О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

Общество  15 июля 2009 11:58:51

Смерть поэта Юрия Каплана

 

С глубоким прискорбием сообщаем, что 13 июля 2009 года  не стало замечательного поэта и организатора литературного процесса в Украине, председателя Конгресса литераторов Украины Юрия Григорьевича КАПЛАНА.
Информация о времени и месте прощания с Поэтом будет размещена на сайте "Конгресса литераторов Украины": http://literator.in.ua
16 июля в Доме ученых в 11.00 состоится прощание с телом поэта  – (информация от киевского поэта Андрея Горбенко, автора ХайВей)
Юрий Каплан стоял у истоков Волошинского фестиваля, проводил фестивали русской поэзии в Киеве, выпускал антологии русской поэзии.
В этом году он вновь собирался приехать на Волошинский…
Вечная память…

Утром 13 июля в Киеве в собственной квартире был найден мертвым известный в Украине поэт и общественный деятель Юрий Каплан.
Как рассказали близкие к Юрию Каплану люди, невзирая на солидный возраст, он на здоровье не жаловался, и у них есть основания полагать, что произошедшая трагедия не несчастный случай. Поэтому в настоящее время правоохранительные органы ведут расследование.
Юрий Каплан принадлежал к поколению поэтов – «шестидесятников», для которых было присуще свободолюбие и неприятие догм навязываемых официальной пропагандой. Еще совсем молодым он был признан коллегами по перу. Однако сочинять гладкие и «нужные» вещи он не хотел. А после написания поэмы «Бабий Яр» и ряда других произведений у него начались неприятности с КГБ. Он ведь осмелился сказать о том, что расстрелы в страшном яре нацисты и их приспешники начали именно с евреев. В те времена, правда, о Бабьем Яре не поощрялась. И, как результат - долгие годы стихи Юрия Каплана отказывались печатать газеты, журналы и издательства.
Только в годы «перестройки» произведения Юрия Григорьевича вернулись к читателю. Он по-прежнему много творил, а также занимался общественной работой. Юрий Каплан был избран секретарем Союза писателей Украины. Однако через некоторое время он разошелся с нынешним писательским руководством во взглядах и создал независимую ассоциацию литераторов.
Читая слушателям свою поэму «Бабий Яр» Юрий Григорьевич с особой силой произносил ее заключительные строки:
Укрепи меня, Яр. Посели в моем сердце тревогу,
Чтобы я не забыл, чтобы я никогда не простил.
Пусть никто не простит, пусть поднимутся тьмы безымянных.
Помоги их поднять, помоги их к борьбе пробудить…
Поэт Юрий Каплан ушел из жизни. Но с нами остались написанные им строки, которых не забыть.

15 июля, стало известно, что известного поэта, автора поэмы "Бабий Яр" Юрия Каплана до смерти забили в его квартире.
В понедельник, 13 июля, милиции стало известно о преступлении, но лишь во вторник был подтвержден факт убийства. По словам начальника пресс-службы милиции Киева Владимира Полищука, в квартире везде были следы крови, а на теле хозяина обнаружены синяки.
На следующий день после убийства удалось задержать подозреваемого - 28-летнего жителя Бердичева (Житомирская область). По мнению правоохранителей, подозреваемый вряд ли был знаком с пожилым литератором. По их версии, поскольку в гости к поэту часто наведывалась жена подозреваемого, возможно, на почве ревности он поднял руку на писателя.
По выводам судмедэкспертов, смерть наступила от побоев и сильной потери крови. О задержанном пока известно только, что он вместе с женой снимал жилье в Киеве.

Известного поэта Юрия Каплана до смерти забили в собственной квартире. О смерти литератора стало известно еще в понедельник, однако только вчера в милиции официально подтвердили, что это был не несчастный случай, а убийство.

– У Юрия Григорьевича из родни есть только дочь Анна, которая живет в Германии. Именно она первой забила тревогу – отец долго не отвечал на звонки, чего раньше никогда не бывало, – рассказывает близкий друг поэта Роман Пилявский. – Дочка Юры обратилась к знакомым в Киеве, чтобы пошли к нему домой и проверили, не случилось ли чего с папой. Соседка застала дверь в его квартиру незапертой. На кухне лежало бездыханное тело хозяина. Сразу же вызвали медиков, милицию, однако Юрий Каплан был уже мертв.

По словам друзей Каплана, несмотря на преклонный возраст, на здоровье он не жаловался и в свои 72 года продолжал активно работать. За несколько часов до смерти к нему приходила его помощница Татьяна. Вместе они просматривали рукопись нового сборника интимной лирики поэта – черновое название "Антология любви". Книжку вскоре должны были запустить в печать, и она проходила финальную стадию редактирования. Кто к нему заходил позже – до вчерашнего дня было загадкой.

– В квартире везде были следы крови, а на теле хозяина синяки – явно его били, – говорит Владимир Полищук, начальник пресс-службы милиции Киева. – На кухне был сервирован стол: мясо, рыба, вино – у оперативников сразу же возникли догадки, что незадолго до смерти поэт принимал гостей. На следующий день после убийства удалось задержать подозреваемого – 28-летнего жителя Бердичева. Вряд ли этот молодой человек был знаком с пожилым литератором.

Есть версия, что в гости к убитому часто наведывалась супруга парня, и, возможно, на почве ревности он поднял руку на пожилого мужчину. По выводам судмедэкпертов, смерть наступила от побоев и сильной кровопотери. О задержанном пока известно только, что он вместе с женой снимал жилье в Киеве.

Вчера в квартиру Каплана на проспект Тычины на Березняках должны были привезти задержанного на воспроизведение, чтобы показал, как он расправился с поэтом. Друзья убитого весь день вытирали кровь, которой кухня была буквально залита. Единственная дочь литератора вчера прилетела из Германии, чтобы узнать обстоятельства смерти отца. Точная дата похорон Юрия Каплана на момент подготовки номера еще не была известна, однако без сомнения, Украина в его лице потеряла талантливого поэта, публициста и активного общественного деятеля. Коллектив "Газеты по-киевски" соболезнует дочери Юрия Григорьевича.

При Союзе стихи Каплана были под запретом

Юрий Каплан родился 28 мая 1937 года в городке Коростень на Житомирщине. Окончил Киевский политехнический институт. Успел поработать прорабом, начальником участка и завотделом строительного треста. Начав литературную деятельность, сразу же попал под надзор КГБ, потому что в творчестве ценил свободолюбие и неприятие догм, навязываемых официальной пропагандой.

Особенно его преследовали за поэму "Бабий Яр". До самой перестройки печатные органы Союза отказывали ему как автору. В 1990 году Каплан стал президентом издательской фирмы "Риф". Автор книг стихов: "Обжигающий ветер", "Общая тетрадь", "Неровный стык тысячелетий", "Апрельский снегопад", "Поля тяготения". Выпустил детские сборники стихов: "Тельняшечка", "Анькины игрушки", "Котенок Шульц".

На стихи Каплана написана симфоническая поэма Оскара Зигмунда (Германия), песни Людмилы Высочинской и других композиторов. Опубликовал курс лекций "Украинская русскоязычная поэзия". В первые годы независимости трудился секретарем Союза писателей Украины, однако позже из-за разногласий во взглядах инициировал создание альтернативного – "Конгресса литераторов Украины", который и возглавлял до последнего дня.

Редактировал печатный орган "Конгресса…" – газету "Литература и жизнь". Активно поддерживал молодые дарования и за несколько дней до убийства издал за свой счет книгу стихов поэтессы Ирины Иванченко. Работал над третьим изданием антологии – "Украина. Русская поэзия. XX век". Каплан был лауреатом литературных премий: им. Константина Симонова (1995), "Ветвь золотого каштана" (1995), им. Винниченко (1997).

 

Юрий Каплан: Урий

Урий. Бессонная ночь.
...Давид прогуливался по кровле царского дома и увидел с кровли
купающуюся женщину. А женщина была очень красива... И сказали ему —
это Вирсавия, жена Урия... И он спал с нею... II послал сказать: пришлите
ко мне Урия... И расспросил его Давид о ходе войны... И вышел Урий из
дома царского, а вслед за ним понесли царское кушанье... Но Урий спал у
ворот... со всеми слугами, а не пошел в свой дом... И донесли Давиду... И
сказал Урий Давиду: рабы господина моего пребывают в поле, а я пошел
бы в свой дом есть, пить и спать с женою!.. Поутру Давид написал письмо
и послал его с Урием... В письме он написал так: Поставьте Урия там, где
будет самое сильное сражение и отступите от него, чтобы он был поражен
и умер... Вторая книга царств.
Глава II.

Сошла почти на нет вечерняя заря,
Кровав последний блик на золоте чертога,
Я понял с первых слов лукавого царя,
Которого любил и почитал, как Бога.
Царь думал: Урий глух. Царь думал: Урий слеп.
Царь думал: Урий прост, и жизнь его прекрасна.
Я не войду в свой дом. Я не вкушу свой хлеб.
Я больше не возьму жены на ложе страстном.
Да, он герой и царь, провидец и поэт,
Строитель и мудрец. Но ты ведь помнишь. Боже,
Что в жизни для меня страшнее пытки нет,
Чем знать, что кто-нибудь ее коснулся кожи.
Пусть мне не пасть в бою.
Пусть мне не быть в раю.
Пусть буду жалкий раб, а не отважный витязь,
Но если выбирать, я дам отсечь свою,
Чем на плече ее чужую кисть увидеть.
Пусть я курчав, как негр. Пусть я упрям, как бык.
Пусть я зеленоглаз, как распоследний грешник.
Но светят только мне две серо-голубых
Звезды в сплошной ночи ее волос кромешных.
Да, слишком часто меч сверкал в моей руке,
И часто разум я терял в бою от гнева,
Но я один плыву по голубой реке —
По жилке на груди ее... любимой... левой...
Как сладко на войне мне снился этот дом —
Вот мы опять вдвоем... вот мы уже простились...
Сплю на сырой земле, обласканный царем,
Шпионы из дворца вовсю засуетились.
Нет, будь и впредь, мой царь, по-прежнему велик,
Спасибо за вино и щедрые награды,
Но лучше обойтись без вычурных интриг,
Мне станет смерть в бою действительно отрадой.
Сам выберу свой день. Сам изберу свой путь.
Сам в сече обрету себе врага по росту.
Когда в ее глаза я не могу взглянуть,
Зачем мне видеть свет и утренние звезды.

 

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ПОЭТ ЮРИЙ КАПЛАН - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА

СТАНИСЛАВ БОНДАРЕНКО, МИХАИЛ ФРЕНКЕЛЬ

Да, действительно есть такая «должность». Где-то в начале двадцатых годов минувшего века во время большого поэтического вечера в Харькове знаменитый русский поэт Сергей Есенин публично объявил другого кумира читающей публики Велимира Хлебникова «председателем Земного шара». Красивая задумка литераторов вызвала овации зала.

В тот же вечер вице-председателем был избран ныне забытый поэт Григорий Петников. К нему после смерти Хлебникова и перешел почетный титул. Он же, незадолго до своей кончины передал в Крыму этот «пост» известному поэту Леониду Вышеславскому. А тот три года назад публично назначил вице-председателем Юрия Каплана.

В конце декабря минувшего года патриарх русской поэзии в Украине Леонид Вышеславский скончался в одном из киевских парков. И таким образом почетный титул «Председателя Земного шара» перешел к Юрию Каплану. Еврею, русскому поэту, выдвинутому в нынешнем году на соискание Государственной премии Украины имени Шевченко.

А совсем недавно Юрий Григорьевич побывал в Германии, где его стихи стали для читающей на русском публике большим откровением. С рассказа об этой поездке и началась наша беседа с поэтом.

— Меня пригласили, — сказал Юрий Каплан, — на европейский фестиваль русской поэзии, который вот уже третий раз проходил в Мюнхене. Его организовывает уважаемый во всем мире Толстовский фонд при поддержке русского центра «Мир». Из бывшего СССР в фестивале участвовали несколько очень интересных поэтов, ныне живущих на западе: Тамара Жирмундская, Вадим Перельмутер, Даниил Чкония, Мария Каменкович, Ольга Бешенковская, наш земляк Сергей Соловьев. Должен был участвовать еще один выходец из Киева Алексей Парщиков, но он заболел. Фестиваль имел хорошую прессу.

— В одной из статей, как мы знаем, было сказано: «Открытием фестиваля стал гость из Киева Юрий Каплан». Цитировалось также высказывание известнейшего на Западе слависта, профессора Вольфганга Казака о том, что Вы пишете на русском языке, но поэзия Ваша — «это мощная поддержка тем здоровым силам общества, которые строят новую Украину. Я верю в будущее страны, у которой есть такие поэты».

— Да, вы все, выходит, знаете. Хотя было много интересного и при «неформальном» общении. Кстати, на фестивале помимо выступлений профессиональных поэтов присутствовал и «зеленый микрофон», то есть каждый начинающий или любитель мог прочесть свои строки.

Стихи читались в основном по-русски, но и по-немецки тоже: постмодернизма прозвучало гораздо меньше, чем неоклассицизма. Приятно, что издательство из Дюссельдорфа предложило выпустить мою книжку избранной поэзии. Не менее приятно и то, что меня попросили составить антологию русской поэзии Украины, она будет издана в Германии уже в начале лета. Это для нас очень важно.

— А вообще, насколько они там знают русскую поэзию?

— Достаточно хорошо, поскольку практически все литературные издания «висят» в Интернете, а, скажем, московскую «Литературку» там даже легче купить, чем в Киеве. Правда, толстые литжурналы в натуральном виде тоже не найдешь. Любопытный случай: Ольга Бешенковская побывала в Израиле и написала там цикл стихов, своеобразный поэтический дневник. И надо же, его опубликовал московский «Октябрь», что было совершенно невозможно до недавнего времени, поскольку журнал был совсем-совсем «национал-патриотическим».

— Вернемся на «рідні терени». С некоторых пор русская литература в Украине относится к творчеству нацменьшинств. Что Вы как секретарь, отвечающий в Союзе писателей за литературу нацменьшинств, можете об этом сказать. Каково ей в новой роли?

— Уже создана и работает комиссия по национальным литературам и межнациональным связям. Как председатель этой комиссии я ездил в апреле 2002 года на конгресс ЮНЕСКО в Румынию, посвященный этой теме. Там мы были вместе с известным украинским поэтом Михаилом Ткачом и пишущим на румынском литератором из Черновцов Мирчо Лютиком. Кстати, мы жили на бывшей даче Чаушеску. Но важнее другое: нас хорошо приняли и оценили наши выступления. Мы убедились, что украинская община Румынии живет хорошо, пожалуй, лучше, чем общества нацменьшинств у нас. Единственное, что смущало: павлины Чаушеску ходят полуголодными. Я делал там два доклада: один о состоянии русской литературы в Украине, другой — о состоянии еврейской.

— Ну и?..

— С русской в целом все в порядке: довольно много у нас крепких работающих и издающихся поэтов, и не только в Киеве. А вот на идиш пишут сейчас лишь Лев Беринский из Черновцов, ныне живущий в Израиле, да еще его 90-летний земляк Иосиф Бург — прозаик из Черновцов.

Но это объективная нехватка кадров. По словам самого Льва, в мире пишущих на идиш всего около двадцати человек. Вообще, Черновцы любопытный город — именно там жил всемирно известный классик немецкой поэзии Пауль Целан, которого австрийцы считают своей второй литературной величиной после Рильке. Еврейский мальчик, родившийся в Черновцах, из 49 лет своей жизни 24 года прожил именно на родине, где и изучил немецкий, который тогда был официальным на Буковине. Во время войны вся его семья попала в гетто и погибла, а ему удалось бежать в Бухарест. Вскоре ему еще раз повезло: за несколько месяцев до прихода к власти коммунистов в 1947 году он оказался в Вене. Там единственные пять месяцев своей жизни он прожил в немецкоязычной среде, после чего перебрался в Париж, где и жил, пока не бросился со знаменитого моста Мирабо в Сену. Если бы не это, то он, думаю, точно стал бы лауреатом Нобелевской, которую присуждают только живым. Он из тех поэтов, на которых в Европе молятся.

Что же касается русскоязычной поэзии Украины, то выскажу личную точку зрения: не надо нам осваиваться ни с какой «новой ролью», не стоит считать, что мы стали второсортными, нужно просто делать свое дело. Мы провели уже второй фестиваль русской поэзии Украины и получили поддержку общественности и властей. Кстати, московская «Литгазета» писала, что стихи, прозвучавшие на нашем фестивале, украсили бы любую московскую или питерскую «тусовку». Далее — недавно в Союз приняли шестерых молодых русскоязычных поэтов. Скажу так: мне никто работать не мешает, в том числе издавать альманах русской поэзии.

— А как насчет помощников, ведь издавать поэзию — дело во всем мире отнюдь не прибыльное?

— Они есть: это и украинские организации, включая «Фонд підтримки розвитку мистецтв», и даже российские в Украине, включая посольство России. Речь как о финансовой помощи, так и о моральной поддержке. Так что при всех объективных трудностях русская литература в Украине живет, ею только надо заниматься. Кстати, как вы знаете, меня выдвинули на Национальную премию им. Т.Г.Шевченко. Впервые за годы независимости русскоязычный поэт удостоен такой чести. И это символично.

— Должность «Председателя Земного шара» до недавнего ухода из жизни занимал Леонид Вышеславский, чья смерть не лишена загадок. Теперь эта рожденная Сергеем Есениным и Велимиром Хлебниковым «должность» переходит к вице-председателю Земного шара, то есть к Вам.

— Я бы предпочел говорить не о символической должности, а о загадках этой утраты.

Трагедия, когда Леонид Николаевич оказался в коме, из которой так и не вышел, случилась еще 20 декабря, а за день до того мы вместе с ним читали стихи на вечере. На следующий день он был в Украинском доме на юбилее Николаевского землячества (ведь он родился в Николаеве, где дед его был священником). После вечера отказался от машины, а организаторы, увы, не настояли. И поднявшись пешком к Софийской площади, решил немного подъехать к дому маршруткой (в которой, видимо, уснул), а та завезла его на окраину города, в Новобеличи. Там его обнаружили на снегу с травмами головы, верхняя одежда лежала разбросанная рядом. Очень похоже, что его избили, о чем мы сразу поставили в известность руководство МВД, Минздрава и Генпрокурора. В машине скорой помощи он на несколько минут пришел в себя, а потом, после шестидневного пребывания в коме, его не стало. Такая ужасная история. Надеюсь, в дальнейшем обстоятельства его смерти прояснятся.

— С оглядкой на то, что многие творческие люди, как еврейской, так и других национальностей продолжают уезжать из Украины — не получится ли, что сегодня мы теряем больше, чем находим?

— Теряем, конечно, много. Могу напомнить, что несколько очень хороших молодых киевских поэтов, некогда посещавших мою студию, — Вадим Гройсман, Марина Генчикмахер, Илона Тайх — переселились соответственно в Израиль, США и Германию. Но приток молодых талантливых сил все равно есть. Имен я назвал бы много — это не только киевляне, но и поэты из Харькова, Донецкой области, Крыма и из западных регионов.

— В Киеве ведутся упорные дискуссии о строительстве в Бабьем Яру еврейского мемориально-просветительского центра «Наследие». А какова Ваша точка зрения?

— Я считаю, что жизнь дала нам серьезный шанс наконец-то достойно увековечить память жертв фашизма. Ведь стыдно, что музеи Холокоста и Бабьего Яра есть во многих городах мира, но их нет в Киеве, где совершилась сама трагедия. Нужен нам и музей истории евреев в Украине.

Естественно, в просветительском комплексе в Бабьем Яру не может быть никаких увеселительных «мероприятий». Но мне известно, что согласно уточненному проекту их там и не будет.

Что же касается утверждений, что в Бабьем Яру «нельзя вообще ничего строить, поскольку все равно это будет «на костях», то позвольте возразить. Дело даже не только в том, что экспертиза Института археологии НАН Украины не нашла в конкретном месте строительства никаких захоронений. Главное в другом. В Киеве практически нет мест, где когда-либо не проливалась бы кровь, и не в последнюю очередь еврейская. Мне, скажем, известно, что за несколько дней до расстрелов в Бабьем Яру гитлеровцы и их прислужники — полицаи окружили синагогу на Подоле и расстреляли там более 300 евреев. Так что же, теперь в синагоге воздавать Г-споду только скорбные молитвы? Конечно, нет. Надо жить. Думать о будущем.

Я, надеюсь, ответил на ваш вопрос...

— В минувшем году мы отмечали печальную дату — 50 лет со дня расстрела Еврейского антифашистского комитета, созданного во время войны великим режиссером Михоэлсом. Вспоминаются слова Дмитра Павличко, сказавшего о том, что эти жертвы спасли литераторов последующих поколений, ибо после того расстрела власти уже не решались так открыто истреблять деятелей культуры. Но вот что примечательно: все лучшие еврейские советские поэты того времени родились и жили преимущественно в Украине. Это не случайность?

— Да, все пятеро выдающихся еврейских литераторов, расстрелянных в августе 1952 года, — и Гофштейн, и Маркиш, и Бергельсон, и Фефер, и Квитко — так или иначе связаны с Украиной. И вся великая литература идиш — литература, давшая миру Шолом-Алейхема и несколько лауреатов Нобелевской премии — Башевиса-Зингера, например, родилась в Украине. Герои ее жили на нашей земле, в местечках, в украинских селах, подобно героям знаменитого «Тевье-молочника».

— Мы знаем, что и в Вашей жизни был весьма драматический период.

— Да, было, было. Судьба подарила мне дружбу Васыля Стуса — прекрасного поэта и человека. Он был, пожалуй, самым известным украинским диссидентом. Наша дружба «кое-кому», очевидно, не понравилась. В один непрекрасный день 1969 года за мной приехала черная «Волга» и отвезла в киевское управление КГБ. Там меня продержали десять дней. Вначале грозили большими сроками, утверждая, что мое стихотворение «О культе личности» является антисоветским. А потом откровенно предложили стать «стукачом». Я отказался. И тогда следователь проводил меня словами о том, что ни одной моей строчки больше не напечатают. И он таки знал, что говорил. Двадцать лет я был «непечатный». И только в 1989 году на гребне перестройки мои поэзии начали вновь публиковать...

Вернемся, однако, к писателям, погибшим в 52-м году. Их творчество принадлежит и еврейскому народу, и Украине, и всей мировой литературе. Оно обогащает культуру Украины, делает ее глубже и разнообразней. К величайшему нашему сожалению, литература на идиш переживает сейчас нелегкие времена. Писателей почти не осталось, а основная масса носителей языка идиш уничтожена во времена Холокоста. Но будем надеяться, что «диагноз» этот не окончательный. И великая литература идиш еще возродится. И в Израиле, и в Европе, и в Северной Америке и здесь, на украинской земле...

Февраль, 2003 г.

 

Мои отношения с Юрием Капланом сложились непросто…. Взрослых поэтов он пытался годами выдерживать при себе в качестве поэтических подмастерий… Вот такое творческое средневековье… Оттуда и решительное духовное противоборство целой плеяды поэтов с их старшим товарищем… Мне мое противоборство стоило мне членства в НСПУ, в который рекомендовал меня лично упомянутый здесь Леонид Николаевич Вышеславский…  Говорю сегодня это в общем строю, чтобы завтра никто не использовал наши личные разногласия в качестве удобного противовеса кого-то против кого-то…

Мое мнение – самого Юрия Григорьевича кто-то долгие годы сдерживал… 15 лет не шли публикации… Совок давил еврейских поэтов на смерть… Ярких социальных поэтов, а не текстовиков-песенников….

Я не пережил шок проступка, совершенного Капланом против меня в ноябре 2002 года, но до последнего дня поэта интересовался его творчеством…. Обиду свою на человека Юрия Каплана не прощу до самого последнего на Земле вздоха. Но почтить память Поэта просто обязан….

Это ярчайший украинский русскоязычный поэт современности соразмеримый разве что с Чичибабиным, словами которого так и просится завершить этот затянувшийся мортиролог…. «Красные помидоры кушайте без меня»… Умер тонкий сноб, эпикуреец, поэтический труженик и простой земной человек со всеми его взлетами и падениями… Жизнь прожить – не поле перейти… Царство ему Небесное! Аминь!

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 8585
delete
Веле ШТИЛВЕЛД
Веле ШТИЛВЕЛД, Киев, свободный журналист "ХайВей"

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +8
Всего комментариев: 19, Всего рецензий: 4
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

12:10 15/07/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Прискорбно.
16:25 15/07/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Ялинка 'Киев'
Печально, какя нелепая смерть.
Увы, вот только любил большшшшшшшшшшшшую подтанцовку из человеческих судеббббббббббббббббб
19:23 15/07/09
Увы и да! О том же писал в одном из своих зонгов Анатолий Лемеш, прекраснейший киевский бард... Суть о друзьях в кабинетах, которых вчерашней дружбой уже не пробить... а тем более дружбой завтрашней....
20:01 15/07/09
И моя боль... Каплан выплеснул на меня и подобных мне свои комплексы и несовершенства... Мать десять лет парализованная с 2002 по 2007 гг. проплакала кровами слезами: ПОЧЕМУ ОНИ ТЕБЯ НЕ ПРИНЯЛИ В НСПУ... Они уничтожили не тебя, а меня... А не приняла меня тётушка, не понимавшая толк в метафоре ПОЛОВОЙ САЛАТ, воистину воинственная советская дура и Каплан, который заявил публично: он не еврей, он полукровка... Для еврея он не достаточно талантлив! Принимайте его по своей украинской квоте... Тем Каплан в Приемной комиссии НСПУ оскорбил не меня, а украинцев... И они меня решительно забанили со счетом 14 голосов ПРОТИВ и 13 голосов ЗА!
Мать прокляла Юрия Григорьевича перед смертью. Это был её выбор! Материнское проклятие - святое проклятие.... Но даже я не пожелал бы самому ДОСТОЙНОМУ ВРАГУ по логике ЮГК подобной смерти... Сегодня день подведения ИТОГОВ... Мать может освободить себя от узов Земли и уйти в Запредельный рай. А я сегодня закончу то, за что имел право сказать ГОДЫ...
О мертвых в иудаизме говорят либо хорошо, либо никак. То есть завтра ни единого оскорбительного слова в сторону моего сильно влиятельного оппонента больше не будет произнесено.... Но ещё 2 часа. 50 мин. имею право сказать... Смерть моей матери на совести этого человека.
20:11 15/07/09
Смотри также, буквально накануне:
Виявляється, 75% членів НСПУ є графоманами!..
20:53 15/07/09
http://h.ua/story/211550/
20:54 15/07/09
23:16 15/07/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Маленькая Фея 'Ивано-Франковск'

Комментарии

Рекомендует этот материал.
12:11 15/07/09
Рекомендує цей матеріал. Чому? Відходить в минуле епоха. Дивна епоха, коли народжуються в Україні, а славлять мову й культуру сусідів. Це незбагненне. Здається, що з Ю.Капланом, земля йому пухом, випадково зустрічався під час заходів "29 вересня". І з відходом у вічність одних, відходять в небуття чужі пісні й міфи, а залишається тільки своє. Й добре, якщо ми навчилимося відрізняти своє, шануючи чуже. Бо тоді знову починаємо учитися на власних помилках.
12:29 15/07/09
Иван, мы с вами интеллигентные люди... Так вот, за такие аргументы по закрытию секции русскоязычной поэзии, которой и руководил в НСПУ Юрий Каплан, Юрий Григорьевич крепко набил пану Яворивскому рожу и вышел из состава НСПУ....
Второй ваш аргумент - эти все украинские шляющиеся по Европам писатели и писательки... Они описали тип всемирного украинсца заробитчанина, раболепствующего хама, низкопробного человека....
Нужна нам и сегодня крепчайшая консолидация в стране, если хотите, стоязыкая, едино национальная в смысле УКРАИНСКАЯ!
Спасибо за роспись на странице памяти... С ув. Ве Ша
13:12 15/07/09
"... оперативная группа по горячим следам (после убийства прошло несколько часов) задержала подозреваемого. Им оказался молодой человек — муж девушки, с которой жил Юрий Каплан. Милиция предполагает, что парень из ревности выследил свою жену, которая несколько раз уходила от него к Юрию, подождал, пока поэт останется в квартире один, пробрался к нему и убил".

http://www.fraza.ua/news/15.07.09/71198.html

Це також має зникнути в небутті. Рашта - без коментарів.
14:19 15/07/09
Я бы хотел поговорить о другом... Кармическом... Велимир Хлебников попеременно зазначал себя то Королем Времени (1915 г.), то Председателем Земного Шара (1919 г.)
Умер нелепо, от пореза в гостях у друга в деревеньке аховой.... Молодым... Передался этот символ и к нему герб золотой руны-молнии на голубом Леониду Вышеславскому... И его трагическая смерть в 2002 г. могла бы стать последней, если бы титул Председателя Земного Шара не получил Юрий Каплан.... Руна была не дуальной - и Вывшеславский, и Каплан накануне смерти потеряли жен. Руна была золотой - обба почили в ореоле славы, золотая руна на голубом поле гармонизировалась с украинской символикой.... Но руна громовержца была карающей разрушающей руной и Леонид Николаевич очень осторожно распоряжался имевшимся у него по легенде штандартом... А вот Юрий Григорьевич заказал и сшил подобный штандарт и на одном из поэтических фестиалей гордо бродил с ним по городу... Самого меня это грозное знамя достаточно насторожило... На его фоне Каплан молодел и обретал черт покойного Велимира Хлебникова, кстати, Виктора Владимировича в миру... Было предчувствие запрограммированное насильнической смерти... Но в то время мы уже были на разных полюсах жизни... Я в то лето так и ничего старому моложавому переростку так и ничего не сказал...
Теперь только всё стало как бы на свое место...
Как мудро заметила моя земная половина, Председателем земного шара во все времена был, есть и будет только Бог....
14:35 15/07/09
15.07 17:49
Супруги с Житомирщины убили поэта Юрия Каплана
Правоохранители задержали супружескую пару из Житомирской области, подозреваемую в убийстве поэта Юрия Каплана в собственной квартире в Днепровском районе Киева.

Как сообщили в отделе по связям с общественностью ГУМВД Украины в г. Киеве в среду, в ходе следственных действий установлено, что убийство поэта было совершено из корыстных мотивов. Изначально подозреваемые инсценировали преступление, совершенное на почве проявления ревности.

При проведении санкционированных обысков по месту проживания задержанных были изъяты вещи Каплана.

В настоящее время ведется следствие.

Каплан - известный поэт-шестидесятник, председатель Конгресса литераторов Украины.
Источник: ForUm
23:34 15/07/09
Погиб поэт
// 72-летнего Юрия Каплана убили с целью ограбления

Вчера стало известно, что сотрудники ГУ МВД в Киеве в понедельник задержали подозреваемого в убийстве поэта-шестидесятника Юрия Каплана, найденного накануне мертвым в своей квартире. По предварительной информации, он был убит с целью ограбления. Подозреваемый – житель Бердичева, инсценировавший сцену ревности для того, чтобы проникнуть в квартиру поэта.
Вчера стали известны подробности убийства поэта Юрия Каплана. Как сообщил начальник центра общественных связей ГУ МВД в Киеве Владимир Полищук, убийство произошло в воскресенье вечером. Тело 72-летнего Юрия Каплана, который известен прежде всего как автор поэмы "Бабий яр", было обнаружено на кухне его собственной квартиры утром в понедельник. "Там все в крови, из этических соображений мы даже не можем обнародовать снимки. Старого человека очень сильно били",– сообщил господин Полищук.
Юрий Каплан родился 28 мая 1937 года в Коростене Житомирской области, окончил Киевский политехнический институт. Литературную деятельность начал в 1960-х годах. Написав поэму "Бабий яр", попал под надзор КГБ. В 1990 году стал президентом издательской фирмы "Риф". Позже был избран вице-президентом Украинской ассоциации писателей художественно-социальной литературы, был лауреатом многих отечественных и международных литературных премий. В последнее время работал над третьим изданием антологии "Украина. Русская поэзия. XX век".
При изучении места происшествия следователи обратили внимание на то, что в кухне был сервирован стол. Это свидетельствовало, что накануне в квартире были гости. Для того чтобы определить, с кем встречался поэт, потребовалось всего несколько часов. Уже в 15.30 сотрудники МВД задержали подозреваемого в совершении убийства – жителя Бердичева 1981 года рождения. Через некоторое время была задержана и его супруга. "Эта пара совершила преступление из корыстных побуждений",– сообщили в центре общественных связей.
По словам Владимира Полищука, подозреваемый не имел постоянного заработка, а его жена торговала овощами на рынке, где и познакомилась с поэтом. "Юрий Каплан иногда покупал у нее продукты. Видимо, тогда у семейной пары и родился план преступления",– предположил господин Полищук. В МВД утверждают, что пара решила инсценировать сцену ревности, после которой "обиженный" муж готов был простить обидчика, если тот заплатит определенную сумму денег.
"Эта дама напросилась в гости к Каплану, а ее муж вломился в квартиру. Позже он забил пожилого мужчину до смерти",– рассказал Ъ Владимир Полищук. По его словам, после задержания подозреваемый утверждал, что совершил убийство на почве ревности. Однако, по мнению господина Полищука, 72-летнего Юрия Каплана бессмысленно подозревать в сексуальных домогательствах. "Можно было бы поверить в эту версию, если бы не вещественные доказательства, изъятые при обыске. В квартире, которую пара снимала в Киеве, были обнаружены вещи убитого. Для того чтобы отыскать в квартире кошелек и мобильный телефон, им потребовалось не пять и не десять минут",– сказал Владимир Полищук.
Сейчас подозреваемые находятся в изоляторе временного содержания. По факту смерти Юрия Каплана возбуждено уголовное дело по ст. 115 УК ("умышленное убийство"), предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет или пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества.
АНДРЕЙ Ъ-КИСЛОВ
23:41 15/07/09
Дожилися. З Бердичева усі нормальні уже повиїджали. Залишилис тільки базарники. І таких захищае Ксенія Ляпіна! Щоб податки не платили на утримання міліції, щоб до пенсійного фонду не сплачували і Ви їх утримували за рахунок Ваших пенсій. А вони будуть поетів різати й грабувати! Кого захищає Ксенія Ляпіна ?
09:20 16/07/09
Цивилизация украинских местечек пала.... Лавочники - это последний оплот и порождение нового не тихого и не сытого кулачества... В царской России кулачество было сытым, а Столыпина убили... Сегодня кулачество артачно и голодно, здравствует Ксения Ляпина, а убивают ярких столичных мещан, в том числе и знаменитых поэтов... Леонида Вышеславского, Юрия Каплана.... Только за то, что сыто и праздно осмысляли наш мир по ведомым только старым поэтам законам.... Наш горький мир повседневного украинского беспредела...
10:12 16/07/09
Анатолій Київ
Рекомендує цей матеріал. Чому? Хай панові Юрію легко буде тримати землю над собою...
20:08 15/07/09
Рекомендует этот материал.
20:28 15/07/09
Поет, якого друзі звуть «непохитний»

Дошла до наших долгожданных дней
Твоя строка. Вовеки не истлеть ей.
И ты — несокрушимый иудей —
Стоишь на стыке двух тысячелетий.

(Леонид Вышеславский —
Юрию Каплану)

Бог нам за каждое слово воздаст полною мерою —
Верую!

(Юрий Каплан «Молитва
Председателя Земного Шара»)

Є таке незвичне і красиве звання, запроваджене колись Сергієм Єсеніним на підтвердження планетарної сили поетичного Слова. Першим «Председателем Земного Шара» став Велемир Хлєбніков, другим — Григорій Петніков, третім — патріарх російської поезії в Україні Леонід Вишеславський. Він і визначив своїм наступником «достойного з достойних» — поета Юрія Каплана.

Того Юрія Каплана, який завжди знав, що:

... в тупиках безысходных
На панели театра абсурда
Нет поэтов народных.
Инородны они.
Безрассудны.

Саме за незламну поетичну і громадянську «инородность и безрассудство» від виходу в світ 1969 року першої збірки поезій «Обжигающий ветер», яку щиро привітали Максим Рильський і Микола Ушаков, майже на двадцять років Юрія Каплана було скарано забороною на друк.

Той глухий мур безмовності Поета і сповідника болючих істин, вірного друга правдивих і праведних лише 1990 року прорветься збіркою «Общая тетрадь», сповненою вистражданими у довгому мовчанні рядками.

«Його поезію, — писав про Каплана видатний український поет та археолог Борис Мозолевський, — завжди відзначала джерельна чесність і безкомпромісність, точність поетичного образу, навіть на дотик відчутна енергія рядка, в якому слова, стикаючись одне з одним, висікають такий електричний розряд, що тьмариться в очах, і при всьому цьому — пластична урівноваженість строфіки та бездоганна культура віршування, яка йде тільки від іскри Божої, помноженої на пекельний труд та вимогливість до себе».

Це той Мозолевський, який ще 1963 р. застерігав:

Не покупайте, я не продаюсь! —
Одна любовь горит во мне нетленно.
Я этим хлебом завтра подавлюсь,
Когда он будет куплен за измену
Всему, всему, с чем я связал судьбу,
Не усыпленный тварью языкатою.
Свободен я! И я видал в гробу
И вас, и ваш ЦК, и вашу партию.

Поета і археолога порятувала від каторги знайдена ним скіфська пектораль. Та, на превеликий жаль, і в незалежній Україні твори його майже не видаються. Нових видань Бориса Мозолевського, Миколи Вінграновського, Володимира Підпалого нині домагається голова Всеукраїнської творчої спілки — Конгресу літераторів України — Юрій Каплан.

Нині Юрію Каплану виповнюється 70. До цієї дати, що вважається досягненням віку біблійної мудрості, він прийшов, як і личить справжньому чоловікові, із багажем нелегких життєвих випробувань, із досвідом істинної дружби й любові, мук і радостей творчості, які дарував йому талант.

Нещодавно пішла з життя його кохана дружина Ніна, найкращий друг, порадник, красива і ніжна, лагідна і добра жінка. Пліч-о-пліч вони йшли крізь весни і заметілі нелегкого життя Поета.

Сутолокой земной
Стертые имена.
Только твой голос — мной
и называет меня.
Путаюсь в мелочах
Вровень с судьбою?
Только в твоих зрачках
И остаюсь — собой.

Тонко темпероване, вигострене відчуття високої культури і справжньої громадянської позиції спонукало Ю. Каплана видати до трагічних дат нашої історії вже у власному видавництві три поетичні антології: «Эхо Бабьего Яра» (1991), «На хресті голодомору» (1993), «Пропуск в зону. Чернобыль» (1996).

У час рівнорозлитості егоцентризму, коли ті, «кто видели, но молчали, будто вовсе не замечали» (Ю. Каплан), вкотре змінюють прапори, присягаючи черговим «батькам» у синівській вірності з «патриотичною» правицею на серці, істинно дбаючи лише про власне благо, російськомовний поет Юрій Каплан в поетичних рядках карбує біль власної душі й видає сотні творів українських і російських поетів, попри повну байдужість упакованих у політичні та державні крісла «письменницьких патріотів».

Промовистим свідченням поетично-громадянського горіння Ю. Каплана стала видана ним у 2003—2004 рр. антологія «Киев. Русская поэзия: ХХ век», в якій представлені вірші 263 поетів минулого сторіччя, чиє життя та творчість пов'язані з Києвом — любов'ю, натхненням, долею. Напевне, кожен, хто незакомплексовано бачить власне буття та історію своєї землі, хто знає ціну високого слова і високої культури, згоден з Леонідом Череватенком, для якого «світлою радістю стала ця книга — вельми вдала спроба узагальнити і осмислити досвід безумного, трагічного, а проте в багатьох аспектах визначального століття».

У блискучій вступній статті до антології Юрій Каплан стверджує, що в поетичному слові тих, хто народився чи жив у Києві, і тих, чиї поезії надихані Києвом, неодмінно присутня «духовна енергетика, золота патина історії, неповторна аура легендарного міста».

Маю надію, що новітні наші войовничі «патріоти», особливо з літературного грона, котрі з підлітковим радикалізмом намагаються розсікти і розкидати в різні бокі в часі й просторі україномовну і російськомовну літературу України аж до відмови останній на право вільного слововиявлення, все ж прочитають і передмову, й саму антологію, аби не лише відчути насолоду від російськомовної поезії М. Зерова, М. Рильського, Є. Маланюка, П. Филиповича, С. Бердяєва, Б. Мозолевського та ін., а й щоб упевнитись: за наявності незаперечного впливу російської поезії на українську мав місце і зворотній вплив, про який пише Юрій Каплан. Адже саме Україна, Київ стали витоками потужних літературних течій (символізму, «бурлючого» футуризму), які визначили шлях усієї поезії в Російській імперії у ХХ ст., і колискою релігійної філософії екзистенціалізму (Бердяєв, Шестов), що завоювала у ті часи філософську думку Європи та світу.

Тут напрошуються паралелі й з ідеями художнього авангарду, які також розходились по світу з Києва, напевне тому, як пише Юрій Каплан, що на той час, починаючи з весни 1918 р., страх перед революційним терором і наступаючим голодом зібрав у місті вершки творчої інтелігенції України і Росії. Як згадувала Тефі, «лучшие столичные газеты, лучшие столичные имена. Здесь «Летучая мышь». Здесь Собинов... Здесь жизнь бьет ключом... Открываются все новые «уголки» и «кружки».

Вірний лицар слова, Юрій Каплан дарує нам нову збірку поетичних творів — антологію «Біблійні мотиви у російській ліриці ХХ ст.» (2005) з пророчими словами О. Мандельштама від 37-го:

Что делать нам с убитостью равнин,
С протяжным голосом их чуда?..
... И не ползет ли медленно по ним
Тот, о котором мы во сне кричим —
Народов будущих Иуда,
з обнадійливими рядками Б. Чичибабіна:
Еще могут сто раз на позор и на гибель обречь нас,
Но чтоб крохотный светик в потемках сердец не потух.
Нам дает свой венок — ничего не поделаешь — вечность,
И все дальше ведет — ничего не поделаешь — Дух.

Така вона, Поезія, — терпка і земна, цілюща і духовна. І вільна. Дитя вільного Духу і Мати вільного Слова. Саме такими є поетичні збірки Юрія Каплана: «Беглый звук» (1992), «Неровный стык тысячелетий» (1995), «Апрельский снегопад» (1997, выдано в Німеччині російською та німецькою мовами), «Поля тяготения» (1998), «Ночной сторож» (2002), «Времени рваный ритм» (2002), «Створки моллюска» (2003, також видана у ФРН), «Петитом птиц» (2004).

Вірші Юрія Каплана перекладаються і друкуються у світі, стійка поетична слава супроводжує його, однак він не може не сповідувати сакраментальне «гражданином быть обязан». Громадянська позиція поета втілилась і у створенні нової творчої спілки — Конгресу літераторів України, яка покликана захищати право кожного, «хто живе в Україні, а, живучи, любить її, а, люблячи, хоче працювати для добра її та її людності» (М. Грушевський), хто прагне висловити свою надію, віру, любов і тривогу за долю землі, яка віддавна і назавжди стала рідною, — своїм власним словом: українським, російським, кримськотатарським, ромським і т. д.

Бо всі вони однаково причетні до болю і радості країни, до її бентежного минулого, до нестійкого сьогодення з печерними апологетами національного розбрату, і всіх їх живить мрія про майбуття істинної культури, яка не визнає ні мовних, ні часових, ні географічних кордонів.

На цю хвилю настроєний і новий, вже п'ятий випуск альманаху поезії «Юріїв День», виданий нещодавно Конгресом літераторів України під редакцією його голови.

В день філософського повноліття побажаємо вірному лицарю Поезії Юрію Каплану многая літа в житті й творчості, без якої неможливе повноцінне існування людства, котрому милостивий Бог від початку подарував Слово.

Як епілог — рядки з листа найвидатнішого славіста у світі, професора Кельнського університету, німця з козацьким прізвищем доктора Вольфганга Казака, адресованого Юрію Каплану: «...Мне близка музыка Вашей поэзии, общее ее звучание и в то же время повышенное внимание к точности штрихов и нюансов.

Ваше творчество проникнуто светлым, добрым духом, в нем ощущается свободомыслие и доверие к жизни.

Вы продолжаете великие поэтические традиции. Но у Вас свой неповторимый стиль...

Вы пишете на русском языке, но поэзия Ваша — это мощная поддержка тем здоровым силам общества, которые строят новую Украину.

Я верю в будущее страны, у которой есть такие поэты».

Лариса СКОРИК
23:44 15/07/09
Рекомендует этот материал. Почему? Забагато амбіцій було в цього поета. ЯФ також знав схожого поета Анатоля Ковальчука.
22:12 15/07/09
Юрий Каплан:
- Мой творческий путь отнюдь не был усеян розами. Стихи пишу со школьных лет. С юности подавал большие надежды. Мои ранние опусы получили высокую оценку таких мэтров как Максим Рыльский и Николай Ушаков.
Но неприятие системы, неприятности с КГБ, .собеседования., .допросы., .превентивные аресты. привели к тому, что в течение двадцати лет (1969 . 1989) я не публиковался. Был .широко известен в узком кругу. друзей-поэтов и любителей поэзии.
23:37 15/07/09
Рекомендует этот материал. Почему? Как пример объективности оппонента. Юрий Каплан был неоднозначной фигурой, знакома лично. Но именно благодаря ему в Киеве начали происходить поэтические фестивали международного толка. Приезжали российские мэтры (поэты журнала "Современник", Жданов, Проскуряков...) Очень талантливый человек. Помог стать членом НСПУ некоторым очень талантливым, но юродивым людям - они того стоили. Много лет вел поэтические студии ("Третьи ворота"), где люди росли, и сегодня разъехались с именами по всему миру.
13:05 15/07/09
Спок Сумы
Рекомендует этот материал.
15:09 15/07/09
23:52 15/07/09
Какие земные книги писал поэт?
------------------------------
Попова-Бондаренко Ирина
Украина
ДОНЕЦК

О книге Юрия Каплана

В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ - рецензии



Юрий КАПЛАН. Ночной сторож.
Стихи.

Киев: Издательский дом Дмитрия
Бураго, 2002. – 80 с.

Мастерства не замечаешь. В особенности это касается поэзии. Каплан, как сказано в библиографической справке, «технарь» по образованию, что и без справки чувствуется по той уверенности, с какой он обращается с миром вещей и механизмов, по тому, какие точные и уверенные метафоры позволяет себе. Его стихи – по-мужски надежны, «сработаны». В них чувствуется знание и уверенность человека мастерового. Каплановская муза не шарахается испуганно в сторону от изобретений и новейших технологий, но и не кокетничает с ними в модуляциях вроде «надо ж, до чего дошел прогресс!». Она определяет им в мире довольно скромное, вторичное место. Автор знает, о чем пишет: волны, как им и положено, образуют «серебряную рябь прибоя», а не «падают стремительным домкратом». «Технические» образы, которыми невольно и привычно полнится наш городской лексикон, здесь крепко стоят на ногах, обнаруживая скрытый техно-поэтизм (автор знаком с ними не понаслышке). Они корректно вписаны в художественный мир, неожиданно подсвечивая его изнутри, направляя воображение по несколько непривычным тропам, и – странно! – вызывают доверие.
И с тьмой небытия сливаясь постепенно,
Сам становлюсь темней по мере роста тьмы.
Как старый осокорь, как прутики антенны,
Как нижняя ступень, как выступы стены.
Или:
В первый день нашей первой весны
Все пространства трущоб зазеркальных
Нервной дрожью трансмиссий вязальных
Были попросту потрясены.

Точность и уместность «техницизмов» не заслоняет главного – темы боли и памяти. Разной – любовной, отцовской, народной.
Занят бухгалтер проблемой квартальной,
Менеджер занят заботой конкретной,
Им не по нраву мой мир виртуальный,
Мир неподдельной любви безответной.
Или:
Мое зеленоглазое дитя,
дунайской дельты рукава спустя
меня опять одолевают страхи.
И снова – сам себе коварный враг –
Я путаюсь в потертых рукавах
Печали. Как в смирительной рубахе.

У критиков принято говорить: «стихи такого-то подкупают своей искренностью (варианты: теплотой, открытостью и т.д.)». Строки каплановских стихов бывают беспощадны, хотя в них нет того, что называется «обличительным пафосом». В них – правда жизни, истории, человеческой души:
Нам с мамой достался кусочек нар
В переполненном товарном вагоне,
А тех, кто остался на грязном перроне,
Ждал Бабий Яр.

Бомбежки. Пожары. Вопли: «Ложись».
Так и ехали сквозь войну,
На всю оставшуюся жизнь
Увозя свою вину.

Конечно, Бабий Яр можно отодвинуть вглубь исключительно еврейской истории. Но частных историй не бывает. История меж-национальна, над-национальна. Она есть время единственной, неповторимой и почти незаметной человеческой жизни, спроецированной на заметный политический видеоряд. И в этом смысле Бабий Яр – история Украины, наша история. Шрамы этой общей истории проступают и в следующих строках:
Родимая мета в моей нерадивой судьбе.
Железная формула будней, мытарств и метаний:
«Не делай другому, чего не желаешь себе».
А все остальное в учении лишь комментарий.

На дыбе, на дне, на кресте, на крючке КГБ,
На гребне успеха и на обороте медали –
«Не делай другому, чего не желаешь себе».
А все остальное в учении – лишь комментарий.

Точные и горькие слова. Горечью правды пропитано само восприятие – и приятие! – жизни, ее циклов, законов, ее скрытого, но неостановимого течения. Но здесь нет надрыва. Горечь – необходимая и неотменимая «приправа» жизни. Такая же, как соль. Соль – смысл бытия, а горечь – осмысление смысла, его оценка, философская рефлексия. Знание правды о своей малой жизни и личной судьбе переходит в новое качество, когда проецируется на «жизнь всех людей».
Ручей родниковый ко мне не питает доверья,
Я взгляд равнодушный «павлиньего глаза» ловлю.
Не любят меня ни цветы, ни кусты, ни деревья.
А я их люблю.
……………………………………………………..
Торопят меня ежедневно прожилки тропинок,
А я и мгновение краткое не тороплю.
Ни камень не любит меня, ни подзол, ни суглинок.
А я их люблю.

Тыняюсь по свету с любовью своей безответной
И чушь несусветную в горьком восторге мелю.
Не любят меня ни светила, ни волны, ни ветры.
Но я их люблю.

Как переходит мягкое и как бы слегка растерянное «а я их люблю», в позиционно оптимистичное «но я их люблю»! При полном («ясном», как сказал бы Камю) осознании безответности душевной отдачи – просто человек не может иначе. Не знаю, философична ли поэзия Каплана. По крайней мере, она мудра. Слегка иронична, но это только придает ей внутреннюю силу и твердость, человеческую – достойную – сопротивляемость, забвению, злу, корысти, суете. Наверное, не случайно тема времени на все лады варьируется автором – от светского безделья (стихотворение «Тонет оса в апельсиновом соке») до вечности («Тьма бытия страшней, чем тьма небытия», «Поэт угрюмо строчку правит», «То прозябаю в бизнесе топорном», «Не видим неба из-под крыш», «Расправы времени – ход, лёт…» и др.).
Народная память (так и хочется повториться, сказав «память истории») прорастает и чернобыльскими мотивами. Наверное, только украинский поэт, со всей страной переживший эту трагедию, может так органично, так неспекулятивно, с полным правом причастности, сказать:
Закат перекрасил тучу и позолотил хрущобы,
Я тоже беспечно счастлив, хоть мне катастрофа светит,
Ведь только я понимаю: звезда Полынь – не Чернобыль,
Это звезда двойная единственных глаз на свете…

Чувствуется, что Каплан – киевский поэт. Он любуется городской панорамой, старыми улочками Киева, его дворами, где взросл ому можно посидеть на качелях, его мало обжитым новостроем… Трогательно – лукавой обстоятельностью подмечает автор детали городского бытия:
Начало велеречиво: едва прикрываю вежды,
Рисует воображенье петляющую игриво
Тропинку вдоль новорожденного проспекта между
Трамвайными рельсами и невысоким обрывом

Душа во вчера, а не в завтра просится на гастроли,
Пусть там выхлопными газами затравлен ретивый ветер,
Но так как дома немного отодвинуты от магистрали,
Жители собирают полевые цветы в кювете…

Масштабность художественному миру поэта придает не знающая пределов душа, причастная тайнам смертей и рождений, единения всех без исключения людей («человецы бо суть»). Так связуются старокиевская возвышеность Хоревица и библейский Хорив:
Что видел Бог с горы Хорив,
Такое имя князю выбрав?
Ведь у божественных верлибров
Случайных не бывает рифм.

Рожденная от двух начал,
Раздваиваясь без надрыва,
От Хоревицы до Хорива
Душа летает по ночам.

Библейские – вечные – нормы и ценности вообще задают книге тон. Автор изначально избирает прием скрытой полемики с Каином, который на испытующий вопрос Бога: «Где Авель, брат твой?» ответил уклончиво, но дерзко – «разве я сторож брату моему?». Поэт, напротив, чувствует, что именно он за все в ответе – за то, что совершал или не совершал, что произошло с его молчаливого согласия, невмешательства, попустительства. Пришло время каждому не только отвечать за вольные или невольные прегрешения, но и действовать:
Престижем служб не дорожа,
Наскучив в собственном дому,
Уйти в ночные сторожа.
Я сторож брату моему.

Поближе к лесу выбрать пост,
Смотреть, смотреть в ночную тьму
И повторять при свете звезд:
Я сторож брату моему.

Книга серьезная, человечная, сдержанная. Достойная книга.

Ирина ПОПОВА-БОНДАРЕНКО, ДОНЕЦК


Здравствуйте, Юрий!
Спешу ответить Вам, чтобы поблагодарить за подарок – книгу «Времени рваный ритм». Она произвела на меня сильное впечатление. Мне близки музыка Вашей поэзии, общее её звучание и, в то же время, повышенное внимание к точности штрихов и нюансы.
Ваше творчество проникнуто светлым, добрым духом, в нём ощущается свободомыслие и доверие к жизни.
Вы продолжаете великие поэтические традиции, но у Вас свой неповторимый стиль. Отточенная форма Ваших стихов не является самоцелью. Главное для Вас – это подлинность чувств и глубина философского осмысления тайн бытия, жизни и смерти. Трогают своей искренностью стихи о родной земле.
Вы пишете на русском языке, но поэзия Ваша – это мощная поддержка тем здоровым силам общества, которые строят новую Украину. Я верю в будущее страны, у которой есть такие поэты.
Юрий, я не возражаю, если это письмо будет опубликовано по Вашему усмотрению.
Желаю дальнейших творческих успехов.

Профессор, доктор Вольфганг Казак.
10.12.02.
23:57 15/07/09
Это и понятно... Выжить в совковой безгласности могли только амбитные и целеустремленные поэты... Каплана следует отнести именно к таким....
23:25 15/07/09

Live

............

6 час. назад

ivp_paster рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

6 час. назад

ivp_paster рекомендует материал Ректор НМАУ віддав премії студентам!

.........

14 час. назад

viktor trigub публикует статью Планетарний бас Анатолій Кочерга отримав звання Почесного професора НМАУ

...

15 час. назад

Влочега рекомендует материал Ректор НМАУ віддав премії студентам!

15 час. назад

Влочега рекомендует материал Реальнiсть....

15 час. назад

Влочега рекомендует материал Рiзноманiття осенi

15 час. назад

Влочега рекомендует материал Украiна i я.....

15 час. назад

Влочега рекомендует материал ВТОМЛЕНИЙ ДЕНЬ...

15 час. назад

Влочега рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

...

17 час. назад

Горбатюк Микола публикует статью Мої передвиборчі обіцянки на уявних \"Біг-мордах\":

18 час. назад

Алекс Скиталец рекомендует материал \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"

20 час. назад

viktor trigub публикует статью Ректор НМАУ віддав премії студентам!

...

1 дн. назад

Вікторія Івченко публикует статью \"Принцесо зачаровна, не бійся...\"