О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Проза  14 февраля 2009 15:56:04

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 4

Григорий Ганзбург

О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман. Часть 4
О посмертном существовании поэтессы Елисаветы Кульман

Документальная повесть

Часть 4

 

http://h.ua/story/173498/ Часть 3.

http://h.ua/story/173037/ Часть 2.

http://h.ua/story/172096/ Часть 1.

 

 

То обстоятельство, что книга Кульман попала в руки Роберта Шумана и увлекла его, — главное событие в посмертной истории наследия поэтессы. Как писал ученый-библиограф М.Н.Куфаев, «у книги своя жизнь, своя судьба, своя борьба за жизнь и свое счастье»[1]. Об этом эпизоде известно следующее. Книга Кульман попала к Шуману 28 мая 1851 года, сочинение музыки на ее стихи завершено 1 июня того же года[2] (два вокальных цикла, Ор. 103, 104), письмо Шумана в издательство «Фр.Кистнер» с предложением напечатать эту музыку датировано 10 июня[3]. Издание состоялось в том же году, после чего композитор послал экземпляр нот К.Гросгейнриху и в ответ получил от него новое издание книги Кульман и ее портрет[4]. По сведениям О.Лосевой, портрет этот «висел в рабочей комнате композитора в Дюссельдорфе»[5].

Но на этом история не закончилась и имеет печальное продолжение. Шуман, как известно, в последние годы жизни страдал прогрессирующим мозговым заболеванием, во время приступов которого терял самоконтроль. В 1854 году после попытки самоубийства он сам настоял на необходимости жить в изоляции (утрачивая временами способность контролировать свои действиям, он, по-видимому, опасался находиться вместе с семьей и предпочел быть изолированным). В психиатрической лечебнице в Энденихе (в окрестностях Бонна) Шуман прожил последние два с половиной года. Там в периоды просветлений сознания работал над новой фортепианной аранжировкой Каприсов Паганини, правил корректуру своей Праздничной увертюры для боннского издательства. В письмах к близким он время от времени просил о присылке разного рода литературы, в основном для работы. В частности, он просил присылать для прочтения ноты новых сочинений Брамса и некоторые книги из своей домашней библиотеки в Дюссельдорфе. В марте 1855 года в последнем письме к Брамсу Шуман попросил две книги (ставшие последними в его жизни)[6], это были стихи Элизабет Кульман и Атлас мира... (Если композитор заказывает книгу стихов, ранее уже им читанную и дважды послужившую источником текстов для музыки, это может косвенно свидетельствовать о планах создать на тексты из этой книги новые вокальные сочинения. Поэтому с большой вероятностью можем предположить, что в последние месяцы жизни Шуман намеревался продолжить сочинение музыки на стихи Кульман.)

Факт горячего увлечения Р. Шумана поэзией Кульман — убедительное свидетельство подлинной художественной ценности ее стихов В таких вопросах Шуман никогда не ошибался, обладая «абсолютным слухом» в области поэзии (к тому же, как писал Лессинг, «гения может вдохновить только гений»[7]).

Дар слова постоянно сопутствовал музыкальному дару Шумана. Тонкий знаток художественной словесности, он был блистательным писателем-публицистом, чьи статьи и письма стали ценным памятником литературы романтического периода. Здесь, как и в его музыкальном наследии, воплотились талант, вкус и мастерство боль­шого художника. В обоих видах творчества — музыкальном и словесном — Шуман был велик, свободен и нов. Свободен как публицист, размышляющий о музыке и о жизни, велик как музыкант, обогативший наше ощущение и самой жизни, и рефлексирующей над нею литературы.

Но деяния Шумана-писателя и Шумана-композитора, как правило, оставались разновременны, приводя к выдающимся результатам в каждой области творчества отдельно: его статьи обходятся без звучащих музыкальных иллюстраций, а музыка — без словесных комментариев. В вокальных жанрах Шуман работал всегда с про­изведениями других литераторов, вовлекая их в новое музыкально-поэтическое единство. В инструментальных жанрах — ограничивался немногословными программными заголовками пьес, ремарками («Карнавал», «Крейслериана» и др.), реже эпиграфами (Фантазия C-dur, «Лесные сцены»). Принципиальный, продуманный характер этого разделения обоих видов творчества виден из письма к Г.Хиршбаху от 7 сентября 1838 г., где Шуман советует: «Как можно меньше примешивайте свой композиторский талант к Вашим писательским высказываниям [...]».[8] (Ту же мысль, но выраженную в шутливой форме, находим в письме к А.Штракериану от 24 июля 1853 г.: «Писание нот и букв часто бывает несовместимым»[9].)

Существует лишь одно произведение, в котором, изменив своему принципу, Шуман-музыкант заговорил (или Шуман-литератор прибег к музицированию), про­изведение, где художественный образ создавался одновременным оперированием музыкальными и словесными средствами, на границе двух видов искусства — музыки и литературы. Это произведение — «Семь песен Елисаветы Кульман. На память о поэтессе» Ор.104 — представляет собой весьма необычную композицию, в структуру которой помимо поэтического текста вокальной партии входят и другие литератупные компоненты: «Посвящение», предисловия к каждой песне и послесловие. В них Шуман кратко излагает историю жизни героини. А героиней является реальный человек — Елисавета Кульман, чьи стихи послужили поэтической основой песен, поэтесса, жившая в России (в Санкт-Петербурге) в первой четверти ХIX века. Всё, что касается этой поэтессы, составляет историю прототипа шумановского образа, то есть, по существу, предысторию произведения.

 

 

[1] .. . ( ) // .. : .- a., 1981.-. 21.

[2] . .. .: . //- . - ., 1996. - . 88.

[3] . . - ., 1982. - . 2. - . 282.

[4] . . - . 104, 10.

[5] . - _. 93.

[6] .: . . . 2. - ., 1982. - . 387.

[7] .. .-.: , 1953.-. 372.

[8] . . .1. - .: «», 1970.-.390.

[9] . . .2. - ., 1982. - . 346.

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 2255
Отредактировано: 14-02-2009 [20:00]
delete
Григорий Ганзбург
Григорий Ганзбург, Харьков, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +1
Всего комментариев: 1, Всего рецензий: 2
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

19:14 14/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Информативно, увлекательно, легко изложено.
21:43 14/02/09
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк

Комментарии

Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? РЕКОМЕНДУЮ
21:44 14/02/09

Live

5 час. назад

Писной Андрей комментирует материал Я БУДУ ПЕРВОЙ

13 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

14 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

14 час. назад

Влочега комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

15 час. назад

Khomiaklit комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

15 час. назад

Khomiaklit комментирует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

17 час. назад

Жиго публикует статью Навіщо, пані, Вам планета?

17 час. назад

Писной Андрей публикует статью ГОЛОС

18 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

18 час. назад

Влочега рекомендует материал Загадки Мавринского майдана ч.1

18 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

18 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

18 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

18 час. назад

Белка Белкина комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

18 час. назад

Влочега рекомендует материал Підсумки року з подачі штатної соціології

18 час. назад

Влочега рекомендует материал Не будь юрбою!

19 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

19 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

19 час. назад

Назар Слюсар комментирует материал Как дело " о сепаратизме" превратилось в дело" предателей-мент
ов" сдавших Мариуполь"

19 час. назад

Khomiaklit публикует статью Підсумки року з подачі штатної соціології

19 час. назад

antov рекомендует материал Загадки Мавринского майдана ч.1

19 час. назад

antov пишет рецензию на публикацию Загадки Мавринского майдана ч.1