О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Проза  18 февраля 2009 02:29:52

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 5

Григорий Ганзбург

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 5
  О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман

Документальная повесть

Часть 5

http://h.ua/story/173696/ Часть 4.

http://h.ua/story/173498/ Часть 3.

http://h.ua/story/173037/ Часть 2.

http://h.ua/story/172096/ Часть 1.

Благодаря двум шумановским опусам петербургская поэтесса Е. Кульман вошла в историю мировой культуры. В свою очередь сокровищница мировой культуры пополнилась уникальными музыкальными произведениями благодаря творческому импульсу, полученному композитором от этой поэтессы. Произведения искусства рождаются при особого рода волнении души художника (например, в 1837 году Шуман писал Кларе Вик о «Танцах Давидсбюндлеров»: «Они возникли в самом прекрасном волнении, какое я только могу припомнить»[i]). В 1851 году, причиной волнения, из которого родились шумановские опусы 103 и 104, была поэзия Кульман.

Шумановеды относятся к этому факту в духовной биографии композитора по-разному, бывает, что и с недоумением, если оценивают кульмановскую поэзию негативно. Случается, даже видят в предпочтении Шуманом стихов Е.Кульман — симптом помрачения ума... Выразительно формулирует такую точку зрения английский музыковед Э.Семс: «Не знаешь, чему больше удивляться, скудости ли похлебки или необъятности черпака. Еще более огорчительна готовность, с которой Шуман поглотил все это кушанье, серьезно восхваляя его вкус. Рано умершая девочка была для него, подобно Миньоне, трагической фигурой и возбудила в нем сочувствие»[ii]. А.Ноймайр в связи с этим прямо говорит о психическом нездоровьи Шумана: «Роберт был очарован стихами трагически погибшей 17-летней поэтессы Элизабет Кульман. То, что он был в таком восторге от напыщенных, чувственных стихов этой \"поэтессы\", заставляет задуматься и показывает, что его ранее столь надежный рассудок и самоконтроль заметно пострадали».[iii] Ранее подобное мнение высказывалось в книге Й. Ф. Василевского о Шумане и следующим образом резюмировано в рецензии на нее Ф. Бренделя: \"[…] автор книги усматривает в преклонении Шумана перед поэтессой Елизаветой Кульман […] знак падения его умственных сил […]\".[iv]

Приведенные цитаты свидетельствуют, что Шуман и в этом случае не был понят. Важно учитывать, что выбор композитором тех или иных поэтических текстов происходит не всегда по одним и тем же основаниям и критериям. Иногда композитору бывает нужен строго определенный метроритмический, иногда сюжетный материал, иногда выбор диктуется заказом, конъюнетурой и т. д. Но из всех случаев обращения композиторов к поэтическим (и вообще литературным) источникам можно выделить те особые случаи, когда выбор обусловлен «влечением родственных натур» (выражение, которое Куно Фишер употребил в 7-м томе своей «Истории философии», называя одну из причин сближения Шеллинга с Каролиной Шлегель[v]).

Выбор стихов для сочинения вокальной музыки уже сам по себе является творческим актом (и отличительным признаком индивидуального стиля музыканта). Ведь поэзия (как совокупность стихотворных текстов на данном языке) – общая для всех читателей и для каждого одинакова если не по смыслу, то по составу произведений. Для всех композиторов поэзия предстает как один и тот же набор текстов, однако стихотворения, выбранные двумя композиторами из одинакового набора, почти всегда оказываются разными. Исследователь (биограф, теоретик или историк искусства), конечно, не обязан разделять вкусы изучаемого композитора и его пристрастие к тем или иным поэтам и стихам, но должен (как минимум) уважать его выбор.

Обсуждать медицинскую подоплеку литературных предпочтений, то есть усматривать психопатологические причины, которые якобы могли обусловить творческое поведение композитора (на что намекает А.Ноймайр), — нет оснований: в 1851-1852 гг. интеллект Шумана и способность критического суждения были сохранны. Заподозрить же, что Шуман стал по каким-то соображениям превозносить слабую поэзию, — невозможно, если знать его принципы и стиль профессионального поведения. О себе и своих единомышленниках Шуман писал, что они стремятся «к тому, чтобы словом и делом воздвигать плотину против посредственности»[vi]. При выборе литературной основы для вокальной музыки Шуман руководствовался весьма жестким критерием, вот его слова: «Сплести музыкальный венок вокруг головы истинного поэта — нет ничего прекрасней; но тратить его на будничное лицо — стоит ли это усилий?»[vii]. О Кульман же он так отозвался в письме издательству «Фр.Кистнер» от 10 июня 1851 года: «[...]по моему мнению, она существо исключительное, и не только как поэтесса[...]»[viii]. О Собрании стихотворений Кульман, напечатанном на немецком языке шестым изданием: «[...]это воистину блаженный остров, всплывший из хаоса нашей современности» (из письма к Р.Полю от 25 июня 1851 г.)[ix].

В том же 1851 году Шуман сочинил на стихи Е.Кульман два произведения: «Девичьи песни» Ор.103 для двух голосов и фортепиано, и «Семь песен Елисаветы Кульман. На память о поэтессе» Ор.104 для голоса и фортепиано (в общей сложности одиннадцать композиционных единиц). Принципиально важно, что, сочиняя цикл Ор.104, композитор ставил перед собой и специальную (пропагандистскую) задачу: сделать имя Е.Кульман широко известным. Это ясно из «Посвящения» и авторских комментариев к песням. (И это согласуется с общим принципом, который Шуман сформулировал для себя в 1842 году: «Я всегда стремился воздавать должное всем духовно выдающимся личностям всех эпох»[x] и с еще более ранним его замечанием из статьи 1836 года: «[...] музыка есть воспоминание о самом прекрасном, что жило и умирало на земле»[xi].)

[i] . : .. : . .: , 1964.-. 292.

[ii] . : . //- /.-. .., ... - ., 1996. - . 92.

[iii] . : . - --: , 1997. - . 290.

[iv] Брендель Ф. Из рецензии на книгу Й. Ф. Василевского \"Роберт Шуман. Биография\" // Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии, предисловие О. В. Лосевой. Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. — М.: Композитор, 2000. — С. 101.

[v] См.: Фишер К. История философии. Т. 7. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение / Пер. Н. О. Лосского. – СПб., 1905. – С. 58.

[vi] Шуман Р. О музыке и музыкантах. .II-.-.,1978.-.145.

[vii] . - .276.

[viii] . . .2. - ., 1982.- . 282.

[ix] .- . 284.

[x] . . . 1 - ., 1970. - . 43.

[xi] . : . . 1. - ., 1975. - . 347.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 3039
Отредактировано: 18-02-2009 [02:35]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 2, Всего рецензий: 5
Читайте также

Генпрокуратура показала ще одне відео з ГужвоюГенпрокуратура показала ще одне відео з Гужвою

Генеральна прокуратура оприлюднила ще одне відео зустрічі головного редактора інтернет-видання "Страна.ua" Ігоря Гужви зі співрозмовником щодо непублі ...

Украинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксуУкраинец Виктор Выхрист стал чемпионом Европы по боксу

В финале наш боксер победил англичанина Кларка ...

Лавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущемЛавров пообещал, что Россия не будет оккупировать Беларусь в ближайшем будущем

Российские войска уйдут из Республики после учений "Запад-2017", уверяет глава МИД РФ ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

09:43 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
Точка зрения,ято психически нездоровые люди творят, имеет право на жизнь.
====================
http://h.ua/story/174319/%5C%22http://h.ua/story/173696/%C2%A0%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%5C%22
==================
ССЫЛЛКИ формируются не правильно. Но не Ваше, скорее всего, в этои вина.
10:32 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
13:51 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
20:22 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
музыка есть воспоминание о самом прекрасном, что жило и умирало на земле"

Музыка есть прекрасное настоящее, будущее -- в общем, вечность.
22:07 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк

Комментарии

Рекомендует этот материал
13:51 18/02/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
22:07 18/02/09

Live

3 мин. назад

yarina рекомендует материал "Море – у сні – незвичайне..."

4 мин. назад

Pavel Gandyara комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 мин. назад

Marchuk Nadia пишет рецензию на публикацию Мой безвизовый дебют

7 мин. назад

Cawka комментирует материал Конец эры смартфона?

13 мин. назад

Pavel Gandyara пишет рецензию на публикацию Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

45 мин. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

47 мин. назад

Жиго публикует статью Сусідка

48 мин. назад

Жиго комментирует материал Голосять про пустку відстані...

1 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Мой безвизовый дебют

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Знай наших!

2 час. назад

Володимир Бровко публикует статью ОНИ БОРОЛИСЬ С КОММУНИЗМОМ Кн.2 гл.5 ч.4-4

3 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью "Море – у сні – незвичайне..."

4 час. назад

Марк Львович рекомендует материал Знай наших!

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал «У травці любо котику лежать…» (українською і російською)

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Похоже, я — из свежих роз!..

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Всепожирающая страсть!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Имя Твое.

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Знай наших!

6 час. назад

Александра Треффер рекомендует материал Мой безвизовый дебют