О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Проза  21 февраля 2009 02:04:50

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 6

Григорий Ганзбург

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 6
  О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман

Документальная повесть

Часть 6

http://h.ua/story/174319/ Часть 5.

http://h.ua/story/173696/ Часть 4.

http://h.ua/story/173498/ Часть 3.

http://h.ua/story/173037/ Часть 2.

http://h.ua/story/172096/ Часть 1.

В названии вокального цикла Р. Шумана Ор. 104 можно усмотреть некоторую странность: в нём есть подзаголовок («В память о поэтессе»), но нет заголовка и первые слова названия «Семь песен...» похожи скорее на уточняющее указание, которое обычно пишут на обложке нотного сборника после названия. Эта странность объясняется благодаря сведениям О. Лосевой, ознакомившейся в Германии с нотной рукописью цикла ор. 104, «у которого первоначально существовало, оказывается, еще одно, общее заглавие, старательно выведенное Шуманом на титульном листе рукописи, а в последний момент сочтенное излишним и столь же старательно им зачеркнутое. Слово, скрытое двойным частоколом штрихов, прочтению все же поддается. Это \"Todtenopfer\" — \"Приношение умершей\".»[1] (Возникает впечатление, что Шуман искал и не находил заголовка, по смыслу соответствующего лермонтовскому «На смерть поэта».) Мы видим, что к уникальному по жанру произведению, каким получился у Шумана кульмановский цикл ор. 104, не так просто было даже подобрать название, это потребовало поисков формулировки: возникали и отвергались разные варианты, как это происходит при творческом процессе. Все словесные элементы начиная от заголовка и заканчивая послесловием — не носят здесь вспомагательного, служебного характера, а являются частью художественной конструкции наравне с музыкальными элементами.

Текст «Посвящения» уместно привести здесь полностью. «Посвящение» настолько много сообщает о замысле произведения (и об умонастроении Шумана), что должно было бы стать объектом нашего внимания даже в том случае, если бы замысел вокального цикла не был Шуманом реализован. (С.Скребков справедливо называет композиторский замысел — важнейшим компонентом, в котором концентрируются все элементы музыкального искусства.[2]) Поэтесса интересовала Шумана не как носительница определенного литературного стиля, но именно как личностно-уникальный образ. Несомненно, именно поэтому Шуман, в отличие от большинства авторов, высказывавшихся о Кульман, прошел мимо ее антологических стихотворений (в том значении термина, который ввел В.Г.Белинский[3]) — то есть не озвучил стилистически наиболее характерной части ее поэзии, а сосредоточился исключительно на личностно окрашенных лирических миниатюрах, располагая их по определенной сюжетной канве. Это и превращает реальное историческое лицо — поэтессу Элизабет Кульман — в персонаж quasi-театрального действа, в героиню музыкального спектакля нового, оригинального типа.

«Посвящение. Эти скромные песни посвящены памяти девочки, которой давно уже нет среди нас и имя которой известно совсем немногим. Она была, однако, из тех чудесно одаренных созданий, которые являются в мир весьма редко. Уроки высшей мудрости в искусном поэтическом выражении даются здесь устами ребенка; сами стихи говорят о том, как жизнь ее, протекавшая в тихой безвестности и глубочайшей бедности, бывала богата радостями. Из тысячи коротеньких стихотво­рений, из которых лишь немногие подходят для музыкального сочинения, выбрано несколько; эти песни могут лишь приблизительно обрисовать ее характер. Вся ее жизнь была поэзией, из этого богатого бытия могли быть выбраны лишь отдельные моменты.

Если бы эти песни могли сделать ее имя известным в тех многочисленных кругах, где о ней до сих пор не слыхали, я бы считал свою цель достигнутой. Я верю, что поэтесса, которая три десятилетия назад была знакома на Севере лишь единицам, рано или поздно будет встречена в Германии как светозарная звезда, и сиянье ее широко разольется над всеми странами. Дюссельдорф, 7-го июня 1851 г.».[4]

Шуман сделал этими песнями нечто совсем иное, чем авторы статей и книг о поэтессе, то, что может сделать лишь музыкант, — он первый поделился переживанием поэзии Кульман. (Здесь я пользуюсь выражением Д.В.Житомирского, писавшего так об открытии Шуманом гениальности Шопена[5].)

Цикл Ор.104 — шедевр позднего стиля Шумана, густо насыщенный романтической образностью, — дает исполнителям богатые возможности для воздействия на слушателя.

Трудно объяснить, почему столь замечательный во многих отношениях вокальный цикл, созданный зрелым мастером в последний период творчества, совершенно не освоен большинством певиц. Разумеется, исполнять его нелегко. (При всей технической простоте, о нем можно сказать то же, что Шуман говорил о песнях Бетховена: «Чтобы их спеть, нужен не столько певец, сколько поэт»[6].) Произведение это искренне эмоциональное, истинно шумановское по настроению и тону. Благородно сдержанное, далекое от преувеличенной сентиментальности, оно, как выражался Врубель, «блестит слезами». (Шуман-критик имел в своем словесном арсенале особую формулировку для идеального произведения. Я хочу сейчас употребить эту фразу по отношению к музыке его кульмановского цикла: «чистейшее движение души в святой час»[7].) 

Судьба этой музыки, будущее, которое ей суждено, зависит не только от профессиональных концертирующих исполнителей. О.Лосева высказала мнение о том, что этот цикл вообще не может бытовать в традиционных формах концертной жизни. Она пишет: «Цикл \"Семь песен Елизаветы Кульман\" не пользуется и, вероятно, никогда не будет пользоваться популярностью. Для этого он слишком специфичен. Более того — убеждена, что для публичного исполнения он вообще не предназначен. Музыкант должен играть и петь для себя самого, вникая в тексты и комментарии, а после этого найти и прочесть стихи Елизаветы Кульман... Словом, популярным этот цикл не был и не будет, но тем не менее цель, которую ставил перед собой композитор, создавая его, — познакомить с Кульман музыкальный мир — была достигнута в той мере, в какой это вообще возможно.»[8]

С этим можно согласиться, но с оговоркой: Шуман адресовал произведение не музыкантам. Он обращался к культурным, образованным людям, которые во все эпохи (кроме нашей) бывают музыкально грамотны и могут самостоятельно музицировать.

Действительно, главная и до сих пор не реализованная возможность — широкое бытование кульмановского цикла в условиях любительского домашнего музицирования, в первую очередь молодежного. Шуману вообще свойственно было самые сокровенные художественные идеи, самые смелые композиционные решения адресовать юношеству, молодым любителям музицированья, чье мышление не отягощено стереотипами. Поэтому многие его зрелые вещи относительно просты в техническом отношении и легко доступны непрофессионалам. К числу таких сочинений относится и цикл на стихи Елисаветы Кульман.

В основе песен — стихи из поэтического цикла Е.Кульман «Картинная галерея»[9], где сосредоточены ее лирические миниатюры. Выбор именно этого ее цикла, как верно заметила О.Лосева, предопределен, помимо всего прочего, особенностями техники стихосложения: в других сочинениях Кульман пользовалась белым стихом, а в «Картинной галерее» — рифмованным. (Музыкальные стили и композиторские техники, позволяющие использовать для кантиленной мелодики в песенных формах нерифмованные или даже прозаические тексты, появились позднее, уже в послешумановские времена.) 

[1] . //- /.-. .., ... - ., 1996. - . 87.

[2] .. .- . 11.

[3] .: .. .. // . - , 1990. - . 63.

[4] . . . ., 1969. . 5. . 55. ( .).

[5] .: ..

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 4179
Отредактировано: 21-02-2009 [02:06]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 1, Всего рецензий: 1
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

08:25 21/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
сами стихи говорят о том, как жизнь ее, протекавшая в тихой безвестности и глубочайшей бедности, бывала богата радостями.

cтатья - блеск !!!
Благодарю.
09:52 21/02/09
Скіф Донецк
smile best bravo
10:09 21/02/09

Комментарии

Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
08:26 21/02/09

Live

2 час. назад

Белка Белкина рекомендует материал Перестройка в РПЦ МП ч.4

2 час. назад

Белка Белкина рекомендует материал МОСТ

2 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Уймись Киев путиноидов, Грузия его уже изгнала и желает суда над Михо!

3 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

4 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Я — зомби

4 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Про українську політику

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Сьогодні о третій... Юля і Саакашвілі. Короткі замальовки.

5 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Я — зомби

6 час. назад

Владимир Некрасов публикует статью СНОВА ЗДОРОВО, ГРАЖДАНЕ?

7 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Уймись Киев путиноидов, Грузия его уже изгнала и желает суда над Михо!

7 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "ГИТАРА" Федерико Гарсиа Лорка

7 час. назад

Жиго публикует статью Благословенний день...

9 час. назад

Писной Андрей публикует статью МОСТ

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "ГІТАРА" Federiko Harsia Lorka

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "ГИТАРА" Федерико Гарсиа Лорка

9 час. назад

Назар Слюсар рекомендует материал Хто є хто в Україні

10 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Когда посольство Украины переедет в Иерусалим?

11 час. назад

Олександра Адамчук публикует статью В Киеве открылся сезон «Танцев-шманцев
»

11 час. назад

Геннадий Балашов публикует статью Я — зомби

14 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Історичний музей у Чернігові – усср?

16 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

16 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

16 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Сьогодні о третій... Юля і Саакашвілі. Короткі замальовки.