О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  23 февраля 2009 23:32:34

Ваш ребенок и музыка. Часть 3.

Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 3.
ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Статья 3.

«Приручение звука»

h.ua/story/175185/   Часть 2.

h.ua/story/174933/    Часть 1.

В возрасте приблизительно до 5-ти лет каждый человек интенсивно осваивает те интонационные элементы и ладовые модели, которые сложились в древности — на самых ранних этапах развития нашей цивилизации — и во все времена составляют основу музыкального мышления. При этом ребёнок за считанные месяцы повторяет в своем индивидуальном развитии весь путь, по которому человечество прошло за тысячелетия. Этапы этого пути следующие:

Первый этап — домузыкальная стадия оперирования звуками. Ребёнок вначале случайно, а потом намеренно и сознательно производит шум при помощи голоса и любых подручных предметов (гремящих, дребезжащих, звенящих). Для облегчения такого звукоэкспериментаторства издавна существуют специальные приспособления — детские погремушки. Ошибочно думать, что оперирование звуками — задача простая. В древности домузыкальное освоение звуков было делом отнюдь не детским и на него ушло не одно столетие.

Как ни странно, но этот — фундаментально важный — этап музыкального развития ребёнка не требует никаких специальных усилий со стороны взрослых. Даже совершенно естественный практический вопрос, которым задаются родители, — какие погремушки выбрать для покупки ребёнку, — не существенен. Ребёнок приспособит для этой цели любые твердые предметы, какие только попадут ему в руки, и соударяя их, изучит все возможные звуковые эффекты — последствия таких манипуляций. Покупая изысканные погремушки разнообразных форм и конструкций, мы, по существу, ничего не добавим для музыкального развития детей. Выигрыш только в том, что ложки, кастрюли, папины электронные часы и прочий инвентарь, хорошо звучащий при ударах об пол, не будет использован ребёнком, пока у него в руках есть погремушки. Для родителей погремушка — своего рода «джокер»: им вы подменяете любую вещь, которую не хотите видеть разбитой. Выбирая погремушки, можно не заботиться об их звуковых параметрах (годятся любые), а только о санитарно-гигиенических, на тот случай, если погремушка побывает во рту (а это произойдет обязательно и тогда материал не должен выделять никакой химической отравы) или сломается (материал должен быть таким, чтобы не образовывались остроконечные осколки).

С музыкально-педагогической стороны есть на этом этапе единственное предостережение, главным образом для богатых родителей: временно воздержитесь от покупки электронного синтезатора (электромузыкального инструмента). Такая игрушка, сама по себе очень хорошая, позволяет нажатием кнопок вызывать звуки любого тембра, в том числе имитировать звучание ударов предмета о предмет. Но раньше времени познакомив ребёнка с клавиатурой синтезатора, мы сорвём процесс формирования в его мышлении связей между звуками и порождающими их физическими движениями. (Это ещё хуже, чем дать ребёнку калькулятор раньше, чем он научился мысленно складывать числа. Калькулятор, конечно, сам всё сделает быстро и правильно, но соответствующая способность ума останется ненатренированной.)

Второй этап — придание звукам ритмической регулярности, то есть упорядоченности во времени. С этого момента стихийное звукоэкспериментаторство становится музицированием, то есть намеренным звуковым воздействием на себя и на других людей. Это кладёт начало умению регулировать свои и чужие эмоциональные переживания и культивировать эмоциональный опыт личности, который, по выражению Гурама Асатиани, накапливается, как «осадки переживаний».

На третьем этапе ребёнок практикует многократно повторяемое ритмичное скандирование отдельных слов и словосочетаний на одной ноте, позднее — на элементарно простых попевках из двух-трёх нот. Со временем это приводит к освоению более протяжённых словесно-музыкальных композиций типа детских считалок. Речь идёт не о бесцельной забаве, а об освоении важнейшего музыкального приёма «остинато», на котором основывается древняя техника заклинаний, заговоров, позднее — молитв, формул гипнотического внушения и т. п. Важнейшим признаком результативности музыкального развития на этом и других ранних этапах может служить способность и желание ребёнка многократно повторять однажды найденную ритмоинтонацию, то есть вновь с удовольствием переживать однажды прочувствованное. Практическое освоение остинатной повторности — знаменательный рубеж на пути духовного роста, поскольку это — первый опыт наслаждения нематериальным (наслаждению тоже надо учиться!).

На всех перечисленных стадиях развития малолетний экспериментатор, сам того не подозревая, использует принцип, на котором строилось древнейшее музицирование, — синкретизм (совокупность слова, мелодии и жеста, то есть первоначальная нерасчленённость искусства на виды). Поэтому в раннем возрасте пение всегда происходит вместе с произнесением слов и с ритмичными телодвижениями. Зная это, не следует добиваться от ребёнка отдельно пения (чистого интонирования мелодии) или отдельно игры на инструменте раньше, чем он освоит синкретическую «стихопеснепляску».

Какова задача взрослых в этот период? Ведь, казалось бы, и без их вмешательства ребёнок интуитивно находит правильный путь музыкального развития и с неизбежностью сам переходит от одной стадии освоения музыки к другой. Когда действуют природные автоматизмы, о результатах можно не беспокоиться. Но так было раньше: процесс шёл автоматически до тех пор, пока не стал разрушаться патриархальный уклад жизни. А теперь в этот процесс приходится вмешаться взрослым, но об этом — в следующей главе.

Продолжение следует

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1806
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +5
Всего комментариев: 13, Всего рецензий: 7
Читайте также

Зимние праздники в Киеве: как все пройдетЗимние праздники в Киеве: как все пройдет

Цвет елки будет ежедневно меняться, а в новогоднюю ночь она заиграет всеми цветами ...

Почему Россия не выведет войска из Приднестровья: названо четыре причиныПочему Россия не выведет войска из Приднестровья: названо четыре причины

Эксперт объяснил, сколько еще будут находиться войска РФ в непризнанной республике ...

Apple выпустит iPhone "для бедных"Apple выпустит iPhone "для бедных"

По информации японского ресурса Mac Otakara, Apple уже создала безрамочный iPhone специально "для бедных", который будет продавать по ощутимо более н ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

23:46 23/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
Покупая изысканные погремушки разнообразных форм и конструкций, мы, по существу, ничего не добавим для музыкального развития детей. Выигрыш только в том, что ложки, кастрюли, папины электронные часы и прочий инвентарь, хорошо звучащий при ударах об пол, не будет использован ребёнком, пока у него в руках есть погремушки.
00:26 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
Когда взрослые НЕ МЕШАЮТ они тем самым СИЛЬНО помагают :-))) !
00:48 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Тася Злобних Винница
Увлекательно, основательно и полезно!!!)))
Спасибо
21:41 05/03/09
01:52 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Синтезатор с клавиатурой - да, рано, согласна. Но а как насчёт дудочки или какой-либо другой "свистелки"? Хотя, извлекание звуков повышенной пронзительности не пойдёт на пользу нервам родителей...
Будет специальная глава о музыкальных инструментах и о том, какие выбирать для ребенка.
22:16 05/03/09
09:45 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Марія Солтис Кузнецовск
Цікаво.
Моя мала вже кілька місяців назад перестала танцювати, грати на чомусь(каструлях, ложках)не хоче, але підспівує знайомим пісням.
12:58 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
Благодарю. Есть продолжение.
12:33 08/03/09
20:04 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Желаэ Вам побольше читателей!
Благодарю
21:40 05/03/09

Комментарии

Бах Винница
Рекомендует этот материал
20:04 24/02/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
23:46 23/02/09
Гость
Благодарю
20:33 04/03/09
Скіф Донецк
smile best
20:52 04/03/09
Рекомендует этот материал
Почему? "Ваш ребенок и музыка" ? замечательный, мудрый и полезный буквально для всех материал. Я прочел три части и узнал много нового, хотя кое о чем догадывался и раньше. Статья написана, безусловно, профессионалом, и в то же время общедоступным языком, а это умеет далеко не каждый специалист. Настоятельно рекомендую всем будущим родителям, будущим бабушкам и дедушкам. Альберт Есаков.
11:53 28/02/09
Володимир Олесин Каменец-Подольский
Рекомендує цей матеріал
00:50 24/02/09
Спасибо
00:25 05/03/09
Книжку! Книжку!Книжку!..
(скандирует зал) smile smile smile smile

Хор: wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow wow

-А КТО ИЗДА-А-А-А-АСТ?...

Страдальцы нудных музыкальных школ
Из Лемуанов, Черни и Клементи,
И те, кто в музыканты не пошел,
Но и нужды не видит в аккомпанементе!

bravo bravo bravo bravo confused
23:21 03/02/10
Марія Солтис Кузнецовск
Рекомендує цей матеріал
09:42 24/02/09
Благодарю. Вот и я спрашиваю: кто издаст эту книгу третьим изданием? (Два предыдущих вышли в Харькове в 2006 и 2007 гг.) А отдельные главы печатались многократно в периодике Украины и России (поскольку я обычно даю согласие на перепечатку глав из этой книги всем газетам и журналам, которые этого хотят).
01:19 04/02/10
Спасибо
22:14 05/03/09
Спасибо
00:26 05/03/09
Благодарю
00:26 05/03/09

Live

8 час. назад

antov рекомендует материал Чому Росія знову пішла на військову ескалацію

8 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию Чому Росія знову пішла на військову ескалацію

8 час. назад

Родослав Корченюк рекомендует материал Нитка долі

8 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Чому слід заборонити полювання на лося в Україні? Нові аргументи!

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Юля и чихуа - все та же же любимица коломойского - путина?

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Обещал "услышать каждого..." и сбежал в Ростов к... Путину?

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Юля и чихуа - все та же же любимица коломойского - путина?

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Обещал "услышать каждого..." и сбежал в Ростов к... Путину?

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Опіати в крові харківсько - черкаської мажорки знайшли, а подруг вбивчих, - ні!

9 час. назад

Виктор М публикует статью Нитка долі

10 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

10 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

10 час. назад

Сергей Кувалда рекомендует материал Я начинаю свой рассвет

10 час. назад

Сергей Кувалда рекомендует материал Наказание

10 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Давно такого не було

10 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Писатель77 комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Жиго публикует статью Пише липа тінь на плоті...

11 час. назад

Виктор М комментирует материал Давно такого не було