О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  18 марта 2009 19:34:10

Ваш ребенок и музыка. Часть 7.

Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 7.
ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Глава 7.

«Какой инструмент выбрать?»

http://h.ua/story/180573/#892268  Часть 6.

http://h.ua/story/180425/#889502 Часть 5.

http://h.ua/story/177998/ Часть 4.

http://h.ua/story/175603/ Часть 3.

h.ua/story/175185/ Часть 2.

h.ua/story/174933/ Часть 1.

Идеальным было бы не выбирать, а дать ребёнку возможность опробовать разные инструменты, даже параллельно обучать его игре на инструментах разных систем, отличающихся способами звукоизвлечения (клавишном, смычковом, щипковом, духовом). Необходимость то и дело переключаться с одной системы на другую — значительно ускоряет развитие музыкального мышления. Испокон веков так воспитывали музыкантов (например, известно, что И. С. Бах, будучи не только гениальным композитором, но и выдающимся педагогом, именно так учил своих сыновей, ставших впоследствии значительными композиторами; именно так придворный музыкант Леопольд Моцарт обучал своего сына Вольфганга Амадея Моцарта…).

В наше время этот метод универсального музыкального обучения почти не используется из-за организационных сложностей и дороговизны всего, в том числе, к сожалению, и инструментов. В абсолютном большинстве случаев современным родителям приходится ограничиться каким-либо одним музыкальным инструментом. При таком вынужденном выборе (столь же трудном, сколь и ответственном) нужно учитывать множество аргументов «за» и «против», взвешивать педагогические преимущества каждого из инструментов. Скажу о некоторых из них:

1. Фортепиано (пианино, рояль) — развивает способность мысленно оперировать несколькими мелодическими линиями одновременно, приучает к многозвучным гармониям, позволяет двумя руками выполнять работу целого оркестра. (Смычковые и духовые инструменты лишены этих преимуществ.)

Серьёзный аргумент в пользу фортепиано — почти безграничный репертуарный запас, включающий произведения ряда композиторов первой величины (или, по терминологии романтической эстетики, — гениев). Хотя рояль — инструмент сравнительно молодой (вошедший в практику лишь с XIX века), для него уже успели накопить обширную музыкальную литературу, начиная от поздних сонат Бетховена, включая сочинения Мендельсона, Шопена, Шумана, Листа, Брамса, Дебюсси, Равеля, Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича...

На фортепиано также удается воспроизводить, хотя и с некоторым тембровым искажением, клавесинную музыку времен барокко и классицизма (например, произведения Рамо, Куперена, Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта), и даже, в некотором упрощении, музыку органную и оркестровую. Таким образом, научившись игре на фортепиано, человек получает в руки по существу всё музыкальное наследие прошлых веков.

Навык игры на фортепиано помогает впоследствии легко освоить и старинные клавиры, и современные электронные клавишные синтезаторы, и новейщие компьютерные midi-клавиатуры.

Ансамблевые возможности фортепиано позволяют не только сочетать его со многими инструментами и певческими голосами, но и играть вдвоём на одной клавиатуре («в четыре руки»). В культурных семьях это еще с XIX века по традиции остаётся излюбленным способом дружеского эмоционального и интеллектуального общения.

При индивидуальном музицированиии фортепиано даёт возможность одновременно петь и аккомпанировать себе. Этот навык является важнейшим для музыкального и общего развития ребёнка, так как обеспечивает координацию внутреннего слуха, напряжения голосовых связок, игровых движений рук на клавиатуре и ног на педалях. (Несмотря на значительную сложность, соответствующие приёмы музицирования при рациональной методике обучения могут и должны быть освоены на самых ранних этапах.)

Начальный период учёбы игре на фортепиано облегчается тем, что каждая клавиша даёт «готовый» звук правильной высоты. Но в этом есть и минус: ребёнку не приходится напрягать механизмы тонкого слухового контроля и ручной коррекции высоты звука. Для тренировки и развития этой способности нужны струнные и духовые инструменты.

2. Струнно-смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель). Начальный этап обучения сложнее, чем на фортепиано, из-за необходимости научиться собственноручно формировать высоту и тембр звука. Зато последующие этапы обучения легче, чем на фортепиано, так как в большинстве произведений приходится оперировать только одной мелодической линией. Слышать со стороны занятия начинающего скрипача зачастую бывает довольно мучительно для домочадцев (поначалу ребёнок извлекает фальшивые, резкие звуки неприятной тембровой окраски). Этот начальный этап придётся перетерпеть: он неизбежен, но будет тем короче, чем выше квалификация педагога, которого вы сумеете привлечь для занятий с вашим ребёнком.

Оригинальный репертуар для струнно-смычковых инструментов хронологически и стилистически шире, чем фортепианный, ибо включает музыку, сочинённую в эпоху Барокко, когда фортепиано ещё не применялось.

При обучении игре на скрипке и виолончели используются сравнительно недорогие детские инструменты уменьшенного размера, которые поэтапно заменяются на всё большие в процессе роста ребёнка.

3. Из струнно-щипковых инструментов для обучения лучше выбрать классическую (шестиструнную) гитару либо бандуру. Они гармонически полнозвучны, дают возможность научиться мысленно оперировать многоголосием, играя, петь под собственный аккомпанемент. Преимущества этих инструментов, по сравнению с другими щипковыми, — широта репертуара и перспективность для домашнего музицирования. Однако габариты этих инструментов не всегда позволяют маленькому ребёнку управиться с ними. Поэтому, чтобы не пропустить оптимальный момент старта обучения, желательно вовремя, то есть до шестилетнего возраста начать занятия на скрипке, а уже потом, по мере роста ребёнка, переходить к занятиям на гитаре или бандуре.

4. Из духовых инструментов используют для обучения детей продольную флейту (блок-флейту). Но одного этого инструмента недостаточно для полноценных занятий музыкой из-за принципиального одноголосия и чересчур узкого репертуарного запаса. Лучше, когда продольная флейта в руках ребёнка — не единственный, а дополнительный инструмент (а основной — фортепиано, скрипка или виолончель).

Другие духовые инструменты (поперечная флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон и туба) обычно не применяются для начального обучения детей по двум причинам. Во-первых, игра на них требует значительных физических усилий и напряжений, нежелательных в детском возрасте. Во-вторых, эти инструменты преимущественно оркестровые, а в домашнем музицировании их возможности весьма ограничены.

Продолжение следует

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 2407
Отредактировано: 31-03-2009 [16:09]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +6
Всего комментариев: 16, Всего рецензий: 7
Читайте также

Русский треш: "Бурановские бабушки" перепели заставку из Mortal KombatРусский треш: "Бурановские бабушки" перепели заставку из Mortal Kombat

Артистки перепели заглавную тему из видеоигры, перефразировав ее на русский язык ...

Май в Национальной опере: спектакль с народным юмором, гала-концерт и драма ПуччиниМай в Национальной опере: спектакль с народным юмором, гала-концерт и драма Пуччини

До конца месяца ценители оперы смогут наслаждаться постановками   ...

Белый дом опубликовал список достижений Трампа за первые 100 дней работыБелый дом опубликовал список достижений Трампа за первые 100 дней работы

Трамп смог еще дальше изолировать РФ и Сирию путем договоренностей с Китаем ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

19:48 18/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Благодарю.
10:07 19/03/09
21:19 18/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Марія Солтис Кузнецовск
Цікаво.
Тепер зрозуміло, чому мене перший рік у музичній школі, а я хотіла на піаніно грати, на бомбрі провчили :)
Я теж не прихильник домри.
Якщо й послуговуватися домрою при навчанні, то лише як додатковим інструментом.
20:17 19/03/09
Марія Солтис Кузнецовск
У мене до кінця навчального року пальці просто потріскали і почали гноїтися, а потім і музичний клас переселився. Це і стало крахом мого музичного навчання.
20:20 19/03/09
21:23 18/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Благодарю.
00:04 20/03/09
05:03 19/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
А вот аккордеон/баян выпал из поля зрения ?
Да. Статья агитирует ЗА определенные инструменты, а не ПРОТИВ. Поэтому в ней просто ничего не говорится о тех инструментах, которые я не рекомендую использовать при обучении.
00:38 20/03/09
12:57 19/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
отличные советы специалиста....
Спасибо.
09:28 20/03/09
Скіф Донецк
smile best
16:57 20/03/09
20:58 19/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно
Благодарю.
10:06 20/03/09
21:53 19/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Павло Сокіл Шостка
Полезная работа!
Спасибо.
10:24 20/03/09

Комментарии

Рекомендует этот материал
19:48 18/03/09
Благодарю.
02:39 19/03/09
Рекомендует этот материал
Почему? только без бандуры, прошу Вас!!!!!!!!
01:40 19/03/09
Марія Солтис Кузнецовск
Рекомендує цей матеріал
21:18 18/03/09
Дякую.
02:48 19/03/09
Рекомендует этот материал
10:20 19/03/09
Бах Винница
read bravo bravo bravo
21:24 18/03/09
Старался...
02:53 19/03/09
Еще две подачи будет.
13:33 20/03/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
12:57 19/03/09
Скіф Донецк
smile best
13:59 19/03/09
Бах Винница
Рекомендует этот материал
21:24 18/03/09
Спасибо!
09:13 19/03/09
Спасибо.
13:29 19/03/09
Благодарю.
13:33 19/03/09
Без бандур нельзя: на них играют отборные красавицы, которые к тому же еще и поют при этом. Разве мы можем лишить мужское население страны такого зрелища?
03:17 19/03/09

Live

5 час. назад

Володимир Олівець рекомендует материал Я рилом не вийшов…

5 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал Маргарита

5 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

5 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

5 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Весенний малыш: первые прогулки с новорожденным

6 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Мораль свою не осуждаю (пародия)

6 час. назад

I.Htoz`ivsalo рекомендует материал ненормальная

6 час. назад

I.Htoz`ivsalo рекомендует материал Маргарита

6 час. назад

I.Htoz`ivsalo рекомендует материал Мораль свою не осуждаю (пародия)

7 час. назад

viktor trigub комментирует материал ненормальная

7 час. назад

Александр Белоус публикует статью Я привязан к земному — надёжным канатом!..

7 час. назад

Александр Белоус публикует статью Ищи настроенье!

7 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал Маргарита

8 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

8 час. назад

Светлана Балагула комментирует материал ненормальная

8 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал Маргарита

8 час. назад

Восстановление Донбасса публикует статью В любой экстремальной ситуации власть действует однотипно,

8 час. назад

Чачанидзе Владимир публикует статью Спесивый апельсин.

8 час. назад

Viktor Pashenko публикует статью Кто заправляет в судах Украины?

9 час. назад

Джудит Алибабаевна комментирует материал ненормальная

9 час. назад

Жиго публикует статью Ще мить, ще крок

9 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал ненормальная

9 час. назад

Сергей Власов комментирует материал Український Нобель: Як завоювати розуми і серця людей в усьому світі?