О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  13 марта 2009 22:56:23

Ваш ребенок и музыка. Часть 6.

Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 6.
  ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Глава 6.

«Перед началом нужна прелюдия»

http://h.ua/story/180425/#889502  Часть 5.

http://h.ua/story/177998/ Часть 4.

http://h.ua/story/175603/ Часть 3.

h.ua/story/175185/ Часть 2.

h.ua/story/174933/ Часть 1.

Неудачи обучения часто возникают из-за «фальстарта» (когда учить начали раньше, чем сформировалось желание и готовность учиться). Чтобы захотеть что-либо сделать своими руками, ребёнок должен вначале увидеть это в готовом виде, восхититься и подумать: «Я тоже так хочу!». Пока у него не исчезло инстинктивное стремление подражать старшим (а такое стремление есть у каждого человека, но не всю жизнь, а лишь в период от младенчества до наступления зрелости), нужно это умело использовать в качестве стимула для обучения.

Услышав, как музицируют другие, ребёнок захочет сам научиться музицировать. Поэтому успешное начало занятий музыкой возможно только после приобретения некоторого слушательского опыта, достаточного для запуска механизмов подражания. Хорошо, если этот опыт начинает приобретаться в собственной семье, где музицируют родители, тогда он будет наращиваться каждодневно, безо всяких дополнительных усилий. Но если такой возможности нет, не беда: слушательский опыт можно накопить, посещая филармонические концерты и оперные спектакли. Звукозаписи и видеофильмы тоже пригодятся и помогут, но лишь в качестве дополнения: полностью заменить ими впечатления от живого музицирования нельзя.

Если вы намерены начать музыкальное обучение с игры на фортепиано, постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок мог понаблюдать за игрой хорошего пианиста. Если ребёнку предстоит начать учиться игре на скрипке, пусть понаблюдает за действиями хорошего скрипача...

До определенного возраста человеку не стыдно быть подражателем. Механизм волевого усилия в детстве запускается именно желанием кому-то подражать, даже копировать чьё-либо поведение. Чтобы управлять желаниями ребёнка, достаточно своевременно и последовательно предъявлять его вниманию соответствующие образцы для подражания. При этом нужно помнить, что дети склонны подражать не сверстникам и не младшим, а всегда старшим, чаще — взрослым людям. Поэтому неправильно говорить: «Смотри, как Ирочка много занимается, какую она трудную сонату выучила, если не будешь лентяем, тоже сможешь, как она, играть на пианино сложные произведения и выступать в концертах». Для пробуждения желания необходимо совсем другое: ребёнок должен посещать концерты взрослых музыкантов, тогда он сам захочет, подражая им, взять в руки музыкальный инструмент. У одних этот эффект наступит раньше, у других позже, но проявится обязательно. Чтобы услышать от ребёнка просьбу: «Купи мне скрипку», — достаточно бывает нескольких посещений скрипичных концертов в филармонии, чтобы он потребовал приобрести пианино, достаточно посетить с ним несколько концертов пианистов.

Но эти посещения с самого начала должны быть обставлены таким образом, чтобы ребёнок почувствовал ограничения. Говорите, например, так: «Я не возьму тебя с собой в филармонию, детей туда не пускают, чтобы не шумели». (Или: «Тебе нужно вовремя лечь спать, а концерт закончится поздно». «Ты мал ещё в филармонию ходить, всё равно там ничего не поймёшь, сиди лучше дома, смотри телевизор». «Ты плохо себя вёл, а значит, на концерт не пойдёшь». «Этот концерт только для взрослых» и т. д.) Потом уступите просьбам ребёнка и поведите его в филармонию, но, дабы не спугнуть желание, сделайте это с видимой неохотой.

Не показывайте вашего нетерпения поскорее начать занятия. Парадокс: чтобы ребёнок смог заниматься музыкой, достаточно купить пианино; чтобы он захотел заниматься музыкой, бывает достаточно продать пианино…

Посещение концертов, где ребёнок может видеть образцы для подражания, следует практиковать не только до начала занятий музыкой, но и на всем протяжении обучения. Правильный порядок действий таков: вначале получить впечатление от музицирования взрослых, потом играть самостоятельно. Правильное соотношение (на всех этапах учёбы): больше времени слушать музыку, чем самому музицировать.

Если в вашей семье нет возможности купить музыкальный инструмент, если вам приходится из-за материальных затруднений отложить это на будущее, то помните, что начало музыкального образования откладывать нельзя. Начать желательно как можно раньше (чем раньше, тем лучше), но обязательно — не позднее шестилетнего возраста.

Даже при отсутствии музыкального инструмента есть возможность не упустить момент. Обучение музыке может быть успешно начато пением в детском хоре. Хоровой коллектив выбирайте, исходя из исполняемого репертуара (это должна быть преимущественно классика) и квалификации дирижёра (им должен быть профессиональный дипломированный хормейстер с консерваторским образованием). В методически правильно работающем детском хоре ребёнок получит не только навыки музицирования, но и азы музыкальной грамоты. Не забудьте дать соответствующие образцы для подражания: организуйте (ненавязчиво) посещение концертов академического хора в филармонии плюс прослушивание музыки кантатно-ораториальных жанров в записях лучших хоровых капелл.

В семьях, где это приемлемо по моральным соображениям, начало музыкального образования может быть положено пением в церковном хоре (с этого начинали многие крупнейшие музыканты, например, Й. Гайдн, М. Березовский, Д. Бортнянский, С. Гулак-Артемовский).

Разумеется, и при обучении игре на инструменте, не будет лишним параллельно заниматься хоровым пением. Один из советов Роберта Шумана в его собрании педагогических афоризмов «Житейские и жизненные правила для музыкантов» гласит: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьёт в тебе музыкальность».

Рациональный выбор музыкального инструмента для обучения ребёнка составляет отдельую педагогическую проблему; о ней — в следующей главе.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1692
Отредактировано: 14-03-2009 [08:19]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +4
Всего комментариев: 8, Всего рецензий: 8
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

06:08 14/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
спасибо Вам, за Ваши статьи..
Спасибо за внимание. Будет еще 3 статьи из этой моей книги.
08:41 14/03/09
Скіф Донецк
smile smile smile best
05:36 15/03/09
06:49 14/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
Статья мне нравится тем, что заменив слово "МУЗЫКА" на другое,например, "СПОРТ" много из нее пригодится.
================================================================
До определенного возраста человеку не стыдно быть подражателем.
================================================================
Здесь можно спорить. Я,как взрослый человек, иногда, подражаю :-))) четко отдавая себе отчет что мастером в том, чему я подражаю, я не стану. Потому что есть ограничения,например,физические.
Спасибо. Я тоже думаю, что правильный алгоритм действий универсален и приложим ко многим сферам педагогики. Но о спорте, конечно не помышлял, это штука травматичная и я в этом не специалист. Знаю только, что при подражании взрослому спортсмену нужна предосторожность, формулируемая как "не пытайтесь повторить это дома".
08:55 14/03/09
15:18 14/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Отличный материал!
Спасибо.
17:48 14/03/09
18:58 14/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
А вот мой маленький сын все время засыпал на концертах, и ничего. Сын вырос, недавно взял второе место на фестивале бардовской песни :)
Поздравляю.
21:27 14/03/09
20:40 14/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
"чтобы ребёнок смог заниматься музыкой, достаточно купить пианино; чтобы он захотел заниматься музыкой, бывает достаточно продать пианино…"
Истинно так!
23:24 14/03/09
ага LOL
01:41 15/03/09
23:13 14/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Идеальный ребенок, идеальные родители... Филармония, театр... Тут бы время найти просто пообщаться...
Спасибо за рекомендации! Осуществить трудно.
Следуйте советам старого мудрого Ганзбурга и будет Вам счастье.
23:22 14/03/09
Бах Винница
Для этого нужно другое фото поставить, а то тут молодой красавец очень умного вида сидит...
23:23 14/03/09
Мерсибо!
02:46 15/03/09
00:42 15/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
В библиотеку!
Польщён!
19:21 18/03/09
05:03 15/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
lavra Киев
Корисно.
Дякую.
19:27 18/03/09

Комментарии

Скіф Донецк
smile best bravo
05:36 15/03/09
Рекомендует этот материал
Почему? Рекомендую!
15:19 14/03/09
Рекомендует этот материал
20:40 14/03/09
Бах Винница
А пение в хоре вправду воспитывает в музыкальном отношении даже лучше музыкальных занятий. Детский хор -- голоса ангелов, спустившихся на землю... Гармония, которой нет в окружающем мире.
23:16 14/03/09
Sveta Rybalko Харьков
Рекомендует этот материал
00:42 15/03/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
06:08 14/03/09
Благодарю.
02:47 15/03/09
Спасибо.
09:20 15/03/09

Live

5 час. назад

Larisa Potapova рекомендует материал Космические Боги с созвездий Большого пса и Ориона ч.7

5 час. назад

Larisa Potapova пишет рецензию на публикацию Космические Боги с созвездий Большого пса и Ориона ч.7

5 час. назад

lusi рекомендует материал Сводка новостей

5 час. назад

lusi рекомендует материал Идея власти неземной

5 час. назад

lusi комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

6 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

6 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Врождённый инстинкт

6 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Недра Украины ещё богаты!

7 час. назад

Гамаюн Исетский публикует статью Врождённый инстинкт

7 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Недра Украины ещё богаты!

8 час. назад

Элина Данилина рекомендует материал Идея власти неземной

8 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Про нову книгу Миколи Сядристого «Молох ленінізму. Ідеологія державного терору». Перший розділ.

8 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Идея власти неземной

9 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Сьогодні о третій... Юля і Саакашвілі. Короткі замальовки.

9 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Про нову книгу Миколи Сядристого «Молох ленінізму. Ідеологія державного терору». Перший розділ.

10 час. назад

Жиго публикует статью Я бачу дощ...

11 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Идея власти неземной

11 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Про нову книгу Миколи Сядристого «Молох ленінізму. Ідеологія державного терору». Перший розділ.

11 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

12 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Дуэли Великих Людей и нелепых путиноидов

12 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

15 час. назад

Петро Гоцуляк комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

15 час. назад

Петро Гоцуляк комментирует материал Чи варто нам підтримувати Міхо?