О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Проза  18 февраля 2009 02:29:52

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 5

Григорий Ганзбург

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 5
  О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман

Документальная повесть

Часть 5

http://h.ua/story/173696/ Часть 4.

http://h.ua/story/173498/ Часть 3.

http://h.ua/story/173037/ Часть 2.

http://h.ua/story/172096/ Часть 1.

Благодаря двум шумановским опусам петербургская поэтесса Е. Кульман вошла в историю мировой культуры. В свою очередь сокровищница мировой культуры пополнилась уникальными музыкальными произведениями благодаря творческому импульсу, полученному композитором от этой поэтессы. Произведения искусства рождаются при особого рода волнении души художника (например, в 1837 году Шуман писал Кларе Вик о «Танцах Давидсбюндлеров»: «Они возникли в самом прекрасном волнении, какое я только могу припомнить»[i]). В 1851 году, причиной волнения, из которого родились шумановские опусы 103 и 104, была поэзия Кульман.

Шумановеды относятся к этому факту в духовной биографии композитора по-разному, бывает, что и с недоумением, если оценивают кульмановскую поэзию негативно. Случается, даже видят в предпочтении Шуманом стихов Е.Кульман — симптом помрачения ума... Выразительно формулирует такую точку зрения английский музыковед Э.Семс: «Не знаешь, чему больше удивляться, скудости ли похлебки или необъятности черпака. Еще более огорчительна готовность, с которой Шуман поглотил все это кушанье, серьезно восхваляя его вкус. Рано умершая девочка была для него, подобно Миньоне, трагической фигурой и возбудила в нем сочувствие»[ii]. А.Ноймайр в связи с этим прямо говорит о психическом нездоровьи Шумана: «Роберт был очарован стихами трагически погибшей 17-летней поэтессы Элизабет Кульман. То, что он был в таком восторге от напыщенных, чувственных стихов этой \"поэтессы\", заставляет задуматься и показывает, что его ранее столь надежный рассудок и самоконтроль заметно пострадали».[iii] Ранее подобное мнение высказывалось в книге Й. Ф. Василевского о Шумане и следующим образом резюмировано в рецензии на нее Ф. Бренделя: \"[…] автор книги усматривает в преклонении Шумана перед поэтессой Елизаветой Кульман […] знак падения его умственных сил […]\".[iv]

Приведенные цитаты свидетельствуют, что Шуман и в этом случае не был понят. Важно учитывать, что выбор композитором тех или иных поэтических текстов происходит не всегда по одним и тем же основаниям и критериям. Иногда композитору бывает нужен строго определенный метроритмический, иногда сюжетный материал, иногда выбор диктуется заказом, конъюнетурой и т. д. Но из всех случаев обращения композиторов к поэтическим (и вообще литературным) источникам можно выделить те особые случаи, когда выбор обусловлен «влечением родственных натур» (выражение, которое Куно Фишер употребил в 7-м томе своей «Истории философии», называя одну из причин сближения Шеллинга с Каролиной Шлегель[v]).

Выбор стихов для сочинения вокальной музыки уже сам по себе является творческим актом (и отличительным признаком индивидуального стиля музыканта). Ведь поэзия (как совокупность стихотворных текстов на данном языке) – общая для всех читателей и для каждого одинакова если не по смыслу, то по составу произведений. Для всех композиторов поэзия предстает как один и тот же набор текстов, однако стихотворения, выбранные двумя композиторами из одинакового набора, почти всегда оказываются разными. Исследователь (биограф, теоретик или историк искусства), конечно, не обязан разделять вкусы изучаемого композитора и его пристрастие к тем или иным поэтам и стихам, но должен (как минимум) уважать его выбор.

Обсуждать медицинскую подоплеку литературных предпочтений, то есть усматривать психопатологические причины, которые якобы могли обусловить творческое поведение композитора (на что намекает А.Ноймайр), — нет оснований: в 1851-1852 гг. интеллект Шумана и способность критического суждения были сохранны. Заподозрить же, что Шуман стал по каким-то соображениям превозносить слабую поэзию, — невозможно, если знать его принципы и стиль профессионального поведения. О себе и своих единомышленниках Шуман писал, что они стремятся «к тому, чтобы словом и делом воздвигать плотину против посредственности»[vi]. При выборе литературной основы для вокальной музыки Шуман руководствовался весьма жестким критерием, вот его слова: «Сплести музыкальный венок вокруг головы истинного поэта — нет ничего прекрасней; но тратить его на будничное лицо — стоит ли это усилий?»[vii]. О Кульман же он так отозвался в письме издательству «Фр.Кистнер» от 10 июня 1851 года: «[...]по моему мнению, она существо исключительное, и не только как поэтесса[...]»[viii]. О Собрании стихотворений Кульман, напечатанном на немецком языке шестым изданием: «[...]это воистину блаженный остров, всплывший из хаоса нашей современности» (из письма к Р.Полю от 25 июня 1851 г.)[ix].

В том же 1851 году Шуман сочинил на стихи Е.Кульман два произведения: «Девичьи песни» Ор.103 для двух голосов и фортепиано, и «Семь песен Елисаветы Кульман. На память о поэтессе» Ор.104 для голоса и фортепиано (в общей сложности одиннадцать композиционных единиц). Принципиально важно, что, сочиняя цикл Ор.104, композитор ставил перед собой и специальную (пропагандистскую) задачу: сделать имя Е.Кульман широко известным. Это ясно из «Посвящения» и авторских комментариев к песням. (И это согласуется с общим принципом, который Шуман сформулировал для себя в 1842 году: «Я всегда стремился воздавать должное всем духовно выдающимся личностям всех эпох»[x] и с еще более ранним его замечанием из статьи 1836 года: «[...] музыка есть воспоминание о самом прекрасном, что жило и умирало на земле»[xi].)

[i] . : .. : . .: , 1964.-. 292.

[ii] . : . //- /.-. .., ... - ., 1996. - . 92.

[iii] . : . - --: , 1997. - . 290.

[iv] Брендель Ф. Из рецензии на книгу Й. Ф. Василевского \"Роберт Шуман. Биография\" // Воспоминания о Роберте Шумане / Составление, комментарии, предисловие О. В. Лосевой. Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. — М.: Композитор, 2000. — С. 101.

[v] См.: Фишер К. История философии. Т. 7. Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение / Пер. Н. О. Лосского. – СПб., 1905. – С. 58.

[vi] Шуман Р. О музыке и музыкантах. .II-.-.,1978.-.145.

[vii] . - .276.

[viii] . . .2. - ., 1982.- . 282.

[ix] .- . 284.

[x] . . . 1 - ., 1970. - . 43.

[xi] . : . . 1. - ., 1975. - . 347.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 3494
Отредактировано: 18-02-2009 [02:35]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +2
Всего комментариев: 2, Всего рецензий: 5
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

09:43 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Anton GonG Харьков
Точка зрения,ято психически нездоровые люди творят, имеет право на жизнь.
====================
http://h.ua/story/174319/%5C%22http://h.ua/story/173696/%C2%A0%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%5C%22
==================
ССЫЛЛКИ формируются не правильно. Но не Ваше, скорее всего, в этои вина.
10:32 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
13:51 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно!
20:22 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Бах Винница
музыка есть воспоминание о самом прекрасном, что жило и умирало на земле"

Музыка есть прекрасное настоящее, будущее -- в общем, вечность.
22:07 18/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк

Комментарии

Рекомендует этот материал
13:51 18/02/09
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
22:07 18/02/09

Live

2 час. назад

Белка Белкина рекомендует материал Перестройка в РПЦ МП ч.4

2 час. назад

Белка Белкина рекомендует материал МОСТ

2 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Уймись Киев путиноидов, Грузия его уже изгнала и желает суда над Михо!

3 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

4 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Я — зомби

4 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Про українську політику

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Сьогодні о третій... Юля і Саакашвілі. Короткі замальовки.

5 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Я — зомби

6 час. назад

Владимир Некрасов публикует статью СНОВА ЗДОРОВО, ГРАЖДАНЕ?

7 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Уймись Киев путиноидов, Грузия его уже изгнала и желает суда над Михо!

7 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "ГИТАРА" Федерико Гарсиа Лорка

7 час. назад

Жиго публикует статью Благословенний день...

9 час. назад

Писной Андрей публикует статью МОСТ

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "ГІТАРА" Federiko Harsia Lorka

9 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал "ГИТАРА" Федерико Гарсиа Лорка

9 час. назад

Назар Слюсар рекомендует материал Хто є хто в Україні

10 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Когда посольство Украины переедет в Иерусалим?

11 час. назад

Олександра Адамчук публикует статью В Киеве открылся сезон «Танцев-шманцев
»

11 час. назад

Геннадий Балашов публикует статью Я — зомби

15 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Історичний музей у Чернігові – усср?

16 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

16 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

16 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Сьогодні о третій... Юля і Саакашвілі. Короткі замальовки.