О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  21 февраля 2009 22:21:38

Ваш ребенок и музыка. Часть 2.

Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 2.
ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Статья 2.

"Зал ожидания", или "Женская консультация"

 

h.ua/story/174933/  Часть 1.

 

Многих будущих родителей волнует мысль о том, как в период беременности матери повлиять на уровень и характер музыкальной одаренности ребенка.

Чаще с подобными вопросами к музыкальным педагогам обращаются после появления очередной публикации на эту тему в общей прессе. Те, кто воспринимает такие публикации некритично, бывают обнадежены и хотят получить однозначные рекомендации, что и как им следует предпринять в период беременности. Другие же, кто воспринимают газетные статьи на эти темы как околонаучный курьез, делятся своими сомнениями, а то и стремятся осмеять легковерных. Как ответить тем и другим?

Да, разумеется, научные эксперименты в этой сфере не ставились. Но сама жизнь веками экспериментировала, и мы можем оценить и учесть результаты ее стихийных экспериментов. В мемуарах и биографиях известных личностей стоит обращать внимание на то, что известно об образе жизни их матерей в период беременности. Важно понять: как это соотносится с последующими проявлениями музыкальных способностей (или с их недостатком)? Как правило, находим в биографиях следующее: у музыкально одаренных людей мать до их рождения либо активно музицировала сама, либо находилась в обстановке живого музицирования.

В период, предшествующий появлению ребенка на свет, для его музыкального будущего имеет неоспоримое значение акустическая составляющая образа жизни матери. Формирование слухового аппарата и нервной системы зреющего плода происходит с учетом звуковых параметров окружающей среды. Например, если в период беременности женщина подолгу находится в шумном цехе, возрастает вероятность родить тугоухого ребенка (следствие защитной реакции формирующегося организма на повышенную громкость звукового фона). Тот же эффект может быть спровоцирован и длительным времяпрепровождением будущей мамы на дискотеках, где любят оглушительные звучания и злоупотребляют мощностью динамиков. Наоборот, желая сформировать у будущего ребенка способность к утонченным слуховым реакциям, следует позаботиться не только о том, как бы оградить зреющий плод от грохота и всяческих звуковых перегрузок, но и о преобладании в окружающей его звуковой среде музыкальных композиций, богатых в тембровом и звуковысотном отношении.

Сила этого фактора известна по многим биографиям одаренных музыкантов. Наиболее впечатляющий пример — предыстория рождения гениального композитора А. Н. Скрябина (1872–1915). Его мать была концертирующей пианисткой и почти до самых родов не прекращала своих выступлений (а значит, и домашней репетиционной работы, которая требует ежедневной многочасовой игры на рояле). Где всё это время находился Скрябин? Около звучавшего рояля. Впоследствии у него выявились и развились не просто музыкальные наклонности, но особая чувствительность и пристрастие именно к тембру фортепиано как некой родной для него стихии, особая тонкость слуха и чуткость пальцев, умевших прикосновением к клавиатуре извлекать из инструмента звучания неслыханных нюансов... Фортепианные композиции чаще, чем любые другие, могли приводить его в экстатическое состояние. Закономерно, что Скрябин прославился как композитор в первую очередь фортепианный, современники ценили в нем феноменального пианиста-исполнителя (что, к сожалению, остается для нас лишь областью легенд, поскольку звукозапись начала ХХ века еще не могла зафиксировать всех качеств звучания). “В его игре, — вспоминает Л. Я. Нелидова-Фивейская, — было неизъяснимое очарование, свойственное только ему, его обаятельной манере извлекать особенные колдующие завораживающие звуки. Он как бы лаская, слегка касался клавиш, но из-под его магических пальцев сверкали искры и молнии... Звуки, извлекаемые его легкими, как крылья бабочки, пальцами, казались какими-то неземными, астральными.”[1] По-видимому, особенности дарования Скрябина прямо зависели от особых условий в первые месяцы формирования его нервной системы и слухового аппарата.

Но случай Скрябина — лишь один из длинного ряда известных фактов. Стойкая многолетняя традиция домашнего музицирования в дворянских семьях России обеспечила стабильно высокий уровень музыкального и общего развития представителей этого сословия, появление в нем профессиональных музыкантов мирового масштаба. Почти все значительные русские композиторы XIX века (от М. Глинки до С. Рахманинова) — выходцы из этой среды. В дворянском сословии России во множестве формировались музыкальные династии. Разумеется, не все дети, рожденные в семьях, где родители музицировали, становились потомственными профессиональными музыкантами. Таких единицы. Но остальные становились потомственными культурными людьми.

Музыкальная грамотность и домашнее музицирование были в культурных кругах настолько привычным, само собой разумеющимся условием жизни, что этому даже не придавали особого значения. Например, композитор Николай Мясковский, который был сыном военного инженера, в автобиографии написал, что рос «в условиях и среде, далеко, в сущности, чуждых искусству», и не припоминает из времен раннего детства «музыкальных впечатлений, кроме залезания под рояль, когда на нем играли…»[2].

Итак, первый совет родителям: как можно раньше позаботиться об организации специального акустического режима в период беременности матери. Предпочтение следует отдавать “живому” звучанию музыки. Будущая мать поступит правильно, если участит посещение филармонических концертов и оперных спектаклей. В меньшей степени подходит воспроизведение музыки посредством электроаппаратуры, так как в этом случае воздействует неполный диапазон частот. Техника, даже самая качественная и дорогостоящая, пока еще не дает тех параметров звучания, которые совпадали бы с параметрами “живого” звука. Как не следует вскармливать детей искусственно синтезированными продуктами питания, точно так же надо избегать и синтезированных звуков: нельзя поручиться, что замена натурального звучания акустических инструментов электронными аналогами окажется физиологически приемлемой для детского организма.

Идеальный случай — когда будущая мать самостоятельно музицирует (поет, играет на музыкальном инструменте, участвует в хоре, ансамбле, оркестре). Однако при самостоятельном музицировании следует избегать игры на плохо настроенных (фальшиво звучащих) и технически неисправных инструментах, игра на которых сопровождается посторонними призвуками (дребезжанием, скрипом и т.д.). Некоторых предосторожностей требует музицирование на таких инструментах, как виолончель, гитара, домра, балалайка, бандура, арфа, поскольку их резонаторы (деки) находятся в непосредственной близости от плода. Сила звука должна быть в этих случаях весьма умеренной, чтобы не подвергать плод звуковым перегрузкам.

Бытует мудрое изречение, которое разные источники приписывают то венгерскому композитору Золтану Кодаи, то московскому пианисту Генриху Нейгаузу, то еще кому-то из известных педагогов: музыкальное обучение ребенка начинается за девять месяцев до рождения его матери. Парадоксальное на первый взгляд утверждение основано на достоверных жизненных фактах. И если во все времена музыкально одаренные дети с большей вероятностью рождались в семьях музыкантов, то, по-видимому, не только биологическая наследственность сыграла здесь свою роль (восприимчивость к музыке генетически заложена в каждом человеке), но именно акустическая обстановка в период внутриутробного формирования плода. А это, в отличие от генов, целиком в нашей власти.

Подводя итог этому разделу, скажем так: нормальные музыкальные способности проявляют все здоровые дети, независимо от акустических условий внутриутробного развития. А вот незаурядные, феноменальные способности с большей вероятностью возникают в тех случаях, когда внутриутробная жизнь плода проходила в обстановке живого музицирования. Для тех, кто мечтает родить музыкально-талантливого ребенка, вывод ясен и давно сформулирован в русской пословице "На Бога надейся, а сам не плошай!".

Продолжение следует

[1] . Ганзбург Г. Мемуарная запись Л. Я. Нелидовой-Фивейской об А.Н.Скрябине // Музыка и время [Москва]. - 2000. - №5. - С. 32-35.

[2] Мясковский Н. Я. Автобиографические заметки о творческом пути // Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах / Ред.-сост. С. Шлифштейн. – Т. 1. – М., 1964. – С. 5.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1802
Отредактировано: 21-02-2009 [22:29]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +7
Всего комментариев: 14, Всего рецензий: 8
Читайте также

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

09:33 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
О рождении ребенка надо думать ЗАДОЛГО до его рождения. А о МУЗЫКАЛЬНОМ ребенке - тем более. И МНОГОЕ в руках родителей будущих.
Благодарю за понимание.
16:09 22/02/09
15:08 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Марія Солтис Кузнецовск
Цікава і корисна інформація для батьків і майбутніх також.
Дякую дуже.
15:37 22/02/09
18:14 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно
18:44 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
23:45 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Спасибо за рекомендации.
01:04 23/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Очень важно и полезно будущим мамам-папам, бабушкам-дедушкам... Жду продолжения.
Спасибо. Продолжение будет завтра.
18:49 23/02/09
05:40 23/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
lavra Киев
Вибачте,але першої частини не прочитала.перейду на першу частину.
цікава і пізнавальна публікація.
02:03 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
У меня у подруги муж - гобоист. Ребёнку уже скоро год и он всё еще любит гобой :) И, кстати, замечательно реагирует на звучание музыки Гризея и Лахенмана

Комментарии

Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? будущим мамам...
18:44 22/02/09
Володимир Олесин Каменец-Подольский
read best best
02:40 22/02/09
Скіф Донецк
smile best
09:18 23/02/09
Володимир Олесин Каменец-Подольский
Рекомендует этот материал
02:45 22/02/09
Благодарю.
08:55 23/02/09
Проверено жизнью, это точно!
10:34 22/02/09
Бах Винница
Рекомендует этот материал
23:45 22/02/09
Sveta Rybalko Харьков
Рекомендует этот материал
01:04 23/02/09
Рекомендует этот материал
Почему? Корисно для ще ненароджених меломанів, та їх майбутніх батьків
10:34 22/02/09
І я тієї ж думки.
15:30 22/02/09
Рекомендует этот материал. Почему? "...нормальные музыкальные способности проявляют все здоровые дети...)Б-3(ДПР)
23:13 03/02/10
Марія Солтис Кузнецовск
Рекомендує цей матеріал
15:07 22/02/09
И папам тоже...
09:16 23/02/09
Благодарю.
13:05 04/02/10

Live

46 мин. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Вже скільки впало їх у цю безодню (з М. Цвєтаєвої)

3 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал "Насиділи вони вже геморой..."

3 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал "Насиділи вони вже геморой..."

12 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

13 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

13 час. назад

Родослав Корченюк рекомендует материал Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

13 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал То чи хрестили москаля?

14 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал То чи хрестили москаля?

14 час. назад

Родослав Корченюк удаляет комментарий к материалу То чи хрестили москаля? от Родослав Корченюк

14 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал То чи хрестили москаля?

14 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал То чи хрестили москаля?

15 час. назад

Таня Бідзіля рекомендует материал Коли знаєш, що дні будуть віддані зливам...

15 час. назад

Таня Бідзіля комментирует материал Свято Преображення Господнього

15 час. назад

Таня Бідзіля комментирует материал Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

15 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Сезонне і вічне у літньому інформаційному просторі України

15 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Обращение вора в законе Юрки Енакиевского к президенту

15 час. назад

antov рекомендует материал Діалог

16 час. назад

Карина Вильнштейн публикует статью АНТИКОРУПЦІОНЕР
И

16 час. назад

Григор Новохатько публикует статью Діалог

16 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Вже скільки впало їх у цю безодню (з М. Цвєтаєвої)

16 час. назад

Таня Бідзіля публикует статью Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

16 час. назад

Таня Бідзіля публикует статью Англомовний табір зацікавив гімназистів