О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Экономика  27 ноября 2008 16:08:23

Автор: ЮРИЙ РУДЕНЯ

Мы за ценой не постоим… По какой цене Украине придётся покупать газ?

Мы за ценой не постоим… По какой цене Украине придётся покупать газ?
Цена на импортируемый газ для Украины с недавних пор плавно перешла из экономической категории в философскую. Популярное ещё пару лет назад мнение «будем дружить с Россией – будет дешёвый газ» сменилось в обзорах аналитиков мрачным раздумьем «быть иль не быть». И, надо признать, основания для пессимизма довольно веские. Украинская экономика, «заточенная» с советских времён под неограниченное потребление дешёвого газа оказалась в новых условиях исключительно уязвимой. Как подсчитали в МВФ, каждые 10% роста цены на газ оборачиваются для Украины падением ВВП на 0,5% и ростом инфляции на 0,8%. Поскольку цены на газ растут стремительно, а меры по снижению газоёмкости экономики предпринимаются лишь на уровне отдельных компаний, то наступление кризиса является лишь вопросом времени. И, похоже, что именно 2009 год станет переломным.

В том, что с 1 января цена на газ возрастёт очень существенно, уже никто не сомневается. Вопрос стоит лишь о том к чему готовиться украинской экономике – к нокдауну или нокауту. Цена покупки $250 за 1000 м3 газа на российско-украинской границе, заложенная в проект бюджета на следующий год (в этом году она составляет $179,5 за 1000 м3), по общему мнению, слишком уж оптимистична. Уже с начала года Россия не уставала посылать нашей стране недвусмысленные сигналы. То Сергей Лавров вскользь упомянет, что для Украины цена на газ в следующем году удвоится, то Дмитрий Медведев заявит, что Украина будет покупать Российский газ по европейским ценам. Не остался в стороне и глава Газпрома Алексей Миллер, радостно отрапортовавший за день до газовых переговоров между Россией и Украиной, что уже в октябре цена на газ, поставляемый в Европу, превысила $500 за 1000 м3. На этом фоне соглашение, зафиксированное в Меморандуме между правительствами двух стран, о поэтапном повышении цены на газ до европейского уровня в течение трёх лет выглядит большим достижением. Вот только сама цена на следующий год так и не была озвучена. Похоже, что украинцам готовят очередной новогодний сюрприз.

Впрочем, не следует думать, что рост цены на газ вызван лишь злой волей кремлёвских руководителей. Природный газ – товар очень специфический и цена на него формируется целым набором рыночных и не очень рыночных факторов, каждый из которых действует независимо от остальных. К этим факторам относятся: российский газовый баланс и ситуация в Газпроме; уровень европейского спроса; цена импортируемого Россией среднеазиатского газа; возможность получать неконтролируемую прибыль через фирмы-посредники; цена на другие энергоносители; целесообразность обмена уступок в цене на газ на политические или экономические преференции. Попробуем рассмотреть возможный вклад каждого из этих факторов в будущую цену на газ для Украины.

ГАЗПРОМ И РОССИЙСКИЙ ГАЗОВЫЙ БАЛАНС
За последние несколько лет произошло резкое падение газодобычи на месторождениях Уренгоя и Ямбурга, которые дают около 60% всего Газпромовского газа. Объём падения газодобычи на этих месторождениях по оценкам центра «НОМОС» с 2002 года составляет около 140 млрд м3 в год. В то же время ввод в эксплуатацию месторождений Ямала и Штокмана задерживается на неопределённый срок из-за хронического недофинансирования. По оценке самого Газпрома в разработку только этих месторождений необходимо вкладывать более $10 млрд ежегодно, тогда как реальное финансирование в разработку всех новых месторождений за последние семь лет в среднем составило менее $4 млрд в год. Поэтому в ближайшие 5, а то и 10 лет поступления газа из Ямала и Штокмана не предвидится. А ввод в эксплуатацию крупного месторождения «Заполярное» и ещё нескольких новых месторождений слабо сказался на росте газодобычи – они лишь компенсировали истощение старых месторождений.
В то же время обязательства Газпрома по экспорту постоянно растут, а потребление газа в самой России увеличивается на 2,5% ежегодно. В России назревает дефицит газового баланса, который по оценкам Института энергетической политики уже в 2010 году может достигнуть 100 млрд м3. Из-за нехватки финансов на разработку новых месторождений Газпром вынужден закупать недостающий газ в Средней Азии, а для привлечения дополнительных средств на геологоразведку он намеревается поднять к 2011 году внутреннюю цену на газ до уровня 70% от европейской. Всё это осложняется разразившимся финансовым кризисом, который за три месяца обрушил капитализацию Газпрома более чем в два раза. Сейчас как никогда ранее Газпром нуждается в деньгах и для того, чтобы добиться от него уступок требуются весомые аргументы.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СПРОС И ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦЕНА
Европа импортирует из России свыше 40% потребляемого ею газа, темпы роста потребления газа в странах Евросоюза составляют 2% в год и никакого снижения спроса, несмотря на постоянно растущую цену пока не наблюдается. Комбинация повышенного спроса на газ богатых европейских потребителей с назревающим дефицитом российской ресурсной базы определяет неизбежную тенденцию к росту цен, хотя единой формулы ценообразования нет. Цена складывается по результатам переговоров отдельно с каждой страной. К примеру, цена 1000 м3 газа на конец 2008 года для Польши составит $380, для Румынии - $365, для Молдовы - $258. В следующем году во всех этих странах вполне возможен очередной скачок цены на газ. Как видим, Украине на фоне её соседей грех жаловаться. Дешевле чем мы получает газ лишь Беларусь, но и ей в 2009 году придётся платить не менее $250 за 1000 м3. Фактор европейской цены играет против Украины, а неготовность к ней украинской экономики не может быть убедительным аргументом в переговорах.

ЦЕНА СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ГАЗА
Долгое время цена на среднеазиатский газ определялась лишь доброй волей Газпрома – никакой реальной альтернативы российской трубе ни у Туркмении, ни у Узбекистана, ни у Казахстана не было. Так продолжалось до тех пор, пока перспектива грядущего дефицита энергоресурсов не вынудил европейцев и американцев обратить внимание на Каспийский регион. После ввода в строй нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан закономерно на повестку дня стал вопрос о проекте аналогичного газопровода, получившего имя «Наббуко». Западные дипломаты зачастили в Туркмению и Казахстан с предложением строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан для последующего экспорта в Европу. Для Газпрома подобный вариант грозил обернуться тяжелейшим кризисом, поскольку среднеазиатского газа и для Газпрома и для Европы могло не хватить. К тому же часть туркменского газа уже начала уходить «на сторону» - в Китай и Иран.

Планы строительства Транскаспийского газопровода, казалось, были пресечены визитом в среднеазиатские страны Владимира Путина в мае 2007, по итогам которого было принято решение о строительстве Прикаспийского газопровода (по берегу Каспийского моря из Туркмении через Казахстан в Россию) и реконструкции газопровода Средняя Азия-Центр. По этим договорённостям Россия сможет обеспечить себе дополнительные поставки среднеазиатского газа в объёмах порядка 50 млрд м3. Однако, возможность альтернативного маршрута экспорта газа дала среднеазиатским странам весомый козырь в торговле с Россией. В самом деле – если Газпром не устраивает цена на среднеазиатский газ, то Туркмения, Казахстан и Узбекистан могут более благосклонно отнестись к идее Транскаспийского газопровода. В марте 2008 года руководители трёх стран выступили с совместным заявлением, в котором озвучили для Газпрома цену на свой газ в 2009 году - $300 за 1000м3. Если это намерение станет реальностью, то крайне сомнительно, что Россия продаст Украине газ дешевле, чем покупает сама. И цена на газ будет заведомо выше $300 за 1000м3.

ФИРМЫ-ПОСРЕДНИКИ
Цена на газ может определяться не только интересами Газпрома и российского бюджета, но и частными интересами отдельных государственных служащих. За последние полтора десятилетия перед нашими глазами прошла целая череда частных компаний, продававших Украине российский и туркменский газ. Поначалу, их появление было вызвано неплатежеспособностью потребителей газа, и необходимостью организации бартерной формы оплаты. Первой ласточкой была «Республика», которую в скором времени сменила «Итера», начавшая с оплаты бартером за туркменский газ и закончившая реализацией Газпромовских налогов Ямало-Ненецкому округу, которые Газпром оплачивал газом. Газпромовская цена составляла $2-7,5 за 1000 м3, а «Итера» продавала этот газ в Украине по $70-80 и при этом умудрялась иметь долги, как перед Ямало-Ненецким округом, так и перед Туркменией. Пока «Итера» меняла кирпичи и зубные щётки на туркменский газ, легендарная ЕЭСУ занималась тем же самым, но уже с Россией. Классикой жанра стали поставки в обмен на российский газ украинских солдатских тумбочек по $100 за штуку.

Смена одних фирм-посредников на другие хронологически совпадала со сменой правительств в России и Украине или перестановками в руководстве Газпрома. После президентских выборов в России и прихода в Газпром Алексея Миллера в венгерском городке Чабды один израильский адвокат и три румынских безработных регистрируют компанию ЮралТрансГаз, которая получает эксклюзивное право транспортировать и растаможивать туркменский газ на территории Украины, и даже продавать его в Европу. А смена власти в Украине после длительного и бурного выяснения отношений как внутри страны, так и с российскими партнёрами привела к тому, что все права на продажу среднеазиатского газа в Украине оказываются в руках швейцарской компании РосУкрЭнерго.

Смысл существования всех этих посредников состоит в получении неконтролируемых доходов, которые можно извлечь лишь при условии, что по одной и той же трубе поступает один и тот же газ по нескольким разным ценам. И чем больше разница в ценах, тем больше прибыль. Поэтому фактор наличия фирмы-посредника играет на понижение цены на газ для Украины. Однако взять дешёвый газ уже негде. Если цена среднеазиатского газа, как нам обещают, подскочит почти в три раза, то существование фирмы-посредника теряет смысл – нет существенной разницы цен, на которой можно играть. Этот печальный для украинской экономики факт и был зафиксирован в недавнем Меморандуме между правительствами России и Украины, в котором предусмотрены прямые закупки газа НАК «Нафтогазом» у Газпрома.

ЦЕНА НА ДРУГИЕ ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ
С точки зрения здравого смысла цена на газ должна быть связана с ценами на другие энергоносители. Грубо говоря, из 1000 м3 газа можно получить примерно столько же энергии, сколько из 1 т нефти. И если из-за начавшейся рецессии и из-за того, что Саудовская Аравия, играя на фьючерсах начала тянуть цену спота вниз нефть подешевела в три раза, то рост цены на газ на этом фоне выглядит довольно странно. Дело в том, что замедление производства пока не привело к снижению спроса на газ, который поставляется по долгосрочным контрактам. Но не исключено, что это может произойти в будущем, и аргумент, которым последние годы пользовался Газпром, о том, что цена на газ растёт из-за роста цены на нефть, уже не работает.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ
Поскольку наша страна заинтересована в минимально возможной цене на газ, ей придётся искать весомые аргументы, способные убедить Газпром. И Украине есть, что предложить – это условия транзита российского газа и его хранения в ПГХ; условия работы на рынке Украины стопроцентной дочки Газпрома, ООО «Газпром Сбыт Украина»; преференции для некоторых российских компаний и их западных финансовых партнёров; некоторые внешнеполитические шаги Украины, важные для России.

Очевидно, что все эти аргументы будут задействованы и окажут влияние на формирование цены на газ. Однако следует понимать, что диапазон возможностей находится в очень узком коридоре. Минимальная для Украины цена на нефть будет на $40-60 превышать цену закупки Россией среднеазиатского газа, а максимальная – 70-80% от цены на газ для Польши в следующем году. Исходя из имеющихся данных, получаем, что цена на газ для Украины в 2009 году должна попасть в диапазон от $340 до $400 за 1000 м3.

Таким образом, в реалиях следующего года цена на газ $340 за тысячу кубометров будет считаться дешёвой. Что означает эта «дешёвая» цена для Украины предсказать не сложно – очередной скачок инфляции, рост в разы коммунальных тарифов, углубление кризиса в химической промышленности и металлургии, ускоренная переориентация экономики с газа на уголь и электричество. И если в ближайшие год-два Украина не сможет сократить свои газовые аппетиты хотя бы на треть, говорить об украинской экономике можно будет лишь в прошедшем времени.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 5309
delete
ЮРИЙ РУДЕНЯ
ЮРИЙ РУДЕНЯ, Одесса, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +10
Всего комментариев: 34, Всего рецензий: 12
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

16:17 27/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Нигде еще я не прочла такой ясной, актуальной статьи. Это работа журналиста высокого профиля.
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Спасибо :)
16:33 27/11/08
Лариса, мне бы интересно было услышать Ваше мнение по поводу моих комментов после моих оценок. Это возможно?
00:25 28/11/08
17:00 27/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
17:12 27/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
17:24 27/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Чем ближе новый год, тем чаще пишем о газе... Уже традиция...
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Да уж, праздник приближается...
17:26 27/11/08
18:45 27/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Удивляет красноречие политиков в сторону России. Попав в такую зависимость необходимо усыплять бдительность поставщиков сладкими речами, выторговывая каждый кубометр, а президент и компания лишь сильнее в дающую руку вгрызается...
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Надо экономикой заниматься, а не пилить газовые деньги. Украина не нуждается в таком количестве газа. Значительную часть его давно можно было заменить углём.
19:31 27/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Привет, Андрей! Спасибо, что заглянул. Остаётся лишь надеяться, пророк из меня никудышний.
19:29 27/11/08
22:45 27/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Sveta Rybalko Харьков
Актуально, добротно, легко изложено. Неясно только, почему всегда для нас новая цена на газ - новость. А кто-нибудь занимается этой проблемой в праительстве?
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Спасибо на добром слове. Сейчас главная проблема - как Россия договорится о цене покупаемого газа со странами Средней Азии. Если она будет меньше 300 долларов, то у Украины будет шанс поторговаться (если конечно своевременно оплатит все долги). В противном случае приётся очень постараться чтобы удержать экономику на плаву. Мы сами себя загнали ловушку, затянув до последнего момента переход с газа на уголь и электричество. И виноваты в этом все правительства - и нынешнее и прошлые.
23:27 27/11/08
23:54 27/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Вообще-то я сильно завысил оценки... Автор очень красиво все расписал, оправдывая складывающееся ценообразование в этой области. Вспоминается выступление Жириновского о проблеме цен: литр бензина стоит как три литра молока, а чтоб получить литр молока нужно потратить три литра бензина! К чему я это? А к тому, что руководители России и еже с ними намерены любым способом задушить всех себе подобных вокруг. Ведь, добыча газа не стоит и десятой части тех денег, которые они запрашивают за газ! И никакие подлые поступки не могут быть оправданы иными столь же подлыми поступками! Я имею в виду оправдание ценообразования на основе цен на среднеазиатский газ! Есть же антимонопольные общепринятые законы, почему они здесь не работают?!
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Я думаю, что если Вы изложите эти аргументы российскому руководству, то оно неприменно к Вам прислушается. cool
00:11 28/11/08
К сожалению, я не дорос до такого уровня, чтобы свободно открывать двери российского руководства, а то бы обязательно изложил! sad
Цитата:
Ведь, добыча газа не стоит и десятой части тех денег, которые они запрашивают за газ!
- что Вы можете сказать по этому поводу? И вообще, хотелось бы ответ услышать по существу, или слабо? evil
00:20 28/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
По существу я написал в статье. Если вам слабо перечитать и понять, что там написано повторю специально для Вас. У Газпрома нет денег на геологоразведку (он сам виноват транжиря средства на непрофильные активы, но это уже неважно). Капитализация Газпрома рухнула и на инвестиции он расчитывать не может. Цена на среднеазиатский газ растёт. Для того, чтобы поддерживать газодобычу на нынешнем уровне в течение ближайших лет у Газпрома может попросту нехватить средств. Месторождения истощаются и необходимо постоянно вводить в эксплуатацию новые. На это требуется примерно 70 млрд долларов, реально было потрачено чуть больше 20млрд. Это что касается себестоимости.
Теперь о балансе спроса и предложения. Еврпа "подсела" на газ. она готова покупать его и по 500 и по 600 долларов за 1000 м3. Если Вы считаете это несправедливым, объяснит европейцам, что они должны платить не более 100 долларов. Наверное Ваши аргументы их убедят.
Ваши замечания абсолютно бессмысленны и не имеют отношения к реальности. К примеру себестоимость добычи нефти в Саудовской Аравии не превышает 5 долларов за баррель. Но цена на нефть никогда не опустится до этого уровня.
Спрос на российский газ значительно превышает предложение и его цена вполне приемлема для стран с разумной структурой энергопотребления.
01:27 28/11/08
Во-первых, статью я прочел внимательно, и перечитывать ее мне нет необходимости. Во-вторых, если Вы воспринимаете на веру всю информацию, которую Вам выдают (та же потребность в 70 млрд., а почему не в 700 или 7000?), то я давно понял, что всему верить нельзя. В-третьих, и это главное, Вы пишете "Еврпа "подсела" на газ", я бы написал "Европу "подсадили" на газ!" и ныне Россия мало отличается от торговцев наркотиками! Все по барабану, главное, денежки выкачать у лохов соседей!
И думается мне, что источник Путинского состояния в 24 млрд., о чем писали здесь, это в основном те же газ и нефть...
12:24 28/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Простите, если Вы нашли в моей статье ошибку или неточность, укажите её конкретно. Сумма 70 млрд - это оценки саммого Газпрома и Института энергетической политикию. Газпром как никто заинтересован в скорейшем вводе в эксплуатацию месторождений Штокмана и Ямала, поскольку уже начал испытывать проблемы газовым балансом. Что касается коррупции в Газпроме, то это отдельная тема. Газпром является чёрной дырой в которой исчезают довольно приличные суммы (См. доклад Милова-Немцова "Путин и Газпром" http://www.milov.info/cp/wp-content/uploads/2008/09/putin-i-gazprom.pdf), но это не является темой этой статьи.
12:53 28/11/08
Вот и я о том же! Тема Вашей статьи объяснить, обелить, оправдать чрезмерно завышенные цены на газ. И с теиой Вы справились очень даже неплохо, о чем свидетельствуют оценки многих рецензентов. Я совсем даже не намекал о том, что в Вашей статье где-то есть какая-то неточность, я говорил о вере, о человечности, иными словами, о том, что когда волк задерет ягненка, то что с него взять, он волк, он хочет кушать! А люди-то не волками должны быть! Вот о чем я!
И то, что "Газпром является чёрной дырой в которой исчезают довольно приличные суммы" и это никак не пересекается с темой Вашей статьи, то это Вам так видится, ну, а на самом деле... эх! да что тут говорить!
13:09 28/11/08
Ну, хорошо хоть "как правило"...
А тему, как правило, указывают в названии статьи, а оно у Вас весьма красноречиво!
14:00 28/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Простите, тема моей статьи не оправдать цену на газ, а попытка разобраться в ситуации, странно, что Вы её так восприняли. Отношения между государствами очень далеки от альтруизма и эмоциональные аргументы здесь, как правило, не работают.
13:28 28/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Надеюсь значение слова "ирония" Вам знакомо, или его тоже нужно расшифровывать?
14:13 28/11/08
Знаете, я давно живу, и что такое ирония знаю хорошо. Поначалу я тоже подумал, что это ирония, но прочитав Вашу статью понял, что все на полном серьезе! Вот, если бы я писал статью на эту тему, то тогда такое название точно было бы иронией, а у Вас...
14:23 28/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Один из законов Мёрфи гласит "если текст не может быть понят двусмысленно, всё равно найдётся тот, кто это сделает".
14:30 28/11/08
Наверное, он прав...
А мне не впервой быть в роли младенца, глаголящего: "А Король-то голый!"
Только знаете, тем самым я вовсе не хочу Вас обидеть... просто хочется, чтобы на некоторые вещи люди смотрели с другой стороны...
17:17 28/11/08
плеханов Киев
А где по другому? Российский Газпром просто игрок на капиталистическом рынке, как и украинские монополисты.

Капитализм не нравится, так наезжайте на систему. evil
12:59 30/11/08
А Вам он нравится? Не тем ли, что здесь делом чести и доблести является успех в раздевании соседей, и, вообще, себе подобных, а на ворованные деньги возводить дворцы, покупать яхты, совершать кругосветные путешествия, романтика! Вот только не та, о которой говорил в свое время Леонов: "Украл, выпил, в тюрьму! Украл, выпил, в тюрьму!Романтика!"
20:34 30/11/08
плеханов Киев
А где по другому? sad sad
20:49 30/11/08
Во-первых, не везде одинаково (есть, например, Китай и не только), но не это главное! Вот, во-вторых, если все так, как Вы, будут к этому моральному беспределу относиться, то и будем долго, очень долго барахтаться в этом болоте. Конечно, за исключением "избранных"! evil
17:37 01/12/08
плеханов Киев
Что же в моей позиции плохого? sad
21:53 01/12/08
Цитата:
А где по другому?
Мол, если везде плохо, так и у нас тоже должно быть плохо! Но это же не обложной дождь, который идет везде, и тут уж ничего не поделаешь, нужно только ждать солнечной погоды. Погоду в обществе мы могли бы создать и иную! И не только могли, а и должны! Я так думаю...
13:27 02/12/08
плеханов Киев
Вот мой пост: "А где по другому? Российский Газпром просто игрок на капиталистическом рынке, как и украинские монополисты.

Капитализм не нравится, так наезжайте на систему." sad

07:19 03/12/08
00:47 28/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Думаю, что львиная доля доходов от продажи газа оседает в карманах фирм-посредников. Такой стратегический продукт необходимо закупать прямыми договорами, а не через мафию…

10:57 28/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Оксана Л. Киев
Не понятно одно: когда Украина наконец начнет увеличивать энергоэффективность, которая сейчас такая, как буд-то мы живем при коммунизме и ни за что не платим. Кто кроме нас может и должен это сделать?
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Хороший вопрос. Думаю, это произойдёт тогда, когда клюнет "жаренный петух", т.е. очень скоро.
11:20 28/11/08
10:40 30/11/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
плеханов Киев
Так, качественный очерк о российских поставках газа и цене. Однако, на мой взгляд, термин "Украина" и газ для "Украины" уводят в тень миллионеров и миллиардеров, а на первое место ставит какого то безликого украинца, который будет страдать от очередного подорожания.
17:25 18/02/10
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление

Комментарии

Рекомендует этот материал
Почему? Надо, надо знать Украинцам что и почем.
16:17 27/11/08
У нас и так зубы на полках... Меняем одного Путина на Ющенко, тимошенко и 90 процентов Верховной рады! cry
18:46 27/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Путин нам не поможет. Он умеет управлять лишь при дорогой нефти. Меры по борьбе с кризисом в России столь же бездарны как и в Ураине.
19:06 27/11/08
Серый Лев Харьков
Рекомендует этот материал
16:21 27/11/08
Рекомендует этот материал
17:00 27/11/08
Скіф Донецк
Рекомендует этот материал
Почему? рекомендую
17:12 27/11/08
Рекомендует этот материал
17:33 27/11/08
Каха Афилу Днепропетровск
Оценить не могу, но в качестве дополнения "Газовая песня".
Слушать здесь: http://surr.su/Default.aspx?id=27&group=267&item=77
19:14 27/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
bravo best LOL ... cry
19:33 27/11/08
Юля Володимирівна стане Президентом і вирішить усі питання!
01:31 28/11/08
Алина Лейби Николаев
sick
12:33 29/11/08
Вообще-то существует вариант, как прожить в этой ситуации.
Поскольку металлургия даже при старых ценах на газ попала в жесткий "дефолт"
из-за общемирового кризиса, было бы правильно прекратить госзакупку газа для нее. Проблемы покупки газа хозякева металлргии должны решать самостоятельно. Цена для населенияможет определяться исходя из минимальной рентабельности собственной добычи
13:16 28/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Ну, в общем-то так и происходит.Нафтогаз и Газпром Сбыт Украиа - это ведь не государство, а коммерческие компании. На счёт населения - не согласен. Нужно прекращать практику отопления газом и перходить на уголь и электричество. Пора прекращать кормить Газпром за свой счёт, нужно кормить собственных производителей. А укранские добытчики газа должны получать хорошую прибыль, чтобы эта отрасль могла развиваться.
13:35 28/11/08
плеханов Киев
"укранские добытчики газа " Кто такие? Почему не знаю? evil evil evil
10:44 30/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Ну, трудно сказать, почему Вы не знаете smile
Украина ежегодно добывает около 20 млрд м3 газа (потребляет свыше 70 млрд м3).
12:37 30/11/08
плеханов Киев
Очень дельное предложение. bravo
10:41 30/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Балдею от Тимошенко. Есть в ней некоторая живость темперамента в сочетании с кокетливой иррациональностью. Медведев и Путин с их рыбьей кровью впадают от неё в когнитивный диссонанс.
15:21 28/11/08
плеханов Киев
Нормально, она же не уточняла, что это за " МЫ". smile
10:42 30/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Совершенно с Вами согласен. Проблема Украины не в нехватке энергоресурсов, а в неправильной структуре энергопотребления. Похоже эта мысль уже начала до всех доходить. Газ необходимо замещать углём и электроэнергие везде, где это возможно. Это не только экономия и стратегическая безопасность, но и развитие собственной энергетики. Слишком уж дорого во всех смыслах нам обходится импортируемый газ.
Что касатся связи цены на газ с ценой на нефть, то это совершенно разные рынки. Цена на нефть определяется не только балансом спроса и предложения, но и является самостоятельным финансовым активом. За последние годы фьючерсы на нефть превратились в объект биржевых спекуляций, что в конечном счёте и стало определять её стоимость. Нынешнее падение цены является целенаправленной игрой на понижение, проводимой совместно Саудовской Аравией и США. Сделки по газу не имеют к этому никакого отношения, поэтому я не думаю, что цена на газ может существенно упасть. Спрос на него очень велик, а предложение ограничено.
23:59 29/11/08
плеханов Киев
" Проблема Украины не в нехватке энергоресурсов, а в неправильной структуре энергопотребления. "

Это какой Украины? Поподробнее. sad
10:47 30/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Я знаю только одну страну с таким названием dknown
12:39 30/11/08
плеханов Киев
На мой взгляд, системной ошибкой писать об Украине(особенно по экономическим и политическим вопросам)как СУБЪЕКТЕ. Я, например, у Российского Газпрома газ не воровал и не ворую и цену за потребление газа мне выставляет не Россия. sad
12:54 30/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Если бы я захотел написать статью о взаимоотношениях гражданина Плеханова с Облгазом, я бы именно об этом и написал. Но тема этой статьи - цена на газ для государства Украина. Это немного разные вещи.
13:44 30/11/08
плеханов Киев
Вольному воля. Если бы государственная собственность в Украине была доминирующей, то и замечания не было бы. А так при СССР - Украина и при господстве монополий -Украина (особенно в экономических статьях) . На мой взгляд. некорректно. cool
14:03 30/11/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Для сокащения импорта газа не нужна разведка. Все технологии известны и доступны. Нужно лишь желание государства стимулировать эти проекты.
22:17 30/11/08
Заявка на изобретение, позволяющее населению гибко использовать ночной тариф, была подана еще - не поверите - в 1983 году. До сих пор валяется... никем не востребована.
12:05 01/12/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
А казалось бы, чего проще - разгрузить ночные пики и топить ночью электричеством? Пока политики будут зарабатывать на газе ни о какой экономии речи быть не может.
12:09 01/12/08
Не так просто. Нужнов каждой квартире установить некое оборудование. Если какая-нибудь фирма заинтересуется, могу продать приоритет... или, лучше в долю smileПрибыльность обеспечена
12:24 01/12/08
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Увы, я нынче далёк от бизнеса sad
13:04 01/12/08
Рекомендует этот материал
22:48 29/11/08
latgal Симферополь
Рекомендует этот материал
Почему? Замечательный и интересный аналитический материал.
11:02 30/11/08
Рекомендует этот материал.
17:25 18/02/10
Да Это только один атомный энергоблок. Чтобы ощутить масштаб.
22:16 02/12/08
Навіть не Мвт, а ГВт.
11:23 02/12/08

Live

4 сек. назад

lusi рекомендует материал Сводка новостей

3 мин. назад

lusi рекомендует материал Идея власти неземной

18 мин. назад

lusi комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

50 мин. назад

Белка Белкина комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

1 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Врождённый инстинкт

1 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Недра Украины ещё богаты!

2 час. назад

Гамаюн Исетский публикует статью Врождённый инстинкт

2 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич публикует статью Недра Украины ещё богаты!

2 час. назад

Элина Данилина рекомендует материал Идея власти неземной

3 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Про нову книгу Миколи Сядристого «Молох ленінізму. Ідеологія державного терору». Перший розділ.

3 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Идея власти неземной

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Сьогодні о третій... Юля і Саакашвілі. Короткі замальовки.

4 час. назад

Вікторія Івченко комментирует материал Про нову книгу Миколи Сядристого «Молох ленінізму. Ідеологія державного терору». Перший розділ.

5 час. назад

Жиго публикует статью Я бачу дощ...

6 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Идея власти неземной

6 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Про нову книгу Миколи Сядристого «Молох ленінізму. Ідеологія державного терору». Перший розділ.

6 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал На Майдані Незалежності. 10 грудня 2017 року.

6 час. назад

Харламов Виктор Георгиевич комментирует материал Дуэли Великих Людей и нелепых путиноидов

6 час. назад

Petro Boriwiter комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

9 час. назад

Петро Гоцуляк комментирует материал Как защищать Украину, - вперёд!.. А в благодарность, - позор и забвение...

9 час. назад

Петро Гоцуляк комментирует материал Чи варто нам підтримувати Міхо?

10 час. назад

Петро Гоцуляк комментирует материал Чи варто нам підтримувати Міхо?

10 час. назад

Владимир Некрасов публикует статью ПРЕЗИДЕНТ СКАЗАЛ – ПРЕЗИДЕНТ СДЕЛАЕТ, ГРАЖДАНЕ?