О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Проза  14 февраля 2009 15:56:04

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 4

Григорий Ганзбург

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 4
О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман

Документальная повесть

Часть 4

 

http://h.ua/story/173498/ Часть 3.

http://h.ua/story/173037/ Часть 2.

http://h.ua/story/172096/ Часть 1.

 

 

То обстоятельство, что книга Кульман попала в руки Роберта Шумана и увлекла его, — главное событие в посмертной истории наследия поэтессы. Как писал ученый-библиограф М.Н.Куфаев, «у книги своя жизнь, своя судьба, своя борьба за жизнь и свое счастье»[1]. Об этом эпизоде известно следующее. Книга Кульман попала к Шуману 28 мая 1851 года, сочинение музыки на ее стихи завершено 1 июня того же года[2] (два вокальных цикла, Ор. 103, 104), письмо Шумана в издательство «Фр.Кистнер» с предложением напечатать эту музыку датировано 10 июня[3]. Издание состоялось в том же году, после чего композитор послал экземпляр нот К.Гросгейнриху и в ответ получил от него новое издание книги Кульман и ее портрет[4]. По сведениям О.Лосевой, портрет этот «висел в рабочей комнате композитора в Дюссельдорфе»[5].

Но на этом история не закончилась и имеет печальное продолжение. Шуман, как известно, в последние годы жизни страдал прогрессирующим мозговым заболеванием, во время приступов которого терял самоконтроль. В 1854 году после попытки самоубийства он сам настоял на необходимости жить в изоляции (утрачивая временами способность контролировать свои действиям, он, по-видимому, опасался находиться вместе с семьей и предпочел быть изолированным). В психиатрической лечебнице в Энденихе (в окрестностях Бонна) Шуман прожил последние два с половиной года. Там в периоды просветлений сознания работал над новой фортепианной аранжировкой Каприсов Паганини, правил корректуру своей Праздничной увертюры для боннского издательства. В письмах к близким он время от времени просил о присылке разного рода литературы, в основном для работы. В частности, он просил присылать для прочтения ноты новых сочинений Брамса и некоторые книги из своей домашней библиотеки в Дюссельдорфе. В марте 1855 года в последнем письме к Брамсу Шуман попросил две книги (ставшие последними в его жизни)[6], это были стихи Элизабет Кульман и Атлас мира... (Если композитор заказывает книгу стихов, ранее уже им читанную и дважды послужившую источником текстов для музыки, это может косвенно свидетельствовать о планах создать на тексты из этой книги новые вокальные сочинения. Поэтому с большой вероятностью можем предположить, что в последние месяцы жизни Шуман намеревался продолжить сочинение музыки на стихи Кульман.)

Факт горячего увлечения Р. Шумана поэзией Кульман — убедительное свидетельство подлинной художественной ценности ее стихов В таких вопросах Шуман никогда не ошибался, обладая «абсолютным слухом» в области поэзии (к тому же, как писал Лессинг, «гения может вдохновить только гений»[7]).

Дар слова постоянно сопутствовал музыкальному дару Шумана. Тонкий знаток художественной словесности, он был блистательным писателем-публицистом, чьи статьи и письма стали ценным памятником литературы романтического периода. Здесь, как и в его музыкальном наследии, воплотились талант, вкус и мастерство боль­шого художника. В обоих видах творчества — музыкальном и словесном — Шуман был велик, свободен и нов. Свободен как публицист, размышляющий о музыке и о жизни, велик как музыкант, обогативший наше ощущение и самой жизни, и рефлексирующей над нею литературы.

Но деяния Шумана-писателя и Шумана-композитора, как правило, оставались разновременны, приводя к выдающимся результатам в каждой области творчества отдельно: его статьи обходятся без звучащих музыкальных иллюстраций, а музыка — без словесных комментариев. В вокальных жанрах Шуман работал всегда с про­изведениями других литераторов, вовлекая их в новое музыкально-поэтическое единство. В инструментальных жанрах — ограничивался немногословными программными заголовками пьес, ремарками («Карнавал», «Крейслериана» и др.), реже эпиграфами (Фантазия C-dur, «Лесные сцены»). Принципиальный, продуманный характер этого разделения обоих видов творчества виден из письма к Г.Хиршбаху от 7 сентября 1838 г., где Шуман советует: «Как можно меньше примешивайте свой композиторский талант к Вашим писательским высказываниям [...]».[8] (Ту же мысль, но выраженную в шутливой форме, находим в письме к А.Штракериану от 24 июля 1853 г.: «Писание нот и букв часто бывает несовместимым»[9].)

Существует лишь одно произведение, в котором, изменив своему принципу, Шуман-музыкант заговорил (или Шуман-литератор прибег к музицированию), про­изведение, где художественный образ создавался одновременным оперированием музыкальными и словесными средствами, на границе двух видов искусства — музыки и литературы. Это произведение — «Семь песен Елисаветы Кульман. На память о поэтессе» Ор.104 — представляет собой весьма необычную композицию, в структуру которой помимо поэтического текста вокальной партии входят и другие литератупные компоненты: «Посвящение», предисловия к каждой песне и послесловие. В них Шуман кратко излагает историю жизни героини. А героиней является реальный человек — Елисавета Кульман, чьи стихи послужили поэтической основой песен, поэтесса, жившая в России (в Санкт-Петербурге) в первой четверти ХIX века. Всё, что касается этой поэтессы, составляет историю прототипа шумановского образа, то есть, по существу, предысторию произведения.

 

 

[1] .. . ( ) // .. : .- a., 1981.-. 21.

[2] . .. .: . //- . - ., 1996. - . 88.

[3] . . - ., 1982. - . 2. - . 282.

[4] . . - . 104, 10.

[5] . - _. 93.

[6] .: . . . 2. - ., 1982. - . 387.

[7] .. .-.: , 1953.-. 372.

[8] . . .1. - .: «», 1970.-.390.

[9] . . .2. - ., 1982. - . 346.

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 2192
Отредактировано: 14-02-2009 [20:00]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 1, Всего рецензий: 2
Читайте также

Кравчук прокомментировал российско-украинские отношенияКравчук прокомментировал российско-украинские отношения

Президент Украины в 1991-1994 годах Леонид Кравчук заявляет, что Россия любила Украину до тех пор, пока она ”лежала под ней”. Как передае ...

Бывший министр угольной промышленности сконцентрировал 90,5% акций банка "Земельный капитал"Бывший министр угольной промышленности сконцентрировал 90,5% акций банка "Земельный капитал"

Физическое лицо увеличило участие в уставном капитале банка "Земельный капитал" (Днепр) до 90,4547% с 84,0912%, сообщил банк в системе раскрытия инфор ...

Омелян выступает за облегченную процедуру пересечения западной границыОмелян выступает за облегченную процедуру пересечения западной границы

Министр инфраструктуры Владимир Омелян подчеркивает необходимость сделать все, чтобы украинские граждане и граждане Евросоюза удобно и быстро пересека ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

19:14 14/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Информативно, увлекательно, легко изложено.
21:43 14/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк

Комментарии

Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? РЕКОМЕНДУЮ
21:44 14/02/09

Live

47 мин. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Вже скільки впало їх у цю безодню (з М. Цвєтаєвої)

3 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал "Насиділи вони вже геморой..."

3 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал "Насиділи вони вже геморой..."

12 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

13 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

13 час. назад

Родослав Корченюк рекомендует материал Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

13 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал То чи хрестили москаля?

14 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал То чи хрестили москаля?

14 час. назад

Родослав Корченюк удаляет комментарий к материалу То чи хрестили москаля? от Родослав Корченюк

14 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал То чи хрестили москаля?

14 час. назад

Родослав Корченюк комментирует материал То чи хрестили москаля?

15 час. назад

Таня Бідзіля рекомендует материал Коли знаєш, що дні будуть віддані зливам...

15 час. назад

Таня Бідзіля комментирует материал Свято Преображення Господнього

15 час. назад

Таня Бідзіля комментирует материал Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

15 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Сезонне і вічне у літньому інформаційному просторі України

15 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Обращение вора в законе Юрки Енакиевского к президенту

15 час. назад

antov рекомендует материал Діалог

16 час. назад

Карина Вильнштейн публикует статью АНТИКОРУПЦІОНЕР
И

16 час. назад

Григор Новохатько публикует статью Діалог

16 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Вже скільки впало їх у цю безодню (з М. Цвєтаєвої)

16 час. назад

Таня Бідзіля публикует статью Нове видання про родину Гузарів презентували в заповіднику

16 час. назад

Таня Бідзіля публикует статью Англомовний табір зацікавив гімназистів