О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  23 февраля 2009 23:32:34

Ваш ребенок и музыка. Часть 3.

Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 3.
ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Статья 3.

«Приручение звука»

h.ua/story/175185/   Часть 2.

h.ua/story/174933/    Часть 1.

В возрасте приблизительно до 5-ти лет каждый человек интенсивно осваивает те интонационные элементы и ладовые модели, которые сложились в древности — на самых ранних этапах развития нашей цивилизации — и во все времена составляют основу музыкального мышления. При этом ребёнок за считанные месяцы повторяет в своем индивидуальном развитии весь путь, по которому человечество прошло за тысячелетия. Этапы этого пути следующие:

Первый этап — домузыкальная стадия оперирования звуками. Ребёнок вначале случайно, а потом намеренно и сознательно производит шум при помощи голоса и любых подручных предметов (гремящих, дребезжащих, звенящих). Для облегчения такого звукоэкспериментаторства издавна существуют специальные приспособления — детские погремушки. Ошибочно думать, что оперирование звуками — задача простая. В древности домузыкальное освоение звуков было делом отнюдь не детским и на него ушло не одно столетие.

Как ни странно, но этот — фундаментально важный — этап музыкального развития ребёнка не требует никаких специальных усилий со стороны взрослых. Даже совершенно естественный практический вопрос, которым задаются родители, — какие погремушки выбрать для покупки ребёнку, — не существенен. Ребёнок приспособит для этой цели любые твердые предметы, какие только попадут ему в руки, и соударяя их, изучит все возможные звуковые эффекты — последствия таких манипуляций. Покупая изысканные погремушки разнообразных форм и конструкций, мы, по существу, ничего не добавим для музыкального развития детей. Выигрыш только в том, что ложки, кастрюли, папины электронные часы и прочий инвентарь, хорошо звучащий при ударах об пол, не будет использован ребёнком, пока у него в руках есть погремушки. Для родителей погремушка — своего рода «джокер»: им вы подменяете любую вещь, которую не хотите видеть разбитой. Выбирая погремушки, можно не заботиться об их звуковых параметрах (годятся любые), а только о санитарно-гигиенических, на тот случай, если погремушка побывает во рту (а это произойдет обязательно и тогда материал не должен выделять никакой химической отравы) или сломается (материал должен быть таким, чтобы не образовывались остроконечные осколки).

С музыкально-педагогической стороны есть на этом этапе единственное предостережение, главным образом для богатых родителей: временно воздержитесь от покупки электронного синтезатора (электромузыкального инструмента). Такая игрушка, сама по себе очень хорошая, позволяет нажатием кнопок вызывать звуки любого тембра, в том числе имитировать звучание ударов предмета о предмет. Но раньше времени познакомив ребёнка с клавиатурой синтезатора, мы сорвём процесс формирования в его мышлении связей между звуками и порождающими их физическими движениями. (Это ещё хуже, чем дать ребёнку калькулятор раньше, чем он научился мысленно складывать числа. Калькулятор, конечно, сам всё сделает быстро и правильно, но соответствующая способность ума останется ненатренированной.)

Второй этап — придание звукам ритмической регулярности, то есть упорядоченности во времени. С этого момента стихийное звукоэкспериментаторство становится музицированием, то есть намеренным звуковым воздействием на себя и на других людей. Это кладёт начало умению регулировать свои и чужие эмоциональные переживания и культивировать эмоциональный опыт личности, который, по выражению Гурама Асатиани, накапливается, как «осадки переживаний».

На третьем этапе ребёнок практикует многократно повторяемое ритмичное скандирование отдельных слов и словосочетаний на одной ноте, позднее — на элементарно простых попевках из двух-трёх нот. Со временем это приводит к освоению более протяжённых словесно-музыкальных композиций типа детских считалок. Речь идёт не о бесцельной забаве, а об освоении важнейшего музыкального приёма «остинато», на котором основывается древняя техника заклинаний, заговоров, позднее — молитв, формул гипнотического внушения и т. п. Важнейшим признаком результативности музыкального развития на этом и других ранних этапах может служить способность и желание ребёнка многократно повторять однажды найденную ритмоинтонацию, то есть вновь с удовольствием переживать однажды прочувствованное. Практическое освоение остинатной повторности — знаменательный рубеж на пути духовного роста, поскольку это — первый опыт наслаждения нематериальным (наслаждению тоже надо учиться!).

На всех перечисленных стадиях развития малолетний экспериментатор, сам того не подозревая, использует принцип, на котором строилось древнейшее музицирование, — синкретизм (совокупность слова, мелодии и жеста, то есть первоначальная нерасчленённость искусства на виды). Поэтому в раннем возрасте пение всегда происходит вместе с произнесением слов и с ритмичными телодвижениями. Зная это, не следует добиваться от ребёнка отдельно пения (чистого интонирования мелодии) или отдельно игры на инструменте раньше, чем он освоит синкретическую «стихопеснепляску».

Какова задача взрослых в этот период? Ведь, казалось бы, и без их вмешательства ребёнок интуитивно находит правильный путь музыкального развития и с неизбежностью сам переходит от одной стадии освоения музыки к другой. Когда действуют природные автоматизмы, о результатах можно не беспокоиться. Но так было раньше: процесс шёл автоматически до тех пор, пока не стал разрушаться патриархальный уклад жизни. А теперь в этот процесс приходится вмешаться взрослым, но об этом — в следующей главе.

Продолжение следует

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1781
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +5
Всего комментариев: 13, Всего рецензий: 7
Читайте также

Генпрокуратура показала ще одне відео з ГужвоюГенпрокуратура показала ще одне відео з Гужвою

Генеральна прокуратура оприлюднила ще одне відео зустрічі головного редактора інтернет-видання "Страна.ua" Ігоря Гужви зі співрозмовником щодо непублі ...

Украинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксуУкраинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксу

В финале наш боксер победил англичанина Кларка ...

Лавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущемЛавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущем

Российские войска уйдут из Республики после учений "Запад-2017", уверяет глава МИД РФ ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

23:46 23/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
Покупая изысканные погремушки разнообразных форм и конструкций, мы, по существу, ничего не добавим для музыкального развития детей. Выигрыш только в том, что ложки, кастрюли, папины электронные часы и прочий инвентарь, хорошо звучащий при ударах об пол, не будет использован ребёнком, пока у него в руках есть погремушки.
00:26 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
Когда взрослые НЕ МЕШАЮТ они тем самым СИЛЬНО помагают :-))) !
00:48 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Тася Злобних Винница
Увлекательно, основательно и полезно!!!)))
Спасибо
21:41 05/03/09
01:52 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Синтезатор с клавиатурой - да, рано, согласна. Но а как насчёт дудочки или какой-либо другой "свистелки"? Хотя, извлекание звуков повышенной пронзительности не пойдёт на пользу нервам родителей...
Будет специальная глава о музыкальных инструментах и о том, какие выбирать для ребенка.
22:16 05/03/09
09:45 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Марія Солтис Кузнецовск
Цікаво.
Моя мала вже кілька місяців назад перестала танцювати, грати на чомусь(каструлях, ложках)не хоче, але підспівує знайомим пісням.
12:58 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
Благодарю. Есть продолжение.
12:33 08/03/09
20:04 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Желаэ Вам побольше читателей!
Благодарю
21:40 05/03/09

Комментарии

Бах Винница
Рекомендует этот материал
20:04 24/02/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
23:46 23/02/09
Гость
Благодарю
20:33 04/03/09
Скіф Донецк
smile best
20:52 04/03/09
Рекомендует этот материал
Почему? "Ваш ребенок и музыка" ? замечательный, мудрый и полезный буквально для всех материал. Я прочел три части и узнал много нового, хотя кое о чем догадывался и раньше. Статья написана, безусловно, профессионалом, и в то же время общедоступным языком, а это умеет далеко не каждый специалист. Настоятельно рекомендую всем будущим родителям, будущим бабушкам и дедушкам. Альберт Есаков.
11:53 28/02/09
Володимир Олесин Каменец-Подольский
Рекомендує цей матеріал
00:50 24/02/09
Спасибо
00:25 05/03/09
Книжку! Книжку!Книжку!..
(скандирует зал) smile smile smile smile

Хор: wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow

-А КТО ИЗДА-А-А-А-АСТ?...

Страдальцы нудных музыкальных школ
Из Лемуанов, Черни и Клементи,
И те, кто в музыканты не пошел,
Но и нужды не видит в аккомпанементе!

bravo bravo bravo bravo confused
23:21 03/02/10
Марія Солтис Кузнецовск
Рекомендує цей матеріал
09:42 24/02/09
Благодарю. Вот и я спрашиваю: кто издаст эту книгу третьим изданием? (Два предыдущих вышли в Харькове в 2006 и 2007 гг.) А отдельные главы печатались многократно в периодике Украины и России (поскольку я обычно даю согласие на перепечатку глав из этой книги всем газетам и журналам, которые этого хотят).
01:19 04/02/10
Спасибо
22:14 05/03/09
Спасибо
00:26 05/03/09
Благодарю
00:26 05/03/09

Live

3 мин. назад

yarina рекомендует материал "Море – у сні – незвичайне..."

5 мин. назад

Pavel Gandyara комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 мин. назад

Marchuk Nadia пишет рецензию на публикацию Мой безвизовый дебют

7 мин. назад

Cawka комментирует материал Конец эры смартфона?

13 мин. назад

Pavel Gandyara пишет рецензию на публикацию Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

46 мин. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

47 мин. назад

Жиго публикует статью Сусідка

48 мин. назад

Жиго комментирует материал Голосять про пустку відстані...

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Мой безвизовый дебют

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

2 час. назад

Володимир Бровко публикует статью ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ Кн.2 гл.5 ч.4-4

3 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью "Море – у сні – незвичайне..."

4 час. назад

Марк Львович рекомендует материал Знай наших!

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Похоже, я — из свежих роз!..

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Всепожирающая страсть!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Имя Твое.

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Знай наших!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Мой безвизовый дебют