О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

Общество  20 мая 2009 10:15:32

Автор: Алекс Брут

«Импорт/Экспорт»: Украина, хватит с**ать у Европы!

 

Нас уже трудно чем-либо шокировать или удивить. Как говорится, и не такое повидали в своей жизни, или, по крайней мере, в кино... Но австрийцу Ульриху Зайдлю, снявшему фильм "Импорт-Экспорт" (Import/Export) это все-таки удалось сделать. Режиссер, известный своим документальным и пессимистическим взглядом на жизнь, отвесил увесистую оплеуху и сытому Западу и нищему Востоку, и нам с вами, и похоже себе самому. Самобичевание - тоже
У. Зайдль, австрийский режиссер
может быть видом высокого искусства.
 
В одном из своих интервью он сказал: "Что касается пессимизма, я не думаю, что оптимисты обязательно более конструктивны, чем пессимисты, поэтому их не следует считать лучше.        Глядя на мир открытыми глазами, я не могу не быть пессимистом. Но, как и всякий пессимист, я также вижу и красоту". img-1
 
Импорт
 
Впрочем, красоты в его последнем фильме мало. Симпатию вызывает разве что главная героиня - украинка Ольга. О ее внутреннем мире мы можем лишь смутно догадываться. А вот поступки... Медсестра из промышленного города восточной Украины, похожего на Донецк (на роботу добирается пешком по заснеженному полю на фоне десятка дымящихся труб). Полуголодное существование (копеечную зарплату выдают частями), мать-одиночка (дома маленький ребенок и затравленная жизнью родная мать), холод и отсутствие элементарного комфорта (в однокомнатной квартире нет отопления, а воду для питья приносят в канистрах). Многие возмутятся - разве вся Украина такая? Не нужно обобщений! Впрочем, режиссер, мне кажется, не обобщал - просто показал то, в чем мы порой так боимся сознаваться. Живут так наши люди, и их, к сожалению, немало. Самое страшное, что привыкают так жить. Привыкают осознавать свою ущербность. Нет уже и желания что-либо изменить, в корне поломать. Ведь пытались уже, да наталкивались на еще большую безысходность.
 
Главная героиня однозначно - сильная личность. На Западе искренне удивятся: неужели в таких (!) условиях можно оставаться человеком, следить за собой, даже оставаться привлекательной и просто жить, а не наложить на себя руки? Мы знаем: можно. Тяжкие испытания или закаляют человека, делают его сильней ("то, что нас не убивает...") или уничтожают, превращают в подобие насекомого, которое печется только о своем теле. Знаю на примере выживших в Аушвице, хотя может сравнение не очень корректное.
 
Для того, чтобы выжить и прокормить семью Ольга решается выехать на заработки в Европу. Нужны деньги на билет. И для этого она соглашается по совету знакомой заработать их в интернет-борделе. Это там где девушки исполняют все прихоти извращенных мужиков (в основном из-за границы). Там где можно легко заработать, торгуя собственным телом, извиваясь перед глазком видеокамеры. Вряд ли найдутся еще морализаторы, которые осудят решение Ольги (хотя вру, конечно, найдутся в немалом количестве). Тут режиссер Зайдль и начинает, как говориться, по их мнению "перегибать палку". Однако могу рассказать истории подобные этой, происходившие с моими знакомыми, и никто не удивится. Потому что жизни никто уже не удивляется. А вот можно ли об этом снимать кино? Конечно, можно, просто необходимо снимать. Если говорить о кинематографе, который оставляет след в душе, пускай даже ранит, но в качестве прививки от "бешенства мира".
 
Я пытался найти токовые рецензии в украинской прессе, но кроме самой констатации факта выхода фильма на экраны практически ничего не прочитал. А большинство российских критиков тоже очень осторожно отзываются о произведении австрийского режиссера. Никто не вопит: "Это кошмар! Куда мы катимся?" Практически все безропотно соглашаются - это есть, при чем не только в Украине. Да, многим такой эксгибиционизм реальности далеко не по душе. Говорят, что фильм о безысходности, обвиняют в излишнем натурализме сцен, даже эксплуатации немощных стариков (в сценах из венского хосписа). Возможно. Но у нормального человека эмоции должны быть иными и главная мысль чуждого для нас Зайдля - "Нужно срочно что-то менять". "Мои фильмы критикуют не отдельных людей, а общество. И у меня есть свое представление о том, какой должна быть достойная жизнь", - говорит он.
 
И именно так Ольга путем компромисса с собственными моральными принципами пытается найти ее, эту достойную жизнь для нормального человека, который не может примириться с тем ужасающим бытом его окружающим. И пускай кинут в героиню камнем, но прежде вынут бревно из собственного глаза. Она для европейцев "импорт", то есть нечто более низкого сорта. Поэтому, когда "импортные" служанки оказываются иными, чем их представляли, то увольте - и Ольгу увольняют с "хорошей" работы, где она исполняла роль прислужницы и уборщицы в большом бюргерском коттедже. Ей только удалось наладить контакт с разбалованным сыном владелицы, а это больно задело самолюбие мамаши, у которой нет времени и желание воспитывать собственное чадо. Задело за живое...
 
Ольгу не воспринимают даже в хосписе, последнем приюте для умалишенных стариков. Она пытается ухаживать за доживающими свой век, но все-таки людьми. И это тоже против строгих правил. Поэтому img-5 счастья украинка там не нашла, да и денег особенно не заработала. Хотя неизвестно где все-таки лучше: там, на реально загнивающем и умирающем Западе или здесь, на восточных территориях, где остались еще человеческие эмоции, но также нет условий для жизни... 
 
Экспорт
 
Гораздо интереснее может оказаться для нашего зрителя рассказ о судьбе молодого австрияка Пауля, который к общему удивлению тоже не слишком устроен в жизни. Он безработный, хотя энергии и сил хоть отбавляй. А вот работу по душе найти не просто. Хотелось пойти в охранники, но прежде немилосердный, просто издевательский и главное абсолютно ненужный тренинг. А потом в первый же день - унижение от эмигрантов турецко-балканской наружности на закрытой парковке для автомобилей.
 
Пауля не понимает любимая (любимая ли?) девушка, он по уши в долгах. А главный кредитор - отчим, который занимается любым делом, чтобы зашибить капусту. И чувствует себя вполне отлично, потому что давно не отягощен излишними копаниями в самом себе. Так они начинают путь в обратном направлении - везут через Словакию в Украину дрянные, отжившие игральные автоматы.      
 
И первая остановка - чудесный словацкий город Кошице показан совсем с другой стороны - вместо привычного пейзажа для туристов зритель знакомится с кварталом цыганской общины. Попытка ассимилировать "чумазую нацию" в Европе потерпела крах, и когда-то добротные словацкие многоэтажки превращены здешними обитателями в трущобы с выбитыми окнами и свалками мусора, что выбрасывают, словно в средневековье, прямо с балконов. Говорят, что барон общины уже разыскивает Зайдля, для того, чтобы предъявить иск за моральный ущерб, нанесенный его племени. Перегибы? Нет, тоже большая проблема.
 
Следующий пункт - Украина, где легко узнается бывшая интуристовская гостиница "Закарпатье" в Ужгороде. И опять - ни кадра о самом городе, который для приехавших "обычная дыра". Невыносимо обидно для коренных закарпатцев, которых выставляют в довольно неприглядном свете. Но, ребята, ведь фильм не о прелестях и красотах родного края! Он о другой жизни, которой не видно из окна автобуса.
 
Многие узнают знаменитый когда-то "Красный бар", любимое место встречи с клиентом для валютных проституток. Там впрочем, ничего не изменилось с советских времен. Так же легко "снять телку" и нажраться дорогим пойлом.
 
Ассистент режиссера Клаус Придинг запишет в своем дневнике про съемки в Ужгороде: "Поскольку Зайдль настаивает на том, чтобы все места натурных съемок оставались такими как есть в том, что касается атмосферы и людей, — нам пришлось снимать в этом баре, когда там было полно посетителей. Зажатые между украинскими хулиганами и коррумпированными полууголовными охранниками, мы снимали два вечера, а люди оскорбляли нас и угрожали нам. Однажды нам даже пришлось вызвать полицию, которая немедленно потребовала денег за то, что избавит нас от пьяных хулиганов, которые нас терроризировали..."
 
Но, похоже, сам Зайдль остался доволен проведенными съемками и "счастливо улыбался", что с ним чрезвычайно редко случается.
 
Правда, дальше зрителям уже не до улыбок. Последует самая омерзительная сцена из фильма. Про 19-летнюю проститутку, над которой издевается пьяный в дрызг отчим Пауля: голую заставляет плясать, ползать по собачьи и гавкать. Это почему-то выглядит даже унизительнее, чем сама попытка сексуального контакта. Австриец без комплексов оказывается импотентом. А еще более самой сцены любого украинца (гражданина этой страны я имею ввиду) должна  ужасать не случайно брошенная фраза: "Соси, Украина". Да, сказана она не просто так, всуе. Именно в ней сосредоточен, по моему, все корни зла в отношениях Европы и Востока, к которому нас до сих пор относят.
 
Не думаю, что режиссер хотел унизить именно нашу страну и нацию в лице этой маленькой беспомощной проститутки. "Я много лет хотел снять фильм в Восточной Европе, потому что ощущаю большую близость с живущими там людьми", - говорит сам Ульрих Зайдль. Так неужели всё врет? Где она эта любовь к Украине и украинцам, почему ее не видно?
 
Но за этой сценой в Ужгороде прослеживается именно не смакование, а осуждение происходящего. Хочется немедленно выключить телевизор и выбраться из уютного кресла, побежать мыть руки или хотя бы выйти на улицу. "Посмотрите, вас используют! Остановитесь!", - кричит ДЛЯ НАС весь фильм австрийского режиссера. 
 
Все на продажу?
 
И вообще много вопросов остается в голове. Нужна ли нам эта Европа, если мы не научились сами жить по-человечески? Лучше ли там будет, и вправят ли нам всем мозги, если ненароком вступим в этот самый Евросоюз? Очень-очень сомневаюсь.
 
Если украинцев до сих пор воспринимают как жителей из страны третьего мира, и относятся к ним соответственно, то неужели это как-то можно будет изменить политическими методами? Никогда. Поэтому мы сами должны поменяться. Уважать себя, отстаивать свои права. Пускай это трудно, порой очень, но так надо, чтобы выжить и не превратиться всем поголовно в уборщиков дерьма, сменщиков памперсов для умирающих стариков и проституток, продающих за дешево свою честь, тело или рабочие руки, так необходимые родной стране.
 
Вот только оказывается, к сожалению, что никому мы и здесь на родине особенно не нужны. Поэтому и не прекращается эмиграция и утечка мозгов и рук. Непрекращающийся импорт-экспорт. Мы им: все, что имеем лучшее, а они нам - старое ненужное барахло... 
 
Поэтому я говорю спасибо Ульриху Зайдлю за то, что есть люди, которые не прикрываются лозунгами о дружбе и партнерстве, готовые показать и назвать вещи своими именами. "Хватит сосать, Украина, пробудись от сна", - сказал он почти по-шевченковски своим фильмом.
 
Но почему-то у меня осталось после просмотра "Импорта/Экспорта" именно чувство уверенности, что у нас не все еще потеряно, в отличие от некоторых бездушных европейских жителей, которые забыли что такое выживание. А ведь именно это двигатель любой эволюции, в которой мы не должны деградировать, если хотим построить что-то на родной земле. Без помощи других, без Европы, Америки, России. Самостоятельно. Или все-таки слабо? 
 
Очень хотелось найти отклики на фильм кого-нибудь из закарпатцев. К сожалению, отыскал только одно, при чем на форуме горного села Воловец, что само по себе уже достижение. Девушка под ником Querida пишет на местном диалекте: "Прибити би того п_р_и_д_у_р_к_а, що сись придуркуватий фільм учинив. І я ся просто поражаю, як йому дозволили знимати фільм про Україну, на території України просто ставлячи ниже плінтуса нас і нашу культуру. Хто він взагалі такий оби робити фільм про наших людей. Він просто якийсь ідіотіна і всьо що я можу про це сказати. <...> І де він таких дівчат видів, коли 90% дітей поступають у вузи після   школи. Може так було після розвалу союза, но явно не тепер. Шкода, що у Канах кось не встав і не дав му копняка під зад відтам, бо йому місто у своїй фашистській Німеччині. Най про
них кіна знимат".
 
Вот собственно такое мнение из глубинки. И я его понимаю. Просто по-другому защищаться от всей этой мерзости вокруг мы не умеем. Нам легче делать вид, что мы ее не замечаем...
 
Отдельное спасибо за прекрасно исполнение роли Ольги - ее воплотила актриса Екатерина Рак из Николаевского тетра, которая, кстати, раньше работала медсестрой. А все остальные роли в фильме "Импорт/Экспорт" сыграли непрофессиональные актеры, в чем тоже его ценность. В том числе и ужгородская проститутка, и реальный безработный Пауль.
 
Еще меня интересовало бы мнение о картине Екатерины Ющенко, которая тоже присутствовала (вместе с Екатериной Рак) на премьерном показе в Каннах-2007 и устраивала там украинские "вечорниці" с национальным салом и борщом.
 
Мне, к сожалению, удалось увидеть фильм Ульриха Зайдля только сейчас. И почему-то очень печально было потом сразу переключится на финал "Евровидения-2009" в Москве, где лихо отплясывала Светлана Лобода. Мне почему-то стало обидно за Украину, которая до сих пор научилась только вертеть задницей как перед Западом, так и перед Востоком, чтобы ее наконец-то заметили. А что в итоге? Место даже не в первой десятке... 
 
"Я хочу, чтобы люди в кинотеатре посмотрели в лицо самим себе", - снова приходят на ум слова Зайдля. Давно пора бы.
 
 
        

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 3033
delete
Алекс Брут
Алекс Брут, свободный журналист "ХайВей"

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +6
Всего комментариев: 13, Всего рецензий: 5
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

14:37 20/05/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Материал блестящий и эмоциональный! Очень разумно и в точку! А это просто шедевр: "Шкода, що у Канах кось не встав і не дав му копняка під зад відтам, бо йому місто у своїй фашистській Німеччині. Най про них кіна знимат".
Это наш местный "русинский" диалект :)
17:24 24/05/09
16:19 20/05/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
16:31 20/05/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
07:56 22/05/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
...а колония властных клопов продолжает высасывать жизненные соки из пересичных, порождая всё новый и новый "экспорт"...
06:34 22/08/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление

Комментарии

RomaSed Одесса
Отличная статья. Уже хочеться посмотреть этот фильм. Спасибо.
18:01 21/05/09
Рекомендует этот материалПочему? А на Евровидение не нужно, мне кажется, и внимания обращать: тусня и гламур в сочетании с безвкусным, но дорогим антуражем.Лобода все это!
14:37 20/05/09
Рекомендует этот материалПочему? правда
07:57 22/05/09
Спасибо! Отличная статья!
17:01 20/05/09
Ну, кто-нибудь посмотрел фильм?
17:23 24/05/09
Рекомендует этот материалПочему? Автору - респект!!! Читать всем!!! Отличная статья!!! Очень легко читается!!! Обязательно посмотрю этот фильм.
17:57 20/05/09
Алекс, тебе для расширения знаний:"Медсестра из промышленного города восточной Украины, похожего на Донецк" - в титрах указано, что съёмки проводились в г. Снежное Донецкой оболастиЕщё я долго раздуплялся, что за автовокзал (куда австрияк выходит из гостиницы "Ужгород"). Оказалось, это уже Ивано-Франковск (телепортация, ёлы-палы).Ну, а как "хозяин" фильма, что тут скажу - ВСЕМ СМОТРЕТЬ КИНО** - это такая была заставка в ночном кинопоказе Войтенка на 1+1, кадр из фильма Коэнов - заводят заключённых в полосатых робах, скованных одной цепью, в кинозал, и шериф им командует "Всем смотреть кино!"
22:57 30/05/09
Рекомендует этот материал
20:12 20/05/09
Рекомендует этот материал
17:42 21/05/09
Идея, реализация, изложение, объемный язык, стиль - на высоте! Спасибо за такую толковую рецензию, которая прекрасно и легко читается. Будет возможность - посмотрю ленту.
17:43 21/05/09
Рекомендует этот материал.
06:34 22/08/10
Приятно осознавать, что писал не зря )
12:22 26/05/09
pfr
А я на 98 відсотків переконаний, що це Стрий (де він шукав роботу).
10:57 08/06/09

Live

1 час. назад

Владимир Некрасов публикует статью КТО НА РАМБЛЕРЕ «КОСИТ» ПОД НОСТРАДАМУСА, ГРАЖДАНЕ?

4 час. назад

Андрей Шаргородский публикует статью Как не обрыгаться в Третьяковке

5 час. назад

Влочега рекомендует материал Російські спецслужби готують чергову провокацію щодо захоплених у полон українських моряків

5 час. назад

sdv публикует статью Російські спецслужби готують чергову провокацію щодо захоплених у полон українських моряків

6 час. назад

Влочега рекомендует материал Зажурена Вкраїна

6 час. назад

Влочега рекомендует материал ПРО ТОМОС І ЗРАДУ

7 час. назад

Myhail Antonyshyn публикует статью Чого хочуть орбани та чого хочуть угорці

18 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию ПРО ТОМОС І ЗРАДУ

.........

18 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью Зажурена Вкраїна

...

20 час. назад

Alla Dubovaya рекомендует материал Блокпосты наизнанку.

...

20 час. назад

Alla Dubovaya пишет рецензию на публикацию Блокпосты наизнанку.

21 час. назад

Егор Сыроид публикует статью АТОвцям спростували причетність головного військового прокурора до зупинок оформлення експортованих волоських горіхів

21 час. назад

Егор Сыроид публикует статью Податкова міліція Києва виявила 32 кримінальних правопорушення в сфері будівництва

......

22 час. назад

Анжелика Исидина рекомендует материал Блокпосты наизнанку.

22 час. назад

Анжелика Исидина пишет рецензию на публикацию Блокпосты наизнанку.

22 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал ПРО ТОМОС І ЗРАДУ