О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Образование  21 февраля 2009 22:21:38

Ваш ребенок и музыка. Часть 2.

Григорий Ганзбург

Ваш ребенок и музыка. Часть 2.
ВАШ РЕБЕНОК И МУЗЫКА

Статья 2.

"Зал ожидания", или "Женская консультация"

 

h.ua/story/174933/  Часть 1.

 

Многих будущих родителей волнует мысль о том, как в период беременности матери повлиять на уровень и характер музыкальной одаренности ребенка.

Чаще с подобными вопросами к музыкальным педагогам обращаются после появления очередной публикации на эту тему в общей прессе. Те, кто воспринимает такие публикации некритично, бывают обнадежены и хотят получить однозначные рекомендации, что и как им следует предпринять в период беременности. Другие же, кто воспринимают газетные статьи на эти темы как околонаучный курьез, делятся своими сомнениями, а то и стремятся осмеять легковерных. Как ответить тем и другим?

Да, разумеется, научные эксперименты в этой сфере не ставились. Но сама жизнь веками экспериментировала, и мы можем оценить и учесть результаты ее стихийных экспериментов. В мемуарах и биографиях известных личностей стоит обращать внимание на то, что известно об образе жизни их матерей в период беременности. Важно понять: как это соотносится с последующими проявлениями музыкальных способностей (или с их недостатком)? Как правило, находим в биографиях следующее: у музыкально одаренных людей мать до их рождения либо активно музицировала сама, либо находилась в обстановке живого музицирования.

В период, предшествующий появлению ребенка на свет, для его музыкального будущего имеет неоспоримое значение акустическая составляющая образа жизни матери. Формирование слухового аппарата и нервной системы зреющего плода происходит с учетом звуковых параметров окружающей среды. Например, если в период беременности женщина подолгу находится в шумном цехе, возрастает вероятность родить тугоухого ребенка (следствие защитной реакции формирующегося организма на повышенную громкость звукового фона). Тот же эффект может быть спровоцирован и длительным времяпрепровождением будущей мамы на дискотеках, где любят оглушительные звучания и злоупотребляют мощностью динамиков. Наоборот, желая сформировать у будущего ребенка способность к утонченным слуховым реакциям, следует позаботиться не только о том, как бы оградить зреющий плод от грохота и всяческих звуковых перегрузок, но и о преобладании в окружающей его звуковой среде музыкальных композиций, богатых в тембровом и звуковысотном отношении.

Сила этого фактора известна по многим биографиям одаренных музыкантов. Наиболее впечатляющий пример — предыстория рождения гениального композитора А. Н. Скрябина (1872–1915). Его мать была концертирующей пианисткой и почти до самых родов не прекращала своих выступлений (а значит, и домашней репетиционной работы, которая требует ежедневной многочасовой игры на рояле). Где всё это время находился Скрябин? Около звучавшего рояля. Впоследствии у него выявились и развились не просто музыкальные наклонности, но особая чувствительность и пристрастие именно к тембру фортепиано как некой родной для него стихии, особая тонкость слуха и чуткость пальцев, умевших прикосновением к клавиатуре извлекать из инструмента звучания неслыханных нюансов... Фортепианные композиции чаще, чем любые другие, могли приводить его в экстатическое состояние. Закономерно, что Скрябин прославился как композитор в первую очередь фортепианный, современники ценили в нем феноменального пианиста-исполнителя (что, к сожалению, остается для нас лишь областью легенд, поскольку звукозапись начала ХХ века еще не могла зафиксировать всех качеств звучания). “В его игре, — вспоминает Л. Я. Нелидова-Фивейская, — было неизъяснимое очарование, свойственное только ему, его обаятельной манере извлекать особенные колдующие завораживающие звуки. Он как бы лаская, слегка касался клавиш, но из-под его магических пальцев сверкали искры и молнии... Звуки, извлекаемые его легкими, как крылья бабочки, пальцами, казались какими-то неземными, астральными.”[1] По-видимому, особенности дарования Скрябина прямо зависели от особых условий в первые месяцы формирования его нервной системы и слухового аппарата.

Но случай Скрябина — лишь один из длинного ряда известных фактов. Стойкая многолетняя традиция домашнего музицирования в дворянских семьях России обеспечила стабильно высокий уровень музыкального и общего развития представителей этого сословия, появление в нем профессиональных музыкантов мирового масштаба. Почти все значительные русские композиторы XIX века (от М. Глинки до С. Рахманинова) — выходцы из этой среды. В дворянском сословии России во множестве формировались музыкальные династии. Разумеется, не все дети, рожденные в семьях, где родители музицировали, становились потомственными профессиональными музыкантами. Таких единицы. Но остальные становились потомственными культурными людьми.

Музыкальная грамотность и домашнее музицирование были в культурных кругах настолько привычным, само собой разумеющимся условием жизни, что этому даже не придавали особого значения. Например, композитор Николай Мясковский, который был сыном военного инженера, в автобиографии написал, что рос «в условиях и среде, далеко, в сущности, чуждых искусству», и не припоминает из времен раннего детства «музыкальных впечатлений, кроме залезания под рояль, когда на нем играли…»[2].

Итак, первый совет родителям: как можно раньше позаботиться об организации специального акустического режима в период беременности матери. Предпочтение следует отдавать “живому” звучанию музыки. Будущая мать поступит правильно, если участит посещение филармонических концертов и оперных спектаклей. В меньшей степени подходит воспроизведение музыки посредством электроаппаратуры, так как в этом случае воздействует неполный диапазон частот. Техника, даже самая качественная и дорогостоящая, пока еще не дает тех параметров звучания, которые совпадали бы с параметрами “живого” звука. Как не следует вскармливать детей искусственно синтезированными продуктами питания, точно так же надо избегать и синтезированных звуков: нельзя поручиться, что замена натурального звучания акустических инструментов электронными аналогами окажется физиологически приемлемой для детского организма.

Идеальный случай — когда будущая мать самостоятельно музицирует (поет, играет на музыкальном инструменте, участвует в хоре, ансамбле, оркестре). Однако при самостоятельном музицировании следует избегать игры на плохо настроенных (фальшиво звучащих) и технически неисправных инструментах, игра на которых сопровождается посторонними призвуками (дребезжанием, скрипом и т.д.). Некоторых предосторожностей требует музицирование на таких инструментах, как виолончель, гитара, домра, балалайка, бандура, арфа, поскольку их резонаторы (деки) находятся в непосредственной близости от плода. Сила звука должна быть в этих случаях весьма умеренной, чтобы не подвергать плод звуковым перегрузкам.

Бытует мудрое изречение, которое разные источники приписывают то венгерскому композитору Золтану Кодаи, то московскому пианисту Генриху Нейгаузу, то еще кому-то из известных педагогов: музыкальное обучение ребенка начинается за девять месяцев до рождения его матери. Парадоксальное на первый взгляд утверждение основано на достоверных жизненных фактах. И если во все времена музыкально одаренные дети с большей вероятностью рождались в семьях музыкантов, то, по-видимому, не только биологическая наследственность сыграла здесь свою роль (восприимчивость к музыке генетически заложена в каждом человеке), но именно акустическая обстановка в период внутриутробного формирования плода. А это, в отличие от генов, целиком в нашей власти.

Подводя итог этому разделу, скажем так: нормальные музыкальные способности проявляют все здоровые дети, независимо от акустических условий внутриутробного развития. А вот незаурядные, феноменальные способности с большей вероятностью возникают в тех случаях, когда внутриутробная жизнь плода проходила в обстановке живого музицирования. Для тех, кто мечтает родить музыкально-талантливого ребенка, вывод ясен и давно сформулирован в русской пословице "На Бога надейся, а сам не плошай!".

Продолжение следует

[1] . Ганзбург Г. Мемуарная запись Л. Я. Нелидовой-Фивейской об А.Н.Скрябине // Музыка и время [Москва]. - 2000. - №5. - С. 32-35.

[2] Мясковский Н. Я. Автобиографические заметки о творческом пути // Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах / Ред.-сост. С. Шлифштейн. – Т. 1. – М., 1964. – С. 5.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 1758
Отредактировано: 21-02-2009 [22:29]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +7
Всего комментариев: 14, Всего рецензий: 8
Читайте также

Генпрокуратура показала ще одне відео з ГужвоюГенпрокуратура показала ще одне відео з Гужвою

Генеральна прокуратура оприлюднила ще одне відео зустрічі головного редактора інтернет-видання "Страна.ua" Ігоря Гужви зі співрозмовником щодо непублі ...

Украинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксуУкраинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксу

В финале наш боксер победил англичанина Кларка ...

Лавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущемЛавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущем

Российские войска уйдут из Республики после учений "Запад-2017", уверяет глава МИД РФ ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

09:33 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
О рождении ребенка надо думать ЗАДОЛГО до его рождения. А о МУЗЫКАЛЬНОМ ребенке - тем более. И МНОГОЕ в руках родителей будущих.
Благодарю за понимание.
16:09 22/02/09
15:08 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Марія Солтис Кузнецовск
Цікава і корисна інформація для батьків і майбутніх також.
Дякую дуже.
15:37 22/02/09
18:14 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно
18:44 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
23:45 22/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
Спасибо за рекомендации.
01:04 23/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Очень важно и полезно будущим мамам-папам, бабушкам-дедушкам... Жду продолжения.
Спасибо. Продолжение будет завтра.
18:49 23/02/09
05:40 23/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
lavra Киев
Вибачте,але першої частини не прочитала.перейду на першу частину.
цікава і пізнавальна публікація.
02:03 24/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
У меня у подруги муж - гобоист. Ребёнку уже скоро год и он всё еще любит гобой :) И, кстати, замечательно реагирует на звучание музыки Гризея и Лахенмана

Комментарии

Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? будущим мамам...
18:44 22/02/09
Володимир Олесин Каменец-Подольский
read best best
02:40 22/02/09
Скіф Донецк
smile best
09:18 23/02/09
Володимир Олесин Каменец-Подольский
Рекомендует этот материал
02:45 22/02/09
Благодарю.
08:55 23/02/09
Проверено жизнью, это точно!
10:34 22/02/09
Бах Винница
Рекомендует этот материал
23:45 22/02/09
Sveta Rybalko Харьков
Рекомендует этот материал
01:04 23/02/09
Рекомендует этот материал
Почему? Корисно для ще ненароджених меломанів, та їх майбутніх батьків
10:34 22/02/09
І я тієї ж думки.
15:30 22/02/09
Рекомендует этот материал. Почему? "...нормальные музыкальные способности проявляют все здоровые дети...)Б-3(ДПР)
23:13 03/02/10
Марія Солтис Кузнецовск
Рекомендує цей матеріал
15:07 22/02/09
И папам тоже...
09:16 23/02/09
Благодарю.
13:05 04/02/10

Live

15 сек. назад

yarina рекомендует материал "Море – у сні – незвичайне..."

1 мин. назад

Pavel Gandyara комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

2 мин. назад

Marchuk Nadia пишет рецензию на публикацию Мой безвизовый дебют

4 мин. назад

Cawka комментирует материал Конец эры смартфона?

10 мин. назад

Pavel Gandyara пишет рецензию на публикацию Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

42 мин. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

44 мин. назад

Жиго публикует статью Сусідка

45 мин. назад

Жиго комментирует материал Голосять про пустку відстані...

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Мой безвизовый дебют

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

2 час. назад

Володимир Бровко публикует статью ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ Кн.2 гл.5 ч.4-4

3 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью "Море – у сні – незвичайне..."

4 час. назад

Марк Львович рекомендует материал Знай наших!

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Похоже, я — из свежих роз!..

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Всепожирающая страсть!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Имя Твое.

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Знай наших!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Мой безвизовый дебют