О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  20 марта 2009 21:55:05

Ваш ребенок и музыка. Часть 8.

Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 8.
ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Глава 7.

 «Музицировать для себя

или концертировать?»

h.ua/story/181756/  Часть 7.

h.ua/story/180573/#892268 Часть 6.

h.ua/story/180425/#889502 Часть 5.

h.ua/story/177998/ Часть 4.

h.ua/story/175603/ Часть 3.

h.ua/story/175185/ Часть 2.

h.ua/story/174933/ Часть 1.

Ратуя за музыкальное обучение всех детей, мы вовсе не призываем, чтобы все они стали музыкантами. Цель не в профессионализации, а в музыкальной грамотности, умении читать музыкальные произведения, как читают книги (произведения литературные).

 Целеполагание (правильное или ошибочное) обусловливает успех или безуспешность любого дела. В музыкальной педагогике вопрос о целях обучения весьма болезненный, поскольку и родители, и дети, и даже учителя часто ставят перед собой ложные цели. Причина ошибок в том, что, обучая музицированию, зачастую не учитывают (или не знают) различий между его видами.

Существуют три основные разновидности:

1) уединённое музицирование, когда человек поёт или играет на музыкальном инструменте сам для себя, в отсутствии слушателей;

2) совместное музицирование, являющееся средством дружеского, эмоционального общения с партнёрами (сюда относится, например, игра на фортепиано в четыре руки, участие в струнном квартете, домашнее ансамблевое и хоровое пение и т. п.);

3) публичное музицирование, цель которого — оказать влияние на внутреннее эмоционально-психологическое состояние других людей — слушателей (добровольных или невольных).

Первые две разновидности имеют несравненно большее значение для духовного развития, интеллектуального совершенствования и психоэмоционального здоровья личности. По существующей закономерности, совместное музицирование действует сильнее, чем публичное, а уединенное музицирование — сильнее, чем совместное.

Целью общего музыкального образования (домашнего и школьного) должно быть умение музицировать для себя. Что касается музицирования для других — то это дело профессионалов, их специально обучают мастерству публичной игры (или публичного пения) в консерваториях и музыкальных училищах. Научить публичному музицированию можно только тех, кто уже умеет музицировать для себя, то есть вполне освоил практику сосредоточенного, понимающего чтения музыки. Такое, уединённое чтение музыки можно охарактеризовать словами византийского писателя VII века Исаака Сириянина: «Чтение твое да происходит в ничем не нарушаемой тишине, <…> чтобы ощутить тебе в душе твоей при сладостном дохождении до истины приятнейший вкус, превосходящий всякое ощущение».

Большинство детей в определенный период мечтают о карьере артиста (как и о профессии пожарника, разведчика, космонавта...), в этом нет ничего плохого, к тому же такие желания обычно проходят быстро и бесследно. Но когда родители, не собираясь готовить из своего ребёнка профессионального музыканта, тем не менее, с самого начала обучения ориентируют его на выступления в концертах — это уже не безобидное чудачество, а грубая и вредоносная педагогическая ошибка.

Получив установку на концертирование, ребёнок постарается твёрдо заучить программу своих будущих выступлений; для этого ему придется месяцами повторять одни и те же пьесы, вместо того, чтобы прочитывать новые. В результате такой «учёбы» он не научится бегло читать ноты, улавливая смысл прочитанного, а сможет лишь воспроизводить заученное (да ещё при этом внешне демонстрировать страстные переживания, — это якобы придаёт игре выразительность и свидетельствует о недюжинном таланте).

Что бы вы сказали, если бы ваш ребёнок после обучения в общеобразовательной школе не мог бегло читать книжный текст, но зато выразительно, ярко эмоционально декламировал бы с эстрады заученные наизусть стихотворения, поэмы, повести? Наверно, сказали бы, что он остался неграмотным. Зачастую такое случается при обучении музыке в кружках художественной самодеятельности, музыкальных студиях и даже школах, когда хотят научить ребёнка публичным, концертным формам музицирования, не научив его музицировать уединённо, участвовать в совместном музицировании и не выработав у него элементарных, основополагающих навыков чтения и записи нот.

Вопрос о том, избрать ли своей профессией музыку, решают обычно в юности. А в детстве, независимо от будущего выбора профессии, целью обучения должно быть домашнее музицирование, притом не для кого-то другого (гостей, соседей, родителей, учителей), а для себя. Исходя из этого решается и непростой вопрос о содержательной стороне образования, то есть о круге музыкального чтения.

Каждому виду музицирования соответствует определённый репертуар. Произведения, которые производят глубокое эстетическое впечатление, когда человек остается наедине с самим собой, не всегда бывают уместны в компании, а произведения, созданные для совместного музицирования, не всегда проявляют должную силу воздействия также и на сторонних слушателей.

Выбирая репертуар, было бы рискованно особо полагаться на так называемую «детскую музыку». Произведения, специально написанные для детей, зачастую бывают весьма ненадёжны в художественном отношении. Об этом доходчиво сказал выдающийся оперный режиссёр современности Борис Покровский: «Разделение искусства на «детское» и «взрослое» неестественно; искусство едино, и если какие-то главы его посвящены детям, это не означает, что последние должны питаться только ими. <…> Воспитание детей лишь на специально детских произведениях опасно и тем, что круг этих произведений неизменно ограничен, а стремление его расширить приводит к появлению произведений, предназначенных только детям в расчёте на их неразборчивость, то есть откровенной халтуры, ничего общего с искусством не имеющей. А уж попав в плен к таким образцам «недоискусства», ребёнку ничего не стоит обрести прочный иммунитет к искусству вообще на всю жизнь. Любовь к искусству прививается с детства и расцветает на лучших образцах».

Что считать лучшими образцами? Шедевры редки, но и их не перечислить в одной короткой главе. Назову для примера лишь «Альбом для юношества» Роберта Шумана и «Детский альбом» П. И. Чайковского. Это не детская музыка, а полноценные художественные произведения для домашнего музицирования, легко доступные непрофессионалам, в том числе детям.

Принцип выбора репертуара для домашнего музицирования: отдавать предпочтение тем сочинениям, которые сильнее воздействуют на играющего, чем на слушающего. Таковы, например, фортепианные произведения Ф. Мендельсона-Бартольди («Песни без слов»), Ф. Шопена (Прелюдии, Мазурки, Вальсы, Ноктюрны), песни Ф. Шуберта, романсы М. Глинки, струнные квартеты венских классиков (Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена) скрипичные сонаты и партиты И. С. Баха. Вся эта музыка создавалась как раз для домашнего музицирования и критерием успешности музыкального обучения ребёнка должно быть его умение и желание прочесть, понять и прочувствовать эти произведения (а вовсе не умение бойко, эффектно и с успехом выступать перед публикой). 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1848
Отредактировано: 22-03-2009 [03:01]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +4
Всего комментариев: 14, Всего рецензий: 6
Читайте также

Генпрокуратура показала ще одне відео з ГужвоюГенпрокуратура показала ще одне відео з Гужвою

Генеральна прокуратура оприлюднила ще одне відео зустрічі головного редактора інтернет-видання "Страна.ua" Ігоря Гужви зі співрозмовником щодо непублі ...

Украинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксуУкраинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксу

В финале наш боксер победил англичанина Кларка ...

Лавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущемЛавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущем

Российские войска уйдут из Республики после учений "Запад-2017", уверяет глава МИД РФ ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

22:37 20/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
Чтение твое да происходит в ничем не нарушаемой тишине, <…> чтобы ощутить тебе в душе твоей при сладостном дохождении до истины приятнейший вкус, превосходящий всякое ощущение
Мне тоже по душе эта формулирвка.
23:53 20/03/09
Скіф Донецк
smile best bravo
10:11 21/03/09
07:10 21/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Кочубей Ніна Прилуки
Цікаво, корисно, доступно.
18:36 21/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Очень важно музицировать для себя или с друзьями. Концертировать -- удел избранных, нелегкий выбор жизненного пути.
Спасибо за статью!
20:01 21/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
21:05 21/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
Музицировать для СЕБЯ, любимого - вот ПЕРВАЯ ГЛАВНАЯ цель.
Ссылки в начале немножко странные.
=================
Любовь к искусству прививается с детства и расцветает на лучших образцах".1
============
1 - это ссылка ?
Это была сноска, но при переносе из Вёрда сноски пришлось снять по техническим причинам, шрифт неправильно отображался.
01:51 22/03/09
05:08 22/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
lavra Киев
Добрі поради.

Комментарии

Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
22:37 20/03/09
Спасибо.
23:19 20/03/09
Рекомендует этот материал
21:17 21/03/09
Скіф Донецк
smile best bravo
10:11 21/03/09
БлагоДарю? wink
13:08 22/03/09
Кочубей Ніна Прилуки
Читаю з великим задоволенням.Тепер я бачу, що smile була на вірному шляху (в моєму випадку). Як я боялася академконцертів! І яке задоволення мала, коли грала для себе, чи своїх рідних.Зараз теж - іноді для себе. Дуже любили грати з дочкою в чотири руки. Велике Вам спасибі за цей цикл публікацій!
07:17 21/03/09
Дякую.
02:57 22/03/09
Кочубей Ніна Прилуки
Рекомендует этот материал
Почему? "обучая музицированию, зачастую не учитывают (или не знают) различий между его видами."
07:18 21/03/09
Флорестан Харьков
Рекомендует этот материал
23:18 21/03/09
Бах Винница
Самое время начинать музицировать самой...
18:37 21/03/09
Благодарю.
12:35 22/03/09
Благодарю.
00:16 23/03/09
"А когда еще будет у нас время?"
03:04 22/03/09
Можно сказать и так. best
16:43 22/03/09

Live

1 мин. назад

yarina рекомендует материал "Море – у сні – незвичайне..."

2 мин. назад

Pavel Gandyara комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

3 мин. назад

Marchuk Nadia пишет рецензию на публикацию Мой безвизовый дебют

5 мин. назад

Cawka комментирует материал Конец эры смартфона?

11 мин. назад

Pavel Gandyara пишет рецензию на публикацию Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

43 мин. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

45 мин. назад

Жиго публикует статью Сусідка

46 мин. назад

Жиго комментирует материал Голосять про пустку відстані...

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Мой безвизовый дебют

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

2 час. назад

Володимир Бровко публикует статью ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ Кн.2 гл.5 ч.4-4

3 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью "Море – у сні – незвичайне..."

4 час. назад

Марк Львович рекомендует материал Знай наших!

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Похоже, я — из свежих роз!..

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Всепожирающая страсть!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Имя Твое.

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Знай наших!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Мой безвизовый дебют