О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Проза  18 февраля 2009 02:29:52

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 5

Григорий Ганзбург

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 5
  О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман

Документальная повесть

Часть 5

http://h.ua/story/173696/ Часть 4.

http://h.ua/story/173498/ Часть 3.

http://h.ua/story/173037/ Часть 2.

http://h.ua/story/172096/ Часть 1.

Благодаря двум шумановским опусам петербургская поэтесса Е. Кульман вошла в историю мировой культуры. В свою очередь сокровищница мировой культуры пополнилась уникальными музыкальными произведениями благодаря творческому импульсу, полученному композитором от этой поэтессы. Произведения искусства рождаются при особого рода волнении души художника (например, в 1837 году Шуман писал Кларе Вик о «Танцах Давидсбюндлеров»: «Они возникли в самом прекрасном волнении, какое я только могу припомнить»[i]). В 1851 году, причиной волнения, из которого родились шумановские опусы 103 и 104, была поэзия Кульман.

Шумановеды относятся к этому факту в духовной биографии композитора по-разному, бывает, что и с недоумением, если оценивают кульмановскую поэзию негативно. Случается, даже видят в предпочтении Шуманом стихов Е.Кульман — симптом помрачения ума... Выразительно формулирует такую точку зрения английский музыковед Э.Семс: «Не знаешь, чему больше удивляться, скудости ли похлебки или необъятности черпака. Еще более огорчительна готовность, с которой Шуман поглотил все это кушанье, серьезно восхваляя его вкус. Рано умершая девочка была для него, подобно Миньоне, трагической фигурой и возбудила в нем сочувствие»[ii]. А.Ноймайр в связи с этим прямо говорит о психическом нездоровьи Шумана: «Роберт был очарован стихами трагически погибшей 17-летней поэтессы Элизабет Кульман. То, что он был в таком восторге от напыщенных, чувственных стихов этой \"поэтессы\", заставляет задуматься и показывает, что его ранее столь надежный рассудок и самоконтроль заметно пострадали».[iii] Ранее подобное мнение высказывалось в книге Й. Ф. Василевского о Шумане и следующим образом резюмировано в рецензии на нее Ф. Бренделя: \"[…] автор книги усматривает в преклонении Шумана перед поэтессой Елизаветой Кульман […] знак падения его умственных сил […]\".[iv]

Приведенные цитаты свидетельствуют, что Шуман и в этом случае не был понят. Важно учитывать, что выбор композитором тех или иных поэтических текстов происходит не всегда по одним и тем же основаниям и критериям. Иногда композитору бывает нужен строго определенный метроритмический, иногда сюжетный материал, иногда выбор диктуется заказом, конъюнетурой и т. д. Но из всех случаев обращения композиторов к поэтическим (и вообще литературным) источникам можно выделить те особые случаи, когда выбор обусловлен «влечением родственных натур» (выражение, которое Куно Фишер употребил в 7-м томе своей «Истории философии», называя одну из причин сближения Шеллинга с Каролиной Шлегель[v]).

Выбор стихов для сочинения вокальной музыки уже сам по себе является творческим актом (и отличительным признаком индивидуального стиля музыканта). Ведь поэзия (как совокупность стихотворных текстов на данном языке) – общая для всех читателей и для каждого одинакова если не по смыслу, то по составу произведений. Для всех композиторов поэзия предстает как один и тот же набор текстов, однако стихотворения, выбранные двумя композиторами из одинакового набора, почти всегда оказываются разными. Исследователь (биограф, теоретик или историк искусства), конечно, не обязан разделять вкусы изучаемого композитора и его пристрастие к тем или иным поэтам и стихам, но должен (как минимум) уважать его выбор.

Обсуждать медицинскую подоплеку литературных предпочтений, то есть усматривать психопатологические причины, которые якобы могли обусловить творческое поведение композитора (на что намекает А.Ноймайр), — нет оснований: в 1851-1852 гг. интеллект Шумана и способность критического суждения были сохранны. Заподозрить же, что Шуман стал по каким-то соображениям превозносить слабую поэзию, — невозможно, если знать его принципы и стиль профессионального поведения. О себе и своих единомышленниках Шуман писал, что они стремятся «к тому, чтобы словом и делом воздвигать плотину против посредственности»[vi]. При выборе литературной основы для вокальной музыки Шуман руководствовался весьма жестким критерием, вот его слова: «Сплести музыкальный венок вокруг головы истинного поэта — нет ничего прекрасней; но тратить его на будничное лицо — стоит ли это усилий?»[vii]. О Кульман же он так отозвался в письме издательству «Фр.Кистнер» от 10 июня 1851 года: «[...]по моему мнению, она существо исключительное, и не только как поэтесса[...]»[viii]. О Собрании стихотворений Кульман, напечатанном на немецком языке шестым изданием: «[...]это воистину блаженный остров, всплывший из хаоса нашей современности» (из письма к Р.Полю от 25 июня 1851 г.)[ix].

В том же 1851 году Шуман сочинил на стихи Е.Кульман два произведения: «Девичьи песни» Ор.103 для двух голосов и фортепиано, и «Семь песен Елисаветы Кульман. На память о поэтессе» Ор.104 для голоса и фортепиано (в общей сложности одиннадцать композиционных единиц). Принципиально важно, что, сочиняя цикл Ор.104, композитор ставил перед собой и специальную (пропагандистскую) задачу: сделать имя Е.Кульман широко известным. Это ясно из «Посвящения» и авторских комментариев к песням. (И это согласуется с общим принципом, который Шуман сформулировал для себя в 1842 году: «Я всегда стремился воздавать должное всем духовно выдающимся личностям всех эпох»[x] и с еще более ранним его замечанием из статьи 1836 года: «[...] музыка есть воспоминание о самом прекрасном, что жило и умирало на земле»[xi].)

[i] . : .. : . .: , 1964.-. 292.

[ii] . : . //- /.-. .., ... - ., 1996. - . 92.

[iii] . : . - --: , 1997. - . 290.

[iv] Брендель Ф. Из рецензии на книгу Й. Ф. Василевского \"Роберт Шуман. Биография\" // Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии, предисловие О. В. Лосевой. Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. — М.: Композитор, 2000. — С. 101.

[v] См.: Фишер К. История философии. Т. 7. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение / Пер. Н. О. Лосского. – СПб., 1905. – С. 58.

[vi] Шуман Р. О музыке и музыкантах. .II-.-.,1978.-.145.

[vii] . - .276.

[viii] . . .2. - ., 1982.- . 282.

[ix] .- . 284.

[x] . . . 1 - ., 1970. - . 43.

[xi] . : . . 1. - ., 1975. - . 347.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 3307
Отредактировано: 18-02-2009 [02:35]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 2, Всего рецензий: 5
Читайте также

Зимние праздники в Киеве: как все пройдетЗимние праздники в Киеве: как все пройдет

Цвет елки будет ежедневно меняться, а в новогоднюю ночь она заиграет всеми цветами ...

Почему Россия не выведет войска из Приднестровья: названо четыре причиныПочему Россия не выведет войска из Приднестровья: названо четыре причины

Эксперт объяснил, сколько еще будут находиться войска РФ в непризнанной республике ...

Apple выпустит iPhone "для бедных"Apple выпустит iPhone "для бедных"

По информации японского ресурса Mac Otakara, Apple уже создала безрамочный iPhone специально "для бедных", который будет продавать по ощутимо более н ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

09:43 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
Точка зрения,ято психически нездоровые люди творят, имеет право на жизнь.
====================
http://h.ua/story/174319/%5C%22http://h.ua/story/173696/%C2%A0%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%5C%22
==================
ССЫЛЛКИ формируются не правильно. Но не Ваше, скорее всего, в этои вина.
10:32 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
13:51 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
20:22 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
музыка есть воспоминание о самом прекрасном, что жило и умирало на земле"

Музыка есть прекрасное настоящее, будущее -- в общем, вечность.
22:07 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк

Комментарии

Рекомендует этот материал
13:51 18/02/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
22:07 18/02/09

Live

8 час. назад

antov рекомендует материал Чому Росія знову пішла на військову ескалацію

8 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию Чому Росія знову пішла на військову ескалацію

8 час. назад

Родослав Корченюк рекомендует материал Нитка долі

8 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Чому слід заборонити полювання на лося в Україні? Нові аргументи!

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Юля и чихуа - все та же же любимица коломойского - путина?

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Обещал "услышать каждого..." и сбежал в Ростов к... Путину?

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Юля и чихуа - все та же же любимица коломойского - путина?

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Обещал "услышать каждого..." и сбежал в Ростов к... Путину?

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Опіати в крові харківсько - черкаської мажорки знайшли, а подруг вбивчих, - ні!

9 час. назад

Виктор М публикует статью Нитка долі

9 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

10 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

10 час. назад

Сергей Кувалда рекомендует материал Я начинаю свой рассвет

10 час. назад

Сергей Кувалда рекомендует материал Наказание

10 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Давно такого не було

10 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Писатель77 комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Сергей Кувалда комментирует материал Давно такого не було

11 час. назад

Жиго публикует статью Пише липа тінь на плоті...

11 час. назад

Виктор М комментирует материал Давно такого не було