О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  25 марта 2009 22:45:04

Ваш ребенок и музыка. Часть 9. (Последняя)

 Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 9. (Последняя)
  ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Глава 9

«Воля к пониманию»

h.ua/story/182334/  Часть 8.

h.ua/story/181756/ Часть 7.

h.ua/story/180573/#892268 Часть 6.

h.ua/story/180425/#889502 Часть 5.

h.ua/story/177998/ Часть 4.

h.ua/story/175603/ Часть 3.

h.ua/story/175185/ Часть 2.

h.ua/story/174933/ Часть 1.

Пристрастившись к музыке того или иного автора, ребёнок становится восприимчив ко всякого рода сведениям, касающимся полюбившегося произведения. Более того, он начинает ощущать информационный голод: хочет узнать о жизни композитора, об истории создания произведения, о различных вариантах толкования, даже о мнениях, ранее высказанных разными людьми о данном произведении. (Это замечательное состояние бескорыстного поиска знаний хорошо описывается пушкинским выражением «духовной жаждою томим».) Пытаться сообщить ребёнку даже элементарные знания о произведении раньше, чем у него возникла «духовная жажда», — напрасный труд, информация будет отторгнута (выслушана и тут же забыта). Но, полюбив произведение, человек готов, как губка, впитывать любые сведения о нём. Здесь не просто спокойная и беспристрастная любознательность, а жадный интерес любящего, стремящегося знать всё о том, что любишь. 

Пробуждение интереса к знаниям о музыке — очень ответственный момент для воспитателя. Краткий миг, когда ребёнок, по выражению Г. Гессе, «охвачен любопытством и волей к пониманию»1 — это тот редкостный момент, когда приоткрывается узенькая лазейка, через которую гуманитарная культура может проникнуть во внутренний мир личности. Если интерес не удовлетворить или удовлетворить некачественно, он быстро гаснет и, как правило, навсегда. (Хотя, конечно, есть дети, терпеливые в любви: их интерес не ослабевает от длительного ожидания, но таких меньшинство.) Интерес любящего ненасытен и может втянуть огромные массивы знаний. Чтобы это произошло, информация должна подаваться не только вовремя и с достаточной полнотой, но и в определённой, правильной по-следовательности:

В первую очередь нужны знания о внемузыкальных явлениях, с которыми объективно связано полюбившееся произведение (его словесная программа, литературный первоисточник, событие, послужившее толчком к сочинению).

Во вторую очередь нужны сведения из истории бытования произведения. Ребёнок хочет знать, когда и как другие люди эту музыку воспринимали, как на неё реагировали, какие словесные толкования давали. Ребёнок ищет в прошлом единомышленников, хочет вписать свое мнение о произведении в контекст ранее высказанных мнений, хочет мысленно полемизировать со знатоками, спортить, отстаивать свою точку зрения.

В третью очередь проявляется интерес к личности композитора (автора полюбившейся музыки) и обстоятельствам его жизни.

Произвольное изменение этой последовательности, например, попытка дать раньше времени биографию композитора — может привести к сбою интереса.

Получение серьёзных познаний о музыке — одна из целей музыкального и общего воспитания. Ориентиром движения к этой цели может служить принцип, высказанный Квинтилианом: «Пусть они будут либо образованными, либо такими, которые осознают свое невежество»2 (с тем уточнением, что эти два качества не только совместимы, но одно не существует без другого).

Как быть воспитателю, который и сам не имеет достаточных познаний? В большинстве случаев родители оказываются не готовы принять этот неожиданный информационный вызов. Во-первых, они уже успели расслабиться после того как ребёнок в возрасте «от двух до пяти» заставлял их своими бесконечными «почему?» давать отчёт обо всём, что делается в этом мире и других мирах. Во-вторых, дать внятный комментарий к музыкальному произведению бывает не под силу не только родителям, которые и сами недостаточно информированы, но и многим профессиональным музыкантам. Единственный источник, который позволит насытить информационный голод — музыковедческая литература.

Ошибочно думать, что такая литература создается только для профессионалов. В. Гёте говорил, что задача науки — сделать природу понятной всем.3 Применительно к нашей теме это должно звучать так: задача музыковедения — сделать музыку понятной всем. Музыковедение — служба понимания музыки (здесь я перефразирую высказывание С. Аверинцева о филологии4).

На этапе возникновения тяги к знаниям о музыке задача воспитателя — приобщить ребёнка к качественной музыковедческой литературе. Её содержание — масло в огонь собственных размышлений о музыке; лучше, когда это масло подливается в обстановке, не мешающей самим размышлением, то есть в спокойном уединении, при сосредоточенном, неспешном, вдумчивом чтении книг. Дело воспитателя — точно определить и вовремя предоставить нужную литературу. Взрослым не следует пытаться самим прочесть, а потом пересказывать для ребёнка сведения из книг. (Как гласит известное восточное изречение, погонщик верблюда может привести его к водопою, но пить верблюд должен сам.)

К каким же музыковедческим источникам направлять ребёнка? Едва ли стоит делать ставку на учебники музыкальной литературы. Технология «прохождения» учебников через фильтр бесчисленных чиновничьих инстанций и цензурных проверок, отработанная ещё в советские времена (каждый чиновник вычёркивает всё, чего он не может понять), лишает эти книги индивидуального тона, остроты мысли, юмора и делает их подобными протёртому супу на дистиллированной воде. Как всякая больничная пища, такая литература может только отбивать аппетит. Значит, как можно раньше ребёнок должен получить серьёзную, не адапрированную для детей оригинальную литературу лучших авторов, писавших о музыке.

Выбирая музыковедческую литературу, не следует опасаться сложности. Бетховен сказал: «Нет такой статьи, которая была бы для меня чересчур учёной. Не предъявляя ни малейшего притязания на настоящую учёность, я с детства старался уловить идеи лучших и мудрейших людей каждого столетия»5. Это слова интеллектуала. Сегодняшние дети — поколение интеллектуалов. Нет такой статьи или книги, которая была бы чересчур учёной для вашего ребёнка. Но это не значит, что для него одинаково годится любая литература. В этот ответственный момент от воспитателя требуется точность и безошибочность выбора.

При сформировавшемся стойком интересе человек готов штудировать и скучные, и длинные, и полупустые источники, в надежде выудить крупицу нового знания. Чудеса терпения проявляют специалисты во всех областях науки и техники, читающие даже совершенно неудобочитаемую «специальную» литературу. Но трудно ожидать того же от начинающего, чей интерес ещё не окреп.

Существует совсем не много книг, которые годятся, чтобы не исчез первоначальный интерес к чтению о музыке. Тут нужны проверенные первоклассные источники, действующие наверняка. Пусть в руки вашего ребёнка как можно раньше попадут многотомники классиков музыковедения: Владимира Стасова, Александра Серова, Германа Лароша, Ромена Роллана, Бориса Асафьева. Неизгладимое впечатления производят книги, написанные самими композиторами, например, из всей обширной литературы о композиторах-«кучкистах» лучшим источником остаётся автобио-графическая книга Н. А. Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни». Уникальный (даже для многих неожиданный) просветительский и педагогический потенциал проявляет неоконченная книга о Моцарте, которую писал в свободное от основной работы время нарком (министр) иностранных дел в первом правительстве большевиков Георгий Чичерин.6 Изданная в 1970 году, через много лет после смерти автора, эта маленькая книга вызвала сенсацию и сделала тысячи людей просвещёнными любителями, энтузиастами (а некоторых и исследователями) музыки Моцарта.

Чтобы предложить рёбенку список книг и статей, нобходимых для ознакомления с творчеством того или иного композитора (или для освоения определённого музыкального жанра), приходится учитывать много факторов. Хотя выбор литературы всегда субъективен, но он не должен быть случайным, зависящим от того, что первым попалось на глаза в магазине или библиотеке. Одно дело, зная широкий массив литературы вопроса, сделать субъективный выбор; и совсем другое дело — выбрать то, что случайным образом оказалось в поле зрения. Кроме того, должна быть учтена читательская история вашего ребёнка, ранее накопленный им запас знаний (так называемый тезаурус). Поэтому при подборе музыковедческой литературы могут понадобиться консультации не только педагога, но и опытного музыкального библиографа.

Конечно, следует стремиться к знанию всех источников, но это заведомо недостижимо. И если, например, из всего моря литературы о Моцарте читателю суждено ограничиться одной-двумя книгами, то я бы порекомендовал для ознакомления и правильной ориентации в теме — уже упомянутую книгу Чичерина, а для подробного понимания Моцарта — четырёхтомник Германа Аберта.7 При этом книга Чичерина будет прочитана подряд, а книга Аберта будет читаться постепенно, небольшими порциями по мере ознакомления с каждым новым для ребёнка произведением Моцарта. Поэтому первую книгу можно взять на короткое время в библиотеке, а вторую лучше приобрести и иметь собственный экземпляр: это будет справочник по Моцарту на много лет.

А о Шуберте для первого ознакомления и ориентации в теме я обычно советую свою брошюру, которая начинается так: «Большинство статей и книг о музыкальном искусстве могли бы носить эпиграф «Procul profani», то есть «Прочь, непосвященные». Мои же краткие заметки, наоборот, печатаются только для непосвященных. А те, кто хорошо знает Шуберта, прошу вас, не читайте эту книгу! Procul doctores!»... 8.

Подобные библиографические «наводки» нужны по каждому композитору. Поэтому при подборе музыковедческой литературы могут понадобиться консультации не только педагога, но и опытного музыкального библиографа.

1. Гессе Г. Игра в бисер. – М., 1969. – С. 78. 

2. Идеи эстетического воспитания. Т. 1. – М., 1973. – С. 179.

3.  См.: Свасьян К. А. Философское мировоззрение Гёте. М., 2001. – С. 11.

4.  См.: Аверинцев С. С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. – М., 1988. – С. 8.

5.  Цит. по: Фарбштейн А. Музыка и эстетика в наследии Ашота Адамяна // Сов. музыка. – 1985. - №2. – С. 69.

6.   Чичерин Г. В. Моцарт: Исследовательский этюд. Изд. 5-е. / Общая ред. Е. Ф. Бронфин. – Л.,:Музыка, 1987.

7.   Аберт Г. В. А. Моцарт / Пер. с немецкого и комментарий К. К. Саквы. – М.: Музыка, 1978-1985.

8.  Ганзбург Г Статьи о Шуберте. Харьков: РА, 1997.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 2123
Отредактировано: 25-03-2009 [22:48]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +4
Всего комментариев: 14, Всего рецензий: 7
Читайте также

Кто станет чемпионом НБА в этом сезоне?Кто станет чемпионом НБА в этом сезоне?

«Голден Стэйт» или все же «Уорриорс»? ...

НАБУ создает спецподразделение по МинобороныНАБУ создает спецподразделение по Минобороны

Сытник отметил, что дело о коррупционных схемах в Минобороны расследовалось длительное время ...

Столкновения под Радой: появилось фото пострадавшего полицейскогоСтолкновения под Радой: появилось фото пострадавшего полицейского

В полиции назвали новое количество пострадавших от столкновений под Радой  ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

07:45 26/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Кочубей Ніна Прилуки
Дякую.
21:22 28/03/09
12:13 26/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Спасибо за оценку.
22:07 28/03/09
15:54 26/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
С интересом и не без удовольствия прочитала Ваши работы, пусть и задним числом... Достойно подана информация - грамотно и профессионально.
Спасибо.
02:02 29/03/09
16:28 26/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
А надо просто интересоваться тем, что интересно твоим детям, идти вместе с ними, и это рецепт не только для музыки
Согласен. Спасибо.
11:08 29/03/09
17:06 26/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
Краткий миг, когда ребёнок, по выражению Г. Гессе, "охвачен любопытством и волей к пониманию"1 — это тот редкостный момент, когда приоткрывается узенькая лазейка, через которую гуманитарная культура может проникнуть во внутренний мир личности.
Благодарю.
15:11 29/03/09
Скіф Донецк
smile best bravo
18:56 29/03/09
21:24 26/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Спасибо.
15:37 29/03/09
21:34 26/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Благодарю.
15:52 29/03/09

Комментарии

Бах Винница
Музыкальный библиограф -- исчезающий вид, не занесенный ни в какого цвета книги.
21:33 26/03/09
Кочубей Ніна Прилуки
Рекомендует этот материал
Почему? Глибокі знання, високий професіоналізм, а найголовніше - той природній дар, який дає можливість так вжитися в свій предмет, що ще більше підсилити і перше і друге.
07:50 26/03/09
Дуже вдячний.
11:34 26/03/09
Рекомендует этот материал
12:13 26/03/09
Спасибо.
19:29 28/03/09
Бах Винница
Рекомендует этот материал
21:33 26/03/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? РЕКОМЕНДУЮ

!!!!
17:06 26/03/09
Благодарю.
20:43 28/03/09
Скіф Донецк
smile best
20:43 28/03/09
Современно и педагогично!
01:53 19/08/09
Благодарю. Посмотрите предыдущие 8 глав, там еще похлеще. read
09:37 19/08/09
Теперь вот занесен на сайт ХайВей.
23:31 28/03/09
Спасибо.
21:13 28/03/09

Live

48 мин. назад

Назар Слюсар комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Планшет неумного нахала

1 час. назад

Антон Перваков комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Элина Данилина комментирует материал Сказка о дождинках

1 час. назад

Элина Данилина комментирует материал Спасительный Закон

1 час. назад

Элина Данилина рекомендует материал Планшет неумного нахала

2 час. назад

Вла Ринд комментирует материал Червоно-чорне

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

3 час. назад

Писатель77 комментирует материал Хай місто спить

3 час. назад

Писатель77 комментирует материал Хай місто спить

4 час. назад

Геннадий Балашов публикует статью Секс с деньгами

5 час. назад

Володимир Бровко публикует статью Христианские ЧУДОТВОРЦЫ ч.2-4-1

5 час. назад

Писатель77 комментирует материал Хай місто спить