О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  5 марта 2009 22:03:54

Ваш ребенок и музыка. Часть 4.

Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 4.
 ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Статья 4.

«Требуется няня с музыкальным

образованием»

http://h.ua/story/175603/  Часть 3.

h.ua/story/175185/ Часть 2.

h.ua/story/174933/ Часть 1.

Раньше ребёнок рос в разновозрастном детском сообществе. В условиях большой многодетной семьи или группы подобных семей, живших по-соседству, постоянно циркулировали в достаточном количестве детские припевки, считалки, песни, передаваемые изуст-но от поколения к поколению и перенимаемые, как по эстафете, младшими от старших. Такой постоянно действующий в детском сообществе репертуарный фонд обеспечивал нормальное развитие музыкального мышления и отработку всех необходимых интонационно-певческих навыков. Поэтому процесс и мог протекать сам по себе, без вмешательства взрослых. Однако теперь нередкими стали ситуации, когда ребёнок не имеет постоянного контакта с более старшим детским «поколением». Такое происходит в однодетных семьях, в детских садах и школах, где группы и классы комплектуются из равновозрастных детей. В таких условиях ребёнку бывает не у кого перенять, «унаследовать» репертуарный запас и естественно, что возможности его музыкального развития из-за этого сильно ограничиваются и обедняются. Потому что процесс формирования того или иного навыка музыкального мышления должен быть чем-то «запущен», а толчком, пусковым механизмом служит соответствующая попевка, которую дети всякий раз не сочиняют, а перенимают друг у друга, младшие от старших.

В современных городских условиях, когда нарушается или даже прерывается многолетнее циркулирование в детской среде извечно бытовавших там попевок, задача воспитателя — вовремя восполнить ребёнку возникающие репертуарные пробелы. Но взрослые люди в большинстве случаев не хранят в памяти необходимый и достаточный репертуар детских попевок, считалок и песен, поэтому выполнить свою задачу могут только те из них, кто умеет читать ноты. Ведь придётся составить необходимый круг произведений на основании печатных источников и ввести его в сознание ребёнка и в практику музицирования детского коллектива.

Подчеркиваю, раньше это происходило само собой. Мать умела импровизировать колыбельные песни на основе мелодических моделей, известных ей от её матери, дети обучали друг друга попевкам и считалкам, перенимая ритмоинтонационные приемы. Теперь же, чтобы обеспечить нормальное развитие ребёнка, в ряде случаев следует искусственно реконструировать для него то, что ушло из обихода и сохранилось лишь в письменной фиксации фольклористов.

Современная молодая мама, которой пришло время заняться воспитанием ребёнка, последний раз слышала колыбельные песни 20-30 лет назад (если вообще слышала). Сможет ли она сама (по памяти) правильно их воспроизвести? Очевидно, нет.

Пение колыбельных песен — ежедневная практика, обязательная в течение нескольких месяцев. Делается это не спонтанно, как может показаться со стороны, а закономерным образом, на основе варьирования определённых мелодических формул, бытующих в народе тысячелетиями. Среди них есть и элементарные попевки из двух-трех звуков, и развитые мелодические построения, богатые в интонационном и ритмическом отношении.

В многодетных семьях женщина рано приобретает и постоянно тренирует навык пения колыбельных песен: ещё до того как у нее появятся собственные дети, она сотни раз поёт колыбельные младшим братьям и сёстрам. Ныне механизм устной передачи культурной информации даёт сбои из-за резких необратимых изменений патриархального уклада жизни и традиционной структуры семьи. В типичной современной городской семье, где дети рождаются с интервалом в 20-30 лет, молодая мама не помнит ритмомелодических формул и не имеет соответствующего навыка певческой импровизации и варьирования. Ей остаётся ограничиться элементарной интонацией, возникающей при укачивающем колебательном движении («баю-бай» или «а-а-а»). Ребёнок, конечно, засыпает, но в мелодическом, интонационно-ладовом отношении остаётся «недокормленным». Причина ясно определена в афоризме Карла Крауса: «Что переварили учителя, тем питаются ученики»1.

К счастью, некоторые из традиционных мелодических формул, лежащих в основе колыбельных песен, и образцы их импровизационного варьирования были письменно зафиксированы музыковедами-фольклористами и напечатаны в специальных изданиях (в том числе, в общедоступных песенных сборниках). Так что даже в случае, когда устная традиция прервалась, колыбельные песни могут быть вновь восстановлены и правильным образом воспроизведены по книгам, нужно только уметь верно прочесть нотную запись.

Беда, однако, заключается в том, что это нужно делать не в концерте, где есть квалифицированные музыканты-профессионалы, а дома, в семье. Но, из-за катастрофического провала в деле музыкального образования, допущенного и усугубляющегося на протяжении нескольких десятилетий, из-за почти всеобщей музыкальной неграмотности, в семьях обычно не умеют читать ноты. Неграмотность сводит на нет уникальную, отличающую человека от животных способность научаться не от одного предшествующего поколения, а от многих.

Что в этом случае можно посоветовать хотя бы в качестве полумеры? Когда вы даёте объявление «Требуется няня со знанием английского языка», подумайте ещё раз, взвесьте приоритеты и начните так:

«ТРЕБУЕТСЯ НЯНЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ...».

Все другие достоинства няни, по сравнению с музыкальной образованностью, не столь фундаментальны и не столь дефицитны в наше время. С появлением в доме хорошо образованной няни, ребёнок впервые узнает и прочувствует на себе действие музыкальной педагогики в том значении этого термина, который остроумно и точно сформулировал Симон Соловейчик: «Педагогика — наука об искусстве воспитания детей, но не всех, а только чужих».

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1704
Отредактировано: 05-03-2009 [22:23]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +4
Всего комментариев: 8, Всего рецензий: 7
Читайте также

Кто станет чемпионом НБА в этом сезоне?Кто станет чемпионом НБА в этом сезоне?

«Голден Стэйт» или все же «Уорриорс»? ...

НАБУ создает спецподразделение по МинобороныНАБУ создает спецподразделение по Минобороны

Сытник отметил, что дело о коррупционных схемах в Минобороны расследовалось длительное время ...

Столкновения под Радой: появилось фото пострадавшего полицейскогоСтолкновения под Радой: появилось фото пострадавшего полицейского

В полиции назвали новое количество пострадавших от столкновений под Радой  ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

00:21 06/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
08:32 06/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Марія Солтис Кузнецовск
Особисто я лічилок і дражнилок знаю дуже мало.
А от колискові малій співаю з радістю. І, хоч їх небагато - один "цикл" - 5 пісеньок - 2 на російській і три на українській, цього іноді вистачає.
У мене трошки більше місяця назад був шок, коли мала в свої 2 повністю переспівала колискову, під яку я її кладу спати.
А ще любить "Два веселі гуся". Коли була молодша, ми з нею навіть рухи виконували під цю пісеньку.
Так що, думаю, музична няня може почекати.
А хто навчатиме музичній грамоті?
17:20 06/03/09
Марія Солтис Кузнецовск
Подивимось, поки що вона дуже неуважна, тому вчити її чомусь - важка справа.
Пізніше над цим подумаємо, десь через рік :)
17:34 06/03/09
12:37 06/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересная работа! ...все приходящее и уходящее, - музыка вечная.
Музыка - это всегда положительный заряд!
Благодарю за понимание.
10:14 07/03/09
13:10 06/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Ваш матеріал навів мене на спогади та роздуми. Гарно і нехай не буде грошей на Мері Поппінс для дітей, нехай не всі можуть співати колискові, але є інші засоби долучати маленьких до музики. Дякую
Дякую і Вам.
10:16 07/03/09
14:17 06/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
Правильный диагноз -
=====================================
в семьях обычно не умеют читать ноты
====================================
И лечение правильное
=====================================
ТРЕБУЕТСЯ НЯНЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ...
==========================================
Потому как родители не пойдут в вечернюю музыкальную школу.
Благодарю за отзыв.
10:26 07/03/09
22:32 06/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Всегда хорошо относилась к Соловейчику...
Я тоже!
10:42 07/03/09
01:23 07/03/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Кстати, очень полезный (возобновили) отдел в киевской музакадемии - "музыкальная педагогика". Правда туда бы еще адекватные учебные планы придумать (усовершенствовать).... И ввести помимо фортепиано еще один инструмент дополнительно (гитару к примеру).

Комментарии

Скіф Донецк
smile best bravo
08:53 06/03/09
Рекомендует этот материал
Почему? Когда вы даёте объявление "Требуется няня со знанием английского языка", подумайте ещё раз, взвесьте приоритеты и начните так:

"ТРЕБУЕТСЯ НЯНЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ...".

Поддерживаю!
05:20 06/03/09
Марія Солтис Кузнецовск
Рекомендує цей матеріал
Чому? Цікаво
08:27 06/03/09
Бах Винница
Рекомендует этот материал
Почему? Кому-то еще требуется няня с музыкальным образованием!
22:33 06/03/09
Скіф Донецк
Подчеркиваю, раньше это происходило само собой. Мать умела импровизировать колыбельные песни на основе мелодических моделей, известных ей от её матери, дети обучали друг друга попевкам и считалкам, перенимая ритмоинтонационные приемы. Теперь же, чтобы обеспечить нормальное развитие ребёнка, в ряде случаев следует искусственно реконструировать для него то, что ушло из обихода и сохранилось лишь в письменной фиксации фольклористов.


в точку...
00:21 06/03/09
Спасибо за поддержку.
17:17 06/03/09
Благодарю.
12:38 04/02/10
Благодарю за понимание.
00:55 06/03/09

Live

48 мин. назад

Назар Слюсар комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Планшет неумного нахала

1 час. назад

Антон Перваков комментирует материал Хай місто спить

1 час. назад

Элина Данилина комментирует материал Сказка о дождинках

1 час. назад

Элина Данилина комментирует материал Спасительный Закон

1 час. назад

Элина Данилина рекомендует материал Планшет неумного нахала

2 час. назад

Вла Ринд комментирует материал Червоно-чорне

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

2 час. назад

Юрий Ермоленко комментирует материал Сказка о дождинках

3 час. назад

Писатель77 комментирует материал Хай місто спить

3 час. назад

Писатель77 комментирует материал Хай місто спить

4 час. назад

Геннадий Балашов публикует статью Секс с деньгами

5 час. назад

Володимир Бровко публикует статью Христианские ЧУДОТВОРЦЫ ч.2-4-1

5 час. назад

Писатель77 комментирует материал Хай місто спить