся ранее косаревские портреты Бобрицкого

Неизвестный Борис Косарев
  Автор рассматривает личность художника в контексте украинской художественной культуры в целом, соотносит его творчество с поисками А.Экстер, В. Ермилова и других известных художников. Отмечено сотрудничество Б. Косарева с режиссером Б. Глаголиным, рассматривавшим постановку социальной драмы как литургического акта. Именно с Глаголиным сам Косарев связывал начало своего экспериментаторства в театре, утверждает автор. В. Чечик вполне обоснованно констатирует момент рождения конструктивистской эстетики художника из стилистических приемов кубизма, супрематизма, экспрессионизма, отмечает новаторское использование техники коллажа (которую сам Косарев именовал аппликацией) в театральных работах, прослеживает развитие «аппликативного метода» в работах Б. Косарева разных лет.
 

Главы «От живописи до фото-кино», «В измененном ландшафте», «Stilleven в стидиях Бориса Косарева: императив жанра» написаны автором Т. Павловой, которая является первопроходцем в исследовании такого нового явления, как фотографическое наследие Б. Косарева. Автор идентифицирует многие фотографии Косарева, обращает внимание на типажи, выделяет интерес художника к массовым зрелищам, архитектурным конструкциям и фрагментам. Отмечен интерес Б. Косарева к стереосъемкам, среди которых выделены черноморская серия, крестный и театрализованный ходы в Харькове,  виды Харькова, Екатеринослава, Одессы, использование в портретных съемках ретуши как аналога грима
Особое внимание Т. Павлова уделяет экспериментам Б. Косарева со светописью. В книге читатель найдет  материал о  программах световых эффектов, запечатленных на фото, о световых наплывах для спектакля «Аул Гидже», для комнаты световых эффектов Харьковского Дворца пионеров (первые эксперименты с адекватностью смен света музыкальному сюжету).


Неизвестный Борис Косарев
   Т. Павлова  характеризует графическое и живописное наследие Косарева 20-х гг., прослеживает творческую эволюцию художника в контексте авангардного искусства Харькова - его стилизации, кубистические урбанистические ландшафты. Отдельные страницы раздела посвящены  истокам мифопоэтического сознания художника, возросшего из юношеской влюбленности Б. Косарева -- «влюбленного пленника» Красной Поляны и дев-нимф, сестер Синяковых. Как поворотный момент, автор фиксирует революционный переход Б. Косарева от образов традиционного искусства к урбанистическим образам, индустриальным мотивам, для которых художник использует иные структуры, динамику, ракурсы, множественные планы, коллажность. Автор ищет и находит параллели в творчестве мастеров Возрождения и современников Косарева - художников и поэтов (П.Тычины, М. Семенко), сопряжение их с его живописными, графическими и фотографическими работами. Рассматривая косаревские натюрморты, автор отмечает в их основе «выкройку», которая фиксирует превращение объемной формы в геометрические плоскости, считая коллаж инструментом «новой кухни» искусства ХХ ст. Т. Павлова не оставляет без внимания знаменитую косаревскую палитру, его отношение к цвету - «счастливому соединению цветов», отмечая не только цвет и свет его композиций, но и их звуковой эффект.
 

 «Соединение старой и новой форм происходило у Косарева оригинальным способом: в соревновании между собой, покуда не был исчерпан инновационный потенциал, тогда в конце концов они пришли в живописи художника в равновесие «тихой жизни, настоящего stilleven», -- таков вывод автора.
 

Неизвестный Борис Косарев
    Раздел «Хроники Земли», написан Т. Павловой о фотоработах Б. Косарева, неожиданно показанных на недавних выставках в Харьковской муниципальной галерее и сделанных во времена его ассистентства Д.Демуцкому на съемках знаменитого фильма Александра Довженко. Рассказ и о самом фильме, и о его творцах,  развернут автором в некий демиургический процесс, в котором важное значение приобретают как сами творцы, так и детали и результаты их деятельности - кадры фильма, фотофиксация Косаревым «акта творения». Активное участие художника в съемках некоторых сцен «Земли» доказывают совпадения их с ранними работами Б. Косарева, очень тонко подмеченные Т.Павловой, хотя автор и не настаивает на своих выводах: «Может быть, здесь вообще - о параллели времени, единстве языка, который использовали художники?…» -- и производит целый экскурс в историю изображения движения. Ну, и, конечно, в иллюстративной части к этому разделу представлены уникальные косаревские кадры, запечатлевшие легендарных деятелей украинского кино - А.Довженко, Ю. Солнцеву, С.Шкурата.
 

Раздел «Сорочинская ярмарка» через сто лет после Гоголя» посвящен циклу репортажных работ Косарева, связанных со съемками в 1929 г. фильма «Сорочинская ярмарка». Автор этого раздела, Т. Павлова, отмечает некую «танцевальность» в кадре и, в то же время, «притихший мир», «бледную тень праздничности», чутко запечатленные Косаревым. Здесь автор нашла своеобразный прием в раскрытии материала: снимки рассмотрены нею с разных точек зрения - не только через видение художника, но и глазами театрала, глазами киношника.
 

В разделе «Художник-постановщик. Сценография Бориса Косарева конца 1920-х годов» В Чечик  рассматривает работу Б. Косарева в Краснозаводском театре с режиссером Владимиром Василько, где впервые начала проявляться его фантастическая требовательность к себе и окружающим: художник-Косарев катастрофически не укладывался в сроки, намеченные постановщиком-Косаревым. В разделе рассмотрены его работы для Краснозаводского театра - «Марко в аду», «За двумя зайцами», «Коммольцы», к каждой из которых художник находил неповторимый подход.
Завершает книгу краткая хронология жизни и творчества художника.
 

В целом новая книга о Борисе Косареве производит впечатление тщательно подготовленного, очень серьезного научного исследования. Несомненными достоинствами книги является публикация большого числа театральных и фото-работ Бориса Косарева, введение в научный оборот недоступных ранее  материалов из харьковской периодики 20-30 годов, материалов из архива дочери художника Н.Б. Косаревой, воспоминаний его учеников В работе использованы воспоминания учеников  - А.Штерна, В. Кравца, А. Крынского и др. Следует отметить также хороший полиграфический  и дизайнерский уровень издания. Вынесение сносок на поля издания облегчает чтение текстов.  
 

Однако при всех многочисленных достоинств книги, читателями ее отмечены и недостатки. К серьезным можно отнести просчеты в составительской работе. Среди них отмечают:
слишком короткую хронологическую часть, которая могла бы быть значительно точнее и полнее в связи с использованием документов архива; полное отсутствие справочной части: читателю, не очень искушенному в искусствоведении, придется догадываться, о ком именно идет речь; отсутствие не только полной библиографии Б. Косарева, но даже и простого списка использованной литературы; очень досадное отсутствие заключительной части с подведением итогов исследования.
 

Думается, что все вышеперечисленное не помешает наслаждаться изданием, а авторов следует поздравить с его выходом и пожелать книге «Борис Косарев: 1920-ті роки. Від малярства до теа-кіно-фото» счастливой  читательской судьбы и признания в научных кругах. Будем надеяться, что публикация книги выдвинет имя Бориса Косарева  в первый ряд художников украинского авангарда и стимулирует интерес к его творчеству.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 5828
Отредактировано: 03-08-2009 [23:42]
delete
Бах
Бах, Винница, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +7
Всего комментариев: 17, Всего рецензий: 8
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

18:33 02/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
очень интересно, отличный материал...
Бах Винница
спасибо, Скиф! smile
18:51 02/08/09
Скіф Донецк
smile best bravo
07:41 03/08/09
20:13 02/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Прекрасно, жаль цена на эту книгу лично для меня "неподъемная"
Бах Винница
Спасибо! Для неподъемных книг есть библиотеки!
20:15 02/08/09
20:34 02/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересная книга, нужно будет поискать в библиотеках...
Бах Винница
Спасибо за оценки и рекомендации! smile
21:27 02/08/09
23:30 02/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Хоч я і не люблю авангардизм, але кожна людина має право на свій вибір.
Бах Винница
Дякую за зірки!
00:09 03/08/09
11:48 03/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Очень интересно и познавательно...
Бах Винница
Дякую! smile
21:08 03/08/09
14:28 03/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Дякую, Несторе! smile
21:08 03/08/09
21:33 03/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Цікаво.
Бах Винница
Дякую за цікавість, це солідна праця про Косарева.
21:45 03/08/09
22:30 03/08/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Михаил Блатник Запорожье
Хорошо изложена суть всех и - книги о Борисе Васильевиче Косареве.
Михаил Блатник Запорожье
всех"+" и "-" книги... dknown
22:32 03/08/09
Бах Винница
Дякую за оцінки!
Думаю, що редакція просто з'економила - це ж додаткові дуже суттєві витрати, а альбом і так вийшов важкенький. А суть у тому, що наукове видання повинно відповідати стандартам - усі коментарі, покажчики, словники і пр., ут.ч. і бібліографія мають бути неодмінно. Для популярного видання достатньо короткої бібліографії, навіть посилання не обов'язкові.
23:36 03/08/09

Комментарии

Скіф Донецк
Рекомендует этот материал. Почему? рекомендую
18:33 02/08/09
Бах Винница
Спа-си-бо! smile
18:52 02/08/09
Скіф Донецк
smile best
07:43 03/08/09
Рекомендует этот материал. Почему? качественно
20:34 02/08/09
Таня Бідзіля Тернополь
Рекомендує цей матеріал. Чому? Від малярства до теа-кіно-фото
19:43 03/08/09
Бах Винница
Дякую! smile
21:26 02/08/09
Таня Бідзіля Тернополь
На здоров'я.
21:23 03/08/09
Рекомендует этот материал.
23:30 02/08/09
Бах Винница
Дякую за рекомендацію!
00:08 03/08/09
Рекомендует этот материал.
21:33 03/08/09
Рекомендує цей матеріал.
14:29 03/08/09
Михаил Блатник Запорожье
Рекомендует этот материал. Почему? ИНТЕРЕСНО!
22:22 03/08/09
Бах Винница
Дяка Невідомому Другу smile
21:07 03/08/09
Бах Винница
Дякую, Наталю! Вже опубліковала переклад з Хейдена за Вашим підрядником і новеньку Сару Тіздейл (не Вашу)... smile
21:45 03/08/09
Бах Винница
Борис Косарев -- дуже цікавий художник, але широким колам він майже невідомий, непопуляризований. Та й взагалі українських художників не дуже популяризували. Зараз от цікаві альбоми стали виходити.
23:38 03/08/09
Бах Винница
Дякую, Таню!
21:06 03/08/09

Live

1 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

2 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

2 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

2 час. назад

Khomiaklit пишет рецензию на публикацию ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

2 час. назад

Khomiaklit рекомендует материал ЖИТТЯ НЕ ДЛЯ ВКРАЇНИ

3 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал ВИР БРЕХНІ В УКРАЇНІ

3 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Перундень

4 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Перундень

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Достижения «Запорожстали» вошли в Книгу рекордов Украины

4 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Комбинат «Запорожсталь» подтвердил соответствие международным стандартам

4 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал стих Сергея Лебедева и Юрия Мельника "К нам Ангелы Бога на помощь спешат"

4 час. назад

Ганка Гличка публикует статью Йде листопадова пора

5 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Запорожские дети поздравили металлургов с юбилеем «Запорожстали»

5 час. назад

Дмитрий Шилин публикует статью Ростислав Шурма поздравил ветеранов с 85-летием «Запорожстали»