О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  8 марта 2009 23:37:58

Ваш ребенок и музыка. Часть 5

Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 5
  ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Статья 5.

«Не приневолить, а приохотить»

http://h.ua/story/177998/  Часть 4.

http://h.ua/story/175603/ Часть 3.

h.ua/story/175185/ Часть 2.

h.ua/story/174933/ Часть 1.

На всём протяжении детства и юности, начиная от четырёх-шести лет, когда ребёнок хочет попробовать учиться музыке (но, попробовав, может тотчас охладеть к ней), и до пятнадцати-восемнадцати лет, когда интерес к учёбе, если он сформировался, становится стойким, — необходимо грамотное педагогическое руководство интересом.

Бытует предрассудок, согласно которому слабый интерес к занятиям музыкой будто бы соответствует слабому дарованию. В действительности нет прямой связи между интересом к музыке и способностями к ней, поэтому отсутствие интереса — не повод отказаться от обучения.

Учитывая, что интерес к занятиям музыкой у большинства начинающих нестойкий, его приходится всё время искусственно подогревать, но на каждом этапе — другими средствами. Некоторые приёмы поддержания интереса могут освоить родители и воспитатели, другие требуют квалификации профессионального педагога — учителя музыки.

Тактика родителей достаточно проста; для того чтобы интерес не пропадал, требуется выдержать всего три условия:

1) никогда не принуждать,

2) всегда ограничивать,

3) иногда запрещать.

Заметьте, что в первом пункте слово «никогда» желательно понимать буквально, ибо достаточно даже однократного принуждения, чтобы испортить всё дело. Сразу образуется «заколдованный круг»: я заставляю ребёнка заниматься, потому что он не хочет, а он не хочет, потому что я заставляю... (Ещё в древности сказал Ксенофонт: «Кого заставляют силой, тот ненавидит, как будто у него что-то отняли».)

Самое смешное, что все родители превосходно умеют управлять интересом, но забывают это свое умение, как только дело доходит до музыкальных занятий. Например, почему ваш ребёнок всегда не прочь съесть мороженое? Как вы этого добились? Очень просто: во-первых, вы никогда его не заставляли это делать, а во-вторых, всегда устанавливали ограничения — чтобы не простудился или денег нет на мороженое, или еще по какой-то причине. Результат отменный: желание сформировано, готов съесть, сколько дадут, заставлять не приходится. А вот с манной кашей всё наоборот: ребёнка никто не ограничивал в количестве этого продукта, но бывали случаи, когда кормили под нажимом. Результат? — Не мне вам рассказывать...

Теперь спросим себя: действительно ли мороженое слаще манной каши, — и поймём, что причина не в дозировке сахара, а в том, что «запретный плод сладок». И еще поймём, что педагогика — это искусство управлять желаниями.

Как применить свой же замечательно успешный опыт воспитания любви к мороженому — в музыкальном обучении ребёнка?

1. Обусловьте возможность игры на музыкальном инструменте выполнением каких-либо обязательных поручений, например, говорите так: «Не играй, пока не уберёшь в своей комнате» («пока не вынесешь ведро с мусором», «пока не застелешь постель», «пока не помоешь посуду» и т. п.).

2. Дайте понять, что вы не одобряете музыкальные занятия и ограничьте время игры на инструменте: «Можешь играть, но не больше двух часов в день» («не больше получаса подряд», «не во время обеда», «только не сейчас, когда мама прилегла отдохнуть», «не мешай папе смотреть футбол по телевизору», «тише, разбудишь соседей», «лучше побегай на свежем воздухе», «займись чем-нибудь другим, сколько можно бренчать!» и т. д.).

3. В очень редких случаях ограничений оказывается недостаточно, тогда, чтобы пробудился интерес к занятиям музыкой, требуется запрет. Разумеется, это только уловка, поэтому запрет должен быть таким, чтобы его удавалось обойти.

Особенно важно придерживаться такой тактики при воспитании сыновей. Если, имея дело с девочками, иногда удаётся диктовать им свою волю, пользуясь послушанием и исполнительностью (и то далеко не всегда), то с мальчиками этот номер не проходит. В них силён дух противоречия, и неумелые попытки навязать им свою волю и приобщить к музыке силой — часто приводят к обратному результату.

В воспоминаниях о детстве А. Н. Скрябина зафиксирован первый, главный совет, который дал его воспитателям А. Г. Рубинштейн. Мемуаристка сообщает: «Антон Рубинштейн был одно время учителем матери А[лександра] Н[иколаевича], когда она была в Петербургской консерватории. Он очень её любил и называл своей дочкой. Узнав, что она умерла и что Шуринька её сын, он с большим интересом отнесся к нему. Рубинштейн был поражён музыкальным талантом Саши и просил меня не заставлять его ни играть, ни сочинять, когда у него не было желания»1.

Совершенно безнадёжно положение в тех семьях, где родители, силясь добиться успехов в учебе, применяют не только принуждение, но ещё и бессмысленные наказания.

Здесь уместно ненадолго отвлечься от нашей основной темы и задуматься над воспитательной ролью наказаний. Можно ли в педагогике вообще обойтись без наказаний? Можно, но не нужно. Задача в том, чтобы систему наказаний и поощрений не превращать из воспитательного средства в антивоспитательное.

Прежде всего, следует полностью исключить из практики приёмы воздействия, извращающие психику ребёнка. К таким приёмам относятся все виды рукоприкладства. С рациональной педагогикой несовместимы телесные наказания: ни один, даже самый щадящий способ нанесения побоев не может иметь (и никогда не имеет) воспитательной ценности. Телесные наказания — симптом педагогической импотенции. (Крик, истерика, унизительные замечания, оскорбительная ругань, грубый тон — более ранние признаки того же.)

Когда умелый воспитатель наказывает, он не карает, а учит. Педагогически правильное наказание должно заключаться в лишении желаемого. При этом в сознании и подсознании ребёнка автоматически возрастает и фиксируется значимость того, чего вы его лишаете. «Ты плохо поступил и в наказание я не разрешу тебе сегодня играть на пианино» («запру музыкальный инструмент на ключ и до понедельника не открою», «спрячу под замок ноты», «отменю урок музыки», «не пущу в школу» и т. д.). Почаще произносите подобные «угрозы» и вы сформируете у ребёнка непреодолимое желание как можно больше заниматься музыкой, использовать для занятий каждую свободную минуту и не злить вас из опасения лишиться этого удовольствия.

Попутно вы решите труднейшую задачу борьбы с ленью. Во многих семьях бывает так, что ребёнок будто бы и хочет учиться музыке, однако ленится делать это регулярно и не настроен преодолевать трудности. Лень — дефект мотивации. А мотивацией управляет педагог, поэтому проявление лени может служить сигналом о педагогической ошибке или недоработке. Отрегулировать мотивацию помогают, как это ни странно, запреты делать то, что и так не делается («не занимайся так часто», «не повторяй много раз одну и ту же пьесу», «не читай новые произведения, пока учительница их не задала» и т. д.).

Психологический парадокс в том, что «охота пуще неволи». В этой короткой пословице заключена целая педагогическая концепция (мудрая и эффективная не только для музыкального обучения), из неё вытекает, что задача воспитателя — не приневолить, а приохотить. 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1807
Отредактировано: 11-03-2009 [19:30]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +8
Всего комментариев: 19, Всего рецензий: 11
Читайте также

Кто и как защищает украинцев от плохого товара в супермаркетахКто и как защищает украинцев от плохого товара в супермаркетах

На продукты с "подмоченной" репутацией нужно жаловаться в Госпотребслужбу ...

Киевляне определились, какой должна быть развязка на месте Шулявского мостаКиевляне определились, какой должна быть развязка на месте Шулявского моста

Больше 10 тыс. человек поддержали петицию о строительстве трехуровневой развязки с разворотным кольцом  ...

У кого в Украине заберут стипендии и как изменится ее размерУ кого в Украине заберут стипендии и как изменится ее размер

Число стипендиатов планируют уменьшать каждый год, при этом бюджет на стипендии не сократят, в результате студенты будут получать больше ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

01:33 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Сложно это всё - хорошо,что поднимаете такие проблемы, очень хорошо!
А где можно книгу купить будет?
14:39 12/03/09
Спасибо. Следите за продолжением. Будет еще четыре главы из этой книги.
09:07 12/03/09
Книга издана в Харькове. В других городах пока нет (только отдельнве главы печатались в периодике в Москве и в Луганске). Возьмётесь переиздать ее в Киеве?
02:09 13/03/09
А где её в Харькове можно купить? У меня есть знакомые - я к ним обращусь
22:45 13/03/09
Не знаю, завтра постараюсь уточнить, в каких магазинах еще могут остаться экземпляры. Издания были в 2006 и 2007 годах, в основном всё уже разошлось...
23:18 13/03/09
04:17 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
Ох и сложная это задача - быть Педагогом. Особенно собственного ребенка.
Уж если он дал себе труд родиться, то всё остальное не так сложно.
09:14 12/03/09
08:02 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
lavra Киев
Розумний вчитель не карає,а вчить.
Цікаво і актуально.
Дякую.
01:58 13/03/09
09:13 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Интересно, полезно, обстоятельно, доходчиво.
10:37 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Очень полезно!
10:59 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
любопытный парадокс, хотя психологически понятно, но вот не слышал раньше насчет музыки
11:25 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Кочубей Ніна Прилуки
Чудова публікація! Цікаво, корисно і з душею.
19:13 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Профессионал!
21:36 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Отлично! Актуально и интересно
22:31 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересная статья...
23:03 09/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Марія Солтис Кузнецовск
Корисний матеріал

Комментарии

Рекомендует этот материал
01:34 09/03/09
Благодарю.
16:44 11/03/09
Sveta Rybalko Харьков
Рекомендует этот материал
09:13 09/03/09
Спасибо.
19:31 11/03/09
Рекомендует этот материал
10:37 09/03/09
Спасибо.
19:34 11/03/09
Бах Винница
Рекомендует этот материал
19:14 09/03/09
Кочубей Ніна Прилуки
Велике спасибі за публікацію. Прочитала з цікавістю і з великим задоволенням. Нас з сестрою ніколи не примушували займатися музикою - просто батькам було ніколи. Ми це робили самі.Я не примушувала свою дочку, Якось і потреби в цьому не було. Дуже дивуюся, коли люди продають фортепіано, бо діти вже виросли. Я свій інструмент не продам ні за яких обставин! Він уже старий, але такий рідний. Правда, потребує настройки. smile Ще раз спасибі за чудову роботу.
11:33 09/03/09
Дякую за розуміння.
19:47 11/03/09
Рекомендует этот материал
22:32 09/03/09
Кочубей Ніна Прилуки
Рекомендует этот материал
11:34 09/03/09
Павло Сокіл Шостка
Рекомендует этот материал
Почему? задача воспитателя — не приневолить, а приохотить.
12:36 09/03/09
Благодарю.
20:13 11/03/09
Марія Солтис Кузнецовск
Рекомендує цей матеріал
23:03 09/03/09
Бах Винница
Хорошо, но наивно. Дети не любят работать много. Уникумов, готовых работать много, единицы.
19:13 09/03/09
Спасибо.
08:06 12/03/09
Бладарю.
08:09 12/03/09
Музицирование - это не работа, а удовольствие...
00:17 12/03/09

Live

7 час. назад

Марк Львович комментирует материал Українська влада знає, як повернути на свою користь ППО РФ біля кордонів

7 час. назад

Марк Львович комментирует материал Ченстохов. Раздумья

8 час. назад

Larisa Potapova рекомендует материал "Звездные войны" ч.4-2

8 час. назад

Larisa Potapova пишет рецензию на публикацию "Звездные войны" ч.4-2

9 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Ченстохов. Раздумья

10 час. назад

ASPI публикует статью Артур Прузовский о кадровом кризисе в Польше

10 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Кристофер Марло (В.Шекспир) Сонет 41

10 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Кристофер Марло (В.Шекспир) Сонет 39

10 час. назад

Виталий Боровец публикует статью Почему рейдер Величко и российский бизнес чувствуют себя в безопасности?

10 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Путин компроментирует
Украину: двигатели для ракет КНДР

10 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим

10 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим

11 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим

11 час. назад

Марк Львович комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим

11 час. назад

Марк Львович комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим

11 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Светлые Силы против Сил Тьмы. Игра по правилам и без...

11 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим

11 час. назад

Марк Львович комментирует материал Светлые Силы против Сил Тьмы. Игра по правилам и без...

11 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим

11 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим

12 час. назад

Василий Грозин комментирует материал Момент истины

12 час. назад

Марк Львович комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим

12 час. назад

Марк Львович комментирует материал Не їдьте , братчики, у Крим